муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зеленодольская средняя общеобразовательная школа»
Петропавловского района Алтайского края
Принято: Педагогическийсовет Протокол №___ от ___.___.2017г | | Утверждаю: Директор школы ________О.И. Никифорова Приказ№______ от ___.___.2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру для 2а класса
к учебнику Плешакова А.А. Окружающий мир. 2 класс
на основе авторской программы Плешакова А.А.
Разработана Паутовой Оксаной Викторовной
учителем начальных классов
первой квалификационной категории
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241) (далее - ФГОС начального общего образования);
3. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
5. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253»;
6. Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Зеленодольская СОШ»
7. Учебным планом МБОУ «Зеленодольская СОШ» на 2017-2018 учебный год;
8. Положением о рабочей программе по учебному предмету, курсу,
в том числе и внеурочной деятельности.
Для учащихся 2а класса. Программа рассчитана на 68 ч. в год (2ч. в неделю)
Планируемые результаты по итогам обучения во 2а классе
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водоёмы, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Содержание учебного предмета, курса
Название раздела (темы) | Кол-во часов для изучения раздела, темы | Содержание учебной темы |
Авторская | Рабочая | Контрольные, практические работы и т.д. |
Где мы живем? | 4 | 4 | 1 | Родная страна. Город и село. Проект «Родное село». Природа и рукотворный мир. Проверим себя и оценим свои достижения |
Природа | 20 | 20 | 1 | Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к осени (экскурсия №1). Звездное небо. Заглянем в кладовые Земли. Про воздух… И про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга. Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту». Проверим себя и оценим свои достижения |
Жизнь города и села | 10 | 10 | 1 | Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. Проект «Профессии». В гости к зиме (экскурсия№2). Проверим себя и оценим свои достижения |
Здоровье и безопасность | 9 | 9 | 1 | Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы. Проверим себя и оценим свои достижения |
Общение | 7 | 7 | 1 | Наша дружная семья. Проект « Родословная». В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры. Проверим себя и оценим свои достижения |
Путешествия | 18 | 18 | 2 | Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне (экскурсия №3). Россия на карте. Проект « Города России». Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Проект «Страны мира». Впереди лето. Проверим себя и оценим свои достижения |
| 68 | 68 | | |
Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов, тем | Кол-во часов | Виды, формы контроля | Сроки |
По плану | Фактически |
Где мы живем? (4 ч) |
1 | 1. Где мы живем? | 1 | текущий | | |
2 | 2. Где мы живем? | 1 | текущий | | |
3 | 3. Где мы живем? | 1 | текущий | | |
4 | 4. Где мы живем? | 1 | Проверочная работа №1 | | |
Природа (20ч) |
5 | 1. Природа | 1 | текущий | | |
6 | 2. Природа | 1 | текущий | | |
7 | 3. Природа | 1 | текущий | | |
8 | 4. Природа | 1 | текущий | | |
9 | 5. Природа | 1 | текущий | | |
10 | 6. Природа | 1 | текущий | | |
11 | 7. Природа | 1 | текущий | | |
12 | 8. Природа | 1 | текущий | | |
13 | 9 Природа | 1 | текущий | | |
14 | 10. Природа | 1 | текущий | | |
15 | 11. Природа | 1 | текущий | | |
16 | 12. Природа | 1 | текущий | | |
17 | 13. Природа | 1 | текущий | | |
18 | 14. Природа | 1 | текущий | | |
19 | 15. Природа | 1 | текущий | | |
20 | 16. Природа | 1 | текущий | | |
21 | 17. Природа | 1 | текущий | | |
22 | 18. Природа | 1 | текущий | | |
23 | 19. Природа | 1 | текущий | | |
24 | 20. Природа | 1 | Проверочная работа №2 | | |
Жизнь города и села (10 ч) |
25 | 1. Жизнь города и села | 1 | текущий | | |
26 | 2. Жизнь города и села | 1 | текущий | | |
27 | 3. Жизнь города и села | 1 | текущий | | |
