СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа соствлена по учебнику ЛИТЕРАТУРА под редакцией В.Я. Коровиной

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс»

Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе программы С.И. Львовой «Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-11 классы)» - М: «Мнемозина», 2010 г. на 4 часов в неделю (140 часов в год).


1.Федерального Закона РФ «Об образовании» №273 –ФЗ от 29.12.2012 г.

2.      Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»

3.      Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

4.      Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

5. Образовательной программы МБОУ Большеталовской СОШ, утвержденной приказом от 01.09.2015 № 139


Главная задача, которая должна быть решена при обуче­нии русскому языку, состоит в том, чтобы в процессе обучения органично сочетались, с одной стороны, освоение знаний об уст­ройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка, умение пользоваться его богатей­шими стилистическими ресурсами, а с другой стороны — интен­сивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творчес­ких способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.

В связи с этим главной особенностью программы является ее направленность на достижение в преподавании единства про­цессов познания окружающего мира через родной язык, осмыс­ления его основных закономерностей, усвоения основ лингвис­тики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, само­образования, речевого самосовершенствования.

Программа реализует деятельностно-системный под­ход в обучении русскому языку, что предполагает синтез про­цесса совершенствования речевой деятельности учащихся и фор­мирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного язы­кового чутья и речемыслительных способностей школьников.

Яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельнос­ти в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно вос­принимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения гово­рить и писать). Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых при­вык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. В этом смысле каждый урок русского языка является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности, лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различно­го типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновы­вать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т. п.

Развивающий характер обучения, направленность его на взаи­мосвязанное формирование коммуникативной, языковой и линг­вистической (языковедческой) компетенций определили и харак­тер предъявления грамматического материала. В основу курса положен утвердившийся в современной лингвистике триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функ­ции. Эта установка в первую очередь требует повышенного вни­мания к семантической стороне языка, к выяснению «скрытой от глаз» внутренней сути языкового явления. Знакомство с раз­ными типами языковых значений приводит школьников к убеж­дению, что определенным смыслом обладает не только слово, семантическое наполнение которого хорошо «просматривается», например, в толковых словарях, но и другие единицы языка.

Взаимосвязь формы и содержания наглядно раскрывается, когда внимание школьников обращается на смысловое наполне­ние регулярных языковых элементов, формально выраженных в виде типичных моделей, схем, конструкций.

Последовательный подход к языковым явлениям с точки зре­ния их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассмат­ривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями. Особенно ярко раскрываются подобные связи, когда для анализа предлагаются языковые факты, имеющие частичное или полное внешнее сходство, например разные виды омонимов.

Установление структурно-семантических особенностей язы­ковых фактов предупреждает формализм в изучении грамматико-орфографической теории, развивает языковое чутье ребенка и приучает школьника обращать внимание на смысловое наполне­ние языковой единицы в процессе проведения языкового анали­за, в том числе и орфографического.

Программа составлена с учетом принципа преемствен­ности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой. Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.

В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышле­ния и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логичес­кого мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потреб­ности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное раз­витие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как языка русского народ, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Цели обучения

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

  • Формирование базовых компетентностей:

  • информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем)

  • самоорганизация (умение ставить цели, планировать, полноценно использовать личностные ресурсы).

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 140 часов. Рабочая программа в 2015-2016 г.г. составлена на 139 часов, в соответствии с календарным графиком и расписанием уроков.


Виды контроля:

- промежуточный: диктант (с заданием, словарный, подготовленный, графический, объяснительный, предупредительный, терминологический);

- комплексный анализ текста;

- осложненное списывание;

- тест;

- составление простого и сложного плана к тексту;

- изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);

- составление диалога на заданную тему;

- сочинение (описание пейзажа);

- составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста;

- редактирование текста;

- работа с деформированным текстом;

- итоговый: диктант (контрольный, проверочный);

- тесты (контрольные);

- мультимедийная презентация (по завершению раздела или темы).



Раздел II. Содержание курса


Язык как развивающееся явление (2 часа)

Наш язык. Исторические изменения русского языка

Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах) (59 часов)

Фонетика и орфоэпия (2 часа) Звуки и буквы. Орфоэпия как раздел лингвистики. Звукопись.

Словообразование самостоятельных частей речи (7 часов) Основные способы образования существительных и прилагательных. Омонимичные морфемы. Основные способы образования наречий. Неморфемные способы образования слов.

Лексика и фразеология (4 часа) Лексикология как раздел лингвистики. Слова однозначные и многозначные. Переносное значение слова. Фразеологизмы. Синонимы. Омонимы. Антонимы. Устаревшие слова.

Грамматика: морфология и синтаксис (10 часов) Части речи. Именные части речи. Глагол. Причастие и деепричастие как особые формы глагола. Причастные и деепричастные обороты. Виды предложений. Простое осложнённое предложение.

Орфография (9 часов) Разделы русской орфографии. Правописание морфем. Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных, в полных и кратких прилагательных и причастиях. Слитные, раздельные и дефисные написания. Правописание не с причастиями.

Пунктуация (4 часа) Разделы русской пунктуации. Знаки препинания внутри простого предложения. Предложения с обособленными членами. Постановка знаков препинания перед союзом и. предложения с прямой речью.

Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи (6 часов) Правильное употребление имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов, деепричастий и причастий.

Текстоведение (14 часов) Основные признаки текста. Этапы работы над сочинением. Точность и логичность речи. Виды связи предложений в тексте. Выразительность речи. Фонетические, лексические, морфологические и синтаксические средства выразительности. Выразительные возможности словообразования. Общее содержание, композиционные особенности и основные средства оформления текстов – рассуждений. Типы речи и их сочетание в тексте.

Наречие (29 часов)

Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению. Местоименные наречия. Различение грамматических омонимов. Выразительные возможности наречий. Слова категории состояния. Образование степеней сравнения наречий. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Различение наречий и сходных по звучанию сочетаний. Слитное и раздельное написание не и ни с наречиями. Правописание н и нн в наречиях на –о(-е). Суффиксы –о и –а на конце наречий. О и е(ё) на конце наречий после шипящих. Употребление ь на конце наречий после шипящих. Синтаксическая роль наречий. Функции наречий в тексте. Правильное произношение наречий. Правильное образование форм степеней сравнения наречий. Лексические нормы.

Служебные части речи и междометия (25часов)

Предлог (11 часов). Предлог как часть речи. Предложное управление. Грамматические значения предлогов.. разряды предлогов по происхождению (производные и непроизводные) и по составу. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Роль предлогов в словосочетании и предложении. Использование предлогов в соответствии со стилистической задачей.

Союз (16 часов). Союз как часть речи. Разряды союзов по синтаксической роли и по значению. Синтаксическая роль союза и. Синтаксическая роль подчинительных союзов. Морфологический разбор союза. Различение союзов и союзных слов. Правописание составных союзов. Различение омофонов. Правописание союзов разных разрядов. Группы союзов по употреблению. Выразительные возможности союзов.

Частица (17 часов). Понятие о частице. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Слитное, раздельное, дефисное написание частиц. Правописание частиц не и ни. Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи. Роль частиц в речи. В предложении и тексте. Правильное употребление предлогов. Союзов и частиц. Орфоэпические и грамматические нормы.

Междометие (5 часов) Междометие как часть речи. Звукоподражательные слова.

Трудные случаи разграничения языковых явлений (3 часа)

Омонимия слов разных частей речи. Омонимия и многозначность. Использование омонимии как средства художественной выразительности. Различение грамматических омонимов.

Повторение изученного в 7-м классе (4 часа)

Нормы орфографии, пунктуации. Культура речи.

Раздел Ш. Тематическое планирование:


Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Контрольные

работы

Язык как развивающееся явление

Входной диктант. Язык как развивающееся явление

1

1к.д.

Разделы лингвистики

(повторение изученного в 5-6 классах)

Фонетика. Орфоэпия

2


Словообразование морфологических частей речи

7


Лексика и фразеология

4


Грамматика: морфология и синтаксис

6

Проверочная работа1ч

Синтаксис

3


Правописание: орфография и пунктуация.

Орфография

6

Проверочные работы3ч.

Пунктуация

3

1к.д. + 1 излож.

Культура речи

Культура речи. Правильное употребление частей речи

6


Текстоведение

Текст как продукт речи

12

1 к.д. +1 соч.

Морфология

Наречие

27

1 к.д. +1 соч.


Самостоятельные и служебные части речи

21

2ч.излож

1 к.д. +1 соч.


Частица

16

1к.д.


Междометие

6



Омонимия слов разных частей речи.

Трудные случаи разграничения языковых явлений

2


Повторение

Повторение изученного в 7 классе

2

1 к.д.



Итого:

122

17

Раздел IV. Календарно-тематическое планирование


Раздел программы


Тема урока

Кол-во

часов

Основные виды деятельности

Виды контроля

Дата план

Дата факт



Язык как развивающееся явление

Наш язык.

1

Повторить общие сведения о языке и некоторые вопросы лексики;

Вспомнить основные единицы языка и разделы науки о языке.

Составление плана

Сочинение-миниатюра

02.09


.1Разделы лингвистики

(повторение изученного в 5-6 классах)

Исторические изменения языка

1

Повторить общие сведения о языке и некоторые вопросы лексики;

Вспомнить основные единицы языка и разделы науки о языке.

Составление плана

Сочинение-миниатюра

03.09


Звуки и буквы

1

Обобщить знания по теме «Фонетика»; развивать логическое мышление, внимание, речь и память; развивать коммуникативно - речевые умения; работать над расширением словарного запаса и правильностью речи; продолжать воспитывать интерес к предмету.

Фонетический и орфоэпический разборы слова

04.09


Орфоэпия как раздел лингвистики. Звукопись

1

Повторить и обобщить знания по фонетике и орфоэпии; совершенствовать навык работы с различными упражнениями и тестовыми заданиями по данному разделу.

Входной контроль

07.09


Основные способы образования.

1

Повторить и закрепить необходимый систематический минимум теоретических и практических знаний по курсу «Словообразование самостоятельных частей речи».


Морфемно- словообразовательный разбор слова

09.09


Основные способы образования

существительных и прилагательных. Омонимичные морфемы

1

Повторить и закрепить необходимый систематический минимум теоретических и практических знаний по курсу «Словообразование самостоятельных частей речи».


Морфемно- словообразовательный разбор слова

10.09


Словообразование имён существительных

1

Закрепить навыки словообразования имен существительных.

Сочинение-миниатюра


11.09


Словообразование имени прилагательных.

1

Закрепить навыки словообразования имен прилагательных

Сочинение-миниатюра


14.09


Основные способы образования наречий

1

Закрепить навыки словообразования наречий.

Сочинение-миниатюра


16.09


Неморфологический способ образования слов

1

Дать понятия «переход слова из одной части речи в другую» и «сращение частей словосочетания в одно слово»

Контрольный словарный диктант Составление словообразовательных цепочек

17.09


Контрольная работа. Диктант с языковым анализом текста

1

Владеть орфографическими и пунктуационными навыками и умениями по теме , навык выполнения разборов; отработать навыки самостоятельной работы над ошибками.

Элементарный анализ текста с целью выявления использованных в них выразительных средств словообразования

18.09


Лексикология как раздел лингвистики. Слова однозначные и многозначные.


1

Знать основные лексические понятия; закрепить навыки работы со словарем; повторить синтаксический разбор; провести работу по обогащению словарного запаса учащихся.

Лексический разбор слова

Подбор синонимов, антонимов с учетом многозначности слова

21.09


Переносное значение слова. Фразеологизмы

1

Повторить основные лексические понятия; закрепить навыки работы со словарем; Уметь оперировать понятиями при лексическом анализе слова; различать многозначные слова и омонимы; работать со словарями

Употребление слов в переносном значении

23.09


Синонимы. Антонимы. Омонимы

1

Уметь использовать синонимы как средство устранения неоправданных повторов

Определение исконно русских и заимствованных слов на основе этимологического словаря

24.09


Устаревшие слова

1

Знать группы устаревших слов, уметь использовать устаревшие слова как средство художественной выразительности

Работа с текстами, словарями, индивидуальные задания

25.09


РР Части речи. Изложение


РР Изложение

(заключение)

1



1

Знать приёмы работы над подробным изложением с элементами сочинения, повторить и отработать основные речеведческие понятия на примере данного текста; знать структуру текста типа повествование с элементами описания и рассуждения.



Работа с текстом

28.09



30.09


Именные части речи.

1

Совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор; совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки.

Различение частей речи. Морфологический разбор

.Составление устного высказывания

01.10


Глагол.



1

Повторить морфологические признаки глагола, причастия и деепричастия, их синтаксическую роль;

выработать умения и навыки определения грамматических признаков глагола, причастия и деепричастия в связной речи; воспитывать эстетическое чувство, любви к природе, красоте, слову; развивать память, умение обобщать материал.

