СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. Образовательная программа "Перспектива".
Рассмотрено на заседании МО учителей нач.кл «_____» _________ 2015г. Протокол №1 от 29.08.2015г. | Согласовано Зам. директора по УВР ____________Р.Х.Шидова «_____» _________ 2015г. | Утверждаю Директор МКОУ «СОШ №31 им. Нури Цагова» г.о.Нальчик ________________ А.М.Егожев Приказ №___ от «___» ___ 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
для 1 класса «А»
(Кол-во часов в неделю - 2 ч., количество часов в год-66 ч.)
учителя высшей квалификационной категории
Орсаевой
Аллы Анатольевны
Рабочая программа разработана в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, Уставом МКОУ «СОШ №31 им. Нури Цагова» г.о.Нальчик.
Учебник А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир» 1 класс,
Москва. Издательство «Просвещение», 2014 г.
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
В основе данной рабочей программы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
2.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 822 от 23.12.2009 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016учебный год».
3.Региональный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях КБР, на 2015-2016 уч. г.
4.Учебный план МКОУ «СОШ № 31 имени Нури Цагова» на 2015-2016 учебный год.
6.Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин прогимназии.
7.Инструктивно-методическое письмо «О преподавании в начальных классах общеобразовательных учреждений в 2015-2016 учебном году»
8. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. – М. – Просвещение, 2011. 400 с. – (Стандарты второго поколения). – «Примерная программа по окружающему миру»;
9. Программы курса «Окружающий мир» под редакцией А. А. Плешакова, «Просвещение», 2014 год;
10. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. /Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.- Просвещение, 2011. 120 с;
Концепция (основная идея) программы:
«Перспектива» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Предпосылками для создания программы стали: основные положения Л.В. Выготского, научные идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепция содержания непрерывного образований (дошкольное и начальное звено)», «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование». Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью, соседа по парте или в малой группе, А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость): содержание курса разработано на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся, и является составной частью целостной дидактической системы развивающего обучения. «Окружающий мир» в начальной школе - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-целостного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой. Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального
развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.Значение курса состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Данный учебный предмет входит в образовательную область «Обществознание и естествознание».
Общая характеристика учебного предмета
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек – как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, то есть тоже природно-культурное целое.
Программу определяют важнейшие компоненты культуры – норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом, дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:
природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое пространство и время как важнейшие параметры бытия;
природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы курса могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данным курсом факультативы А. А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е. П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продлённого дня, система работы школы полного дня для младших школьников.
Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявить отдельные стороны (аспекты) в тех обобщенных формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учетом увеличения возрастных возможностей учащихся углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:
природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;
наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
человечество как многообразие народов, культур, религий;
семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Цели курса
Изучение окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:
развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи курса:
Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.
Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.
Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.
Принципы:
– принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
– принцип преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания, российского менталитета;
– принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;
– принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении ребёнка, повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания;
– принцип системности в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;
– принцип ценностного подхода.
Роль праздников в жизни класса велика, поэтому о них следует сказать особо. Они вносят в учебный процесс элементы игры, придают школьной жизни дополнительные краски, делают её более радостной, что особенно важно для младших школьников. Так как одним из важных направлений в воспитательной работе является семейное воспитание, то все праздники класса проходят как семейные встречи и заканчиваются чаепитием. Заранее во время подготовки ребята знакомятся с содержанием праздника, а уже на семейном вечере это содержание раскрывается в стихах, песнях, сценках. При этом родители принимают активное участие в подготовке и проведении праздника, они разыгрывают роли в театральных постановках, оформляют декорации, поют песни и т.п.
Одной из основных задач семейного воспитания класса является формирование семейного клуба. Элементами его может стать родительский хор, творческие мастерские (ручной мужской и женский труд, театр), когда в группу продлённого дня приходят заниматься с детьми их родители; просветительский лекторий для родителей (встречи с психологом, священником, интересными людьми). Большую роль в семейном воспитании класса играют совместные с родителями поездки и экскурсии, география которых в последующие годы будет постоянно расширяться.
Все эти мероприятия необходимы для взаимодействия с родителями в духе «осознанного родительства».
Методы и формы обучения:
а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала:
б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником:
в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, практические работы;
г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, практические занятия;
Формы организации учебной работы по окружающему миру в 1 классе является урок.
1. Урок сообщение нового материала или урок ознакомления с новым материалом.
2. Уроки закрепления знаний, умений и навыков.
3. Обобщения и систематизации знаний.
4. Комбинированные уроки.
В курсе «Окружающий мир» актуализируются межпредметные связи с такими курсами, как «Литературное чтение», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология». В учебниках с 1 по 4 класс прослежена единая логика развития мысли и познания школьника. Учащиеся приобщаются к работе с книгой, овладевают умением понимать содержание прочитанного и работать с текстом. Итогом первого года обучения является формирование начальных навыков чтения, свободной и правильной речи. Дети получают общее представление об окружающем мире, о разнообразии животных и растений. Получают первоначальные навыки работы с художественным текстом. Принцип целостности картины мира предполагает отбор интегрированного содержания образования, которое поможет обучаемому удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. Одним из основных путей реализации этого требования является учет межпредметных связей и разработка интегрированных курсов по окружающему миру, развитию речи, литературному чтению, математике, технологии. Следует выделить возможные сочетания таких предметов, как чтение – окрукжающий мир, окружающий мир - чтение - изобразительное искусство, - окружающий мир - технология, окружающий мир - изобразительное искусство. Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе окружающего мира, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена по государственной программе авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая из расчета 2 часа в неделю, 66 часов в год. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты.
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознания своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты.
