ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная Рабочая программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;
Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. (Стандарты второго поколения);
Примерной программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 42 с. – (Стандарты второго поколения);
Рабочая программа по курсу обществознания составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений // Обществознание 8 класс. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев. М.: «Просвещение», 2012.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов (и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2014.
Цели изучения:
воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейнобытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в 8-ом классе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Задачи:
достижение учениками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе;
подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения обществознания в 8 классе ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА обществознание 8 класс:
Тема 1. Личность и общество (6ч)
Введение. Место обществознание в системе школьного образования. Общество как предмет обществознания. Обществознание как комплекс наук. Общество — особая часть реального мира. Организация содержания школьного учебника обществознания. Знакомство с содержанием учебника обществознания 8 класса.
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло - главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование .
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Экономика (13 ч)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Тема 4. Социальная сфера (5 ч)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Резервный урок – (2 ч.)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Рабочая программа рассчитана в соответствии с базисным планом ОУ на 1 час в неделю, 34 часа в год.
№ темы | Название темы | Кол-во часов | Повторительно-обобщающие уроки |
Тема I. | Личность и общество | 6 | |
Тема II. | Сфера духовной культуры | 7 | 1 |
Тема III. | Экономика | 12 | 1 |
Тема IV. | Социальная сфера | 4 | 1 |
| Резервный урок | 2 | |
| Итого 34 |
Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание»
для 8-В класса 2016/2017 уч. год
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы | Дата | Примечания | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
План | Факт | План | Факт |
| | Раздел 1. Личность и общество - (6 час) |
1 | | Введение | 1 | | | | Объяснять: общественные науки, обществознание и связь между ними; какое место обществознание занимает в системе школьного образования. Определять отличие общественных наук от других видов наук; отличие школьного предмета от науки. |
2 | | Что делает человека человеком? | 1 | | | | Высказывать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы, давать определения, характеризуя качества человека и личности. Понятия: мышление, речь, творчество, человек, самореализация, социальное, биологическое |
3 | | Человек, общество, природа | 1 | | | | Различать основные процессы становления общества и его влияние на жизнедеятельность человека. |
4 | | Общество как форма жизнедеятельности людей | 1 | | | | Различать основные процессы становления общества и его влияние на жизнедеятельность человека. Понятия: общество, потребность, ценностные ориентации, материальное, духовное. |
5 | | Развитие общества. Типы общества | 1 | | | | Характеризовать многообразие современного мира. Выделять глобальные проблемы современности и пути их решения. Приводить примеры мировой глобализации и находить причин и источники их возникновения. Понятия: глобальные проблемы, демографический кризис, техногенная катастрофа, революция, реформы |
6 | | Как стать личностью? | 1 | | | | Отвечать на поставленные вопросы, давать определения. |
Раздел 2. Сфера духовной культуры (8 час.) |
7 | | Сфера духовной жизни | 1 | | | | Характеризовать основные понятия культуры и духовной жизни, определять проблемы духовной жизни человека и общества. Понятия: ощущение, восприятие, понятие, суждение, умозаключение, истина, самоанализ, самооценка. |
8 | | Мораль | 1 | | | | Высказывать своё мнение, работать с материалом параграфа, отвечать на поставленные вопросы, давать определения по теме урока. Понятия: мораль, нормы морали, нравы, человечность, патриотизм, гуманизм |
9 | | Долг и совесть | 1 | | | | Объяснять смысл выражения «муки совести», «угрызения совести», «нечистая совесть». Понятия: совесть, долг, честь. |
10 | | Моральный выбор – это ответственность | 1 | | | | Определять проблемы: оценки и самооценки; быть или казаться. Понятия: моральные нормы, моральный долг, моральный выбор |
11 | | Образование | 1 | | | | Оценивать значение образования в информационном обществе. Извлекать информацию из юридических источников. Характеризовать образовательную политику российского государства и систему образования в РФ, используя конкретные примеры. Обосновывать свое отношение к образованию. Понятия: сфера культуры, непрерывность образования, конкурентоспособность. |
12 | | Наука в современном обществе | 1 | | | | Объяснять роль науки в современном обществе, в чём проявляется рост влияния науки на современное общество и определять проблему последствий работы людей науки. Понятия: наука, индустриальное общество, система знаний, |
13 | | Религия как одна из форм культуры | 1 | | | | Определять сущностные характеристики религии. Объяснять сущность и значение веротерпимости. Оценивать свое отношение к религии и атеизму. Понятия: религий, церковь, конфессии, атеизм, вера, свобода совести, свобода вероисповедания. |
14 | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Сфера духовной культуры» | 1 | | | | Отвечать на поставленные вопросы, давать определения |
Раздел 3. Экономика (13 час.) |
15 | | Экономика и ее роль в жизни общества | 1 | | | | Раскрывать общее представление об экономике на примерах изученных теоретических положений Понятия: потребности, ресурсы, экономические блага, экономический выбор, альтернативная стоимость |
16 | | Главные вопросы экономики | 1 | | | | Называть и характеризовать основные виды экономической деятельности, факторы производства. Объяснять ограниченность факторов производства, суть проблемы экономического выбора. Приводить примеры различных видов экономической деятельности, факторов производства. Различать и сопоставлять основные типы экономических систем. Понятия: экономическая система, рыночная экономика, традиционная экономика, командная экономика. |
17 | | Собственность | 1 | | | | Раскрывать понятия собственность как экономической категории. Различать имущественные и неимущественные отношения. Понятия: право собственности, юридическое лицо, физическое лицо, формы собственности. |
18 | | Рыночная экономика | 1 | | | | Сформировать умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества. Понятия: рынок, конкуренция, спрос и предложения. |
19 | | Производство – основа экономики | 1 | | | | Характеризовать современное производство. Понятия: производство, товары, услуги, продукт, труд, капитал. |
20 | | Предпринимательская деятельность. | 1 | | | | Определять сущность и свойства предпринимательства на основе законодательной базы РФ Понятия: акции, малое предприятие, частное предприятие, товарищества. |
21 | | Роль государства в экономике | 1 | | | | Объяснять роль государства в регулирование экономики. Налоговая система, государственный бюджет. Понятия: налог, облигация, госбюджет |
22 | | Распределение доходов | 1 | | | | Высказывать и отстаивать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы, давать определения. Понятия: доход, расход, бюджет. |
23 | | Потребление | 1 | | | | Определять характеристику потребностям и ресурсам, проблемам выбора.анализировать основные документы о правах потребителя. Понятия: потребитель. |
24 | | Инфляция и семейная экономика | 1 | | | | Определять виды, причины и последствия инфляции Понятия: инфляция, реальны доход, номинальный доход, сбережения, процент, банковский кредит. |
25 | | Безработица, ее причины и последствия | 1 | | | | Различать формы безработицы, анализировать документы (Трудовой кодекс РФ, Конституция РФ) Понятия: безработица, трудовой кодекс, труд, трудоспособный гражданин, трудовые отношения |
26 | | Мировое хозяйство и международная торговля. | 1 | | | | Анализировать причины возникновения международной торговли. Понятия: МВФ, ВТО, международная торговля, импорт, экспорт, фритрейдерство. |
27 | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономика» | 1 | | | | Отвечать на поставленные вопросы, давать определения |
Глава 4. Социальная сфера (5 час.) |
28 | | Социальная структура общества | 1 | | | | Описывать социальную структуру общества. Выявлять и различать различные социальные общности и группы. Приводить примеры различных социальных общностей и групп. Исследовать практические ситуации, связанные с функционированием различных социальных общностей и групп. Понятия: Социальная структура, социальное неравенство, социальные группы, социальное взаимодействие и общественные отношения. |
29 | | Социальные статусы и роли | 1 | | | | Раскрывать значение понятия «социальное неравенство».Описывать причины социального неравенства.Выражать свое отношение к проблеме социального неравенства.Находить и извлекать социальную информацию о структуре общества из адаптированных источников различного типа и знаковых систем. Понятия: социальные статус и роль, социальный конфликт |
30 | | Нации и межнациональные отношения | 1 | | | | Различать этнические общности. Характеризовать понятие нация и межнациональные отношения. Понятия: племя, народность, этнос, нация, национальность, культура межнациональных отношений. |
31 | | Отклоняющееся поведение. | 1 | | | | Анализировать причины отклоняющееся поведения его форм и проявления. Социальные последствия отклоняющегося поведения. Понятия: преступность, алкоголизм, наркомания как проявления отклоняющегося поведения. |
32 | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Социальная сфера» | 1 | | | | Отвечать на поставленные вопросы, давать определения. |
33 | | Резервный урок | 1 | | | | |
34 | | Резервный урок | 1 | | | | |