СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Рабочая программа составлена в соответствии с:

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;

- Примерной основной образовательной программы начального общего образования;

- Образовательной программой ОУ;

- Учебного плана школы на 2016-2017 уч. год;

- Примерной программой начального общего образования.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Реализация программы обеспечивает достижение выпускни­ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

- формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

- формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях в том числе базирующихся на ИКТ и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

-понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

- использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

- умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда­ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (102 ч)

Круг чтения и опыт читательской деятельности

      Круг чтения. Произведения устного народного творчества.  Произведения выдающихся представителей русской литературы, классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература.  Детские периодичекие издания.

      Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; стихотворение; басня.

      Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о   приключениях и др.

    Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.

       Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.

      Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.

    Формирование умений читательской деятельности.  Различать виды информации

(научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения   книг.

Для формирования читательского кругозора школьников, развития интереса к самостоятельной   читательской    деятельности время уделяется во время урока

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 2 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с:

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;

- Примерной основной образовательной программы начального общего образования;

- Образовательной программой ОУ;

- Учебного плана школы на 2016-2017 уч. год;

- Примерной программой начального общего образования.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Реализация программы обеспечивает достижение выпускни­ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

- формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

- формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях в том числе базирующихся на ИКТ и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

-понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

- использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

- умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда­ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (102 ч)

Круг чтения и опыт читательской деятельности

Круг чтения. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы, классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодичекие издания.

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; стихотворение; басня.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.

Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.

Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.

Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.

Формирование умений читательской деятельности. Различать виды информации

(научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.

Для формирования читательского кругозора школьников, развития интереса к самостоятельной читательской деятельности время уделяется во время урока.

Самое великое чудо на свете (2 ч)

Читателю. Р. Сеф.

Устное народное творчество (8 ч)

Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевёртыши, загадки, пословицы и поговорки. Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идёт…» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси – лебеди»).


Люблю природу русскую. Осень. (5 ч.)

Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила…», А. Фет. «Ласточки пропали…», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…», С. Есенин «Закружилась листва золотая…», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник…», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М.Пришвин. «Осеннее утро».



Русские писатели (11 ч)

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…», «Вот север тучи нагоняя», «Зима! Крестьянин, торжествуя…», «Сказка о рыбаке и рыбке». И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей». Л. Толстой. «Старый дед и внучек».

О братьях наших меньших (9 ч.)

Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».


Из детских журналов (6 ч.)

1. Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Mapшак. «Веселые чижи»;

3. Д. Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»;

5. Ю. Владимиров. «Чудаки»; 6. А. Введенский. «Ученый Петя».

Люблю природу русскую. Зима (7 ч.)

И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою…», С. Есенин. «Поет зима — аукает...». «Береза».

Писатели — детям (14 ч)

Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чу­ковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок»), А.Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука…», «В школу», «Вовка — добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»,)

Я и мои друзья (9 ч)

В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».

Люблю природу русскую. Весна (9ч)

Стихи Ф.Тютчева, А.Плещеева о весне. «Зима не даром злится…», «Весенние воды», «Весна», «Сельская песенка». А.Блок «На лугу». С.Маршак «Снег теперь уже не тот…» И.Бунин «Матери» А.Плещеев «В бурю» Е.Благинина «Посидим в тишине».


И в шутку и всерьез (13 ч.)

1. Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей все­го?», «Песенки Винни Пуха»;

2. Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; 3. В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; 4. И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране»; 5. Г. Остер. «Будем знакомы»

Литература зарубежных стран (9ч)

Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горо­шине»), Э. Хогарт («Мафии и паук»).



Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МБОУ «Школа №8» во 2 классе на изучение курса «Литературное чтение» отводится 102 ч - 3ч в неделю, 34 учебные недели. Программа рассчитана на 136 часов, поэтому произошло уплотнение учебного материала.



Раздел

Количество часов

Разница

По программе

По рабочей программе

Вводный урок

1

0

- 1

Самое великое чудо на свете


4

2

- 2

Устное народное творчество


15

8

- 7

Люблю природу русскую. Осень.


8

5

- 3

Русские писатели


14

11

- 3

О братьях наших меньших


12

9

- 3

Из детских журналов


9

6

- 3

Люблю природу русскую. Зима


9

7

- 2

Писатели — детям


17

14

- 3

Я и мои друзья


10

9

- 1

Люблю природу русскую. Весна


9

9

0

И в шутку и всерьез


14

13

- 1

Литература зарубежных стран


12

9

- 3

Резерв

2

0

- 2

Итого

136 ч

102 ч

34 ч





Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Основные виды учебной деятельности

Домашнее задание

Дата

Самое великое чудо на свете (2ч.)

1

Введение. Самое великое чудо на свете.


Фронтальная.

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержании с содержанием текста в учебнике. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника.

Подготовить выразительное чтение стихотворения Р. Сефа «Читателю».


2

Библиотеки. Книги.


Фронтальная, парная.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке.

Представлять выставку книг, прочитанную летом. Представлять любимую книгу и любимых героев. Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки.

Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке.

Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно.

Составлять список прочитанных книг.

Составлять рекомендательный список по темам (например, о книге).

Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека».

Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации.

Готовить выступление на заданную тему.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Размышлять над прочитанным.

Находить информацию о старинных книгах из учебника. Подготовить сообщение о старинных книгах для одноклассников и учеников 1 класса.

