СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 6 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке для обучающихся 6 класса составлена в соответствии с нормативными документами: 1. ФГОС основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года №19644) – для педагогов, работающих по ФГОС нового поколения на ступени основного общего образования. 2. На основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл., 5-7 кл., «Искусство» - 8-9 кл./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2011 год).»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 6 класс»

Рабочая программа по музыке для обучающихся 6 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
1.ФГОС основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года №19644) – для педагогов, работающих по ФГОС нового поколения на ступени основного общего образования.
2.На основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл., 5-7 кл., «Искусство» - 8-9 кл./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2011 год).»


1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны при­обрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

  • признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

  • смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

  • сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

  • сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

  • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

  • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

—сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

В программе предусмотрено освоение учащимися музыкальных умений, присущих основным видам музыкальной деятельности и отвечающих их природе.

В слушательской деятельности это умения:

  • воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения;

  • характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;

  • дать вербальную или невербальную (в рисунке, в пластике и т.д.) характеристику прослушанного произведения, его образно-эмоционального содержания, средств музыкальной выразительности, их взаимосвязи, процесса развития музыкального образа и музыкальной драматургии данного произведения, его интонационных, жанровых и стилевых особенностей;

  • выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками;

В исполнительских видах музыкальной деятельности обозначаются умения, связанные с воплощением произведения в собственном исполнении (в пении, игре на музыкальных инструментах, в пластическом интонировании). На первый план выступают умения представлять, каким должно быть звучание данного конкретного произведения в определенном характере, жанре, стиле.

К умениям, связанным с интерпретацией разучиваемых и исполняемых произведений, относятся также умения:

  • интуитивно, а затем и в определенной мере осознанно исполнить произведение (при пении соло, в музыкально-пластической деятельности, в игре на музыкальном инструменте) в своей исполнительской трактовке;

  • предложить свой вариант (варианты) исполнительской трактовки одного и того же произведения;

  • сравнивать различные интерпретации и обоснованно выбирать из них предпочтительный вариант;

  • оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своем исполнении.

В музыкально-композиционном творчестве предусматривается формирование умений импровизировать и сочинять музыку по заданным учителем параметрам: ритмическим, мелодико-ритмическим, синтаксическим, жанрово-стилевым, фактурным и другим моделям, а также без них.

Наряду с умениями в программе очерчивается круг музыкальных навыков, формируемых в исполнительских видах музыкальной деятельности, а также в музыкально-слушательской деятельности.

В певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, хорового строя и ансамбля (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координация деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.д.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания.

В игре на музыкальных инструментах это — навыки звукоизвлечения, звуковедения, артикуляции, ансамблевого исполнения; слухового контроля и самоконтроля за качеством звучания.

В музыкально-пластической деятельности осуществляется дальнейшее развитие навыков «перевода» пространственно-временных соотношений в музыке — в зрительно-наглядные, двигательные формы, получающие свое воплощение в ритмопластической интонации.

В слушательской деятельности формируются навыки, связанные прежде всего с дифференцированным слышанием отдельных компонентов музыкальной ткани (звуковысотных, метроритмических и ладовых особенностей; гармонии; полифонии; фактуры; формообразования и т.п.), а также навыки прослеживания процесса интонационного развития на уровне выявления в музыкальном материале сходства и различия.

Опыт музыкально-творческой учебной деятельности приобретается учащимися в различных видах музыкальной деятельности: в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, жизнью. В певческой деятельности творческое самовыражение учащихся формируется в сольном, ансамблевом и хоровом пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки; в обогащении опыта вокальной импровизации.

В музыкально-пластической деятельности творческий опыт обогащается посредством воплощения пластическими средствами художественного образа музыкальных произведений более сложных в интонационно-образном отношении и разнообразных по стилю.

В инструментальном музицировании расширение опыта творческой деятельности происходит  в процессе игры на элементарных инструментах, импровизации и создания инструментальных композиций на основе знакомых мелодий.

В процессе драматизации музыкальных произведений накопление творческого опыта осуществляется при создании художественного замысла и воплощении эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами; выбора сценических средств выразительности, поиска вариантов сценического воплощения детских опер и мюзиклов (фрагментов).

Опыт творческой музыкальной деятельности учащиеся приобретают и при освоении современных информационно-коммуникационных технологий и овладении первоначальными навыками игры на электронных инструментах.


