СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе, 9 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 9 класса, базовый уровень. Программа рассчитана на 102 часа в год /3 часа в неделю/. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе, 9 класс.»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 1 г.Лаишево

Лаишевского муниципального района Республики Татарстан


«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________________________

Протокол ____

«_____»____________2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

__________________

«______»_______________2015г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Гимназия № 1»

___________________________

Приказ №____

от «___» ___________2015г.




Рабочая программа

курса «Литература»

базовый уровень, 9 Б класс,

Козиной Марины Ивановны,

учителя русского языка и литературы




2015-2016 учебный год



Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;

  • Примерной программы основного общего образования по литературе (Письмо МОиН РФ от 07.07 2005г №03-1263 «О примерных программах по учебным предмета федерального базисного учебного плана»);

  • Авторской программы по литературе для 5-11 классов под ред. Коровиной В.Я. - М., «Просвещение», 2009 г.

  • Учебного плана МБОУ «Гимназия № 1 г. Лаишево Лаишевского муниципального района РТ», утвержденного приказом №

от августа 2015 г;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) для использования в образовательном процессе в 2015-2016 учебном году, утвержденного приказом МО и Н РТ от 31.03.2014 № 263


Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

  • Литература. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский. Под ред. В.Я. Коровина. – М.: просвещение, 2012г.

  • Авторская программа по литературе для 5-11 классов под ред. Коровиной В.Я. - М., «Просвещение», 2009 г.

  • И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнева «Поурочные разработки по литературе» - М.: «Вако», 2004

  • Коровина В.Я., Коровин В.И.. Збарский И.С. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 9 кл.-М.: Просвещение, 2003


Программа рассчитана на 102 часа в год, на 3 часа в неделю.


Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по литературе.

Программа предназначена для изучения курса литературы в 9 классе основной школы и построена с учетом развивающего обучения.

В основе данной программы лежит принцип научного систематического изучения произведений русской и зарубежной классики. сопровождаемое практической работой над определенным кругом знаний о художественной литературе и мире. В нее включен практический курс – отработка навыков анализа критической литературы о произведении.

Программа ставит следующие задачи: углубление интереса учащихся к чтению и урокам литературы, воспитание нравственного идеала как общечеловеческой ценности, развитие навыков творческого чтения, анализа произведения, устной и письменной речи, овладения литературоведческими терминами, установление взаимосвязи литературы с другими видами искусства.

Программа включает все основные разделы программы литературного образования для 9-ого класса, где ведущими проблемами являются следующие: художественное произведение и автор, характеры героев. Курс включает художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни и т. д.


Учебно-тематический план.


Содержание по разделам

Количество часов

Контрольные

работы

Сочинения

Вн. чтение

1

Введение

1




2

Древнерусская литература

5



1


Из литературы XVIII века

10

-

1

1

3.

Введение.(обзорный урок)

1




3

М.В. Ломоносов

2




4

Г.Р. Державин

3




5

А.Н. Радищев

3



1

6

Систематизация и обобщение

1




Из литературы XIX века

62

-

5

3

7

Введение (обзорный урок)

2




8

В.А. Жуковский

2




9

А.С. Грибоедов

12


1

1

10

А.С. Пушкин

14


1

1

11

Поэты пушкинской поры (Е.А. Баратынский, К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Д.В. Давыдов, А.В. Кольцов, Н.М. Языков)

2




12

М.Ю.Лермонтов

14


1


13

Н.В.Гоголь

8


1

1

14

Ф.М. Достоевский

3




15

Л.Н. Толстой

1




16

А.П.Чехов

3


1


17

Поэзия XIX века (А.А. Фет, Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев)

1





Литература ХХ века

11

-

1

-

18

Вводный урок

1




19

М. Горький

1




20

И.А. Бунин

2




21

М.А. Булгаков

2




22

М.А. Шолохов

2




23

А.И. Солженицын

2




24

В.М. Шукшин

1





Литература 20 века

9

1

-

1

25

Вводный урок

1




26

А.А. Блок С.А. Есенин В.В. Маяковский

1




29

М. Цветаева

1




30

Н.А. Заболоцкий

1




31

А.А. Ахматова

1




32

Б. Пастернак

1




33

А.Т. Твардовский

2

1


1

34

Литература народов России. Г. Тукай. Ф. Карим.

