СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по литературе 11 классРабочая программа по литературе по учебнику для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ В.А.Чалмаев, С.А.Зинин.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании ШМО зам. директора и введено в действие
протокол № ___________ «___»____________2016 г. приказ № ________________
от «___»____________2016 г. ______________________ от «___»_______________2016 г.
_________________________ (подпись) _________________________
(подпись) (подпись)
Рабочая программа по литературе для 11А, 11Б классов
Составитель: учитель высшей квалификационной категории
Мазитова Олеся Арташесовна
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 г.), Примерных программ среднего (полного) общего образования (10-11 кл.), Учебного плана (2015), Примерной программы по литературе среднего (полного) образования для 10-11 классов (авторы: Т.А.Калганова, Э.А.Красновский, А.Г.Кутузов, Ю.И.Лыссый, Н.М.Шанский (2008), которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе, и Положения образовательного учреждения о рабочих программах. Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки по современной русской литературе.
Программа 11-го класса, не отменяя наблюдений за историческим развитием литературы, концентрирует внимание на актуальных для конца Х1Х и ХХ веков проблемах социального, нравственного философского характера: «эволюция и революция», «время и вечность», «война и мир»,
«самосознание и жизнь общества». Выбор наиболее дискуссионных вопросов, тревожащих сознание писателей прошлого и наступившего века, продиктован необходимостью воспитания поколения, вступающего в современный мир. Такое построение курса вызвано не только педагогической необходимостью завершить формирование ценностных ориентаций личности выпускника, но и характером искусства этого времени, все более сближающегося с философией.
Изучение литературы на ступени 11 класса направлено на достижение следующих целей:
Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся.
Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе.
Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Содержание образовательной программы в 11 классе.
№ П/П | Раздел | Количество часов |
1 | Общая характеристика эпохи. | 2 |
2 | «Серебряный век» русской поэзии.
| 14 |
| Символизм | 9 |
| Символизм. «Старшие символисты». |
|
| Поэзия «младосимволистов». |
|
| Поэзия В.Я.Брюсова. |
|
| «Поэзия как волшебство» в творчестве К.Д.Бальмонта. |
|
| Смысл поэзии И.Ф.Анненского. |
|
| А.А.Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока. |
|
| Стихотворение А.А.Блока «Незнакомка». |
|
| Тема Родины в творчестве Блока. |
|
| Поэма А.А.Блока «Двенадцать». |
|
| Акмеизм | 3 |
| Акмеизм. Смысл его манифестов. |
|
| Мир образов Н.Гумилева. |
|
| Ранняя лирика А.Ахматовой. |
|
| Футуризм | 2 |
| Футуризм. Поэзия В.Хлебникова. |
|
| «Эгофутуризм» И.Северянина. |
|
3 | Художественный мир русской прозы начала XX века
| 15 |
| И.А.Бунин. | 4 |
| И.А.Бунин. Очерк жизни и творчества. Основные мотивы лирики. |
|
| И.А.Бунин. Рассказ «Антоновские яблоки». |
|
| Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». |
|
| Рассказы И.А.Бунина о любви: «Легкое дыхание», «Чаша жизни», «Чистый понедельник». |
|
| А.И.Куприн. | 3+1р/р |
| А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Повесть «Олеся» |
|
| Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся». |
|
| Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет». |
|
| Сочинение по рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет». |
|
| А. Аверченко | 1 |
| Традиции русской сатиры в прозе А.Аверченко. |
|
| М. Горький | 5 |
| М.Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького. |
|
| Композиция романтических рассказов М.Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль». |
|
| Особенности жанра и конфликта в пьесе М.Горького «На дне». |
|
| «Во что веришь- то и есть». Роль Луки в драме «На дне». |
|
| Вопрос о правде в пьесе М.Горького «На дне». |
|
| Л.Андреев | 1 |
| Л.Н.Андреев. Жизненный и творческий путь. Рассказ «Иуда Искариот» - «живая рана» души Л.Андреева. |
|
4 | Литература 20-х годов.
| 15 |
| Урок-семинар. Литература 20-х годов. | 1 |
| А. Платонов | 3+ 1р/р |
| Характерные черты времени в повести А.Платонова «Котлован». «Котлован»-реквием по утопии. |
|
| Пространство и время в повести А.Платонова «Котлован». |
|
| Метафоричность художественного мышления А.Платонова в повести «Котлован». |
|
| Подготовка к сочинению по повести А.Платонова «Котлован». |
|
| В. Маяковский | 3 |
| В.В.Маяковский и футуризм.Поэтическое новаторство В.В.Маяковского. |
|
| Поэма В.В.Маяковского «Облако в штанах». |
|
| В.В.Маяковский и революция. «Прозаседавшиеся». |
|
| С.А.Есенин | 6+1 р/р |
| Сергей Есенин как национальный поэт. |
|
| Сергей Есенин. «Поющее сердце России». |
|
| Любовная лирика С.А.Есенина. |
|
| «Чувство Родины – основное в моём творчестве».
|
|
| Поэма С.А.Есенина «Анна Снегина». |
|
| Трагизм поэмы С.А.Есенина «Черный человек». |
|
| Сочинение по творчеству С.А.Есенина, В.В.Маяковского. |
|
5 | Литература 30-40-х гг. | 27 |
| Введение. Литература 30-40-х гг. | 1 |
| М.А.Булгаков. | 5+1р/р |
| М.А.Булгаков. Жизнь, творчество, личность. |
|
| Сатира М.А.Булгакова: «Роковые яйца» |
|
| Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». История создания романа. Жанр и композиция. |
|
| Три мира в романе «Мастер и Маргарита». |
|
| Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита». |
|
| Развитие речи. Сочинение по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». |
|
| О.Э.Мандельштам |
|
| Жизнь и творчество О.Э.Мандельштама. Смысл поэзии О.Э.Мандельштама. | 2 |
| А.Ахматова | 2 |
| А.А.Ахматова – «голос своего поколения». |
|
| Тема народного страдания и скорби в поэме А.А.Ахматовой «Реквием». |
|
| М.Цветаева. | 2 |
| Поэтический мир Марины Цветаевой. |
|
| Анализ стихотворения М.Цветаевой «Молодость». |
|
| М.А.Шолохов. | 7+2р/р |
| М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность. |
|
| Картины жизни донских казаков в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон». |
|
| «Чудовищная нелепица войны» в изображении М.А.Шолохова. |
|
| «В мире, расколотом надвое». Гражданская война в изображении М.А.Шолохова. |
|
| Судьба Григория Мелехова. |
|
| Трагическая любовь главных героев романа. |
|
| Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон». |
|
