Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Бегишевская средняя общеобразовательная школа
Вагайского района Тюменской области
"Рассмотрено" На педагогическом совете Протокол №__ от "___" _________ 20__ г | "Согласовано" Зам. директора по УВР ______С.В.Симонова "___" _________ 20__ г | "Утверждено" Директор школы _______ Г.Ж.Халиуллина "___" _________ 20__ г |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Обществознание»
6 класс
Юнусова Розалия Миллинуровна
Фамилия Имя Отчество учителя,
____ квалификационная категория
Бегишево
2016 год
Пояснительная записка
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, вариантом реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, рабочей программы по курсу: «Обществознание» 5-9 классы.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:
создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
Описание места учебного предмета
Программа рассчитана на 35 учебных часов для обязательного изучения обществознания на этапе полного среднего образования из расчета 1 учебный час в неделю в 6 классе.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
Умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
Умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
Овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
Умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно – следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
подкрепление изученных положений конкретными примерами;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества.
Содержание тем учебного предмета
Введение. Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества.
Тема 1. Человек. Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек биологическое существо. Отличие человека от животного. Наследственность.
Отрочество особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
Тема 2. Семья. Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Тема 3. Школа. Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.
Образование и самообразование. Учёба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Тема 4. Труд. Труд – основа жизни. Содержание и сложности труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Тема 5. Родина. Наша Родина – Россия. РФ. Субъекты федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
Гражданин Отечества – достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
Россия – многонациональное
Тема 6. «Человек в социальном измерении»
Человек – личность. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Человек познаёт мир. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.
Человек и его деятельность. Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
Потребности человека. Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
Тема 7. «Человек среди людей»
Межличностные отношения. Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Тема 8. «Нравственные основы жизни»
Человек славен добрыми делами. Человек славен добрыми делами. доброе – значит, хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.
Будь смелым. Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.
Человек и человечность. Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Темы проектов:
Экономия семейных ресурсов.
Наш класс.
Народные умельцы.
Творчество в науке.
Моя малая Родина.
Государственные символы России.
Мой герб.
Я - гражданин.
Обычаи народов России.
Мы – многонациональный народ.
Моя семья
Моя родословная
Мой герб
Советы самому себе: как усовершенствовать свою учебную деятельность.
Портрет друга.
Как вести себя в конфликтной ситуации.
Доброта вокруг нас.
Золотое правило морали.
Календарно-тематическое планирование
С учетом рекомендаций по составлению рабочей программы по обществознанию для 6 класса требуется корректировка с целью изучения тем 5 класса. Таким образом, тематическое планирование по обществознанию в 6 классе выглядит следующим образом.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Результаты обучения | Виды учебной деятельности | Дата |
Предметные | Метапредметные | Личностные | | план | факт |
1. | Вводный урок | 1 | Знакомство с кур-сом «Общество-знание». Структу-ра, особенности ме-тодического аппа-рата учебника. | Познавательные: извлекать информацию из текста Коммуникативные: выска-зывать свое мнение, ра-ботать в группах Регулятивные: составлять план своих действий | Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение. | Работа с текстом учеб-ника, вводная беседа, фронтальная и инди-видуальная работа. | | |
Глава 1. Человек (5 ч) |
2. | Загадки человека | 2 | Цели и ценность человеческой жиз-ни. Природа чело-века. Человек – би-ологическое сущес-тво. Отличие чело-века от животных наследственность. | Познавательные: раскры-вать на конкретных при-мерах цели и ценность чело-веческой жизни. Характери-зовать и конкретизировать конкретными примерами би-ологическое и социальное в природе человека. Сравни-вать свойства человека и животных. Определять нез-накомые слова и находить их значение. Коммуникативные: зада-вать вопросы, необходимые для организации собствен-ной деятельности Регулятивные: составлять план своего ответа на воп-рос. Выделять основные смысловые части текста. Са-мостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров дей-ствия в новом учебном мате-риале. | Уважение к личнос-ти и её достоинству | Фронтальная и инди-видуальная беседа. Работа с текстом уч-ебника по заданиям; Выполнение проблем-ных заданий Моделирование ситуа-ций и их анализ. | | |
3. | Отрочество – особая пора жиз-ни | 2 | Отрочество – осо-бая пора жизни. Особенности под-росткового возрас-та. Размышления подростка о буду-щем. Самостоя-тельность – показа-тель взрослости. | Познавательные: описы-вать отрочество как особую пору жизни. Раскрывать на конкретных примерах зна-чение самостоятельности как показателя взрослости Коммуникативные: зада-вать вопросы, необходимые для организации собствен-ной деятельности Регулятивные: самостоя-тельно анализировать усло-вия достижения цели на ос-нове учёта выделенных учи-телем ориентиров действия в новом учебном материале. | Готовность и спо-собность к выпол-нению моральных норм в отношении взрослых и сверст-ников в школе, до-ма, во внеучебных видах деятельности | Работа с текстом учеб-ника по заданиям Выполнение проблем-ных заданий и модели-рование ситуаций, и их анализ. Выполнение заданий по рабочей тетради. Индивидуальные пре-зентации учащихся по теме «Человек – лич-ность». | | |
Глава 2. Семья | |
4. | Семья и семей-ные отношения | 2 | Семья и семенные отношения. Семья под защитой госу-дарства. Семейный кодекс. Виды се-мей. Отношения между поколени-ями. Семейные ценности и нормы. | Познавательные: показы-вать на конкретных приме-рах меры государственной поддержки семьи. Сравни-вать двухпоколенные и трехпоколенные семьи. Ис-следовать несложные прак-тические ситуации, связан-ные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических перио-дов. Коммуникативные: выра-жать собственную точку зрения на значение семьи. Аргументировать свою точ-ку зрения, спорить и отс-таивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом Регулятивные: целеполага-ние, включая постановку но-вых целей, преобразование практической задачи в поз-навательную | Уважение к ценнос-тям семьи, призна-ние ценности здо-ровья, своего и дру-гих людей, опти-мизм в восприятии мира. Умение само-стоятельно контро-лировать своё вре-мя и управлять им | Беседа Комментированное чтение параграфа Выполнение заданий по учебнику и в рабо-чей тетради, Моделирование ситуа-ций и их анализ. Составить семейный бюджет. Заполнение таблицы | | |
5. | Семейное хозяй-ство | 2 | Семейное хозяй-ство. Забота и вос-питание в семье. Распределение обя-занностей. Обязан-ности подростка. Рациональное веде-ние хозяйства. | Познавательные: характе-ризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городс-кого и сельского жителя. Описывать собственные об-язанности в ведении семей-ного хозяйства. Коммуникативные: выра-жать собственную точку зрения на значение семьи. Аргументировать свою точ-ку зрения, спорить и отста-ивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом Регулятивные: целеполага-ние, включая постановку но-вых целей, преобразование практической задачи в поз-навательную | Уважение к цен-ностям семьи, приз-нание ценности здоровья, своего и других людей, оп-тимизм в восприя-тии мира. Умение самостоятельно контролировать своё время и уп-равлять им | Беседа Составить семейный бюджет Работа с текстом учеб-ника Выполнение заданий в рабочей тетради Заполнение таблицы | | |
6. | Свободное время | 2 | Свободное время Занятия физкуль-турой и спортом Телевизор и ком-пьютер. Увлечения человека. Значи-мость здорового образа жизни. | Познавательные: исследо-вать несложные практичес-кие ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени. Опи-сывать и оценивать собс-твенные увлечения в кон-тексте возможностей лич-ностного развития. Характе-ризовать значимость здоро-вого образа жизни. Коммуникативные: выра-жать собственную точку зрения на значение семьи. Аргументировать свою точ-ку зрения, спорить и от-стаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом Регулятивные: целеполага-ние, включая постановку но-вых целей, преобразование практической задачи в поз-навательную | Уважение к ценнос-тям семьи, призна-ние ценности здо-ровья, своего и дру-гих людей, опти-мизм в восприятии мира. Умение само-стоятельно контро-лировать своё вре-мя и управлять им | Работа с текстом учеб-ника Выполнение познава-тельных заданий в ра-бочей тетради Составление таблицы «Хобби: причины воз-никновения, виды». | | |
7. | Практикум по главам 1-2 |
Глава 3. Школа |
8. | Образование в жизни человека | 2 | Роль образования в жизни человека. Значение образова-ния для общества. Ступени школьно-го образования. | Познавательные: исследо-вать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывать сту-пени школьного образова-ния. Коммуникативные: орга-низовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаи-модействия; планировать общие способы работы Регулятвные: оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний. Оценивать собственное уме-ние общаться с одноклас-сниками и друзьями. | Готовность и спо-собность к участию в школьном само-управлении в пре-делах возрастных компетенций. Го-товность и способ-ность к выполне-нию норм и требо-ваний школьной жизни, прав и обя-занностей ученика. | Работа с текстом учеб-ника Выполнение заданий учебника и в рабочей тетради Индивидуальная и фронтальная работа Моделирование ситу-аций и их анализ Выставка рисунков из истории школы и об-разования Выставка рисунков из истории школы и об-разования | | |
9. | Образование и самообразование | 2 | Образование и са-мообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. | Познавательные: характе-ризовать учебу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художес-твенных произведений, вы-являть позитивные резуль-таты учения. С опорой на конкретные примеры харак-теризовать значение само-образования для человека. Коммуникативные: орга-низовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаи-модействия; планировать общие способы работы Регулятивные: оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний. Оценивать собственное уме-ние общаться с одноклас-сниками и друзьями | Готовность и спо-собность к участию в школьном само-управлении в пре-делах возрастных компетенций (де-журство в школе и классе, участие в детских и моло-дёжных обществен-ных организациях, школьных и вне-школьных меропри-ятиях). Готовность и способность к вы-полнению норм и требований школь-ной жизни, прав и обязанностей уче-ника | Беседа Работа с текстом учеб-ника Выполнение заданий в рабочей тетради Сочинение «Век живи-век учись» | | |
10. | Одноклассники, сверстники, дру-зья | 2 | Отношения млад-шего подростка с одноклассниками, сверстниками, дру-зьями. Дружный класс. | Познавательные: исполь-зовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверст-никами, друзьями. Иллюст-рировать примерами зна-чимость товарищеской под-держки сверстников для че-ловека. Коммуникативные: орга-низовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаи-модействия; планировать общие способы работы Регулятивные: оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний. Оценивать собственное уме-ние общаться с одноклас-сниками и друзьями. | Готовность и спо-собность к участию в школьном само-управлении в пре-делах возрастных компетенций. Го-товность и способ-ность к выполне-нию норм и требо-ваний школьной жизни, прав и обя-занностей ученика. | Моделирование ситуа-ций и их анализ Беседа Работа с текстом учеб-ника Выполнение заданий в рабочей тетради | | |
Глава 4. Труд |
11. | Труд – основа жизни | 2 | Труд – основа жиз-ни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие бла-гополучия челове-ка. Благотворитель-ность и меценатс-тво. | Познавательные: объяс-нять значение трудовой дея-тельности для личности и общества. Характеризовать особенности труда как од-ного из основных видов дея-тельности человека. Разли-чать материальную и мо-ральную оценку труда. При-водить примеры благотво-рительности и меценатства. Коммуникативные: опре-делять собственное отноше-ние к различным средствам достижения успеха в труда. Адекватно использовать речь для планирования и ре-гуляции своей деятельности Регулятивные: устанавли-вать целевые приоритеты. Умение прилагать волевые усилия и преодолевать труд-ности и препятствия на пути достижения целей | Потребность в участии в общест-венной жизни бли-жайшего социаль-ного окружения, общественно полез-ной деятельности | Беседа Работа с текстом учеб-ника Выполнение заданий в рабочей тетради Моделирование ситуа-ций и их анализ. Фотовыставка «Про-фессии наших роди-телей» | | |
12. | Труд и творчес-тво | 2 | Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Твор-ческий труд. Твор-чество в искусстве | Познавательные: различать творчество и ремесло. Рас-крывать признаки мастер-ства на примерах творений известных мастеров. Коммуникативные: опре-делять собственное отно-шение к различным сред-ствам достижения успеха в труда. Адекватно использо-вать речь для планирования и регуляции своей деятель-ности Регулятивные: устанавли-вать целевые приоритеты. Умение прилагать волевые усилия и преодолевать труд-ности и препятствия на пути достижения целей | Потребность в уч-астии в обществен-ной жизни ближай-шего социального окружения, общес-твенно полезной де-ятельности | Работа с текстом учеб-ника. Работа с репродукции-ями картин. Выполнение заданий в рабочей тетради Выставка работ уча-щихся, выполненных на уроках технологии. | | |
Глава 5. Родина |
13. | Наша Родина – Россия | 2 | Наша Родина – Рос-сия, Российская Федерация. Субъ-екты Федерации. Многонациональ-ное государство. Русский язык – го-сударственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. | Познавательные: представ-ление о территории и гра-ницах России. Образ соци-ально-политического уст-ройства — представление о государственной организа-ции России, знание государ-ственной символики (герб, флаг, гимн), знание государ-ственных праздников. Зна-ние о своей этнической при-надлежности, освоение на-циональных ценностей, тра-диций, культуры, знание о народах и этнических груп-пах России Коммуникативные: зада-вать вопросы, необходимые для организации собствен-ной деятельности и сотруд-ничества с партнёром. Адек-ватно использовать речевые средства для решения раз-личных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекст-ное высказывание Регулятивные: устанавли-вать целевые приоритеты. Целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практичес-кой задачи в познаватель-ную | Знание о своей эт-нической принад-лежности, освоение национальных цен-ностей, традиций, культуры, знание о народах и этничес-ких группах России | Решение познаватель-ных задач Работа с текстом учеб-ника Выполнение заданий по рабочей тетради. | | |
14. | Государственные символы России | 2 | Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. Исто-рия государствен-ных символов. Москва – столица России. | Познавательные: описы-вать основные государст-венные символы РФ. Знать текст гимна РФ. Использо-вать дополнительные источ-ники информации для созда-ния коротких информацион-ных материалов, посвящен-ных государственным сим-волам России. Коммуникативные: зада-вать вопросы, необходимые для организации собствен-ной деятельности и сотруд-ничества с партнёром. Адек-ватно использовать речевые средства для решения раз-личных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекст-ное высказывание Регулятивные: устанавли-вать целевые приоритеты. Целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практичес-кой задачи в познаватель-ную | Представление о территории и гра-ницах России. Образ социально-политического уст-ройства — предс-тавление о государ-ственной организа-ции России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников. Знание о своей этнической принадлежности, освоение нацио-нальных ценностей, традиций, культу-ры, знание о наро-дах и этнических группах России | Работа с текстом учеб-ника, с иллюстрация-ми. Выполнение заданий по рабочей тетради. Составлять собствен-ные информационные материалы о Москве – столице России | | |
15-16. | Гражданин Рос-сии | 2 | Гражданин – Оте-чества достойный сын. Права граждан России. Обязаннос-ти граждан. Граж-данственность. Юные граждане России: какие пра-ва человек получа-ет от рождения. | Познавательнаые: объяс-нять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязан-ности граждан РФ. Приво-дить примеры добросо-вестного выполнения граж-данских обязанностей. При водить примеры и давать оценку проявлениям граж-данственности, представлен-ным в СМИ. Коммуникативные: зада-вать вопросы, необходимые для организации собствен-ной деятельности и сотруд-ничества с партнёром. Адек-ватно использовать речевые средства для решения раз-личных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекст-ное высказывание Регулятивные: устанавли-вать целевые приоритеты. Целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практичес-кой задачи в познаватель-ную | Представление о территории и гра-ницах России. Об-раз социально-по-литического уст-ройства — предс-тавление о госу-дарственной орга-низации России, знание государст-венной символики (герб, флаг, гимн), знание государст-венных праздников. Знание о своей эт-нической принад-лежности, освоение национальных цен-ностей, традиций, культуры, знание о народах и этничес-ких группах России | Работа с текстом учеб-ника, с иллюстрации-ями Выполнение заданий по рабочей тетради Фронтальная и инди-видуальная формы ра-боты. Комментированное чтение. | | |
18. | Практикум по главам «Школа», «Семья», «Родина» |
Глава 6. Человек в социальном измерении |
19. | Человек – личность | 2 | Научатся: понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем. Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешсти/ неуспешности учебной деятельности | Работа с текстом уч-ебника по заданиям Выполнение проб-лемных заданий Моделирование ситуаций и их анализ. Индивидуальные творческие задания «Биографии исторических личностей» | | |
20. | Человек познает мир | 2 | Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | Работа с текстом уч-ебника по заданиям Выполнение проб-лемных заданий Моделирование ситуаций и их анализ. | | |
21. | Человек и его деятельность | 2 | Научатся: формировать представление о деятельности человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | Моделирование ситуаций и их анализ. Творческие работы. Накопительная система – рабочего портфолио. | | |
22-23. | Потребности человека | 2 | Научатся: раскрывать основные черты духовного мира человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; | Письменные задания. Творческое задание. Накопительная система – рабочего портфолио. Составить таблицу «Хобби: причины возникновения, виды». | | |
24. | На пути к жизненному успеху | 2 | Научатся: определять понятие «образ жизни», составляющие жизненного успеха. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество) Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий | Моделирование ситуаций и их анализ. Письменные задания. Творческое задание. Накопительная система – рабочего портфолио. | | |
Глава II. Человек среди людей ( |
25. | Межличностные отношения | 2 | Научатся: определять, в чем состоят особенности межличностных отношений; анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах. Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | Моделирование ситуаций и их анализ. Письменные задания. Творческое задание. Накопительная система – рабочего портфолио. | | |
26. | Человек в группе | 2 | Научатся: определять, что такое культура общения человека; анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обменивают- ся мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | Решение познавательных задач Тестовые задания, доклады, рисунки | | |
27. | Человек в группе | 2 | Научатся: понимать, почему без общения человек не может развиваться полноценно. Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных све-дений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | Беседа Решение познавательных задач Рисунки, презентации | | |
28-29. | Конфликты в межличностных отношениях | 2 | Научатся: сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | Решение познавательных задач Работа с текстом учебника | | |
30. | Практикум по темам «Человек в социальном измерении», «Человек среди людей» |
Глава III. Нравственные основы жизни (3 ч) | |
31. | Человек славен добрыми делами | 1 | Научатся: отличать добрые поступки от злых; определять понятия «нравственность» и «безнравственность». Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешсти/неуспешности учебной деятельности | Решение познавательных задач Работа с текстом учебника Рисунки, творческие работы | | |
|
32. | Будь смелым | 1 | Научатся: определять, всегда ли страх является плохим качеством человека, бороться со своими страхами. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности уч-ебной деятельности | Моделирование ситуаций и их анализ. Рисунки, доклады, презентации | | |
33. | Человек и человечность | 1 | Научатся: строить свои взаимоотношения с другими людьми. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. | Проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Моделирование ситуаций и их анализ. Устный опрос, рисунки, доклады | | |
34. | Практикум по теме «Нравственные основы жизни» |
33. | Итоговая контрольная работа |
Учебно-методическое обеспечение
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
Обществознание. 6 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой / авт.-сост. И.Ю.Буйволова. – Волгоград: учитель, 2013.
Балашов Л.Е. Практическая философия / Л.Е. Балашов. – М., 2001.
Боголюбов Л.Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова. – М.: Дрофа, 2008.
Исаев Б.А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б.А.Исаев. – СПб., 2008.
Кон И.С. Открытие себя. – М., 1984.
Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах / А.И.Кравченко. – М., 2008.
Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание: метод. пособие для учителя с дидакт. материалами / А.Ю.Лазебникова. – М.: Школа-Пресс, 2000.
Лосев А.Ф. Дерзание духа. – М., 1989.
Майерс Д. Социальная психология / Д.Майерс. – СПб, 2005.
Морозова С.А. Обществознание: учеб-метод. Пособие / С.А.Морозова. – СПб., 2001.
Пчелов Е.В. Государственные символы России: герб, флаг, гимн. – М., 2009.
Тишков В.А. Российский народ: кн. для учителя / В.А.Тишков. – М., 2010.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Домашек Е.В. Школьный справочник по обществознанию / Е.В.Домашек. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
Обществознание в вопросах и ответах: пособие-репетитор / Под ред. О.С.Белокрыловой. - Ростов, 2009.
Сазонова Г.Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г.Г.Сазонова. – М.: Виктория Плюс, 2007.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. – [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://fcior.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
Российский общеобразовательный Портал. – [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.school.edu.ru
Сайт издательства «Просвещение». – [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.prosv.ru
Сайт посвящен современной науке, в т.ч. общественным наукам. – [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://postnauka.ru/
Соционет: информационное пространство по общественным наука. – [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.socionet.ru/
Образовательные ресурсы Интернета – обществознание. – [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.alleng.ru/edu/social2.htm
Актуальные новости общественной жизни. – [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.lenta.ru
Фонд общественного мнения (социологические исследования). – [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.fom.ru
Глоссарий по социальным наукам. – [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.glossary.ru/