СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета математики для 5 класса на основе Примерной программы основного общего образования и программы Н.Я.Виленкина. С учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по математике 5 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета математики для 5 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе Примерной программы основного общего образования и авторской программы Н.Я. Виленкина. С учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования, авторского тематического планирования учебного материала, базисного учебного плана 2012года.




Согласно планированию предполагается изучение натуральных чисел и действий над ними, шкал, площадей и объемов, обыкновенных дробей, десятичных дробей и действий над ними, а также инструментов для вычислений и измерений.

При изучении учебного курса 5 класса уделяется внимание задачам направленным на развитие естественно - научного мировоззрения. Планирование рассчитано на 5 часов в неделю, всего 175 часов Изучение учебного курса в 5 классе заканчивается итоговой контрольной работой в письменной форме. Контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, зачётов, письменных тестов, математических диктантов, числовых математических диктантов по теме урока, контрольных работ по разделам учебника. Всего 15 контрольных работ.










Изучение математики в 5-х классах направлено на достижение следующих целей: воспитание у обучаемых средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношение к математике как части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюции математических идей; развитие навыков вычислений с натуральными числами; освоение навыков действий с десятичными дробями; формирование умений: использование букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составление уравнений, построение геометрических фигур, измерение геометрических величин.



В результате изучения учебного курса "математика" в 5 классе ученик должен:

Знать: математические термины, правила действий с десятичными дробями.

Уметь: читать и записывать натуральные числа и десятичные дроби, сравнивать два числа; выполнять письменно сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел и десятичных дробей; выполнять простейшие устные вычисления; определять порядок действий и находить значения числовых выражений; решать несложные текстовые задачи арифметическим способом; распознавать на рисунках и моделях геометрические фигуры, соотносить геометрические формы с формой окружающих предметов; овладевать практическими геометрическими навыками; комментировать ход решения задачи; пересказывать содержание задачи, выделяя известные данные и постановку вопроса; составлять простейшие задачи, решаемые с помощью заданного действия.











Целью изучения курса математики в 5 классе является:

Систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.

Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла.

Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.

 Требования к математической подготовке.

 В результате изучения курса математики учащиеся должны:

  •       Правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: цельное, дробное, десятичная дробь, переход от одной формы записи к другой (например, проценты в виде десятичной дроби; выделение целой части из неправильной дроби); решать три основные задачи на дроби;

  •       Сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше», «меньше» с расположением точек на координатной прямой; находить среднее арифметическое нескольких чисел;

  •       Выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями; округлять десятичные дроби;

  •       Распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, многоугольники, окружность, круг); изображать указанные геометрические фигуры; владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для построения и измерения отрезков и углов;

  •       Владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц измерения к другим в соответствии с условиями задачи;

  •       Находить числовые значения буквенных выражений.

 


 Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.


Основные развивающие и воспитательные цели

 

Развитие:

  •       Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  •       Математической речи;

  •       Сенсорной сферы; двигательной моторики;

  •       Внимания; памяти;

  •       Навыков само и взаимопроверки.

Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.

 

Воспитание:

  •       Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

  •       Волевых качеств;

  •       Коммуникабельности;

  •       Ответственности.

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

АРИФМЕТИКА

Натуральные числа. Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем.

Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Деление с остатком.

Дроби. Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части.

Десятичная дробь. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.

Рациональные числа.

Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.

Действительные числа.

Этапы развития представления о числе.

Текстовые задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом.

Измерения, приближения, оценки. Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем мире.

Представление зависимости между величинами в виде формул.

Проценты. Нахождение процента от величины, величины по ее проценту.

Отношение, выражение отношения в процентах. Пропорция. Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости.

Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений. Выделение множителя – степени десяти в записи числа.




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения математики ученик должен

Арифметика

уметь

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;

  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;

  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;

  • решать текстовые задачи дробями и процентами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;

     








Требования к математической подготовке

  

Уровень обязательной подготовки обучающегося

        Уметь выполнять сложение натуральных чисел.

        Уметь выполнять вычитание натуральных чисел.

 Уметь вычислять числовые выражения.




Уровень возможной подготовки обучающегося

        Уметь выполнять сложение и вычитание натуральных чисел, применяя свойства сложения и вычитания.

        Уметь составлять несложные буквенные выражения по условию задачи.

 Уметь решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий сложения и вычитания.

 


Знать:

  • Понятия действий сложения и

  • вычитания.

  • Компоненты сложения и вычитания.

  • Свойства сложения и вычитания натуральных чисел.

  • Понятие периметра многоугольника.

  • Алгоритм арифметических действий над многозначными числами.


Уметь:

  • Складывать и вычитать многозначные числа столбиком и при помощи координатного луча.

  • Находить неизвестные компоненты сложения и вычитания.

  • Использовать свойства сложения и вычитания для упрощения вычислений.

  • Решать текстовые задачи, используя действия сложения и вычитания.