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и другие с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Планируемые результаты в соответствии с требованиями ФГОС
Тема раздела | Предметные | Метапредметные универсальные учебные действия | Личностные универсальные учебные | ||||||||
Познаватель ные | Коммуни кативные | Регулятивные | | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||
Мы и наш мир | Осмысление представле ний о челове ке и мире, который его окружает | Осмысление взаимосвязи между челове ком и окружаю щим миром | Формирова ние способов взаимодействия с окружающим миром (вижу, слышу, говорю чувствую); умения отвечать на поставлен ный вопрос | Формирование умения выполнять задание в соответствии с целью | Формирование личного | ||||||
Наш класс | Осмысление представлений о школе и классе как части целого мира | Осознание важности школы | Формирование способов позитивного взаимодействия со сверстниками и учителями | Умение выполнять задание в соответствии с целью | Формирование личного | ||||||
Наш дом и семья | Осмысление представлений о доме и семье как о мире, в котором есть природа, культура, близкие и дорогие люди | Осмысление понятий, связанных с темой «Семья»; осознание своей роли в семье | Знакомство с позитивными способами взаимодействия в семье | Освоение способов выражения позитивного отношения к семье ценностям; | Формирование позитивного отношения к семье и семейным ценностям | ||||||
Город и село | Осмысление представлений о городе и селе, которые неразрывно связаны с его историей, культурой, людьми | Осмысление взаимосвязи человека и места, в котором он родился и живёт | Формирование способов существования | Умение выполнять задания в соответствии с целью; целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос | Формирование личного | ||||||
Родная страна | Осмысление представлений о том, чем является для человека Родина | Осмысление представления о стране, в которой родился и живёшь, как об Отечестве, | Формирование умения общаться с людьми, воспринимать их как своих соотечественников, а себя – как часть большой семьи народов | Умение выполнять задания в соответствии | Формирование эмоционального осознания себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, уникальную природу | ||||||
Человек щий мир | Установление связи между внешним обликом человека и его внутренним миром, понимание эмоционально-эстетического соответствия разных периодов жизни человека состоянию природы в разное время года | Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира; осознание себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему | Формирование умения выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках | Умение выполнять задания в соответствии с целью; осуществление поиска ответов на поставленные вопросы | Формирование образа «Я», неразрывно связанного с миром природы, культуры, окружающих людей |
Предмет «Окружающий мир» в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД).
Личностные: нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий.
Познавательные общеучебные: широкий спектр источников информации.
Познавательные логические: анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия.
Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
Для достижения указанных личностных результатов в учебнике «Окружающий мир. 1 класс» введен соответствующий раздел и тема, разнообразные по форме и содержанию тексты, задания. Так, например, в курсе «Окружающий мир» с этой целью предусмотрен раздел «Родная страна» (1 класс), в котором дети знакомятся с государственными символами России (гербом, флагом, гимном), с обликом российской столицы и его изменением в ходе исторического времени. Тема «Мы – семья народов России» в этом же разделе знакомит детей с культурой разных народов России в сопоставлении и взаимных связях.
Типовые задачи формирования универсальных учебных действий
Типовые задачи формирования универсальных учебных действий на основе УМК «Перспектива» конструируются учителем на основании следующих общих подходов:
1. Структура задачи.
Любая задача, предназначенная для развития и/или оценки уровня сформированности УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных), предполагает осуществление субъектом (в свёрнутом или развёрнутом виде) следующих навыков: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. В общем виде задача состоит из информационного блока и серии вопросов (практических заданий) к нему.
2. Требования к задачам.
Для того чтобы задачи, предназначенные для оценки тех или иных УУД, были валидными, надёжными и объективными, они должны быть:
• составлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к тестовым заданиям в целом;
• сформулированы на языке, доступном пониманию ученика, претендующего на освоение соответствующих УУД;
• избыточными с точки зрения выраженности в них «зоны ближайшего развития»;
• многоуровневыми, то есть предполагающими возможность оценить: общий подход к решению; выбор необходимой стратегии;
• «модульными», то есть предусматривающими возможность, сохраняя общий конструкт задачи, менять некоторые из её условий.
Формы контроля и учёта достижений обучающихся
Обязательные формы | Иные формы учета достижений | ||
Текущая аттестация | итоговая аттестация (четверть, год) | урочная | |
– устный опрос – письменная самостоятельная работа – тестовые задания – творческая работа | диагностическая контрольная работа – интегрированная контрольная работа | –анализ динамики текущей успеваемости | – портфолио |
Система оценки достижений учащихся.
· тексты итоговых диагностических контрольных работ и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);
· устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
· портфолио;
Критериями оценивания являются:
· соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
· динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
Средсвом формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
- называть основные особенности каждого времени года.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Планируемые результаты:
Обучающиеся научатся
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
- называть основные особенности каждого времени года.
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы. пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
§ осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами.
Характеристика деятельности учащихся.
Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах
Практическая работа: составить режим дня
Моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление
Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире
Называть окружающие предметы и их признаки
Различать предметы и выделять их признаки
Различать времена года по признакам
Характеризовать времена года
Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются
Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки
Объяснять, какую роль играют родителя, учителя и книги в становлении и обучении человека
· Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями
· Практическая работа: составление перечня обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками
· Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных
Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения с друзьями
Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе
Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста
Оценивать реальные и игровые ситуации общения
Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой
Практическая работа по освоению правил поведения в доме
Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила пользования телефоном
Записыватьтелефоны экстренной помощи
Различать времена года по признакам
Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни
· Подготовить рассказ о занятиях людей в родном селе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями
· Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни
· Подготовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного города (села) на основе дополнительной информации
· Подбирать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры
· Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр
· Проиграть учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения
· Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии
· Характеризовать разные виды транспорта
· Демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону
· Характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни
· Приводить примеры действий людей разных профессий в создании окружающих нас вещей
· Приводить примеры использования человеком богатств природы
· Анализировать примеры использования человеком богатств природы
· Сравнивать и различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Характеризовать их свойства
· Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний
· Различать времена года по признакам
· Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
· Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
· Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни
· Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы
· Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам
· Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями
· Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам
· Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные (на примере своей местности)
· Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние–дикие животные; культурные -дикорастущие растения
· Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности)
· Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности
· Приводить примеры особенностей человека как разумного существа
· Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире
· Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере)
· Оценивать конкретные примеры поведения в природе
· Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере
· Оценивать конкретные примеры поведения в природе.
Инструментарий для оценивания результатов
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контро ля - проверка знания фактов учебного матери ала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные работы.
Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Содержание учебного предмета
Мы и наш мир (10 ч).
Что такое окружающий мир. Природа. Неживая и живая природа.
Культура. Природа в творчестве человека.
Мы – люди. Как мы общаемся с миром. Люди – творцы культуры.
Наш класс в школе (12 ч).
Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Учитель — наставник и друг. Правила поведения в классе и школе, организация труда и отдыха.
Природа в классе — источник радости, красоты и знаний. Комнатные растения. Части растения. Уход за комнатными растениями. Разнообразие растений возле школы. Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Аквариум и его обитатели, другие животные живого уголка. Необходимость бережного отношения к ним, уход за ними. Разнообразие животных: насекомые, рыбы, птицы, звери; основные отличительные признаки этих групп. Любовь к растениям и животным, забота о них — важная часть счастливой жизни культурного человека.Распорядок учебного дня — разумное чередование учебной работы и отдыха. Книга — первый помощник в учёбе с давних времен. Игры во время переменок, на уроке физкультуры, в группе продлённого дня — наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Мир детских игрушеки детского фольклора.
Наш дом и семья (16 ч).
Отношения в семье: любовь к детям, уважение к старшим, взаимопонимание и взаимопомощь. Родословное древо. Семейный архив и реликвии — семейная память. Я и члены моей семьи — часть моего народа. Культура моего народа (рукотворная и нерукотворная) хранится в семье и передаётся от одного поколения к другому.Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Как рождаются вещи (превращение природных материалов в изделия благодаря труду людей). Красивые камни в нашем доме; изделия из камня — соединение красоты природы, фантазии и мастерства людей. Комнатные растения у нас дома. Растения огорода и сада. Овощи и фрукты на нашем столе. Как появляются на столе хлеб и каша, чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения. Собака и кошка — животные, прирученные человеком в глубокой древности. Породы собак и кошек. Дикие и домашние животные. Наши коллекции: фигурки животных, игрушки, изображающие животных, и т. д. — соединение образов природы и творчества человека. Ритм жизни в семье — основа здорового образа жизни. Режим дня, личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице.
Город и село (16 ч).
Мы в городе, селе — это я и мои земляки. Красота любимого города, родного села. Сочетание мира природы и мира культуры в городе, селе. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом, о наших земляках, их трудах и подвигах. Любовь к своему городу, селу — чувство, необходимое для счастливой жизни человека. Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения. Разнообразие растений города. Лиственные и хвойные деревья. Растения цветника. Ботанический сад — царство удивительных растений, созданное человеком. Парки, скверы, заповедные места края — наше общее культурное богатство. Разнообразие животных парка, необходимость бережного отношения к ним. Зоопарк — живой музей под открытым небом. Правила поведения в зоопарке. Музеи и библиотеки — хранилища нашей общей культуры, нашего прошлого во имя будущего.Мир профессий. Наши профессии и наш характер. Профессии в городе и селе: общее и различное. Бережное отношение к природе и к результатам человеческого труда в городе и селе — норма жизни каждого культурного человека.
Родная страна (2 ч).
Мы в стране — это я и мои соотечественники. Россия — наша Родина. Символы России: флаг, герб, гимн. Москва — столица России. Москва в прошлом и настоящем. Любовь к Отечеству, знание его прошлого — норма жизни культурного человека.Семья народов России — наше великое достояние. Костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чём они рассказывают? Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.) Взаимное уважение народов России — основа мира и согласия в стране.Природа России — основа нашей жизни, наше великое богатство. Разнообразие и красота природы России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедники.
Человек и окружающий мир (10 ч).
Природное начало в человеке и его культурные особенности. Внешний облик человека; внутренний мир человека. Влияние внутреннего на внешнее, внешнего на внутреннее.Ритм в человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве. Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство — молодость — зрелость — старость/утро — день — вечер/весна — лето — осень — зима) в творчестве разных народов мира.Каждый из нас — целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни природы и человека.
Тематическое планирование по окружающему миру
Количество часов в неделю – 2 часа (33 недели)
№ | Раздел программы | Количество часов |
1. | Мы и наш мир | 10 часов |
2. | Наш класс в школе | 12 часов |
3. | Наш дом и семья | 16 часов |
4. | Город и село | 16 часов |
5. | Родная страна | 2 час |
6. | Человек и окружающий мир | 10 часов |
| Итого: | 66 часов |
Система оценки достижения учащихся
В 1 классе ведётся безотметочное обучение (словесная оценка).
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
№ урока
| Тема урока. Тип урока. | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | Вид контроля | Дата | |||||||||||||
Предметные результаты
| Метапредметные результаты | Личностные результаты | План | Факт | ||||||||||||||
Раздел 1. Что такое окружающий мир (11 ч )
| ||||||||||||||||||
1 | Мы и наш мир. Природа. Неживая и живая природа. | Познакомить с учебником и его персонажами, рабочей тетрадью; с правилами безопасности по пути из дома в школу и обратно. Формировать представление о природе как составной части окружающего мира; понятия «неживая природа», «живая природа». | Умение различать живую и неживую природу; приводить примеры объектов каждой группы | Формирование интереса желание изучать окружающий мир | Рассказывать о мире, опираясь на материалы учебника и собственные представления. Обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Моделировать и изображать безопасный маршрут от дома до школы. Запомнить домашний адрес и адрес школы. Составлять распорядок дня, определять в нём время ухода в школу и возвращения домой Различать и называть объекты неживой и живой природы.
| Фронтальная устная проверка Взаимопроверка
| 04.09 | 04.09 | ||||||||||
2.
