СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету изобразительное искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету изобразительное искусство

обучающегося  1  класса    в заочной форме  по адаптированной основной          общеобразовательной программе начального общего   образования для умственно отсталых детей вариант 2.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету изобразительное искусство»

1.Пояснительная записка

Тематическое планирование составлено на основе:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  2. Приказа МО РФ от 10.04.2002г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;

  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, , 1-4классы под ред. В.В. Воронковой и авторской программы . И.А.Грошенкова «Изобразительное искусство»  – М.; Просвещение, 2013;        

4.Учебного плана для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей МОУ «СОШ № 1 г. Ртищево Саратовской области», учебный план составлен на основании приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002г. №29/ 2065 – п;

5.Федерального перечня учебников2015-2016г , рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе для специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.



Изобразительная деятельность для учащихся имеет важное коррекционно-развивающее значение. Такие занятия оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Проблема развития способностей, приобретая в настоящее время особую актуальность. В психолого-педагогических исследованиях, прямо или косвенно рассматривающих эту проблему, показана роль овладения специфическими уникальными способностями в общем цикле развития человека. Особое место среди способностей занимают психические «новообразования», не строго специализированные, а имеющие универсальный характер, что выражается в их влиянии на развитие многих сторон психической жизни и деятельности человека. Универсальный характер способностей проявляется в том, что они в процессе развития влекут за собой качественное преобразование различных видов деятельности, поведения, сознания ребенка в целом. К числу таких способностей относятся подражательная, коммуникативная, двигательная, языковая, символическая, способность к творческому воображению и др.

Исследования свидетельствуют, что различные виды деятельности детей с отставанием в умственном развитии характеризуются низким уровнем развития и недостаточностью проявлений воображения, неспособность планировать и самостоятельно определять приемы работы. Проводимые исследования познавательных и моторных функций детей с отклонениями в умственном развитии выявляют не сформированность ВПФ, общей и мелкой моторики, пространственного восприятия. Поэтому необходима система коррекционно-развивающей работы, прямо направленная на последовательное формирование способностей в различных видах изобразительной творческой деятельности.

      Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. Особенности психофизического развития школьников с умственной недостаточностью затрудняют их вхождение в социум. В процессе работы у детей формируются правильные навыки общения: доброжелательность, взаимопомощи, сопричастности к успехам или неуспеху товарища. Программа «Изобразительная деятельность» может быть предложена как один из вариантов подготовки выпускников школ VIII вида к самостоятельной жизни.

     На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Несмотря на то, что некоторые дети с ДЦП не могут использовать приемы захвата кисти, карандаша, они могут создать сюжет изображения, отпечатывая картинки штампами или выдувая краску через блопен на трафарет. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.      

Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы  обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).

Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.

      Основные задачи:         

  • развитие интереса к изобразительной деятельности;

  • накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного искусства;

  • формирование простейших эстетических ориентиров (красиво - не красиво) в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни и праздника;

  • освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация;

  • использование различных изобразительных технологий;

  • развитие способности к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности;

  • накопление опыта самовыражения в процессе изобразительной деятельности;

  • формирование умений пользоваться инструментами;

  • обучение доступным приемам работы с различными материалами;

  • обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов;

  • находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

  • знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

  • развитие художественно-творческих способностей;

  • развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

  • подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся;

  • формирование учебного поведения, умения выполнять задания от начала до конца в течение определенного периода времени, умения самостоятельно переходить от одного действия (операции) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий.


2.Учебно-тематическое планирование по изобразительной деятельности.


Класс 1 «к» класс

Всего 17 часа, 0,5 часа









Планирование составлено на основе:


1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, , 1-4классы под ред. В.В. Воронковой и авторской программы . И.А.Грошенкова «Изобразительное искусство»  – М.; Просвещение, 2013;        

2. Грошенков И.А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1989.



















№ п/п

Содержание (тема раздела, уроков)

Количество часов

Дата

Коррекционная работа


1

Знакомство с кинетическим (живым, лунным, космическим) песком. Игра в крепость

1

2.09

Развивать кинетические чувства.

2

Построение башни – крепости из песка

1

16.09

Коррегировать и развивать мелкую моторику кистей рук

3

«Грибная поляна»-лепка из пластилина

1

30.09

Развивать тактильные ощущения.

4

Лепка из пластилина-яблоко.

1

14.10

Коррекция зрительно- слуховой памяти и внимания.

5

Лепка

Знакомство с глиной

Лепим по контуру колбасками

1

28.10

Развивать тактильные ощущения.

6

Лепка « Снеговика»

1

18.11.

Развивать кинетические чувства.

7

Игра – с бумагой.

«Коллаж» (по замыслу

1

9.12

Коррегировать и развивать мелкую моторику кистей рук

8

Аппликация из кругов – весёлая гусеница

1

23.12

Развивать эмоционально-коммуникативное качества

9

Аппликация из круп – конфеты на палочке

1

13.01

Коррегировать и развивать мелкую моторику кистей рук

10

Аппликация «десерт из ваты» (предметная)

1

27.01

Формирование интереса к доступным видам изобразительного искусства;

11

Аппликация из геометрических фигур ёлочка, зимний лес (сюжетная, коллективная)

1

10.02

Совершенствовать зрительно-двигательную координацию

12

Аппликация домики из спичек

1

24.02

Накопление опыта самовыражения в процессе изобразительной деятельности

13

Рисование песком пейзаж

1

10.03

Развитие художественно-творческих способностей

14

Знакомство с красками.

Рисование домиков на красках

1

24.03

Развивать эмоционально-коммуникативное качества

15

Рисование пальчиками: папа, мама, я.

1

14.04

Развивать тактильные ощущения

16

Рисование воздушными шариками «капитошками»

1

28.04

Коррегировать и развивать мелкую моторику кистей рук

17

«Рисование мыльными пузырями» Моё утро

1

12.05

Развитие художественно-творческих способностей



4.Содержание тем учебного предмета по изобразительному искусству




Лепка. Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин (зернистый, восковой, моделин, обычный), тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом и др.). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей. Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями. Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом.

Аппликация. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии, выкалывание по контуру. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Аппликация геометрическая (геометрический конструктор),  из осенних листьев, из ватных дисков.

Рисование. Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием  наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек..



5.Требования к уровню подготовки обучающегося по данному предмету


Планируемые результаты освоения обучающегося

1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий.

∙ Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.

∙ Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).

∙ Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.

2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности.

∙ Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности.

∙ Стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы.

∙ Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.

∙ Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.

∙ Умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант D образовательной программы. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения в младших классах.

    Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения:

∙ направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

∙ умение выполнять инструкции педагога;

 ∙ использование по назначению учебных материалов;

∙ умение выполнять действия по образцу и по подражанию.


5.Перечень учебно-методического обеспечения


1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, , 1-4классы под ред. В.В. Воронковой и авторской программы . И.А.Грошенкова «Изобразительное искусство»  – М.; Просвещение, 2013;        

2. Грошенков И.А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1989