Рабочая программа по математике для IV класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I—IV) авторы программы: Р.Д. Тригер, Ю.А.Костенкова, И.Н.Волкова, С.Г.Шевченко. Г.М.Капустина, Т.В.Кузьмичева, Е.Б.Новикова, Е.Н.Морсакова, Н.А.Цыпина и авторской программы М.И. Моро, М.А. Бантовой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению опыта моделирования (объектов, связей, отношений) важнейшего метода математики. Курс является началом и органической частью школьного математического образования.
Изучение учебного курса «Математика» рассчитано на четыре года обучения детей, испытывающих стойкие трудности в обучении математике. Содержание программы составляют:
· ознакомление с буквенной символикой, с геометрическими фигурами и величинами;
· формирование умений решать простые и составные арифметические задачи.
Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных математических знаний, умений и навыков, но и формирование у учащихся приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития детей, испытывающих трудности в процессе обучения.
Для усиления коррекцией но-разливающей направленности курса начальной математики в программу широко включены самостоятельные наблюдения и предметно-практическая деятельность учащихся, геометрический материал, а также разнообразные задания графического характера — для коррекции мелкой моторики пальцев рук и подготовки к письму цифр.
Своеобразие в обучении математике детей с ЗПР особенно отчетливо проявляется на первоначальном этапе. Наряду с общеобразовательными ставятся следующие основные задачи:
· восполнение пробелов дошкольного математического развития учащихся путем обогащения их чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности;
· обучение поэтапным действиям (в материализованной форме, в речевом плане без наглядных опор, в умственном плане);
· активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия;
· активизация словаря учащихся в единстве с формированием математических понятий;
· воспитание положительной учебной мотивации, формирование интереса к математике;
· развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности.
Первоначальной задачей обучения математике является накопление детьми практического опыта действий с реальными предметами, что ласт им возможность лучше усвоить основные математические понятия и отношения. В программу I класса введен пропедевтический период, все обучение в котором носит наглядно-действенный характер. Это означает, что все математические понятия ученик усваивает в процессе наблюдений за действиями учителя, а также посредством собственных самостоятельных упражнений с различными реальными предметами, геометрическими фигурами и другим дидактическим счетным материалом.
Все свои практические действия учащиеся обязательно должны сопровождать словесным отчетом о том, что и как они делают, каков результат; при этом происходит сознательное усвоение ими соответствующей математической терминологии. Аналогичная практическая подготовка необходима и при изучении всех, особенно трудных, разделов программы курса начальной математики. Важно не просто довести до автоматизма навыки вычислений, а обеспечить уровень общего и математического развития учащихся. Все задания должны развивать познавательную активность учеников. Поэтому необходимо использовать сравнение, сопоставление, противопоставление связанных между собой понятий, действий, задач, предъявляя вопросы и задания типа: «Объясни», «Докажи», «Сравни», «Сделай вывод», «Найди закономерность», «Отгадай правило» и т. п.
Работа над изучением натуральных чисел и арифметических действий строится концентрически. В программе намечена система постепенного расширения области рассматриваемых чисел: десяток — сотня – тысяча – многозначные числа. Наряду с расширением числового диапазона углубляются, систематизируются, обобщаются знания детей о натуральном ряде, приобретенные ими на более ранних этапах обучения. Важно уяснение учениками взаимосвязи и взаимообратимости арифметических действий — сложения и вычитания, умножения и деления. Относительно каждого действия рассматривается круг задач, в которых это действие находит применение.
При изучении нумерации, начиная с чисел первого десятка, важно добиться, чтобы все учащиеся научились уверенно вести счет не только в прямом, но и в обратном порядке, а также начиная с любого числа числового ряда и заканчивая заданным числом. Для этого они должны понять общий принцип построения числового ряда, т. е, что каждое число можно получить путем прибавления единицы к предыдущему числу или вычитания единицы из числа, следующего при счете за данным. В помощь детям, которые плохо запоминают последовательность числительных, дается зрительная и тактильная опора. При этом развернутые внешние действия постепенно заменяются сокращенными, свернутыми, а затем становятся автоматизированными.
При решении арифметических задач дети учатся прежде всего анализировать условие задачи, выделять известное и неизвестное, устанавливать между ними связь, иллюстрировать рисунком или чертежом, записывать задачу кратко. Важно, чтобы учащиеся умели объяснить, что обозначают каждое число и знаки отношений. При формулировке ответа следует учить детей опираться на вопрос задачи, а также обосновывать выбор того или иного арифметического действия. Таким образом они постепенно овладевают общими приемами работы над задачей, что помогает коррекции их мышления и речи.
Учитывая индивидуальные возможности учащихся, следует предусмотреть задания различной степени трудности. Одним детям потребуются увеличение количества упражнений пропедевтического характера, более широкое применение наглядных средств, другим — дополнительные тренировочные задания, чтобы прийти к нужному обобщению. Эффективно применение графических опор, схем, памяток-инструкций для лучшего запоминания алгоритма рассуждений при решении задач, уравнений, при отработке приемов вычислений. Поэтому в процессе обучения требуется применять дифференцированный подход к детям.
В зависимости от задач каждого конкретного урока математики учитель может подбирать самые разные методы преподнесения материала. Но в работе с детьми, испытывающими трудности в обучении, предпочтение следует отдавать коррекционным методам, которые способствуют развитию познавательной активности учащихся, их мышления и речи.
Повторение устной и письменной нумерации чисел в пределах миллиона. Разряды и классы. Запись и сравнение чисел.
Сложение и вычитание многозначных чисел. Устные и письменные приемы выполнения действий.
Решение составных задач. Вычисление значения выражений в 2—3 действия (со скобками и без них)
Повторение и систематизация знаний учащихся: перестановка множителей, взаимосвязь между компонентами действий, умножение и деление с числами 1 и 0, умножение суммы на число и числа на сумму, деление суммы на число, умножение и деление числа на произведение.
способы проверки умножения и деления. Решение уравнений на умножение и деление на основе взаимосвязи между данными и искомыми числами. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Умножение многозначного числа на однозначное, двузначное и трехзначное число. Деление многозначного числа на однозначное, двузначное и трехзначное число. Отработка письменных приемов вычислений.
Знакомство с ЭВМ.
Числовые выражения в 3-4 действия (со скобками и без них),содержащие все четыре арифметических действия.
Площадь фигуры. Практические упражнения в измерении площади. Единицы измерения площади. Задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника (квадрата).
Решение задач изученных видов на все арифметические действия.
Повторение и обобщение знаний.
· таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие табличные случаи вычитания; таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне автоматизированного навыка);
· названия и обозначения единиц важнейших величин — длины, массы, площади, времени;
· взаимосвязь между величинами (скорость, время, расстояние; Цена, количество, стоимость и др.) и применять эти знания при решении текстовых задач.
· выполнять письменные вычисления: сложение и вычитание, сложение на однозначное, двузначное и трехзначное число; деление на однозначное и двузначное число; проверять правильность вычислений;
· называть компоненты арифметических действий и читать простейшие числовые выражения (сумма, разность, произведение, частное);
· находить значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий;
· решать простые и составные задачи в 2-3 действия с помощью действий сложения, вычитания, умножения и деления;
· уметь распознавать и изображать на бумаге с помощью линейки многоугольник (треугольник, четырехугольник), строить на клетчатой бумаге прямой угол, прямоугольник, квадрат;
· вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата).
