© 2016, Рассказова Елена Сергеевна 127 1
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по окружающему миру, Школа России
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Воздвиженская средняя общеобразовательная школа»
Кулундинского района Алтайского края
«СОГЛАСОВАНО»
МО учителей начальных классов ________________ Карпенко Л.В.
Протокол № _____ от «25»августа 2016 г |
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ Воздвиженская СОШ ______________ Шевченко З.В.
Приказ № _____ от «29»августа 2016 г. |
Рабочая программа
начального общего образования
по окружающему миру
1класс
Составитель Рассказова Елена Сергеевна
учитель начальных классов
.Воздвиженка 2016
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов:
1.Приказа Министерства обрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
2. Примерной основной общеобразовательной программы начального общего образования 2010год.
3.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
4. Федерального перечня учебников на 2016-2017 г., утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253.
5..Основной образовательной программы начального общего образования утверждённой приказом директора школы от 22.05.2014 г. № 19
6.Годового календарного графикаМБОУ Воздвиженская СОШ на2016-2017 учебный год..
7..Учебного плана МБОУ Воздвиженская СОШ на 2015-2016 учебный год, утверждённого приказом директора школы от 27.08.2014 г. № 45 –
8.Сборника рабочих программ «Школа России» 1-4 классы М.: Просвещение 2011
9..Положения о рабочей программе, утверждённого приказом директора школы от 27.05.15г. №25:
Цели:
-формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме
В авторскую программу изменения не внесены.
Рабочая программа полностью отражает содержание авторской программы
Срок реализации программы 2015-2016учебный год.
Программа реализуется с помощью системно – деятельностного и дифференцированного подхода
На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 66ч (33 учебные недели)
Формы организации учебного процесса: фронтальная, парная, индивидуальная.
Формой текущего контроля выступает устный опрос, в меньшей степени письменный опрос
2.Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения окружающего мира в 1 классе ученик научится:
называть планету, на которой живет, родную страну и ее столицу; регион, город, где живут учащиеся;
называть государственную символику России;
называть общие признаки живых организмов;
называть основные условия благополучной жизни растений и животных;
соблюдать правила сохранения и укрепления здоровья;
соблюдать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, в школе);
называть основные профессии людей и определять взаимопомощь людей разных профессий;
называть основные группы животных и растений;
соблюдать правила поведения в природе;
называть основные признаки каждого времени года;
называть основные помещения школы;
называть улицы, расположенные вблизи школы и дома;
называть основные учреждения культуры, быта;
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
пользоваться словами, указывающими направления и время;
наблюдать, делать умозаключения;
различать профессии людей;
различать растения и животных;
различать объекты природы;
различать части растения, отображать их на рисунке;
приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
показывать сушу и воду на глобусе;
ориентироваться в помещениях школы;
различать знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;
уход за растениями (животными);
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
составления описательного рассказа по картине, наблюдаемого объекта во время экскурсии;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.
получит возможность научиться:
самостоятельно или с помощью взрослых учащиеся могут
проводить наблюдения и опыты под руководством учителя;
группировать и классифицировать объекты живой и неживой природы;
сознательно выполнять правила экологического поведения;
высказать свои суждения о необходимости соблюдения режима дня и правил гигиены;
определить по внешнему виду названия различных растений;
самостоятельно и уверенно сможет:
измерить длину небольшого тела; времени по часам;
описать объект по 2-3 признакам; сравнивать однородные объекты (листья деревьев, горные породы), выявить «лишний» объект;
выявить во время экскурсии или обсуждения в классе экологические проблемы своей местности и рассказать о них, назвать некоторые пути их решения; сортировать мусор для его раздельного сбора;
по рисункам узнавать 3-5 животных и растений, приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу; высказывать оценивающие суждения о поведении человека в природе;
перечислить основные элементы режима дня и гигиенических норм;
назвать характер действий дорожной ситуации исходя из правил дорожного движения;
приводить примеры насекомых, рыб, зверей.
Планируемые образовательные ресурсы
В результате изучения окружающего мира в 1 классе ученик научится:
называть планету, на которой живет, родную страну и ее столицу; регион, город, где живут учащиеся;
называть государственную символику России;
называть общие признаки живых организмов;
называть основные условия благополучной жизни растений и животных;
соблюдать правила сохранения и укрепления здоровья;
соблюдать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, в школе);
называть основные профессии людей и определять взаимопомощь людей разных профессий;
называть основные группы животных и растений;
соблюдать правила поведения в природе;
называть основные признаки каждого времени года;
называть основные помещения школы;
называть улицы, расположенные вблизи школы и дома;
называть основные учреждения культуры, быта;
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
пользоваться словами, указывающими направления и время;
наблюдать, делать умозаключения;
различать профессии людей;
различать растения и животных;
различать объекты природы;
различать части растения, отображать их на рисунке;
приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
показывать сушу и воду на глобусе;
ориентироваться в помещениях школы;
различать знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;
уход за растениями (животными);
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
составления описательного рассказа по картине, наблюдаемого объекта во время экскурсии;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.