  • Раскладывать число по разрядам и наоборот

Тема 1 «Натуральные числа и шкалы» (15 часов)


Раздел математики. Сквозная линия

  • Числа и вычисления.

  • Геометрические фигуры и их свойства.

  • Измерение геометрических величин.


Обязательный минимум содержания образовательной области математика

  • Десятичная система счисления

  • Сравнение натуральных чисел

  • Единицы измерения длины


Цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.

 

Задачи – восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Ввести понятие координатного луча, единичного отрезка и координаты точки.

Понятия шкалы и делений, координатного луча


Программа. Контроль за ее выполнением 

 

Требования к математической подготовке

 

Уровень обязательной подготовки обучающегося:

        Уметь читать и записывать многозначные натуральные числа.

        Уметь сравнивать натуральные числа.


 Уровень возможной подготовки обучающегося:

        Уметь начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа.

        Уметь назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.

        Уметь строить и измерять отрезки.


Знать и понимать:

  • Понятия натурального числа, цифры, десятичной записи числа, классов и разрядов.

  • Таблицу классов и разрядов. Обозначение разрядов.

  • Общепринятые сокращения в записи больших чисел, четные и нечетные числа, свойства натурального ряда чисел, однозначные, двузначные и многозначные числа.

  • Понятия отрезка и его концов, равных отрезков, середины отрезка, длины отрезка, значение отрезков.

  • Единицы измерения длины (массы) и соотношения между ними. Общепринятые сокращения в записи единиц длины (массы).

  • Измерительные инструменты.

  • Понятия треугольника, многоугольника, их вершин и сторон, их обозначение.

  • Понятия плоскости, прямой, луча, дополнительного луча, их обозначение.

  • Понятия шкалы и делений, координатного луча, единичного отрезка, координаты точки.

  • Понятия большего и меньшего натурального числа. Неравенство, знаки неравенств, двойное неравенство.

Уметь:

  • Читать и записывать натуральные числа, в том числе и многозначные.

  • Составлять числа из различных единиц.

  • Строить, обозначать и называть геометрические фигуры: отрезки, плоскости, прямые, находить координаты точек и строить точки по координатам.

  • Выражать длину (массу) в различных единицах.

  • Показывать предметы, дающие представление о плоскости.

  • Определять цену деления, проводить измерения с помощью приборов, строить шкалы с помощью выбранных единичных отрезков.

  • Чертить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по координатам.

  • Сравнивать натуральные числа, в том числе и с помощью координатного луча.

  • Читать и записывать неравенства, двойные неравенства.

(Владеть способами познавательной деятельности).

Тема 2 «Сложение и вычитание натуральных чисел» (21 часов)


Раздел математики. Сквозная линия

        Числа и вычисления


Обязательный минимум содержания образовательной области математика

        Сложение натуральных чисел.

        Вычитание натуральных чисел.


Цель – закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

 

Задачи – уделить внимание закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, т.к. они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. Составлять буквенные выражения по условию задач, решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).


 Требования к математической подготовке

  

Уровень обязательной подготовки обучающегося

        Уметь выполнять сложение натуральных чисел.

        Уметь выполнять вычитание натуральных чисел.

 Уметь вычислять числовые выражения.


Уровень возможной подготовки обучающегося

        Уметь выполнять сложение и вычитание натуральных чисел, применяя свойства сложения и вычитания.

        Уметь составлять несложные буквенные выражения по условию задачи.

 Уметь решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий сложения и вычитания.

 

Знать:

  • Понятия действий сложения и

  • вычитания.

  • Компоненты сложения и вычитания.

  • Свойства сложения и вычитания натуральных чисел.

  • Понятие периметра многоугольника.

  • Алгоритм арифметических действий над многозначными числами.


Уметь:

  • Складывать и вычитать многозначные числа столбиком и при помощи координатного луча.

  • Находить неизвестные компоненты сложения и вычитания.

  • Использовать свойства сложения и вычитания для упрощения вычислений.

  • Решать текстовые задачи, используя действия сложения и вычитания.

  • Раскладывать число по разрядам и наоборот

Тема 3 «Умножение и деление натуральных чисел» (27 час)

 

Раздел математики. Сквозная линия

        Числа и вычисления


Обязательный минимум содержания образовательной области математика

        Умножение натуральных чисел.

 Деление натуральных чисел.


Цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.

 

Задачи – целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводится понятие квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.

Требования к математической подготовке


 Уровень обязательной подготовки обучающегося

        Уметь выполнять умножение натуральных чисел.

        Уметь выполнять деление натуральных чисел.

  Уметь выполнять деление натуральных чисел с остатком.

  Знать порядок выполнения действий при нахождении значений выражений.

 

Уровень возможной подготовки обучающегося

        Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом.

        Уметь выполнять действия с натуральными числами, применяя свойства умножения и деления.


Знать и понимать:

  • Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел).

  • Понятия программы вычислений и команды.