28 | 4. Жизнь города и села | 1 | текущий | | |
29 | 5. Жизнь города и села | 1 | текущий | | |
30 | 6. Жизнь города и села. | 1 | Проект «Профессии» | | |
31 | 7. Жизнь города и села) | 1 | текущий | | |
32 | 8. Жизнь города и села | 1 | текущий | | |
33 | 9. Жизнь города и села | 1 | Проверочная работа №3 | | |
34 | 10. Жизнь города и села | 1 | Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии» | | |
Здоровье и безопасность (9 ч) |
35 | 1. Здоровье и безопасность | 1 | текущий | | |
36 | 2. Здоровье и безопасность | 1 | текущий | | |
37 | 3. Здоровье и безопасность | 1 | текущий | | |
38 | 4. Здоровье и безопасность | 1 | текущий | | |
39 | 5. Здоровье и безопасность | 1 | текущий | | |
40 | 6. Здоровье и безопасность | 1 | текущий | | |
41 | 7. Здоровье и безопасность | 1 | текущий | | |
42 | 8. Здоровье и безопасность | 1 | текущий | | |
43 | 9. Здоровье и безопасность | 1 | Проверочная работа №4 | | |
Общение (7 ч) |
44 | 1. Общение | 1 | текущий | | |
45 | 2. Общение | 1 | текущий | | |
46 | 3. Общение | 1 | текущий | | |
47 | 4. Общение | 1 | текущий | | |
48 | 5. Общение | 1 | текущий | | |
49 | 6. Общение | 1 | текущий | | |
50 | 7. Общение | 1 | Проверочная работа №5 | | |
Путешествия (18ч) |
51 | 1. Путешествия | 1 | текущий | | |
52 | 2. Путешествия | 1 | текущий | | |
53 | 3. Путешествия | 1 | текущий | | |
54 | 4. Путешествия | 1 | текущий | | |
55 | 5. Путешествия | 1 | текущий | | |
56 | 6. Путешествия | 1 | текущий | | |
57 | 7. Путешествия | 1 | текущий | | |
58 | 8. Путешествия | 1 | текущий | | |
59 | 9. Путешествия | 1 | Проект «Города России» | | |
60 | 10. Путешествия | 1 | текущий | | |
61 | 11. Путешествия | 1 | текущий | | |
62 | 12. Путешествия | 1 | текущий | | |
63 | 13. Путешествия | 1 | текущий | | |
64 | 14. Путешествия | 1 | текущий | | |
65 | 15. Путешествия | 1 | текущий | | |
66 | 16. Путешествия | 1 | Проект «Страны мира» | | |
67 | 17. Путешествия | 1 | Проверочная работа №7 | | |
68 | 18. Путешествия | 1 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» | | |
Перечень приложений
Приложение 1. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Приложение 2. Нормы оценки письменных контрольных работ и устных ответов учащихся
Приложение 3. Лист корректировки РП
Приложение 1
Лист корректировки учебной программы
Дата | Причины коррекции | Что скорректировано | Подпись зам.директора по УВР |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Приложение 2
Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник с приложением на электронном носителе. В 2 ч. М.: Просвещение, 2011.
А.А.Плешаков «Окружающий мир»; Оценка моих достижений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2015.
Приложение 3
Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе (К1)
"5" - выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочёт, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.
"4" - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.
"3" - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.
"2" - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.
Ошибки и недочёты, влияющие на снижение оценки:
Ошибки:
неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;
неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
неумение ориентироваться по карте, правильно показывать изучаемые объекты.
Недочёты:
преобладание при описании объекта несущественных признаков;
неточности в определении назначения прибора, его использование;
неточности при нахождении объектов на карте.
Оценивание результатов теста (К 2)
80 – 100% - оценка «5»;
60 – 80% - оценка «4»;
40 – 60% - оценка «3»
0 – 40% - оценка «2»
Список литературы
1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальная школа;
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011;
3. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004
4.Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005
5. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник с приложением на электронном носителе. В 2 ч. М.: Просвещение, 2011.