СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе программы: А. Н. Иоффе, А.Ю. Морозов. Программы общеобразовательных учреждений. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. Человек в глобальном мире. Глобальный мир в XXI веке. 10-11 классы. М.: – Просвещение, 2008 год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию»


Пояснительная записка.

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе программы: А. Н. Иоффе, А.Ю. Морозов. Программы общеобразовательных учреждений. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. Человек в глобальном мире. Глобальный мир в XXI веке. 10-11 классы. М.: – Просвещение, 2008 год.

В работе используется следующий УМК:

  1. Учебник: Обществознание. 10 класс. Человек в глобальном мире. Ионин Л. Г., Поляков Л. В. / Под ред. Полякова Л. В. М.: Просвещение

  2. Обществознание. 11 класс. Глобальный мир в XXI веке под редакцией Л. В. Полякова (авторы: Л. В. Поляков, В. В. Федоров, К. В. Симонов, Л. Г. Ионин, А. И. Неклесса, В. Л. Жарихин). М.: Просвещение

Современный мир переживает период перехода от индустриального к информационному обществу. Процессы глобализации и информатизации необратимым образом меняют существующие общественные отношения во всех сферах — политической, правовой, экономической, семейной, бытовой, социальной, культурной и др. Наша страна не может оставаться в стороне от происходящих событий. Российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей, утверждения новых приоритетов в государственной политике и общественной деятельности, формирования основ правового государства и гражданского общества. Российским гражданам предстоит осознанно определиться в обществе, в своем отношении к государству, осмыслить, что только свободный и независимый человек, осознающий свою ответственность за совершаемые поступки, носитель современной системы знаний, принимающий ценности и принципы демократии, может стать истинным гражданином современной России.

Курс «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» вводит школьника в сложный мир общественных отношений, дает возможность поразмышлять о самом себе и своем месте в окружающем мире, показывает механизм взаимоотношений между разными государствами в условиях глобализации. Молодые граждане России не только знакомятся с накопленным мировым и отечественным опытом в области различных общественных наук, но и активно включаются в обсуждение, приобретают навыки получения и анализа информации из разных источников, применения полученных на занятиях знаний в рамках социальных проектов или при подготовке творческих работ, при создании школьных правил и конституций, в организации школьных советов и других молодежных объединений.

Актуальность предлагаемого курса «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» в связи с происходящими в обществе коренными изменениями чрезвычайно велика.

 Во-первых, информационное общество вносит значительные изменения в социальную структуру и существующие механизмы принятия решений на всех уровнях. Появляются новые общественные группы (нетократия, меритократия и др.), смещаются акценты властных отношений, изменяется картина геополитических отношений между странами. Поэтому без серьезного анализа структуры информационного общества и происходящих в нем процессов невозможно представить свое место в этом обществе и быть активным гражданином.

Во-вторых, все большее значение в современном глобальном мире приобретает роль консолидации граждан одной страны. Особенно это актуально для стран, имеющих в своем составе много различных народов и конфессий. К ним относится и Российская Федерация.

В-третьих, с разрушением системы коммунистического воспитания нарушилась связь между учебной и воспитательной работой. Предложенная программа дает возможность совместить обучение, приобретение знаний с развитием навыков участия в общественно значимых делах, в первую очередь через привлечение школьников к социальному проектированию, предоставление им возможностей для социальной практики.

В-четвертых, явно недостаточное внимание в сложившейся системе обществоведческого образования уделяется межпредметным и межкурсовым связям, нарушается логика преподавания по классам, нет корреляции учебных программ и курсов. Этот курс носит интегративный, обобщающий характер, что способствует созданию условий для формирования системных знаний учащихся, развития определенных навыков и умений, приобщения к гуманистическим ценностям.

В-пятых, в обществоведческих курсах и программах все еще слишком мало внимания уделяется темам патриотизма и гражданственности в их соединении с общепризнанными демократическими нормами гражданского образования. В предлагаемом курсе делается попытка рассмотреть патриотизм и гражданственность в тесной связи с реалиями современного мира, увидеть их потенциал в условиях глобализации и условности территориальных границ государств, взаимовлияния различных культур и т.д.

Таким образом, представляется очень актуальным в различных аспектах (политическом, идеологическом, социальном, учебно-методическом, воспитательном и т. д.) курс «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке», построенный на осмыслении происходящих общественно-политических процессов в мире в условиях глобализации и места России в мировой системе взаимоотношений. В связи с этим можно говорить о новизне предлагаемого курса.

Новизна курса «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» состоит в следующем:
      — курс основан на принципе неотделимости знаний от практических навыков гражданского участия, от решения назревших общественных проблем;
      — акцент переносится с провозглашения определенных истин, которые необходимо запомнить подросткам, на обсуждение проблем, дискуссии, основанные на анализе разных мнений и позиций, поиск дополнительной информации для выработки собственного взгляда;
      — рассматриваются процессы и механизмы функционирования информационного общества, являющиеся важнейшей составляющей для понимания глобализации и тенденций происходящих общественных изменений;
      — вводятся новые понятия, классификации и теории (виды политической культуры, теория современной экономики, новый подход к терминам «нация», «гражданское общество», «новая концепция демократии»), а ряд понятий приобретает новое наполнение с учетом реалий современного мира;
      — глобализация понимается как закономерный процесс, который происходит в современном мире, реально существующее общественное явление;
      — рассматриваются общественные явления с точки зрения национального интереса, осмысляется роль России в мировых процессах, объясняются ее политические, социальные, экономические и другие приоритеты;
      — используются материалы социального прогнозирования для организации обсуждений в ходе учебного процесса;
      — содержание курса предполагает интеграцию общечеловеческих ценностей и российской специфики их воплощения;


Общей целью нового подхода к преподаванию обществознания является создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности.
      Исходя из поставленной цели, целевых установок и ценностных ориентаций выдвигаются следующие образовательные задачи преподавания курса «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке»:
      • принятие учащимися в качестве ориентиров демократических общечеловеческих ценностей (уважение прав человека и его фундаментальных свобод, толерантность, стремление к мирному решению конфликтов, готовность к компромиссам и поиску согласия, патриотизм и гражданственность, уважение традиций предков и культуры других народов мира, ответственность за собственные решения);
      • раскрытие закономерностей в общественной жизни в условиях глобализации, преодоление отрывочного характера получаемых знаний, их систематизация и осмысление с учетом современных требований и научных достижений;
      • изучение своеобразия общественной жизни России на примерах истории и современности в сравнительном анализе с другими странами мира;
      • создание условий для раскрытия творческих способностей учащихся, развитие навыков аналитического мышления и умения делать осознанный выбор, развитие нестандартности мышления и креативности;
      • моделирование актуальных и практически значимых для школьников ситуаций, разрешение которых помогает занять ту или иную позицию в реальной жизни, соединение теоретических знаний с практической деятельностью и воспитательным компонентом;
      • понимание школьниками ценности образования в современном мире и активизация стремления к самообразованию, преодоление разрыва между обучением и воспитанием в школе;
      • выработка активного отношения подростков к жизни и окружающему миру, рост интереса к общественной и политической жизни;
      • передача социальных ценностей, способствующих преемственности сложившихся социальных устоев и общественной стабильности;
      • создание атмосферы диалога и сотрудничества всех участников учебного процесса, отказ от давления и морализаторского подхода в преподавании;
      • переход от доминирования пассивной стратегии преподавания к органичному включению активных и интерактивных подходов;
      • преодоление раздробленности и узкой специализации учебных курсов, связанных с обществоведческим образованием и гражданским воспитанием, достижение приобретения школьниками целостной картины мира.
      С задачами тесно связаны ожидаемые результаты. Предполагается, что после изучения курса «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» учащиеся смогут:

— освоить разные социальные роли, в том числе и с учетом реалий современного информационного общества

— занимать активную гражданскую позицию;

— участвовать в реализации социальных проектов;

— использовать различные источники информации при обсуждении проблем общественной жизни;

— овладеть правилами общественной полемики, цивилизованного диалога в обществе;

— противостоять манипулированию и рационально обосновывать свою точку зрения;

— понимать роль и место России в современном мире, геополитические перспективы развития страны;

— формулировать вызовы и риски современного развития, предполагать адекватные ответы;

— знать и использовать правовые механизмы защиты собственных интересов, прав и свобод.



Содержание


Вводное занятие (1ч)

Мир в современную эпоху. Процесс глобализации — его пути и направления. Место России в современном мире. Основные проблемы, существующие в современном мире. Знакомство со структурой и содержанием учебника для 10 класса под редакцией Л. В. Полякова «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке».


Тема I. Общество и общественное сознание (2 ч)

Основные функции и подсистемы общества. Человек — существо общественное. Общество как условие появления чело­века и результат его деятельности. Функции общества. Подсисте­мы общества. Направление и характер развития человечества. Традиционные (аграрные), индустриальные и постиндустриальные (информационные) общества. Особенности функционирования общественных подсистем в каждом из типов обществ.

Общественное сознание и его формы. Индивидуальное и общественное сознание. Эмоционально-чувственное отношение к миру — искусство. Эмоционально-доверительное отношение к ми­ру — религия. Доверительно-практическое отношение к миру — мораль. Эмоционально-рассудочное отношение к миру — наука. Чувственно-рассудочное отношение к миру — право. Практически-преобразовательное отношение к миру — идеология. Обществен­ное сознание и типы обществ. Идеологии и ценности обществен­ных групп. Новое отношение к миру в постиндустриальную эпоху. Глобальный и локальный характер постиндустриального общества.

Основные понятия: общество, сознание, общественное созна­ние, эволюция, система, подсистема, функция, социализация, тра­диционное (аграрное) общество, индустриальное общество, пост­индустриальное общество, глобализация, культура, экономика, политика, право, наука, идеология, искусство, религия, мораль.


Тема II. Образы человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях (3 ч) 


Российская государственность и российская цивилиза­ция. Единство человечества. Россия в современном мире. Становление российской государственности. Норманисты и антинорманисты о начале российской государственности. Влияние принятия христианства на развитие российской государственности. Русские земли: от раздробленности к централизации. Становление цент­рализованного государства. Концепция «Москва — Третий Рим». Церковный раскол и его значение. Российская империя. Запад­ники и славянофилы. Российский опыт универсального взгляда на развитие общества.

Единство в разнообразии: особые пути к новому миро­устройству. Лидерство в глобальном мире. Борьба М. Ганди за права индийцев. Гражданское неповиновение и пассивное сопро­тивление. Китайская традиция: опыт всемирного влияния через самодостаточность. Латинская Америка: к справедливому миро­устройству через «теологию освобождения». Опыт соединения борьбы за социальную справедливость с фундаментальными цен­ностями католического христианства. Идея единого человечества в исламской цивилизации.