| Б.Л.Пастернак. | 4+1р/р |
| Б.Л.Пастернак. Начало творческого пути. Лирика. |
|
| Человек, история и природа в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». |
|
| Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго». |
|
| Стихотворения Юрия Живаго. |
|
| Сочинение по роману Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». |
|
6 | Литература русского зарубежья. | 2 |
| Литература русского зарубежья. |
|
| Обзор творчества В.В.Набокова. Роман «Машенька». Многослойный мир романа. |
|
7 | Литература периода Великой Отечественной войны. | 7 |
| Литература периода Великой Отечественной войны. Обзор. |
|
| Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия. |
|
| А.Т.Твардовский. Творчество и судьба. Утверждение нравственных ценностей в лирике А.Т.Твардовского. |
|
| Урок-лекция с элементами беседы «Лейтенантская проза» (обзор). |
|
| Повесть В. Кондратьева «Сашка». |
|
| Повесть В.П.Некрасова «В окопах Сталинграда». |
|
8 | Литература «оттепели» | 13+ 1р/р |
| Литература оттепели». |
|
| В.М.Шукшин. Проблематика рассказа «Охота жить». |
|
| «Городская проза». Нравственная проблематика и художественные особенности повести Ю.Трифонова «Обмен». |
|
| Авторская песня. Арбатский мир Б.Окуджавы. Глубокие и многозначительные образы в творчестве В.Высоцкого. |
|
| Драматургия А.Вампилова. Стечение обстоятельств в пьесе «Старший сын». |
|
| «Тихая лирика» и поэзия Н.Рубцова. |
|
| Поэзия и судьба И.Бродского. |
|
| А.И.Солженицын. Судьба и творчество писателя. |
|
| Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича». |
|
| Обзор романа «Архипелаг ГУЛАГ». «Архипелаг ГУЛАГ» - опыт художественного исследования. |
|
| В.Т.Шаламов. «Колымские рассказы». |
|
| Развитие речи. Сочинение по произведениям А.И.Солженицына |
|
9 | Новейшая русская проза и поэзия. Литература последних десятилетий. | 2 |
| Литература на современном этапе. Проза Т. Толстой. Рассказ «Что в имени тебе моем?»ю |
|
| Л.Володарский. Поэзия светореализма. Стихотворение «Тибетский век». |
|
10 | Зарубежная литература | 2 |
| Б. Шоу. Жизнь и творчество. Пьеса «Пигмалион». |
|
| Э. Хемингуэй. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Старик и море». |
|
11 | Итоговый урок | 2 |
| Зачет по литературе ХХ века. Мировое значение русской литературы ХХ века. |
|
| Урок-проект. Защита проектов по теме: «Русская литература ХХ века». |
|
| ИТОГО | 102 (7р\р) |
График контрольных работ по литературе в 11А, 11Б классах
№П/П | Наименование контрольной работы | Дата проведения | |
План | Факт | ||
1 | Сочинение по рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет» | 23.10. |
|
2 | Сочинение по творчеству С.А.Есенина, В.В.Маяковского | 21.12. |
|
3 | Сочинение по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» | 20.01. |
|
4 | Анализ стихотворения М.Цветаевой «Молодость» | 03.02. |
|
5 | Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон» | 22.02. |
|
6 | Сочинение по произведениям А.И.Солженицына | 04.05. |
|
7 | Зачет по литературе ХХ века | 18.05. |
|
8 | Защита проектов по теме: «Русская литература ХХ века» | 20.05. |
|
Требования к уровню подготовки учащихся 11А, 11Б класса:
В результате изучения литературы ученик должен
знать / понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения: давать характеристику героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
- определять творческий метод писателя и его принадлежность к тому или иному литературному направлению;
- выявлять приметы стиля и творчества писателя (литературного направления, литературной группировки, школы, литературной эпохи);
- определять конкретно-историческое, общечеловеческое содержание произведения, творчества писателя, периода в развитии национальной литературы;
- соотносить эмоционально-образные впечатления от текста с концепцией произведения и творчества писателя;
- давать оценку произведению, творчеству писателя в контексте нашей современности;
- отличать преходящие и вечные художественные ценности;
- относить авторский замысел и его воплощение;
- устанавливать при анализе историко-литературную преемственность, выявляя традиции и новаторство в творчестве писателя;
- сопоставлять концепции исторической эпохи в творчестве разных писателей;
- осуществлять в итоге анализа синтез, создавать художественную,
критико-публицистическую или литературоведческую интерпретацию произведения и творчества писателя;
- составлять программу самообразования на короткий и длинный сроки.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Современные педагогические технологии, используемые для достижения требуемых результатов обучения: личностно-ориентированные образовательные технологии, технология педагогического общения, технология педагогики сотрудничества, информационные технологии, технология проектов, коммуникативная технология.
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.
Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителя
|
Программа среднего (полного) образования для 10-11 классов (авторы: Т.А.Калганова, Э.А.Красновский, А.Г.Кутузов, Ю.И.Лыссый, Н.М.Шанский (2008) | В.А.Чалмаев, С.А.Зинин Литература 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 9-е изд. – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010
| Поурочные разработки по русской литературе. ХХ век. 11 класс. Н.А.Егорова, И.В.Золотарева «ВАКО», 2009 Методическое пособие по литературному анализу в 11 классе. В.В.Шапошникова «Московский Лицей»,2010 Литература в таблицах и схемах. М.И.Мещерякова «Айрис-пресс»,2004 Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007 Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 2010 Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. Е.М.Мордес. Волгоград: Учитель, 2008 |
Учебно-тематическое планирование
по литературе
Класс 11А, 11Б
Учитель Мазитова Олеся Арташесовна, высшая квалификационная категория
Количество часов
всего__102__ ч., в неделю __3__ ч.
1 полугодие – 48 ч.;
2 полугодие – 54 ч.
Плановых контрольных уроков _8_: сочинений -5; анализ стихотворения - 1; зачет – 1, проект – 1.
Уроков развития речи _17_: классных сочинений - 7; анализ лирического произведения -10, зачетов - 1.
Планирование составлено на основе программы и базисного учебного плана
Учебник: Литература. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ В.А.Чалмаев, С.А.Зинин. – 9-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
Содержательная часть программы выполняется за счет уплотнения материала
.