получит возможность научиться:
самостоятельно или с помощью взрослых учащиеся могут
проводить наблюдения и опыты под руководством учителя;
группировать и классифицировать объекты живой и неживой природы;
сознательно выполнять правила экологического поведения;
высказать свои суждения о необходимости соблюдения режима дня и правил гигиены;
определить по внешнему виду названия различных растений;
самостоятельно и уверенно сможет:
измерить длину небольшого тела; времени по часам;
описать объект по 2-3 признакам; сравнивать однородные объекты (листья деревьев, горные породы), выявить «лишний» объект;
выявить во время экскурсии или обсуждения в классе экологические проблемы своей местности и рассказать о них, назвать некоторые пути их решения; сортировать мусор для его раздельного сбора;
по рисункам узнавать 3-5 животных и растений, приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу; высказывать оценивающие суждения о поведении человека в природе;
перечислить основные элементы режима дня и гигиенических норм;
назвать характер действий дорожной ситуации исходя из правил дорожного движения;
приводить примеры насекомых, рыб, зверей.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье,
родственникам, любовь к родителям.
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.
использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.
освоить роли ученика; формирование интереса к учению;
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
развивать эколого-этическую деятельность анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе).
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
проговаривать последовательность действий на уроке.
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
учиться работать по предложенному учителем плану.
учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем.
уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой.
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
слушать и понимать речь других.
участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).
формировать умение работать в группах и парах.
составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений:
название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
государственную символику России: флаг, герб, гимн;
государственные праздники;
основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
вести наблюдения в природе.
различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру; знать названия дней недели
вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;
выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;
объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;
группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей;
различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);
различать овощи и фрукты;
выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);
особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
оценивать правильность поведения в быту (правила общения);
правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;
назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;
правила сохранения и укрепления здоровья.
Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся:
Оценка усвоения знаний осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, текстовых заданий электронного приложения к учебнику, в самостоятельных и проверочных работах. Текущее, тематическое и итоговое оценивание ведётся без выставления бальной отметки, сопровождаемые словесной оценкой.
Используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартных ситуациях с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности его логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
3.Содержание программы учебного курса.
Задавайте вопросы! -1ч.
Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой.
Раздел «Что и кто?»-20ч.
Что такое Родина?-1ч
Знакомство с целями и задачами раздела. Родина - это наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине.
Что мы знаем о народах России?-1ч
Многонациональный характер населения России. Представление об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России.
Что мы знаем о Москве?-1ч
Москва-столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т.д. Жизнь москвичей-наших сверстников.
Проект «Моя малая родина». -1ч
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
Что у нас над головой?-1ч
Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звезды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы.
Что у нас под ногами?-1ч
Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней.
Что общего у разных растений?-1ч
Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях.
Что растет на подоконнике? -1ч
Наиболее распространенные комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от условий их родины. Распознавание комнатных растений класса.
Что растет на клумбе?-1ч
Наиболее распространенные растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петунья, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника.
Что это за листья?-1ч
Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям.
Что такое хвоинки?-1ч
Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна- хвойные деревья. Хвоинки-видоизмененные листья. Распознавание хвойных деревьев.
Кто такие насекомые? -1ч
Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых - шесть ног. Разнообразие насекомых.
Кто такие рыбы?-1ч
Рыбы -водные животные, тело которых покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы.
Кто такие птицы?-1ч
Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья – главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы.
Кто такие звери?-1ч
Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детенышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни.
Что окружает нас дома?-1ч
Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению.
Что умеет компьютер?-1ч
Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасности обращения с ним.
Что вокруг нас может быть опасным?-1ч
Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения.
На что похожа наша планета?-1ч
Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус-модель Земли.
Проверим и оценим свои достижения -1ч.
Проверим и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта « Моя малая Родина» Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.
Раздел «Как, откуда и куда?»-12ч.
Как живет семья? Проект «Моя семья». -1ч.
Знакомство с целями и задачами раздела. Семья – это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»; знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?-1ч.
Значение воды в природе. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязненной воды. Очистка загрязненной воды.
Откуда в наш дом приходит электричество?-1ч.
Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки её потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы.
Как путешествует письмо?-1ч
Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации.