Различение причастий и деепричастий. Составление устного высказывания

02.10


Причастие и деепричастие как особые формы глагола


1

Повторить морфологические признаки глагола, причастия и деепричастия, их синтаксическую роль;

выработать умения и навыки определения грамматических признаков глагола, причастия и деепричастия в связной речи; воспитывать эстетическое чувство, любви к природе, красоте, слову; развивать память, умение обобщать материал

Работа с текстами художественных произведений

05.10


Причастные и деепричастные обороты


1

Повторить морфологические признаки глагола, причастия и деепричастия, их синтаксическую роль;

выработать умения и навыки определения грамматических признаков глагола, причастия и деепричастия в связной речи; воспитывать эстетическое чувство, любви к природе, красоте, слову; развивать память, умение обобщать материал

Сочинение-миниатюра

07.10


Р/Р. Подготовка к сочинению и «Гимн русской зиме»

1

Знать основные признаки текста, типы речи.Уметь анализировать текст, определяя его типовую принадлежность, создавать тексты различных типов речи, работая с художественной литературой, уметь находить тексты, относящиеся к разным типам речи

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво

08.10


Виды предложений

1

Повторить навыки, необходимые для определения простых и сложных предложений как в письменной (по грамматической конструкции и наличию знаков препинания), так и в устной речи (по интонации и наличию нескольких основ); воспитывать необходимое для красивой и грамотной речи чувство языка;

Анализ предложений, синтаксический разбор

09.10


Простое осложнённое предложение.


1

Знать постановку знаков препинания в простом осложнённом предложении; повторить орфографические навыки; повторить и закрепить разные виды разборов.

Контрольный словарный диктант

12.10


Изложение по упр. 200

1

Проявить интерес к лыжному виду спорта; научиться приёмам работы над подробным изложением с элементами сочинения, повторить и отработать основные речеведческие понятия на примере данного текста; знать о структуре текста типа повествование с элементами описания и рассуждения.

изложение

14.10


Разделы русской орфографии. Правописание морфем

1

Знать основные разделы русской орфографии; выявить связь значения корня, приставки суффикса с лексическим значением слова; знать способы образования слова; повторить морфемный разбор слова; развивать и обогащать речь

Редактирование написанного изложения

Орфографический, морфемный разборы

15.10


Правописание морфем.

1

Знать изученные орфограммы корня, приставки и суффикса; развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умения работать во времени; совершенствовать навыки этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к слову.

Письмо по памяти

16.10


Правописание морфем (закрепление)

1

Знать изученные орфограммы корня, приставки и суффикса; развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умения работать во времени; совершенствовать навыки этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к слову.

Морфемный разбор

19.10


Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

1

Знать правила правописания н и нн в в суффиксах прилагательных и причастий; совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки.

Морфемный разбор

21.10


Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных (продолжение)

1

Знать правила правописания н и нн в в суффиксах прилагательных и причастий; совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки.

Морфемный разбор

22.10


Правописание Н и НН в суффиксах полных и кратких прилагательных и причастиях

1

Систематизировать и обобщить правила, регулирующие правописание н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Фронтальный опрос, самостоятельная работа

23.10


Слитные, дефисные и раздельные написания слов

1

Систематизировать и обобщить правила, регулирующие слитные, раздельные и дефисные написания слов; совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки.

Фронтальный опрос, индивидуальные карточки, самостоятельная работа

26.10


Написание НЕ с причастиями

1

Систематизировать и обобщить правила, регулирующие слитные, раздельные написания слов; совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки

Орфографический минимум

28.10


Орфография

Проверочная работа по материалу упр.261

1

Проверить знания учащихся по теме «Орфография и пунктуация», выявить пробелы в знаниях учащихся и спланировать коррекцию пробелов с использованием Интернет – ресурсов, ЦОРов;

Развивать умения находить основу сложного предложения, составлять его схему.

Воспитывать умение четко организовывать самостоятельную работу

Проверочный диктант

29.10


Разделы русской пунктуации.


1

Повторить, закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация»; проверить готовность к контрольной работе по теме «Синтаксис и пунктуация»;


30.10


Предложения с обособленными членами

1

Повторить условия обособления определений, выраженных причастным оборотом, и обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами.


09.11


Постановка знаков препинания в речи

1

Повторить, закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация»; проверить готовность к контрольной работе по теме «Синтаксис и пунктуация»;


11.11



Контрольная работа №2 и её анализ по теме «Орфография и пунктуация» (диктант)

1

Проверить сформированность у учащихся орфографических умений и навыков, связанных с разделом “ Орфография и пунктуация”.

Контрольная работа №2 по теме «Орфография и пунктуация» (диктант)

12.11


Культура речи

Правильное употребление имён существительных

1

Повторение теоретического материала по теме «Речь», углубление знаний по теме «Использование существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий в речи. Средства художественной выразительности»; закрепление умения узнавать метафоры и сравнения, определять их роль в тексте; показать, как умелое использование данных частей речи в речи придает ей выразительность и красоту; способствовать умению уместно и правильно употреблять имена части речи в своей речи.


Индивидуальные задания, устный опрос

13.11


Правильное употребление имён прилагательных.


1

Индивидуальные задания, устный опрос

16.11


Правильное употребление имён числительных.

1

Самостоятельная работа

18.11


Правильное употребление местоимений.

1

Индивидуальные задания, устный опрос

19.11


Правильное употребление глаголов, причастий, деепричастий.

1

Устный опрос

20.11


Словарный диктант. Правка теста. обучение

1


Контрольный словарный диктант

23.11


Текстоведение

Основные признаки текста. Этапы работы над сочинением.

1

Продолжить изучение текста как основной единицы синтаксиса; уметь определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части.

Работа с тестами разных стилей и типов

25.11



Этапы работы над сочинением.

1

Продолжить изучение текста как основной единицы синтаксиса; уметь определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части.

Работа с тестами разных стилей и типов

26.11


Точность и логичность речи.


1

Знать понятия «точной и логичной речи» , понятия«логика высказывания»; знать об условиях логичности речи и причинах логических ошибок; учиться приемам исправления логических ошибок или использованию их как специальному средству художественной выразительности.

Работа с тестами разных стилей и типов

27.11


Виды связи предложений в тексте.

1

знать об условиях логичности речи и причинах логических ошибок; учиться приемам исправления логических ошибок или использованию их как специальному средству художественной выразительности.

Работа с тестами разных стилей и типов

30.11


Р/Р. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег».