№ П/П | Тема и тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала
| Дата проведения
| |
План | Факт | |||||||
Общая характеристика эпохи (2 часа) | ||||||||
1 | Вводный урок Россия рубежа Х1Х – ХХ веков. Историко-культурная ситуация | 1 | Литература начала XX века. Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Человек и эпоха – основная проблема искусства. Направления философской мысли начала века. Основные черты нового реализма в литературе, живописи, музыке. | Чтение статьи учебника составление таблицы анализ высказывания ответы на вопросы проблемного характера | Сопоставление времени рубежа Х1Х-ХХвв. с современ-ностью | Знать особенности историко- литературного процесса. Понимать историю литературы как совокупность произведений народа; связь литературы с общественной и культурной жизнью эпохи. Уметь аргументированно отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание. | 02.09 | 03.09. |
2 | Урок - лекция Русская литература на рубеже веков. | 1 | Запись лекции ответы на вопросы проблемного характера | Ответы на вопросы по лекции | Знать особенности литературного процесса на рубеже веков. Уметь оперировать следующими литературными терминами: «Серебряный век», «модернизм», «декаданс». | 04.09 | 04.09. (11Б)
05.09. (11А) | |
«Серебряный век» русской поэзии (14 ч.) | ||||||||
Символизм (9часов) | ||||||||
3 | Урок усвоения новых знаний Символизм. «Старшие символисты». | 1 | Разнообразие художественных индивидуальностей. Модернизм и его течения. Истоки русского символизма
| Чтение статьи учебника составление таблицы анализ высказывания ответы на вопросы проблемного характера
| ответы на вопросы проблемного характера
| Знать теоретические основы русского символизма; особенности творческого метода символистов. | 07.09 | 08.09. |
4 | Урок усвоения новых знаний Поэзия «младосимво-листов». | 1 | Чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера | ответы на вопросы проблемного характера
| Знать особенности поэтики и мировоззрения «младосимво-листов». | 09.09 | 09.09. | |
5 | Урок анализа лирических произведений Поэзия В.Я.Брюсова. | 1 | Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова. | Чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера | Анализ стихотворения, выразительное чтение стихотворения наизусть | Знать сведения о жизни и творческом пути поэта, план анализа лирического произведения, тропы, понятие о лирическом герое. Понимать поэтический текст; символический смысл стихотворений. Уметь выразительно читать стихотворения наизусть, анализировать их. | 11.09 | 12.09. |
6 | Урок анализа лирических произведений «Поэзия как волшебство» в творчестве К.Д.Бальмонта. | 1 | Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
| Сообщения о жизни поэта чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера | Анализ стихотворения. Выразительное чтение стихотворения наизусть | Знать сведения о творческом пути и жизни поэта, план анализа лирического произведения, тропы, понятие о лирическом герое. Понимать поэтический текст, символический смысл стихотворений. Уметь выразительно читать стихотворения наизусть, анализировать их. | 14.09.
| 16.09. |
7 | Урок анализа лирических произведений Смысл поэзии И.Ф.Анненского. | 1 | Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Свечку внесли», «Смычок и струны», «Когда б не смерть, а забытье», «Снег».
| Сообщения о жизни поэта Чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера | Анализ стихотворения. Выразительное чтение стихотворения наизусть. | Знать сведения о творческом пути и жизни поэта, особенности творческого метода (психологический символизм), план анализа лирического произведения, тропы, понятие о лирическом герое. Понимать поэтический текст, символический смысл стихотворений. Уметь выразительно читать стихотворения наизусть, анализировать их. | 16.09 | 17.09. |
8 | Комбинированный урок А.А.Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока. | 1 | Биография Блока. Романтический мир раннего Блока. Блок и символизм. Образ – символ в творчестве Блока. «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Май жестокий с белыми ночами…», «Осенний день». | Сообщения о жизни поэта чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера | Выразительное чтение стихотворения наизусть | Знать сведения о творческом пути и жизни поэта, особенности творческого метода, план анализа лирического произведения, тропы, понятие о лирическом герое. Понимать поэтический текст, символический смысл стихотворений. Уметь выразительно читать стихотворения наизусть, анализировать их. | 18.09 | 18.09. |
9 | Урок анализа лирического произведения Стихотворение А.А.Блока «Незнакомка». | 1 | Своеобразие строфики, ритмических интонаций, звукописи стихотворений Блока.
| Чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера | Анализ стихотворения, выразительное чтение его наизусть | Знать историю создания стихотворения, особенности творческой манеры Блока. Уметь анализировать стихотворение по заданному плану. | 21.09
| 21.09. |
10 | Урок анализа лирических произведений Тема Родины в творчестве Блока. | 1 | Сложность и многогранность образа России у Блока. Чтение и анализ стихотворений. «Россия», «Русь», цикл «На поле Куликовом» (стихотворение «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…».), «На железной дороге». Проблематика, патриотическая направленность стихотворений, реализм изображений | Чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера | Анализ стихотворения, выразительное чтение стихотворения наизусть | Знать особенности творческого метода поэта. Уметь анализировать стихотворения по плану. | 23.09 | 23.09. |
11 | Комбинирован- ный урок Поэма А.А.Блока «Двенадцать». | 1 | Поэма «Двенадцать» – первая попытка осмыслить события революции в крупном художественном произведении. Сюжет поэмы и её герои. «Старый мир» в поэме. Сложность представлений Блока о характере революции. Символический образ Христа. Своеобразие композиции, лексики и ритмики в поэме. Полемика вокруг поэмы в современном литературоведении | Чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера | ответы на вопросы проблемного характера
| Знать особенности творческого метода поэта. Уметь анализировать поэму, выявлять ее художественные особенности. | 25.09 | 25.09. |
Акмеизм (3 часа) | ||||||||
12 | Урок усвоения новых знаний Акмеизм. Смысл его манифестов. | 1 | Статья Н. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Память», «Слово», «Заблудившийся трамвай». Романтический герой лирики Гумилёва. Экзотика. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. | Чтение статьи учебника составление таблицы анализ высказывания ответы на вопросы проблемного характера
| ответы на вопросы проблемного характера
| Знать теоретические основы акмеизма. | 28.09 | 28.09. |
13 | Комбинированный урок Мир образов Н.Гумилева. | 1 | Сообщения о жизни поэта чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера | Анализ стихотворения, выразительное чтение стихотворения наизусть | Знать особенности творческого метода поэта. Уметь анализировать стихотворения по плану. | 30.09 | 30.09. | |
14 | Комбинированный урок Ранняя лирика А.Ахматовой. | 1 | Слово об Ахматовой как явлении в литературе. Поэзия женской души в стихах Ахматовой. Глубина и яркость переживаний. Беспредельная откровенность с читателем. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Вечером», «Вечерние часы перед столом…» | Сообщения о жизни поэта чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера | Анализ стихотворения, выразительное чтение стихотворения наизусть
| Знать факты жизни и творчества, особенности творческого метода. Уметь анализировать стихотворения по плану. | 02.10 |
|
Футуризм (2 часа) | ||||||||
15 | Урок усвоения новых знаний Футуризм. Поэзия В.В.Хлебникова. | 1 | Жизнь и творчество поэта. Основные мотивы творчества Стихотворения: «Заклятие смехом», «Там, где жили свиристели…», «Русь, ты вся поцелуй на морозе!». Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ. | Чтение статьи учебника составление таблицы сообщения о жизни поэта чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| Анализ стихотворения, выразительное чтение стихотворения наизусть | Знать теоретические основы футуризма; факты жизни и творчества, особенности творческого метода В.Хлебникова. Уметь анализировать стихотворения по плану. | 05.10
|
|
16 | Урок усвоения новых знаний «Эгофутуризм» И.Северянина. | 1 | Жизнь и творчество поэта. Основные мотивы творчества Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава». Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества. | Анализ стихотворения «Классические розы», выразительное чтение его наизусть | Знать теоретические основы эгофутуризма; факты жизни и творчества И.Северянина, особенности его творческого метода. Уметь анализировать стихотворения по плану. | 07.10. |
| |
Художественный мир русской прозы начала XX века (15 ч.)
| ||||||||
И.А.Бунин (4 часа) | ||||||||
17 | Комбинированный урок И.А.Бунин. Очерк жизни и творчества. Основные мотивы лирики. | 1 | Слово о жизни и творчестве Бунина. Особенности творческого метода поэта. Стихотворения «Седое небо надо мной…», «Молодость», «Вечер». | Чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера | Анализ стихотворения, выразительное чтение стихотворения наизусть | Знать особенности творческого метода поэта. Уметь анализировать стихотворения по плану. | 09.10. |
|
18
| Комбинированный урок И.А.Бунин. Рассказ «Антоновские яблоки».
