ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей адаптированной программе по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для детей с нарушением интеллекта
Рабочая программа составлена на основе программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений 8 вида, 1-4 классы, допущенной Министерством образования и науки РФ, 6-е издание, г. Москва, «Просвещение», 2012 г. (авторы программы: А.К.Аксенова, А.П.Антропов, Н.М. Галунчикова, М. Н. Перова, Т. М. Лифанова, Э. В. Якубовская , под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой) ; на основе адаптированной образовательной программы начального и основного общего образования для учащихся с ОВЗ МКОУ СОШ № 6 им. Шерстянникова А.Н. в соответствии с ФКГОС и учебным планом школы.
Цель: развивать связную устную речь учащихся с нарушением интеллекта; их социальная реабилитация и адаптация в современном мире
Задачи:
Коррекция недостатков общего и речевого развития учащихся
Уточнение, расширение и систематизация круга представлений об отдельных предметах и явлениях окружающей действительности
Развитие наблюдательности на основе систематических упражнений
Активизация мыслительной деятельности и речи учащихся
Методы:
словесный (рассказ, беседа, описание и объяснение)
наглядный (наблюдение, демонстрация, иллюстрация)
практический (работа с учебником, игра, лабораторно-практическая работа, экскурсии)
Формы:
фронтальная;
индивидуальная;
самостоятельная.
Коррекционные приемы: анализ-синтез, сравнение, классификация, суждения, умозаключения, установления причинно-следственных связей и отношений; работа с новыми словами; обязательная работа над значением слова при введении нового понятия; введение слова в контексте; сочетание слова, образа действия при объяснении или уточнении слова (показ предмета, изображения, «моделирование», практические действия); приемы поощрения; построение предложений по схеме; сравнение предложений разной структуры; выбор более точного, красивого предложения; ступенчатое распространение предложения; исправление ошибок, намеренно допущенных учителем; сравнение и обсуждение удачных ответов детей по точности, полноте, построению; постановка вопросов детьми; использование памяток; приучение детей к проговариванию.
Общая характеристика учебного предмета.
На занятиях по развитию речи уточняются и обогащаются знания и представления детей о предметах ближайщего окружения. Они учатся узнавать предметы по внешним признакам, правильно их называть, объединять предметы в группы, используя слова. Ребенок, получая знания о предметах и явлениях окружающей его действительности, овладевает лексическим запасом родного языка, учится понимать общепринятое значение слов, правильно употреблять их в речи.
Описание места учебного предмета.
Курс «Окружающий мир» изучается в 1 классе 1 час в неделю, со 2 по 4 класс по два часа в неделю.
При этом в 1 классе курс рассчитан на 33 часа (33 учебные недели), со 2 по 4классы на 68 часов (34 учебных недели).
Общий объем учебного времени составляет 135 часов
Количество часов:
Практических работ – 4 часа
2 класс
70 часов из расчета 2 часа в неделю, 35 недель
Экскурсии – 6 часов
Практических работ – 5 часов
3 класс
70 часов из расчета 2 часа в неделю, 35 недель
Экскурсии – 6 часов.
Практических работ – 6 часов
4 класс
70 часов из расчета 2 часа в неделю, 35 недель
Экскурсии – 6 часов.
Практических работ – 4 часа
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценностные ориентиры содержания предмета:
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.
•Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Содержание тем учебного предмета.
1класс
1. Сезонные изменения в природе
2. Школа
3. Классная комната
4. Учебные вещи
5. Игрушки
6. Семья
7. Одежда
8. Обувь.
9. Овощи
10. Фрукты
11. Комнатные растения
12. Домашние животные
13. Дикие животные
14. Птицы
15. Охрана здоровья
16. Повторение
2 класс
1. Сезонные изменения в природе
2. Школа, пришкольный участок
3. Дом, квартира, домашний адрес
4. Семья
5. Одежда
6. Овощи
7. Фрукты
8. Деревья
9. Комнатные растения
10. Раннецветущие растения
11. Домашние животные
12. Дикие животные.
13. Птицы
14. Насекомые
15. Охрана здоровья
16. Повторение
3 класс
1. Сезонные изменения в природе
2. Улица, на которой расположена школа.
3. Транспорт.