Подготовить рассказ о своей любимой книге.


Устное народное творчество (8ч.)

3

Знакомство с названием раздела. Устное народное творчество Русские народные песни.

Фронтальная, парная, групповая.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Читать, выражая настроение произведения.

Читать с выражением, опираясь на ритм произведения.

Объяснять смысл пословиц.

Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом.

Придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей.

Находить созвучные окончания слов в песне.

Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества.

Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме.

Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества.

Анализировать загадки.

Соотносить загадки и отгадки.

Распределить загадки и пословицы по тематическим группам.

Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок.

Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок.

Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план.

Рассказывать сказку (по иллюстрации, по плану, от лица другого героя сказки).

Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками.

Придумывать свои собственные сказочные сюжеты.

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.


Выучить наизусть любую народную песню нарисовать к ней иллюстрацию

Попробовать сочинить колыбельную песенку.



4

Потешки, прибаутки Скороговорки, считалки, небылицы Загадки, пословицы, поговорки.


Выучить наизусть любую потешку и нарисовать к ней иллюстрацию

Подготовить выразительное чтение потешек и прибауток.


5

Народные сказки.

Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт…».

Выучить стихотворение Ю. Мориц.

Подобрать поговорки и пословицы к сказкам.



6

Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».


Подготовить пересказ сказки по рисункам. Озаглавить каждый эпизод.



7

Сказка «У страха глаза велики». Сказка «Лиса и тетерев».

Выбрать понравившийся отрывок из сказки «У страха глаза велики» и нарисовать к нему иллюстрацию.

Подготовиться к чтению по ролям сказки «Лиса и тетерев»


8

Сказка «Лиса и журавль».

Сказка «Каша из топора»

Подготовить иллюстрацию к сказке «Лиса и журавль». Подготовиться к чтению по ролям.



9


Сказка «Гуси-лебеди».

Сочинить собственную сказку, проиллюстрировать самый захватывающий момент.



10

КВН «Обожаемые сказки»

Написать краткое изложение своей любимой

сказки.




Люблю природу русскую. Осень. (5ч.)

11

Знакомство с разделом. «Люблю природу русскую. Осень.»

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…».

Фронтальная, парная, индивидуальная.

Прогнозировать содержание раздела.

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор.

Различать стихотворный и прозаический текст.

Сравнивать их.

Сравнивать художественный и научно-познавательный текст.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Придумывать собственные сравнения.

Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением; подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту.

Представлять картины осенней природы.

Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок.

Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста.

Находить средства художественной выразительности; подбирать свои собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины.

Оценивать свой ответ.

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения.

Выучить понравившееся стихотворение наизусть.



12

А.Фет «Ласточки пропали…».

«Осенние листья» - тема для поэтов.

Подготовить выразительное чтение стихотворений.

Попробовать сочинить небольшое стихотворение об осени.



13

В.Берестов «Хитрые грибы», «Грибы».


Разделить альбомный лист пополам, в левой части листа нарисовать три съедобных гриб, а в правой три несъедобных, подписать название.



14

М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…».

  1. Ответить на вопрос: «Можно ли к произведениям, с кото­рыми мы познакомились на уроке, нарисовать одну картину?»

  2. Нарисовать сначала словесную картину, затем постараться изобразить ваши фантазии на листе бумаги.



15

Оценка достижений по разделу «Люблю природу русскую. Осень»

Нарисовать иллюстрацию к полюбившемуся стихотворению.



Русские писатели (11ч.)

16

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…».


Коллективная, парная фронтальная, индивидуальная.

Прогнозировать содержание раздела.

Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события в сказках.

Сравнивать авторские и народные произведения.

Отличать басню от стихотворения и рассказа.

Знать особенности басенного текста.

Соотносить пословицы и смысл басенного текста.

Характеризовать героев басни с опорой на текст.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты).

Придумывать свои собственные эпитеты; создать на их основе собственные небольшие тексты-описания; тексты-повествования.

Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения.

Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение ( при сравнении героев) по сказке.

Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые.

Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте.

Слушать звуки, переданные в лирическом тексте.

Представлять картины природы.

Воспринимать на слух художественные произведения.

Соотносить пословицы и смысл прозаического текста.

Пересказывать текст подробно, выборочно.

Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое.

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Выбирать книги по авторам и по темам.

Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.

Участвовать в проекте, распределять роли, находить нужную информацию, представлять эту информацию в группе.

Выучить наизусть законченный отрывок (или до слов «И с ними дядька их морской...», или начиная со следующей строки и до конца.)



17

Стихи А. С. Пушкина.


Выучить понравившееся стихотворение А.С. Пушкина



18

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки.


Перечитать сказку, уметь находить нужный отрывок по во­просам, которые я завтра буду вам задавать.



19

А.С, Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Выучить понравившийся отрывок из сказки.



20

Обобщение по теме «Сказки Пушкина»


Выполнить иллюстрации к сказке.


21

И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

И. Крылов «Стрекоза и Муравей».


Выучить понравившуюся басню.


22

Л. Толстой «Старый дед и внучек».


Составьте рассказ о своей семье.



23


Л. Толстой «Филипок».





Придумать поучительный рассказ, названием которого была бы пословица, записать его и красиво оформить.



24

Л. Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже».


Сделать иллюстрацию к тексту.

Есть ли у вас любимец - котенок или собачка? Опишите его.



25

Весёлые стихи И.Токмаковой, Ю. Могутина.


Выучить наизусть понравившееся стихотворение



26

Оценка достижений по разделу «Русские писатели»

Страница 124 задание 10 и 11.


О братьях наших меньших (9ч.)

27

Знакомство с разделом. «О братьях наших меньших».

Фронтальная, парная, индивидуальная.

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу с произведением, Выбирать виды деятельности на уроке.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Воспринимать на слух прочитанное.

Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты.

Определять последовательность событий.

Составлять план.

Пересказывать подробно по плану произведение.

Видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях.

Определять героев произведения; характеризовать их.

Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам.

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Проверять себя и самостоятельно, оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Выбирать книги по темам и по авторам.

Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.

Найти и прочитать сказку С.Я. Маршака «Курочка Ряба и 10 утят».



28

Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…», И. Пивоварова «Жила-была собака…».

В. Берестов «Кошкин щенок».

Выразительное чтение стихотворений


29

Нравственный смысл поступков. Домашние животные.

Страница 131 задание 4.


30


М.Пришвин «Ребята и утята».





Перескажите рассказ с помощью плана (с. 135, вопрос 6).


31



Е. Чарушин «Страшный рассказ».

Перечитать сказку, подготовиться к подробному пересказу.



32

Б. Житков «Храбрый утёнок».

Подготовить пересказ по картинному плану. (Если дети в классе не успели дорисовать, дорисовывают дома.)



33

В. Бианки «Музыкант».

Выразительно читать рассказ.



34

В. Бианки «Сова».

Выразительно читать сказку.



35

Оценка планируемых достижений по разделу «О братьях наших меньших»

Страница 151 составь рассказ по рисункам.


Из детских журналов (6ч.)

36

Знакомство с разделом. Из детских

журналов Д.Хармс «Игра».

Фронтальная, парная, индивидуальная.

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов.

Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Воспринимать на слух прочитанное.

Отличать журнал от книги.

Ориентироваться в журнале.

Находить интересные и нужные статьи в журнале.

Находить нужную информацию по заданной теме.

Участвовать в работе пары и группы.

Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»; распределять роли; находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой.

Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление.

Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним.

Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала.

Писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Оценивать свои достижения.

Прочитать стихотворение на с. 165-169 учебника.

Подготовиться к выразительному чтению.



37

Д.Хармс «Вы знаете?...».

1. Перечитать стихотворение «Вы знаете?..». 2. Попробовать сочинить еще один отрывок в стиле Д. Харм­са («А вы знаете что... Ну! Ну!.. Врешь!.. Ну... ну, еще туда-сюда. А... Это просто ерунда!»)


38

Д. Хармс «Что это было?», С. Маршак «Весёлые чижи».

Перечитать стихотворение и подготовиться к выразительно­му чтению в классе.



39

Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог» Ю. Владимиров «Чудаки».

Выучить наизусть любые четыре строчки из стихотворения «Барабан».



40

А. Введенский «Учёный Петя», «Лошадка».

Подготовиться к выразительному чтению любого стихотво­рения поэтов-ОБЭРИУтов.



41

Оценка своих достижений

по разделу «Из детских журналов»

Проект: «Мой любимый детский журнал»

Подготовиться к выразительному чтению любого стихотво­рения поэтов-ОБЭРИУтов.



Люблю природу русскую. Зима. (7ч.)

42

Знакомство с разделом. «Люблю природу русскую. Зима»

Стихи о первом снеге.


Фронтальная, парная, индивидуальная.

Прогнозировать содержание раздела.

Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника.

Соотносить загадки и отгадки.

Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.

Воспринимать на слух художественный текст.

Соотносить пословицы с главной мыслью произведения.

Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему.

Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.

Подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть.

Понимать особенности были и сказочного текста.

Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Задания № 4, 5 на с. 193 (выучить наизусть, составить рас­сказ)



43

Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою».

Подготовить выразительное чтение стихотворения.



44

С. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза».

Выучить наизусть стихотворение «Береза».



45

Сказка «Два Мороза».

Подготовить пересказ сказки.



46

С. Михалков «Новогодняя быль».

Подготовить пересказ сказки от лица Елочки.



47

А. Барто «Дело было в январе», С. Дрожжин «Улицей гуляет…».

Весёлые стихи о зиме.

  1. Самостоятельно прочитать стихотворение С. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз».

2. Нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению.



48

Оценка достижений по разделу «Люблю природу русскую. Зима»


Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению.



Писатели - детям (14ч.)

49

Знакомство с разделом. «Писатели – детям».

Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Прогнозировать содержание раздела.

Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.

Воспринимать на слух художественный текст.

Определять смысл произведения.

Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения.

Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря.

Определять особенности юмористического произведения;

характеризовать героя, используя слова-антонимы.

Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения.

Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения.

Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана.

Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать своё мнение.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Читать тексты в паре, организовывать взаимоконтроль, оценивать своё чтение.

Подготовить рассказ о своем любимом писателе. Принести его книгу.


50

К. Чуковский «Путаница».

  1. Выучить отрывок из «Путаницы».

2.Придумать свою путаницу из 8-12 строк.




51

К. Чуковский «Радость».


Выучить отрывок из стихотворения «Радость»


52


К. Чуковский «Федорино горе».