| 1 | «Антоновские яблоки». Мотивы увядания и запустения дворянских гнёзд. Особенности поэтики Бунина.
| Чтение статьи учебника работа с текстом ответы на вопросы проблемного характера | Аналитическое чтение, работа над художественным своеобразием рассказа | Знать основные факты жизни и творчества писателя; своеобразие стиля Бунина. Уметь выделять смысловые части художественного текста; формулировать идею произведения. | 12.10. |
|
19 | Урок в виде аналитической беседы Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». | 1
| Обращение Бунина к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе. Символические образы в рассказе.
| Работа с текстом ответы на вопросы проблемного характера | Образы-символы рассказа, их значение | Знать содержание рассказа. Уметь раскрывать философское содержание произведения. | 14.10 |
|
20 | Проблемный урок Рассказы И.А.Бунина о любви: «Легкое дыхание», «Чаша жизни», «Чистый понедельник». | 1 | Поэтичность женских образов. Своеобразие любовной темы в рассказах Бунина. | Чтение статьи учебника работа с текстом ответы на вопросы проблемного характера | Проблематика рассказов, языковые и образные особенности | Знать содержание рассказов. Уметь определять проблематику прочитанных произведений, видеть неоднозначность трактовок. | 16.10 |
|
А.И. Куприн (4 часа) | ||||||||
21 | Комбинированный урок А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Повесть «Олеся» | 1 | По страницам биографии. Рассказ – излюбленный жанр Куприна. Богатство духовного мира, мечты героини. Реальная жизнь деревни, её обитателей. Трагизм любовной темы | Работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера | Сопоставительная характеристика повести А.И.Куприна «Олеся» и цикла И.С.Тургенева «Записки охотника» | Знать факты жизни и творчества Куприна, особенности творческого метода в сопоставлении с творчеством Бунина. Уметь раскрывать идею и художественные особенности повести. | 19.10. |
|
22 | Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся». | 1 |
|
| ||||
23 | Урок в виде аналитической беседы Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет». | 1 | Трагическая история любви Желткова, пробуждение души Веры. Поэтика рассказа. Символическое звучание деталей в прозе Куприна | Работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера | ответы на вопросы проблемного характера | Знать содержание рассказа, особенности творческого метода. Уметь определять роль детали в рассказе. | 21.10 |
|
24 | Развитие речи. Сочинение по рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет». | 1 | Можно ли назвать Желткова рыцарем самоотверженной любви? Чем привлекло вас творчество А.И. Куприна?
| Создание сочинения работа с текстом | Сочинение | Знать композиционные особенности построения сочинения. Уметь писать сочинение по художественному произведению | 23.10 |
|
А.Аверченко (1 час) | ||||||||
25 | Урок усвоения новых знаний Традиции русской сатиры в прозе А.Аверченко. | 1 | Рассказы. Журнал «Сатирикон» в русской периодике начала века. Своеобразие юмора Аверченко периода «Сатирикона» и «Нового Сатирикона». Резкое изменение тональности рассказов Аверченко после революции. «Смех сквозь слёзы» в рассказах и очерках Аверченко периода эмиграции. | Чтение статьи учебника работа с текстом ответы на вопросы проблемного характера | ответы на вопросы проблемного характера | Знать факты жизни и творчества, особенности творческого метода А.Аверченко. Уметь создавать характеристику героя; выборочно пересказывать текст; развернуто обосновывать суждения. | 26.10
|
|
М.Горький (5 часов) | ||||||||
26 | Урок усвоения новых знаний М.Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького. | 1 | Очерк жизни и творчества М. Горького. Романтические произведения Горького. «Старуха Изергиль». Горький – выразитель духа времени. Герои – одарённые вольнодумцы. Художественный пересказ рассказа «Макар Чудра». Особенности романтизма. Композиция рассказа «Старуха Изергиль». Идея беззаветной любви к людям. Поэтическая условность и символика образов. | Чтение статьи учебника работа с текстом ответы на вопросы проблемного характера | Тест по теме: «Поэзия рубежа веков» | Знать факты биографии и творчества, особенности романтической манеры Горького. | 28.10 |
|
27 | Урок в виде аналитической беседы Композиция романтических рассказов М.Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль». | 1 | Работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера ответы на вопросы проблемного характера |
| Знать особенности творческого метода писателя. Уметь анализировать рассказ, раскрывать замысел писателя. | 30.10. |
| |
28 | Комбинированный урок Особенности жанра и конфликта в пьесе М.Горького «На дне». | 1 | Пьеса «На дне» – социально-философская драма, суровая, беспощадная правда о жизни «низов». Знакомство с героями. Ремарки автора. Комментированное чтение в лицах. | Работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера | ответы на вопросы проблемного характера | Знать особенности творческого метода писателя. Уметь определять составляющие жанра и конфликта в пьесе. | 09.11.
|
|
29 | Урок в виде аналитической беседы «Во что веришь- то и есть». Роль Луки в драме «На дне». | 1 | «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука) и правда веры в Человека (Сатин). Судьба героев пьесы. Итог спора. Гуманистические идеалы Горького, утверждаемые в пьесе. Роль афоризмов. Новаторство Горького- драматурга. Сценическая судьба пьесы. | Работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера | ответы на вопросы проблемного характера | Знать содержание произведения. Уметь выявлять жизненную позицию героев, давать характеристику литературным героям. | 11.11 |
|
30 | Проблемный урок Вопрос о правде в пьесе М.Горького «На дне». | 1 | Работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера | Контрольная работа по творчеству Горького. Сочинение по теме: «Три правды в пьесе М.Горького «На дне». | Знать содержание пьесы. Уметь выявлять позицию героев пьесы и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде. | 13.11 |
| |
Л.Н.Андреев (1час) | ||||||||
31 | Комбинированный урок Л.Н.Андреев. Жизненный и творческий путь. Рассказ «Иуда Искариот» - «живая рана» души Л.Андреева. | 1 | Страницы жизни и творчества. Сила и искренность в желании автора разделить страдания человека. Экспрессионизм творчества. Художественное своеобразие творчества Андреева. События, место действия, действующие лица в повести «Иуда Искариот». Причины конфликта между героями повести | Работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера | ответы на вопросы проблемного характера | Знать факты жизни и творчества, особенности творческого метода (экспрессионизм). Уметь анализировать рассказ, выявлять позицию героев. | 16.11.
|
|
Литература 20-х годов (16 ч.) | ||||||||
32 | Урок-семинар Литература 20-х годов. | 1 | Литературный процесс 20-х годов | Чтение статьи учебника анализ высказывания ответы на вопросы проблемного характера запись лекции ответы на вопросы проблемного характера | Сообщение по индивидуаль-ной теме | Знать особенности литературного процесса 20-х годов. Уметь применять полученные знания на практике.