  • Таблицу умножения.

  • Понятия действий умножения и деления.

  • Компоненты умножения и деления.

  • Свойства умножения и деления натуральных чисел.

  • Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел).

  • Разложение числа на множители, приведение подобных слагаемых.

  • Деление с остатком, неполное частное, остаток.

  • Понятия квадрата и куба числа.

  • Таблицу квадратов и кубов первых десяти натуральных чисел

Уметь:

  • Заменять действие умножения сложением и наоборот.

  • Находить неизвестные компоненты умножения и деления.

  • Умножать и делить многозначные числа столбиком.

  • Выполнять деление с остатком.

  • Упрощать выражения с помощью вынесения общего множителя за скобки, приведения подобных членов выражения, используя свойства умножения.

  • Решать уравнения, которые сначала надо упростить.

  • Решать текстовые задачи арифметическим способом на отношения «больше (меньше) на … (в…); на известные зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.).

  • Решать текстовые задачи с помощью составления уравнения (в том числе задачи на части).

  • Изменять порядок действий для упрощения вычислений, осуществляя равносильные преобразования.

  • Составлять программу и схему программы вычислений на основании ее команд, находить значение выражений, используя программу вычислений.

  • Вычислять квадраты и кубы чисел.

Решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (умножение и деление).

Тема 4 «Площади и объемы» (12 часов)


Раздел математики. Сквозная линия

  • Вычисления и числа.

  • Измерение геометрических величин.


Обязательный минимум содержания образовательной области математика

  • Представление зависимости между величинами в виде формул.

  • Размеры объектов окружающего мира.

  • Единицы измерения площади, объема


Цель – расширить представление учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов, систематизировать известные им сведения об единице измерения.

 

Задачи – отработать навыки решения задач по формулам. Уделить внимание формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.


Требования к математической подготовке

 

Уровень обязательной подготовки обучающегося

        Иметь представление об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов, об единицах измерения.

 

Уровень возможной подготовки обучающегося

        Знать основные единицы измерения площадей и объемов.

        Уметь вычислять площадь прямоугольника.

        Уметь вычислять объем прямоугольного параллелепипеда.


Знать и понимать:

  • Понятие формулы.

  • Формулу пути (скорости, времени

  • Понятия прямоугольника, квадрата, прямоугольного параллелепипеда, куба.

  • Измерения прямоугольного параллелепипеда.

  • Формулу площади прямоугольника, квадрата, треугольника.

  • Формулу объема прямоугольного параллелепипеда, куба.

  • Равные фигуры. Свойства

  • равных фигур.

  • Единицы измерения площадей и объемов.

Уметь:

  • Читать и записывать формулы.

  • Вычислять по формулам путь (скорость, время), периметр, площадь прямоугольника,

  • квадрата, треугольника, объем прямоугольного параллелепипеда, куба.

  • Вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней.

  • Вычислять объем фигуры по количеству кубических сантиметров, уложенных в ней.

  • Решать задачи, используя свойства равных фигур.

  • Переходить от одних единиц площадей (объемов) к другим.

Тема 5 «Обыкновенные дроби» (25 часов)


Раздел математики. Сквозная линия

        Вычисления и числа.


Обязательный минимум содержания образовательной области математика

        Обыкновенная дробь.

  • Сравнение обыкновенных дробей.

  • Сложение и вычитание обыкновенных дробей.

  • Сложение и вычитание смешанных чисел.


Цель – познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.

 

Задачи – изучить сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Уметь сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, выделять целые части дроби.

Требования к математической подготовке


 Уровень обязательной подготовки обучающегося

        Уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

        Уметь сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями.


 Уровень возможной подготовки обучающегося

        Уметь выполнять сложение и вычитание смешанных чисел.

        Уметь решать задачи на дроби.

       Уметь выполнять устно сложение и вычитание с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем.


 Знать и понимать:

  • Понятия окружности, круга и их элементов.

  • Понятия доли, обыкновенной дроби, числителя и знаменателя дроби.

  • Основные виды задач на дроби. Правило сравнения дробей.

Уметь:

  • Понятия равных дробей, большей и меньшей дробей.

  • Понятия правильной и неправильной дроби.

  • Правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

  • Изображать окружность и круг с помощью циркуля, обозначать и называть их элементы.

  • Читать и записывать обыкновенные дроби.

  • Называть числитель и знаменатель дроби и объяснять, что ни показывают.

  • Изображать дроби, в том числе равные на координатном луче.

  • Распознавать и решать три основные задачи на дроби.

  • Сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями.

  • Сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей и друг с другом.

  • Складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем.

  • Записывать результат деления двух любых натуральных чисел с помощью обыкновенных

  • дробей.

  • Записывать любое натуральное число в виде обыкновенной дроби.

  • Выделять целую часть из неправильной дроби.

  • Представлять смешанное число в виде неправильной дроби.