№п/п | Тема урока | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты освоения материала | |
Личностные УУД | ЭОР и СОТ |
1 | Счет предметов. Разряды. | УФЗ | Повторение чисел однозначных, двузначных, трехзначных, классов и разрядов. Арифметические действия с нулем | Знать последовательность чисел в пределах 1000, как образуется каждая следующая счетная единица
| Знать и уметь называть самые простые правила поведения | Диск CD-ROM (эл.прил.кучебн.) |
2 | Числовые выражения. Порядок выполнения действий | УФЗ | Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях Повторение названий компонентов и результата сложения и вычитания. Устные и письменные вычисления с натуральными числами. | Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия. Понимать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях Знать таблицу сложения и вычитания однозначных чисел. Уметь пользоваться изученной математической терминологией | Воспитание уважения к человеку, умения оценивать богатство внутреннего мира человека | Диск CD-ROM (эл.прил.кучебн.) |
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых | УОСЗ | Группировка слагаемых. Повторение переместительного свойства сложения. Таблица сложения Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них | Уметь выполнять письменные вычисления ( сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число), вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия | Адекватно воспринимать оценку учителя | . |
4 | Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные | УЗСЗ | Решение примеров на умножение двух- четырехзначного числа на однозначное Повторение переместительного свойства умножения. | Уметь пользоваться изученной математической терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные | Признавать собственные ошибки.
| |
5 | Приемы письменного деления на однозначное число | УФЗ
| Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. Деление с остатком. Деление трехзначного числа на однозначное | Уметь выполнять приемы письменного деления на однозначное число. Знать таблицу умножения и деления однозначных чисел | Принимать внутреннюю позицию школьника | http://pedsovet.org/ |
Знать таблицу умножения и деления однозначных чисел. Уметь выполнять письмен-ное деление на однозначное число Уметь выполнять письменное деление, когда в записи частного есть нуль | Принимать решения, как поступать в определенной ситуации общения. | http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=127558&d_ |
6 | Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль | УФЗ | Решение примеров на деление трехзначного числа на однозначное |
7 | Входная контрольная работа | УКЗУН | Письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом ( с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | Уметь пользоваться изученной математической терминологией, выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число) | | |
8 | Свойства диа-ганалей прямо-угольника и квадрата | УФЗ | Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, многоугольники (треугольник, прямоугольник Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины | Знать свойства диагоналей прямоугольника и квадрата. Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку, выполнять работу над ошибками | Знать и уметь называть самые простые правила поведения при сотрудничестве; | Диск CD-ROM (эл.прил.кучебн.) |
9 | Закрепление изученного по теме «Четыре арифметических действия» | УОСЗ | Письменные вычисления с натуральными числами | Знать последовательность чисел в пределах 100000; таблицу сложения и вычитания однозначных чисел; таблицу умножения и деления однозначных чисел; правила порядка выполнения действий в числовых выражениях. Уметь записывать и сравнивать числа в пределах 1000000 | Адекватно воспринимать оценку учителя | http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=126983&d |
10 | Нумерация больше 1000. Разряды и классы | УКЗУН | Изучение классов и разрядов: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов; I,II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч | Знать последовательность чисел в пределах 100 000, понятия «разряды» и «классы». Уметь читать, записывать числа, которые больше 1000 | Признавать собственные ошибки.
| http://www.uchportal.ru/load/46-1-0-14423 |
11 | Запись чисел. Значение цифры в записи числа Разрядные слагаемые. | УФЗ | Последовательность и запись чисел. Классы и разряды Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. | Уметь представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых Уметь выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, | оценка результатов работы | http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=181667&d_ |
12 | Сравнение чисел Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз | УФЗ | Классы и разряды. Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете Решение примеров на умножение и деление на 10, 100,1000. Отношения «больше в …», «меньше в …» | Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000 Уметь проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять увеличение и уменьшение числа в 10, 100,1000 раз | Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила. | |
13 | Нахождение общего количества единиц какого-либо разряда в данном числе Класс миллионов, класс миллиардов | УОСЗ | Разряды. Сравнение многозначных чисел. Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете Упражнения в определении классов и разрядов: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов. | Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000, находить общее количество единиц какого-либо разряда в многозначном числе Знать класс миллионов, класс миллиардов; последовательность чисел в пределах 100 000
| Определять личностный смысл учения; выбирать дальнейший образовательный маршрут. | |
14 | Луч, числовой луч Угол. Виды углов. | УЗСЗ | Распознавание и изображение геометрических фигур: точки, прямой, прямого угла. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины | Знать понятия «луч», «числовой луч». Уметь распознать геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку, чертить луч и числовой луч Знать понятие «угол», виды углов. | В ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, | |
15 | Величины. Единица длины – километр | УФЗ | Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Длина. Единицы длины. Соотношения между ними Нахождение площади. Единицы площади | Знать единицы длины. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах Уметь использовать приобретенные знания для сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе | Соблюдать общие правила поведения | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/860cc437-1dd2-40c8-b3b1- |
16 | Таблица единиц площади | УЗСЗ | Вычисление площади прямоугольника. Площадь геометрической фигуры Измерение площади геометрической фигуры | Знать таблицу единиц площади Знать приём измерения площади фигуры. Уметь вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата), сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах | Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения | Диск CD-ROM (эл.прил.кучебн.) |
17 | Контрольная работа за четверть | УКЗУН | Вычисление периметра многоугольника. Вычисление площади прямоугольника. Решение текстовых задач арифметическим способом | Уметь выражать данные величины в различных единицах, решать задачи арифметическим способом | понимании причин успешности/неуспешности в учебе | Диск CD-ROM (эл.прил.кучебн.) |
18 | Анализ контрольной работы. | УОСЗ | Вычисление периметра многоугольника. | Уметь выражать данные величины в различных единицах, выполнять работу над ошибками | развитие самостоятельности | |
19 | Единицы массы. Тонна. Центнер | УЗСЗ | Масса. Сравнение предметов по массе. Единицы массы. Соотношения между ними | Знать понятие «масса», единицы массы. Знать таблицу единиц массы. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах | Проявлять положительную мотивацию | Диск CD-ROM (эл.прил.кучебн.) |
20 | Единицы времени | УФЗ | Время. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век. Соотношения между ними | Знать единицы времени. Уметь использовать приобретённые знания для определения времени по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах | Регулировать свое поведение | http://files.school- |
21 | Решение задач Единица времени - секунда | УФЗ | Решение текстовых задач арифметическим способом. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век. Соотношения между ними | Уметь определять время по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их числовым значениям, решать задачи арифметическим способом, определять время по часам (в часах и минутах) | Адекватно воспринимать оценку учителя | |
22 | Единица времени - век | УФЗ | Решение примеров на сравнение величин, на выражение величин в различных единицах, решение текстовых задач арифметическим способом. | Знать единицы времени. Знать таблицу единиц времени Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах | Признавать собственные ошибки | |
23 | Закрепление изученного. | УОСЗ | Решение примеров, текстовых задач Решение текстовых задач арифметическим способом. | Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, определять время по часам (в часах и минутах) |
анализировать свои действия и управлять ими. | |