2. Содержание учебного предмета, курса

Музыка как вид искусства. Интонационно-образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами Процессуальность музыки как ее важнейшая особенность. Интонация как носитель смысла в музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические, драматические, героические, эпические, комические, гротесковые и т.п.) и особенности их драматургического развития (точный или варьированный повтор, контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке. Выразительные возможности различного склада письма (гомофонного, гармонического, гомофонно-гармонического, полифонического и др.) и композиционных особенностей музыкальных форм и жанров. Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.

Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественнаясамоценность.

Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).

Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность.

При изучении народного музыкального творчества накопление опыта музыкально-творческой деятельности учащихся осуществляется в процессе:

  • осмысления народной музыки в ее органической связи с жизнью народа, его традициями и обрядами;

  • личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых образцов народного музыкального творчества в слушательской деятельности;

  • вокального и инструментального исполнения образцов народного музыкального творчества;

  • распевания народных текстов, импровизации и сочинения мелодий в народном духе;

  • создания вокальных и инструментальных композиций на основе знакомых народно-песенных мелодий и народной инструментальной музыки;

  • участия в народных праздниках.

Русская и зарубежная музыка от эпохи средневековья до наших дней. Общее и особенное врусском и западноевропейском искусстве различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений, творчестве выдающихся композиторов прошлого и современности.

Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси. Средневековая духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал. Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Своеобразие западноевропейской профессиональной музыки эпохи Возрождения. Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека (знакомство с творчеством композитора на примере жанров прелюдии, фуги, мессы). Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявлениях (на примере ознакомления с основными жанрами профессиональной музыки этого времени: кантом; партесным концертом; хоровым концертом).

Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками (И. Гайдн, В.-А. Моцарт, Л. ван Бетховен; Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Лист, Ф. Шуберт, Э. Григ и др.); особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки (прелюдия, ноктюрн, соната и др.), симфонии, оперы, реквиема и др. Особенности драматургического развития в оперном искусстве западноевропейских композиторов XIX столетия (Ж. Бизе, Дж. Верди, Дж. Россини).

Отечественная музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы. Народные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование, создание музыки в народном стиле. Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов.

Особенности проявления романтизма в русской музыке. Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные свойства русской классической школы. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная (прелюдия, ноктюрн и др.) и вокальная музыка (романс); концерт; симфония; опера, балет. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт; всенощная, литургия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов и др.).

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы; импрессионизм, экспрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и другие направления (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д, Шостакович, Г.В. Свиридов, А.И. Хачатуряна, А.Г. Шнитке, Р.К. Щедрин; Б. Бриттен, К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, А. Шенберг и др.).

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз (Л. Армстронг, Д. Эллингтон, К. Бейси, Л. Утесов); спиричуэл, блюз. (Э. Фицджералд); симфоджаз (Дж. Гершвин); творчество отечественных композиторов-песенников (И.О. Дунаевский, А.В. Александров и др.); авторская песня; мюзикл, рок-опера; рок-н-ролл; британский бит, фолк-рок; хард-рок; арт-рок; реггей, хеви-металл и др.1

При изучении русской и западноевропейской музыки обогащение опыта музыкально-творческой деятельности учащихся осуществляется на основе понимания сущности музыкального исполнительства как искусства интерпретации и проявляется в процессе:

  • личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности;

  • сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия;

  • художественного исполнения и творческого самовыражения учащихся в сольном, ансамблевом и хоровом пении при разучивании и исполнении образцов народной музыки, произведений вокальной музыки отечественных и зарубежных композиторов;

  • творческого самовыражения учащихся в сольном, ансамблевом и коллективном инструментальном музицировании на элементарных и электронных инструментах;

  • пропевания тем из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание;

  • индивидуально-личностной передачи музыкального образа в его выражении пластическими средствами, в том числе танцевальными;

  • создания вокальных и инструментальных композиций на основе знакомых мелодий из произведений отечественных и зарубежных композиторов;

  • создания различных исполнительских интерпретаций народных песен и инструментальных наигрышей, песенных образцов творчества отечественных и зарубежных композиторов;

  • импровизации и сочинения музыки на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты и др.;

  • инсценировки народных песен;

  • создания художественного замысла и воплощения эмоционально-образного содержания произведений музыки сценическими средствами;

  • создания музыкально-литературных композиций;

  • прослеживания связей между «легкой» и «серьезной» музыкой;

  • выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью.