Подготовиться к выразительному чтению сказки «Федорино горе».



53

С. Маршак «Кот и лодыри».

Выучить стихотворение С.Я. Мар­шака.




54

С. Маршак «Мой секрет», «Сила воли».

Подготовиться к выразительному чтению стихотворения.



55

С. Михалков «Мой щенок».

Написать и красиво оформить рассказ о своем домашнем питомце.



56

А. Барто «Верёвочка».


  1. Выучить наизусть одно из стихотворений А. Барто, про­иллюстрировать его.

2.Перечитать стихотворение «Веревочка».



57

А. Барто «Мы не заметили жука», «В школу».

Выучить наизусть и подготовиться к выразительному чтению одного из двух стихотворений.



58

А. Барто «Вовка добрая душа».

Выучить наизусть стихотворение А. Барто.



59

Н. Носов «Затейники».

Написать сочинение «Как я пришивал заплатку» или «Самая страшная игра».



60


Н. Носов «Живая шляпа».

Подготовиться к выразительному чтению.




61


Н.Носов «На горке».

Подготовиться к выразительному чтению и пересказу.



62

Оценка достижений по разделу «Писатели -детям»

Выучить наизусть и научиться произносить без ошибок две любых скороговорки со с. 66-67



Я и мои друзья (9ч.)

63

Знакомство с разделом. «Я и мои друзья».

Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Прогнозировать содержание раздела.

Читать вслух с постепенным переходом чтения про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Определять последовательность событий в произведении.

Придумывать продолжение рассказа.

Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей.

Объяснять нравственный смысл рассказов.

Объяснять и понимать поступки героев.

Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям.

Составлять план рассказа; пересказывать по плану.

Оценивать свой ответ в соответствии с образом.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Составлять короткий рассказ на предложенную тему.


Страница 73 задание 2.


64

Стихи о дружбе и друзьях.


Выучить одно из стихотворений о дружбе наизусть (можно не из учебника).


65

Н. Булгаков «Анна, не грусти».

  1. Подготовить выразительное чтение и пересказ рассказа «Анна, не грусти».

  2. Задание № 3 на с. 84, по желанию учащихся.

Задание № 4 устно.



66

Ю. Ермолаев «Два пирожных».


По выбору учащихся: написать сочинение о своем друге, подобрать 5 пословиц о дружбе, справедливости


67


В. Осеева «Волшебное слово».


Перечитать рассказ, подготовить вопросы по содержанию и подготовиться к выразительному чтению.



68

В. Осеева «Хорошее».


  1. Придумать кроссворд, в котором была бы зашифрована фамилия писательницы, чьи рассказы читались на послед­них уроках.

2.Нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся вам рассказу.



69


В. Осеева «Почему?».

Прочитать рассказ «Почему?» еще раз, отметить в тексте от­рывки или слова, которые показывают переживания мальчика.



70

В. Осеева «Почему?».

Краткий пересказ рассказа


71

Оценка достижений по разделу «Я и мои друзья»

Написать сочинение о себе и своих друзьях.



Люблю природу русскую. Весна. (9ч.)

72

Знакомство с разделом. «Люблю природу русскую. Весна».

Фронтальная, парная, индивидуальная.

Прогнозировать содержание раздела.

Читать стихотворения и загадки с выражением, передавать с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса.

Наблюдать за жизнью слова.

Отгадывать загадки.

Соотносить отгадки с загадками.

Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок.

Представлять картины весенней природы.

Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев.

Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов.

Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению.

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Контролировать и оценивать своё чтение, оценивать свои достижения.


Составить или подобрать свои весенние загадки


73

Стихи Ф. Тютчева о весне.


  1. Еще раз перечитать стихотворения.

  2. Нарисовать иллюстрацию к любому из них.

Выучить одно стихотворение наизусть.



74

Стихи А .Плещеева о весне.


Выучить понравившееся стихотворение А. Плещеева


75

А. Блок «На лугу»

С. Маршак «Снег теперь уже не тот…».

Нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений, сделать подпись словами из текста.



76

И. Бунин «Матери».

Подобрать стихи о маме или бабушке, выучить наизусть.



77

А. Плещеев «В бурю».

Нарисовать портреты своих мам, пап, бабушек, дедушек.



78

Е. Благинина «Посидим в тишине».


Подготовить выразительное чтение стихотворения. По же­ланию выучить.



79

Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

Подготовить выразительное чтение стихотворения. По же­ланию выучить.



80

Оценка достижений по разделу «Люблю природу русскую. Весна»

Нарисовать иллюстрацию к любимому стихотворению о вес­не. Сделать подпись словами из текста.



И в шутку и всерьез. (13ч.)

81

Знакомство с разделом. «И в шутку и всерьёз».

Фронтальная, парная, индивидуальная.

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать виды работы с текстом.

Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.

Понимать особенности юмористического произведения.

Анализировать заголовок произведения.

Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением.

Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов.

Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них.

Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов.

Пересказывать весёлые рассказы.

Придумывать собственные весёлые истории.

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.


Страница 129. Задание 2.


82

Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?».

  1. Нарисовать то, что красивее всего.

2.Подготовиться к выразительному чтению по ролям стихо­творения «Что красивей всего?»



83


Б. Заходер. Песенка Винни-Пуха.


Выучить наизусть одно стихотворение Б. Заходера.