24 | Письменные приёмы сложения и вычитания вида 30007-648 | УФЗ | Письменные вычисления с натуральными числами Решение примеров по алгоритму в пределах миллиона | Уметь выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел),вычисление с нулём, пользоваться изученной математической терминологией | развитие самостоятельности и личной ответственност | Диск CD-ROM (эл.прил.кучебн.) |
25 | Нахождение неизвестного слагаемого уменьшаемого, вычитаемого | УЗСЗ | Повторение взаимосвязи между компонентами и результатом сложения. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений Устные и письменные вычисления с натуральными числами | Знать правило нахождения неизвестного слагаемого Знать правило нахождения неизвестного уменьшаемого, вычитаемого Уметь пользоваться изученной математической терминологией, выполнять правильность выполнения вычислений | Знать и уметь называть самые простые правила поведения при сотрудничестве; | Диск CD-ROM (эл.прил.кучебн.) http://www.viki.rdf.ru/item/665/ |
26 | Нахождение суммы нескольких слагаемых | УФЗ | Решение примеров на перестановку и группировку слагаемых в сумме Повторение единиц массы, длины, времени, вместимости, площади. Приёмы сложения и вычитания величин. | Знать приём нахождения суммы нескольких слагаемых Знать приём сложения и вычитания величин Уметь выражать величины в разных единицах Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, пользоваться изученной математической терминологией | Выбирать поступок в однозначно оцениваемых и неоднозначных ситуациях | http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_ id,16126/Itemid,118/ |
27 | Умножение и его свойства. Умножение на 1 и 0 | УЗСЗ | Использование свойств умножения при выполнении вычислений. Умножение на 0, на 1. Арифметические действия с нулём. Умножение и деление чисел | Уметь выполнять письменные приёмы умножения, проверять правильность выполненных вычислений. решать текстовые задачи арифметическим способом Знать приёмы письменного умножения для случаев вида: 4019*7 | Отделять оценку поступка от оценки человека, оценивать поступки |
28 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями | УФЗ | Решение примеров на умножение Повторение взаимосвязи между компонентами и результатом умножения. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений | Знать приём умножения чисел, оканчивающихся нулями. Знать правило нахождения неизвестного множителя. Уметь проверять правильность выполнения вычислений. Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия ( со скобками и без них) | Отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие (в т.ч. свои) | |
29 | Деление многозначного числа на однозначное | УФЗ | Решение примеров на деление. Использование терминологии. Решение примеров на деление трёх-четырёхзначного числа на однозначное | Знать конкретный смысл деления. Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия. Уметь делить многозначное число, на однозначное, проверять правильность выполнения вычислений | Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. | http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_ |
30 | Деление многозначных чисел на однозначное | УЗСЗ | Письменные вычисления с натуральными числами | Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия |
31 | Итоговая контрольная работа за 1 полугодие | УКЗУН | Деление трёх-четырёхзначного числа на однозначное | Уметь проверять правильность выполнения вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом | развитие мотивов учебной деятельности | |
32 | Работа над ошибками. | УОСЗ | Названия компонентов и результата деления. Использование свойств арифме- тических действий при выполнении вычислений. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. | Знать правила нахождения неизвестного делимого, неизвестного делителя. Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнить работу над ошибками, вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них) | Проявлять положительную мотивацию и | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403a9b62-2895-11dc-8314- |
33 | Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули | УФЗ | Деление многозначного числа на однозначное Деление многозначного числа на однозначное | Уметь выполнять письменное деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули. Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия( со скобками или без них) | освоение социальной роли обучающегося, | |
34 | Деление многозначных чисел на однозначные | УФЗ | Деление многозначного числа на однозначное Решение текстовых задач арифмети-ческим способом | Уметь проверять правильность выполнения вычислений, делить многозначные числа на однозначные, Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия | Определять личностный смысл учения; | http://festival.1september.ru:8081/articles/562914/ |
35 | Закрепление по теме «Деление многозначных чисел на однозначные» | УОСЗ | Деление многозначного числа на однозначное | Уметь выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное число) | Определять личностный смысл учения; | http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/73321/Век |
36 | Проверочная работа по теме «Умножение и деление многозначных чисел» | УКЗУН | Письменные вычисления с натуральными числами | Уметь выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное число | Проявлять положительную мотивацию | |