Куда текут реки?-1ч.
Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока до моря, о пресной и морской воде.
Откуда берутся снег и лед?-1ч
Снег и лед. Исследование свойств снега и льда.
Как живут растения? -1ч.
Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растений. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями.
Как живут животные?-1ч
Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка.
Как зимой помочь птицам?-1ч
Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц.
Откуда берется и куда девается мусор?-1ч.
Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора.
Откуда в снежках грязь?-1ч
Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде.
Проверим себя и оценим свои достижения.-1ч.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья». Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.
Раздел «Где и когда?» -11ч.
Когда учиться интересно?-1ч.
Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем,. Обращение к учителю.
Проект «Мой класс и моя школа». -1ч.
Подготовка к выполнению проекта ; знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
Когда придет суббота? -1ч
Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели.
Когда наступит лето? -1ч.
Последовательность смены времен года и месяцев в нем. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времен года.
Где живут белые медведи?-1ч.
Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.
Где живут слоны?-1ч.
Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов.
Где зимуют птицы?-1ч
Зимующие и перелетные птицы. Места зимовок перелетных птиц. Исследование учеными маршрутов перелета птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму.
Когда появилась одежда?-1ч
История появления и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная).
Когда изобрели велосипед?-1ч
История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей ( прогулочный, гоночный, тандем, детский трехколесный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде.
Когда мы станем взрослыми?-1ч
Отличие жизни взрослого человека от жизни ребенка. Необходимость выбора профессии. Целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира.
Проверим себя и оценим свои достижения -1ч.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа». Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.
Раздел « Почему и зачем?» -22ч.
Почему солнце светит днем, а звезды – ночью?-1ч
Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, Сравнительные размеры звезд. Созвездие Льва.
Почему Луна бывает разной? -1ч.
Луна – спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны.
Почему идет дождь и дует ветер? -1ч.
Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных.
Почему звенит звонок?-1ч.
Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши.
Почему радуга разноцветная?-1ч.
Радуга – украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги.
Почему мы любим кошек и собак?-1ч
Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой.
Проект «Мои домашние питомцы». -1ч
Подготовка к выполнению проекта, знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?-1ч
Разнообразие цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу.
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? -1ч
Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу.
Зачем мы спим ночью?-1ч
Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену.
Почему нужно есть много овощей и фруктов?-1ч
Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? -1ч
Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приемов чистки зубов и мытья рук.
Зачем нам телефон и телевизор?-1ч
Почта, телеграф, телефон – средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы)- средства массовой информации. Интернет.
Зачем нужны автомобили?-1ч
Автомобили - наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль – автомобиль будущего.
Зачем нужны поезда?-1ч
Поезда - наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта
Зачем строят корабли?-1ч
Корабли (суда)- водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля.
Зачем строят самолеты?-1ч
Самолеты - воздушный транспорт. Виды самолетов в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные самолеты). Устройство самолета.
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?-1ч.
Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае).
Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?-1ч.
Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолете.
Зачем люди осваивают космос?-1ч
Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полетов в космос, Ю.А.Гагарин – первый космонавт земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции.
Почему мы часто слышим слово «экология»?-1ч
Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли.
Проверим себя и оценим свои достижения -1ч.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы». Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.
4.Тематический план учебного курса
Наименование тем. | Количество часов | Проекты |
Задавайте вопросы!
| 1 |
|
Что и кто? | 20 | Проект «Моя малая родина».
|
Как, откуда и куда? | 12 | Проект «Моя семья». |
Где и когда? | 11 | Проект «Мой класс и моя школа». |
Почему и зачем? | 22 | Проект «Мой класс и моя школа». |
Итого: | 66 | 4 |
5.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема | Элементы содержания | Планируемые результаты | Вид контроля | Информационные ресурсы | Дата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
1. | Задавайте вопросы! | Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой | Обучающийся научится различать средства познания окружающего мира. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться строить вопросительные предложения об окружающем мире. | Познавательные УУД: Обучающийся научится ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями. Коммуникативные УУД: обучающ-ийся научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя. Регулятивные УУД: обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке. | Обучающийся получит возможность научиться принимать новый статус «ученика». | Текущий | Наглядный материал, карточки,тесты, раздаточный материал, доска, иллюстративный материал, мультимедийные презентации | 02.09 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
2. | Раздел «Что и кто?» (20часов)
Что такое Родина?
| Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине | Обучающийся научится: - различать флаг и герб России; - узнавать некоторые достопримечательности столицы; - правильно переходить улицу; - различать изученные камни, растения, животных и созвездия; - сравнивать растения, животных, относить их к определенным группам; - использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; -изготовлять модели Солнца и созвездий. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: - проводить наблюдения в окружающем мире;
| Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания; Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | Беседа по вопросам | мультимедийные презентации | 06.09 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
3. | Что мы знаем о народах России?
| Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов Росси | - определять с помощью атласа-определителя растения и животных; - описывать по плану дерево, рыбу, птицу.
| информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Совместно договариваться о правилах общения. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры). Уметь работать в парах. Составлять небольшой рассказ на заданную тему. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться выстраивать проблемный | Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие. Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах. Освоить роли ученика; формирование интереса к учению; В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
| Беседа по вопросам | Наглядный материал, карточки,тесты, раздаточный материал, доска, иллюстративный материал, мультимедийные презентации | 0.909 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
4. | Что мы знаем о Москве?
| Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников | Беседа по вопросам |
| 13.09 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
5. | Проект «Моя малая Родина».
| Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. |
| диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов; Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
|
| Фронтальный, проект |
| 16.09 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
6. | Что у нас над головой?
| Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы | Фронтальный
|
| 20.09 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
7. | Что у нас под ногами?
| Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней | Беседа по вопросам |
| 23.09 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
8. | Что общего у разных растений?
| Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях. | Беседа по вопросам |
| 27.09 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
9. | Что растёт на подоконнике?
| Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе | Беседа по вопросам |
| 30.09 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
10. | Что растёт на клумбе?
| Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника |
|
|
| Фронтальный
|
| 04.10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
11. | Что это за листья?
| Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям | Беседа по вопросам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
12. | Что такое хвоинки?
| Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев. |
|
|
| Текущий, практическая работа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
13. | Кто такие насекомые?
| Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых — шесть ног. Разнообразие насекомых | Текущий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
14. | Кто такие рыбы?
| Рыбы — водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы. |
|
|
| Текущий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
15. | Кто такие птицы?
| Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы. | Текущий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
16. | Кто такие звери?
| Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни | Текущий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
17. | Что окружает нас дома?
| Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению | Взаимо- и самопроверка, текущий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
18. | Что умеет компьютер?
| Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним | Беседа по вопросам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
19. | Что вокруг нас может быть опасным? . | Первоначальное знаком-ство с потенциально опасными окружающи-ми предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения | Текущий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
20. | На что похожа наша планета?
| Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли | Беседа по вопросам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
21. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина» | Презентация проекта «Моя малая Родина» | Обучающийся научится представлять результаты проектной деятельности. | Обучающийся научится адекватно оценивать свои достижения | Тестовая работа, проект |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
22. | Раздел «Как,откуда и куда?»(12часов)
Как живёт семья? Проект «Моя семья».
| Знакомство с целями и задачами раздела. Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | Обучающийся научится: - называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи; - правильно обращаться с электричеством; - сравнивать реку и море; - раздельно собирать мусор; Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: - проводить опыты с водой, снегом и льдом; - ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка; -мастерить кормушки и подкармливать птиц.
| Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания; Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого | Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие. Использовать основные формы приветствия, просьбы | Проект, текущий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
23. | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
| Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды |
| текста). Слушать и понимать речь других. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах). Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры). Работать в группах и парах. Составлять небольшой рассказ на заданную тему. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов; Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Учиться технологии оценивания образовательных достижений | и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах. Освоить роли ученика; формирование интереса к учению; В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | Практическая работа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
24. | Откуда в наш дом приходит электричество?
| Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы | Практическая работа, беседа по вопросам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
25. | Как путешествует письмо?
| Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации |
| (учебных успехов). |
| Текущий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
26. | Куда текут реки?
| Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде | Текущий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
27. | Откуда берутся снег и лёд?
| Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда | Практическая работа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
28. | Как живут растения?
| Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями. | Тестовая работа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
29. | Как живут животные?
| Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка. |
|
|
| Текущий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
30. | Как зимой помочь птицам?
| Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц. | Беседа по вопросам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
31. | Откуда берётся и куда девается мусор?
| Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора. | Текущий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
32. | Откуда в снежках грязь?
| Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде | Текущий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
33. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» | Презентация проекта «Моя семья». | Обучающийся научится представлять результаты проектной деятельности. | Обучающийся научится адекватно оценивать свои достижения |
| Тестовая работа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
34. | Раздел «Где и когда?»(11часов)
Когда учиться интересно?
| Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю. | Обучающийся научится: - различать прошлое настоящее и будущее; - называть дни недели и времена года в правильной последовательности; соотносить времена года и месяцы; - находить на глобусе холодные и жаркие районы; - различать животных холодных и жарких районов; - подбирать одежду для разных случаев; - соблюдать правила безопасной езды на велосипеде. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: - анализировать схему смены времён года и месяцев; - характеризовать природные явления в разные времена года; - устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями; - объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; | Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания; Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем. Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – | Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее). Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | Беседа по вопросам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
35. | Проект «Мой класс и моя школа».
