Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Зятьковская средняя общеобразовательная школа»
Панкрушихинского района Алтайского края
Принято: Руководитель МО ________Киршинцева О.В. Протокол №____ от «____» августа 2017 г. | Согласовано: Зам. директора по УВР_________ Мут О.В Дата___________2017г. | Утверждаю: Директор школы _______________Е.И. Дронова Приказ №______ от _______2017г___ |
Рабочая программа
по обществознанию
7 класс
на 2017 - 2018 учебный год
Составитель:
учитель Молчанова С.А.
с.Зятьково
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию основного общего образования составлена на основе авторской программы «Обществознание .5-9 классы. «ФГОС /Авторы :Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.Ю.Иванова и другие .Москва, «Просвещение», 2014, 3-е изд./.Рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования по обществознанию.
Цели:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения, к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах
человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Место учебного предмета «Обществознание » в базисном учебном образовательном плане МКОУ «Зятьковская сош»: «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс .Общее количество времени на 5 лет обучения составляет 175 часов .Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. В 7 классе -35 часов, 1 час в неделю. 3 часа резервного времени используется для повторения курса.
Формы и средства контроля: лекции, практикумы, беседы, дискуссии, творческие задания.
Рабочая программа составлена в соответствии с авторским календарно-тематическим планированием.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
подкрепление изученных положений конкретными примерами;оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен
знать /понимать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации.
Основное содержание предмета
Регулирование поведения людей в обществе. 12ч
Социальные параметры личности
Гражданские правоотношения. Нормы права. Конституционные обязанности гражданина
Закон и правопорядок в обществе
Защита Отечества — долг и обязанность
Дисциплина, воля и самовоспитание
Ответственность за нарушение законов. Ответственность несовершеннолетних
Правоохранительные органы. Судебная система
Регулирование поведения людей в обществе
Человек в экономических отношениях, 14 ч
Экономика и её роль в жизни общества. Основные участники экономики
Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата
Факторы производства. Новые технологии и их возможности
Виды бизнеса. Предприниматель. Этика предпринимателя
Обмен, торговля, реклама
Деньги, их функции
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление
Человек в экономических отношениях
Человек и природа, 6 ч
Человек — часть природы
Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды
Человек и природа.
Формы организации учебного процесса:
* коллективная;
* групповая;
* индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной
организации:
* содержания;
* обучающих средств;
* методов обучения.
Виды учебных занятий: урок, практическое занятие, игры- обсуждения, встречи с интересными людьми.
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков:
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Регулирование поведения людей в обществе | 11 |
3 | Человек в экономических отношениях | 13 |
4 | Человек и природа | 5 |
5 | Заключительные уроки | 2 |
6 | Резерв | 3 |
| Итого: | 35 |
\
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата проведения |
1 | Вводный урок | |
| Регулирование поведения людей в обществе | |
2 | Что значит жить по правилам | |
3 | Права и обязанности граждан | |
4 | Права и обязанности граждан | |
5 | Почему важно соблюдать законы | |
6 | Почему важно соблюдать законы | |
7 | Защита Отечества | |
8 | Защита Отечества | |
9 | Для чего нужна дисциплина | |
10 | Виновен-отвечай | |
11 | Кто стоит на страже Закона | |
12 | Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе» | |
| Человек в экономических отношениях | |
13 | Экономика и её основные участники | |
14 | Экономика и её основные участники | |
15 | Мастерство работника | |
16 | Производство, затраты, выручка, прибыль. | |
17 | Производство, затраты, выручка, прибыль | |
18 | Виды и формы бизнеса | |
19 | Виды и формы бизнеса | |
20 | Обмен, торговля, реклама | |
21 | Деньги,их функции | |
22 | Экономика семьи | |
23 | Экономика семьи | |
24 | Практикум по теме «Человек в экономических отношениях» | |
25 | Практикум по теме «Человек в экономических отношениях» | |
| Человек и природа | |
26 | Человек- часть природы | |
27 | Охранять природу-значит охранять жизнь | |
28 | Закон на страже природы | |
29 | Практикум по теме «Человек и природа» | |
30 | Практикум по теме «Человек и природа» | |
31 | Заключительный урок | |
32 | Заключительный урок | |
33 | Повторение курса | |
34 | Повторение курса | |
35 | Повторение курса | |
Приложение 2
Формы, методы и средства работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательных программ
Оказание помощи ученику, испытывающему трудности на уроке |
Этапы урока | Формы методы и средства работы с детьми |
Контроль подготовки учащихся | - Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе; - Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски; - Предложение учащимся примерного плана ответа; - Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать материал; - Стимулировать оценкой, подбадриванием, похвалой. |
Изложение нового материала | - Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала; - Привлечение их в качестве помощников при подготовке к уроку; - Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении к выводам и обобщении или объяснению сути выявленном учеником. |
Самостоятельная работа | - Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичные задания; - Напоминание приема и способа выполнения заданий; - Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для выполнения упражнений; - Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их выполнению; - Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих; - Более тщательный контроль, указание на ошибки, исправление, проверка. |
Организация самостоятельной работы вне класса | - Выбор наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа; - Более подробное объяснение последовательности выполнения заданий; - Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек, консультаций, карточек с планом действий. |
Лист внесения изменений и дополнений
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа (дата, № приказа) | Подпись лица, внесшего запись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |