СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предметно-практическому обучению 2"А" класс ФГОС ОВЗ Вариант 1.2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Рабочая программа по предметно-практическому обучению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования глухих обучающихся (вариант 1.2), составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида (для глухих детей) автор Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова и др. (М. «Просвещение» 2003).

Изучение курса предметно-практического обучения в 1 классе направлено на достижение целей:

-общее и речевое развитие глухих школьников, создающее основу для успешного овладения детьми учебным материалом, способствующее коррекции недостатков в психофизическом развитии неслышащих детей. 

Задачи: 

Обучения:

 1. Формировать и обогащать словарный запас.

 2. Совершенствование предметно-практической деятельности и формирование трудовых умений и навыков, включая умение работать в коллективе.

2. Формировать житейские понятия.

 Развития: 

1.Развивать мышление глухих школьников.

2.Развивать познавательные способности.

3. Развивать разговорную и монологическую речь в устной и письменной форме.

Воспитания: 

1. Воспитывать интерес к родной речи.

3. Воспитывать добросовестное отношение к учению, чувства ответственности, настойчивости в преодолении трудностей. 

Коррекционные:

1. Развивать межличностно-коммуникативные способности.

2. Активизировать социальные потребности и умение работать самостоятельно.

 3. Обогащать эмоционально-волевую сферу.

4. Создавать условия для личностного развития учащихся с целью успешной социализации.

 

Общая характеристика учебного предмета

В предметной области «Филология (Язык и речевая практика)» особое место занимает специальный интегративный коррекционный предмет «Предметно-практическое обучение» (ППО), который сочетает в себе компетенции двух предметных областей – филологии и технологии, направлен на формирование житейских понятий обучающихся, развитие их мышления, развитие разговорной и монологической речи в устной и письменной формах, совершенствование предметно-практической деятельности, формирование трудовых умений и навыков, включая умение работать в коллективе, целенаправленное воспитание школьников.

         Предметно-практическое обучение (ППО) – это специальный учебный предмет школы для глухих детей, выполняющий развивающие, воспитательные, обучающие и коррекционные функции одновременно.

         На уроках ППО школьники занимаются различными видами предметно-практической деятельности: лепкой, аппликацией, моделированием и конструированием, макетированием и др. В процессе изготовления изделия дети узнают окружающий мир, у них вырабатываются разнообразные умения и навыки, формируется речевая деятельность. Словесная речь организует труд и является не только средством, но и целью обучения.

         Эффективность и качество обучения обеспечивается четким соблюдением принципа связи предметно-практической деятельности с речевым развитием детей, целенаправленной планомерной реализацией принципа коммуникации при обучении не только устной, но и письменной разговорной и монологической речи, а также, благодаря связи предметно-практического обучения с другими предметами учебного плана, систематической работой по формированию умственных действий, широкому включению в учебный процесс коллективных форм деятельности, усилению индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

         В программе ППО включены виды предметно-практической деятельности, интересные для детей определенного возраста, и изделия, дающие возможность при их изготовлении расширять кругозор, знакомить с окружающей жизнью.

         ППО является интегрированным учебным предметом. Интеграция в обучении определяется необходимостью учета цельности познавательных процессов младших школьников. Постоянная неразрывная часть предметно-практической деятельности со словом, частота повторения речевого материала в разных видах деятельности позволяют школьникам усваивать язык широким потоком. Программа уделяет большое внимание вариативности высказывания.

В содержательном плане предмет ППО предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы:

с развитием речи – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в  процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; сообщение о ходе действий, составление плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);

с чтением – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделиях, написание отчетов о выполненной работе, описания объектов деятельности;

с математикой – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами;

с ознакомлением с окружающим миром – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания;

с изобразительной деятельностью – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Учебный предмет ППО обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных сторон развития личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей с ОВЗ.

При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет является опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене специальной общеобразовательной школы. В ППО все элементы учебной деятельности (мотивация, ориентировка в задании, постановка задачи, планирование, отбор материала и инструментов, преобразование, решение возникающих задач в контексте практической ситуации, достижение результата, контроль и оценка результатов деятельности и т. д.) предстают в наглядном материальном или материализованном виде и тем самым становятся понятными для детей, имеющих нарушение слуха.

Занятия продуктивной деятельностью закладывают основу для формирования у глухих школьников таких социально значимых компетенций как: умение работать в коллективе; осуществлять преобразовательную, творческую деятельность, что создает предпосылки для их более успешной социализации и интеграции в социуме. Реализация моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики обучающихся и для социальной адаптации в целом.

Место предмета в  учебном плане

Согласно  учебному плану  школы на изучение курса предметно-практического обучения во 2 классе отводится 136 часа из расчета 4ч в неделю (34 учебные недели).

Основное содержание  учебного курса

 

Аппликационные работы – 29ч

Моделирование и конструирование из бумаги – 22ч

Моделирование и конструирование из строительных материалов – 21ч

Конструирование из деталей конструктора – 27ч

Работа с мозаикой – 15ч

Работа с тканью - 6ч

Работа с разными материалами – 20ч

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса письма, обучающиеся 2 класса должны

знать:

  • слова, обозначающие понятия и представления, связанные с организацией и выполнением работ;
  • определять, называть материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий.

уметь:

  • выражать в словесной форме желание, побуждение, возникшие в условиях предметно-практической деятельности;
  • обращаться к учителю с вопросом по поводу работы;
  • отчитываться о действии, выполненной работе;
  • выполнять под руководством учителя и по его указанию обработку материалов;
  • содержать в порядке свое рабочее место.

 

Ожидаемый результат

Изучение курса формирует универсальные учебные действия:

Личностные результаты:

  • общее представление о мире;
  • осознание языка как основного средства общения между людьми;
  • готовность и способность к обучению, включая мотивированность к познанию и приобщению к культуре общества.

Метапредметные результаты:

  • работая вместе, уметь договариваться, прийти к общему выводу;
  • расширять словарный запас младшего школьника;
  • адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников;
  • корректировать свою работу (вносить изменения, исправления).

В программе используются педагогические технологии:

-Компетентносто-ориентированного  обучения;

-Игровая технология;

-Информационно-коммуникативная;

-Проектная деятельность;

-Здоровьесберегающая технология;

-Культуровоспитывающая технология.

 

Методы: 

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:  словесный (диалог.); наглядный (опорные схемы, слайды  и др.); практический (практические работы); исследовательский; самостоятельной работы; работы под руководством преподавателя.
  • методы стимулирования и мотивации: интереса к учению; долга и ответственности в учении;

 

 

 

 

 

 

Учебно – тематический план

№ п/п

Тема

Всего часов

2

Аппликационные работы

29

3

Моделирование и конструирование из бумаги

21

4

Моделирование и конструирование из строительных материалов

22

5

Конструирование из деталей конструктора

27

6

Работа с мозаикой

15

7

Работа с тканью

6

8

Работа с разными материалами

20

 

Итого:

136

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение программы

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение школьного образования глухих обучающихся отвечает их особым образовательным потребностям.

 

Учебно-методический комплекс:

1. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  I  вида 2 класс Русский язык Развитие речи, автор Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичёва, Москва «Просвещение» 2014.

 

 

Оборудование и приборы:

- Классная доска

- демонстрационные плакаты и таблицы;

-  раздаточный дидактический материал,  – мультимедийные пособия     (презентации по темам);

-материал для творчества (картон, бумага, клей, краски, ножницы и т.д.)