3. |
Культура. Н.Р.К. Культура народов КБР
Природа в творчестве человека. Мы – люди. |
Выделение старинных строений; сравнение многоэтажного дома с одноэтажным. Формировать личное восприятие мира и свое настроение в эмоциональном слове, музыкальном звуке в красках соответствующих цветов. Соответствовать национально – культурной норме Показать многообразие и красоту людей разного возраста и разной этнической принадлежности |
Сравнивать предметы, объекты, находить общее и различие. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других |
Формировать знания основных правил поведения в природе и обществе; ориентация на их выполнение |
Приводить примеры объектов неживой и живой природы (по своим наблюдениям). Обнаруживать связи между неживой и живой природой. Различать объекты природы и культуры. Определять природный материал, из которого сделаны предметы культуры. Сравнивать предметы культуры и располагать их на мысленной шкале «раньше — теперь, давно — недавно». Сравнивать древние и современные способы хранения и передачи произведений культуры, находить общее и особенное. Сравнивать и находить отличительные черты в старинных и современных предметах и произведениях культуры народов своего края. |
Устный опрос
Индивидуальное сообщение
|
11.09
18.09 |
11.09
18.09 | ||||||||||
4-5
6.
7.
| Как мы общаемся с миром.
Люди – творцы культуры.
За страницами учебника.
|
Беседа с опорой на жизненный опыт детей. Работа по учебнику и в парах.
| Уметь по картинам художников рассказывать о том, что и как видят , слышат, чувствуют их герои. О чем они думают и говорят
| Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро» , «правда», «красота». | Рассматривание иллюстрации, работа с учебником, выполнение заданий в тетради | Устный опрос | 30.09 02.10
06.10
09.10 | 30.09 02.10
06.10
09.10 | ||||||||||
8.
9.
10.
11. | Наш класс в школе.
Мы – дружный класс.
Учитель наставник и друг.
Природа в классе.
| Показать детям классную комнату как целый мир. Приступить к формированию осознанной сплоченности учащихся как членов единого коллектива. Представить детям идеальный образ учителя в культурной традиции народов России как великую духовную ценность. Слушание вальса цветов из балета Щелкунчик. Конкурс знатоков комнатных растений | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Оценивать правильность выполнения своих действий. Умение понимать необходимость сотрудничества с учителем. | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «настоящий друг». Формирование уважительного отношения к взрослым и друг к другу. | Характеризовать совместные и индивидуальные способы работы на предыдущих уроках. Отмечать яркие подробности в сотрудничества, взаимопомощи, взаимного понимания. Придумывать и делать подписи к фотографиям из жизни класса (с 1 сентября до предыдущего урока). Сравнивать эти фотографии, определять и описывать изменения в отношениях друг к другу за месяц учёбы в школе. Составлять предложения со словами «мы», «я», «дружный класс». Описывать своими словами образ учителя в картине. Обсуждать рассказ учителя о персонаже картины.
| Индивидуальный опрос | 13.10
15.10
20.10
22.10 | 13.10
15.10
20.10
22.10 | ||||||||||
12. | Природа в классе |
| Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Оценивать правильность выполнения своих действий. Умение понимать необходимость сотрудничества с учителем.
| Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «настоящий друг». Формирование уважительного отношения к взрослым и друг к другу. | Характеризовать совместные и индивидуальные способы работы на предыдущих уроках. Отмечать яркие подробности в сотрудничества, взаимопомощи, взаимного понимания. Придумывать и делать подписи к фотографиям из жизни класса (с 1 сентября до предыдущего урока).
|
| 27.10 | 27.10 | ||||||||||
13. | За страницами учебника |
| Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Оценивать правильность выполнения своих действий. Умение понимать необходимость сотрудничества с учителем. | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «настоящий друг». Формирование уважительного отношения к взрослым и друг к другу. | Характеризовать совместные и индивидуальные способы работы на предыдущих уроках. Отмечать яркие подробности в сотрудничества, взаимопомощи, взаимного понимания. Придумывать и делать подписи к фотографиям из жизни класса (с 1 сентября до предыдущего урока). |
| 29.10 | 29.10 | ||||||||||
14. | Природа КБР |
| Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Оценивать правильность выполнения своих действий. Умение понимать необходимость сотрудничества с учителем. | Осознание ценности природы и необходимости установления причино-следственных связей в окружающем мире. Умение квалифицировать животных. |
|
| 10.11 | 10.11 | ||||||||||
15.
16. | Как ухаживать за комнатными растениями.
Что растет у школы. Экскурсия. | Формулировка выводов об особенностях ухода за комнатными растениями Формировать понятия «деревья», «кустарники», «травянистые растения». | Умение различать изученные группы растений по существенным признакам, приводить пример | Осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность. Соблюдение правила экологического поведения | Рассуждать о целях выращивания комнатных растений. Определять комнатные растения класса (2—3 названия) с помощью атласа определителя. Сравнивать иллюстрации учебника и выявлять условия, необходимые для жизни комнатных растений. Рассказывать об известных способах ухода за комнатными растениями.
| Фронтальная проверка | 12.11
17.11 | 12.11
17.11 | ||||||||||
|
|
|
|
| Называть средства ухода за комнатными растениями, осваивать приёмы их использования (в ходе практической работы)
|
|
|
| ||||||||||
17.
18.
19.
20. | Мир за стеклянным берегом.
Кто еще у нас живет.
Какие бывают животные.