  • Складывать и вычитать смешанные числа

Тема 6 «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»

(13 часов)


Раздел математики. Сквозная линия

        Вычисления и числа.


Обязательный минимум содержания образовательной области математика

        Десятичная дробь.

        Сравнение десятичных дробей.

        Сложение и вычитание десятичных дробей.

        Округление десятичных дробей.


Цель – выработать умение читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

 

Задачи – четко представлять разряды рассматриваемого числа, уметь читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.

Требования к математической подготовке

 

Уровень обязательной подготовки обучающегося

        Уметь читать и записывать десятичные дроби.

        Уметь сравнивать десятичные дроби.

        Уметь округлять десятичные дроби.

        Уметь выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.


 Уровень возможной подготовки обучающегося

        Уметь выполнять сложение и вычитание десятичных дробей, применяя свойства сложения и вычитания.

        Уметь решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.


Знать и понимать:

  • Понятие десятичной дроби, его целой и дробной части.

  • Правило сравнения десятичных дробей.

  • Правило сравнения десятичных дробей по разрядам.

  • Понятия равных, меньшей и большей десятичных дробей.

  • Правило сложения и вычитания десятичных дробей .

  • Свойства сложения и вычитания десятичных дробей.

  • Понятия приближенного значения числа, приближенного значения числа с недостатком

  • (с избытком).

  • Понятие округления числа.

  • Правило округления чисел,

  • десятичных дробей до заданных разрядов.

Уметь:

  • Иметь представление о десятичных разрядах.

  • Читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби.

  • Выражать данные значения длины, массы, площади, объема в виде десятичных дробей.

  • Изображать десятичные дроби

  • на координатном луче.

  • Складывать и вычитать десятичные дроби.

  • Раскладывать десятичные дроби по разрядам.

  • Решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.

  • Округлять десятичные дроби до заданного десятичного разряда.

Тема 7 «Умножение и деление десятичных дробей» (26 часов)


Раздел математики. Сквозная линия

        Вычисления и числа.


Обязательный минимум содержания образовательной области математика

        Умножение и деление десятичных дробей.

        Среднее арифметическое нескольких чисел.


Цель – выработать умение умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.

 

Задачи – основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел



Требования к математической подготовке

 

Уровень обязательной подготовки обучающегося

        Уметь выполнять умножение и деление десятичных дробей.

        Усвоить понятие среднего арифметического нескольких чисел.

 Уровень возможной подготовки обучающегося

        Уметь выполнять умножение и деление десятичных дробей, применяя свойства умножения и деления.

        Уметь решать текстовые задачи, данные в которых выражены десятичными дробями.


Знать и понимать:

  • Правило умножения двух десятичных дробей (правило постановки запятой в результате действия).

  • Правило деления числа на десятичную дробь (правило постановки запятой в результате действия).

  • Правило деления на 10, 100, 1000 и т.д.

  • Правило деления на 0,1; 0,01; 0,001;и т.д.

  • Свойства умножения и деления десятичных дробей.

  • Понятие среднего арифметического нескольких чисел.

  • Понятие средней скорости движения, средней урожайности, средней производительности.

Уметь:

  • Умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, на десятичную дробь.

  • Выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.

  • Применять свойства умножения и деления десятичных дробей при упрощении числовых и буквенных выражений и нахождении их значений.

  • Вычислять квадрат и куб заданной десятичной дроби.

  • Решать текстовые задачи на умножение и деление, а также на все действия, данные в которых выражены десятичными дробями.

  • Находить среднее арифметическое нескольких чисел.

  • Находить среднюю скорость движения, среднюю урожайность, среднюю производительность и т.д.



Тема 8 «Инструменты для вычислений и измерений» (15 часов)


Раздел математики. Сквозная линия

        Вычисления и числа.

        Геометрические фигуры и их свойства.

  • Измерение геометрических величин.

Обязательный минимум содержания образовательной области математика

        Проценты.

        Нахождение процента от величины, величины по ее проценту.

        Единицы измерения углов.

        Измерение углов.


Цель – сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.

 

Задачи – понимать смысл термина «проценты». Учиться решать задачи на проценты; находить проценты от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Формировать умения проводить измерения и строить углы. Учиться строить круговые диаграммы. Учить пользоваться калькулятором при вычислениях.

Требования к математической подготовке

 

Уровень обязательной подготовки обучающегося

        Уметь пользоваться основными единицами измерения углов.

        Уметь решать простейшие задачи на проценты.

        Уметь измерять углы и строить их по заданной градусной мере.


Уровень возможной подготовки обучающегося

        Уметь пользоваться круговыми диаграммами.

        Уметь решать основные задачи на проценты.




Знать и понимать:

  • Понятие процента. Знак, обозначающий «процент».

  • Правило перевода десятичной дроби в проценты и наоборот.

  • Основные виды задач на проценты.

  • Понятие угла и его элементов, обозначение углов, виды углов. Знак, обозначающий

  • «угол».