37 | Анализ проверочной работы. | УОСЗ | Деление многозначного числа на однозначное Письменные вычисления с натуральными числами. Решение задач арифметическим способом | Уметь выполнять письменные вычисления. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия ( со скобками и без них) Знать понятие «среднее арифметическое» | Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила. | http://festival.1september.ru:8081/articles/314839/ |
38 | Скорость. Единицы скорости | УФЗ | Скорость, время, пройденный путь при равномерном прямолинейном движении. Установление зависимостей между величинами, | Знать понятие «скорость», единицы скорости. Уметь пользоваться изученной математической терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом | анализировать свои действия и управлять ими. | |
39 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | УЗСЗ | Решение задач арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи. Установление зависимостей между величинами | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, устанавливать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием, находить скорость, время, расстояние | Отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие (в т.ч. свои) | |
40 | Закрепление по теме « Задачи на движение» | УЗСЗ | Решение задач арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи. | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом на нахождение скорости, времени, расстояния | Проявлять положительную мотивацию. | |
41 | Виды треугольников | УЗСЗ | Распознание и изображение геометрических фигур. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Вычисление периметра многоугольника | Знать понятие «треуголь-ник», виды треугольников. Уметь пользоваться изученной математической терминологией, распознать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку | | СD- диск Эл.прилож к учебнику 4 кл |
42 | Виды треугольников. Построение треугольника с помощью угольника. циркуля и линейки | УОСЗ | Распознание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, многоугольники ( треугольник, прямо- угольник) Построение прямого угла на клетчатой бумаге. Нахождение прямого угла среди данных углов | Знать способ построения треугольника с помощью угольника. Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку Уметь выполнять построение треугольника с помощью циркуля и линейки, вычислять периметр многоугольника | развитие мотивов учебной деятельности | |
43 | Проверочная работа по теме «Задачи на движение» | УКЗУН | Письменные вычисления с натуральными числами. Установление зависимостей между величинами, | Уметь устанавливать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием, решать текстовые задачи арифметическим | Проявлять положительную мотивацию и | |
44 | Анализ проверочной работы, работа над ошибками. | УФЗ | Решение примеров с натуральными числами. Установле-ние зависимостей между величинами: пройденный путь, время, скорость | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, проверять правильность выполнения вычислений Уметь выполнять письменные вычисления (умножение и деление | освоение социальной роли обучающегося, | |
45 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | УФЗ | Устные и письменные вычисления с натуральными числами Решение примеров на умножение, повторение терминов | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления | Определять личностный смысл учения; | |
46 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | УОСЗ | Решение примеров Установление зависимостей между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, расстояние, время) | Уметь выполнять письменное умножение двух чисел, оканчивающиеся нулями Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом на нахождение скорости, времени, расстояния, проверять правильность выполнения вычислений | Определять личностный смысл учения; | |
47 | Деление на числа, оканчивающиеся нулями | УЗСЗ | Решение примеров, группировка множителей Решение примеров, повторение терминов | Уметь группировать множители в произведении. Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления | Проявлять положительную мотивацию | СD- диск Эл.прилож к учебнику 4 кл |
48 | Деление с остатком на 10, 100. 1000. Решение задач | УФЗ | Решение примеров. Решение задач | Уметь выполнять деление с остатком в пределах 100, решать текстовые задачи арифметическим способом Уметь выполнять устно арифметические действия над числами в пределах 100 и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах 100 | Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила. | |
49 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | УЗСЗ | Решение примеров, Установление зависимостей между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, время, скорость) Арифметический способ решения задач | Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом на движение в противоположных направлениях арифметическим способом | анализировать свои действия и управлять ими. | |
50 | Контрольная работа | УКЗУН | Решение примеров | Уметь применять приём письменного умножения и деления при вычислениях | | |
51 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. | УЗСЗ | Письменные вычисления с натуральными числами Умножение суммы на число и числа на сумму. Перестановка множителей в произведении | Уметь проверять правильность выполнения вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом Знать правило умножения числа на сумму. | Оценивать поступки, | |