Представления о музыкальной жизни России и других стран.

Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей: Ф. Шаляпина, Э. Карузо, М. Каллас; С. Рихтера, Д. Ойстраха, Э. Горовица, И. Менухина; Е. Мравинского, А. Свешникова, Г. фон. Караяна и др.; исполнительских коллективов: Русского народного академического хора им. М.Е. Пятницкого; Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.П. Осипова; Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии и др.

Знакомство с творчеством региональных музыкальных коллективов и солистов – исполнителей народной, академической и эстрадной музыки.

Раскрытие панорамы современной музыкальной жизни страны и мира на примере ознакомления с исполнительским искусством наиболее признанных участников Международного конкурса исполнителей имени П.И. Чайковского, с деятельностью всемирно известных театров оперы и балета: Большого театра (Россия, Москва), Мариинского театра (Россия, Санкт-Петербург); Ла Скала (Италия, Милан), Гранд-опера (Франция, Париж), Ковент-Гарден (Англия, Лондон), Метрополитен-опера (США, Нью-Йорк); центров отечественной (в том числе региональной) музыкальной культуры и музыкального образования: Музеем музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Московской государственной консерваторией имени П.И. Чайковского, Санкт-Петербургской государственной консерваторией имени Н.А. Римского-Корсакова и др.

При знакомстве с музыкальной жизнью России и других стран обогащение опыта музыкально-творческой деятельности учащихся осуществляется в процессе:

  • ознакомления с исполнительским творчеством различных оркестровых коллективов (симфоническими, камерными, духовыми, оркестрами народных инструментов, эстрадно-джазовыми и др.);

  • выявления общего и особенного в академическом и народном направлениях хорового исполнительства в России и других странах мира;

  • высказывания своего отношения к прослушанным дома музыкальным теле-радио передачами и к ним;

  • создания собственной коллекции музыкальных аудио-, видеозаписей;

  • изучения популярной литературы, посвященной различным сторонам музыкальной жизни страны и мира;

  • использования информационно- коммуникационных технологий для сочинения, аранжировки, записи и воспроизведения музыкальных произведений;

  • поиска и отбора музыкальных произведений в сети Интернет для самостоятельного ознакомления с ними;



























3.Календарно-тематическое планирование по музыке


Дата проведения

Темы раздела и уроков

( страницы учебника)

Прослушиваемый материал.

Решаемые проблемы.

Планируемые результаты.

Понятия.

Предметные

результаты.

УУД

Личностные

результаты.

План

Факт


Первое полугодие.16 часов.








«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» ( 16 часов)

1. Удивительный мир музыкальных образов.

Старинный русский романс»

( уч.Стр. 6-9)



Прослушивание:

Романсы А.Гурилева, П.Булахова, А.Обухова

М.Глинки, А.Балактрева.

2. «Песня-романс. Мир чарующих звуков»

( уч.Стр. 10-13)



Прослушивание:

А.Варламов

«Красный сарафан»

М.Глинка «Жаворонок»


3. «Два музыкальных посвящения»


М.Глинка «Я помню чудное мгновенье»

«Вальс-фантазия»


( уч.Стр 14-23)



4. «Уноси моё сердце в звенящую даль…»

( уч.Стр. 24-25)




Прослушивание:

С.Рахманинов «Островок»

«Сирень»


5. «Музыкальный образ и мастерство исполнителя»

( уч.Стр. 26-29)



Прослушивание:

Произведения в исполнении Ф.Шаляпина из оп. М.Глинки «Руслан и Людмила»

6. «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов»

( уч.Стр. 30-37)

Прослушивание:

М.Матвеев «Матушка, что во поле пыльно»,

М.Мусоргский «Плывет лебедушка»

М.Глинка «Романс Антониды»

«Марш Черномора»


7. «Образы песен зарубежных композиторов.

Искусство прекрасного пения»

( уч.Стр. 38-39)



Прослушивание:

Музыка Ф.Мендельсона, Ф.Шуберта, М.Глинки, Н.Римского-Корсакова

8. «Старинной песни мир.

Песни Франца Шуберта»

( уч.Стр. 40-47)


Прослушивание:

Ф.Шуберт «Аве, Мария»

«Форель»

«Серенада № 4»

«Лесной царь»

9. «Образы русской народной и духовной музыки»

( уч.Стр. 48-49)



Прослушивание:

РНП,

Н. Римский-Корсаков фрагм. из оп. «Снегурочка»,

«Садко»

П.Чайковский

Фрагм. из «Концерта № 1»

10. «Русская духовная музыка»

( уч.Стр. 50-53)



Прослушивание:

Знаменный распев

Произведения С.Рахманинова, П,Чеснокова, иеромонаха Романа.

