СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по письму и развитию речи в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа (модифицированная) основного общего образования учебного предмета  "Письмо и развитие речи" для 5 класса по специальной (коррекционной) образовательной программе 8 вида.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по письму и развитию речи в 5 классе»



Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Байкаловская средняя общеобразовательная школа» - "Хмелевская средняя общеобразовательная школа"

Тобольского района Тюменской области


Рассмотрено « Согласовано» «Утверждаю»

на заседании заместитель директора директор МАОУ «Байкаловская СОШ»

методического совета по учебно-воспитательной работе __________Е.Д.Кугаевская

школы ___________В.В.Буторина «01» сентября 2017г.

«31» августа 2017г. «31» августа 2017г. Приказ №_____от «01» сентября 2017г.




Рабочая программа

(модифицированная)

основного общего образования

учебного предмета «Письмо и развитие речи»

для 5 класса

по специальной (коррекционной) образовательной программе VIII вида







Составил: Кряжева Любовь Николаевна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

2017 год






Паспорт рабочей программы

Учебный предмет

Письмо и развитие речи

Количество часов в неделю по учебному плану

5 часов

Количество часов по учебному плану на 2017-2018 учебный год

170 часов

Правовая база программы

ФЗ «Об образовании в РФ» от 21.12.2012;

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Письмо и развитие речи


Учебно-методический комплекс

Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Н.Н.Галунчиковой. 5 класс. Москва «Просвещение». 2007г.



Структура документа

  1. Пояснительная записка с указанием общих целей основного общего образования с учетом специфики учебного предмета……3

  2. Основные требования к знаниям и умениям учащихся………………………………………………………………………………….3

  3. Содержание учебного предмета……………………………………………………………………………………………………….…..4

  4. Тематическое планирование с указанием количества часов на каждую тему………………………………………………………….6








  1. Пояснительная записка с указанием общих целей основного общего образования с учетом специфики учебного предмета

В школе для детей с нарушениями интеллектуального развития в старших (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале. Цели:

  • овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современ­ных писателей;

  • получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

  • научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с нарушениями интеллектуального развития является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

.


2. Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • алфавит;

  • способ проверки написания гласных и согласных (путем изме­нения формы слова).

Учащиеся должны уметь:

  • различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;

  • подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

  • проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;

  • обозначать мягкость согласных буквой ь;

  • разбирать слово по составу;

  • выделять имя существительное как часть речи;

  • строить простое распространенное предложение;

  • связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);

пользоваться школьным орфографическим словарем



3.Содержание учебного предмета

Звуки и буквы

В 5—9 классах продолжается работа по звукобуквенному ана­лизу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение эле­ментарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.

Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (едино­образное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим уча­щимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни, общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распростра­ненности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произноше­ния, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2—4 классах. Подготовительные упражнения — ответы на после­довательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5—9 классов овладеть такими видами работ, как изложе­ние и сочинение.

В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается фор­мирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при состав­лении автобиографии, заявления, расписки и др.).

) Повторение

Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, е, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих со­гласных на конце слов. Буквы е, е, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания без­ударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.

Слово

Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, при­ставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глу­хих согласных в корне слова.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.

Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.

Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевлен­ные и неодушевленные.

Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число).

Род имен существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).

Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).

Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.

Понятие о 1, 2,3-м склонениях существительных.

Первое склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний суще­ствительных 1-го склонения. Окончания -ы, -и в родительном паде­же (из комнаты, из деревни), окончание в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания -ей, -ой в творительном падеже (за деревней, за страной).

Второе склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний суще­ствительных 2-го склонения. Окончания -а, -я в родительном паде­же (с озера, с поля), окончания -у, в дательном падеже (к огороду, к морю),в предложном падеже (в городе, в море), окончания -ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).

Третье склонение имен существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склоне­ния. Окончание в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание -ью в творительном падеже (сиренью).

Упражнения в правописании падежных окончаний имен сущест­вительных 1,2,3-го склонения. Упражнения в одновременном скло­нении имен существительных, относящихся к различным склоне­ниям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).

Предложение

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные.

Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных чле­нах.

Связная речь

Заполнение дневника учащимися.

Работа с деформированным текстом.

Изложение по предложенному учителем плану (примерная те­матика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся).

Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.

Составление рассказа по опорным словам после разбора с учите­лем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).

Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.

Повторение пройденного за год.



4.Тематическое планирование с указанием количества часов на каждую тему


N урока

Раздел, тема

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Количество часов

дата


Повторение


11


1,2,3

Предложение. Практические упражнения в составлении и распространении предложений

Составление предложений

3


4

Связь слов в предложении

Составление предложений

1


5.6

Главные и второстепенные члены предложения. Сказуемое, подлежащее

Находят главные члены предложения

2


7,8,9,10

Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения

Определяют тип предложения

4


11

Контрольное списывание

Самостоятельная работа

1



Звуки и буквы.


11


12

Алфавит

Расположение слов в алфавитном порядке

1


13

Гласные и согласные звуки

Характеристика звуков

1


14

Твёрдые и мягкие согласные

Характеристика согласных звуков

1


15

Буква мягкий знак. Обозначение мягкости согласных

Правило употребления ь

1


16

Разделительный мягкий знак

Знание орфограммы

1


17

Правописание парных звонких и глухих согласных

Знание орфограммы

1


18

Правописание ударных и безударных гласных

Знание орфограммы

1


19

Письменный пересказ № 54

Работа с текстом

1


20

Упражнения на закрепление по теме « Звуки и буквы»

Обобщение

1


21

Контрольные вопросы и задания по теме « Звуки и буквы»

Самостоятельная работа

1


22

Контрольное списывание « Звуки и буквы»

Самостоятельная работа

1



Слово. Состав слова.


30


23,24,25

Корень и однокоренные слова

Нахождение корня, подбор однокоренных слов

3


26,27

Окончание

Выделение окончания

2


28.29

Приставка

Выделение приставки

2


30.31

Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов и приставок

Образование слов

2


32,33,34

Правописание безударных гласных в корне слова

Знание и применение орфограммы

3


35

Проверка безударной гласной в корне слова

1


36

Письменный пересказ по вопросам № 103

Работа с текстом

1


37,38,39

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Знание и применение орфограммы


3


40,41,42

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова

3


43

Приставка и предлог

1


44

Разделительный твёрдый знак ( ъ ) после приставок

1


45

Самостоятельная работа по теме «Разделительный твёрдый знак ( ъ )»

Обобщение

1


46

Упражнения на закрепление по теме « Состав слова»

Обобщение

1


47

Деловое письмо. Записка

Работа с текстом

1


48

Контрольные вопросы и задания по теме « Состав слова»

Систематизация

1


49

Контрольное списывание

Самостоятельная работа

1


50

Обобщение темы «Слово»

Работа с учебником

1


51

Словарный диктант

Контроль

1


52

Работа над ошибками


1



Части речи


7


53

Общее понятие о частях речи

Определение частей речи

1


54,55

Различие частей речи по вопросам

2


56

Сочинение « Зима в окно стучится» № 160

Написание сочинения

1


57

Контрольные вопросы и задания

Контроль

1


58,59

Контрольное списывание. Диктант по теме «Части речи»

Самостоятельная работа

2



Имя существительное


80


60

Понятие об имени существительном

Работа с учебником

1


61

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Классификация слов

1


62,63

Собственные и нарицательные имена существительные

Группировка

2


64,65

Изменение имён существительных по числам

Самостоятельная работа

2


66,67,68

Род имён существительных

Группировка слов

3


69

Самостоятельная работа по теме « Род имён существительных» № 194

Самостоятельная работа

1


70

Правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящей ( ж, ш, ч, щ ) на конце

Знание и применение орфограммы

1


71

Упражнения на закрепление

Самостоятельная работа

1


72

Деловое письмо. Адрес на конверте

Написание письма

1


73

Контрольные вопросы и задания по теме « Имя существительное»

Контроль знаний

1


74,75

Изменение имён существительных по падежам

Выполнение практических заданий

2


76

Именительный падеж: Кто? Что?

Изменение по падежам

1


77

Родительный падеж: Кого? Чего?

1


78

Дательный падеж: Кому? Чему?

1


79

Винительный падеж: Кого? Чего?

1


80

Творительный падеж: Кем? Чем?

1


81

Предложный падеж: О ком? О чём?

1


82

Упражнения на закрепление по теме « Падежи имён существительных»

Обобщение

1


83

Три склонения имён существительных. Понятие о 1 склонении существительных

Упражнения на определение типа склонения

1


84

Понятие о 1 склонении существительных

1


85

Понятие о 2 склонении существительных

1


86

Понятие о 3 склонении существительных

1


87

Упражнения на закрепление по теме « Три склонения имён существительных»

1


88

Самостоятельная работа по теме « Определение типа склонения» № 252

1


89,90

Контрольное списывание «Определение типа склонения имён существительных»

Самостоятельная работа

2


91

Первое склонение имён существительных в единственном числе

Определение типа склонения

1


92

Правописание ударных падежных окончаний

1


93

Именительный падеж имён существительных 1 склонения

1


94,95,96

Родительный падеж имён существительных 1 склонения

3


97,98

Дательный падеж имён существительных 1 склонения

2


99

Винительный падеж имён существительных 1 склонения

1


100,101

Творительный падеж имён существительных 1 склонения

2


102,103

Предложный падеж имён существительных 1 склонения

2


104,105

Упражнения на закрепление темы « Три типа склонения»

2


106

Деловое письмо. Поздравительная открытка

Написание поздравления

1


107

Контрольные вопросы и задания по теме «Определение типа склонения, падежей»

Контроль

1


108,109

Диктант « Правописание падежных окончаний существительных 1 склонения»

Самостоятельная работа

2


110

Второе склонение имён существительных в единственном числе

Определение типов склонения

1


111

Именительный падеж имён существительных 2 склонения

1


112,113

Родительный падеж имён существительных 2 склонения

2


114

Дательный падеж имён существительных 2 склонения

1


115

Винительный падеж имён существительных 2 склонения

1


116,117

Творительный падеж имён существительных 2 склонения

2


118,119

Предложный падеж имён существительных 2 склонения

2


120,121

Упражнения на закрепление с.206

2


122

Изложение № 333

Работа с текстом

1


123

Деловое письмо с. 210

Работа с учебником

1


124

Контрольные вопросы и задания по теме « Определение падежей существительных»

Контроль

1


125,126

Диктант « Правописание падежных окончаний существительных 2 склонения»

Самостоятельная работа

2


127

Третье склонение имён существительных в единственном числе

Определение типов склонения

1


128

Именительный падеж имён существительных 3 склонения

1


129,130

Родительный, дательный и предложный падежи имён существительных 3 склонения

2


131,132

Винительный падеж имён существительных 3 склонения

2


133

Письменный пересказ № 357

Работа с текстом

1


134,135

Упражнения на закрепление по теме « Правописание падежных окончаний существительных 3 склонения»

Обобщение

2


136

Самостоятельная работа по теме « Правописание падежных окончаний существительных » № 363 с.228

Самостоятельная работа

1


137

Контрольные вопросы и задания по теме « Имя существительное»

Контроль знаний

1


138,139

Диктант « Дифференциация падежных окончаний существительных 1 и 3 склонения в Родительном, Дательном, Предложном падежах»

Самостоятельная работа

2



Предложение


11


140

Главные и второстепенные члены предложения

Нахождение членов предложения

1


141

Второстепенные члены предложения

1


142

Распространённые и нераспространённые предложения

Составление и разбор предложений

1


143,144

Однородные члены предложения

Нахождение однородных членов

2


145

Знаки препинания при однородных членах предложения

1


146

Однородные члены с одиночным союзом и

1


147

Упражнения для закрепления по теме « Однородные члены предложения»

1


148

Контрольные вопросы и задания по теме « Главные и второстепенные члены предложения»

Контроль знаний

1


149,150

Диктант «Главные и второстепенные члены предложения»

Самостоятельная работа

2



Повторение


20


151

Упражнения на закрепление темы: « Состав слова»

Повторение

1


152

Изложение по плану № 403

Работа с текстом

1


153

Письмо по памяти № 404

Повторение орфограмм

1


154

Упражнения на закрепление темы: « Правописание орфограмм»

1


155

Письмо по памяти № 404

1


156

Самостоятельная работа на изученные орфограммы № 406

1


157

Изложение по вопросам № 407

Работа с текстом

1


159

Контрольное списывание № 408 по теме « Приставка и предлог»

Самостоятельная работа

1


159

Упражнения на закрепление темы « Три типа склонения»

Обобщение

1


160

Упражнения на закрепление темы: « Однородные члены предложения »

Работа с текстом

1


161

Предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные

Группировка

1


162

Изложение по опорным словам № 419

Работа с текстом

1


163

Комментированное письмо № 418

Систематизация орфограмм

1


164

Зрительный диктант

1


165

Свободный диктант

1


166

Сочинение по плану « Вратарь»

Составление рассказа

1


167

Экскурсия в лес

Подготовка к сочинению

1


168

Сочинение « Приметы весны»

Составление рассказа

1


169

Повторение изученного, подготовка к итоговому диктанту

Систематизация

1


170

Итоговый диктант

Самостоятельная работа

1









11