Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Байкаловская средняя общеобразовательная школа» - "Хмелевская средняя общеобразовательная школа"
Тобольского района Тюменской области
Рассмотрено « Согласовано» «Утверждаю»
на заседании заместитель директора директор МАОУ «Байкаловская СОШ»
методического совета по учебно-воспитательной работе __________Е.Д.Кугаевская
школы ___________В.В.Буторина «01» сентября 2017г.
«31» августа 2017г. «31» августа 2017г. Приказ №_____от «01» сентября 2017г.
Рабочая программа
(модифицированная)
основного общего образования
учебного предмета «Письмо и развитие речи»
для 5 класса
по специальной (коррекционной) образовательной программе VIII вида
Составил: Кряжева Любовь Николаевна
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
2017 год
Паспорт рабочей программы
Учебный предмет | Письмо и развитие речи |
Количество часов в неделю по учебному плану | 5 часов |
Количество часов по учебному плану на 2017-2018 учебный год | 170 часов |
Правовая база программы | ФЗ «Об образовании в РФ» от 21.12.2012; Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Письмо и развитие речи |
Учебно-методический комплекс | Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Н.Н.Галунчиковой. 5 класс. Москва «Просвещение». 2007г. |
Структура документа
Пояснительная записка с указанием общих целей основного общего образования с учетом специфики учебного предмета……3
Основные требования к знаниям и умениям учащихся………………………………………………………………………………….3
Содержание учебного предмета……………………………………………………………………………………………………….…..4
Тематическое планирование с указанием количества часов на каждую тему………………………………………………………….6
Пояснительная записка с указанием общих целей основного общего образования с учетом специфики учебного предмета
В школе для детей с нарушениями интеллектуального развития в старших (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале. Цели:
овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с нарушениями интеллектуального развития является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
.
2. Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;
обозначать мягкость согласных буквой ь;
разбирать слово по составу;
выделять имя существительное как часть речи;
строить простое распространенное предложение;
связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
пользоваться школьным орфографическим словарем
3.Содержание учебного предмета
Звуки и буквы
В 5—9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.
Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни, общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2—4 классах. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5—9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
) Повторение
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, е, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, е, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.
Слово
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.
Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число).
Род имен существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).
Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).
Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.
Понятие о 1, 2,3-м склонениях существительных.
Первое склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания -ы, -и в родительном падеже (из комнаты, из деревни), окончание -е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания -ей, -ой в творительном падеже (за деревней, за страной).
Второе склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания -а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания -у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания -ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).
Третье склонение имен существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание -ью в творительном падеже (сиренью).
Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1,2,3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).
Предложение
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные.
Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Связная речь
Заполнение дневника учащимися.
Работа с деформированным текстом.
Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся).
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.
Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).
Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.
Повторение пройденного за год.
4.Тематическое планирование с указанием количества часов на каждую тему
N урока | Раздел, тема | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Количество часов | дата |
| Повторение | | 11 | |
1,2,3 | Предложение. Практические упражнения в составлении и распространении предложений | Составление предложений | 3 | |
4 | Связь слов в предложении | Составление предложений | 1 | |
5.6 | Главные и второстепенные члены предложения. Сказуемое, подлежащее | Находят главные члены предложения | 2 | |
7,8,9,10 | Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения | Определяют тип предложения | 4 | |
11 | Контрольное списывание | Самостоятельная работа | 1 | |
| Звуки и буквы. | | 11 | |
12 | Алфавит | Расположение слов в алфавитном порядке | 1 | |
13 | Гласные и согласные звуки | Характеристика звуков | 1 | |
14 | Твёрдые и мягкие согласные | Характеристика согласных звуков | 1 | |
15 | Буква мягкий знак. Обозначение мягкости согласных | Правило употребления ь | 1 | |
16 | Разделительный мягкий знак | Знание орфограммы | 1 | |
17 | Правописание парных звонких и глухих согласных | Знание орфограммы | 1 | |
18 | Правописание ударных и безударных гласных | Знание орфограммы | 1 | |
19 | Письменный пересказ № 54 | Работа с текстом | 1 | |
20 | Упражнения на закрепление по теме « Звуки и буквы» | Обобщение | 1 | |
21 | Контрольные вопросы и задания по теме « Звуки и буквы» | Самостоятельная работа | 1 | |
22 | Контрольное списывание « Звуки и буквы» | Самостоятельная работа | 1 | |
| Слово. Состав слова. | | 30 | |
23,24,25 | Корень и однокоренные слова | Нахождение корня, подбор однокоренных слов | 3 | |
26,27 | Окончание | Выделение окончания | 2 | |
28.29 | Приставка | Выделение приставки | 2 | |
30.31 | Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов и приставок | Образование слов | 2 | |
32,33,34 | Правописание безударных гласных в корне слова | Знание и применение орфограммы | 3 | |
35 | Проверка безударной гласной в корне слова | 1 | |
36 | Письменный пересказ по вопросам № 103 | Работа с текстом | 1 | |
37,38,39 | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова | Знание и применение орфограммы | 3 | |
40,41,42 | Непроверяемые гласные и согласные в корне слова | 3 | |
43 | Приставка и предлог | 1 | |
44 | Разделительный твёрдый знак ( ъ ) после приставок | 1 | |
45 | Самостоятельная работа по теме «Разделительный твёрдый знак ( ъ )» | Обобщение | 1 | |
46 | Упражнения на закрепление по теме « Состав слова» | Обобщение | 1 | |
47 | Деловое письмо. Записка | Работа с текстом | 1 | |
48 | Контрольные вопросы и задания по теме « Состав слова» | Систематизация | 1 | |
49 | Контрольное списывание | Самостоятельная работа | 1 | |
50 | Обобщение темы «Слово» | Работа с учебником | 1 | |
51 | Словарный диктант | Контроль | 1 | |
52 | Работа над ошибками | | 1 | |
| Части речи | | 7 | |
53 | Общее понятие о частях речи | Определение частей речи | 1 | |
54,55 | Различие частей речи по вопросам | 2 | |
56 | Сочинение « Зима в окно стучится» № 160 | Написание сочинения | 1 | |
57 | Контрольные вопросы и задания | Контроль | 1 | |
58,59 | Контрольное списывание. Диктант по теме «Части речи» | Самостоятельная работа | 2 | |
| Имя существительное | | 80 | |
60 | Понятие об имени существительном | Работа с учебником | 1 | |
61 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | Классификация слов | 1 | |
62,63 | Собственные и нарицательные имена существительные | Группировка | 2 | |
64,65 | Изменение имён существительных по числам | Самостоятельная работа | 2 | |
66,67,68 | Род имён существительных | Группировка слов | 3 | |
69 | Самостоятельная работа по теме « Род имён существительных» № 194 | Самостоятельная работа | 1 | |
70 | Правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящей ( ж, ш, ч, щ ) на конце | Знание и применение орфограммы | 1 | |
71 | Упражнения на закрепление | Самостоятельная работа | 1 | |
72 | Деловое письмо. Адрес на конверте | Написание письма | 1 | |
73 | Контрольные вопросы и задания по теме « Имя существительное» | Контроль знаний | 1 | |
74,75 | Изменение имён существительных по падежам | Выполнение практических заданий | 2 | |
76 | Именительный падеж: Кто? Что? | Изменение по падежам | 1 | |
77 | Родительный падеж: Кого? Чего? | 1 | |
78 | Дательный падеж: Кому? Чему? | 1 | |
79 | Винительный падеж: Кого? Чего? | 1 | |
80 | Творительный падеж: Кем? Чем? | 1 | |
81 | Предложный падеж: О ком? О чём? | 1 | |
82 | Упражнения на закрепление по теме « Падежи имён существительных» | Обобщение | 1 | |
83 | Три склонения имён существительных. Понятие о 1 склонении существительных | Упражнения на определение типа склонения | 1 | |
84 | Понятие о 1 склонении существительных | 1 | |
85 | Понятие о 2 склонении существительных | 1 | |
86 | Понятие о 3 склонении существительных | 1 | |
87 | Упражнения на закрепление по теме « Три склонения имён существительных» | 1 | |
88 | Самостоятельная работа по теме « Определение типа склонения» № 252 | 1 | |
89,90 | Контрольное списывание «Определение типа склонения имён существительных» | Самостоятельная работа | 2 | |