84

Э. Успенский «Чебурашка».



1.Перечитать сказку;

2. Нарисовать иллюстрацию к отрывку «Чебурашка».



85

Э. Успенский «Чебурашка», «Если бы я был девчонкой…».


Выразительное чтение стихотворения. Выучить по желанию стихотворение


86

Стихи Э. Успенского.

Выучить наизусть понравившееся стихотворение.



87

Стихи В. Берестова.

Выполнить задание на с. 150, красиво его оформить.



88

Стихи И. Токмаковой.

Выучить наизусть понравившееся стихотворение И. Токма­ковой.



89


Г. Остер «Будем знакомы»

Найти книгу Г. Остера «Вредные советы», выписать один совет в тетрадь по чтению и подготовиться читать выра­зительно в классе.




90

Г. Остер «Будем знакомы»

Подготовить таблички с фамилиями всех авторов разде­ла «И в шутку, и всерьез».



91


Промежуточная аттестация.




92

В. Драгунский «Тайное становится явным»

Подготовить пересказ текста по плану.



93

Оценка планируемых достижений по разделу «И в шутку и всерьёз»


Нарисовать иллюстрацию к любимому произведению.



Литература зарубежных стран. (9ч.)

94

Знакомство с разделом. «Литература зарубежных стран».

Фронтальная, парная, индивидуальная.

Прогнозировать содержание раздела.

Выбирать книгу для самостоятельного чтения.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками; находить общее и различия.

Объяснять значение незнакомых слов.

Определять героев произведений.

Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия.

Давать характеристику героев произведения.

Придумывать окончание сказок.

Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран.

Составлять план сказки, определять последовательность событий.

Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказках.

Участвовать в проектной деятельности.

Создавать свои собственные проекты.

Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей.

Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках; составлять списки книг для чтения летом (с учителем).

Оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения.


Страница 173. Задание 2.


95

Американская и английские народные песенки.

  1. Выучить песенку, которая понравилась.

2.Нарисовать к ней иллюстрацию.



96

Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети».

  1. Выучить песенку, которая понравилась.

2.Нарисовать к ней иллюстрацию.



97


Ш. Перро «Кот в сапогах».

Перечитать сказку.


98

Ш. Перро «Кот в сапогах».

Проиллюстрировать понравившийся момент сказки.



99

Ш. Перро «Красная Шапочка».

Подготовить выразительное чтение.



100

Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине».

Подготовить выразительное чтение.



101


Э. Хогарт «Мафин и паук».

Подготовить пересказ прочитанной части сказки.



102

Оценка достижений по разделу «Литература зарубежных стран»

Проект: «Мой любимый писатель – сказочник».



















































Приложения

1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1. Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Сборник рабочих программ «Школа России» 1 - 4 класс. М.: «Просвещение», 2011.

2. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1,2/ (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская) -2-е изд. - М: «Просвещение»,2015.

3. Климанова Л. Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

4. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс- М.: ВАКО, 2015. - 384 с.

5. Словари по русскому языку.

6. Детские книги разных типов из круга детского чтения.

7. Портреты поэтов и писателей.

8. Лoгинoвa О. Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. / О. Б. Лoгинoвa, С. Г. Якoвлeвa; пoд peд. О.Б. Лoгинoвoй. 2-e изд. - M.: Пpoсвeщeниe, 2011



Интернет-ресурсы

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc. 1september.ru/urok

4. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http:// www.km-school.ru



2. Контрольно-измерительные материалы


1. Входная контрольная работа по теме «Введение. Знакомство с учебником»


Не торопись, читай внимательно.

Проследи, сколько времени тебе понадобилось для чтения текста:

О меньше минуты;

О 1 минута;

О 2 минуты;

О 3 минуты.

Если ты прочитал меньше, чем за две минуты, то ты читаешь очень хорошо. Если ты затратил больше двух минут, то тебе надо тренироваться чи­тать как можно больше. Найди в учебнике «Лите­ратурное чтение. 2 класс» раздел «Разноцветные страницы». Читай их каждый вечер.

Е. Чарушин

ТОМКА ИСПУГАЛСЯ

Когда Томка был совсем ещё небольшим щен­ком, я взял его с собой на охоту. Пускай приуча­ется.

Вот ходим мы с ним. Томка за бабочками, за стрекозами гоняется. Кузнечиков ловит. На птиц ла­ет. Только никого поймать не может. Все улетают. Бегал он, бегал — так уморился, что сунулся в коч­ку носом и заснул. Маленький ещё. А будить мне его жалко.

Прошло с полчаса. Прилетел шмель. Бунчит, ле­тает над самым Томкиным ухом. Проснулся Томка. Покрутился спросонья, поглядел: кто это такой спать мешает? Шмеля он не заметил, а увидал ко­рову и побежал к ней.

А корова паслась далеко-далеко и, должно быть, показалась Томке совсем маленькой, не больше во­робушка.

Бежит Томка корову загрызать, хвост кверху под­нял — никогда он ещё коров не видал. Подбежал поближе, а корова уж не с воробушка — с кошку ростом кажется. Тут Томка немного потише побе­жал, а корова уж не с кошку, а с козу выросла. Страшно стало Томке. Он близко не подошёл и нюхает: что за зверь такой?

В это время шевельнулась корова — её, навер­но, кто-то укусил. И побежал от неё Томка!