| 18.11. |
|
А.Платонов (4часа) | ||||||||
33 | Урок усвоения новых знаний Характерные черты времени в повести А.Платонова «Котлован». «Котлован»-реквием по утопии. | 1 | Высокий пафос и острая сатира в творчестве Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Трудная судьба писателя. В чём сомневается автор и герои рассказа «Усомнившийся Макар». История создания. Обзор содержания. Анализ. Смысл жизни, счастье человека в понимании героев повести. | Чтение статьи учебника сообщения о жизни писателя чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| Сопоставить черты времени, описываемые в повести А.Платонова «Котлован», с романом Е.Замятина «Мы». | Знать основные факты жизни и творчества Платонова, содержание произведения. Уметь находить характерные черты времени в произведении, подбирать эпизоды; проводить сопоставительный анализ. | 20.11 |
|
34 | Урок анализа прозаического произведения Пространство и время в повести А.Платонова «Котлован». | 1 | ответы на вопросы проблемного характера | Уметь анализировать прозаическое произведение, раскрывать его философский обобщающий смысл. | 23.11. |
| ||
35 | Комбинированный урок Метафоричность художественного мышления А.Платонова в повести «Котлован». | 1 | Метафоры, образы-символы, ключевые слова и фразы | Уметь объяснять значение метафоричности, образов-символов значимых для понимания художественного замысла писателя. | 25.11 |
| ||
36 | Развитие речи. Подготовка к сочинению по повести А.Платонова «Котлован». | 1 | 1.Поиск истины в повести А.Платонова «Котлован». 2. Тема детства в повести А.Платонова «Котлован».
| Создание сочинения работа с текстом | Сочинение | Знать композиционные особенности построения сочинения. Уметь писать сочинение по художественному произведению | 27.11. |
|
Маяковский В.В. (3часа) | ||||||||
37 | Урок усвоения новых знаний В.В.Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство В.В.Маяковского. | 1 | Очерк жизни и творчества. Чтение фрагментов из мемуарной литературы. Начало творческого пути: дух бунтарства, эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Стихотворения «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Люблю» | Чтение статьи учебника сообщения о жизни поэта чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| Анализ стихотворения, выразительное чтение его наизусть | Знать факты жизни и творчества поэта, особенности раннего периода творчества, его новаторский характер. Понимать футуристический смысл стихотворений. Уметь анализировать стихотворения, написанные в рамках футуризма. | 30.11.
|
|
38 | Урок чтения и анализа произведения Поэма В.В.Маяковского «Облако в штанах». | 1 | Сатира Маяковского. Работа Маяковского в РОСТА. Сравнения, гипербола, гротеск, ирония в стихах. Особенности стиля Маяковского-сатирика. Современность сатиры Маяковского в наше время. «Прозаседавшиеся», «Послушайте!», «Юбилейное», «Левый марш», «Во весь голос». |
| Знать содержание поэмы. Уметь анализировать, показывать логику развития идеи произведения. | 02.12 |
| |
39 | Комбинированный урок В.В.Маяковский и революция. «Прозаседавши-еся». | 1 | Чтение статьи учебника сообщения о жизни писателя чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера | ответы на вопросы проблемного характера | Знать особенности творчества Маяковского советского периода. Уметь анализировать стихотворения революционной тематики. | 04.12 |
| |
С.Есенин (6часов) | ||||||||
40 | Комбинирован- ный урок Сергей Есенин как национальный поэт. | 1 | Жизнь, творчество, личность С. Есенина. Сила воздействия на читателя есенинской поэзии. Воспоминания современников. Прослушивание песен и романсов на стихи Есенина. Стихотворения «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская». | Чтение статьи учебника сообщения о жизни поэта чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| Анализ стихотворения. Выразительное чтение наизусть | Знать факты жизни и творчества поэта, особенности творческого метода. Уметь анализировать лирическое произведение. | 07.12.
|
|
41 | Сергей Есенин. «Поющее сердце России».
|
| 09.12 |
| ||||
42 | Урок анализа лирического произведения Любовная лирика С.А.Есенина. | 1 | Образ матери в творчестве С.Есенина. Любовная лирика. Чтение и анализ стихотворений, посвящённых матери («Письмо матери и др.). Цикл стихов «Персидские мотивы» (Шаганэ ты моя, Шаганэ…»), стихи о любви. Всепроникающий лиризм – специфика поэзии Есенина. Народно-песенная основа есенинской поэтики. | Чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| Анализ стихотворения. Выразительное чтение наизусть. Сопоставительная характеристика лирики Ф.Тютчева, А.Фета, С.Есенина. | Знать особенности творческого метода Есенина. Уметь анализировать лирическое произведение. | 11.12. |
|
43 | Урок анализа лирического произведения «Чувство Родины – основное в моём творчестве».
| 1 | Главная есенинская тема – тема родины. Анализ стихотворений «Гой ты, Русь, моя родная…», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Отговорила роща золотая…», «Заметался пожар голубой…», «»Я последний поэт деревни…» и др. Идеал «узловой завязи» природы и человека.
| Чтение статьи учебника чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| 14.12.
|
| ||
44 | Урок чтения и обсуждения произведения Поэма С.А.Есенина «Анна Снегина». | 1 | Лирическое и эпическое в поэзии. Трагизм поэмы и лирики последних лет жизни поэта. Влияние творчества Есенина на русскую поэзию XX века. Заключительное слово о поэзии, продолжающей жить, пробуждая чувство любви к близким, к родимому краю, ко всему родному. | Чтение статьи учебника сообщения о поэмах чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| ответы на вопросы проблемного характера | Знать содержание, историю создания поэмы. Уметь анализировать, развернуто обосновывать суждения; прослеживать темы русской литературы в исторических изменениях; делать выводы. | 16.12. |
|
45 | Урок чтения и обсуждения произведения Трагизм поэмы С.А.Есенина «Черный человек». | 1 | Тест по поэзии В.В.Маяковского и С.А.Есенина | Знать содержание, историю создания поэмы. Уметь анализировать, прослеживать трагический пафос поэмы. | 18.12. |
| ||
46 | Урок речевой компетенции Сочинение по творчеству С.А.Есенина, В.В.Маяковского. | 1 | Тема Родины в творчестве С.Есенина. Изображение революции в творчестве С.Есенина и В. Маяковского. | Создание сочинения работа с текстом | Сочинение | Уметь выделять ключевые темы в творчестве поэтов; выбирать эпиграф, формулировать главную мысль будущего сочинения, составлять план, использовать стихотворные цитаты для доказательства своих мыслей. | 21.12.
|
|
Литература 30-40-х годов (27 ч.) | ||||||||
М.Булгаков (6 часов) | ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
47 | Урок-семинар Литература 30-40-х годов. | 1 | Специфика развития литературного процесса 30-40-х гг. ХХ века. | Чтение статьи учебника анализ высказывания ответы на вопросы проблемного характера запись лекции ответы на вопросы проблемного характера | Сообщение по индивидуаль-ной теме. | Знать особенности литературного процесса 30-40-х годов. Уметь применять полученные знания на практике.
| 23.12.