11. «Духовный концерт»

( уч.Стр. 54-57)

Прослушивание:

М.Березовский «Не отверже мене во время старости»

( из «Духовного концерта»)

12. «Фрески Софии Киевской»

( уч.Стр. 58-61)



Прослушивание:

В.Кикта «Фрески Софии Киевской» -фрагм.


13. «Перезвоны» «По прочтении Шукшина»

( уч.Стр. 62-65)

Прослушивание:

В.Гаврилин «Перезвоны»

-фрагм. из симфонии –действа.

14. «Образы духовной музыки Западной Европы»

( уч.стр. 66-69)

Прослушивание:

И.Бах «Токката ре минор»,

«Фуга № 2»

15. «Небесное и земное в музыке Баха. Хорал»

( уч.Стр. 70-71)



Прослушивание:

И.Бах «Рождественская оратория»

«Проснитесь, голос к Вам взывает»,

«Хорал № 2»

«Хорал № 4».

16. «Образы скорби и печали…»

( уч.Стр. 72-79)



Прослушивание:

Дж.Перголези «Стояла мать скорбящая»,

В.Моцарт «Реквием»

К.Орф «Кармина Бурана»









Познакомить с жанром камерной музыки -романс.














Дать понятие значимости музыки в жизни человека и силе её воздействия.
















Познакомить с шедеврами музыкального романса.













Расширить понятие: мир образов, романов и песен.






















Познакомить с творчеством великого русского певца Ф.Шаляпина














Познакомить с духовно-эстетическими ценностями отечественной культуры: обрядами и РНП.














Знакомство с вокальным стилем бельканто и выявление средств выразительности разных видов искусства.











Познакомить с творчеством австрийского композитора Ф.Шуберта.













Знакомство с некоторыми характерными этапами развития церковной музыки в историческом контексте.














Дать представление о духовной музыке.


















Дать представление о духовном концерте, на основе концерта М.Березовского.














Углубить понятия, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы.














Дальнейшее знакомство с хоровой симфонией-действом.















Познакомить с особенностями полифонической музыки.













Познакомить с творчеством И.Баха.














Дать представление об образе печали в религиозной музыке.






Романс, интонация, музыкальная речь, поэтическая речь, музыкальный образ, вокальная музыка.











Мелодия, аккомпанемент, рефрен, диалог, композитор, поэт, исполнитель, слушатель, лирические образы.

Песня-романс.












Содержание, форма, особенности формы, контраст, реприза, вступление, кода, фразировка, ритм, оркестровка, вальс, романс.








Выразительность, изобразительность,

Приемы развития,

Образы покоя.





















Ария, песня, речитатив,

Рондо, бас.















Диалог, приемы развития, куплетная форма, народные напевы, хор в опере, жанры народных песен, повтор интонации, народные напевы, контраст интонаций.











Бельканто,

Баркарола

Мастерство исполнителя,

Романс-фантазия.













Образы песен, жанры песен, сходство, контраст, выразительность, изобразительность, контраст интонаций, развитие образа, форма, серенада, баллада.








Народные инструменты, напев, наигрыш, инструменты симфонического оркестра.















Знаменный распев, партесное пение,

а капелла,

тропарь, стихира, величание, молитва, всенощное, литургия.












Хоровое многоголосие, духовный концерт, полифония.














Арфа, фреска, симфония , музыка в народном духе, повтор, вариантность, живописность музыки, контраст образов, варьирование.











Контраст –сопоставление,

хор-солист,

молитва, вокализ, песня без слов,

благовест, трезвон, набат, перезвоны.











Стиль барокко, жанры: токката, фуга, хорал,

Двухчастный цикл, развитие темы, полифония, аккорд,

Контрапункт,

Канон, орган, светская и духовная церковная музыка.






Хорал, полифония, хор, орган, контрапункт.













Кантата, контраст образов, полифония, гомофония, тембры инструментов, голоса хора, сценическая кантата, хор, оркестр, особенности ритма.







Знать и развивать традиции русской песенной культуры.













Четко понимать специфику и особенности романса

( лирический, драматический, эпический)













Уметь определять музыкальные форма романса передающие тонкие душевные переживания.











