МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»
СОГЛАСОВАНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
Протокол заседания ШМО | Заместитель директора | Директор МБОУ «Средняя |
учителей филологического цикла | по учебно-воспитательной | общеобразовательная школа №12» |
от 29 августа 2016 г. №1 | работе | |
Руководитель ШМО | ______________Н. В. Ефрос | ______________Е. М. Сафонова |
_____________Н. И. Морозова | 30 августа 2016 г. | 31 августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
(базовый уровень)
7 класс
| Составитель: |
| Мальцева Ольга Ивановна, |
| учитель первой категории |
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования), с учётом Примерной программы основного общего образования по литературе, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).
Рабочая программа ориентирована на учащихся 7-ых классов. Уровень изучения предмета – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 2 учебных часа в неделю, что составляет 70 учебных часов в год.
Цели изучения
Курс литературы в 7 классе направлен на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи изучения
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтения наизусть; устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
формирование умения давать развёрнутый ответ на вопрос, рассказывать о литературном герое, характеризовать героя; составлять отзыв о самостоятельно прочитанном произведении; свободно владеть письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Рабочая программа предполагает использование для выполнения всех видов обучающих работ по литературе в 7 классе учебник:
Система контроля по курсу литературы в 7 классе включает следующие виды контроля:
промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица), выразительное чтение (в т. ч. наизусть), развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов;
итоговый: сочинение на основе литературного произведения, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ, СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ | Тема работы | Планируемая дата проведения | Оценивается/ не оценивается |
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ (в т. ч. КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ) |
1 | Тестирование по теме «Проблемы и герои произведений И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого». | 13.01.2017 | + |
2 | Контрольное тестирование по произведениям русской литературы XX века. | 05.05.2017 | + |
3 | Итоговое тестирование. | 26.05.2017 | + |
СОЧИНЕНИЯ |
1 | Р/р. Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». | 24.11.2016 | + |
2 | Р/р. Классное контрольное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века). | 16.03.2017 | + |
Произведения для заучивания наизусть
7 класс
1. Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок по выбору учащихся).
2. Пословицы и поговорки (на выбор).
3. М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).
4. А. С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).
5. М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (фрагмент по выбору), Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива…», Ангел (по выбору учащихся).
6. Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).
7. И. С. Тургенев. Русский язык.
8. Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору).
9. В. А. Жуковский. Приход весны. А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).
10. В. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом
на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).
11. По теме «Великая Отечественная война»: 1-2 стихотворения по выбору учащихся
(К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, догори Смоленщины…», Е. М. Винокуров. Москвичи).
12. С. А. Есенин. «Топи да болота…», Н. А. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой…»,
Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина» (на выбор).
13. А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…».
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе
1. Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Примечание
По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
2. Оценка сочинений
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка Основные критерии отметки
Содержание и речь Грамотность
«5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
«4» 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
«3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
«2» 1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:
В 5 классах — 0,5 — 1,0 страницы.
В 6 классе — 1,0 — 1,5 страницы.
В 7 классе — 1,5 — 2,0 страницы.
В 8 классе — 2,0 — 3,0 страницы.
В 9 классе — 3,0 — 4,0 страницы.
Календарно-тематическое планирование
по литературе для 7 класса
(2 часа в неделю – 70 часов в год)
№ урока | Дата проведе-ния | Факти-чески | Тема | Кол-во часов | Домашнее задание | Прим |
1. | 01.09 | | Введение (1 ч). Инструктаж по технике безопасности. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | 1 | Подготовить устное сообщение «Что нужно для того, чтобы стать талантливым читателем?» | |
2. | 02.09 | | Устное народное творчество (6 ч). Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. | 1 | Прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович». | |
3. | 08.09 | | Эпос народов мира. Понятие о былине. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда. | 1 | Подготовить инсценированное чтение фрагмента былины (по выбору). | |
4. | 09.09 | | Внеклассное чтение. Русские былины Киевского и Новгородского циклов. | 1 | Составить письменный портрет одного из героев былин (по выбору). | |
5. | 15.09 | | Внеклассное чтение. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. | 1 | Создать иллюстрации к эпосу «Калевала» (по желанию). | |
6. | 16.09 | | Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета «Песни о Роланде». | 1 | Подготовить выразительное чтение фрагментов песни и пересказ эпизодов. | |
7. | 22.09 | | Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. | 1 | Написать рассказ по пословице. | |
8. | 23.09 | | Из древнерусской литературы (2 ч). Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «Из похвалы князю Ярославу и книгам»). «Поучение» Владимира Мономаха. | 1 | Прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских». | |
9. | 29.09 | | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление любви и верности. | 1 | Подготовить устные рассказы о М. В. Ломоносове (по группам). | |
10. | 30.09 | | Из литературы ХVIII века (2 ч). М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах. Призыв к миру в лирике Ломоносова. Понятие о жанре оды. | 1 | Подготовить выразительное чтение стихов Ломоносова наизусть (по выбору). | |
11. | 06.10 | | Г. Р. Державин. Очерк жизни и творчества. Лирика Г. Р. Державина. Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества. | 1 | Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть (по выбору). | |
12. | 07.10 | | Из литературы XIX века (27 ч). А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство поэта в изображении Полтавской битвы. | 1 | Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы наизусть. | |
13. | 13.10 | | А. С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I в поэме. | 1 | Подготовить выразительное чтение вступления к поэме наизусть. | |
14. | 14.10 | | А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Понятие о балладе. Особенности композиции; своеобразие языка «Песни …». | 1 | Подготовить выразительное чтение баллады наизусть. | |
15. | 20.10 | | Пушкин – драматург. Трагедия «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. | 1 | Прочитать повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». | |
16. | 21.10 | | А. С. Пушкин. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека». | 1 | Подготовить устный рассказ о Вырине. | |
17. | 27.10 | | «Станционный смотритель»: автор и герои. Развитие понятие о повести. | 1 | Создать иллюстрации к повести (по желанию). | |
18. | 28.10 | | М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про …купца Калашникова». Картины быта ХVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. | 1 | Подготовить выразительное чтение наизусть фрагмента «Пир у Ивана Грозного» или «Кулачный бой» (по выбору). | |
19. | 10.11 | | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. | 1 | Выучить наизусть стихотворение Лермонтова (по выбору). | |
20. | 11.11 | | Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Проблема гармонии человека и природы. Мастерство поэта в создании художественных образов. | 1 | Прочитать повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». | |
21. | 17.11 | | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба». Нравственный образ Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. | 1 | Подготовить чтение наизусть речи Тараса о товариществе. | |
22. | 18.11 | | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. | 1 | Завершить работу над таблицей «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия». | |
23. | 24.11 | | Р/р. Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | Написать сочинение по плану. | |
24. | 25.11 | | И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Рассказ «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. | 1 | Подготовить пересказ эпизода (по выбору) от лица одного из героев; подготовить иллюстрации (по желанию). | |
25. | 01.12 | | Автор и герои, поэтика рассказа И. С. Тургенева «Бирюк». | 1 | Подготовить выразительное чтение стихотворения в прозе (по выбору). | |
26. | 02.12 | | И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Два богача», «Близнецы». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. | 1 | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения в прозе (по выбору). | |
27. | 08.12 | | Н. А. Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. | 1 | Ответить письменно на вопрос «Считаете ли вы поступок княгини Трубецкой подвигом?» | |
28. | 09.12 | | Внеклассное чтение. Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. | 1 | Подготовить выразительное чтение наизусть фрагмента стихотворения (по выбору). | |
29. | 15.12 | | А. К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Конфликт «рыцарства» и самовластья. | 1 | Подготовить выразительное чтение наизусть фрагмента одной из баллад А. К. Толстого (по выбору). | |
30. | 16.12 | | М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» как сатирическая сказка. Смысл противопоставления генералов и мужика. | 1 | Прочитать сказку М. Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик». | |
31. | 22.12 | | Внеклассное чтение. Сказка М. Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. | 1 | Подготовить сообщения о детстве, юности и начале литературной деятельности Л. Н. Толстого (по группам). | |
32. | 23.12 | | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Автобиографический характер повести «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений взрослых и детей. | 1 | Подготовить пересказ избранных глав. | |
33. | 12.01 | | Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир. | 1 | Составить письменную характеристику Николеньки (по плану). | |
34. | 13.01 | | Тестирование по теме «Проблемы и герои произведений И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого». | 1 | Подготовить устный рассказ об А. П. Чехове. | |
35. | 19.01 | | А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Проблематика рассказа. | 1 | Объяснить смысл говорящих фамилий (письменно). Подумать, как поведение героя соответствует его говорящей фамилии. | |
36. | 20.01 | | Средство создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». | 1 | Прочитать рассказы А. П. Чехова «Злоумышленник», «Размазня», «Тоска». | |
37. | 26.01 | | Внеклассное чтение. Рассказы А. П. Чехова «Злоумышленник», «Размазня», «Тоска». | 1 | Подготовить выразительное чтение наизусть стихов о родной природе (по выбору). | |