  • Свойство углов треугольника.

  • Измерительные инструменты.

  • Понятие биссектрисы угла.

  • Алгоритм построения круговых диаграмм.

Уметь:

  • Пользоваться калькуляторами при выполнении

отдельных арифметических действий с

натуральными числами и десятичными дробями.

  • Обращать десятичную дробь в проценты и наоборот.

  • Вычислять проценты с помощью калькулятора.

  • Распознавать и решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов, от какой либо величины.

Тема 10 «Повторение. Решение задач за курс 5 класса» (15 часов)

 

Раздел математики. Сквозная линия

        Вычисления и числа.

        Геометрические фигуры и их свойства.

  • Измерение геометрических величин.


Обязательный минимум содержания образовательной области математика

        Арифметические действия с обыкновенными дробями.

  • Арифметические действия с десятичными дробями.

Единицы измерения длины, площади, объема, углов.


        Проценты.



Требования к математической подготовке

 

Уровень обязательной подготовки обучающегося

        Уметь выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями.

        Уметь выполнять арифметические действия с десятичными дробями.

        Уметь решать текстовые задачи .

        Уметь выполнять измерения геометрических величин и находить их длину, площадь, объем.

        Уметь измерять и строить углы.

        Уметь решать простые задачи на проценты.

  • Уметь решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий.


Уровень возможной подготовки обучающегося

        Уметь решать несложные текстовые задачи с помощью уравнений.

        Уметь выполнять арифметические действия с десятичными дробями, применяя свойства сложения, вычитания, умножения и деления.

        Уметь решать текстовые задачи, данные в которых выражены обыкновенными и десятичными дробями.


        Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

        Понимать, как используются уравнения; уметь применять их для решения математических и практических задач;




























Учебно-тематическое планирование


Параграф учебника

Тема

Количество

часов

§ 1

Натуральные числа и шкалы

16 уроков

§ 2

Сложение и вычитание натуральных чисел

21 урока

§ 3

Умножение и деление натуральных чисел

27 уроков

§ 4

Площади и объемы

12 уроков

§ 5

Обыкновенные дроби

25 уроков

§ 6

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

13 уроков

§ 7

Умножение и деление десятичных дробей

26 урока

§ 8

Инструменты для вычислений и измерений

15 уроков



Введение в вероятность

6 уроков


Итоговое повторение курса математики 5 класса

14 уроков




175 уроков
















Календарно-тематическое планирование

урока

Наименование разделов и тем

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

По плану

Фактически


Натуральные числа 16ч





1


Обозначение натуральных чисел.


Знать: понятие числа и цифры, определение натуральных чисел, классов, разрядов, миллион, миллиард.

Уметь: читать и записывать многозначные числа.



2

Натуральные числа и римские цифры



3

Чтение и записи натуральных чисел.




4

Решение задач по теме: Натуральные числа



5

Отрезок . Длина отрезка




6

Треугольник.

Знать: понятие отрезка, понятие треугольника, понятие длины отрезка.

Уметь: строить отрезок, строить треугольник, измерять длину отрезка, сравнивать отрезки, находить стороны и вершины треугольников, многоугольников.



7

Длина отрезка. Треугольник.




8

Практическая работа по теме: Длина отрезка



9

Плоскость. Прямая. Луч.

Знать: понятие плоскости, прямой, луча, дополнительных лучей.



10

Урок закрепление по теме: Прямая. Луч

Уметь: находить и называть прямую на чертеже, строить ее по двум точкам; чертить лучи, находить их на чертеже, называть.



11

Шкалы и координаты.


Знать: понятие плоскости, прямой, луча, дополнительных лучей.

Уметь: находить и называть прямую

на чертеже, строить ее по двум точкам; чертить лучи, находить их на чертеже, называть.

Знать: понятие шкалы, деления шкалы, координатного луча.

Уметь: определить на шкале единичный отрезок. Строить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по заданным координатам.



12

Самостоятельная работа по теме: Шкалы и координаты.



13

Меньше или больше.



14

Урок закрепление по теме: Меньше или больше.

Знать: понятие сравнения, разрядов чисел.

Уметь: сравнивать натуральные числа с одинаковым количеством цифр, с разным числом цифр.

Уметь: обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении



15

Обобщающий урок по теме: Натуральные числа.



16

Контрольная работа № 1 по теме: "Натуральные числа и шкалы."




Сложение и вычитание натуральных чисел 21 ч





17

Сложение натуральных чисел





Уметь: обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач.

Знать: название компонентов и результата действия сложения, свойства сложения.

Уметь: складывать многозначные числа, применять свойства сложения при вычислениях.



18

Сложение натуральных чисел и его свойства.



19

Сложение чисел на координатном луче



20

Нахождение длины отрезка по его частям. Периметр многоугольника



21


Урок закрепление по теме: Сложение натуральных чисел



22

Вычитание.


Знать: название компонентов и результата действия вычитания, свойства вычитания.