Н.Р.К. Животные КБР | Формировать представление об аквариуме как о созданном руками человека сообществе рыб. Выделение группы насекомых, рыб, птиц, зверей. Определение существенных признаков каждой группы. Формировать представление о группах животных, их существенных признаках; воспитывать бережное отношение к животным.
| Знать что аквариум целый мир с водными растениями, рыбами, улитками; научиться распознавать наиболее часто встречающиеся виды аквариумных рыбок. | Осознание ценности природы и необходимости установления причино-следственных связей в окружающем мире. Умение квалифицировать животных. | Наблюдать за жизнью живого уголка, фиксировать наблюдения в виде рисунков и (или) фотографий. Узнавать и называть животных на рисунках учебника. Подбирать обобщающее название для животных каждой группы, выявлять их существенные признаки, осуществлять самопроверку. | Устный опрос | 19.11
24.11
26.11
01.12 |
| ||||||||||
21.
22.
23.
24.
| Книга друг и наставник.
Делу – время.
Потехе – час.
За страницами учебника
| Отгадывание загадки, поиск ответа на вопрос «Почему о книге говорится как о пище». Рассказы о своих любимых книгах Работа над пословицей «Делу – время, потехе - час». Выбор из предложенных занятий что является делом, а что потехой | Организовывать выставку любимых книг, презентовать одноклассникам любимую книгу. Отгадывать загадки о книгах. | Составить свой режим дня придерживаясь повседневного порядка | Перечислять главные правила обращения с книгами. Делать общий коллаж «Любимые герои наших книг» Анализировать смысл первой части пословицы «Делу — время, потехе — час». Давать характеристику школьному распорядку занятий. Обобщать знания о знакомых уже правилах организации урока и общения на уроке со сверстниками и учителем. Подбирать к рисункам в учебнике подходящие пословицы. Объяснять их смысл. Обсуждать вторую часть пословицы «Делу — время, потехе — час». Объяснять необходимость соблюдения правил игрового поведения. Приводить примеры развивающих игр, в том числе игр народов своего края. Участвовать в игре и контролировать своё поведение . | Фронтальная проверка | 03.12
08.12
10.12
15.12
|
| ||||||||||
| ||||||||||||||||||
25.
26. | Мы в семье
Моя семья – часть моего народа. Н.Р.К. | Познакомить детей с терминами ближайшего родства; представить образ семьи в культурной традиции народов России и мира. Представить детям семейные традиции как признак принадлежности к тому или иному народу России и мира. | Умение различать степени родства; уметь с помощью терминов определять свои отношения с каждым из членов своей семьи | Развитие морально-этического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми соц. Группами и сообществами | Называть, с опорой на собственный опыт термины родства. Определять с их помощью свои отношения с каждым из членов семьи. Подсчитывать количество терминов родства в применении к себе со стороны родных. Характеризовать с помощью ключевых слов эмоциональные отношения между членами семьи. Перечислять «волшебные слова семейного счастья», в том числе в языках народов своего края. Оценивать с помощью этих слов свои отношения в семье
| Фронтальная проверка Самостоятельная работа | 17.12
22.12 |
| ||||||||||
27.
28 | Природа в доме.
Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. | Работа по изображению яблони с плодами. Определение понятия «родословное дерево». Формировать представление о том, что вода, газ, электричество в нашем доме – результат труда человека, использующего богатства неживой природы
| Знания о способах получения воды, газа, электричества их доставки в дом. Запомнить правила безопасного обращения бытовыми приборами | Соблюдение правила экологического поведения. Овладение начальными формами исследовательской деятельности | Перечислять «волшебные слова семейного счастья», в том числе в языках народов своего края. Оценивать с помощью этих слов свои отношения в семье | Самостоятельная работа Индивидуальный устный опрос | 24.12
29.12 |
| ||||||||||
29. | Красивые камни в нашем доме. | Научиться различать часто встречающиеся поделочные камни, узнавать их в изделиях | Определять (с помощью учебника и атласа-определителя) названия красивых камней, узнавать изученные камни на иллюстрациях и в натуральном виде. | Оценивать своё отношение к изделиям из камня; предлагать собственные варианты подобных изделий, рисовать их эскизы | Оценивать эмоционально эстетическое впечатление от восприятия образцов камней (на фотографиях в учебнике и в натуральном виде). Рассказывать о значении красивых камней и изделий из них в нашем доме.
| Фронтальная проверка | 12.01 |
| ||||||||||
|
|
|
|
| Соотносить изделия и природные камни, из которых они изготовлены, осуществлять самопроверку.
|
|
|
| ||||||||||
30.
31. | Комнатные растения у нас дома.
Выйдем в сад.
| Научиться классифицировать садовые и комнатные растения по признакам Научить различать значение слов «сад» и «огород», «фрукты», «ягоды» и «овощи»; продолжить работу по усвоению понятий «дерево», «кустарник», «травянистое растение» на примере садовых культур.
| Умение различать сад и огород, фрукты и ягоды, фрукты и овощи. | Осознание ценности природы. Формирование логических действий сравнения | Определять (с помощью учебника и атласа-определителя) названия комнатных растений, узнавать изученные растения на иллюстрациях и в натуральном виде. Узнавать комнатные растения по характерным признакам (например, размер, форма и окраска листьев), осуществлять самопроверку. Рассказывать о своих действиях по уходу за комнатными растениями своего дома. Работать со взрослыми: определять комнатные растения у себя дома (1—2 | Самостоятельная работа | 14.01
19.01 |
| ||||||||||
|
|
|
|
| растения), рисовать и (или) фотографировать их Рассказывать о своём саде (огороде), о помощи взрослым в садовых (огородных) работах. Рисовать фрукты и овощи своего сада, огорода |
|
|
| ||||||||||
32 | Овощи и фрукты на нашем столе. Н.Р.К. Овощи и фрукты КБР | Повторить и расширить полученные ранее сведения об овощах и фруктах; сформировать представление о витаминах и их пользе для организма. | Умение классифицировать овощи и фрукты. Усвоить, что овощи и фрукты кладовая витаминов | Принятие правил здорового образа жизни в интересах укрепления физического , психологического здоровья. | Оценивать своё отношение к различным овощам и фруктам, выделять среди них любимые, объяснять, что в них особенно нравится (вкус, запах, цвет и т.д.). Раскрывать полезные свойства овощей и фруктов. Соотносить плоды из жарких стран с растениями, на которых они созревают у себя на родине. Работать со взрослыми: учиться готовить овощной и (или) фруктовый салаты, записывать рецепт блюда.
| Индивидуальный устный опрос | 21.01 |
| ||||||||||
33 | Про хлеб и кашу, про чай и кофе. | Продолжить знакомство с тем, как растения кормят человека; воспитывать уважение к хлебу, труду людей, связанному с производством хлеба и других продуктов. | Знать из чего делают хлеб и каши, чай и кофе; Умение различать виды круп | Воспитание уважительного отношения к труду | Рассказывать (из жизненного опыта), откуда берутся хлеб, каши, чай, кофе. Соотносить растения и получаемые из них продукты питания. Практическая работа: определять крупы, кофейные зёрна, чай по фотографиям в учебнике и натуральным образцам, осуществлять самопроверку. Фантазировать, придумывая и рисуя то, что можно испечь из теста. | Индивидуальный устный опрос | 26.01 |
| ||||||||||
34.
| Дикорастущие и культурные растения. Н.Р.К. Растения КБР | Формировать понятия «дикорастущие растения», «культурные растения», дать представление о сортах культурных растений, учить классифицировать по признаку «дикорастущие - культурные» | Уметь отличать культурные растения от дикорастущих; умение приводить примеры растений каждой группы | Осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность. | Конструировать определения понятий «дикорастущие растения», «культурные растения», сравнивать свои предложения с приведённым в учебнике эталоном. Опираясь на иллюстрации учебника, объяснять, как появились культурные растения.
| Фронтальная проверка Взаимопроверка | 28.01 |
| ||||||||||
35.
36.
| Собака в нашем доме.
Кошка в нашем доме. |
Познакомить детей с происхождением собак и с наиболее распространенными породами; познакомить с правилами ухода за собакой. Познакомить детей с происхождением домашней кошки, с породами кошек; раскрыть особенности содержания кошек и |
Умение различать породы собак и кошек; знать правилами ухода за ними. |
Осознание ответственности за содержание собаки и содержание кошек. |
Называть предметы ухода за собакой и кошкой характеризовать их назначение. Рассказывать о своей собаке и кошке, о взаимоотношениях с ними, об уходе за собакой и кошкой. Работать со взрослыми: написать рассказ о своей собаке и кошке, нарисовать или сфотографировать их.
|
Фронтальная проверка |
02.02
04.02 |
| ||||||||||
37.
38.
39. |
Дикие и домашние животные.
С утра до вечера.
За страницами учебника |
Формировать понятия «дикие животные», «домашние животные», раскрыть значение домашних животных для человека. Представить детям образ повседневной жизни в семье как культурную ценность. Раскрыть важность и необходимость соблюдения устойчивого распорядка дел в течении дня. |
Знать в чем состоит различие между дикими и домашними животными. Приводить примеры. |
Формировать самостоятельность принятия решений в различных жизненных ситуациях. Контролировать свой распорядок дня. |
Обобщать имеющиеся представления о диких и домашних животных, объяснять, каких животных называют дикими, а каких — домашними, как появились домашние животные. Рассказывать о домашних животных своей семьи и об уходе за ними. Работать со взрослыми: рисовать или фотографировать домашних животных своей семьи Рассказывать об устойчивом распорядке дел в течение дня. Определять своё место в круге домашних обязанностей.
С помощью условных знаков. Подбирать пословицы о семье, о необходимости бережного отношения к времени. |
Самостоятельная работа Индивидуальный устный опрос |
09.02
11.02
23.02 |
| ||||||||||
| ||||||||||||||||||
40.
41. |
Мы в городе.
Мы в селе. |
Познакомить детей с понятием «земляки», показать особенности жизни горожан в старину и в наши дни. Показать особенности жизни в селе (деревне) в старину и в наши дни; роль села как хранителя непосредственной связи человека с природой, землей – кормилицей. |
Понимание необходимости взаимной связи людей в городе и в селе, важности культурного смысла понятия земляки, односельчане. |
Уважение к своему народу, к своей родине. Саморегуляция поведения в обществе. |
Определять значение слов «земляки», «горожане» путём сравнения однокоренных с ними слов. Определять значение слова «односельчанин»; сравнивать его со словом «земляк»; находить в этих словах общее и особенное. Сравнивать старинные и современные городские (сельские) занятия и дела, необходимые для поддержания порядка, удобства, красоты жизни людей в городе (селе).
|
Фронтальная проверка |
25.02
01.03 |
| ||||||||||
42.
43. | Красота любимого города. Н.Р.К. Красота города Нальчика.
Красота родного села. | Показать особенности облика города в зависимости от ландшафта. Представить архитектурный образ села, хозяйственные и эстетические особенности сельского жилища. | Знать особенности ландшафта, где находится родной город, родное село, откуда родом их семья. | Уважение к своему народу, к своей родине. | Различать названия городов (сёл), связанные с особенностями окружающей природы либо с памятью о знаменитых соотечественниках. Характеризовать облик города (села), называть его достопримечательности, соотносить их с особенностями природы и деятельностью людей. Фиксировать с помощью фотосъёмки красивые ландшафты города (села) для выставки в классе.
| Самостоятельная работа Фронтальная проверка | 04.03
10.03 |
| ||||||||||
44.
45. | Природа в городе.