52 | Письменное умножение на двузначное число | УФЗ | Выполнение вычислений. Способы проверки правильности вычислений | Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления | Проявлять положительную мотивацию | СD- диск Эл.прилож к учебнику 4 кл |
53 | Письменное умножение на двузначное число | УОСЗ | Решение задач Выполнение вычислений. | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменное умножение на двузначное число | | |
54 | Письменное умножение и деление на трёхзначное число | УФЗ | Перестановка множителей в произведении. Таблица умножения Проверка правильности вычислений | Уметь выполнять письменные вычисления Уметь выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначное число, проверять правильность выполнения вычислений | развитие мотивов учебной деятельности | |
55 | Письменное деление на двузначное число с остатком | УФЗ | Решение примеров на деление с остатком | Знать названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами Уметь выполнять письменное деление на двузначное число с остатком | Проявлять положительную мотивацию и | СD- диск Эл.прилож к учебнику 4 кл |
56 | Деление на двузначное число | УОСЗ | Повторение взаимосвязи между компонентами и результатом деления | Уметь выполнять письменное деление многозначных чисел на однозначное, на двузначное число, | освоение социальной роли обучающегося, | |
57 | Решение задач изученных видов | УЗСЗ | Решение текстовых задач Проверка правильности вычислений | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом Уметь применять приём письменного умножения и деления при вычислениях | Определять личностный смысл учения; | |
58 | Деление на двузначное число, когда в частном есть нули | УФЗ | Деление чисел, использование соответствующих терминов Решение примеров на деление чисел. Решение текстовых задач | Уметь выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное, на двузначное число) Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления | Определять личностный смысл учения; | СD- диск Эл.прилож к учебнику 4 кл |
59 | Умножение и деление на двузначное число | УЗСЗ | Проверка правильности вычислений | Уметь выполнять работу над ошибками. | Проявлять положительную мотивацию | |
60 | Письменное деление на трёхзначное число | УФЗ | Конкретный смысл и название действий. Проверка правильности вычислений | Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, связи между результатами и компонентами умножения и деления. Уметь применять приём письменного умножения и деления на трёхзначное число | Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила. | |
61 | Деление на трёхзначное число | УФЗ | Свойства арифметических действий при выполнении вычислений. Проверка правильности вычислений Деление с остатком. | Уметь выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на трёхзначное число),проверять правильность выполнения вычислений Уметь выполнять деление с остатком в пределах 100 | анализировать свои действия и управлять ими. | Диск CD-ROM (эл.прил.кучебн.) |
62 | Решение задач Деление с остатком | УЗСЗ | Решение примеров на деление с остатком. Решение текстовых задач. Использование соответствующих терминов | Уметь проверять правильность выполнения вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять деление с остатком | Оценивать поступки, | |
63 | Решение уравнений | УОСЗ | Решение задач с величинами, характеризующие процессы: движения(пройденный путь, время, скорость); работы. Зависимости между величин | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления Уметь выполнять письменные вычисления, решать уравнения | Проявлять положительную мотивацию | |
64 | Решение уравнений и задач на движение | уфз | Решение текстовых задач арифметическим способом Установление зависимостей между величинами | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом на нахождение скорости, времени, расстояния, выполнять решение сложных уравнений | | |
65 | Итоговое повторение. | УОСЗ | Классы и разряды. Зависимости между величинами | Уметь пользоваться изученной математической терминологией, решать уравнения Знать последовательность чисел в пределах 100000 | развитие мотивов учебной деятельности | |
66 | Итоговая контрольная работа за II полугодие | УКЗУН | Письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления с натуральными числами | Проявлять положительную мотивацию и | |
67 | Арифметические действия. | УОСЗ | Свойства сложения и вычитания Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. | Уметь выполнять письменные вычисления Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них) | освоение социальной роли обучающегося, | |
68 | «Величины. Решение задач» «Геометрические фигуры» | УЗСЗ | Единицы длины, массы, времени, вместимости, площади. Зависимости между величинами. Установление зависимостей между величинами, | Уметь сравнивать величины по их числовым значениям: выражать данные величины единицах, решать текстовые задачи арифметическим способом Уметь распознавать изученные геометрические фигуры | Определять личностный смысл учения; | СD- диск Эл.прилож к учебнику 4 кл |