Уметь: вычитать многозначные числа, применять свойства вычитания при вычислениях.



23

Свойства вычитания.




24

Вычитание чисел в столбик





25

Обобщающий урок по теме: Сложение и вычитание

26

Контрольная работа №2 по теме: Сложение и вычитание чисел

Уметь: обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении .



27

Числовые выражения.


Знать: определения числового и буквенного выражений.

Уметь: составлять выражения, читать их и находить значение числового выражения; объяснить значения буквы, записывать решение задачи в виде числового или буквенного выражения.



28

Буквенные выражения.




29

Самостоятельная работа по теме: Выражения.



30

Буквенная запись свойств сложения и вычитания.

Знать: свойства сложения и вычитания.

Уметь: записывать свойства сложения и вычитания при помощи букв, применять их для упрощения вычислений и буквенных выражений.



31

Урок закрепление по теме: Буквенная запись свойств



32

Уравнение.


Знать: определение уравнения, понятие корня уравнения.

Уметь: находить компоненты при сложении и вычитании, решать задачи при помощи уравнений.



33

Решение уравнений.





34

Самостоятельная работа по теме: Уравнение



35

Обобщающий урок по теме: Выражения. Уравнения



36

Контрольная работа № 3 по теме: "Выражения.Уравнения".

Уметь: обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении .



37

Анализ контрольной работы по теме: Выражения.Уравнения

 

 






Умножение и деление натуральных чисел 27 ч




38

Умножение натуральных чисел и его свойства.

Знать: название компонентов и результата действия умножения, свойства умножения.

Уметь: умножать многозначные числа, представлять число в виде произведения, применять свойства умножения при вычислениях.



39

Решение примеров и задач по теме: Умножение



40

Урок закрепление по теме: Умножение



41

Самостоятельная работа по теме: Умножение




42

Решение задач по теме: Умножение




43


Деление.






Знать: название компонентов и результата действия деления.

Уметь: делить многозначные числа, находить неизвестный множитель, делимое, делитель.




44

Нахождение значения выражения



45


Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя



46

Решение задач по теме: Деление



47

Самостоятельная работа по теме: Деление



48

Урок закрепление по теме: Деление




49


Решение задач по теме:Деление



50


Деление с остатком


Уметь: обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при реше- нии

Знать: название компонентов и результата действия деления с остатком.

Уметь: выполнять деление с остатком, применять деление с остатком при решении задач.



51


Решение примеров по теме: Деление с остатком



52

Обобщающий урок по теме: Умножение и деление



53

Контрольная работа № 4 по теме: Умножение и деление нат.чисел

Уметь: обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении .



54


Упрощение выражений.



Знать: формулировку распределительного закона умножения относительно сложения и вычитания.

Уметь: применять распределительный закон умножения при упрощении выражений и решении уравнений.



55

Распределительное свойство умножения



56

Применение свойств при упрощении выражений



57

Применение свойств при решении задач



58

Урок закрепление по теме: Упрощение выражений



59

Порядок выполнения действий



Знать: порядок выполнения действий.

Уметь: различать действия первой и второй ступени, правильно выполнять порядок действий, составлять программу и схему программы вычислений.



60

Решение примеров по теме: Свойства умножения





61


Степень числа. Квадрат и куб числа



Знать: определение квадрата и куба числа.

Уметь: возводить числа в

квадрат и куб, находить значение числовых выражений, содержащих вторую и третью степень.



62

Решение примеров по теме: Степень числа




63


Обобщающий урок по теме : Упрощение выражений





64

Контрольная работа №5 по теме: Упрощение выражений

Уметь: обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении




Площади и объемы 12 ч




65

Формулы


Знать: понятие формулы, формулу пути.

Уметь: читать и записывать формулы, выполнять вычисления по формулам



66

Вычисление по формуле



67

Площадь. Формула площади прямоугольника

Знать: формулу площади прямоугольника и квадрата, свойства площадей.

Уметь: находить площадь прямоугольника и квадрата.



68

Решение задач на вычисление площади



69

Единицы измерения площадей


Знать: единицы измерения площадей.

Уметь: переводить одни единицы измерения площадей в другие, использовать знания при решении задач.



70

Решение задач по теме: Площади



71

Самостоятельная работа по теме: Площади



72

Прямоугольный параллелепипед




Знать: понятие прямоугольного параллелепипеда, куба, формулы объема прямоугольного параллелепипеда, объема куба.

Уметь: находить ребра и грани, вычислять площадь поверхности и объем прямоугольного параллелепипеда и куба, переводить одни единицы объема в другие.



73

Объемы. Объем прямоугольного паралл-да



74

Решение задач по теме: Объемы



75

Обобщающий урок по теме: Площади и объемы





76

Итоговая контрольная работа за 1 полугодие

Уметь: обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач.




Обыкновенные дроби 25 ч




77

Окружность и круг

Знать: понятие окружности, круга, полуокружности, полукруга; определение радиуса, диаметра.