С тех пор он и близко к коровам не подходит.


Восстанови последовательность событий в тексте. Расставь цифры в нужном порядке.

О Я взял его с собой на охоту.

О Подбежал поближе, а корова уж не с воробуш­ка—с кошку ростом кажется.

О Томка за бабочками, за стрекозами гоняется.

О Только никого поймать не может.


Понравился тебе герой или нет? Опиши Том­ку.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задай сам вопросы к прочитанному тексту. Начни их со слов:

Кто ........

Почему …….

Перескажи текст подробно. Сначала подчерк­ни в тексте слова, которые ты будешь использо­вать, опиши события, которые происходили. Опре­дели основную мысль. Составь план.


2. Проект: «О чём может рассказать школьная библиотека» по теме «Самое великое чудо на свете»

Темы проектов (на выбор)


О чём может рассказать школьная библиотека.

Почему нам интересно ходить в библиотеку (проект рассматривается в «Рабочей тетради»).

План действий

Определите, какие энциклопедии, справочники и периодические издания есть в библиотеке.

Узнайте, в какой книге можно най­ти информацию об истории хранения книг.

Выясните, как расположены книги (в алфавитном порядке или по темати­ческим разделам).

Как можно найти нужную книгу?

Где можно получить информацию о содержании книги?

Какие тематические выставки были в библиотеке?

Составьте текст экскурсии по библиотеке.



3. Техника чтения



4. Оценка достижений по теме «Устное народное творчество»

1. Прочитай справа налево. Запиши то, что полу­чилось.

ОВТСЕЧРОВТ ЕОНДОРАНЕОНТСУ

2. Допиши названия прочитанных сказок. Подчерк­ни ту, которая тебе больше всего понравилась.

«У страха ».

«Лиса и ».

«Каша из ».

«Петушок и ».

«Гуси- ».

6) «Лиса и ______________________________________________».

3. На какие группы делятся сказки? Допиши.


4. Узнай сказку. Запиши её название.

В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Реченька, спаси меня,

Реченька, спаси меня!



5. Оценка достижений по теме «Люблю природу русскую. Осень»

1. Какие изменения в природе происходят с на­ступлением осени?

2. По нескольким словам догадайся, что это за сти­хотворение и кто его автор. Запиши.

1) Холоднее, грустнее, улетают, блистают, сме­ётся, проснётся.

2) Цветы, кусты, на лугах, на полях.

3) Спится, темно, злится, окно.

4) Короткая, дивная, бодрый, паутины, праздной.

5) Корзинку, берёзовые, хитрые, под елью, пе­репугал.

6) Молчанье, вышине, тишине, шуршанье.

3. «Собери» пословицы, соединив стрелкой их на­чало и окончание. Запиши одну из них, объясни её смысл

а) Весной дождь парит, ... ...а человек добреет.

б) Корми меня весной, ... ...коли гусь на лёд выходит.

в) Осенью скот жиреет, ... ...а осенью мочит.

г) Что за осень, ... ...а осенью я сам сыт буду.



6. Оценка достижений по теме «Русские писатели»

1. Из каких произведений эти строчки? Запиши их названия и авторов.

1) «Спасибо, что правду сказал».

2) «И вместе трое все в него впряглись».

3) «А пред нею разбитое корыто».

4) «Там русский дух... там Русью пахнет!»

5) «Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

6) «Учитель засмеялся и сказал: "Ты погоди хвалиться, а поучись"».

2. Стрелкой соедини произведение с его автором. Допиши ещё по одному произведению каждого ав­тора.

1)А.С. Пушкин а) «Котёнок»

2) И.А. Крылов б) «Старый дед и внучек»

3) Л.Н. Толстой в) «Лебедь, Рак и Щука»

г) «Филипок»

д) Сказка о рыбаке и рыбке»

е) «Вот север, тучи нагоняя...»

ж) «Стрекоза и Муравей»


3. «Собери» пословицу из приведённых ниже слов и определи, к какому прочитанному произведению она подходит.

Час, делу, а, потехе, время.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Вспомни несколько крылатых выражений из ба­сен И.А. Крылова.


7. Оценка планируемых достижений по теме «О братьях наших меньших»

1. Стрелкой соедини произведение и жанр, к которому оно принадлежит.

М. Пришвин «Ребята и утята» а) рассказ о животных


В. Бианки «Музыкант» б) сказка о живот­ных

И. Пивоварова «Жила- была собака...» в) стихотворение

Е. Чарушин «Страшный рассказ» г) научно-познавательный текст


В. Берестов «Кошкин щенок»


2. Кто из писателей считает, что «природу может спасти только наша любовь»?

__________________________________________________________________

3. Отгадай загадки. Напиши, из каких произведе­ний эти герои.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

М

Произведение: ___________________________________________________

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

С

Произведение: _____________________________________________________

3) На сене лежит,

Сама не ест

И другим не даёт.

С

Произведение: ____________________________________________________

4) Вдоль по речке, по водице

Плывёт лодок вереница.

Впереди корабль идёт,

За собою всех ведёт.

У _________с у

Произведение: ______________________________________________


5) Его не трогаю —

Идёт своей дорогою,

А прикоснёшься —

На иголку наткнёшься.

Ё

Произведение: ______________________________________________________


8. Оценка своих достижений по теме «Из детских журналов».

1. Прочитай текст, выполни задание.