4. Посуда
5. Мебель
6. Одежда
7. Обувь
8. Овощи
9. Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры
10. Ягоды
11. Деревья
12. Растения на клумбах
13. Комнатные растения
14. Раннецветущие растения
15. Домашние животные
16. Дикие животные
17. Птицы
18. Домашние птицы
19. Насекомые
20. Охрана здоровья
4 класс
1. Сезонные изменения в природе
2. Город, село, деревня
3. Дорожное движение
4. Овощи, фрукты, ягоды
5. Орехи
6. Грибы
7. Семена цветковых растений
8. Полевые растения
9. Квартира, комната
10. Мебель
11. Посуда
12. Одежда
13. Обувь
14. Комнатные растения
15. Деревья. Ель, сосна
16. Домашние животные
17. Дикие животные
18. Домашние птицы
19. Дикие птицы
20. Птицы перелетные и зимующие
21. Насекомые вредные и полезные
22. Рыбы
23. Охрана здоровья
Тематический план.
2 класс.
№ | Тема | Количество часов |
1. | Сезонные изменения в природе. | 10 |
2. | Дом, квартира. | 10 |
3. | Растительный мир. | 20 |
4. | Животный мир. | 20 |
5. | Насекомые. | 5 |
6. | Охрана здоровья. | 3 |
3 класс.
№ | Тема | Количество часов |
1. | Сезонные изменения. | 5 |
2. | Домашнее хозяйство. | 10 |
3. | Овощи. | 5 |
4. | Домашние животные. | 20 |
5. | Дикие животные. | 13 |
6. | Насекомые. | 5 |
7. | Охрана здоровья. | 10 |
4 класс.
№ | Тема | Количество часов |
1. | Сезонные изменения. | 5 |
2. | Домашнее хозяйство. | 10 |
3. | Растительный мир. | 15 |
4. | Животный мир. | 15 |
5. | Птицы. | 5 |
6. | Рыбы. | 5 |
7. | Насекомые. | 8 |
8. | Охрана здоровья. | 5 |
Целевые установки для класса.
. 1 класс
Учащиеся должны уметь:
1. Называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
2. Участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;
3. Составлять простые нераспространенные предложения;
4. Распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов.
Учащиеся должны знать:
1. Названия изучаемых предметов, части предметов.
2 класс
Учащиеся должны уметь:
1. Называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
2. Участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
3. Составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.
Учащиеся должны знать:
1. Названия и свойства изученных предметов и их частей;
обобщающие названия изученных групп предметов.
3 класс
Учащиеся должны уметь:
1. Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
2. Участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
3. Связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;
4. Ухаживать за одеждой и обувью;
5. Поддерживать порядок в классе, дома;
6. Соблюдать правила личной гигиены;
7. Соблюдать правила уличного движения.
Учащиеся должны знать:
1. Названия и свойства изученных предметов;
2. выученные правила дорожного движения.
4 класс
Учащиеся должны уметь:
1. Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
2. Активно участвовать в беседе;
3. Связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;
4. Выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;
5. Соблюдать правила личной гигиены;
6. Соблюдать правила дорожного движения.
Учащиеся должны знать:
1. Названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;
Материально- техническое обеспечение.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Из материально – технического обеспечения имеется в наличии: компьютерный стол, специализированный стул, компьютер, отдельная комната.
В кабинете используется ТСО: компьютер, проектор (технические средства установлены согласно СанПиН 2.4.2.2821.)
Средства обучения: технические электронные средства обучения, цифровые образовательные ресурсы, учебная справочная литература, демонстрационный и раздаточный материал
Учебно-методический комплекс:
2 класс
Окружающий мир. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. С.В. Кудрина – М.: Владос, 2014
Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь. С.В. Кудрина – М.: Владос, 2014
Развитие речи. 2 класс: конспекты уроков / авт.-сост. Е.М. Матвеева. – Волгоград: Учитель, 2013
3 класс
Окружающий мир. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / С.В. Кудрина – М.: Владос, 2009
Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / С.В. Кудрина – М.: Владос, 2014
Знакомство с окружающим миром: Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида / Е.Д. Худенко, И.А.Терехова – М.: «Аркти», 2006
Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром. Методическое пособие для учителя / Е.Д. Худенко, Д.И. Барышникова – М.: «Аркти», 2004
4 класс
Окружающий мир. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / С.В. Кудрина – М.: Владос, 2009
Знакомство с окружающим миром: Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида / Е.Д. Худенко, И.А.Терехова – М.: «Аркти», 2004
Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром. Методическое пособие для учителя / Е.Д. Худенко, Д.И. Барышникова – М.: «Аркти», 2004