Что растет в городе. Н.Р.К. Что растет в городе Нальчике. | Усвоить что природа в городе это источник красоты, здоровья, хорошего настроения. Знакомство с разнообразием растений города Познакомить с растениями которые
| Умение различать часто встречающиеся растения города. Усвоить чем различаются деревья. | Осознание ценности природы, соблюдение правила экологического поведения | Рассказывать о природе своего города. Фантазировать, выполняя рисунок необычной клумбы. Проектное задание: составить подборку фотографий или выполнить рисунок на тему «Природа в | Самостоятельная работа, взаимопроверка | 15.03
17.03 |
| ||||||||||
|
| наиболее часто используются для городского озеленения. Учить различать лиственные и хвойные деревья; продолжить обучение распознаванию растений.
|
|
| городе» Определять деревья и кустарники своего города (2—3 представителя) с помощью атласа-определителя. Узнавать знакомые деревья и кустарники по фрагментам |
|
|
| ||||||||||
46.
47.
48. | Чудесные цветники. Н.Р.К. Цветники в Нальчике.
В ботаническом саду.
Кто живет в парке. | Чем культурные растения отличаются от дикорастущих.
Поиск ответа на вопрос «Для чего человек создает цветники?» | Узнавать известные растения цветника на рисунке и в натуральном виде, | Фиксировать свои наблюдения в ботаническом саду в форме рисунков или фотографий. | Оценивать эмоционально эстетическое впечатление от восприятия цветников, клумб, обсуждать роль цветников в городе. осуществлять самопроверку. Работать со взрослыми: участвовать в создании цветников, клумб, рисовать растения цветника, высаженные собственными руками Предлагать и обосновывать правила поведения в ботаническом саду.
| Индивидуальный устный опрос | 22.03
24.03
05.04 |
| ||||||||||
49.
50. | В зоопарке.
Войдем в музей. | Познакомить детей с зоопарком как образовательным и научным учреждением, с некоторыми животными; правилами поведения в зоопарке. Формирование и совершенствование знаний; практикум. | Знать что зоопарк – это живой музей для всех кто любит животных, интересуется их жизнью. | Осознание ценности природы, соблюдение правила экологического поведения | Рассказывать о зоопарке своего города. Предлагать и обосновывать правила поведения в зоопарке. Фантазировать, рисуя эскиз оформления входа в зоопарк, сравнивать рисунок с эскизом входа в ботанический сад, объяснять различия. Работать со взрослыми: наблюдать за животными зоопарка. С опорой на собственный опыт организовывать заочную экскурсию в музей, по материалам учебника проводить экскурсию в качестве экскурсовода. Описывать внешний облик предметов, представленных в экспозициях для мальчиков и для девочек. Контролировать и оценивать поведение посетителей в музее.
| Тестовые задания Фронтальная проверка | 07.04
12.04 |
| ||||||||||
51. | Мы помним наших земляков. Н.Р.К. Известные люди КБР. | Познакомить детей с формами увековечения памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как с великой духовной ценностью. | Знание имен земляков, в честь которых названы улицы, площади, парки, поставлены памятники. | Самоопределяться в жизненных ценностях. |
| Фронтальная проверка | 14.04 |
| ||||||||||
52.
53. | Все профессии важны.
За страницами учебника. | Систематизировать представления детей о важности профессии земледельца в культурной традиции народов Росси и мира как с великой духовной ценности; какими качествами должен обладать мастер того или иного дела, профессионала. | Понимание важности любой профессии. | Воспитания уважительного отношения к труду. | Перечислять известные профессии и соотносить их особенности с необходимыми для них качествами характера. Моделировать ситуацию «интервью»: выбрать будущую профессию и соотнести с оценкой своего характера, способностей, интересов. | Фронтальная проверка | 19.04
21.04 |
| ||||||||||
| ||||||||||||||||||
54.
55. | Россия – наша родина.
Москва – столица России. | Представить детям образ Родины; познакомить с Государственными символами России – гербом, флагом, гимном.
| Умение приблизительно определять место своего города, села России. Знать как выглядит герб и | Формирование умения различать государственную символику Российской федерации и своего региона. | Показывать расположение Москвы на карте России. Обсуждать присловья о Москве и соотносить их с изображением | Фронтальная проверка | 26.04
28.04 |
| ||||||||||
|
| Представить детям образ сердца России – Москвы как великой духовной ценности; познакомить с главными московскими достопримечательностями – Кремлем и Красной площадью. | флаг России, как звучит гимн России. |
| Красной площади и зданий Московского Кремля на старинных литографиях и современных фотографиях. Сравнивать их внешний облик, соотносить по силуэтам, находить изменения. Подбирать ключевые слова для выражения впечатления от прослушивания записи колокольного звона и боя часов на Спасской башне Кремля. Определять символический смысл московского герба. Называть его главные цвета. Определять их символический смысл
|
|
|
| ||||||||||
56. | Мы – семья народов России. Н.Р.К. Народы КБР. | Дать понять детям, что Россия является многонациональным государством. | Перечислять «волшебные слова семейного счастья» на языках народов своего края. Оценивать с помощью этих слов свое
| Называть с опорой на собственный опыт термины родства. | Характеризовать с помощью ключевых слов отношения между народами и отношения между членами семьи | Фронтальная проверка | 03.05 |
| ||||||||||
|
|
| отношение к другим народам и отношение в семье.
|
|
|
|
|
| ||||||||||
57.-58
| Природа России.
Охрана природы. Красная книга России. | Формировать представление о многообразии природы нашей страны; показать красоту родной природы; воспитывать бережное отношение к ней. Формировать первоначальное представление об угрозах природе исходящих от человека, и мерах по ее охране; учить оценивать поступки человека по отношению к природе. Познакомить детей с Красной книгой России, а также Красной книгой своего региона, с | Получить первоначальное представление о разнообразие о природе России. Уметь приводить примеры из Красной книгой | Осознание ценности природы, соблюдение правила экологического поведения Знание необходимости охраны природы. Знать что такое Красная книга. | Сравнивать природу разных районов России с природой своего края. Работать со взрослыми: написать, в каких местах России уже удалось побывать, а в каких хотелось бы побывать Оценивать поступки человека по отношению к природе, рассказывать о них по своим наблюдениям. Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в этой деятельности. Выражать своё отношение к деятельности по охране природы. Объяснять, что такое Красная книга. Выражать своё отношение к редким растениям и животным. | Индивидуальный устный опрос Индивидуальный устный опрос | 05.05
|
| ||||||||||
|
| некоторыми растениями и животными внесенными в эти книги. |
|
| Характеризовать отдельных представителей Красной книги |
|
|
| ||||||||||
59-60.