Понимать, что творчество пробуждается тогда, когда композитор чутко воспринимает мир.


















Знать различные способы звуковедения.















Знать различные способы выражения переживаний человека в народной музыке и в композиторской.













Уметь различать становление муз.образа.















Определять основную мелодику муз .произведений Ф.Шуберта.













Знать происхождение древних славянских обрядов и фольклора.















Понимать значение духовной музыки.

















Знать особенности русской духовной музыки 18 века.















Определять средства раскрытия сюжетов и образов в религиозной тематике.













Знать связь между русским народным творчеством и интонационно-жанровым богатством в музыке композиторов.









Знать особенности полифонической

Музыки Западной Европы.













Уметь определять многоголосность музыки Баха.













Знать особенности музыкального языка Западно-европейской музыки ( кантата, реквием)










Р: самостоятельно отличать интонацию романса и речи.

П: знать единство музыкальной и поэтической речи романса.

К: знать особенности мелодической линии.





Р: самостоятельно определять, почему романсы живут в памяти народа.

П: различать какие качества души русского человека запечатлены в муз. образах романса.

К:находить поэтическое и и муз. выражение главной мысли романса.






Р: самостоятельно отличать характер музыкальных произведений.

П: уметь определять форму романса

К: знать поэтические эпиграфы раскрывающие смысл романса.





Р: самостоятельно определять, что помогает композитору наиболее ярко передавать особенности главного лирического образа романса.

П: знать музыкальные термины, помогающие передать музыкальные и поэтические образы романса.

К:знать приемы развития музыки в романсе.




Р: самостоятельно выявлять связь музыки, театра, ИЗО ( на творчестве Ф.Шаляпина)

П: понимать красоту и правду в искусстве.

К:расширять муз. компетентность.







Р: самостоятельно различать диалог в РНП

П:Знать , как при помощи интонаций раскрывается образ.

К: разучивание песни «Матушка, что во поле пыльно»










Р: самостоятельно сравнивать мелодические линии муз. произведений.

П: знать музыкальные термины.

К: разучивание песни М. Глинки «Венецианская ночь»






Р: самостоятельно сравнивать язык трех худ. произведений: литер, муз, и ИЗО

П: знать музыкальные термины.

К: отличать пейзажные зарисовки в музыке Шуберта.






Р: знать обряды, сопровождаемые пением, пляской, игрой.

П: знать народные муз. инструменты.

К:уметь описывать образы гусляров в преданиях, легендах и былинах.










Р: самостоятельно определять главные мелодики духовных песнопений.

П: владеть знаниями музыкальных терминов.

К: разучивание духовного муз.произведения.








Р: самостоятельно определять традиционные жанры духовного музыкального искусства.

П:определять тесную связь слов и музыки духовного концерта.

К: углублять знание жанра хорового концерта.




Р: самостоятельно определять средства выразительности влияющие на характер музыки.

(темп, регистр, динамика, ритм)

П: владеть знаниями муз. терминов.

К: знать приемы раскрытия муз.образов.






Р: самостоятельно определят главные интонации муз. произведения.

П: определять контраст инструментального и вокального начала.

К: выполнение творческого задания.






Р: самостоятельно определять импровизационный характер в музыке на принципе контраста.

П: сравнивать темы токкаты т фуги.

К: определять близость хоралов к народным песням.






Р: самостоятельно отличать характер музыкальных тем муз. произведения.

П: отличать светскую и духовную церковную музыку.

К: определять близость хоралов к народным песням.





Р: самостоятельно определять полифонический склад музыки.

П: знать голоса хора

К: знать приемы раскрытия музыкальных образов.






Речевая декламация и романс -этот связь прошлого и настоящего.












Знать известные русские романсы.


















Научиться испытывать глубокие и возвышенные чувства в общении с природой.











Уметь более глубоко вникать в музыкальный образ романса.





















Гордиться великим русским певцом Ф.Шаляпиным.














Понимать и любить русские народные обряды.


















Расширять музыкальный кругозор.















Уважительно относится к творчеству Ф.Шуберта.














Гордиться РНП.




















Уважать традиции русской духовной музыки.

















Уважать традиции русской духовной музыки.















Уважать и любить историю Родины.


















Знать значение колокола в церковных обрядах.














Знать и любить шедевры духовной полифонической музыки.













Знать и любить шедевры духовной полифонической музыки.












Уважать традиции Западно европейской духовной музыки


Второе полугодие 19 часов.








«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» ( 2 часа)



1. «Авторская песня: прошлое и настоящее».

( ус.Стр. 80-87)



Прослушивание:

Гаудеамус,

Д.Тухманов «По волне моей памяти»

Авторские песни

А.Розенбаума,

М.Светлова, В.Высоцкого,

Ю.Ким, Б.Окуджавы


2. «Джаз-искусство 20 века»

«Спиричуэл и блюз»

( уч.Стр. 88-93)




Прослушивание:

Джазовая музыка,

Спиричуэлы,

Дж.Гершвин ,

И.Миллас,

Д.Эллингтон.








Расширить представление об авторской песни, её жанрах и особенностях.















Познакомить с истоками джазовой музыки.






Бард, авторская песня, ваганты, гитара, городской фольклор.
















Спиричуэл, джаз, блюз, молитва, свинг, симфоджаз, бит, импровизация, ритм, тембр, джазовая обработка.






Знать историю становления авторской песни.

















Знать историю становления джаза и блюза.

Р: самостоятельно объяснять понятия: бард, ваганты,и т.д.

П: знать жанры и особенности авторской песни.

К: выполнение творческого задания.


















Р: самостоятельно определят особенности джазовых ритмов.

П: находить главные муз. темы в импровизациях джаза.

К: разучивание песни.






Формировать художественный вкус.

















Знать и любить джазовую музыку.





































«Мир образов камерной и симфонической музыки»

( 17 часов)



1. «Вечные темы искусства и жизни»

( уч.Стр. 96-97)



Прослушивание:

Н.Римский-Корсаков «Океан-море синее»

М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»

Э.Григ «Пер Гюнт»-фрагм.


2. «Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена»

( уч.Стр. 98-103)



Прослушивание:

Музыка Фредерика Шопена


3. «Ночной пейзаж. Ноктюрн.»

( уч.Стр. 104-107)



Прослушивание:

А.Бородин «Ноктюрн»

( из «Квартета № 2»)

Ф.Шопен

«Ноктюрн фа минор»


4. «Инструментальный концерт».

( уч.Стр. 108-113)



Прослушивание:

А.Вивальди «Времена года»

И.Бах «Итальянский концерт»


5. «Космический пейзаж».

(уч. Стр. 114-119)



Прослушивание:

Ч.Айвз «Космический пейзаж»

Э.Артемьев «Мозаика»


6. «Образы симфонической музыки. Г.Свиридов «Метель»

( уч.Стр. 120-127)



Прослушивание:

Г.Свиридов «Тройка», «Вальс», «Весна и осень»,

«Романс»,

«Пастораль»,

Н.Зубов «Не уходи»


7. «Образы симфонической музыки. «Над вымыслом слезами обольюсь…»»

(уч. Стр. 128-131)



Прослушивание
Г.Свиридов «Военный марш», «Венчание»

( из «Метели»)

8. «Симфоническое развитие музыкальных образов. Связь времен»

( уч.Стр. 132-137)



Прослушивание:

В.Симфония № 40»

П.Чайковский «Моцартиана»


9. «Программная увертюра. Бетховен увертюра «Эгмонт»»

( уч.Стр. 138-141)


Прослушивание:

Бетховен увертюра «Эгмонт»

10. «Чайковский увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

( уч.Стр. 142-149)

Прослушивание:

П.Чайковский увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» -фрагм.

11. «Мир музыкального театра.

Балет С.Прокофьева «Ромео и Джульетта»

( уч.Стр. 150-153)

Прослушивание:

С.Прокофьев балет «Ромео и Джульетта» -фрагм.

12. «Мюзикл.

Л.Бернстайн «Вестсайдская история»

( уч.Стр. 154-155)

Прослушивание:

Л.Бернстайн мюзикл «Вестсайдская история» -фрагменты.


13. Опера К.Глюка «Орфей и Эвридика»

( уч.Стр. 156-157)

Прослушивание:

К.В.Глюк «Орфей и Эвридика» -фрагм.

14. «А.Журбин рок-опера «Орфей и Эвридика»

( уч.Стр. 158-159)

Прослушивание:

Фрагменты рок-оперыА.Журбина «Орфей и Эвридика»


15. Образы киномузыки.

«Ромео и Джульетта» в кино 20 века.»

( уч.Стр. 160-161)

Прослушивание:

Музыка из отечественных и заруб.кинофильмов

(Н.Рота, К.Армстронг, Е.Дога)

16. «Музыка в отечественном кино»

( уч.Стр. 162-163)



Прослушивание:

С.Прокофьев кантата «Александр Невский»

И.Дунаевский «Дети капитана Гранта» -увертюра.

Фрагменты из к/ф «Цирк»,

Е.Дога «Мой ласковый и нежный зверь» -«Вальс»

М.Таривердиев «Мгновения» ( к\ф «Семнадцать мгновений весны»)


17. «Исследовательский проект»

( уч.Стр. 164-165)


Прослушивание:

Музыка использованная в течении года.






Познакомить с различными жанрами инструментальной музыки.

















Познакомить с шедеврами фортепианной музыки Шопена.















Дать представление о музыкальном жанре -ноктюрн.

















Расширить понятие жанра инструментальный концерт на творчество Баха и Вивальди.













Познакомить с творчеством композиторов 20 века Ч.Айвза и Э.Артемьева.
















Расширить представление о тесной связи музыки и литературы.

















Дать представление образности и выразительности в музыкальных иллюстрациях.












Познакомить со сходством и различием основных принципов развития музыки.










Познакомить с жанром программной увертюры.

















Познакомить с более глубоким проявлением взаимосвязи музыки и литературы.















Познакомить с интерпретацией литературного произведения в различных музыкальных жанрах.











Дать понять, как одно литературное произведение может быть воспроизведено не только в балете, но и в мюзикле.













Познакомить с творчеством немецкого композитора Глюка на основе оперы «Орфей и Эвридика»











Дать представление о рок-опере.
















Продолжить тему воплощения сюжета трагедии Шекспира на примерах музыки из кинофильмов.














Познакомить с различными жанрами киномузыки.











Подбор литературного и музыкального материала для проекта.






Музыкальные произведение, вокальные, инструментальные программные и непрограммные произведения.














Баллада, контраст-сопоставление, форма, этюд, прелюдия, музыкальный язык, вальс, мазурка, полонез.












Ноктюрн, квартет, повтор, контраст, вариационность.

















Контраст, темп, рефрен, эпизоды, форма, концерт.
















Выразительность, изобразительность, тембр, колорит, гармония, синтезатор, мозаика.















Романс, диалог, муз.пьеса, форма, тембр, пастораль, сходство, контраст, лад, темп, вальс, приемы развития, выразительность, изобразительность, интонация.












Военный марш, контрастно-образная форма, лирический образ, драматический образ, гомофония, полифония.










Симфония, контраст образов, тембры инструментов, динамика, сюита, обработка, интерпретация, трактовка.







Программная увертюра, разделы сонатной формы: вступление, экспозиция, разработка, реприза, кода;

Контраст, конфликт.











Дуэт, лирический образ, сонатная форма, увертюра, контраст образов.
















Балет, метод острых конфликтных сопоставлений, декорации, костюм, образ-портрет, массовые сцены, контраст тем,








Сходство и различие, музыкальный язык, мюзикл.















Контраст образов, ария, хор, флейта, опера, мелодия.














Рок-опера, вокально-инструментальный ансамбль, опера, хор, солист.













Киномузыка, вокальная музыка, инструментальная музыка, лейтмотив, лейттема.














Песни для кино, главные роли, образы героев, фильм, музыка в кино.








Проект, выбор темы, муз.образ, истоки, направления, сюжет, суждения, мнение.






Знать основные принципы развития и построения музыкальной формы ( сходство-различие; повтор-контраст)













Знать посторенние фортепианной музыки: инструментальная баллада, прелюдия, полонез, мазурка.












Знать, какие принципы развития музыки в ноктюрне имеют главное значение.















Иметь представление о построении камерной инструментальной музыки.













Понимать оригинальность

Музыки и особенную манеру её изложения.
















Знать возможности симфонического оркестра, в раскрытии образов литер.сочинений.














Знать интонации музыкальных иллюстраций.














Знать, что оркестровая интерпретация дает новое звучание и новую жизнь произведениям.








Уметь отличать увертюры к операм, спектаклям, кинофильмам, от увертюры программного жанра.












Знать этапы разработки разделов сонатной формы.
















Понимать смысловое единство музыки, сценического действа, ИЗО, хореографии, декорации и танца.









Знать, как контраст образных тем помогает раскрыть сюжет произведения.













Понимать, что сюжет древнего мифа положенного на музыку показывает связь времен и талант композитора.









Знать, что жанр рок-опера воплотил новыми средствами вечную тему жизни – тему любви и силу искусства.










Получить представление и обобщить знания о различных жанрах музыки в отечественном кинематографе.












Знать о неразрывной связи музыки и многих видов искусства ( кино в частности)















Знать правила составления и разработки исследоват. проекта.






Р: знать основные жанры музыки : песня, романс, кантата, симфоническая опера, балет.

П: знать отличие камерной музыки от симфонической.

К: знать жанры камерно музыки

( баллада, ноктюрн, инструментальный концерт, симфоническая миниатюра)

Р: самостоятельно распознавать по национальной принадлежности музыкальные произведения Шопена

П: эмоционально откликаться на муз. шедевры Шопена.

К: знать жанр музыки ноктюрн.







Р: самостоятельно определять особенности камерной музыки

П: эмоционально почувствовать, как музыка раскрывает духовный мир человека.

К: четко определять средства муз.выразительности, помогающие понять содержание музыки.




Р: Самостоятельно определять части инструм. Концерта Вивальди

( быстро-медленно-быстро)

П: вспомнить жанр духовного концерта.

К: знать форму построения первой части концерта

( «Весна») -рондо, вариация.

Р: самостоятельно составлять музыкальный образ, эстетическо-нравственный фон и художественный образ.

П: осмысливать звуковой мир произведений космической тематики.

К: уметь находить сходство и различие в композициях

( Космос и Вселенная)

Р: самостоятельно отличать главные мелодики музыки Свиридова.

П: знать историю возникновения жанра музыкальные иллюстрации.

К: отличать возможности симф. оркестра в раскрытии образов лит.сочинений.

Р: самостоятельно определять полифоническое переплетение голосов.

П: знать отличие пьес лирических от драматических

К: творческое задание.




Р: самостоятельно узнавать главную тему в «Моцартиане»

П: определять жанр музыки.

К: знать сходство и различия произведений Моцарта и Чайковского.

Р: самостоятельно отличать главные темы увертюры.

П: знать, какие интонации использует композитор, для изображения апофеоза героизма.

К: знать выразительные средства для сопоставления конфликтных состояний.

Р: самостоятельно определять выразительные средства музыкальных образов.

П: знать, почему композитор использует прием волнообразного развития мелодии.

К: читать повесть-трагедию У.Шекспира «Ромео и Джульетта»

Р: самостоятельно определять метод раскрытия сюжета.

П: знать значение контраста музыкальной темы.

К: творческое задание.


Р: самостоятельно находить виды мелодий -речитативной и песенной.

П: узнавать фрагменты олицетворяющие эмоциональное состояние героев.

К:знать, что дает слияние жанров искусства в современной жизни.

Р: самостоятельно определять средства выразительности главных тем героев.

П: знать основные понятия и термины.

К: творческое задание.

Р: самостоятельно определять, какую роль в рок-опере играет хор.

( участник действия)

П: знать жанры музыки входящие в состав рок-оперы.

К: уметь сравнивать образы рок-оперы Журбина и образы оперы Глюка.

Р: самостоятельно различать интонации тембров, вздохов, окраски голосов.

П: если не знать англ. яз, будет ли понятен муз. и кино-образ героев.

К:знать, кого из героев характеризует повторяющаяся муз. тема

Р: самостоятельно осуществлять суждения о муз.фильмах.

П: знать, как музыка помогает раскрыть образ героев.

К:творческое задание.

Р: самостоятельно защищать разработанный проект.

П: расширять свой музыкальный кругозор.

К: творческое задание.






Расширять музыкальный кругозор.


















Расширять образно-эмоциональный диапазон своих муз.познаний.














Ценить музыкальные шедевры.

















Ценить актуальность старинной музыки.















Интересоваться современной электронной музыкой.

















Глубоко вдумываться в муз.образы Свиридова.

















Гордиться творчеством Пушкина.














С уважением относится к современным интерпретациям.











Развивать в себе патриотическое отношение к Родине.
















Уважительно относится к классическим шедеврам музыки и литературы.















Интересоваться балетом. Знать ведущих мастеров русского балета.













Любить современное искусство, посещать театр.















Уважать и понимать оперное искусство.














Повышать музыкальный кругозор.















Интересоваться шедеврами русского и зарубежного муз.кино.














Любить и ценить киноискусство.

























Расширять музыкальный кругозор.



























1