| Подготовка к выполне-нию проекта: знакомст-во с материалами учеб-ника, распределение за-даний, обсуждение спо-собов и сроков работы | - изготавливать маскарадный костюм. | схемой. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах). Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры). Работать в группах и парах. Составлять небольшой рассказ на заданную тему. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться выстраивать проблемный | Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие. Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах. Освоить роли ученика; формирование интереса к учению; В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | Фронтальный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
36. | Когда придёт суббота?
| Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели | Текущий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
37 | Когда наступит лето?
| Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года | Беседа по вопросам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
38. | Где живут белые медведи?
| Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов | Беседа по вопросам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
39. | Где живут слоны?
| Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов | Текущий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
40. | Где зимуют птицы?
| Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму |
|
|
| Фронтальный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
41. | Когда появилась одежда?
| История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная) | Текущий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
42. | Когда изобрели велосипед?
| История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде | Фронтальный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
43. | Когда мы станем взрослыми?
| Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира | Индивидуальный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
44. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?»» | Презентация проекта «Мой класс и моя школа | Обучающийся научится представлять результаты проектной деятельности. | Обучающийся научится адекватно оценивать свои достижения | Тестовые задания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
45. | Раздел «Почему и зачем»(22часа)
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
| Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва | Обучающийся научится: -изготавливать модели звезд, созвездий, Луны; - объяснять причины возникновения дождя и ветра; - перечислять цвета радуги в правильной последовательности; - различать овощи и фрукты; - различать виды транспорта; - описывать по плану своего домашнего питомца; - правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки; - находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире; - соблюдать правила поведения в природе, правила безопасности в транспорте. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: - наблюдать картину звёздного | Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания; Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и | Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту. Уметь анализи-ровать собственное отношение к миру природы и поведения в нем; оценивать поступки других людей в природе). Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые | Текущий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
46. | Почему Луна бывает разной?
| Луна — спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны |
| Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов; Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов). |
| Беседа по вопросам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
47. | Почему идёт дождь и дует ветер?
| Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных | Фронтальный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
48. | Почему звенит звонок?
| Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши | Текущий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
49. | Почему радуга разноцветная? . | Радуга — украшение окружающего мира Радуга — украшение окружающего мира | Беседа по вопросам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
50. | Почему мы любим кошек и собак?
| Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой | Индивидуальный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
51. | Проект «Мои домашние питомцы» | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | Проект |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
52. | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
| Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу | Текущий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
53. | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
| Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу | Текущий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
54. | Зачем мы спим ночью?
| Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену | Беседа по вопросам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
55. | Почему нужно есть много овощей и фруктов?
| Овощи и фрукты, их разнообразие и Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов значение в питании человека. | Практическая работа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
56. | Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
| Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук | Текущий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
57. | Зачем нам телефон и телевизор?
| Почта, телеграф, телефон — средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) — средства массовой информации. Интернет | Текущий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
58. | Зачем нужны автомобили?
| Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль будущего | Фронтальный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
59. | Зачем нужны поезда?
| Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта | Беседа по вопросам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
60. | Зачем строят корабли?
| Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля | Текущий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
61. | Зачем строят самолёты?
| Самолёты — воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта | Текущий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
62. | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
| Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае) | Беседа по вопросам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
63. | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?
| Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте | Текущий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
64. | Зачем люди осваивают космос?
| Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции | Фронтальный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
65. | Почему мы часто слышим слово «экология»?
| Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли |
| Беседа по вопросам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
66. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | Обучающийся научится представлять результаты проектной деятельности. | Обучающийся научится адекватно оценивать свои достижения |
| Тестовая работа, проект |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.Учебно- методическое обеспечение.
Демонстрационные и печатные пособия
научно-популярные, художественные книги для чтения
(в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
модели дорожных знаков, часов;
муляжи фруктов и овощей;
гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
живые объекты (комнатные растения).
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
демонстрационные экземпляры микроскопа, термометров разных видов (спиртового) для измерения температуры воздуха.
Лабораторное оборудование и материалы
для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.),
измерительные и осветительные приборы (свеча), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений.
Технические средства обучения
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Школа России» 1-4 классы Окружающий мир. А.А.Плешаков
М : Просвещение 2011.
Учебник Окружающий мир. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Плешаков А.А. М.: Просвещение 2012
Рабочие тетради: Окружающий мир. Рабочая тетрадь 1 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Плешаков А.А. М.: Просвещение 2012.
0