1





Зарубежная литература

3

-

-

-

38

У. Шекспир

2




39

Ж.-Б. Мольер

1




40

Гете И.В.

2




41

Итоговая контрольная работа.

1

1



ИТОГО: 102

2

7

6



Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

  • авторов и содержание изученных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

уметь:

  • прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;

  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;

  • анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;

  • оценивать проблематику современной литературы;

  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

  • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

  • находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет.

Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема урока


План.

Факт




1

Введение

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека



2

Из древнерусской литературы

Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы



3


Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.



4

Проблема авторства «Слова…».



5

Вн.чт. Изображение ратного подвига в современной литературе.




6.

Главные герои и особенности их изображения.



7.


Из русской литературы XVIII века

Литература XVIII века (общий образ). Классицизм в русском и мировом искусстве



8

М.В. Ломоносов. Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.




9

Ода как жанр лирической поэзии. Особенности языка и композиции

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года




10.

Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина.



11.

Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.



12

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.



13.

Подвиг А. Н. Радищева.

"Путешествие из Петербурга в Москву" (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества.



14.

Особенности повествования в «Путешествии…».



15.

Вн.чт. Жанр путешествия и его содержательное наполнение.



16.

Литература XVIII века в восприятии современного читателя. Обзор.




17.

Из русской литературы XIХ века

Золотой век русской литературы



18.

. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму



19.

Романтическая лирика начала века. "Литературный Колумб Руси". Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворение «Море». Обучение анализу лирического стихотворения.



20

В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады.



21.

А. С. Грибоедов: личность и судьба.



22.

Комедия "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия.



23.

2 действие комедии. Обучение анализу монолога.



24

3 действие комедии. Анализ сцены бала.



25

4 действие комедии. Смысл названия комедии «Горе от ума».



26.

Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.



27

Чацкий в системе образов комедии



28.

. Общечеловеческое звучание образов персонажей



29.

И. А. Гончаров «Мильон терзаний «. Обучение конспектированию.




30.

Вн. чт. по роману Ю.Тынянова «Кюхля»



31.

Образ Софьи Фамусовой в комедии.



32.

Тестирование по комедии «Горе от ума»



33.

А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»), Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина



34

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар»



35

Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь еще, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта



36

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения



37

Проверочный тест по теме «Романтическая лирика начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина»



38

А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко



39

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа



40

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути



41

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. Контрольная работа.



42

Эволюция

взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. Работа над ошибками.



43

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа



44

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа



45

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала 20 века. Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»



46

Вн.чт. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции и сфере творчества



47

Поэты пушкинской поры

Е.А. Баратынский, К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Д.В. Давыдов, А.В. Кольцов, Н.М. Языков.



48

Поэты пушкинской поры

Е.А. Баратынский, К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Д.В. Давыдов, А.В. Кольцов, Н.М. Языков.



49

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике



50

М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»



51

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…»



52

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…»



53

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»



54

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Предсказание».



55

Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии



56

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе



57

Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»



58

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»



59

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина



60

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина



61

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского.



62

Проверочный тест по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»



63

Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород».



64

Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы



65

Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода



66

Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода



67

Образ города в поэме «Мертвые души»



68

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы



69

Проверочный тест по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души



70

Вн.чт. по произведению М.Булгакова «Похождение господина Чичикова»



71

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира



72

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира



73

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести



74

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя



75

Эпоха А.П.Чехова. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему.



76

А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.



77

Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?» (на примере произведений А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова)



78

Из поэзии XІX века

Стихотворения разных жанров Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии. Жанры лирических произведений



79

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений



80

М. Горький. Слово о писателе. Романтическое повествование «Макар Чудра»



81

И. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.



82

Проверочный тест по творчеству И.Бунина.



83

М.Булгаков. Жизнь и судьба. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести.



84

Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия.



85

М.А.Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины.



86

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра.



87

А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор» Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.



88

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.



89

Шукшин В.М. Рассказы «Чудик», «Срезал»



90

«Серебряный век» русской поэзии.



91

А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»




92


М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство



93

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики



94

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике

Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики



95

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви



96

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне



98

Литература народов России Г. Тукай. Слово о поэте





99

Из зарубежной литературы. У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен).



100

Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве»



101

И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен).



102

Контрольная работа по курсу литературы





Критерии оценивания достижений обучающихся.

Оценка сочинений


В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка “5” ставится за сочинение:

  • глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

  • стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

  • написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один – два речевых недочёта.

Отметка “4”ставится за сочинение:

  • достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

  • логичное и последовательное изложение содержания;

  • написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:

  • в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

  • материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

  • обнаруживается владение основами письменной речи;

  • в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка “2”ставится за сочинение, которое:

  • не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

  • характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

  • отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.


Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

  • «5» - 90 – 100 %;

  • «4» - 70 – 89 %;

  • «3» - 50 – 69 %;

  • «2»- менее 50 %.


Оценка творческих работ

Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.

С помощью творческой работы проверяется:

  • умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);

  • соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;

  • широта охвата источников и дополнительной литературы.

Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия тема;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления учитываются:

  • разнообразие словарного и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число языковых ошибок и стилистических недочетов.

При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается

      • правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;

      • реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;

      • широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.


Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.



Критерии оценивания презентаций

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе PowerPoint. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». – Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2008





Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики и не противоречит содержанию презентации;


- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;


- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;


- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;


- ссылки – все ссылки работают


Средняя оценка по дизайну


Содержание

- раскрыты все аспекты темы;


- материал изложен в доступной форме;


- систематизированный набор оригинальных рисунков;


- слайды расположены в логической последовательности;


- заключительный слайд с выводами;


- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.


Средняя оценка по содержанию


Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;


- ученик владеет материалом своей темы;


Средняя оценка по защите проекта



Итоговая оценка


Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.


Перечень учебно-методического обеспечения.

  • Аристова М. А. Справочник по русской  литературе  для школьников / М. А. Аристова, Б. А. Макарова, Н. А. Миронова, Ж. Н. Критарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

  • Доронина Т. В. Анализ стихотворения: учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

  •  Литература .  9  кл. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1/ Авт.-сост.  В.  Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2011.

  •  Литература .  9  кл. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 2/ Авт.-сост.  В.  Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2009.

  • Мещерякова М. И.  Литература  в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2001.

  • Читаем, думаем, спорим…: дидакт. материалы по литтературе.:  9  кл. / Авт.-сост.  В. Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2007.

Для учителя:

 Программы  и  учебники:

  •  Литература .  9  кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1/ Авт.-сост.  В.  Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2007.

  •  Литература .  9  кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 2/ Авт.-сост.  В.  Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2007.

  •  Программа  по  литературе  для  9   класса  общеобраз. учрежд. (базовый уровень)/Автор-составитель  В. Я.  Коровина  – М.: Просвещение, 2008.

  • Читаем, думаем, спорим…: дидакт. материалы по литературе:  9  кл. / Авт.-сост.  В. Я.  Коровина  (и др.). – М.: Просвещение, 2007.

Методические пособия:

  •  Литература . 5-11  классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков. / Авт.-сост. Попова Е.Н. – Волгоград: Учитель, 2009.

  • Методика преподавания литературы: хрестоматия-практикум. / Авт.-сост. Б. А. Ланин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  • Миронова Н. А. Анализ стихотворения: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

  • Русская литература 18-19 веков: справочные материалы. / Сост. Л. В. Соколова, В. И. Федоров. – М.: Просвещение, 1995.

  • Шахова Н.В., Миронова В. Г. Школьные олимпиады: русский язык, литература, английский язык: 8-11 классы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Интернет-ресурсы:

Справочно-информационные и методические материалы:

  • http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

  • http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»

  • http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература» Художественная  литература:

  • http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

  • http://old-russian.chat.ru/index1.htm – Древнерусская  литература 

  • http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской  литературы 

  • http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов



Приложение

Итоговый контрольный тест по литературе

  1. «Слово о полку Игореве»-

А) фольклорное произведение, Б) название летописи, В) литературное произведение особого жанра.