Наши любимые писатели

Сто с лишним лет назад в Санкт-Петербурге родился мальчик, которого назвали Даней. Даня Ювачёв. Как все маленькие мальчики то­гда, он носил короткие штанишки и матроску.

Но прошло каких-нибудь пятнадцать лет - и он стал одеваться как иностранец: спортив­ная кепочка, особого покроя пиджак, брюки до колен - бриджи, короткие чулки - гольфы. А себя он называл уже не Даней Ювачёвым, а с фамилией на иностранный лад - ...

Задание: ты узнал, о ком идёт речь? Запиши слева имя, а справа — фамилию писателя.


2. За 85 лет «Мурзилку» прочитали сотни миллио­нов ребят. Среди них были когда-то и ваши мамы и папы. Впиши в клетки кроссворда по горизонта­ли имена пап, если отчества их детей такие:

Дмитриевич

1) Александровна

2) Григорьевич

3) Кузьминична

4) Викторович

5) Анатольевна

6) Николаевич

7) Владимировна



3. Прочитай стихотворение, а в клеточки впиши не­достающие слова.

Самый вкусный пирог

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе...


Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый...


Пирог, ножи и вилки тут -

Но что-то гости...

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек...



Потом подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту...


Когда же гости подошли,

То даже крошек...


Проект: «Мой любимый детский журнал»

Темы проектов (на выбор)

Любимый детский журнал («Миша», «Весёлые картинки», «Мурзилка», «Авто­бус», «Филя», «Для сердца и ума», «Юный натуралист», «Ледниковый пери­од», «Коллекция идей», «Ералаш», «Коло­бок и Два жирафа»).

Самые интересные рубрики из раз­ных детских журналов (проект рассмат­ривается в «Рабочей тетради»).

План действий

Выберите журнал, который больше всего вам нравится. Подумайте и объясните, почему он так называется.

Узнайте, есть ли он в вашей школьной библиотеке.

Познакомьтесь с номерами журна­лов. Рассмотрите обложки: какую ин­формацию они содержат? Определите, какие рубрики в нём есть.

Подготовьте рассказ о самых инте­ресных статьях.

Представьте журнал в классе.



9. Оценка достижений по теме «Люблю природу русскую. Зима»

1. Прочитай стихотворение, впиши пропущенные слова.

Ёлка

Есть одна игра для вас:

я начну стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте!

Хором дружно отвечайте.

На дворе снежок идёт,

скоро праздник !

Мягко светятся иголки,

хвойный дух идёт от !

Ветви слабо шелестят,

бусы яркие !

И качаются игрушки -

флаги, звёздочки, !

И верхушку украшая, там сияет, как всегда, Очень яркая, большая,

пятикрылая !

Е. Благинина

2. Проверь, внимательно ли прочитана тобой «Но­вогодняя быль».

Её написал:

а) С. Маршак

б) С. Михалков

в) Н. Сладков

Ёлочка росла недалеко от:

а) леса

б) города

в) дома лесничего

Однажды она познакомилась:

а) с зайцем

6) с лисой

в) с волком

Про Новый год Ёлочке рассказала:

а) ворона

б) сорока

в) сова

В страхе и беспокойстве Ёлочка прожила:

а) весну и лето

б) лето и осень

в) осень и зиму

Когда нашли Ёлочку?

а) 30 декабря

б) 31 декабря

в) 1 января

Ёлочку:

а) срубили

б) нарядили

в) срубили и нарядили

3. Кто автор этих строк?

1) «...Иней рассыпает

По ветвям берёз…»_________________________

2) «Зайчата бросились вперёд

И прыгнули на ёлку».

3) «С горки — ух,

На горку — ух!» _____________________________


10. Оценка достижений по теме «Писатели – детям»

1. Допиши названия стихотворений и укажи их ав­торов.

« горе».

Автор:

«Кот и ».

Автор:________________

3) «Сила ».

Автор:___________________

4) «Вовка — ».

Автор: ___________________

5) «Мой ».

Автор: ___________________

6) «Мы не ».

Автор: __________________

2. Узнай рассказ по ключевым словам.

1) Строили, горка, скользко, песок, ступеньки. __________________________________________________________

2) Комод, шляпа, котёнок, кочерга, картошка. __________________________________________________________

3) Игры, домик, сказка, волк, нога, трогать, ис­пугаться, три поросёнка.______________________________________

3. Кто автор этих рассказов? Запиши.

4. Напиши, какое произведение из раздела «Писа­тели детям» тебе больше всего понравилось и по­чему.

________________________________________________________________________________________________________



11. Оценка достижений по теме «Я и мои друзья»

1. Напиши, что такое сопереживание.

Сопереживание - это

2. Стрелкой соедини автора и его произведение.

В. Осеева а) «Хорошее»

Ю. Ермолаев б) «Я и Вовка»

В. Лунин в) «За игрой»

Н. Булгаков г) «Почему?»

В. Берестов д) «Анна, не грусти!»

е) «Два пирожных»

ж) «Волшебное слово»

3. К каким из перечисленных рассказов можно от­нести приведённые ниже пословицы? Соедини их стрелками

Кто дружбу водит, тот счастье находит. а) «Анна, не грусти!»

Добрый человек добру и учит. б) «Волшебное слово»

Больше одна мать за­ботится о семерых де­тях, чем семеро детей об одной матери. в) «Почему?»