|
|
48 | Урок-портрет М.А.Булгаков. Жизнь, творчество, личность. | 1 | Жизнь, творчество, личность М.А. Булгакова. Новаторство в темах, идеях, стилистике. Судьба произведений писателя. | Сообщения о жизни писателя чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| доклады | Знать факты жизни и творчества писателя, сложную судьбу его произведений. | 25.12. |
|
49 | Урок усвоения новых знаний Сатира М.А.Булгакова. «Роковые яйца».
| 1 | Художественный пересказ повести «Роковые яйца». Анализ содержания. Сатирическая направленность произведения. Авторская позиция и способы её выражения. | Чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| ответы на вопросы проблемного характера | Знать особенности сатиры Булгакова, приемы сатирического изображения. Уметь выявлять цели булгаковской сатиры. | 11.01. |
|
|
| |||||||
50 | Урок усвоения новых знаний Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». История создания романа. Жанр и композиция. | 1 | История создания, сюжет, композиция, название. Споры вокруг романа, негативное восприятие критикой. «Ершалаимские» страницы. Философско-библейские мотивы, их роль в романе. | Сообщения о романе чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| Содержание сообщения | Знать содержание романа. Понимать значение романа в судьбе писателя. Уметь выявлять особенности жанра и композиции. | 13.01. |
|
51 | Урок анализа прозаического произведения Три мира в романе «Мастер и Маргарита». | 1 | Сатирическое изображение московского общества в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Москва и москвичи в изображении автора. Булгаковский дьявол, его сходство и различие со своими литературными предшественниками | Чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| ответы на вопросы проблемного характера | Знать особенности композиции романа. Понимать замысел писателя, переклички линий романа. Уметь анализировать прозаическое произведение. | 15.01. |
|
52 | Урок чтения и анализа художественного произведения Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита». | 1 | Проблема творчества и судьбы Художника. Взаимоотношения Мастера и Маргариты. Трагическая любовь героев романа. Конфликт с окружающей пошлостью.
| Чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| Зачет по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» | Знать содержание романа. Уметь анализировать произведение, видеть нравственную проблематику романа. | 18.01.
|
|
53
| Развитие речи. Сочинение по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
| 1 | 1.Добро и зло побеждает в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» 2.Спасает или губит любовь героев романа? 3. Трусость – один из страшных пороков. | Создание сочинения работа с текстом | Сочинение | Уметь обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, составлять план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы, фиксировать свои мысли, читательские переживания, обосновывать свою точку зрения, строить развернутое высказывание, соблюдая нормы литературного языка.
| 20.01. |
|
О.Э.Мандельштам (2 часа) | ||||||||
54 | Урок анализа лирических произведений Жизнь и творчество О. Э. Мандельштама.
| 1 | Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».
| Чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера | Анализ стихотворения. Выразительное чтение стихотворения наизусть. | Знать сведения о творческом пути и жизни поэта, особенности творческого метода (психологический символизм), план анализа лирического произведения, тропы, понятие о лирическом герое. Понимать поэтический текст, символический смысл стихотворений. Уметь выразительно читать стихотворения наизусть, анализировать их. | 22.01. |
|
55 | Смысл поэзии О.Э.Мандельштама |
| Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама. Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia» . | чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера | Анализ стихотворения. Выразительное чтение стихотворения наизусть. | Знать особенности творческого метода (психологический символизм), план анализа лирического произведения, тропы, понятие о лирическом герое. Понимать поэтический текст, символический смысл стихотворений. Уметь выразительно читать стихотворения наизусть, анализировать их. | 25.01
|
|
А.Ахматова (2 часа) | ||||||||
56 | Комбинированный урок А.А.Ахматова – «голос своего поколения». | 1 | Тема Родины и гражданского мужества. Пейзажная лирика. Тонкое чувство русской природы. Освоение некрасовских традиций. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью», «Мне голос был…», «Родная земля», «Сероглазый король», «Я научилась просто, мудро жить» | Чтение статьи учебника сообщения о жизни поэта чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| Анализ стихотворения, выразительное чтение его наизусть | Знать особенности творчества поэта «после акмеизма». Уметь анализировать лирическое произведение. | 27.01. |
|
57 | Урок усвоения новых знаний Тема народного страдания и скорби в поэме А.А.Ахматовой «Реквием». | 1 | История создания. Трагедия, разделённая с народом. Идейное содержание поэмы как заключительное обвинение по делу о страшных злодеяниях кровавой эпохи. Смысл названия поэмы. Творчество Ахматовой и русская поэзия XX века. | Чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| ответы на вопросы проблемного характера | Понимать, как история страны преломляется и отражается в творчестве А.Ахматовой. | 29.01. |
|
М.Цветаева (2 часа) | ||||||||
58 | Урок усвоения новых знаний Поэтический мир Марины Цветаевой. | 1 | Стихотворения. Поэмы. Сложная судьба Цветаевой. Важнейшие темы творчества: любовь, верность высоким идеалам, Россия, вдохновенное творчество, прославление человека – труженика. Поэтический сборник «Вёрсты». Отношение к первой мировой войне. Фольклорные истоки творчества. Тема Рока в творчестве Цветаевой. Проза. Антифашистские стихи. Возвращение на Родину. Творчество Цветаевой и русская поэзия XX века. «Попытка ревности», «Красною кистью…», «Тоска по родине! Давно…», «Стихи Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…». | Сообщения о жизни поэта чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| Анализ стихотворения, выразительное чтение его наизусть | Знать факты жизни и творчества М.Цветаевой, особенности ее творческого метода. Уметь анализировать лирическое стихотворение. | 01.02. |
|
59 | Урок анализа лирического произведения Анализ стихотворения М.Цветаевой «Молодость». | 1 | Анализ лирического произведения выразительное чтение наизусть | Анализ стихотворения, выразительное чтение его наизусть | Знать особенности творческого метода Цветаевой. Уметь анализировать лирическое произведение. | 03.02 |
| |
М.А.Шолохов (7 + 2ч.) | ||||||||
60 | Урок-портрет М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность. | 1 | Жизнь, творчество, личность. Биография писателя. | Чтение статьи учебника запись лекции сообщения | Содержание сообщения | Знать факты жизни и творчества, особенности творческого метода. | 05.02 |
|
61 | Урок усвоения новых знаний Картины жизни донских казаков в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон». | 1 | Споры вокруг вопроса об авторстве. «Тихий Дон» – роман-эпопея. Дом, семья Мелеховых. Знакомство с главными героями романа, бытом и обычаями казачества.
| Чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| Пересказ эпизодов | Знать закономерности эпохи, которые раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни (изображение казачьих семей). | 08.02.