38. | 27.01 | | Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. Лирика В. А. Жуковского, А. К. Толстого, И. А. Бунина. Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии XIX века. | 1 | Написать сочинение «Анализ стихотворения о Родине и родной природе» (по плану). | |
39. | 02.02 | | Из литературы XX века (25 ч). И. А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. | 1 | Подготовить выразительное чтение стихотворения И. А. Бунина наизусть (по выбору) | |
40. | 03.02 | | Внеклассное чтение. И. А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина – прозаика и поэта. | 1 | Подобрать материалы о жизни и творчестве М. Горького. | |
41. | 09.02 | | М. Горький. Слово о писателе. Автобиографический характер повести «Детство» (главы). Тёмные стороны жизни. | 1 | Подготовить выразительное чтение по ролям фрагментов повести (по выбору). | |
42. | 10.02 | | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» на страницах повести «Детство». Понятия о теме и идее произведения. | 1 | Составить письменную характеристику одного из героев (по выбору). | |
43. | 16.02 | | «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. | 1 | Подготовить устный рассказ об Л. Н. Андрееве. | |
44. | 17.02 | | Л. Н. Андреев. Слово о писателе. Рассказ «Кусака». Гуманистический пафос произведения. | 1 | Подготовить иллюстрации (по желанию). | |
45. | 24.02 | | В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение …». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека. | 1 | Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть. | |
46. | 02.03 | | В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. | 1 | Выучить стихотворение наизусть. | |
47. | 03.03 | | А. П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка»: незаметный герой с большим сердцем. | 1 | Подготовить устный пересказ «История Юшки». | |
48. | 09.03 | | А. П. Платонов. «Юшка»: нравственные проблемы рассказа. | 1 | Прочитать рассказ А. П. Платонова «В прекрасном и яростном мире». | |
49. | 10.03 | | Внеклассное чтение. А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Своеобразие языка прозы Платонова | 1 | Письменно ответить на вопрос «В чём необычность и своеобразие героев Платонова?» | |
50. | 16.03 | | Р/р. Классное контрольное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века). | 1 | Подготовить выразительное чтение стихотворений Б. Л. Пастернака. | |
51. | 17.03 | | Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. | 1 | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения (по выбору). | |
52. | 23.03 | | А. Т. Твардовский. Философские проблемы в лирике Твардовского. | 1 | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения (по выбору). | |
53. | 06.04 | | Внеклассное чтение. На дорогах войны. Стихотворения о войне А. А. Ахматовой, К. М. Симонова, А. А. Суркова, А. Т. Твардовского и других поэтов. | 1 | Выучить наизусть стихотворение о войне (по выбору) и сделать его письменный анализ. | |
54. | 07.04 | | Ф. А. Абрамов. Слово о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. | 1 | Прочитать рассказ Е. И. Носова «Кукла» и подготовить его пересказ. | |
55. | 13.04 | | Е. И. Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. | 1 | Прочитать рассказы Е. И. Носова «Живое пламя», «Радуга». | |
56. | 14.04 | | Е. И. Носов. «Живое пламя», «Радуга». Взаимосвязь природы и человека. | 1 | Прочитать рассказ Ю. П. Казакова «Тихое утро» и подготовить его пересказ. | |
57. | 20.04 | | Ю. П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. | 1 | Подготовить сообщение о Д. С. Лихачёве с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. | |
58. | 21.04 | | Д. С. Лихачёв. Слово о писателе, учёном, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи. Публицистика, мемуары как жанры литературы. | 1 | Создать иллюстрации к произведениям М. М. Зощенко (по выбору, по желанию). | |
59. | 27.04 | | Внеклассное чтение. М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда» и другие рассказы. Смешное и грустное в рассказах писателя. | 1 | Подготовить краткие сообщения о поэтах В. Я. Брюсове, Ф. Сологубе, С. А. Есенине, Н. М. Рубцове, Н. А. Заболоцком. | |
60. | 28.04 | | «Тихая моя Родина». Стихи В. Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Н. А. Заболоцкого и других поэтов. | 1 | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения (по выбору). | |
61. | 04.05 | | Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Ш. Окуджава. «По смоленской дороге …». | 1 | Написать отзыв на одну из песен (по плану). | |
62. | 05.05 | | Контрольное тестирование по произведениям русской литературы XX века. | 1 | Подготовить выразительное чтение стихотворений Р. Гамзатова. | |
63. | 11.05 | | Из литературы народов России. Р. Гамзатов. Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни. | 1 | Анализ одного из стихотворений Р. Гамзатова (по выбору). | |
64. | 12.05 | | Из зарубежной литературы (7 ч). Внеклассное чтение. Р. Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. | 1 | Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть. | |
65. | 18.05 | | Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ лирики Байрона. | 1 | Подготовить краткие сообщения о мастерах японских хокку Мацуо Басё и Кобаяси Исса. | |
66. | 19.05 | | Японские хокку (трёхстишия). Особенности жанра. | 1 | Прочитать произведения О. Генри «Дары волхвов»; Р. Д. Брэдбери «Каникулы». | |
67. | 25.05 | | Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О. Генри. «Дары волхвов»; Р. Д. Брэдбери. «Каникулы». Внеклассное чтение. Детективная литература. | 1 | Подготовить краткие сообщения об авторах детективной литературы. Подготовиться к тесту. | |
68. | 26.05 | | Итоговое тестирование. Игра-путешествие «По стране Литературии 7 класса». Задания для летнего чтения. | 1 | Подготовить письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 7 классе?» | |
69. | | | Резервный урок. | 2 | | |
Итого по предмету – 70 часов, в т. ч.: резерв – 2 часа. |