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. г) «Два пирожных»


12. Оценка достижений по теме «Люблю природу русскую. Весна»

1. Кто написал приведённые ниже произведения?

1) «Сельскую песенку» написал

Автор стихотворения «На лугу» —

«Матери» —

4) — автор сти­хотворения «Посидим в тишине».

2. Разгадай загадки, заполни кроссворд.


По горизонтали:

Стеклянный дворец

Разбился наконец,

Пробежали трещинки —

В них водица плещется.

Выросла-повыросла,

Из бороды повылезла,

Солнышко встало —

Ничего не стало.

По вертикали:

В ночь — мороз,

С утра — ...,

Значит, на дворе апрель.

Растопило солнце снег,

Радость на душе у всех.

Птицы весело запели,

Слышен звонкий стук капели,

И ручьи бурлят, и птички

В гнёзда сели на яички.

Небо чисто-голубое —

Что с природою такое?

Жёлтый кнут

Во всю длину

По небу прошёл,

Небо зажёг.

Ревнул вол

За сто сёл,

За сто речек.

Посмотрю я в окошко:

Идёт длинный Антошка,

Тонкий, высокий,

Упал в осоку,

Сам не вышел,

Детей вывел.

3. Определи темы стихотворений. Соедини их с на­званиями.

13. Итоговая комплексная работа












14. Оценка планируемых достижений по теме «И в шутку, и всерьез»

1. Найди ошибки в названиях рассказов и стихо­творений. Запиши правильный вариант.

1) «Что прекрасней всего?»

2) «Товарищам взрослым».

3) «Будем дружить».

4) «Косточка».

5) «Тайное становится ясным».

6) «Если был бы я мальчишкой».

2. Стрелкой соедини автора с его произведением. Допиши недостающих авторов.

Б. Заходер а) «Тайное становится явным»

б) «Будем знакомы»

Э. Успенский в) «Плим»

г) «Память»

В. Берестов д) «Чебурашка»

е) «Песенки Винни-Пуха»

И. Токмакова ж) «Путешественники»

На каждой строчке перечислены герои одного произведения, но кто-то один — лишний. Найди его и подчеркни.

Волк, лиса, бабочка, совы, сычи, дельфин.

Медвежонок, кролик, ослик, лиса, тигр.

Чебурашка, Чандр, Гена, Лена, Шапокляк.

Мальчик, дяденька, мама, пожарный, мили­ционер.

Попугай, жираф, слон, мартышка, удав.

Собака, кошка, мышка, тучи, гром, молния.

Закончи стихотворения, дописав нужные слова.

«Тряпка — это тряпка,

Тряпкой вытру ».

«А я придумал слово,

Смешное слово — ».

«Сегодня вышел я из дома.

Пушистый снег лежит кругом.

Смотрю — навстречу мой знакомый

Бежит по снегу ».

«Ехал Ваня на коне,

Вёл собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла фикус на ».

«Если был бы я девчонкой,

Я бы время не .

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки ».

Слова для справок: босиком, не терял, плим, окне, постирал, стол.


15. Оценка достижений по теме «Литература зарубежных стран».

Определи жанр произведений, стрелками соеди­ни названия с ответом.

1) «Кот в сапогах»

2) «Бульдог по кличке Дог» а) народная

3) «Принцесса на горошине» песенка

4) «Храбрецы»

5) «Сюзон и мотылёк» 6) сказка

6) «Мафин и паук»

В какой стране жил писатель? Соедини фами­лии стрелками с названиями стран.

1) Ш. Перро а) Франция

2) Г.Х. Андерсен 6) Англия

3) Э. Хогарт в) Дания

По опорным словам узнай сказку. Запиши её название.

1) Щенок, попугаиха, тюлень, червячок, пингвин, жираф, паук, ослик.

Мама, бабушка, внучка, волк.

Принц, принцесса, дождь, горошина.

4) Король, три сына, кот, людоед.

4. К какой сказке подходят эти пословицы? Запи­ши названия сказок.

1) Хороший друг — отрада для души.

2) Не мил свет, когда друга нет.

5. Вспомни, откуда эти строчки. Запиши ответы.

1) «Под выходной старушка Фогг Скоблит и чистит дом...»

2) «Не боимся мы зверей, Ни волков, ни медведей!»

3) «— Мама, мама, не злись, Потому что нашлись, Потому что нашлись...»

4) «Она ему сказала:

— Дай лапку, мой дружок! Не учишь ты уроков...»

5) «На безногом табурете

Ни за что не усидишь»


Проект: «Мой любимый писатель-сказочник»

Темы проектов (на выбор)

Подготовка выставки книг «Мой любимый писатель-сказочник».

Создание справочника «Зарубежные писатели — детям»

План действий

Выберите понравившуюся тему или предложите свою.

Уточните, какие произведения люби­мого писателя есть в учебнике «Литера­турное чтение».

Узнайте, какие книги со сказками выбранного вами писателя есть в школьной библиотеке. Познакомьтесь с ними. Составьте список книг для вы­ставки.

Напишите отзывы на две сказки, которые вам больше всего нравятся.

Презентуйте своё выступление в классе.

Проведите викторину по прочитан­ным книгам, инсценирование понравив­шихся эпизодов книги, устройте парад живых героев.


16. Техника чтения.


17. Презентация проектов.