Западные теории мироустройства. Человек и человечест­во — открытия западной цивилизации. Влияние протестантской этики на развитие западной цивилизации. Возрастание влияния на­уки. Просвещение. Марксистские теории развития. Социал-демо­кратическое движение в XIX — начале XX века. Победа больше­виков в России и строительство социализма в отдельно взятой стра­не. Пересмотр марксистской концепции И. Валлерстайном. Пред­ставление Ф. Фукуямы о «конце истории». С. Хантингтон и теория «столкновения цивилизаций». Признание разнообразия культур.

Основные понятия: государственность, раскол, абсолютизм, империя, западники, славянофилы, ненасилие, пацифизм, теоло­гия, либерализм, мировые и национальные религии, марксизм, цивилизация.


Тема III. Что нас разделяет (2 ч)

Культура: понятие, многообразие, формы. Социализация как фактор сохранения культуры. Факторы, влияющие на социа­лизацию. Виды культуры. Влияние глобализации на культуру. Нации и национальности. Этнические факторы в государственном развитии. Национальный фактор во внутригосударственных и межгосударственных конфликтах. Национализм и патриотизм.

Религия и язык как явления культуры. Распространение религиозных конфессий на Земле. Мировые религии. Влияние религии на государственное устройство и политику. Многообра­зие культур — многообразие языков. Распространение языков в мире и языковая политика. Причины современных конфликтов и пути их преодоления. Последствия распространения миграции в современном мире. Практика «плавильного котла» и мульти-культурализм.

Основные понятия: социализация, традиции, культура, госу­дарство, суверенитет, нация, этническая общность, национализм, патриотизм, религия, светское государство, миграция.

Тема IV. Мир после крупнейшей геополитической катастрофы XX века (2 ч)

Мировое сообщество после «холодной войны». Ялтинская система мироустройства. Глобальный конфликт двух систем — социализма и капитализма. Двухполюсная система мира — СССР и США. Гонка вооружений. Усиление влияния исламского мира. Нефть и мировое лидерство. Распад социалистического лагеря. Появление новых центров силы.

«Демократия» и «рынок» в глобальной перспективе. Де­мократическая система в современном политическом развитии. Испытания демократии в современном мире. Столкновения раз­личных демократических ценностей друг с другом. Единое биз­нес-пространство в глобальном мире. Монополии в экономике. Влияние глобализации на социальную ситуацию в разных стра­нах. Борьба с бедностью и голодом.

Основные понятия: «холодная война», сверхдержавы, «тре­тий мир», гонка вооружений, ядерное оружие, коррупция, транс­национальные корпорации.

Тема V. Учитесь мыслить глобально (4 ч)

Феномен мирового лидерства. США после «холодной вой­ны». Стратегия национальной безопасности США и понимание ими своей роли в мире. Борьба с международным терроризмом. Гео­политические интересы США. Стандарты демократии и их понима­ние. Геополитические конкуренты. Отношения с политическими союзниками. Зоны особого внимания во внешней политике США.

Россия в глобальной конкуренции. Понимание националь­ной безопасности в России. Модернизация государственного механизма как приоритетное направление. Интересы России по Концепции национальной безопасности. Основные задачи внут­реннего развития. Отношение к современным военным угрозам. Угрозы национальной безопасности России и предполагаемые ответы. Ориентация на многополярность современного мира. Политика на постсоветском пространстве — успехи и трудности взаимодействия* Россия на мировом энергетическом рынке.

Европейский союз и его миссия. «Старая» и «новая» Евро­па; Европейская комиссия и Европейский парламент. Поиск энер­гетической безопасности. Отношения России и Евросоюза — воз­можности стратегического партнерства. Последствия расширения миграционных процессов. Сложности европейской интеграции. Перспективы развития Евросоюза.

Китай на пути к глобальной державе. От регионального ли­дера к глобальному игроку. Внутренние ограничения экономичес­кого развития. Континентальный и островной Китай. Воплощение в практику принципа «одна страна — две системы». Стратегия национального развития Китая. Идея «четырех модернизаций». Экологическая ситуация и здоровье населения. Позиция Китая в Азиатском регионе.

Основные понятия: двойные стандарты, сепаратизм, международный терроризм, модернизация, Европейский союз (Евросо­юз), Всемирная торговая организация (ВТО).


Тема VI. Глобальная экономика (2 ч)

Становление единого мирового хозяйства. Эпоха «зональ­ной глобализации». Экономические эксперименты в XX веке — от коммунистической идеи к обществу массового потребления. Появление идеи «государства всеобщего благоденствия». Неоли­берализм. Общество массового потребления. Глобализация эко­номики. Теория «пределов роста». Новые формы капитала: кад­ровый, интеллектуальный, символический, социальный, культур­ный. «Штабная экономика». Возникновение геоэкономических регионов. Модель современной экономики — геокон (геоэконо­мическая конструкция). Взаимоотношения разных слоев (регио­нов) геокона.

Россия в глобальной экономике. Противоречивость результа­тов глобализации экономического развития. Альтернативы экономи­ческого развития России. Факторы, влияющие на модель экономи­ческого развития. Перспективы экономического развития России. Среда «инновационной культуры». Особенности общественного и экономического развития России. Краткосрочные цели националь­ной инновационной инициативы. Система научно-исследовательской деятельности. Задача охраны российской интеллектуальной собственности. Риски в современном экономическом развитии. Национальные интересы и принцип справедливой глобализации.

Основные понятия: зональная глобализация, средний класс, геокон, геоэкономические регионы, информационная экономика, трофейная экономика, «штабная экономика».


Тема VII. Глобальная безопасность (3 ч)

Сила оружия в современном мире. Угрозы существованию человечества. Глобальные противоречия в современном мире. Борьба за лидерство в современном мире. Влияние и контроль в современном мире. Ядерное оружие — реальная опасность. Договоры о нераспространении ядерного оружия. Проблемы, свя­занные с ограничением распространения ядерного оружия. Сов­ременные конфликты. Причины конфликтов в глобальном мире.

Экономика и экология: поиски равновесия. Экологическая ситуация в современном глобальном мире. Глобальный характер экологических проблем. Экологическая ответственность и эколо­гическая культура. «Экспорт» экологических проблем в современ­ном мире. Промышленное развитие и угроза экологической ката­строфы. Экологические программы. Экология и здоровье челове­ка. Необходимость баланса между экономическими интересами и экологической необходимостью.

XXI век и новые угрозы для человечества. Зависимость че­ловека от машин и технологий. Экстенсивное развитие и экономи­ческие ресурсы. Основные типы современных ресурсов. Пути реше­ния проблемы недостаточности ресурсов. Угроза международного терроризма и ее последствия. Глобальный характер угрозы терро­ризма. Меры по борьбе с терроризмом. Технические возможности для установления глобального контроля человека в XXI веке.

Основные понятия: геноцид, экологическая ответственность, пандемия.


Тема VIII. Власть в информационном обществе (3 ч)

Информационное общество: политическое и социальное своеобразие. Западное общество и информатизация. Успеш­ность в информационную эпоху. Средний класс и его роль. Власть в информационную эпоху. Источник социальных различий в информационном обществе. Новые очаги социальных конфлик­тов. Когнитариат. Рост ценности образования. Информация и де­мократия. Сила общественного мнения. Технологии «жесткой» и «мягкой» силы. Манипулирование общественным сознанием. Пе­реход к информационному обществу и политическое развитие.

Средства массовой информации: между властью и граж­данским обществом. Роль средств массовой информации в со­временном мире. СМИ и формирование мировоззрения современ­ного человека. Создание общественной повестки дня. «Четвертая власть». Функции СМИ. Государство и свобода СМИ. Конструктив­ная и деструктивная позиции СМИ. Политическое влияние СМИ.

Нетократия. Информация в современном мире. Общество открытой коммуникации. Сетевые средства массовой информа­ции. Новое структурирование общества. Многостороннее общение и обмен информацией. Секторная структура информационного общества. Иерархия в информационном мире. Политические инс­титуты индустриального общества и нетократы.

Основные понятия: информатизация, средний класс, когни­тариат, манипулирование, стереотипы, средства массовой инфор­мации, нетократия, коммуникация, Интернет, иерархия.

Тема IX. Россия и «русский мир» (4 ч)

Особенности русской политической культуры.  Формы са­моуправления в древнерусских городах. Вечевые органы власти. Собирание русских земель и изменение политической культуры. Авторитарная и патриархальная политические культуры. Полити­ческая свобода в авторитарной политической культуре. Отноше­ния подданных и главы государства в патриархальной полити­ческой культуре. Разные типы политической культуры в истории России. Роль революционной политической культуры. Советский Союз и традиции политической культуры. Мессианская политичес­кая культура. Политическая преемственность в российской исто­рии. Политическая культура современной России.

Политическая система современной России. Структурные элементы политической системы. Конституционные основы го­сударственного устройства России. Федеративное устройство и федерализм. Республиканское правление. Парламентская, пре­зидентская и смешанная республики. Пост Президента РФ. Функции Президента РФ. Разделение властей в современной Рос­сии. Российский парламент и парламентаризм. Исполнительная власть в РФ. Правительство РФ. Суды трех видов юрисдикции в России. Прокуратура в системе государственной власти. Система местного самоуправления, его политическая ценность.

Развитие гражданского общества в современной России. Государство и гражданское общество. Составные элементы граж­данского общества. Общественная палата и ее роль в жизни страны. Связь демократии и гражданского общества. Политичес­кая система современной России. Суверенитет и территориальная целостность России в 1990-е годы.

Россия — «ближний круг» и «русский мир». Интересы и стратегия поведения России в ближнем зарубежье. Содружество Независимых Государств (СНГ). Интеграционные и дезинтеграци-онные процессы на постсоветском пространстве. Программа возв­ращения соотечественников в Россию. Мигранты и социальная напряженность. Принцип разноскоростной интеграции. Приорите­ты внешней политики России. Глобальная миссия России.

Основные понятия: мессианство, политическая культура, анархизм, федерализм, парламентаризм, республика, правовое государство, гражданское общество, миграция, интеграция, «сувверенная демократия»


Тема X (заключительная). Россия в глобальном мире: вызовы и задачи (4 ч)

Угрозы и вызовы для России в XXI веке. Факторы, влияю­щие на будущее России. Условия существования цивилизаций. От­вет на имеющийся вызов. Демографический вызов. Массовая миг­рация и ее последствия. Дефицит рабочей силы. Экологический вызов. Возможности создания экологически безопасной модели хозяйствования. Экологические стандарты. Уникальные экономи­ческие ресурсы России. Ответственная экологическая политика.

Экономические, социальные, военные риски для России. Экономический вызов. Рыночная трансформация российской эко­номики. Потенциальные препятствия экономическому развитию России. Сырьевые секторы экономики. Техническая модерниза­ция и создание новых технологий. Государственные механизмы стимулирования экономического роста. Социальный вызов. Проб­лема несправедливости распределения общественного богатства. Проблема бедности. Социальная структура России в начале XXI века. Имущественное расслоение. Правила восхождения по социальной лестнице. Военный и террористический вызовы. Военные конфликты в начале XXI века. Вооруженный сепаратизм. Стратегический ядерный паритет. Стратегии создания боеготов-ных Вооруженных сил. Массовая мобилизационная армия. Силы постоянной готовности. Мобильные Вооруженные силы.

Решение национальных задач на основе эффективной демократии. Общенациональные приоритеты России. Выход из сис­темного кризиса. Задачи перспективного развития страны. Бедность — это несправедливость. Задача победы над бедностью. Улучшение материального положения работников бюджетной сферы. Обеспечение справедливости общественного устройства. Роль государства в решении национальных задач. Ответствен­ность национальной элиты. Социальная ответственность бизнеса. Ориентиры достижения жизненного успеха. Эффективная госу­дарственность. Политическая активность и социальная ответствен­ность. Создание эффективного государственного аппарата. Адми­нистративная реформа. Обеспечение независимости и авторитета судебной власти. Гражданский контроль деятельности органов правопорядка. Построение эффективного федерализма. Взаимо­действие регионов и Центра. Укрупнение регионов и создание федеральных округов. Укрепление институтов гражданского об­щества. Гражданские объединения и союзы. Программа «сбере­жения народа». Приоритетные национальные проекты в России.

Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI веке. Сохранение суверенитета и национальной независи­мости. Суверенитет и геополитика справедливости. Построение демократического государства в России. Политическая архитекту­ра мира. Равноправное сотрудничество в современном мире. Природные ресурсы и экономическая мощь России. Завоевание комфортного места в международном разделении труда. Фундамент экономического прорыва. Структурная перестройка. Условия гос­теприимства. Сохранение, распространение и развитие русской культуры. Поддержка «русскофонии». Опасность межнациональ­ной и межконфессиональной напряженности. Культура толерантности. Сохранение уникального природного многообразия России. Экологическая миссия России.

Основные понятия: сепаратизм, вызовы, риски, справедли­вость, федерализм, государственность, приоритетные националь­ные проекты, «русскофония», ксенофобия, толерантность.


Итоговое повторение (2 ч)

Общественное многообразие современного мира. Типы обществ. Роль глобализации в изменениях обществ и индивиду­ального сознания. Попытки осмысления единства человечества в истории. Общечеловеческие ценности в истории российской цивилизации. Многообразие культур в современном мире. Совре­менные конфликты. Взаимодействие культур. Роль религии в об­щественной жизни.

Геополитическое лидерство. Стратегии национальной безопас­ности в глобальном мире. Противостояние и сотрудничество лидеров. Современная глобальная экономика. Экономическая успешность и конкурентоспособность. Политическая культура. Основы конституционного устройства России. Единое информаци­онное пространство. Социальные изменения эпохи глобализации. Роль знаний в постиндустриальном обществе. Ответственность на­циональной элиты.

Резерв времени — 3 ч.




Календарно-тематическое планирование


№ урока

Тема урока

Количество часов

Дидактические единицы

Вид контроля

Повторение

Дата

план

факт

1

Вводное занятие


Мир в современную эпоху. Процесс глобализации — его пути и направления. Место России в современном мире. Основные проблемы, существующие в современном мире. Знакомство со структурой и содержанием учебника для 10 класса под редакцией Л. В. Полякова «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке»

предварительный




Тема I. Общество и общественное сознание (2 ч)

2

Основные функции и подсистемы общества.

1

Человек — существо общественное. Общество как условие появления чело­века и результат его деятельности. Функции общества. Подсисте­мы общества. Направление и характер развития человечества. Традиционные (аграрные), индустриальные и постиндустриальные (информационные) общества. Особенности функционирования общественных подсистем в каждом из типов обществ.

текущий




3

Общественное сознание и его формы.

1

Индивидуальное и общественное сознание. Эмоционально-чувственное отношение к миру — искусство. Эмоционально-доверительное отношение к ми­ру — религия. Доверительно-практическое отношение к миру — мораль. Эмоционально-рассудочное отношение к миру — наука. Чувственно-рассудочное отношение к миру — право. Практически-преобразовательное отношение к миру — идеология. Обществен­ное сознание и типы обществ. Идеологии и ценности обществен­ных групп. Новое отношение к миру в постиндустриальную эпоху. Глобальный и локальный характер постиндустриального общества.

текущий




Тема II. Образы человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях (3 ч)

4

Российская государственность и российская цивилиза­ция.

1

Единство человечества. Россия в современном мире. Становление российской государственности. Норманисты и антинорманисты о начале российской государственности. Влияние принятия христианства на развитие российской государственности. Русские земли: от раздробленности к централизации. Становление цент­рализованного государства. Концепция «Москва — Третий Рим». Церковный раскол и его значение. Российская империя. Запад­ники и славянофилы. Российский опыт универсального взгляда на развитие общества

текущий




5

Единство в разнообразии: особые пути к новому мироустройству. 

1

Лидерство в глобальном мире. Борьба М. Ганди за права индийцев. Гражданское неповиновение и пассивное сопро­тивление. Китайская традиция: опыт всемирного влияния через самодостаточность. Латинская Америка: к справедливому миро­устройству через «теологию освобождения». Опыт соединения борьбы за социальную справедливость с фундаментальными цен­ностями католического христианства. Идея единого человечества в исламской цивилизации.

текущий




6

Западные теории мироустройства. 

1

Человек и человечест­во — открытия западной цивилизации. Влияние протестантской этики на развитие западной цивилизации. Возрастание влияния на­уки. Просвещение. Марксистские теории развития. Социал-демо­кратическое движение в XIX — начале XX века. Победа больше­виков в России и строительство социализма в отдельно взятой стра­не. Пересмотр марксистской концепции И. Валлерстайном. Пред­ставление Ф. Фукуямы о «конце истории». С. Хантингтон и теория «столкновения цивилизаций». Признание разнообразия культур.

текущий




Тема III. Что нас разделяет (2 ч)

7

Культура: понятие, многообразие, формы

1

Социализация как фактор сохранения культуры. Факторы, влияющие на социа­лизацию. Виды культуры. Влияние глобализации на культуру. Нации и национальности. Этнические факторы в государственном развитии. Национальный фактор во внутригосударственных и межгосударственных конфликтах. Национализм и патриотизм

текущий




8

Религия и язык как явления культуры

1

Распространение религиозных конфессий на Земле. Мировые религии. Влияние религии на государственное устройство и политику. Многообра­зие культур — многообразие языков. Распространение языков в мире и языковая политика. Причины современных конфликтов и пути их преодоления. Последствия распространения миграции в современном мире. Практика «плавильного котла» и мульти-культурализм

текущий




Тема IV. Мир после крупнейшей геополитической катастрофы XX века (2 ч)

9

Мировое сообщество после «холодной войны».

1

Ялтинская система мироустройства. Глобальный конфликт двух систем — социализма и капитализма. Двухполюсная система мира — СССР и США. Гонка вооружений. Усиление влияния исламского мира. Нефть и мировое лидерство. Распад социалистического лагеря. Появление новых центров силы

текущий




10

«Демократия» и «рынок» в глобальной перспективе.

1

Демократическая система в современном политическом развитии. Испытания демократии в современном мире. Столкновения раз­личных демократических ценностей друг с другом. Единое биз­нес-пространство в глобальном мире. Монополии в экономике. Влияние глобализации на социальную ситуацию в разных стра­нах. Борьба с бедностью и голодом.

текущий




Тема V. Учитесь мыслить глобально (4 ч)

11

Феномен мирового лидерства

1

США после «холодной вой­ны». Стратегия национальной безопасности США и понимание ими своей роли в мире. Борьба с международным терроризмом. Гео­политические интересы США. Стандарты демократии и их понима­ние. Геополитические конкуренты. Отношения с политическими союзниками. Зоны особого внимания во внешней политике США

текущий




12

Россия в глобальной конкуренции

1

Понимание националь­ной безопасности в России. Модернизация государственного механизма как приоритетное направление. Интересы России по Концепции национальной безопасности. Основные задачи внут­реннего развития. Отношение к современным военным угрозам. Угрозы национальной безопасности России и предполагаемые ответы. Ориентация на многополярность современного мира. Политика на постсоветском пространстве — успехи и трудности взаимодействия* Россия на мировом энергетическом рынке

текущий




12

Европейский союз и его миссия

1

«Старая» и «новая» Евро­па; Европейская комиссия и Европейский парламент. Поиск энер­гетической безопасности. Отношения России и Евросоюза — воз­можности стратегического партнерства. Последствия расширения миграционных процессов. Сложности европейской интеграции. Перспективы развития Евросоюза

текущий




14

Китай на пути к глобальной державе

1

От регионального ли­дера к глобальному игроку. Внутренние ограничения экономичес­кого развития. Континентальный и островной Китай. Воплощение в практику принципа «одна страна — две системы». Стратегия национального развития Китая. Идея «четырех модернизаций». Экологическая ситуация и здоровье населения. Позиция Китая в Азиатском регионе.

текущий




Тема VI. Глобальная экономика (2 ч)

15

Становление единого мирового хозяйства

1

Эпоха «зональ­ной глобализации». Экономические эксперименты в XX веке — от коммунистической идеи к обществу массового потребления. Появление идеи «государства всеобщего благоденствия». Неоли­берализм. Общество массового потребления. Глобализация эко­номики. Теория «пределов роста». Новые формы капитала: кад­ровый, интеллектуальный, символический, социальный, культур­ный. «Штабная экономика». Возникновение геоэкономических регионов. Модель современной экономики — геокон (геоэконо­мическая конструкция). Взаимоотношения разных слоев (регионов) геокона

текущий




16

Россия в глобальной экономике

1

Противоречивость результа­тов глобализации экономического развития. Альтернативы экономи­ческого развития России. Факторы, влияющие на модель экономи­ческого развития. Перспективы экономического развития России. Среда «инновационной культуры». Особенности общественного и экономического развития России. Краткосрочные цели националь­ной инновационной инициативы. Система научно-исследовательской деятельности. Задача охраны российской интеллектуальной собственности. Риски в современном экономическом развитии. Национальные интересы и принцип справедливой глобализации

текущий




Тема VII. Глобальная безопасность (3 ч)

17

Сила оружия в современном мире

1

Угрозы существованию человечества. Глобальные противоречия в современном мире. Борьба за лидерство в современном мире. Влияние и контроль в современном мире. Ядерное оружие — реальная опасность. Договоры о нераспространении ядерного оружия. Проблемы, связанные с ограничением распространения ядерного оружия. Современные конфликты. Причины конфликтов в глобальном мире

текущий




18

Экономика и экология: поиски равновесия

1

Экологическая ситуация в современном глобальном мире. Глобальный характер экологических проблем. Экологическая ответственность и эколо­гическая культура. «Экспорт» экологических проблем в современ­ном мире. Промышленное развитие и угроза экологической ката­строфы. Экологические программы. Экология и здоровье челове­ка. Необходимость баланса между экономическими интересами и экологической необходимостью

текущий




19

XXI век и новые угрозы для человечества

1

Зависимость че­ловека от машин и технологий. Экстенсивное развитие и экономи­ческие ресурсы. Основные типы современных ресурсов. Пути реше­ния проблемы недостаточности ресурсов. Угроза международного терроризма и ее последствия. Глобальный характер угрозы терро­ризма. Меры по борьбе с терроризмом. Технические возможности для установления глобального контроля человека в XXI веке

текущий




Тема VIII. Власть в информационном обществе (3 ч)

20

Информационное общество: политическое и социальное своеобразие

1

Западное общество и информатизация. Успеш­ность в информационную эпоху. Средний класс и его роль. Власть в информационную эпоху. Источник социальных различий в информационном обществе. Новые очаги социальных конфликтов. Когнитариат. Рост ценности образования. Информация и демократия. Сила общественного мнения. Технологии «жесткой» и «мягкой» силы. Манипулирование общественным сознанием. Пе­реход к информационному обществу и политическое развитие

текущий




21

Средства массовой информации: между властью и граж­данским обществом. 

1

Роль средств массовой информации в со­временном мире. СМИ и формирование мировоззрения современ­ного человека. Создание общественной повестки дня. «Четвертая власть». Функции СМИ. Государство и свобода СМИ. Конструктив­ная и деструктивная позиции СМИ. Политическое влияние СМИ

текущий




22

Нетократия

1

Информация в современном мире. Общество открытой коммуникации. Сетевые средства массовой информа­ции. Новое структурирование общества. Многостороннее общение и обмен информацией. Секторная структура информационного общества. Иерархия в информационном мире. Политические инс­титуты индустриального общества и нетократы.

текущий




Тема IX. Россия и «русский мир» (5 ч)

23

Особенности русской политической культуры

1

Формы са­моуправления в древнерусских городах. Вечевые органы власти. Собирание русских земель и изменение политической культуры. Авторитарная и патриархальная политические культуры. Полити­ческая свобода в авторитарной политической культуре. Отноше­ния подданных и главы государства в патриархальной полити­ческой культуре. Разные типы политической культуры в истории России. Роль революционной политической культуры. Советский Союз и традиции политической культуры. Мессианская политичес­кая культура. Политическая преемственность в российской исто­рии. Политическая культура современной России

текущий




24-26

Политическая система современной России

3

Структурные элементы политической системы. Конституционные основы го­сударственного устройства России. Федеративное устройство и федерализм. Республиканское правление. Парламентская, пре­зидентская и смешанная республики. Пост Президента РФ. Функции Президента РФ. Разделение властей в современной Рос­сии. Российский парламент и парламентаризм. Исполнительная власть в РФ. Правительство РФ. Суды трех видов юрисдикции в России. Прокуратура в системе государственной власти. Система местного самоуправления, его политическая ценность

текущий




27

Развитие гражданского общества в современной России.

1

Государство и гражданское общество. Составные элементы граж­данского общества. Общественная палата и ее роль в жизни страны. Связь демократии и гражданского общества. Политичес­кая система современной России. Суверенитет и территориальная целостность России в 1990-е годы

текущий




28

Россия — «ближний круг» и «русский мир»

1

Интересы и стратегия поведения России в ближнем зарубежье. Содружество Независимых Государств (СНГ). Интеграционные и дезинтеграци-онные процессы на постсоветском пространстве. Программа возв­ращения соотечественников в Россию. Мигранты и социальная напряженность. Принцип разноскоростной интеграции. Приорите­ты внешней политики России. Глобальная миссия России



11.04.


Тема X (заключительная). Россия в глобальном мире: вызовы и задачи (4 ч)

29

Угрозы и вызовы для России в XXI веке

1

Факторы, влияю­щие на будущее России. Условия существования цивилизаций. От­вет на имеющийся вызов. Демографический вызов. Массовая миг­рация и ее последствия. Дефицит рабочей силы. Экологический вызов. Возможности создания экологически безопасной модели хозяйствования. Экологические стандарты. Уникальные экономи­ческие ресурсы России. Ответственная экологическая политика

текущий


18.04


30

Экономические, социальные, военные риски для России

1

Экономический вызов. Рыночная трансформация российской эко­номики. Потенциальные препятствия экономическому развитию России. Сырьевые секторы экономики. Техническая модерниза­ция и создание новых технологий. Государственные механизмы стимулирования экономического роста. Социальный вызов. Проб­лема несправедливости распределения общественного богатства. Проблема бедности. Социальная структура России в начале XXI века. Имущественное расслоение. Правила восхождения по социальной лестнице. Военный и террористический вызовы. Военные конфликты в начале XXI века. Вооруженный сепаратизм. Стратегический ядерный паритет. Стратегии создания боеготов-ных Вооруженных сил. Массовая мобилизационная армия. Силы постоянной готовности. Мобильные Вооруженные силы.

текущий


25.04


31

Решение национальных задач на основе эффективной демократии

1

Общенациональные приоритеты России. Выход из сис­темного кризиса. Задачи перспективного развития страны. Бедность — это несправедливость. Задача победы над бедностью. Улучшение материального положения работников бюджетной сферы. Обеспечение справедливости общественного устройства. Роль государства в решении национальных задач. Ответствен­ность национальной элиты. Социальная ответственность бизнеса. Ориентиры достижения жизненного успеха. Эффективная госу­дарственность. Политическая активность и социальная ответствен­ность. Создание эффективного государственного аппарата. Адми­нистративная реформа. Обеспечение независимости и авторитета судебной власти. Гражданский контроль деятельности органов правопорядка. Построение эффективного федерализма. Взаимо­действие регионов и Центра. Укрупнение регионов и создание федеральных округов. Укрепление институтов гражданского об­щества. Гражданские объединения и союзы. Программа «сбере­жения народа». Приоритетные национальные проекты в России

текущий


16.05


32

Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI веке

1

Сохранение суверенитета и национальной независи­мости. Суверенитет и геополитика справедливости. Построение демократического государства в России. Политическая архитекту­ра мира. Равноправное сотрудничество в современном мире. Природные ресурсы и экономическая мощь России. Завоевание комфортного места в международном разделении труда. Фундамент экономического прорыва. Структурная перестройка. Условия гос­теприимства. Сохранение, распространение и развитие русской культуры. Поддержка «русскофонии». Опасность межнациональ­ной и межконфессиональной напряженности. Культура толерантности. Сохранение уникального природного многообразия России. Экологическая миссия России

текущий


23.05


Итоговое повторение (2 ч)


33

Общественное многообразие современного мира.

1

Общественное многообразие современного мира. Типы обществ. Роль глобализации в изменениях обществ и индивиду­ального сознания. Попытки осмысления единства человечества в истории. Общечеловеческие ценности в истории российской цивилизации. Многообразие культур в современном мире. Совре­менные конфликты. Взаимодействие культур. Роль религии в об­щественной жизни

тематический


30.05


34

Геополитическое лидерство

1

Геополитическое лидерство. Стратегии национальной безопасности в глобальном мире. Противостояние и сотрудничество лидеров. Современная глобальная экономика. Экономическая успешность и конкурентоспособность. Политическая культура. Основы конституционного устройства России. Единое информаци­онное пространство. Социальные изменения эпохи глобализации. Роль знаний в постиндустриальном обществе. Ответственность на­циональной элиты

тематический






ЛИТЕРАТУРА


Для учителя

  1. Августин Блаженный. Исповедь / Августин Блаженный. – М., 1992.

  2. Бердяев Н.А Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. – М., 1986.

  3. Дынник М.А Материалисты Древней Греции / М. А. Дынник. – М., 1955.

  4. Маленкова Л.И. Человековедение / Л. И. Маленкова. – М., 1993.

  5. Таранов П.С. 120 философов. Жизнь. Судьба. Учение. Анатомия мудрости / П.С. Таранов. – Симферополь, 1996.

  6. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М., 1990.

  7. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов / К.Г. Юнг. – М., 1997.

  8. Вольтер Ф. Философские сочинения / Ф. Вольтер. – М., 1996.

  9. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / под ред. С. Шехтера, Н. Воскресенской. – М., 1997.

  10. Гуревич П.С. Философский словарь / П.С. Гуревич. – М., 1997.

  11. Данте Алигьери. Божественная комедия / Алигьери Данте. – М., 1967.

  12. Древнеиндийская философия. Начальный период. – М., 1972.

  13. Древнекитайская философия. Антология. – М., 1994.

  14. Древнекитайская философия: собрание текстов. – М., 1972.

  15. Кант И. Собрание сочинений / И. Кант. – М., 1994.

  16. Лавров П.Л. Философия и социология / П.Л. Лавров. – М., 1965.

  17. Лупин А.Н. Человек и общество / А.Н. Лупин. – М., 1997.

  18. Психолого-педагогический словарь / авт.-сост. В.А. Мижериков. – Ростов н/Д, 1998.

  19. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1998.

  20. Соловьев В.С. Сочинения / В.С. Соловьев. – М., 1989.

  21. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. – М., 1980.


Для учащихся

  1. Бердяев Н.А. Философия свободного духа / Н.А. Бердяев. – М., 1994.

  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. – М., 1996.

  3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. – М., 1986.

  4. Камю А. Посторонний. Чума. Падение: рассказы и эссе / А. Камю. – М., 1989.

  5. Козлов Н. Философские сказки / Н. Козлов. – М., 1994.

  6. Лукреций. О природе вещей / Лукреций. – М., 1958.

  7. Платонов К. Занимательная психология / К. Платонов. – М., 1997.

  8. Большая книга афоризмов / сост. К. Душенко. – М., 1999.

  9. Даль В.И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль. – М., 2000.

  10. Джери Дэвид. Большой толковый социологический словарь. В 2 т. / Дэвид Джери, Джулия Джери. – М., 1999.

  11. Клименко А. Экзамен по обществознанию / А. Клименко, В. Румынина. – М., 1999.

  12. Кордоуэлл М. Психология А–Я: словарь-справочник / М. Кордоуэлл. – М., 2000.

  13. Любимцев В. В. Знаешь ли ты? / В. В. Любимцев. – М., 1995.

  14. Обо всем на свете / под ред. В. П. Бутромеева. – М., 1997.

  15. Сад вечности. Восточные афоризмы / сост. И. И. Трофимкин. – СПб., 2001.

  16. Энциклопедия мысли. В 2 т. – СПб., 1997.


25