СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету: "Литературное чтение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

РП  разработана на основе ФГОС. УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету: "Литературное чтение"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Червонновская средняя школа» Сакского района Республики Крым


РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

_______/_____________

подпись ФИО

Протокол № _________

заседания МО

от «___» __________2016 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора МБОУ «Червонновская СШ» по УР

__________ Н.С.Заитова

подпись ФИО

«____» ___________2016 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Червонновская СШ»

________Н.В.Медведева подпись ФИО

Приказ № _____

от«___»__________ 2016 г









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет: литературное чтение

Уровень : базовый НОО

Сейтхалиева Нурие Ремзиевна

Ф.И.О. учителя-разработчика

Класс : 4


2016/2017 учебный год




Количество часов:

Всего___102___ч.; в неделю _3_ч.


Программа разработана на основе:

  • ФГОС НОО;

  • примерной программы по литературному чтению и авторской программы «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной предметной линии учебников системы «Школа России»;

  • Примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Крым в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования, науки и молодежи Крыма от 11.06.2015г.№555; приложение № 4.











2016г.



1.Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» в 4 классе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Червонновская средняя школа» Сакского района Республики Крым рассчитана на 3часа в неделю. Всего 102 часа. Для разработки использовались следующие базовые документы:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования РФ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 (с последующими изменениями и дополнениями)

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010;

  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, (2009. – 1 часть, 2011-2 часть, 2013-3 часть).;

  • Примерная программа по предмету «Литературное чтение» и авторская программа «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной предметной линии учебников системы «Школа России»;

  • Примерный учебный план для общеобразовательных учреждений Республики Крым в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования, науки и молодежи Крыма от 11.06.2015г.№555;

  • Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Червонновская средняя школа» Сакского района Республики Крым;

  • Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Червонновская средняя школа» Сакского района Республики Крым на 2015/2016 учебный год;

  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Червонновская средняя школа» Сакского района Республики Крым;

  • Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. №1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе;

  • Приказ МИНОБНАУКИ России от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Литературное чтение — один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он формирует общеучебный на­вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечи­вает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следу­ющих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной

1



литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной шко­ле имеет большое значение в решении задач не только обуче­ния, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо­ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений. Внимание начи­нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

II .Общая характеристика предмета, курса

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы

2

интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое

чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и

интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произ­ведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выра­жений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает при­ёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адек­ватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художе­ственным текстом (со словом) используется жизненный, кон­кретно-чувственный опыт

3



ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, разви­вается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нрав­ственно-эстетического отношения к действительности. Учащие­ся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пи­шут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, соз­дателей произведений словесного искусства.

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед­ника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение после­довательности событий, осознание цели речевого высказыва­ния, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Развитие навыков чтения. Развитие навыков правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки приёмов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстрота понимания прочитанного. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подго­товиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Углубленное понимание прочитанного. Развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте. Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выбо­рочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей. Осознанное чте­ние про себя лю­бого по объему и жанру текста. Темп чтения — не меньше 100 слов в минуту. Самостоятель­ная подготовка к выразительно­му чтению(4 класс).

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник не­обходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, ти­тульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опо­рой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные изда­ния (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятель­ное пользование соответствующими возрасту словарями и дру­гой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Соблюдение при пересказе логи­ческой последо­вательности и точности изло­жения. Воспроизведе­ние содержания текста с эле­ментами описа­ния (природы, внешнего вида героя, обстанов­ки) и рассужде­ния, с заменой диалога повествованием. Выявление осо­бенностей речи действующих лиц рассказа, сопо­ставление их по­ступков, отно­шения к окру­жающим (по од­ному или ряду произведений), выявление мо­тивов поведения героев и опре­деление своего и авторского от­ношения к со­бытиям и пер­сонажам. Различение от­тенков значения слов в тексте, использование их в речи, на­хождение в про­изведении и ос­мысление зна­чения слов и вы­ражений, ярко изображающих события, геро­ев, окружающую

4

природу (срав­нений, эпитетов, метафор, фразе­ологических обо­ротов). Составление

творческих пересказов от имени одного из героев, с вымышленным продолжением рассказов о случае из жизни по наблюдениям, с элементами описания или рассуждения. Обогащение и активизация словаря учащихся, развитие устной речи, её содержательности, последовательности, точности, ясности и выразительности. Ориентировка в учебной книге по содержанию, самостоятельное пользование методическим и ориентировочносправочным аппаратом учебника, вопросами и заданиями к тексту, сносками. Осо­знание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием вы­разительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с ис­пользованием специфической для данного произведения лекси­ки (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фраг­менту: характеристика героя произведения (выбор слов, выраже­ний в тексте, позволяющих составить рассказ о герое),

описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сю­жета, последовательности событий.