Уметь: строить окружность, радиус, диаметр, полуокружность.



78

Практическая работа по теме: Окружность и круг



79

Доли. Обыкновенные дроби




Знать: понятие дроби, доли, половины, трети, четверти.


Уметь: записывать дробь, изображать дроби на координатном луче.






80

Решение примеров на дроби



81

Решение задач по теме: Доли. Обыкновенные дроби



82

Нахождение части от целого



83

Самостоятельная работа по теме: Доли. Дроби



84

Сравнение дробей

Знать: понятие сравнения дробей.

Уметь: сравнивать обыкновенные дроби, находить соответствующие точки на координатном луче.




85

Решение задач на нахождение части от целого и на сравнение



86

Урок закрепление по теме: Сравнение дробей



87

Правильные и неправильные дроби

Знать: понятие правильной и неправильной дроби.

Уметь: понимать смысл правильной и неправильной дроби, сравнивать их между собой и с единицей.




88

Представление в виде правильной и неправильной дроби



89

Обобщающий урок по теме: Доли. Дроби



90

Контрольная работа № 7по теме: Доли. Дроби

Уметь: обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении



91

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Знать: правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Уметь: выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.



92

Решение задач по теме: Сложение и вычитание дробей



93

Урок закрепление по теме: Сложение и вычитание дробей



94

Деление и дроби


Знать: понятие деление и дроби.

Уметь: записывать результат деления в виде дроби, натуральное число в виде дроби, делить сумму на число.







95

Решение уравнений урок закрепление Дроби



96

Смешанные числа




97

Свойства вычитания суммы из числа, числа из суммы


Знать: правила сложения и вычитания смешанных чисел.

Уметь: выполнять сложение и вычитание смешанных чисел




98

Сложение и вычитание смешанных чисел



99

Решение задач по теме: Сложение и вычитание смешанных чисел




100

Обобщающий урок по теме: Обыкновенные дроби




101

Контрольная работа № 8 по теме: Смешанные числа. Сложение и вычитание

Уметь: обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении




Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей 13 ч




102

Десятичная запись дробных чисел

Знать: понятие десятичной дроби.

Уметь: читать и записывать десятичные дроби, переводить обыкновенную дробь со знаменателем 10, 100 и т. д. в десятичную и наоборот.



103

Урок закрепление по теме: Десятичная запись дробных чисел



104

Сравнение десятичных дробей




Знать: правило сравнения десятичных дробей.

Уметь: определять, находить равные дроби, сравнивать десятичные дроби.



105

Решение примеров по теме: Сравнение



106

Решение задач на сравнение дробей



107

Сложение и вычитание десятичных дробей



Знать: правила сложения и вычитания десятичных дробей.

Уметь: выполнять сложение и вычитание десятичных дробей, выполнять вычитание суммы из числа, числа из суммы.



108

Решение задач по теме: Сложение и вычитание дробей



109

Разложение десятичной дроби по разрядам



110

Урок закрепление по теме: Сложение и вычитание дробей



111


Приближенные значения чисел


Знать: понятие приближенного значения чисел, правило округления чисел.

Уметь: округлять числа, записывать приближенное значение числа с недостатком и избытком.



112


Округление чисел



113

Обобщающий урок по теме: Десятичные дроби



114


Контрольная работа № 9 по теме: Сложение и вычитание десятичных дробей.

Уметь: обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач.




Умножение и деление десятичных дробей 26 ч







115

Умножение десятичных дробей на натуральные числа

Знать: определение произведения десятичной дроби на натуральное число.

Уметь: умножать десятичную дробь на натуральное число, в том числе на 10, 100, 1000 и т.д.





116


Решение примеров по теме: Умножение



117

Самостоятельная работа по теме: Умножение



118

Деление десятичных дробей на натуральные числа

Знать: правило деления десятичной дроби на натуральное число.

Уметь: делить десятичную дробь на натуральное число, в том числе на 10, 100, 1000 и т.д.



119

Практическая работа по теме: Умножение и деление



120

Решение уравнений и задач по теме: Деление



121

Урок зачет по теме: Умножение и деление






122

Обобщающий урок по теме: Умножение и деление



123

Контрольная работа №10 по теме: Умножение и деление десятичной дроби на нат.число




124

Умножение десятичных дробей




Знать: правило умножения десятичных дробей.


Уметь: умножать десятичные дроби.





125

Решение задач по теме: Умножение



126

Нахождение значения выражения на тему: Умножение



127

Урок закрепление по теме: Умножение десятичных дробей



128

Проверочная работа по теме: Умножение десятичных дробей



129

Деление на десятичную дробь




Знать: правило деления на десятичную дробь.

Уметь: выполнять деление на десятичную дробь.