61. | Заповедные тропинки. Н.Р.К. Природа КБР.
За страницами учебника. | Объяснение термина «заповедник». Усвоить, что заповедник это место (территория) где вся природа находится под строгой охраной. | Объяснить что народные привила охраны природы стали закономи современных заповедников | Знать и рассказывать о заповедниках родного края. Выражать свое отношение к нему. | Рассказывать о заповеднике родного края, выражать своё отношение к нему. Осмысливать старинные народные правила охраны природы, объяснять, почему они стали законами современных заповедников.
| Фронтальная проверка | 10.05
12.05 |
| ||||||||||
| ||||||||||||||||||
62. | Взгляни на человека. | Определение характера конкретного персонажа по маске, рассуждение о том что такое внутренний мир человека | Определять по выражению лица, позе, жестам людей (на старинных и современных фотографиях) их настроение, желания, мысли, интересы в соответствии с возрастом. | Подбирать ключевые слова для определения внутреннего мира человека, его душевного состояния | Определять по выражению лица, позе, жестам людей (на старинных и современных фотографиях) их настроение, желания, мысли, интересы в
| Фронтальная проверка | 17.05 |
| ||||||||||
|
|
|
|
| соответствии с возрастом. Подбирать ключевые слова для определения внутреннего мира человека, его душевного состояния.
|
|
|
| ||||||||||
63. 64. | Всему свой черед. У каждого времени свой плод. | Приблизительно определять возраст. Находить сходство девочек и женщин разных возрастов с разными цветами, плодами, убранным хлебным полем. Знать пословицы о матери | Уметь соотносить возраст времени года. Знать понятия «детство», «молодость», «зрелость», «старость». Определять степень соответствия с различными цветами и плодами, убранным полем. | Уметь соотносить период суток и время года соответственно своему возрасту. Уметь рассуждать о единстве человека и природы. | Соотносить возрастные признаки внешности человека (выражение лица, жесты, поза и др.) с признаками, характерными для природы весной (утром), летом (в полдень), осенью (вечером), зимой (в ночные сумерки) . Определять период суток и время года соответственно своему возрасту. Сообща составлять устный рассказ о жизни мужчины или женщины от детства до старости.
| Индивидуальный устный опрос Фронтальная проверка | 19.05 |
| ||||||||||
65. 66. | Я – часть мира. Обобщающий урок. | Определять степень соответствия своего внешнего облика и поведения Повторение, систематизация и обобщение знаний. Закрепление умений и навыков. | Научить чувствовать себя частью большого прекрасного мира. Рассуждать о единстве мироа и человека в творчестве Иметь представление об окружающем мире, об экологических правилах поведения.
| Уметь выражать личное восприятие окружающего мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов. Определять степень соответствия своего внешнего облика и поведения национально культурной норме (идеалу) Применять свои умения и навыки в повседневной жизни | Выражать личное восприятие окружающего мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов. Определять степень соответствия своего внешнего облика и поведения национально культурной норме (идеалу) Рассказывать о мире опираясь на материалы учебника и собственные представления | Тестовые задания | 24.05
| |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Окружающий мир»
Состав учебно-методического комплекта по предмету
Пособия для учителя:
1. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2004
2. Дмитриева О. И. и др. Поурочные разработки по окружающему миру: 1 класс. – М.: ВАКО
3. Казакова О. В. и др. Поурочные разработки по окружающему миру: 1 класс. – М.: ВАКО
4. Муковникова О. Г. Природоведение. 1 класс. Поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас». – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004
5. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004
6. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005
7. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005
8. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004
9. О. В. Казаков. Поурочные разработки по курсу " Мир вокруг нас" (М.: Просвещение. 2008-2009г. )
10. О. Г. Муковникова. Мир вокруг нас. Поурочные планы. (Волгоград. - с. 118).
Е.М. Тихомирова. Поурочные разработки по предмету "Окружающий мир" (М.: Просвещение, Москва 2009)
11. Куракина Н.М. под ред. Л, Г, Петерсон. Сценарии уроков к учебнику " математика", 1 класс.
12. А.А. Плешаков. Окружающий мир вокруг нас. Учебник для 1 класса начальной школы. (Москва " Просвещение" 2009 )
Пособия для учащихся:
1.Большая энциклопедия школьника/ пер. с франц. Богатыревой Е., Земцовой Т., Лебедевой Н. – М.: ООО «Издательство «Астель»: ООО «Издательство АСТ», 2003, с. 711;
2.Большая энциклопедия эрудита, - М: Махаон, 2004, с. 487;
3. Отчего и почему/ энциклопедия для любознательных под ред. Покидаевой Т., Фроловой Т., - М.: Махаон, 2007, с. 255 ;
4.Детская энциклопедия «Мир леса»; Москва «Махаон», 2006
5.Твоя первая энциклопедия «Жизнь леса»; Москва «Махаон» ,2004
6.Почему осенью – листопад?/Г.Граубин, - М: Издательство «Малыш»,1990
1. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. КМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http://www.km-school.ru
3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok
5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
2. Наглядные пособия.
3. Информационно-коммуникативные средства.
Видеофильм «Береги природу» (DVD).
4. Технические средства обучения.
1. телевизор.
2. магнитофон.
3. персональный компьютер.
4. мультимедийный проектор.
5. Учебно-практическое оборудование.
1. аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
2. шкаф для хранения наглядных материалов.