2. Чувственное восприятие мира соответствует:

А) классицизму, Б) сентиментализму, В) романтизму.


3.Комедия относится: А) к лирике, Б) драме, В) эпосу.


4. «Недоросль» -

А) комедия, Б) драма, В) трагедия.


5. Образ положительного идеала в «Недоросле»: А) Митрофанушка, Б) Простакова,

В) Стародум.


6. Повесть Карамзина называется:

А) «Бедная Лиза», Б) «Бедная Маша», В) Несчастная Лиза».


7. Державина и Пушкина сближают произведения:

А) «Памятник», Б) Воспоминания в Царском Селе», «Зимнее утро».


8.Литературная сказка – это жанр:

А) реализма, Б) романтизма, В) сентиментализма.


9. «Светлана» - баллада –

А) Пушкина, Б) Жуковского, В) Лермонтова.


10. О каком литературном направлении В.Г.Белинский сказал: «…мир порываний к бесконечному, мир таинственных видений и созерцаний, мир небесных идеалов,- А) о романтизме, Б) о классицизме, В) о сентиментализме.


11. Кто не был лицейским другом А.С.Пушкина – а) Дельвиг, Б) Малиновский, В) И.С.Тургенев.


12. Какое произведение А.С.Пушкина не относится к южным романтическим поэмам: А) «Медный всадник», Б) «Цыганы», В) Братья – разбойники»?


13. Товарищ! Верь, взойдет она,

Звезда пленительного счастья…- эта фраза из:

А) «Медного всадника», Б) стихотворения «К Чаадаеву», В) стихотворения «Памятник».


14. Не относится к «Повестям Белкина»: А) «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Дубровский».


15. Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела…- здесь: А) аллегория, Б) сравнение , В) антитеза.


16. Тема «Станционного смотрителя»: А) трагедия « маленького человека», Б) любовь истинная и ложная, В) отношения между родителями и детьми.

17. Образы Гринева и Швабрина в романе «Капитанская дочка» даны как: А) антитеза, Б) сопоставление, В) взаимодействие одного характера.


18. В «Капитанской дочке» автором наиболее идеализирован образ: А) Пугачева, Б) Маши Мироновой, В) Василисы Егоровны.


19. «Песня про купца Калашникова» - произведение: А) лироэпическое, Б) эпическое, В) лирическое.


20. «Не сияет на небе солнце…»- продолжите постоянным эпитетом: А) славное, Б) ясное, В) красное.


21. Причина несостоявшейся любви и счастья героев в повести И.С.Тургенева «Ася»: А) душевная слабость, малодушие героя, Б) скверный характер героини, В) ревность Гагина.


22. Авторская позиция в повести «Ася» выражена: А) прямо, в непосредственном авторском повествовании, Б) в авторском послесловии, В) скрыто.


23. «Служили они в какой-то регистратуре; там родились, воспитались, состарились, следовательно, ничего не понимали»- это: А) гипербола, Б) абсурд, В) метафора.

.

24. Предыдущие слова взяты из произведения: А) Салтыкова-Щедрина, Б) Гоголя, В) Достоевского.


25. А.П.Чехов – писатель: А)19 века, Б) 20 века, В) конца 19-начала 20 века.


26. Период начала 20 века в искусстве называют: а) «золотой век», Б) «серебряный век», В) «бронзовая эпоха».


27. С. Есенин творчески близок: А) футуристам, Б) символистам, в) поэтам русской деревни.


28. Ахматова – А) настоящая фамилия поэта, Б) литературный псевдоним, В) фамилия по мужу.


29. Марина Цветаева писала: А) только стихи, Б) стихи и прозу, В) была творчески разносторонним мастером.


30. «А зори здесь тихие…»- это повесть: А) В.Распутина, Б) Б.Васильева, В) В.Астафьева.