|
|
62 | Урок чтения и обсуждения художественного произведения «Чудовищная нелепица войны» в изображении М.А.Шолохова. | 1 | История и судьба донского казачества. Художественные открытия Шолохова. Проблема авторской позиции. Гражданская война в понимании Шолохова | Чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| Содержание сообщения | Понимать развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и влияния ее на человека. | 10.02 |
|
63-64 | Комбинированный урок «В мире, расколотом надвое». Гражданская война в изображении М.А.Шолохова. | 2 | ответы на вопросы проблемного характера | Знать содержание романа. Понимать гражданское и писательское мужество Шолохова, который один из первых сказал правду о гражданской войне как о трагедии народа. | 12.02 |
| ||
65 | Урок-портрет Судьба Григория Мелехова. | 1 | Неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества. Мастерство психологического анализа автора в исследовании сомнений и колебаний Мелехова, его глубоких противоречий. | Чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| Сюжетный план «Судьба Григория Мелехова» | Знать содержание романа. Понимать неизбежность трагичности судьбы Г.Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества. | 15.02. |
|
66 | Урок обобщения и систематизации знаний Трагическая любовь главных героев романа.
| 1 | Отношения Григория Мелехова с Аксиньей и Натальей. Трагическая острота конфликта в развитии любовной линии сюжета. Характеры героев. | Чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| Зачет по роману-эпопее «Тихий Дон» | Понимать, как утверждаются Шолоховым вечные ценности жизни: дом, труд, любовь. | 17.02. |
|
67 | Развитие речи. Подготовка к сочинению по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон». | 1 | Темы сочинений: Женские образы романа «Тихий Дон». Образ семьи в романе. Григорий Мелехов в поисках правды. | Создание сочинения работа с текстом | Сочинение | Уметь составлять тезисный план сочинения, писать введение, основную часть, заключение; подбирать цитаты для подтверждения своих мыслей. | 19.02. |
|
68 | Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон». | 1 | 22.02. |
| ||||
Б.Л.Пастернак (5 часов) | ||||||||
69 | Урок усвоения новых знаний Б.Л.Пастернак. Начало творческого пути. Лирика. | 1 | Слово о Пастернаке и его творчестве. Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Философская насыщенность лирики. Стремление постичь мир, удивление перед чудом бытия. Взаимоотношения человека и природы. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Во всем мне хочется дойти до самой сути», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Определение поэзии», «Сон», «Светает». | Чтение статьи учебника запись лекции сообщения чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| Анализ стихотворения, выразительное чтение наизусть | Знать факты жизни и творчества, особенности творческого метода. Уметь анализировать лирическое произведение. | 24.02. |
|
70 | Урок анализа прозаического произведения Человек, история и природа в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». | 1 | Тема интеллигенции и революции и её решение в романе. История написания романа. Тема, идея, образы. Стихия революции - главная действующая сила в романе. Восприятие революции героем и автором. Женские образы в романе. Любовь в жизни доктора Живаго. Символическая смерть Живаго
| ответы на вопросы проблемного характера | Знать содержание произведения, историю создания романа, судьбу романа, особенности творческого метода писателя. Понимать гуманизм и ценность гуманистических взглядов писателя.
| 26.02. |
| |
71 | Урок-размышление Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго». | 1 | Чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| ответы на вопросы проблемного характера | Понимать значение христианских мотивов в творческом замысле Пастернака. | 29.02. |
| |
72 | Урок-размышление Стихотворения Юрия Живаго. | 1 | Стихи Юрия Живаго. Торжество жизни. Любовь как приобщение к вечному движению жизни | Чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ выразительное чтение ответы на вопросы проблемного характера
| Анализ стихотворения, выразительное чтение наизусть | Понимать место и значение «Стихотворений Юрия Живаго» в композиции и замысле романа. | 02.03 |
|
73 | Развитие речи. Сочинение по роману Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». | 1 | Смысл названия романа. Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Тема интеллигенции и революции в романе «Доктор Живаго». | Создание сочинения работа с текстом | Сочинение | Уметь писать сочинение на литературную тему. | 04.03 |
|
Литература русского зарубежья (2 часа)
| ||||||||
74 | Урок-лекция Литература русского зарубежья.
| 1 | Особенности литературы «русского зарубежья первой волны | Запись лекции сообщения
| ответы на вопросы проблемного характера | Знать особенности литературы «русского зарубежья первой волны» и творчества В.В.Набокова, особенности его творческого метода. | 07.03. |
|
75 | Урок усвоения новых знаний Обзор творчества В.В.Набокова. Роман «Машенька». Многослойный мир романа. |
| Жизнь и творчество. Основные темы творчества. Герои и проблемы | Чтение статьи учебника запись лекции сообщения чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| ответы на вопросы проблемного характера | 09.03. |
| |
Литература периода Великой Отечественной войны (7 часов) | ||||||||
76 | Урок-лекция Литература периода Великой Отечественной войны. Обзор. | 1 | Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр. Лирика Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина, М.Джалиля, Г. Тукая и др. Песни А. Фатьянова | Запись лекции сообщения
| ответы на вопросы проблемного характера | Знать особенности литературного процесса в период Великой Отечественной войны. | 11.03. |
|
77 | Комбинированный урок Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия. | 1 | Чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ выразительное чтение ответы на вопросы проблемного характера
| Анализ стихотворения, выразительное чтение наизусть | Знать особенности литературного процесса в период Великой Отечественной войны. | 14.03.
|
| |
78-79 | Комбинированный урок А.Т.Твардовский. Творчество и судьба. Утверждение нравственных ценностей в лирике А.Т.Твардовского. | 2 | Жизнь, творчество, личность. Слово о поэте. Выразительное чтение и анализ стихов «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «О Родине», «Я убит подо Ржевом» и др. Размышления о настоящем и будущем Родины, чувство сопричастности к истории страны, утверждение нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и потерь советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта.
| Сообщения о жизни поэта чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| Анализ стихотворения, выразительное чтение наизусть | Знать факты жизни и творчества, особенности творческого метода. Понимать значение творческой и общественной деятельности Твардовского. Уметь анализировать лирическое произведение; определять жанровые особенности и идейное содержание поэмы. | 16.03. 18.03. |
|
80 | Урок-лекция с элементами беседы «Лейтенантская проза» (обзор). | 1 | Новое осмысление военной темы в творчестве К. Воробьёва («Убиты под Москвой»), В. Гроссмана («Жизнь и судьба»). | Запись лекции сообщения чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| ответы на вопросы проблемного характера | Знать особенности литературной ситуации на рубеже 50-60-х гг.: литература периода «оттепели», «лейтенантская проза». | 30.03. |
|
81 | Комбинированный урок Повесть В. Кондратьева «Сашка». | 1 | Замысел повести. Испытание героя властью, любовью и дружбой. Судьба автора и судьба его героя.
| Сообщения о жизни поэта чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| ответы на вопросы проблемного характера | Знать факты жизни и творчества, особенности развития послевоенной литературы. Понимать значение повести Кондратьева. | 01.04.
|
|
82 | Комбинированный урок Повесть В.П.Некрасова «В окопах Сталинграда» | 1 | Новое осмысление военной темы в творчестве В.П.Некрасова | Чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| ответы на вопросы проблемного характера | Знать факты жизни и творчества, особенности развития послевоенной литературы. Понимать значение повести Некрасова. | 04.04. |
|
Литература оттепели (13+1ч.) | ||||||||
83 | Урок-лекция с элементами беседы Литература периода оттепели. | 1 |
| Запись лекции сообщения чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| доклады | Знать общую характеристику литературного процесса конца 50-х гг. Понимать роль литературы в духовном обновлении общества.
