СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по обществознанию с практическими заданиями для обучающихся 9 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 9 класс»

Пояснительная записка



Цель изучения курса:

Помочь выпускникам основной школы сделать осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.

Задачи :        

 развитие личности в ответственный период социального взросления (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

 воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

 освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

 овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

 формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности , межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповедовании, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений



  • Рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:

  • 1. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273; «Об образовании в Российской Федерации»

  • 2. Приказ Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • 3. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по истории, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089.

  • 4. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • 5.Приказа.Минобрнауки Амурской области от 3.09.2013 года № 1062

  • 6. Учебный план МОКУ Малиновской СОШ на 2016-2017 учебный год;

  • 7. Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • 8. Образовательная программа МОКУ Малиновской СОШ;

  • Примерной программы основного общего образования по обществознанию (базовый уровень) и авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н.Л. Городецкой, Л.Ф.Ивановой «Обществознание. 6-9 классы, базовый уровень. - М.: Просвещение, 2010г.

Обоснование выбора программы

За основу написания Рабочей программы взята авторская программа Л.Н.Боголюбова, Н.Л. Городецкой, Л.Ф.Ивановой «Обществознание. 6-9 классы, базовый уровень. - М.: Просвещение, 2010г., которая рассчитана на 1 учебный час в неделю и и 34 учебных часа в год.

Цели, задачи, содержание, методико-дидактические принципы, обеспечивающие личностно-ориентированный характер обучения, остаются теми, что и у автора. Требования к уровню подготовки учащихся не изменяются и соответствуют стандартам освоения обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний,

важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного

поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.


Информация о внесенных изменениях в авторскую программу

№п/п

Тема

Кол-во часов в авторской программе

Кол-во часов в рабочей программе

Цель изменения

всего

Практи ческие

Обоб щающие

всего

Практи ческие

Обоб щающие


1

Политика и социальное управление

8

-

-

11

-

1

выяснить признаки и отличительные особенности демократии, как политического режима; построение демократии в России;анализ деятельности современных партий и движений в России («Единая Россия», ЛДПР, КП РФ и т.д.);выяснить роль СМИ в жизни человека и общества; СМИ – «новая» ветвь власти

2

Право

16

-

-

22

3

1

изучить более подробно Конституцию РФ,анализ статей Конституции РФ;выяснить права обязанности несовершеннолетних по трудовому праву;

выяснить причины совершения преступлений несовершеннолетними

3

Резерв

10

-

-

-



4

Итоговое повторение

-

-

-

1


1

Итого

34

-

-

34

3

3


Место и роль учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;


Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета - опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.

Изучение обществоведения в 9 классе - это четвертый этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся.


Особенности региона, образовательной организации

Дальний Восток. Амурская область. Малокомплектная сельская школа


Программа рассчитана на 34 часа , 34 учебных недели (1 час в неделю) в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком


Возрастные особенности особенности старшего подростка.

9-тый класс (13,14 лет):

Познавательные процессы:

В 9-ом классе продолжается интеллектуализация познавательных процессов:

·           внимания,

·           памяти,

·           воображения,

·           мышления,

·           речи.

При переходе из 8-го в 9-тый класс у подростков  наблюдается скачок в овладении такими операциями, как классификация, аналогия, обобщение и др. устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: дети анализируют операции, которые они производят, способы решения задач. Эти умения развиваются в процессе школьного обучения, при овладении знаковыми системами, принятыми в математике, физике и химии.

 ъВедущий вид деятельности:

В 9-ом классе, как и в 7 – 8-х классах, ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение. Оно пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на учебные занятия, и на отношения с родителями. Если потребность в полноценном общении со значимыми взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые переживания.

 Социальная ситуация развития:

В 9-ом классе детей так тянет друг к другу, их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой «реакции группирования». Подросток может входить одновременно в несколько групп, допустим, в одну из групп класса, в компанию своего или соседнего двора и группу, сложившуюся на занятиях в спорткомплексе. Иногда значительное влияние на личность оказывают подростковые группы, образующиеся в летних лагерях. То, что получает от группы подросток и что он может дать ей, зависит от уровня развития группы, в которую он входит.

  Мотивация:

Главная мотивационная линия 9-х классов, как и 7 – 8-х, связана с активным стремлением к личностному самосовершенствованию. Подростки продолжают систематически заниматься самовоспитанием. Они задумываются над возможностями интеллектуального и личностного общения, самосовершенствования и предпринимают для этой цели сознательные, целенаправленные усилия. Типичной целью девятиклассника является волевое и физическое самосовершенствование, а задачами – улучшение волевых качеств личности, таких, как уверенность в себе и др., через применение специальных средств и упражнений, физическое развитие.

 Новообразование:

В 14 лет начинается переходный период между подростковым и юношеским возрастом. В 9-том классе решается вопрос о дальнейшей жизни: что делать – продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать? По существу от старшего подростка общество требует профессионального самоопределения, хотя и первоначального. При этом он должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области. Это сама по себе сложная задача. Еще более она усложняется в наше время – переломный исторический период. Девятиклассникам не вполне ясно, что их ждет впереди, и это неопределенное будущее вызывает у них опасения, страхи и повышенный уровень тревожности.

Общение:

Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей.

В 14 лет (переходный период к ранней юности) у подростка притупляется острота восприятия сверстников. Больший интерес начинают вызывать взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью.

Особенность девятого класса, самого старшего из подростковых, заключается в переходности, в пересечении специфических возрастных черт – подростковых и юношеских.


Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования, в том числе в 6, 7, 8 и 9 классах по 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю.

Программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 41 учебного часа (или 29%) для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических

технологий. В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика и социальное управление» дает обобщенное представление о государственной власти, о возможностях участия граждан в управлении делами общества.

Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объем учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Одна часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ.

На заключительных уроках с опорой на знания по истории характеризуются социальные изменения и их фор мы. Рассматриваются основные проблемы современного мирового развития.

На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом «История» и другими учебными дисциплина ми.


Используемые технологии, методы, формы работы, обоснование их использования.


Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.

Существует множество педагогических технологий (это совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы), которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания:

Творческая работа (исследовательская работа, реферат, сочинение, эссе, доклад, составление тестов и кроссвордов, рисование, изготовление наглядного пособия и т.д.)

Урок-лекция. Урок защиты проектов. Урок-зачёт. Урок-размышление. Деловая игра. Работа с учебником. Работа с историческим источником. Работа с картой (в т.ч. контурной). Защита устных заданий, выполненных в группе. Выполнение письменных самостоятельных заданий. Защита письменных работ, выполненных индивидуально. Участие в компьютерном тестировании. Взаимопроверка. Работа над проектом. Работа в роли консультанта Разработка разноуровневых заданий. Комплектование групп обучения в соответствии с индивидуальными возможностями.

Технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов. Отработка образовательных стандартов. Предупреждение неуспеваемости. Развитие исследовательских навыков.

Развитие исследовательских навыков в процессе обучения на одном уроке и в серии уроков с последующей презентацией результатов работы в виде: реферата, доклада и т.д.

Проектные методы обучения

Достижение прагматических результатов, выход проектов за рамки предметного содержания, переход на уровень социально значимых результатов.

Технология «Дебаты». Развитие навыков публичных выступлений

Технология модульного и блочно-модульного обучения

Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения. Лекционно-семинарско-зачетная система.

Технология игрового обучения: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.

Коллективная система обучения (КСО). Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей. Реализация потребности в расширении информационной базы обучения. Разработка новых подходов к объяснению нового материала.

Информационно-коммуникационные технологии. Использование обучающих программ

Вариативность использования образовательных технологий дает положительную динамику участия обучающихся школы в различных мероприятиях.

При безусловных достоинствах других развивающих методов особое внимание следует уделить интерактивным методам обучения, в основе которых лежит познавательная совместная деятельность учителя и учащегося. Методы группового взаимодействия принято назвать интерактивными. В их основе лежит процесс игрового взаимодействия, или механизм интреакции ( в переводе с англ. означает «взаимодействие, воздействие»).

Формы контроля знаний и умений обучающихся

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

Курс позволяет использовать следующие формы, виды и приёмы проверки знаний и умений учащихся:

индивидуальные, фронтальные, групповые; устные, письменные, практические; составление таблиц, схем, рисунков, планов, письменные работы , тесты, беседы, рассказы у доски, ответ по цепочке, ответ по картине, викторины и др.

В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на 3 темы. В конце каждой темы предусмотрены повторительно-обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или зачетных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы

  • тестирование;

  • задания на выявление операционных жизненных ситуаций;

  • моделирование жизненных ситуаций.

Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т. д.

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: зачетные работы, тестирование, обобщающие уроки


критерии оценки знаний учащихся


  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

  • твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

  • наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, невладение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

  • отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко)



Предполагаемые результаты.

В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:

  • – знания и представления о нормах российского законодательства;

  • – знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;

– коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2010.

2. Обществознание. 9 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М. : Просвещение, 2010.

3. Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. – М. : Просвещение, 2010.



Основное содержание.

Глава 1. Политика.(11часов)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.


Знать, что такое политика, какую роль играет политика в жизни общества.

Уметь называть главные особенности политической власти; осуществлять поиск социальной информации в различных источниках

Знать признаки и формы государства.

Уметь называть различные точки зрения причин появления государства; сравнивать конституцию и абсолютную монархию

Знать, что означает понятие «политический режим», основные виды политических режимов.

Уметь сравнивать тоталитарный и авторитарный режимы; характеризовать развитие демократии в современном обществе.

Знать принципы правового государства.

Уметь характеризовать ветви власти; объяснять смысл, понятия «право выше власти»; осуществлять поиск социальной информации; работать со схемой

Знать основные признаки гражданского общества.

Уметь объяснять различия между государственным управлением и местным самоуправлением; работать с документом по заданному алгоритму

Знать, при каких условиях человек может сознательно участвовать в политической жизни.

Уметь оценивать значение принципов конституционного строя; формулировать на основе приобретенных правовых знаний собственные суждения и аргументы; применять правовые и социально-экономические знания в процессе решения познавательных и практических задач

Знать, что такое политические партии и общественные движения.

Уметь анализировать текст, объяснять смыл понятий; объяснять, почему в обществе возникают общественно-политические движения; анализировать роль политических партий .и общественных движений в современном мире.

Знать основные положения главы.

Уметь характеризовать политические режимы и партии; делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать

собственную точку зрения или обосновывать известные; решать практические задачи.

Знать основные положения главы «Политика».

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные

Глава 2. Право.(22 часа)

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно – правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.

Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция – основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско – правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно – правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Право на жизнь в условиях вооружённых конфликтов. Защита гражданского населения в период вооружённых конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.


Знать основное назначение права в обществе, что закон является нормативным актом высшей юридической силы.

Уметь объяснять смысл основных понятий, выявлять существенные признаки понятия «право»; давать сравнительную характеристику позитивного и естественного права

Знать, что такое правоотношения, чем правоотношение отличается от других социальных отношений.

Уметь характеризовать субъекты правоотношений; работать с правовыми документами по заданному алгоритму

Знать признаки и виды правонарушений; виды юридической ответственности.

Уметь решать практические

задачи; определять виды юридической ответственности; работать с документами; на основе ранее изученного материала; решать проблемные задачи

Знать, какие органы называются правоохранительными.

Уметь определять принцип правосудия; анализировать действия правоохранительных органов; решать проблемные задачи

Знать, почему конституция является законом высшей юридической силы; принципы правового государства.

Уметь характеризовать исторические этапы развития конституции в России; анализировать основные принципы правового государства; на основе ранее изученного материала решать проблемные задачи

Знать особенности юридических норм (прав человека).

Уметь характеризовать значимость права; анализировать правовые и юридические документы; делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий; определять значимость защиты прав человека; работать с документом по заданному алгоритму

Знать суть гражданского права и особенности гражданских правоотношений.

Уметь объяснять, в чем проявляется гражданская дееспособность несовершеннолетних; характеризовать виды гражданско-правовых договоров; делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий; приводить примеры поведенческих ситуаций

Знать, какие права и обязанности включаются в трудовой договор, в чем значение дисциплины труда.

Уметь анализировать документы, делать выводы; характеризовать трудовые правоотношения

Знать, каковы условия вступления в брак и препятствия к его заключению, что такое брачный договор; что понимается под родительскими правами; какими правами и обязанностями обладает ребенок; в чем сущность,

цели и принципы семейного права; в чем суть личных и имущественных правоотношений супругов.

Уметь анализировать права и обязанности супругов, родителей и детей, делать выводы, отвечать на вопросы; объяснять, нужна ли человеку семья; объяснять, почему семья является приоритетной формой воспитания детей; работать со схемой и правоведческими документами

Знать, какую сферу общественных отношений регулирует административное право, в чем состоят важнейшие черты административных правоотношений.

Уметь работать с документами; анализировать схему «Административное право»; делать выводы, высказывать собственные суждения

Знать особенности уголовно-правовых отношений.

Уметь определять, какие виды наказаний и ответственности несут несовершеннолетние правонарушители; работать с документами; анализировать схемы по теме правовых отношений

Знать роль государства в обеспечении экономических и социальных условий жизни людей; что означает понятие «социальное государство»; каковы основные направления социальной политики нашего государства; что предусматривает право по охране здоровья; кто имеет право на социальное обеспечение.

Уметь объяснять, почему

социальные проблемы остаются весьма острыми в нашем обществе; анализировать

Международный пакт об экономических, социальных, культурных правах; выполнять творческие задания в рамках изученного материала

Знать, что называют международным гуманитарным правом, кем и когда было принято МГП. Уметь называть особенности и значение международного гуманитарного права; работать с документами

Знать, правомерно ли существование в России платных учебных заведений в наши дни; что дает образованность человеку для выполнения им его гражданских обязанностей.

Уметь анализировать модернизацию современного образования; характеризовать основные принципы Конвенции о правах ребенка; работать с документами

Знать основные понятия главы «Право».

Уметь анализировать, высказывать собственные суждения, объяснять значение понятий; выполнять творческие задания, отражающие типичные ситуации в сфере образования

Итоговое повторение 1 час


Знать основные понятия главы «Политика».

Уметь находить и анализировать информацию, высказывать собственные суждения, объяснять значение понятий; работать с документами, схемами, таблицами; выполнять творческие задания

Знать основные понятия главы «Право».

Уметь находить и анализировать информацию, высказывать собственные суждения, объяснять значение понятий; работать с документами, схемами, таблицами

Знать основные понятия курса «Обществознание. 9 класс».

Уметь находить и анализировать информацию, объяснять значение понятий; работать с документами; характеризовать




Учебно – тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

всего

практические

обобщение

1

Политика

11


1

2

Право

22

3

1

3

Итоговое повторение

1


1


Итого

34

3

3





Требования к уровню подготовки

В результате изучения обществознания ученик должен знать/понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важ­нейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

Уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, за­кономерности развития;

- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социаль­ных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объ­ектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов обще­ства и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых сис­темах;

извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систе­матизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организа­ции, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суж­дения и аргументы по определенным проблемам;

- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения по­знавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни: для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массо­вой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собран­ной социальной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, куль­турными ценностями, социальным положением.

Литература, рекомендуемая в процессе реализации

рабочей программы:

Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. – М. : Дрофа, 2008.

Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М. : Дрофа, 2008.

Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5–9 классы. – М. : Просвещение, 2010.

Правовое воспитание школьников : 5–9 классы : конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. – Волгоград : Учитель, 2006.

Правоведение: 9 класс. Международное гуманитарное право. Человек имеет право. Система конспектов занятий с нетрадиционными формами контроля : элективные курсы / авт.-сост. Н. И. Чеботарева. – Волгоград. : Учитель, 2007.

Обществознание. Право. Экономика : сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. – Волгоград : Учитель, 2006. – 123 с.

Дополнительная литература для учителя:

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Кодекс об административных правонарушениях.

Конституция Российской Федерации.

Семейный кодекс РФ.

Трудовой кодекс РФ.

Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для

Обществознание. 9 класс : тесты и тренировочные упражнения / авт.-сост. О. А. Северина. – Волгоград : Учитель, 2008.

Лопухов, А. М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А. М.

Информационно-коммуникативные средства.

Технические средства обучения.

Мультимедийный компьютер.

Мультимедийный проектор.





















































Календарно - тематическое планирование 9 класс

п/п

Тема
урока

Кол-во

часов

Элементы содержания

Вид

контроля.

измерители

Домашнее

задание

Дата


план

факт

Раздел 1

Политика

1

Политика и власть

1

Что такое политика? Политическая власть.

Роль политики в жизни общества.

Политическая жизнь и средства массовой информации

Устный

опрос

§ 1,
задание,
с. 10–11



2

Государство

1

Происхождение государства. Признаки государства. Формы государства. Что такое гражданство

Опрос.

Письменные задания

§ 2,
задания,
с. 19–20



3

Политические режимы

1

Политические режимы. Тоталитарный режим. Авторитарный режим. Демократия.

Опрос.

Письменные задания

§ 3,
вопросы,
с. 27–28



4

Демократия-политический режим в России

1

развитие демократии
в современном мире

сообшение

§ 3,



5

Правовое государство

1

Понятие правового государства. Власть в правовом государстве. Принципы правового государства

Опрос. Составление схемы

§ 4,
задания,
с. 36–37



6

Гражданское общество и государство

1

Что такое гражданское общество.

Местное самоуправ-
ление.

Общественная палата

Опрос. Письменные задания.

Работа
с доку-
ментом

§ 5,
задания,
с. 46–47



7

Участие граждан
в политической жизни

1

Выборы, референдумы. Право на равный доступ к государственной службе. Обращение в органы власти. Пути влияния на власть. Значение свободы слова. Опасность политического экстремизма. Политика – дело каждого

Опрос. Письменные задания

§ 6,
задания,
с. 57–58



8

Политические партии
и движения

1

Общественно-политические движения.

Политические партии. Роль политических партий и общественных движений в современном мире

Опрос. Письменные задания

§ 7,
задания,
с. 64–65



9

Политические партии и движения в современной России

1

. Роль политических партий и общественных движений в россии

Устный опрос

Поисковая работа



10

Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества.

1

Средства массовой информации.

Письменный опрос

Подготовиться к к/р



11

Повторительно-обобщающие урок по теме «Политика»

1

Политика и власть.

Политические режимы. Правовое государство. Политические партии и движения

тест




Глава 2

Право

12

Право,
его роль
в жизни общества и государства

1

Что такое право. Право и его роль в жизни общества и государства. Мера свободы, справедливости, ответственности. Система законодательства. Право и закон

Опрос. Письменные задания

§ 8,
задание,
с. 77–78



13

Правоотношения и субъекты права

1

Сущность и особен-ности правоотношения. Субъекты правоотношения.

Система права. Понятие нормы

и права


Опрос.

Работа
с документом

§ 9,
задания,
с. 83–84



14

Правонарушения и юридическая ответственность

2

Правонарушения и его признаки. Виды правонарушений. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности

Опрос.
Работа
с документом. Проблемные задания

§ 10,
задания,
с. 92–93



15

Правоохранитель ные органы

1

Правоохранительные органы. Суд. Прокуратура. Адвокатура.

Нотариат

Опрос. Письменные задания. Проблемные задания

§ 11,
задания,
с. 101–102



16

Конституция Российской
Федерации.

1

Этапы развития конституции. Закон высшей юридической силы. Конституционный строй. Основы
государства

Опрос. Письменные задания.


§ 12
задания,
с. 118–119



17

Основы конституционного строя РФ

1

. Основы статуса человека
и гражданина. Основные принципы правового государства

Проблемные задания

§ 13




18

Практическая работа № 1 по теме «Конституция Российской Федерации»

1






19

Права
и свободы человека и гражданина

1

Что такое права человека. Юридические нормы. Правовые и юридические документы. Права и свободы человека и гражданина. Система защиты прав.

Опрос. Письменные задания.

§ 14–15,
задания,
с. 134–135



20

Практическая работа № 2 по теме «Права и свободы человека и гражданина»

1

Права ребенка

Работа

с доку-

ментом




21

Гражданские правоотношения

1

Сущность граждан-
ского права. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя

Опрос. Моделирование поведенческих ситуаций

§ 16,
задания,
с. 144–145



22

Право

на труд. Трудовые правоотношения

1

Право на труд. Трудовые правоотношения.

Трудовая дисциплина

Опрос.

Работа

с доку-

ментами

§ 17,

задания,

с. 152–153



23-24

Семейные правоотношения

2

Юридические понятия семьи и брака.

Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-
брачных отношений.

Принципы счастливого детства. Права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов. Правоотношения родителей и детей

Опрос.

Работа

с доку-
ментами.

Работа
со схемой

§ 18,
задания,
с. 163–164



25

Административные правоотношения

1

Административное право. Понятия и черты административного правоотношения.

Административные правонарушения

Опрос.
Работа
с доку-
ментом
и схемой

§ 19,
задания,
с. 171–172



26-27

Уголовно-правовые отношения

2

Особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Понятие преступления. Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних. Основания для привлечения
и освобождения

Опрос.
Работа
с доку-
ментом
и схемой

§ 20,
задания,
с. 181–182



28

Социальные права

1

Социальная политика государства.

Право на жилище.

Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

Опрос. Письменные задания. Творческое
задание

§ 21,
задания,
с. 190–191



29

Международно-правовая за щита жертв

вооруженных конфликтов

1

Международное гуманитарное право.

Значение междуна-
родного права

Опрос.

Работа
с доку-
ментами

§ 22,
задания,
с. 198–199

Опереж.чт.§ 23,
задания,
с. 205–207



30

Правовое регулирование отношений
в сфере образо-
вания

1

Закон РФ «Об образовании».

Конвенция о правах ребенка.

Конституция РФ
о праве на образование. Дополнительное образование детей

Устный

опрос.

Работа
с документами




31

Право
в жизни человека

1

Как стать личностью? Личность, мораль, ценности, моральная ответственность, моральный выбор, моральный контроль

Письменные задания. Творческое
задание

Выводы
к главе,
с. 208–213, задание,
с. 213–215



32

 

Практическая работа № 3 по теме «Право»

1

Право и его роль
в жизни общества
и государства. Правоохранительные органы. Гражданские правоотношения. Отрасли права

Опрос. Письменные задания.

Работа
с доку-
ментами

Повторение, подготовка к тестированию



33

 

Повторительно-обобщающий урок по теме «Право»

1

Право и его роль в жизни общества и государства. Правоохранительные органы.

Гражданские правоотношения.

Отрасли права

тест

Повторение, подготовка к тестированию



34

 

Итоговое повторение по теме «Политика. Право»

1

Политика и власть. Правовое государство. Участие граждан в политической жизни. Право и его роль
в жизни общества
и государства.

Проблемные задания.

Модели-
рование
ситуаций








.



9

Контрольная работа

1

Проверка знаний и умений

Политика и власть.

Политические режимы. Правовое государство. Политические партии и движения

тест



Глава II. Право

10

Право,
его роль
в жизни общества и государства

1

Изучение нового материала

Что такое право. Право и его роль в жизни общества и государства. Мера свободы, справедливости, ответственности. Система законодательства. Право и закон

Опрос. Письменные задания

§ 8,
задание,
с. 77–78


2 триместр 1модуль

11

Правоотношения и субъекты права

1

Комбинированный

Сущность и особен-ности правоотношения. Субъекты правоотношения.

Система права.

Опрос.

Работа
с документом

§ 9,
задания,
с. 83–84


.





Понятие нормы
и права




12–13

Правонарушения и юридическая ответственность

2

Изучение нового материала.

Комбинированный

Правонарушения и его признаки. Виды правонарушений. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности

Опрос.
Работа
с документом. Проблемные задания

§ 10,
задания,
с. 92–93


14

Правоохрани-тельные органы

1

Комбинированный

Правоохранительные органы. Суд. Прокуратура. Адвокатура.

Нотариат

Опрос. Письменные задания. Проблемные задания

§ 11,
задания,
с. 101–102


15

Конституция Российской
Федерации

1

Изучение

нового мате-

риала.





2 триместр 2 модуль

16

Конституция Российской
Федерации.

1

Изучение
нового мате-
риала.

Комби-

Этапы развития конституции. Закон высшей юридической силы. Конституционный строй. Основы
государства. Основы

Опрос. Письменные задания.

Проблем-ные

§ 12–13,
задания,
с. 118–119





Основы конституционного строя РФ


ниро-ванный

статуса человека
и гражданина. Основные принципы правового государства

задания



17–18

Права
и свободы человека и гражданина

2

Изучение нового материала.

Комбинированный

Что такое права человека. Юридические нормы. Правовые и юридические документы. Права и свободы человека и гражданина. Система защиты прав. Права ребенка

Опрос. Письменные задания.
Работа
с доку-
ментом

§ 14–15,
задания,
с. 134–135


19

Гражданские правоотношения

1

Практикум

Сущность граждан-
ского права. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя

Опрос. Моделирование поведенческих ситуаций

§ 16,
задания,
с. 144–145




20–21

Право

на труд. Трудовые правоотношения

2

Изучение нового материала.

Комбинированный

Право на труд. Трудовые правоотношения.

Трудовая дисциплина

Опрос.

Работа
с доку-
ментами

§ 17,
задания,
с. 152–153


3 триместр 1 модуль

22-23

Семейные правоотношения

2

Изучение нового материала.

Комбинированный

Юридические понятия семьи и брака.

Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-
брачных отношений.

Принципы счастливого детства. Права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов. Правоотношения родителей и детей

Опрос.

Работа

с доку-
ментами.

Работа
со схемой

§ 18,
задания,
с. 163–164




24

Административные правоотношения

1

Комбинированный

Административное право. Понятия и черты административного правоотношения.

Административные правонарушения

Опрос.
Работа
с доку-
ментом
и схемой

§ 19,
задания,
с. 171–172


25–26

Уголовно-правовые отношения

2

Изучение нового материала.

Комбинированный

Особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Понятие преступления. Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних. Основания для привлечения
и освобождения

Опрос.
Работа
с доку-
ментом
и схемой

§ 20,
задания,
с. 181–182








от уголовной ответственности




27

Социальные права

1

Комбинированный

Социальная политика государства.

Право на жилище.

Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

Опрос. Письменные задания. Творческое
задание

§ 21,
задания,
с. 190–191


3 триместр 2 модуль

28

Международно-правовая за-

1

Изучение нового материала

Международное гуманитарное право.

Значение междуна-
родного гуманитар-

Опрос.

Работа
с доку-
ментами

§ 22,
задания,
с. 198–199

Опереж.чт.§ 23,
задания,
с. 205–207





щита жертв
вооруженных конфликтов



ного права




29

Правовое регулирование отношений
в сфере образо-
вания

1

Изучение нового материала

Закон РФ «Об образовании».

Конвенция о правах ребенка.

Конституция РФ
о праве на образование. Дополнительное образование детей

Устный

опрос.

Работа
с документами



30

Право
в жизни человека

1

обобщение
и систе-матизация знаний

Как стать личностью? Личность, мораль, ценности, моральная ответственность, моральный выбор, моральный контроль

Письменные задания. Творческое
задание

Выводы
к главе,
с. 208–213, задание,
с. 213–215




Итоговое повторение (4 часа)

31

Правовое государство и его граждане

1

обобщение
и систематизация знаний

Политика и власть. Правовое государство. Участие граждан в политической жизни.

Правовые основы гражданских правоотношений

Опрос. Письменные задания. Творческое
задание

Повторение, подготовка к тестированию


32

Право в жизни человека

1

обобщение
и систематизация знаний

Право и его роль
в жизни общества
и государства. Правоохранительные органы. Гражданские правоотношения. Отрасли права

Опрос. Письменные задания.

Работа
с доку-
ментами

Повторение, подготовка к тестированию


33

Политика
и право

1

обобщение
и систематизация знаний

Политика и власть. Правовое государство. Участие граждан в политической жизни. Право и его роль
в жизни общества
и государства.

Проблемные задания.

Модели-
рование
ситуаций

Повторение, подготовка к тестированию







Правоохранительные органы. Гражданские правоотношения.

Отрасли права




34

Итоговая контрольная
работа

1

Контроль знаний

и умений

Политика и власть. Правовое государство. Участие граждан в политической жизни.

Право и его роль в жизни общества и государства. Правоохранительные органы.

Гражданские правоотношения.

Отрасли права

тест




























.


.