130

Решение задач по теме: Деление десятичных дробей



131

Проверочная работа по теме: Деление десятичных дробей



132

Решение примеров и уравнений по теме: Деление



133

Зачет по теме: Деление десятичных дробей



134

Урок смотр знаний с элементами игры по теме: Умножение и деление




135

Среднее арифметическое



Знать: определение среднего арифметического, понятие средней скорости движения.

Уметь: находить среднее арифметическое чисел, среднюю скорость движения.






136

Самостоятельная работа по теме: Среднее арифметическое



137

Математический турнир по теме: Десятичные дроби



138

Обобщающий урок по теме: Умножение и деление десят-х дробей



139



Контрольная работа №11 по теме: Умножение и деление десятичных дробей

Уметь: обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач.




140

Работа над ошибками по теме: Умножение и деление





Инструменты для вычислений и измерений 15 ч




141

Микрокалькулятор


Знать: правила вычислений на МК.

Уметь: вычислять с помощью МК, составлять программу вычислений.



142

Практическая работа по теме: Микрокалькулятор



143

Проценты



Знать: определение процента.

Уметь: обозначать, читать и находить процент чисел и величин, переводить процент в десятичную дробь и обратно, решать задачи на проценты.




144

Решение задач по теме: Проценты



145

Решение задач на проценты



146

Урок зачет по теме: Проценты



147



Контрольная работа №12 по теме: Проценты

Уметь: обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач.




148

Угол. Прямой и развернутый

Знать: определение угла, развернутого угла, прямого угла.

Уметь: находить вершины угла, стороны угла, обозначать и определять углы; строить прямой угол при помощи чертежного треугольника.



149

Построение углов. Практическая работа



150

Самостоятельная работа по теме: Углы



151

Измерение углов. Транспортир

Знать: определение градуса, прямого, тупого и острого углов; биссектрисы угла.

Уметь: обозначать градус, измерять и строить углы с помощью транспортира; находить равные углы, зная их градусную меру.



152

Практическая работа по теме: Транспортир



153

Круговые диаграммы

Знать: понятие диаграммы.

Уметь: читать и строить круговые диаграммы.



154

Обобщающий урок по теме: Угол. Измерение углов




155

Контрольная работа № 13 по теме: Углы.

Уметь: обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач.




Введение в вероятность

6 ч




156

Достоверные, невозможные события

Знать: Достоверные, невозможные события.

Уметь: участвовать в диалоге и признавать право на иное мнение



157

Случайные события

Иметь: представление о достоверных невозможных и случайных событиях.


Знать: как решать простейшие комбинаторные задачи

рассматривая дерево возможных вариантов

Уметь: решать комбинаторные задачи рассматривая дерево возможных вариантов; давать оценку информации, фактам, процессам, определять их актуальность



158

Перебор вариантов




159

Дерево возможных вариантов




160

Решение задач по теме: Дерево возможных вариантов



161



Итоговый урок по теме: Введение в вероятность

Уметь: обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач.




Повторение 14 ч




162

Повторение по теме: Цифры




163

Повторение по теме: Натуральные числа

Знать: правила действий с натуральными числами.

Уметь: вычислять действия с натуральными числами; решать текстовые задачи.



164

Повторение по теме: Сложение и вычитание натур-х чисел




165

Повторение по теме: Площади и объемы




Знать: взаимосвязь между величинами «скорость», «время», «расстояние».



166

Повторение по теме: Обыкновенные дроби


Знать: понятие дроби, правила действий с дробями.

Уметь: выполнять действия с дробями, сравнивать дроби.



167

Повторение по теме: Десятичные дроби

Знать: понятие десятичной дроби, правила выполнения действий с десятичными дробями.

Уметь: выполнять действия с десятичными дробями; округлять дроби; переводить обыкновенные дроби в десятичные и наоборот.18.05



168

Повторение по теме: Уравнения




169

Повторение по теме: Проценты

Знать: правила нахождения процентов от числа

Уметь: переводить проценты в обыкновенные и десятичные дроби и дроби в проценты; решать задачи на проценты.



170

Итоговая контрольная работа

за курс 5 класса

Уметь: обобщать и систематизировать знания по основным темам курса математики 5 класса



171

Повторение дроби

Уметь: объяснить характер своей ошибки, решить подобное задание и придумать свой вариант задания на данную ошибку.



172

Игра «Брейн-ринг» по теме: Дроби

Знать: понятие дроби, доли, половины, трети, четверти.

Уметь: записывать дробь, изображать дроби на координатном луче.




173

Решение задач на движение с использованием формул




174

Урок игра «Математическое путешествие»




175

Обобщающий урок за курс 5 класса





























Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта::

  • Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд "Математика 5", издательство "Мнемозина", г.Москва;

  • Математические диктанты. 5 класс. В.И. Жохов, И.М. Митяева. "РОСМЭН".

  • Самостоятельные и контрольные работы. Математика 5. А.П. Ершова, В.В. Голобородбко. "ИЛЕКСА".

  • Сборник задач и контрольных работ для 5 класса. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. "ИЛЕКСА" .



45