1

Знать особенности сочинения-описания по картине;
уметь использовать лексику по теме «Описание картины»; познакомиться с творчеством русского художника А.А. Пластова; развивать навык приобщения к искусству: литературе, живописи; развивать связную речь , уметь составлять простейшие описания внешности человека, природы.


Р/Р. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег».

02.12


Выразительность речи.

1


Знать об особенностях фонетических средств выразительности русской речи; умение чтения и комментирования стихотворений Н. Некрасова, А Пушкина;

Работа с тестами разных стилей и типов

03.12


Фонетические средства выразительности.

1

Знать об особенностях фонетических средств выразительности русской речи; умение чтения и комментирования стихотворений Н. Некрасова, А Пушкина;

Работа с тестами разных стилей и типов

04.12


Словообразовательные средства выразительности

1

Формировать представления об особенностях языковых средств выразительности русской речи; развивать систему ценностных отношений к родному языку; воспитать бережное отношение к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи.

Работа с текстами художественных произведений, тренировочные упражнения

07.12


Лексические средства выразительности.


1

Продолжить работу над лексическими средствами выразительности; учить анализировать средства выразительности; вспомнить синонимы и антонимы; познакомить с контекстуальными синонимами и антонимами.

Письмо по памяти № 426

09.12


Морфологические средства выразительности.


1

Познакомить учащихся с морфологическими средствами выразительности художественного текста; развивать навыки вдумчивого прочтения, анализа художественного текста; воспитывать внимательное и бережное отношение к слову.

Тренировочные упражнения

10.12


Синтаксические средства выразительности.


1

Формировать представление об особенностях фонетических средств выразительности русской речи; чтение и комментирование текстов И.С.Тургенева, Ф.Гладкова.

Контрольный словарный диктант

11.12


Рассуждение как

тип речи.

1

Обобщить и расширить сведения о рассуждении как типе речи; создать условия для расширения знаний о рассуждении как типе речи; развития речи и творчества, логического и образного мышления, нравственного воспитания.

Работа с текстом, индивидуальные задания

14.12


Изложение-миниатюра

1

Обобщить и расширить сведения о рассуждении как типе речи; создать условия для расширения знаний о рассуждении как типе речи; развития речи и творчества, логического и образного мышления, нравственного воспитания.

Работа с текстом, индивидуальные задания

16.12


Типы речи и их сочетание в тексте.

1

Развитие устной и письменной речи в процессе осмысленной работы с текстом с разными типами речи: владение полученной информацией, определение стиля и типа речи, умение последовательно передавать прочитанное, умение составлять план текста; развитие наблюдательности через восприятие текста.

Работа с текстом, индивидуальные задания творческая работа учащихся; развитие

17.12


Морфология

Наречие как часть речи.

1

Знать о наречии как о самостоятельной части речи; учиться определять грамматическое значение и морфологические признаки наречий; уметь “видеть” наречие в тексте, сопоставлять с другими частями речи; развивать логическое мышление ; расширять кругозор.

Работа с теорией учебника, составление сводной таблицы

18.12


Разряды наречий. Сжатое изложение.

1

Знать о наречии, о его зависимости от глаголов и связи, которая между ними существует; учиться определять разряды наречий по значению; грамотно применять наречия в речи; развивать речь, обогащать словарный запас, интерес к русскому языку.

Работа с теорией учебника, индивидуальные задания

21.12


Местоименные наречия.

1

Знать о наречии, о его зависимости от глаголов и связи, которая между ними существует; учиться определять разряды наречий по значению; грамотно применять наречия в речи; развивать речь, обогащать словарный запас, интерес к русскому языку.

Работа с теорией учебника, индивидуальные задания

23.12


Грамматические омонимы


1

Знать о наречии, о его зависимости от глаголов и связи, которая между ними существует; учиться определять разряды наречий по значению; грамотно применять наречия в речи; развивать речь, обогащать словарный запас, интерес к русскому языку.

Работа с теорией учебника, индивидуальные задания

24.12


Слова категории состояния

1

Знать основные различия наречий со словами категории состояния

Тренировочные упражнения

25.12


Проверочная работа «Наречия и их роль в тексте»

1

Систематизировать имеющиеся знания

Разученный диктант с языковым анализом

28.12


Степени сравнения наречий


1

Знать особенности сравнительной и превосходной степени наречий, синтаксическую роль наречий в сравнительной степени; уметь образовывать, находить и различать степени сравнения наречий; развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

Составление и работа по схеме, тренировочные упражнения

11.01


Р/Р.Изложение с грамматическим заданием( по упр. 526.)

1

Знать работу по составлению сложного плана изложения; закрепить навык написания изложения по сложному плану.

Р/Р. Контрольное изложение по упр. 526

13.01


Правописание наречий

1

Знать некоторые специфические правила написания наречий, отработка навыка работы с орфографическим словарем

Составление словарных статей., работа со схемой

14.01


Слитное и раздельное написание наречий

1

Знать некоторые закономерности слитного и раздельного правописания наречий; уметь находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их; учиться отличать наречия от сочетаний именных частей речи; развитие внимания, памяти, аналитического мышления, навыков связной речи; развивать мотивацию на активное творческое усвоение учебного материала.

Обучающая работа, работа в группе, сочинении-минитюра

15.01


Дефисное написание наречий. Проверочная работа

1

Знать закономерности дефисного написания наречий; развивать внимание и наблюдательность, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память.

Письмо по памяти , работа со словарями

18.01


Не и НИ с наречиями.


1

Знать условия написания НЕ и НИ с наречиями; уметь сопоставлять данное правило с правилами написания НЕ и НИ с другими частями речи; уметь находить наречия с приставками не-, ни- и применять правила правописания.

Устное высказывание, объяснительный диктант, выразительное чтение высказываний

20.01


Диктант с элементами сочинения.

1

Знать особенности текста –повествования, развитие навыка рассуждения


21.01


Анализ работ редактирование

1

Знать особенности текста –повествования, развитие навыка рассуждения


22.01


Правописание Н и НН

в наречиях на о(-е)

1

Знать условия выбора орфограммы "Правописание Н и НН в наречиях на о (-е), закрепить способы разграничения наречий и кратких причастий; развивать умение рассуждать, доказывая свою точку зрения, анализировать и делать выводы; формировать коммуникативные умения и навыки.

Работа со схемой, тренировочные упражнения, морфемный разбор

25.01


О и а на конце наречий

1

Знать условия выбора орфограммы

тренировочные упражнения, морфемный разбор

27.01


Буквы О и Ё на конце наречий после шипящих.

1

Познакомиться с правилом написания о-е (ё) после шипящих на конце наречий; развивать умение выделять орфограмму “О-Е (Ё) после шипящих на конце наречий, определив часть речи и часть слова.