| 06.04 |
|
84 | Комбинированный урок В.М.Шукшин. Проблематика рассказа «Охота жить».
| 1 | Глубина и цельность духовного мира Никитича. Шукшин – мастер рассказа. Психология главного героя рассказа. Особенность языка Шукшина. Обзор творчества В.Распутина, В.Астафьева | ответы на вопросы проблемного характера | Знать факты жизни и творчества писателя, особенности его творческого метода. Уметь анализировать прозаическое произведение, выявлять нравственную проблематику. | 08.04. |
| |
85 | Комбинированный урок «Городская проза». Нравственная проблематика и художественные особенности повести Ю.Трифонова «Обмен». | 1 | Нравственная проблематика и художественные особенности произведений В. Дудинцева ("«Белые одежды"», Ю. Трифонова («Обмен»), С. Довлатова («Чемодан»).
| запись лекции сообщения чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| ответы на вопросы проблемного характера | Знать особенности «городской прозы»; факты жизни и творчества писателя. Уметь анализировать прозаическое произведение, выявлять нравственную проблематику. | 11.04 |
|
86- 87
| Комбинированный урок Авторская песня. Арбатский мир Б.Окуджавы. Глубокие и многозначительные образы лирики В.Высоцкого. | 2 | Место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; мелодическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, И. Талькова Б. Окуджавы («Песня о солдатских сапогах», «Чудесный вальс», «Молитва», «У поэта соперников нету…») В. Высоцкого («Песня о земле», «Кони привередливые» «Баллада о любви», «Песня о России»). | Сообщения о жизни поэта чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| Выразительное чтение стихотворения наизусть | Знать факты жизни и творчества Б.Окуджавы, В.Высоцкого. Понимать место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны. | 13.04 |
|
88 | Урок усвоения новых знаний Драматургия А.Вампилова. Стечение обстоятельств в пьесе «Старший сын». | 1 | Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история, «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Старший сын»). Анализ пьесы «Старший сын».
| Сообщения о жизни писателя чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| ответы на вопросы проблемного характера | Знать факты жизни и творчества драматурга. Понимать значение драматургии Вампилова для русской литературы. Уметь анализировать драматическое произведение, разбираться в художественных особенностях и идейном своеобразии пьесы. | 15.04.
|
|
89 | Урок анализа лирического произведения «Тихая лирика» и поэзия Н.Рубцова. | 1 | Жизнь, судьба, творчество. Связь «тихой лирики» с литературной традицией. Необычайная музыкальность поэзии Рубцова. Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» | Сообщения о жизни писателя чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| Анализ стихотворения, выразительное чтение его наизусть | Знать факты жизни и творчества, особенности творческого метода поэта. Понимать связь «тихой лирики» с литературной традицией. Уметь анализировать лирическое произведение. | 18.04. |
|
90 | Урок усвоения новых знаний Поэзия и судьба И.Бродского. | 1 | Жизнь, судьба, творчество Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»). Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.
| Чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| Анализ стихотворения, выразительное чтение его наизусть | Знать факты жизни и творчества, особенности творческого метода поэта. Уметь анализировать лирическое произведение. | 20.04. |
|
91 | Урок-портрет А.И.Солженицын. Судьба и творчество писателя. | 1 | Жизнь и личность. Слово о судьбе писателя. Годы детства и ученичества. Война – путь самопознания и прозрений Солженицына. «Лагерные университеты» Солженицына – путь к главной теме. «Лагерь глазами мужика». «Один день зека» и история страны. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Ответственность народа и его руководителей за настоящее и будущее страны.
| Сообщения о жизни писателя чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| ответы на вопросы проблемного характера | Знать факты жизни и творчества, особенности творческого метода. Понимать значение фигуры Солженицына в литературе и развитии общественной мысли страны. | 22.04.
|
|
92 | Урок анализа прозаического произведения Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича». | 1 | ответы на вопросы проблемного характера | Знать содержание рассказа. Уметь анализировать прозаическое произведение. | 25.04. |
| ||
93-94 | Обзор романа А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».
«Архипелаг ГУЛАГ» - опыт художественного исследования.
| 2 | Чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| Сопоставление рассказа «Один день Ивана Денисовича» с романом | Знать содержание произведения. Понимать философский смысл произведения. | 27.04. 29.04. |
| |
95 | В.Т.Шаламов. «Колымские рассказы». Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. | 1 | Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Ответственность народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. | Чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| Сопоставление с романом «Архипелаг ГУЛАГ» | Знать содержание произведения. Понимать философский смысл произведения. | 02.05. |
|
96 | Развитие речи. Сочинение по произведениям А.И.Солженицына. | 1 | Нравственные уроки Солженицына. Выживание или жизнь? По произведениям Солженицына. | Создание сочинения работа с текстом | Сочинение | Уметь составлять тезисный план, писать введение, основную часть, заключение, применять цитирование для подтверждения своих мыслей; выявлять нравственную проблематику. | 04.05. |
|
Новейшая русская поэзия и проза. Литература последнего десятилетия. Общая характеристика (2 часа)
| ||||||||
97 | Урок-лекция Литература на современном этапе. Проза Т.Толстой. Рассказ «Что в имени тебе моем?». | 1 | Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати. Творчество Т. Толстой, В. Пелевина, Л.Улицкой, Е. Носова и др.
| Запись лекции сообщения чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| ответы на вопросы проблемного характера | Знать особенности развития литературы на современном этапе, особенности постмодернизма. | 06.05. |
|
98 | Урок усвоения новых знаний Л.Володарский. Поэзия светореализма. Стихотворение «Тибетский век». | 1 | Жизнь, судьба, творчество. Поэзия светореализма.
| Чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| Анализ стихотворения, выразительное чтение его наизусть | Знать факты жизни и творчества, особенности творческого метода поэта. Уметь анализировать лирическое произведение. | 11.05. |
|
| Зарубежная литература (2 часа) | |||||||
99 | Б. Шоу. Жизнь и творчество. Пьеса «Пигмалион». | 1 | Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. | Чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| ответы на вопросы проблемного характера | Знать основные этапы творчества писателя, главных героев, основные сюжетные линии.
Уметь выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры по от ношению к ним. | 13.05 |
|
100 | Э. Хемингуэй. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Старик и море». | 1 | Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. | Чтение и восприятие текста работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| ответы на вопросы проблемного характера | 16.05 |
| |
| Итоговые уроки(2 часа). Резерв | |||||||
101 | Урок-зачет Зачет по литературе ХХ века. Мировое значение русской литературы ХХ века. | 1 | Мировое значение русской литературы ХХ века. | Работа с текстом и его анализ ответы на вопросы проблемного характера
| Зачет | Знать содержание изученных произведений; особенности творческого метода писателей. Уметь применять полученные знания. | 18.05.
|
|
102 | Урок-проект. Защита проектов по теме: «Русская литература ХХ века». | 1 | Защита проектов по теме: «Русская литература ХХ века». | Презентация проекта, ответы на вопросы проблемного характера
| Защита проекта | Знать содержание изученных произведений; особенности творческого метода писателей. Уметь применять полученные знания. | 20.05.
|
|