91 | Первое склонение имён существительных в единственном числе | Определение типа склонения | 1 | |
92 | Правописание ударных падежных окончаний | 1 | |
93 | Именительный падеж имён существительных 1 склонения | 1 | |
94,95,96 | Родительный падеж имён существительных 1 склонения | 3 | |
97,98 | Дательный падеж имён существительных 1 склонения | 2 | |
99 | Винительный падеж имён существительных 1 склонения | 1 | |
100,101 | Творительный падеж имён существительных 1 склонения | 2 | |
102,103 | Предложный падеж имён существительных 1 склонения | 2 | |
104,105 | Упражнения на закрепление темы « Три типа склонения» | 2 | |
106 | Деловое письмо. Поздравительная открытка | Написание поздравления | 1 | |
107 | Контрольные вопросы и задания по теме «Определение типа склонения, падежей» | Контроль | 1 | |
108,109 | Диктант « Правописание падежных окончаний существительных 1 склонения» | Самостоятельная работа | 2 | |
110 | Второе склонение имён существительных в единственном числе | Определение типов склонения | 1 | |
111 | Именительный падеж имён существительных 2 склонения | 1 | |
112,113 | Родительный падеж имён существительных 2 склонения | 2 | |
114 | Дательный падеж имён существительных 2 склонения | 1 | |
115 | Винительный падеж имён существительных 2 склонения | 1 | |
116,117 | Творительный падеж имён существительных 2 склонения | 2 | |
118,119 | Предложный падеж имён существительных 2 склонения | 2 | |
120,121 | Упражнения на закрепление с.206 | 2 | |
122 | Изложение № 333 | Работа с текстом | 1 | |
123 | Деловое письмо с. 210 | Работа с учебником | 1 | |
124 | Контрольные вопросы и задания по теме « Определение падежей существительных» | Контроль | 1 | |
125,126 | Диктант « Правописание падежных окончаний существительных 2 склонения» | Самостоятельная работа | 2 | |
127 | Третье склонение имён существительных в единственном числе | Определение типов склонения | 1 | |
128 | Именительный падеж имён существительных 3 склонения | 1 | |
129,130 | Родительный, дательный и предложный падежи имён существительных 3 склонения | 2 | |
131,132 | Винительный падеж имён существительных 3 склонения | 2 | |
133 | Письменный пересказ № 357 | Работа с текстом | 1 | |
134,135 | Упражнения на закрепление по теме « Правописание падежных окончаний существительных 3 склонения» | Обобщение | 2 | |
136 | Самостоятельная работа по теме « Правописание падежных окончаний существительных » № 363 с.228 | Самостоятельная работа | 1 | |
137 | Контрольные вопросы и задания по теме « Имя существительное» | Контроль знаний | 1 | |
138,139 | Диктант « Дифференциация падежных окончаний существительных 1 и 3 склонения в Родительном, Дательном, Предложном падежах» | Самостоятельная работа | 2 | |
| Предложение | | 11 | |
140 | Главные и второстепенные члены предложения | Нахождение членов предложения | 1 | |
141 | Второстепенные члены предложения | 1 | |
142 | Распространённые и нераспространённые предложения | Составление и разбор предложений | 1 | |
143,144 | Однородные члены предложения | Нахождение однородных членов | 2 | |
145 | Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | |
146 | Однородные члены с одиночным союзом и | 1 | |
147 | Упражнения для закрепления по теме « Однородные члены предложения» | 1 | |
148 | Контрольные вопросы и задания по теме « Главные и второстепенные члены предложения» | Контроль знаний | 1 | |
149,150 | Диктант «Главные и второстепенные члены предложения» | Самостоятельная работа | 2 | |
| Повторение | | 20 | |
151 | Упражнения на закрепление темы: « Состав слова» | Повторение | 1 | |
152 | Изложение по плану № 403 | Работа с текстом | 1 | |
153 | Письмо по памяти № 404 | Повторение орфограмм | 1 | |
154 | Упражнения на закрепление темы: « Правописание орфограмм» | 1 | |
155 | Письмо по памяти № 404 | 1 | |
156 | Самостоятельная работа на изученные орфограммы № 406 | 1 | |
157 | Изложение по вопросам № 407 | Работа с текстом | 1 | |
159 | Контрольное списывание № 408 по теме « Приставка и предлог» | Самостоятельная работа | 1 | |
159 | Упражнения на закрепление темы « Три типа склонения» | Обобщение | 1 | |
160 | Упражнения на закрепление темы: « Однородные члены предложения » | Работа с текстом | 1 | |
161 | Предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные | Группировка | 1 | |
162 | Изложение по опорным словам № 419 | Работа с текстом | 1 | |
163 | Комментированное письмо № 418 | Систематизация орфограмм | 1 | |
164 | Зрительный диктант | 1 | |
165 | Свободный диктант | 1 | |
166 | Сочинение по плану « Вратарь» | Составление рассказа | 1 | |
167 | Экскурсия в лес | Подготовка к сочинению | 1 | |
168 | Сочинение « Приметы весны» | Составление рассказа | 1 | |
169 | Повторение изученного, подготовка к итоговому диктанту | Систематизация | 1 | |
170 | Итоговый диктант | Самостоятельная работа | 1 | |
11