Умение говорить (культура речевого общения)

Умение построить монологическое речевое высказывание не­большого объёма с опорой на авторский текст, по предложен­ной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грам­матически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в вы­сказывании. Передача содержания прочитанного или прослу­шанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседнев­ной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказыва­ния. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Круг детского чтения

Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами.

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Расширяется круг произведений современной отечественной (с учётом многона­ционального характера России) и зарубежной литературы, до­ступными для восприятия младших школьников. Тематика чтения обогащена введением в круг чтения млад­ших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, при­ключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Творческая деятельность обучающихся

Интерпретация текста литературного произведения в творче­ской деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с раз­личными способами работы с деформированным текстом и ис­пользование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочине­ния, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин худож­ников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить ли­тературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

III .Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 102 часа в 4 классе (3 ч в неделю, 34 учебные недели в 4 классе).

5

IY .Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.


Обучение литературному чтению строится на основе понимания того, что литература - это явление национальной и ми­ровой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознании значимости чтения для личного развития;

фор­мирования представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; в формировании потреб­ности в систематическом чтении.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Y. Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Планируемые результаты.

Реализация программы обеспечивает достижение выпускни­ками начальной школы

6



следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и

чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной

литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками,осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.



7







Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этическихпредставлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда­ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.



YI . Содержание учебного предмета

4 класс (102 часа из расчета: 3 часа в неделю)

Продолжается работа с произведениями фольклора, с бы­линами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произве­дений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содер­жание произведений.

Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихо­творения для слушания, заучивания и драматизации. Целе­сообразно выделить не менее 8 – 10 произведений для заучи­вания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.













Былины. Летописи. Жития (8 ч)

О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...», «И вспомнил Олег коня своего...», «Житие Сергия Радонежского».


Чудесный мир классики (17 ч)

1. П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); 2. А. С. Пуш­кин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; 4. А. П. Чехов. «Мальчики».

Поэтическая тетрадь (10 ч)

1. Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как не­ожиданно и ярко...»; 2. А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; 3. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; 4. А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»; 5. И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...»; 6. Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; 7. И. А. Бунин. «Листопад».

Литературные сказки (11ч)

1. В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; 2. П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; 3. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; 4. В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Делу время – потехе час (8 ч)

1. Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; 2. В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; 3. В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

Страна детства (7ч)

1. Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; 2. К. Г. Паус­товский. «Корзина с еловыми шишками»; 3. М. М. Зощенко. «Елка».

Поэтическая тетрадь (5 ч)

1. В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»; 2. С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»; 3. М. И. Цветаева. «Бежит тропинка бугорка...», «Наши царства».

Природа и мы (9 ч)

1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; 2. А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; 3. М. Пришвин. «Выскочка»; 4. К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; 5. Е. И. Чарушин. «Кабан»; 6. В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь (6 ч)

1. Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; 2. С. А. Клычков. «Весна в лесу»;

3. Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; 4. Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; 5. С. А. Есенин. «Лебедушка».

Родина (6 ч)

1. И. С. Никитин «Русь»; 2. С. Д. Дрожжин. «Родине»; 3. А. В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...»; 4.Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».

Страна «Фантазия» (6ч)

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература (9ч)

1.Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; 2. Г. X. Андер­сен. «Русалочка»; 3. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; 4. С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».





Внеклассное чтение

Былины. «Илья Муромец выходит на свободу», «Садко» (1 ч); В. В. Медведев. «Баранкин, будь человеком!» (1 ч); В. Ю. Драгунский. Веселые рассказы о школе. «Где это видано, где это слыхано …» (1 ч); Веселые рассказы о школе. Ю. И. Коваль. «Нулевой класс», В. Медведев. «Фосфорический мальчик» (1 ч); В. Г. Сутеев. «Волшебный магазин», «Петя Иванов и волшебник Тик-Так» (1 ч); Литературные сказки. В. Ф. Одоевский. «Индийская сказка о четырех глухих», В. П. Катаев «Дудочка и кувшинчик» (1 ч); Сказки В. А. Жуковского. «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна», «Кот в сапогах» (1 ч); С. В. Михалков. «Праздник Непослушания» (1 ч); М. М. Зощенко. Рассказы для детей. «Самое главное», «Калоши и мороженое», «Золотые слова», «Великие путешественники» (1 ч); Рассказы русских писателей о природе. И. Тургенев. «Перепелка», М. Пришвин. «Этажи леса», «Гости», В. Бианки. «Сумашедшая птица» (1 ч); Рассказы русских писателей о природе. Ю. Казаков. «Скрип-скрип», А. Яшин. «Мамина сказка», Е. Носов. «Белый гусь», «Хитрюга» (1 ч); Люби живое. Н. Сладков. «Рассказы о природе», Г. Снегирев. «Рассказы о животных» (1 ч); Рассказы зарубежных писателей. Шанкар. «Про слониху Сати и мальчика по имени Бабу», Дора Алонсо. «Опасное приключение», Рагхувар Синх. «Будто заново родился» (1 ч); Сказки народов мира. Венгерская сказка. «Смородинка», Арабские сказки. «Али-Баба и сорок разбойников», «Сказка о волшебном коне» (1 ч); Эрик Распе. «Приключения барона Мюнхаузена» (1 ч); Сказки Г. Х. Андерсена. «Ель», «Ганс-чурбан», «Огниво». Обобщающий урок. Читательская конференция (1 ч)



































































Тематический план



№п/п

Содержание

Количество часов в авторской программе

(4 часа в неделю)

Количество часов в рабочей программе

(3 часа в неделю)

Выполнение практических работ

Возможные проекты

Проверочные, контрольные работы
(тесты)

1

Вводный урок

1

-



2

Летописи. Былины. Жития

11

8

1 -обязательный

«Создание календаря исторических событий»

1

3

Чудесный мир классики

22

17


1

4

Поэтическая тетрадь


12

10



1



5



Литературные сказки



16



11

1

«Сочиняем сказки»



1

6

Делу время – потехе час

9

8


1

7

Страна детства

8

7


1

8

Поэтическая тетрадь

5

5


1

9

Природа и мы

12

9

1

обязательный «Природа и мы»

1

10

Поэтическая тетрадь

8

6


1

11

Родина

8

6

Обязательный «Они защищали Родину»

1

12

Страна «Фантазия»

7

6

1

« Мы фантазируем»

1

13

Зарубежная литература

15

9


1


Итого

136

102

2-4

12



Примечание: Проверка техники чтения по 5 параметрам проводится учителем 1 раз в четверть.













YIII . Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.







2.



3.

4.



5.

Рабочие программы. Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина Литературное чтение.Предметная линия учебников системы « школа России». 1-4 классы.Пособие для учителей общеобразовательных организаций.М.:Просвещение, 2014.

Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.Учебник. 4 класс. Часть 1, 2.

Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс.

С.В.Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению

к УМК « Школа России». 4 класс.Москва.ВАКО.2015. 4 класс.

Н.А.Стефаненко, Е.А.Горелова. Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс.М.: «Просвещение».2013

1









23



23



1.



1


2. Печатные пособия

6.


7.

8.


9.

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

Словари по русскому языку.

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей.


3. Технические средства обучения

10.

11.


Доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Персональный компьютер с принтером, сканером..


4. Экранно-звуковые пособия

13.



14.



15.



16.

Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой Литературное чтение.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержaнию обучения (по возможности).




5. Игры и игрушки.

17.

Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины.


6. Оборудование класса

18.

19.

20.




Ученические столы..

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материа­лов, пособий, учебного оборудования и пр.





11


П Р И Л О Ж Е Н И Е



Контрольная работа №1. «Летописи. Былины. Жития.»

Вариант 1

1). С кем воевал Олег?

А) с греками Б) с турками В) с немцами

2). В какое дерево попала стрела Ильи?

А) клён Б) дуб В) сосна

3) Где Илья нашёл сокровища?

А) под крестом Б) в пещере В) в лесу под деревом

4). Как звали мать преподобного Сергия?

А) Мария Б) Анна В) Ольга

5). Сколько кораблей было у Олега

А) Тысяча Б)Две тысячи В) Три тысячи Г)Четыре тысячи

6). Что делал Варфоломей, когда встретил старца святого?

А)Гулял по лесу Б) Искал скот В)Пастушил Г). Играл с детьми

7). Почему родители не давали благословения Варфоломею начать иноческую жизнь?

А) Хотели, чтобы сын ухаживал за ними и похоронил.

Б) Не хотели, чтобы он вёл такую жизнь.

В) Сыновья Стефан и Пётр женились и думали, как угодить жёнам, а не родителям.

Г) Боялись жить одни.

8)Произведения, состоящие из погодных записей – это

_______________________________________________________________________________

9)Произведения, рассказывающие о жизни святых – это ______________________________________________________________________________.

10)Назовите автора иконы «Троица» ______________________________________________________________________________.



Контрольная работа №1 «Летописи. Былины. Жития.»

Вариант 2

1. Какое прозвище получил князь Олег?

А) Гордый Б) Славный В) Вещий

2. От чего принять смерть предсказали кудесники Олегу?

А) от любимого коня Б) от укуса змеи В) от отравленного вина

3. В какую сторону досталось ехать Илье Муромцу?

А) в восточную Б) в западную В) в северную

4. За что «люди чёрные» обещали Илье горы золота?

А) за женитьбу Б) за освобождение от врагов В) за принятие из закона

5. Какое имя дали родители Сергию Радонежскому?

А) Кирилл Б) Сергий В) Варфоломей

6. Сколько детей было у родителей С. Радонежского?

А) 1 Б) 2 В) 3

7). Как называется русская народная эпическая песня — сказание о богатырях?

1.Сказка 2. Быль 3.Летопись 4. Былина

8). Почему Олег не принял вино от греков?

А).Оно прокисло. Б).Он не пил вина. В).Оно было разбавлено.

9)Автор картины «Богатыри»__________________________________________________________



10)Произведения, состоящие из погодных записей – это__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.





Контрольная работа № 2 по литературному чтению

Тема: «Чудесный мир классики»



Вариант 1

1.Кому принадлежит произведение «Детство»?

1) Л.Н. Толстому 2) М.Ю. Лермонтову З) А.С. Пушкину 4) А.П. Чехову

2. Определи жанр произведения «Дары Терека».

1) басня 2) стихотворение 3) рассказ 4) сказка

3. Узнай произведение по опорным словам.

Гимназисты, сёстры, тайна, Америка, звери.

1) «Детство» 2) «Мальчики» 3) «Ашик-Кериб» 4) «Няне»

4.По одной строчке стихотворения вспомни его название и автора. Запиши.

1)И молния грозно тебя обвивала…

Произведение:__________________________________________________________________

Автор:__________________________________________________________________________

2) Вскормлен грудью облаков…

Произведение:__________________________________________________________________

Автор:__________________________________________________________________________

5. К какому произведению из изученного раздела подходят эти пословицы?

Укажи название произведения и автора.

1) Где счастье плодится, там и зависть родится.

Произведение:_________________________________________________________________

Автор:____________________________________________________________________________

2)Хотя и с нуждою (бедностью),но добился чести.

Произведение:________________________________________________________________

Автор:_________________________________________________________________________

6. Как ты понимаешь слово пенять?

1) толкать 2) дарить подарки 3) смеяться 4) упрекать

7.К данным фамилиям допиши имена и отчества писателей.



1)Ершов________________________________________________



2) Пушкин______________________________________________



3) Лермонтов___________________________________________



4) Толстой_____________________________________________



5) Чехов_______________________________________________

















Контрольная работа № 2 по литературному чтению

Тема: «Чудесный мир классики»



Вариант 2

1. Кто написал произведение «Дары Терека»?

1) А.П. Чехов 2) М.Ю. Лермонтов 3) А.С. Пушкин 4)Л.Н.Толстой

2. Определи жанр произведения А.С. Пушкина «Няне».

1) сказка 2) стихотворение 3)басня 4)рассказ

3. Узнай произведение по опорным словам.

Мама, любовь, ангел, сон, Николенька.

1) «Мальчики» 2) «Няне» 3) «дары Терека» 4) «детство»

4. По одной строчке стихотворения вспомни его название и автора. Запиши.

1) Глядишь в забытые вороты…

Произведение:____________________________________________________________________

Автор:____________________________________________________________________________

2)И редкий солнца луч, и первые морозы…

Произведение:____________________________________________________________________

Автор:____________________________________________________________________________

5. К какому произведению из изученного раздела подходят эти пословицы?

Укажи название произведения и автора.

1) Кто сильно хочет, тот того добьётся.

Произведение:___________________________________________________________________

Автор:___________________________________________________________________________

2)Чем крепче дружба, тем легче служба.

Произведение:____________________________________________________________________

Автор:____________________________________________________________________________

6. Кто такой чауш?

1) сторож 2) знатный господин 3) офицер 4) мальчик

7.К данным фамилиям допиши имена и отчества писателей.

1)Ершов________________________________________________



2) Пушкин______________________________________________



3) Лермонтов___________________________________________



4) Толстой_____________________________________________



5) Чехов_______________________________________________



Контрольная работа по литературному чтению № 3

Тема: «Поэтическая тетрадь № 1»



Вариант 1.

___________________________

1. Какое стихотворение написал Н.А.Некрасов?

1) «Школьник»; 2) «Ещё земли печален вид…»; 3) «Листопад»; 4) «Бабочка»

2. Кто написал стихотворение «В зимние сумерки нянины сказки ..»?

1) И.А.Бунин 2) А.Н. Плещеев 3) Е.А.Баратынский 4) Н.А.Некрасов

3.Узнай произведение по рифме.

Шёпот – ропот, лесов – лугов, голы – долы, зимы – холмы

1) «В синем небе плывут над полями…» 2) «Весенний дождь»

3) «Ещё земли печален вид…» 4) «Где сладкий шёпот..»

4. В каком стихотворении говорится о воздушной арке?

1) «Дети и птичка» 2) «Листопад» 3) «Бабочка»; 4) « Как неожиданно и ярко..»

5. Из какого стихотворения строки?

Завтра вы спать ещё будете, детки,

А уж мы все понесёмся на юг.

Нет там ни стужи теперь, ни дождей,

Ветер листы не срывает с ветвей…

1) «Школьник»; 2) «Листопад»; 3) «Бабочка»; 4) «Где сладкий шёпот..»

6. Подбери синоним к слову шумный.

1) грохочущий; 2) скромный 3) тихий; 4) неслышный

7. Стрелками соедини авторов с их произведениями.

1)Ф.И. Тютчев 1) «Школьник»

2) А.А.Фет 2) «Где сладкий шёпот..»

3) Е.А.Баратынский 3) «Листопад»

4) А.Н.Плещеев 4) «Ещё земли печален вид…»

5) И.С.Никитин 5) «Бабочка»

6) Н.А.Некрасов 6) «В синем небе плывут над полями…»

7) И.А.Бунин 7) «Дети и птичка»

8. Наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека называется — ______________________________________________________________.





Контрольная работа по литературному чтению № 3

Тема: «Поэтическая тетрадь № 1»

Вариант 2.

___________________________



1. Какое стихотворение написал А.А.Фет?

1) «Дети и птичка»; 2) «Где сладкий шёпот…»; 3) «Листопад»; 4) «Бабочка»

2. Кто написал стихотворение «Где сладкий шёпот..»?

1) И.А.Бунин 2) Ф.И.Тютчев 3) Е.А.Баратынский 4) А.А. Фет

3.Узнай произведение по рифме.

Полями –краями, туман –румян, ночною –межою.

1) «В синем небе плывут над полями…»

2) «Весенний дождь»

3) «Ещё земли печален вид…»

4) «Где сладкий шёпот..»

4. В каком из перечисленных стихотворений описываются зимние детские забавы?

1) «Школьник » 2) «Дети и птичка» 3) «Бабочка»; 4) «В зимние сумерки нянины сказки..»

5. Из какого стихотворения строки?

-Ну пошёл же, ради Бога!

Небо, ельник и песок –

Невесёлая дорога…

Эй! Садись ко мне, дружок!

1) «Весенний дождь»; 2) «Школьник»; 3) «Дети и птичка»; 4) «Бабочка»

6. Подбери антоним к слову торжествующий.

1) грустный; 2) счастливый 3) весёлый; 4) радостный

7. Стрелками соедини авторов с их произведениями.

1)Ф.И. Тютчев 1) «Школьник»

2) А.А.Фет 2) «Где сладкий шёпот..»

3) Е.А.Баратынский 3) «Листопад»

4) А.Н.Плещеев 4) «Ещё земли печален вид…»

5) И.С.Никитин 5) «Бабочка»

6) Н.А.Некрасов 6) «В синем небе плывут над полями…»

7) И.А.Бунин 7) «Дети и птичка»



8. Наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека называется — ___________________________________________________________.





Контрольная работа № 4 по литературному чтению

Тема: «Литературные сказки»

Вариант 1.

______________________________________



1.Кто написал сказку «Серебряное копытце»?

1) П.П.Бажов 2) С.Т.Аксаков 3) В.М.Гаршин 4) В.Ф.Одоевский

2. Как звали главного героя сказки «Городок в табакерке»?

1) Саша; 2) Миша; 3) Петя; 4) Паша

3.Чем закончился Мишин сон?

1) Миша стал царём городка; 2) Миша спас колокольчиков;

3) Механизм табакерки сломался;

4) Миша попрощался с жителями городка и ушёл из него;

4. Что могла делать роза?

1) блистать чудной и загадочной красотой;

2) любоваться красотой окружающего мира;

3) разливать вокруг себя тонкий и свежий запах;

5.Что было самым лучшим происшествием в жизни розы?

1) пение соловья; 2) спасение жабы; 3) прикосновение мальчика;

4) упавшая на цветок слезинка с щеки сестры;

6. Что означает выражение «покосные ложки»?

1) деревянные ложки;

2) широкие, пологие овраги, покрытые травой;

3) широкие реки;

4) широкие поля;

7.Почему Кокованя сначала не хотел брать девочку?

1) думал, что девочка будет лениться;

2) он не мог обучить девочку своему делу;

3) боялся не найти с девочкой общего языка;

8 .Узнай произведение по ключевым словам.

Торговые дела, купец, дочь, лесной зверь

1) «Сказка о жабе о розе»

2) «Аленький цветочек»

3) «Городок в табакерке»

4) «Серебряное копытце»

9.Каким должен был быть аленький цветочек для младшей дочери?

1) сияющим всеми цветами радуги;

2) горящими огнями золотыми, серебряными;

3)умеющим разговаривать,

4) самым красивым на свете;

10. Как хозяин дворца обращался с девушкой?

1) исполнял все её желания;

2) строго, но справедливо;

3) учил её работать по дому;

11. Что произошло с девушкой, когда она увидела хозяина дома?

1) обрадовалась; 2) убежала; 3) упала в обморок; 4) сохранила спокойствие;

12.Какие сказки ты прочитал в этом разделе?

1) литературные; 2) народные; 3) литературные и народные





Контрольная работа № 4 по литературному чтению

тема: «Литературные сказки»

Вариант 2.

__________________________________

1.Кто написал сказку «Аленький цветочек»?

1) С.Т.Аксаков 2) В.Ф.Одоевский 3) В П.П.Бажов 4) .М.Гаршин

2. Узнай произведение по ключевым словам.

Цветники, кусты, мальчик, сестра, цветок, враг

1) «Сказка о жабе о розе» 2) «Аленький цветочек»

3) «Городок в табакерке» 4) «Серебряное копытце»

3.С кем познакомился мальчик в цветнике?

1) с белкой; 2) с ежом; 3) с зайцем; 4) с птичкой;

4.Какую историю, произошедшую третьего дня, вспомнил Миша (герой произведения «Город в табакерке»?)

1) как папенька открывал крышку табакерки;

2) как он хотел нарисовать маменьку и папеньку, но никак не удавалось это сделать;

3) как мальчик-колокольчик над ним насмехался;

4) как папенька поставил на стол табакерку;

5.Почему Миша позавидовал колокольчикам?

1) они жили в красивом городе; 2) они целый день ничего не делали;

3) у них было интересное занятие;

6.Как звали сиротку из сказки «Серебряное копытце»?

1) Настенька; 2) Машенька; 3) Дарёнка; 4) Алёнушка;

7.Что Кокованя рассказал девочке о своих занятиях?

1) летом рыбу ловит, зимой охотится;

2) летом золото добывает, зимой по лесам за козлом бегает;

3) на заводе работает, охотится, огород разводит;

4) из дерева разные вещи делает;

8.Как Кокованя ночевал зимой в лесу?

1) он разводил костёр, а потом на прогретом месте строил шалаш;

2) у него был поставлен зимний балаган, с очагом, с окошечком;

3) в лесу охотники построили избу для зимних ночёвок;

9.Почему просьба младшей дочери для купца была самой трудной?

1) купец знал, что цветочек находится в очень труднодоступном месте;

2)купец знал, что цветочек очень строго охраняют;

3) купец не знал, как определить, что найденный цветочек – самый красивый на свете;

4) купец не знал, как довезти цветочек до дома;

10.Почему хозяин дворца показался девушке?

1) решил приучить её к себе; 2) она его уговорила; 3) решил её испугать;

11.Почему девушка захотела побывать дома?

1) она затосковала по дому;

2) её приснилось, что батюшка заболел;

3) она захотела отнести батюшке и сёстрам гостинцы;

12.Произведения какого автора ты не встретил в разделе «Литературные сказки»?

1) С.Т.Аксакова; 2) В.Ф. Одоевского 3) В.М.Гаршина 4) Л.Н.Толстого;





Контрольная работа № 5 по теме «Делу время – потехе час»

Вариант 1

1.Соедини стрелками:

Е. Л. Шварц «Главные реки»

В. Ю. Драгунский «Никакой я горчицы не ел»

В. В. Голявкин «Что любит Мишка»

«Сказка о потерянном времени»

2.Что потеряли дети, в сказке Е.Шварца?

А) деньги Б) время В) дружбу



3. На сколько кругов нужно было детям повернуть стрелки часов, чтобы вернуть потерянное время?

А) 12 Б) 65 В) 77

4..Узнайте произведение:

«Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу».

а) В. Ю. Драгунский «Главные реки»;

б) В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»;

в) Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

5. Музыку какого композитора играл учитель пения в рассказе «Что любит Мишка»?

А) Шопен Б) Бах В) Шостокович

6. Почему мальчику из рассказа «Никакой горчицы я не ел» было скучно?

А) обидели взрослые; Б) от безделья; В) не было денег на трамвай



7.Поэт, стихотворение которого не выучил Денис Кораблёв.

_________________________________________________________________________________

8.Какое произведение тебе большепонравилось?

_______________________ _________________________________________________________

Почему? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Контрольная работа № 5 по теме «Делу время – потехе час»

Вариант 2

1.Соедини стрелками:

Е. Л. Шварц «Главные реки»

В. Ю. Драгунский «Никакой я горчицы не ел»

В. В. Голявкин «Что любит Мишка»

«Сказка о потерянном времени»

2.Узнайте произведение:

«Попробуй в классе запой – сразу выгонят»

а) В. Ю. Драгунский «Главные реки»;

б) В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»;

в) Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

3.Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

а) сказка; б) рассказ; в) стихотворение

4. Из какого произведения эти строки: « И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда».

А) «Главные реки» Б) «Что любит Мишка» В) «Никакой горчицы я не ел»

5.Соедини стрелками:

В. В. Голявкин

Е. Л. Шварц «Главные реки»

В. Ю. Драгунский «Никакой я горчицы не ел»

«Что любит Мишка»

«Сказка о потерянном времени»

6.О ком это или о чём?

Она стояла у стены. Дворник запретил трогать её.

________________________________________________________________________________



7.* Какое произведение тебе больше понравилось? Почему? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Контрольная работа №6 по литературному чтению

Тема : «Страна детства»

Вариант 1

____________________________________

1.Как зовут Житкова?

1) Борис Степанович; 2) Борис Сергеевич; 3) Степан Борисович; 4) Сергей Борисович;

2. Какое произведение принадлежит М.М.Зощенко?

1) «Как я ловил человечков» 2) «Ёлка» 3) «Корзина с еловыми шишками»

4) «Главные реки»

3. Кто написал произведение «Корзина с еловыми шишками»?

1) Б.С.Житков; 2) К.Г.Паустовский; 2) М.М.Зощенко; 4) В.В.Голявкин;



4. Синонимами какого слова являются эти слова?

Висеть, бездельничать, ходить.

1) наслаждаться; 2) смотреть; 3) болтаться; 4) сидеть;



5. Укажи героя произведения «Как я ловил человечков»

1) Дагни; 2) дядя; 3) Лёля; 4) внук;



6.Найди олицетворения, которые принадлежат одному произведению.

1) эхо — как птица пересмешник; 2) рояль мог петь;

3) клавиши тосковали, смеялись; 4) пароходик важно стоял на полке



7. Узнай, о каких героях или предметах из прочитанных произведений идёт речь Запиши.



1)Эти брат и сестра испортили многим встречу Нового года.

___________________________________________________________________



2) Эта девочка вдохновила композитора на создание музыкального произведения.

___________________________________________________________________



8. Что девочка рассказала Эдварду Григу о своей кукле?

1) сто у неё порвалось платье; 2) что у неё оторвалась рука;

3) что у неё больше не закрываются глаза; 4) что у неё оторвалась коса;

9.Как мама решила наказать Миньку?

1) поставить его в угол; 2) оставить без угощения;

3) подарить его подарок другому мальчику; 4) запереть его в чулане;

10. Произведение какого писателя ты не встретил в разделе «Страна детства»?

1) Б.С.Житкова; 2) М.М.Зощенко; 3) Е.Л.Шварца; 4) К.Г.Паустовского







Контрольная работа №6 по литературному чтению

Тема : «Страна детства»

Вариант 2

____________________________________



1.Как зовут Паустовского?

1) Георгий Константинович; 2) Григорий Константинович;

3) Константин Георгиевич; 4)Константин Григорьевич;



2. Какое произведение принадлежит Б.С.Житков?

1) «Как я ловил человечков» 2) «Ёлка» 3) «Корзина с еловыми шишками»

4) «Главные реки»

3. Кто написал произведение «Ёлка»?

1) Б.С.Житков; 2) К.Г.Паустовский; 3) М.М.Зощенко; 4) В.В.Голявкин;

4. Синонимами какого слова являются эти слова?

Глядеть, взирать, таращиться, глазеть.

1) ходить; 2) смотреть; 3) болтаться; 4) гулять;





5. Что означает выражение вернусь живым духом?

1) вернусь живым; 2) вернусь рано; 3) вернусь рано; 4) вернусь быстро;



6. Выберите эпитеты, которые принадлежат одному произведению.

1) голые борта; 2) грибной воздух; 3) горные леса; 4) шелест листьев;



7. Узнай, о каких героях или предметах из прочитанных произведений идёт речь Запиши.



1) Мальчик положил кусок от него на пароходик, около будочки.

__________________________________________________________________



2) Этот инструмент мог петь обо всём.

_________________________________________________________________



8. Где проводил осень композитор Эдвард Григ?

1) на берегу Женевского озера; 2) в лесах около Бергена; 3) на окраине Стокгольма;



9. За что Минька ударил маленького мальчика?

1) мальчик стал играть в новый пароходик;

2) мальчик стал смеяться над Минькой;

3) мальчик толкнул Миньку;

4) мальчик стал есть угощение;

10.Произведение какого писателя ты не встретил в разделе «Страна детства»?

1) Б.С.Житкова; 2) М.М.Зощенко; 3) В.Ю.Драгунского; 4) К.Г.Паустовского













Контрольная работа № 7 по теме «Природы и мы»

Вариант 1

___________________________



1.Какое произведение написал А.И.Куприн?

1) «Приёмыш» 2) «Барбос и Жулька» 3) «Кабан» 4) « Выскочка»



2.Кто написал произведение «Кабан»?

1) Е.И.Чарушин 2) Д.Н.Мамин-Сибиряк 3) М.М.Пришвин 4) А.И.Куприн



3. Какой рассказ можно назвать юмористическим?

1) «Кабан» 2) «Приёмыш» 3) «Барбос и Жулька» 4) « Выскочка»

4. Из какого произведения данные слова?

Доспехи, протока, сайма, муштровать.

1) «Приёмыш» 2) «Выскочка» 3) «Барбос и Жулька» 4) «Кабан»

5. Как называют крупного сибирского и среднеазиатского оленя с большими рогами?

1) марал 2) сайма 3) фестон 4) яр



6. Узнай героя по его описанию.

Всё равно как человек тоскует. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит…

1) серый журавль 2) лебедь 3) Жулька 4) собака Вьюшка

7.Запиши название произведения и укажи его автора.

1)В каком произведении сорока лишилась хвоста?

_________________________________________________________________________________



2)Он был приёмным членом семьи, но очень любимым.

_________________________________________________________________________________



8. Узнай героя по описанию. Запиши название произведения и автора.



1) Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок — суета или драка, — он не торопясь пришагает и ткнёт кого надо клювом. Начальник-птица!

_________________________________________________________________________________



2) Она была маленькая, тонконогая, с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди.

_________________________________________________________________________________

9.Стрелками соедини авторов с их произведениями.

1) Д.Н.Мамин — Сибиряк а) «Выскочка»

2) А.И.Куприн б) «Кабан»

3) Е.И.Чарушин в) «Приёмыш»

4) М.М.Пришвин г) «Барбос и Жулька»













Контрольная работа № 7 по теме «Природы и мы»

Вариант 2

___________________________



1.Какое произведение написал Д.Н.Мамин — Сибиряк?

1) «Кабан» 2) «Барбос и Жулька» 3) «Приёмыш» 4) «Выскочка»



2.Кто написал произведение «Выскочка»?

1) М.М.Пришвин 2) Д.Н.Мамин-Сибиряк 3) Е.И.Чарушин 4) А.И.Куприн



3. Герой какого произведения вынужден был отпустил птицу на волю?

1) «Кабан» 2) «Приёмыш» 3) «Барбос и Жулька» 4) « Выскочка»



4. Из какого произведения данные слова?

Приземистый, сталактит, флирт, фестон, подпалина, лицемерный, лавры, карьер.

1) «Приёмыш» 2) «Выскочка» 3) «Барбос и Жулька» 4) «Кабан»

5. Как называют крупного сибирского и среднеазиатского оленя с большими рогами?

1) марал 2) сайма 3) фестон 4) яр



6. Узнай героя по его описанию.

Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок.

1) Жулька 2) лебедь 3) серый журавль 4) собака Вьюшка

7.Запиши название произведения и укажи его автора.

1) Они были разными, но дружба их — крепкой.

_______________________________________________________________________________

2) Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя.

_______________________________________________________________________________

8. Узнай героя по описанию. Запиши название произведения и автора.

1) Всё равно как человек тоскует. Выйдет на берег, встает на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит…

_________________________________________________________________________________

2) Днём он при народе стоит на голове за конфетку.

_________________________________________________________________________________

9.Стрелками соедини авторов с их произведениями.

1) Д.Н.Мамин — Сибиряк а) «Выскочка»

2) А.И.Куприн б) «Кабан»

3) Е.И.Чарушин в) «Приёмыш» 4) М.М.Пришвин г) «Барбос и Жулька»



Контрольная работа по литературному чтению №8

Тема: «Страна Фантазия»

Вариант 1.

__________________________

1. Кто написал «Приключения Электроника»?

1) Е.С.Велтистов; 2) Г.Х.Андерсен; 3 ) Кир Булычёв; 4) Г.Мартынов;

2. Определи жанр произведения «Путешествие Алисы».

1) сказка; 2) рассказ; 3) сказочная повесть; 4) фантастическая повесть;

3. Найди значение слова контрабас.

1) струнный смычковый музыкальный инструмент;

2) наука об общих закономерностях процессах управления и передачи информации;

3) человек, который занимается контрабандой;

4) договор, соглашение;

4. Найди причину нападения кустиков.

1) они были агрессивны; 2) они питались людьми;

3) их забыли полить; 4)надвигалась песчаная буря;

5.В данный отрывок вставь пропущенные слова.

В следующее мгновение профессор был … . Он увидел, как мелькает между деревьями … .

1) у двери, синяя кофточка; 2) у экрана, зелёная курточка;

3) у окна, синяя курточка; 4) у ворот, зелёная кофточка;

6. Механика в произведении «Путешествие Алисы» звали:

1) Красный; 2) Зелёный; 3) Синий; 4) Серый;

7. Как назывался космический корабль?

1) «Геракл»; 2) «Циклоп»; 3) «Пегас»; 4) «Кентавр»;

8. Что сделал папа Алисы?

1) пытался отбиться от кустов шваброй; 2) пытался убежать от кустов;

3) пытался отбиться от кустов руками и ногами; 4) пытался отбиться от кустов кинокамерой;

9. