СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир».
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Уланковская основная общеобразовательная школа Суджанского района Курской области»
Рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов 26 мая 2015 г. (Протокол №4) Руководитель МО________ / Давыденко Т.А. | Согласована с зам. директора по УВР __________/ Е. П. Давыденко 26 мая 2015 г.
| Принята на заседании педагогического совета от 30 мая 2015 г. (Протокол №7)
|
Утверждена директором школы 17 июня 2014 г. (Приказ №40) Директор __________/ Пугач А. М.
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
ДЛЯ 1 КЛАССА
Автор – составитель Козлова В.В.
2015 г.
АННОТАЦИЯ
Предметная линия учебников системы «Школа России»
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир». Содержание предмета направлено на формирование целостной картины мира и сознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой, духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Предмет представлен в программе следующими содержательными линиями: - человек и природа - человек и общество - правила безопасной жизни.
В 1 классе на изучение отводится 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели).
Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, общую характеристику курса, описание места предмета в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные достижения обучающихся), содержание учебного предмета, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, материально- техническое обеспечение.
Срок реализации программы 1 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, федерального базисного учебного плана, примерной программы начального общего образования, учебного плана школы, рабочей программы «Окружающий мир» (А.А. Плешаков М.: Просвещение, 2011 г.) и составлена по учебнику «Окружающий мир» автор А.А. Плешаков М.: Просвещение, 2011 г.
Изучение курса «Окружающий мир» направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе отводится 2 часа в неделю из обязательной части учебного плана.(Всего 66 ч., 33 учебные недели.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);
ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о развитии техники, в том числе электронной;
представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и др.);
положительное отношение к школе и учебной деятельности;
первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем;
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными норма- ми;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные Обучающийся научится:
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); • готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
различать флаг и герб России; • узнавать некоторые достопримечательности столицы;
называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
проводить опыты с водой, снегом и льдом;
различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия); • различать овощи и фрукты;
определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
сравнивать реку и море;
использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
находить на глобусе холодные и жаркие районы;
различать животных холодных и жарких районов;
изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
различать прошлое, настоящее и будущее;
называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
соотносить времена года и месяцы;
находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
объяснять причины возникновения дождя и ветра;
перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
раздельно собирать мусор в быту;
соблюдать правила поведения в природе;
правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
подбирать одежду для разных случаев;
правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
правильно переходить улицу;
соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
различать виды транспорта;
соблюдать правила безопасности в транспорте.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся | Планируемые результаты | Формы контроля | ||||
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |||||||
Регулятив-ные УУД | Познаватель-ные УУД | Коммуника-тивные УУД | |||||||
1 | Задавайте вопросы! | 1 | Знакомство с учебником и учебными пособиями. | Сравнивать учебник и тетрадь. Осуществлять поиск необходимой информации. | Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; сохранять учебную задачу урока; выделять из темы урока известные знания и умения; планировать свои действия на отдельных этапах урока; сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради; осуществляя контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»; фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/ неуспехам.
| Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи.; находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.; понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем; анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям; устанавливать элементарные причинно-следственные связи; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.; располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
| Включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; употреблять вежливые слова в случае неправоты; понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы, распределять функции в группе при выполнении заданий; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; готовить небольшие сообщения с помощью по теме проекта.
| Определение под руководством учителя самых простых правил сотрудничества. |
|
2 | Что и кто?
| 20 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на урок; различать флаг и герб России; узнавать некоторые достопримечательности столицы; правильно переходить улицу; проводить наблюдения в окружающем мире; различать изученные камни, растения, животных, созвездия. Определять с помощью атласа –определителя растения и животных. Описывать по плану дерево, рыбу, птицу. Сравнивать растения, животных, относить к определенным группам. Использовать глобус для знакомства с нашей планетой. Изготавливать модели Солнца, созвездий. | Знакомство с целями и задачами раздела. Первоначальные сведения о народах России. Знакомство с национальными праздниками, с основными традиционными религиями. Знакомство с достопримечательностями Москвы. Подготовка к выполнению проекта. Знакомство с дневным и ночным небом, Солнцем, созвездиями. Распознавать камни. Находить и называть части растений. Знакомство с наиболее распространенными комнатными растениями и правилами ухода за ними. Распознавание деревьев по листьям. Знакомство с насекомыми, рыбами, птицами, зверями, их признаками и строением. Систематизация представлений о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению. Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями, ролью компьютера в современном мире. Знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом, элементарными правилами дорожного движения. Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. | В предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, как поступить. Оценивать свои достижения на уроке. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения. Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей. Желание открывать новые знания, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения | Практические работы, проекты | |||
3 | Как, откуда и куда? | 12 | Подготовка к выполнению проекта «Моя семья» Прослеживать по рисунку-схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязнённой воды; практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку; отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами; анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии; практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь; определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся | Называть по именам, фамилиям и отчествам членов своей семьи, правильно обращаться с электричеством и электроприборами. Проводить опыты с водой, снегом, льдом. Сравнивать реку и море. Ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка. Мастерить кормушки и подкармливать птиц. Раздельно собирать мусор в быту. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения за урок.
| Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; сохранять учебную задачу урока; выделять из темы урока известные знания и умения; планировать свои действия на отдельных этапах урока; сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради; осуществляя контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»; фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/ неуспехам.
| Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи.; находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.; понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем; анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям; устанавливать элементарные причинно-следственные связи; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.; располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь». . | Включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; употреблять вежливые слова в случае неправоты; понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы, распределять функции в группе при выполнении заданий; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; готовить небольшие сообщения с помощью по теме проекта.
| В предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, как поступить. Оценивать свои достижения на уроке. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения. Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей. Желание открывать новые знания, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения | Практические работы, проекты |
4. | Где и когда? | 11 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; рассказывать о своём учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся
| Различать прошлое, настоящее и будущее; Называть дни недели и времена года в правильной последовательности; соотносить времена года и месяцы. Находить на глобусе холодные и жаркие районы; Различать животных холодных и жарких районов. Подбирать одежду для разных случаев. Соблюдать правила безопасной езды на велосипеде. | Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; сохранять учебную задачу урока; выделять из темы урока известные знания и умения; планировать свои действия на отдельных этапах урока; сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради; осуществляя контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»; фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/ неуспехам.
| Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи.; находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.; понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем; анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям; устанавливать элементарные причинно-следственные связи; строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
| Включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; употреблять вежливые слова в случае неправоты; понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы.
| В предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, как поступить. Оценивать свои достижения на уроке. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения. Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей. Желание открывать новые знания, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения | Практические работы, проекты |
5. | Почему и зачем? | 22 | Сопоставлять видимые и реальные размеры звезд. Моделировать форму, цвет, размеры некоторых звезд. Анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения ее поверхности Солнцем. Наблюдать за дождями и ветрами. Передавать голосом звуки окружающего мира. Наблюдать за домашними любимцами и фиксировать результаты. Работать с атласом-определителем. Различать овощи и фрукты, средства связи и массовой информации. Классифицировать транспорт в зависимости от назначения. Работать в паре, осуществлять самоконтроль. Знать правила безопасности и спасательные средства. Выполнять тестовые задания учебника, выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. | Изготавливать модели звезд, созвездий, Луны. Объяснять причины возникновения дождя и ветра. Перечислять цвета радуги а правильной последовательности. Различать овощи и фрукты. Различать виды транспорта. Описывать по плану своего домашнего питомца ( кошку, собаку) Правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки. Находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире. Соблюдать правила поведения в природе, правила безопасности в транспорте. | Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; сохранять учебную задачу урока; выделять из темы урока известные знания и умения; планировать свои действия на отдельных этапах урока; сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради; осуществляя контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»; фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/ неуспехам.
| Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи.; находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.; понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных учителем; анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям; устанавливать элементарные причинно-следственные связи; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.; располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь». | Включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; употреблять вежливые слова в случае неправоты; понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы, распределять функции в группе при выполнении заданий; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; готовить небольшие сообщения с помощью по теме проекта. | Желание открывать новые знания, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения. Умение оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них. Умение оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей. | Практические работы, Проекты, тесты, проверочные работы |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
| |
план | факт |
| |||
1. | Задавайте вопросы! Экскурсия №1:«Наша школа» | 1 | | |
|
| Раздел «Что и кто?» (20 ч) | | | |
|
2. | Что такое Родина? Экскурсия №2 « Село Уланок» | 1 | | |
|
3. | Что мы знаем о народах России? | 1 | | |
|
4. | Что мы знаем о Москве? | 1 | | |
|
5. | Проект «Моя малая Родина» | 1 | | |
|
6. | Что у нас над головой? | 1 | | |
|
7. | Что у нас под ногами? Практическая работа №1 «Разнообразие камней» | 1 | | |
|
8. | Что общего у разных растений? | 1 | | |
|
9. | Что растёт на подоконнике? | 1 | | |
|
10. | Что растёт на клумбе? Практическая работа №2 « Знакомство с растениями» | 1 | | |
|
11. | Что это за листья? Практическая работа №3: «Лиственные деревья. Строение листа» | 1 | | |
|
12. | Что такое хвоинки? Практическая работа №4:«Хвойные деревья» | 1 | | |
|
13. | Кто такие насекомые? | 1 | | |
|
14. | Кто такие рыбы? | 1 | | |
|
15. | Кто такие птицы? | 1 | | |
|
16. | Кто такие звери? | 1 | | |
|
17. | Что окружает нас дома? | 1 | | |
|
18. | Что умеет компьютер? Практическая работа №5 «Знакомство с компьютером» | 1 | | |
|
19. | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | | |
|
20. | На что похожа наша планета? Практическая работа №6: «Глобус- модель Земли» | 1 | | |
|
21. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | 1 | | |
|
| Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч) | | | |
|
22. | Как живёт семья? Проект «Моя семья» | 1 | | |
|
23. | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | | |
|
24. | Откуда в наш дом приходит электричество? Практическая работа №7: «Сборка простейшей электрической цепи» | 1 | | |
|
25. | Как путешествует письмо? | 1 | | |
|
26. | Куда текут реки? | 1 | | |
|
27. | Откуда берутся снег и лёд? «Практическая работа №8 «Состояние воды в природе. Свойства воды» | 1 | | |
|
28. | Как живут растения? Практическая работа №9: «Уход за комнатными растениями» | 1 | | |
|
29. | Как живут животные? | 1 | | |
|
30. | Как зимой помочь птицам? Практическая работа №10 «Изготовление кормушек» | 1 | | |
|
31. | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | | |
|
32. | Откуда в снежках грязь? | 1 | | |
|
33. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» | 1 | | |
|
| Раздел «Где и когда?» (11ч) | | | | |
34. | Когда учиться интересно? | 1 | | | |
35. | Проект «Мой класс и моя школа» | 1 | | | |
36. | Когда придёт суббота? | 1 | | | |
37. | Когда наступит лето? | 1 | | | |
38. | Где живут белые медведи? | 1 | | | |
39. | Где живут слоны? | 1 | | | |
40. | Где зимуют птицы? | 1 | | | |
41. | Когда появилась одежда? | 1 | | | |
42. | Когда изобрели велосипед? | 1 | | | |
43. | Когда мы станем взрослыми? | 1 | | | |
44. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | 1 | | | |
| Раздел «Почему и зачем?» (22 ч) | | | | |
45. | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | 1 | | | |
46. | Почему Луна бывает разной? | 1 | | | |
47. | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 | | | |
48. | Почему звенит звонок? | 1 | | | |
49. | Почему радуга разноцветная? | 1 | | | |
50. | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | | | |
51. | Проект «Мои домашние питомцы» | 1 | | | |
52. | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | | | |
53. | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | | | |
54. | Зачем мы спим ночью? | 1 | | | |
55. | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | | | |
56. | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа №11 «Простейшие правила гигиены» | 1 | | | |
57. | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | | | |
58. | Зачем нужны автомобили? | 1 | | | |
59. | Зачем нужны поезда? | 1 | | | |
60. | Зачем строят корабли? | 1 | | | |
61. | Зачем строят самолёты? | 1 | | | |
62. | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | | | |
63. | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | | | |
64. | Зачем люди осваивают космос? | 1 | | | |
65. | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | | | |
66. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений | 1 | | |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
| |
Учебно-методические комплекты по «Окружающему миру» для 1 класса (программы, учебники, рабочие тетради).
| |
Научно-популярные, художественные книги для чтения Детская справочная литература (справочники, атласы-определители) об окружающем мире Методические пособия для учителя | |
Печатные пособия | |
Таблицы, плакаты, портреты выдающихся людей России. Географические карты. Иллюстративные материалы. | |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | |
Мультимедийные инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету. | |
Технические средства обучения | |
Аудиопроигрыватель Персональный компьютер Мультимедийный проектор | |
Экранно-звуковые пособия | |
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе и в цифровой форме) | |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование. | |
Термометры для измерения температуры воздуха, воды. Медицинский термометр. Лупа, компас. Часы с синхронизированными стрелками. Микроскоп. Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстрации в соответствии с содержанием обучения. | |
Рельефные модели (равнина, холм, овраг, гора) Модель «торс человека с внутренними органами» Муляжи овощей, фруктов, грибов | |
Натуральные объекты | |
Коллекции полезных ископаемых Коллекции плодов и семян растений Гербарии культурных и дикорастущих растений Живые объекты (комнатные растения) | |
Оборудование класса Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Компьютерный стол. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Магнитная доска. Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом в соответствии с его ростом. и высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся при длине тела 1150 - 1300 мм - 750 мм, Угол наклона столешницы составляет 15 - 17 . При оборудовании кабинета соблюдены следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах: - между рядами двухместных столов - не менее 60; - между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70; - между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50; - от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100; - от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100; - от первой парты до учебной доски - не менее 240; - наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860; - высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90; - расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300. Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом не менее 45 градусов. Самое удаленное от окон место занятий не находится далее 6,0 м. Расстояние столов (парт) от наружной стены не менее 1,0 м. |
|
16