тренировочные упражнения, морфемный разбор, устные сообщения, сочинение-миниатюра

28.01


Употребление Ь на конце наречий после шипящих.

1

Изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий; находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их; выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; повторить употребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи;

Контрольный словарный диктант, устный ответ, объяснительный диктант

29.01


Р/Р. Сжатое изложение по упр.587

1

Продолжить работу над сжатым изложением; научиться владеть отдельными приёмами сокращения текста; развивать быстроту реакции, мышления, внимания, речи и памяти; формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.


Сжатое изложение

01.02


Повторение и обобщение темы «Наречие»

1

Знать материал по теме «Правописание наречий» в рамках изученного в 7-м классе; умения, сформированные в результате изучения раздела «Наречие».

Тренировочные упражнения, индив. карточки

03.02


Контрольная работа (диктант с языковым анализом) по теме «Правописание наречий».



1

Повторить и обобщить сведения о правописании наречия, отрабатывать умения применять соответствующие способы действия при выборе написания наречия

Контрольная работа (диктант с языковым анализом) по теме «Правописание наречий».


04.02


Синтаксическая роль наречия.

1

Знать функции наречия в словосочетании и предложении; учиться определять синтаксическую роль наречий в словосочетании и предложении.

Тренировочные упражнения, комментированное письмо

05.02


Наречие в тексте.


1

Знать функции наречия в тексте; учиться определять синтаксическую роль наречий в тексте.

Тренировочные упражнения, комментированное письмо

08.02


Функции наречий в тексте.

1

Знать функции наречия в тексте; учиться определять синтаксическую роль наречий в тексте.

Тренировочные упражнения, комментированное письмо

10.02


Правильное употребление наречий


1

Повторить изученный материал по теме «Наречие»; развивать умения определять наречия в тексте, правильно произносить наречия; закрепление умения фонетического и орфоэпического разбора наречий; закрепление умения выразительного чтения наречий.

Работа с текстами

11.02


Правильное образование форм степеней сравнения наречий


1

Образование форм сравнительной и превосходной степени сревнения.

Работа с индивидуальными карточками

12.02


Лексические нормы

1

Повторение правописания наречий и теоретических сведений о наречии; развитие монологической речи и памяти.


15.02


Повторение по теме «Наречие».

1

Повторение правописания наречий и теоретических сведений о наречии; развитие монологической речи и памяти.

Работа с индивидуальными карточками

17.02


Контрольная работа №4 (зачёт) по теме «Наречие».

1

Выявление качества усвоения знаний, умений и навыков и их коррекция; обобщение и систематизация знаний; развитие творческих способностей учащихся.

Контрольная работа №4 (зачёт) по теме «Наречие».

18.02


Служебные части речи.

1

Сформировать умение правильно определять роль служебных частей речи в предложении; навык применения полученных умений на практике; формировать развитие мотивации к изучаемому материалу; развивать умение выделять главное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые понятия; развивать речь учащихся.

практические упражнения, изложение-миниатюра

19.02


Предлог как часть речи.

1

Знать понятие предлога, как служебной части речи. сформировать грамматические навыки , помогающие овладеть орфографией предлога; совершенствовать навыки анализа роли пред­лога в словосочетании и предложении; изучить порядок морфоло­гического разбора предлога

Работа с теоретическими понятиями, практические упражнения

20.02


Предложное управление.

1

Развитие умения различать омофоны- наречия и прилагательные, перед которыми стоит предлог.

Работа с теоретическими понятиями, практические упражнения

24.02


Грамматическое значение предлогов

1

Знать функции предлогов, употребление их в устной и письменной речи; развивать навыки раздельного написания предлогов, умение употреблять предлоги в речи; прививать любовь к окружающему миру. 

Работа с теоретическими понятиями, практические упражнения

25.02


Разряды предлогов.


1

Знать разряды предлогов; умение уместно употреблять предлоги в речи; навык уважительного отношения к правильному употреблению предлогов в речи.

практические упражнения Контрольный словарный, сочинение-миниатюра

26.02


Р/Р. Изложение по упр.695

1

Совершенствовать умение выделять предложение в устной речи и правильно оформлять его на письме, умение восстанавливать последовательность событий текста, умение схематично записывать предложения, умение письменно воспроизводить текст повествовательного характера, формировать орфографическую зоркость, умение распознавать в словах орфограммы, обобщить знания учащихся о «братьях наших меньших».

Изложение по упр.695

29.02


Р/Р. Изложение по упр.695 (закрепление)

1

Совершенствовать умение выделять предложение в устной речи и правильно оформлять его на письме, умение восстанавливать последовательность событий текста, умение схематично записывать предложения, умение письменно воспроизводить текст повествовательного характера, формировать орфографическую зоркость, умение распознавать в словах орфограммы, обобщить знания учащихся о «братьях наших меньших».

Изложение по упр.695

02.03


Слитное и раздельное написание производных предлогов.

1

Повторить разряды предлогов по происхождению,  написание производных предлогов; совершенствовать навык правописания   производных предлогов, различения производных предлогов и других частей речи; повторить особенности официально-делового   стиля речи; умение решать поставленные задачи и делать выводы.

Работа с теоретическими понятиями, практические упражнения

03.03


Правописание

производных предлогов.

1

Повторить разряды предлогов по происхождению,  написание производных предлогов; совершенствовать навык правописания   производных предлогов, различения производных предлогов и других частей речи; повторить особенности официально-делового   стиля речи; умение решать поставленные задачи и делать выводы.

Работа с теоретическими понятиями, практические упражнения

04.03


Использование предлогов в соответствии со стилистической задачей. Предлог в предложении и тексте.

1

Знать функции предлога в предложении и тексте; учиться определять роль предлога в предложении и тексте.

практические упражнения, сочинение-миниатюра

09.03


Союз как часть речи.

1

Знать о союзе как части речи; изучить порядок морфологического разбора союза.

Работа с теоретическими понятиями, практические упражнения

10.03


Разряды союзов по синтаксической роли и по значению.

1

Знать смысловые отношения частей предложения с помощью союзов; формировать умение уместно употреблять союзы в речи; Навык уважительное отношение к правильному употреблению союзов в речи.

Работа с теоретическими понятиями, практические упражнения, проверочная работа

11.03


Синтаксическая роль союза И

1

Знать смысловые отношения частей предложения с помощью союзов; формировать умение уместно употреблять союзы в речи; Навык уважительное отношение к правильному употреблению союзов в речи.

Работа с теоретическими понятиями, практические упражнения, проверочная работа

14.03


Синтаксическая роль союза И (закрепление)

1

Знать смысловые отношения частей предложения с помощью союзов; формировать умение уместно употреблять союзы в речи; Навык уважительное отношение к правильному употреблению союзов в речи.

Работа с теоретическими понятиями, практические упражнения, проверочная работа

16.03


Синтаксическая роль подчинительных союзов

1

Познакомить учащихся с разрядами союзов по составу, выявить отличия между союзными словами и союзами; создать условия для развития у школьников умения сопоставительного анализа информации; способствовать формированию патриотических чувств через тексты о родном крае.

Индивидуальные карточки, сочинение-миниатюра, работа со схемами предложений

17.03


Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

1

Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского

«Сирень в корзине»;активизировать лексику по теме «Описание картины»; познакомить с творчеством русского художника П.П. Кончаловского; приобщать учащихся к искусству: литературе, живописи; развивать связную речь учащихся.

Сочинение по картине

П.П. Кончаловского

«Сирень в корзине»

18.03


Морфологический разбор союзов

1

Полный морфологический анализ союзов.

Работа с теоретическими понятиями, практические упражнения

21.03


Различение союзов и союзных слов.

1

Отличительные черты союзов от союзных слов.

Работа с теоретическими понятиями, практические упражнения

23.03


Правописание составных союзов. Различение омофонов.

1

Развивать навык правильного правописания сочинительных и подчинительных союзов

практические упражнения, проверочная работа

24.03


Правописание союзов разных разрядов.

1

Развивать навык правильного правописания сочинительных и подчинительных союзов

практические упражнения, проверочная работа

25.03


Группы союзов по употреблению.

1

Группы союзов по употреблению. Выразительные возможности союзов. Текстообразующая роль союзов.

УПЗН

04.04


Группы союзов по употреблению. Выразительные возможности союзов.

1

Группы союзов по употреблению. Выразительные возможности союзов. Текстообразующая роль союзов.

УПЗН

06.04


Повторение и обобщение по теме «Союз».

1

Знать и уметь систематизировать материал о союзе

Самостоятельная работа Контрольный словарный диктант

07.04


Контрольная работа №5 (диктант с языковым анализом) по теме «Союз»

1



08.04


Частица как служебная часть речи

1

знать о частице как служебной части речи; ос­воить семантику частиц, их функции в языке и речи, совершенст­вовать умение доказывать принадлежность слова к частицам; изу­чить порядок морфологического разбора частицы

практические упражнения



Разряды частиц. Формообразующие частицы


1

Познакомиться с разрядами частиц; знать роль формообразующих частиц.


11.04


Разряды частиц.

1

Познакомиться с разрядами частиц; знать роль формообразующих частиц.


13.04


Слитное, раздельное, дефисное написание частиц.

1

Закрепить знания о том, какие частицы пишутся раздельно, какие – через дефис;
тренироваться в различении омонимичных частиц и морфем;
тренироваться в раздельном и дефисном написании частиц; повторить слитное, раздельное и дефисное написание прилагательных

Словарный диктант, индивидуальные карточки

14.04


Различение частиц НЕ и НИ.

1

Знать различия частиц НЕ и НИ; закрепить условие выбора частиц НЕ - НИ.

Мини-сочинение

15.04


Правописание частиц НЕ и НИ.

1

Закрепить орфографические умения и навыки, повторить правописание НЕ – НИ с разными частями речи и в составе предложения; пополнить словарный запас, закрепить навыки правописания слов с непроверяемыми орфограммами; формировать навыки письменной и устной речи

Письмо по памяти № 937 индивидуальные карточки

18.04


Правописание частицы НЕ с разными частями речи


1

Совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор; систематизировать и обобщить правила правописания не с разными частями речи, совершенствовать соответствующие орфографические умения

Практические упражнения индивидуальные карточки

20.04


Правописание частицы НЕ с разными частями речи (закрепление)


1

Совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор; систематизировать и обобщить правила правописания не с разными частями речи, совершенствовать соответствующие орфографические умения

Практические упражнения индивидуальные карточки

21.04


Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи (повторение).

1

Совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор; систематизировать и обобщить правила правописания не с разными частями речи, совершенствовать соответствующие орфографические умения

Практические упражнения индивидуальные карточки

22.04


Контрольная работа № 6 Р/Р. Изложение с элементами сочинения.

1



25.04


Роль частиц в речи.

1

Знать функции частицы в предложении и тексте; учиться определять назначение частицы в предложении и тексте

индивидуальные карточки

27.04


Роль частиц в предложении.

1

Коммуникативные возможности частиц.

индивидуальные карточки

28.04


Роль частиц в тексте.

1

Знать функции частицы в предложении и тексте; учиться определять назначение частицы в предложении и тексте

индивидуальные карточки

29.04


Культура речи: употребление служебных

частей речи.

1

Знать основные понятия школьного курса русского языка; систематизировать понятия, связанные с культурой речи, ус­воением речевых норм в процессе изучения морфологических

Контрольный словарный диктант

04.05


Грамматические нормы.

1

Грамматические нормы, регулирующие использование служебных частей речи. Правильное построение предложных словосочетаний.

индивидуальные карточки

05.05


Повторение и обобщение пройденного по теме «Служебные части речи»

1

Знать и уметь систематизировать материал о частице.

Самостоятельная работа, словарный диктант

06.05


Контрольная работа №7 (диктант) по теме «Служебные части речи

1

Проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся



11.05


Междометие как часть речи.

1

навык написания дефиса в междометиях и знаков препинания при междометиях; отработать навык употребления междометий в значении других частей речи; развивать диалогическую и монологическую речь; формировать умения вступать в парную коммуникацию, задавать вопросы на понимание, уточнение.

индивидуальные задания

12.05


Междометие и звукоподражательные слова

1

навык написания дефиса в междометиях и знаков препинания при междометиях; отработать навык употребления междометий в значении других частей речи; развивать диалогическую и монологическую речь; формировать умения вступать в парную коммуникацию, задавать вопросы на понимание, уточнение.

индивидуальные задания

13.05


Звукоподражательные слова.

1

Морфологический разбор служебных частей речи.

индивидуальные задания

16.05


Омонимия и многозначность.

1

Отработка умений находить и распознавать различные явления омонимии, анализировать языковой материал, выбирать требующееся слово; проверить уровень знаний по теме "Лексика

Практические упражнения индивидуальные задания

18.05



Различие грамматических омонимов

1

Отработка умений находить и распознавать различные явления омонимии, анализировать языковой материал, выбирать требующееся слово; проверить уровень знаний по теме "Лексика

Практические упражнения индивидуальные задания

19.05



Повторение

Повторение. Нормы орфографии

1

Знать понятия, связанные с орфографией, пунктуацией, культурой речи, ус­воением речевых норм в процессе изучения морфологических тем


20.05


Нормы пунктуации

1

Знать понятия, связанные с орфографией, пунктуацией, культурой речи, ус­воением речевых норм в процессе изучения морфологических тем


23.05


Итоговая контрольная работа за курс 7 .

1

Систематизировать понятия, связанные с орфографией, пунктуацией, культурой речи, ус­воением речевых норм в процессе изучения морфологических тем.


25.05


Анализ контрольных работ и

подведение итогов года

1

Анализ работ и допущенных ошибок. Совершенствование умений. Подведение итого работы за год в 6-м классе.


26.05



Итоговое повторение

2



27.05

30.05







Раздел V: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Печатные пособия.

  • Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 7 класса.

Мультимедийные пособия.

  • Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.

  • Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.

  • Мультимедийные презентации по темам, изучаемым в 7 классе.


Интернет ресурсы:

Словари:

  • http://www.sork.ru – Словарь сокращений русского языка

  • http://www.megakm.ru – Толковый словарь русского языка Ожегова

  • http://www.slovari.ru – Русские словари (Институт им. Виноградова)

  • http://www.gramota.ru – Он-лайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)

Тренажеры:

  • http://www.repetitor.1c.ru – Тесты по пунктуации в режиме он-лайн

  • http://www.gramotey.ericos.ru – Электронный тренажер «Грамотей»

  • http://www.klyaksa.country.ru – Грамматический конкурс «Золотая клякса»

  • http://www.golovolomka.hobby.ru – Головоломки со словами

для учителя

Справочно-информационные ресурсы:

  • http://www.ruscenter.ru – РОФ «Центр развития русского языка»

  • http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Русский язык»

  • http://www.slovesnikk.ru – Сайт о русской словесности

  • http://www.ruthenia.ru/apr - Архив петербургской русистики (Кафедра русского языка филологического факультета СПбГУ)

  • http://www.edu.ru – образовательный портал

  • http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Русский язык»


























Раздел VI. Результаты и система оценивания


В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:

  • определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;

  • особенности ударения в русском языке;

  • основные правила орфоэпии;

  • основные способы образования слов;

  • основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;

  • правила русской орфографии;

  • морфологические признаки частей речи;

  • нормы употребления в речи языковых единиц;

  • виды словосочетаний;

  • виды предложений;

  • основные группы пунктуационных правил;

  • признаки текста.

Уметь:

  • адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;

  • выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к определённому типу речи;

  • сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;

  • анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;

  • рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;

  • проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

  • правильно произносить широко употребляемые слова;

  • по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

  • определять способы образования разных частей речи;

  • соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;

  • толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

  • различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

  • владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

  • составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

  • определять синтаксическую роль всех частей речи;

  • объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;

  • строить пунктуационные схемы предложений

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.


Оценка диктантов

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.



Оценка сочинений и изложений


Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.









СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания

Методического совета

МБОУ Большеталовской СОШ

От________20____года №____

Руководитель МС

____________/_______________


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР


_____________ О.В.Захарюта



_____ ________20____года





















Приложение. Контроль за прохождением материала


Входящий диктант

Нет таких звуков, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. Среди великолепных качеств нашего языка есть одно совершенно удивительное и незаметное. Оно состоит в том, что по своему звучанию он настолько разнообразен, что заключает в себе звучание почти всех языков мира. Особенности звукового облика русского языка сообщают нашей речи общие черты благозвучности, музыкальности, мягкой тональности, высокой ритмичности -все то, что создает впечатление красоты языка.

Грамматическое задание:

    1. Дать лексическое толкование словам: великолепный, превосходный, впечатление.

    2. Провести фонетический разбор слов

    3. Найти в тесте предложения с однородными членами и разобрать по членам предложения.



Контрольная работа №1

Диктант с языковым анализом текста.

Диктант


Я нашел удивительную берестяную трубочку. Когда человек выжжет себе кусок бересты на березе, оказавшаяся по краям пореза береста начинает свертываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернется. Их бывает на березах так много, что и внимания не обращаешь.

Но сегодня мне захотелось посмотреть, чем наполнена такая трубка.

В последней же трубочке я нашел хороший орех, плотно прихваченный берестой. Мне с трудом удалось вытолкнуть его палочкой. Вокруг берез не было орешника. Как же орех попал в эту трубочку? «Наверное, белка его туда спрятала, делая зимние запасы», - подумал я.

Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал еще одно открытие. Под прикрытием ореха поселился паучок и всю внутренность трубочки затянул своей паутиной.

107 слов. (М. Пришвин)


Задания

1.Озаглавьте текст.

2.Выпишите из первого (1 вариант) и третьего (2 вариант) абзацев причастия и определите их морфемный состав.

3.Проведите морфологический разбор глагола нашел из первого предложения текста (1 вариант) и глагола выжжет из второго предложения текста (2 вариант).

4. Проведите полный синтаксический разбор предложения Вокруг берез не было орешника.



Контрольная работа №2

Разученный диктант с творческим заданием (на материале упр. 568)


Контрольная работа №3

Контрольный диктант с языковым анализом по теме «Правописание наречий»

Диктант

Песчанка

На склоне песчаного бугра на задних лапках сидит маленький рыжий зверек с пушистым хвостиком, поглядывает по сторонам и распевает. Это песчанка.

Песчанки очень похожи на мышей, но они крупнее, и хвост из сплошь покрыт пушистой шерстью. Эти жители пустыни селятся в норах, вырытых в песке, целыми семействами и питаются семенами пустынных растений. Наевшись, песчанки резвятся, играют между собой. Точь-в-точь наши мыши! Но неподалеку непременно сидит на вершине холма старая песчанка. Это часовой, который зорко стережет врага.

Вот из-за соседнего бугра выглянула хитрая мордочка с зелеными лукавыми глазками и сразу исчезла. Заметил ее часовой, свистнул, бросился в нору. Мигом поскакали туда и остальные песчанки. Выскочила из засады маленькая степная лисичка, но уже поздно. Не достать песчанок в глубокой норе!

118 слов. (По М. Богданову)


Языковой анализ

1.Из предложений второго абзаца выпишите все наречия и укажите их разряд по значению.

2.Запишите наречия сразу и мигом в составе словообразовательных пар. Укажите в скобках способы образования этих слов.

3.В предложениях последнего абзаца найдите слово категории состояния и подчеркните его как член предложения.

4.Проведите синтаксический разбор предложений Мигом поскакали туда и остальные песчанки.



Контрольная работа №4

(зачет по теме «Наречие»)

Задание 1

Запишите слова под диктовку.

Послезавтра, вдвое, по двое, вкрутую, наизусть, поодиночке, с разбегу, из-за границы, всмятку, вскачь, наотмашь, исподлобья, не по-русски, по-немецки, во-первых, по-медвежьи, точь-в-точь, чуть-чуть, мало-помалу, кое-где, незачем, слева, направо, издавна, не жаль, горячо.


Задание 2

Запишите предложения, раскрывая скобки. Укажите, какими частями речи являются слова с пропусками.

1)Малышка устала, (по)этому быстро заснула. – (По)этому шоссе машины двигались (не)прерывно. 2) (С)начала мы отдохнули на привале, а потом открыли карту и еще раз рассмотрели маршрут, по которому следовали (с)начала пути. 3) Ученик обдума(н, нн)о подошел к подготовке доклада: Содержание работы было обдума(н, нн)о и изложе(н, нн) в строгом соответствии с планом.


Задание 3

Запишите предложения, раскрывая скобки. Укажите, какой частью речи и каким членом предложения являются грамматические омонимы. Укажите их морфемной состав.

1)На душе было тоскливо. 2) По серому небу тоскливо плыли серые громады туч. 3) Выражение лица Семена было тоскливо.


Задание 4

Составьте три сложноподчиненных предложения по данному началу, используя для связи частей относительные наречия. Относительные наречия подчеркните как члены предложения.

Учитель просил, … .


Задание 5

Спишите текст, заменяя слова в скобках образованными от них наречиями и словами категории состояния. Выделите словообразующие морфемы.

(Тихий) в зимнем лесу. Но вот (неожиданный, где, далекий, гулкий) застучал дятел. Серый рябчик 9шумный) сорвался с ветки (низ) и, (неулюжий) замахав крыльями, скрылся (даль). Слышный) как шустрая белка (ловкий) теребит шишку. Ухо (чуткий) улавливает (весенние) живые звуки капели.


*Задание 6

Проведите синтаксический разбор предпоследнего предложения восстановленного текста (задание 5).


Контрольная работа №5

Диктант с языковым анализом текста


Примечания.

1.В классе среднего уровня подготовки учитель предлагает учащимся выполнить языковой анализ текста в объеме трех заданий (предлагается задания 1-3). Задания 4-6 ученики выполняют по желанию, и эта часть работы оценивается отдельно.

Дуб

Часто о сильном и здоровом человеке говорят, что он крепкий, как дуб. Это сравнение всем понятно, потому что дуб – очень крепкое дерево.

Растет дуб сотни лет, и не могут его согнуть ни сильный ветер, ни жестокий холод зимой. Если молния ударит в одинокий дуб, она может опалить его огнем. Несмотря на то что ветки его обуглятся, весной снова распустятся на них зеленые листочки.

Дуб распускается позже всех деревьев. Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой. На морозе листья на дубе пожухнут, свернутся в трубочке и не опадают всю зиму. Когда идет снег, в тишине слышно, как снежинки шуршат по листьям.

111 слов. (По Г. Снегиреву)


Языковой анализ текста

1.Найдите в первом (1 вариант) и во втором (2 вариант) предложениях текста союзы и заключите их в овал.

2. выпишите из второго предложения текста союз и проведите его морфологический разбор.

3.Составьте схемы второго (1 вариант) и четвертого (2 вариант) предложений последнего абзаца текста.

*4.Найдите в последнем предложении союзное слово и подчеркните его как член предложения.

*5.Найдите в последнем абзаце текста предложение, которое связано с предыдущим предложение с помощью противоположного союза. Заключите в овал этот противительный союз.

*6.Проведите синтаксический разбор второго предложения текста.


Контрольная работа №6

Изложение с элементами сочинения упр. 843.



Зачет по теме «Служебные части речи»

Контрольная работа №7

Задания

1.Запишите текст под диктовку.

Каких только деревьев не было возле реки! В некоторых местах даже в полдень все-таки было пасмурно от старых ив. Они опускали в реку могучие ветви, и серебряные ивовые листья, как будто узкие рыбки, дрожали в воде. А когда выходишь из-под черных ив, тут же зажмуриваешь глаза, потому что с полян льется яркий свет. Молодые осинки толпятся прямо около берега, и все осиновые листья блестят на солнце.

(По К. Паустовскому)

2.Найдите в тексте все частицы и заключите их в ромбы.

3.Выпишите из двух последних предложений текста все словосочетания с предложным управлением.

4.Составьте схему предпоследнего предложения текста. Укажите союзы.

5.Во втором предложении второго абзаца подчеркните все члены предложения.

6. Найдите в тексте союз, который использован как средство связи предложений. Заключите этот союз в кружок.

7.Из последнего предложения текста выпишите все слова служебных частей речи и поведите морфологический разбор каждого из них.



Контрольная работа №8. Диктант с языковым анализом и творческим задание по итогам года.

Задания

1.Запишите текст под диктовку.

Сообщение о двоеточии во 2 и 7 предложении.


Кот Мурзик живет у лесника. Вообще-то он порядок знает: птиц не трогает, ловит только мышей. Но уж очень заманчиво висело на кончике ветки гнездо иволги. И решил кот полакомиться птенцами. Приметил гнездо и стал прохаживаться мимо.

Я мог бы, конечно, внушение коту сделать. Но потом подумал: пусть попробует подобраться к висящему на конце ветки гнезду и навсегда отучится даже думать о ловле птиц.

И вот этот разбойник решился. Добраться до сука, на котором висело гнездышко, ему ничего не стоило. Пройти по толстому суку тоже было легко. Но когда Мурзик добрался до конца ветки, то почувствовал что-то неладное. Он еще мог повернуть назад, но жадность победила осторожность. Кот слишком поздно понял, что идет в ловушку…

(По Ю. Дмитриеву)

117 слов.


2.Озаглавьте текст.

3.В последнем предложении подчеркните наречия как члены предложения.

4.Укажите частицы, использованные в предложениях первого (1 вариант) и второго (2 вариант) абзацев текста.

5.Из третьего предложения последнего абзаца выпишите союз и проведите его морфологический разбор.

6.Из предложений первого абзаца выпишите словосочетания с предложным управлением.

7.Мини-сочинение «Чем могла закончиться данная история?»


8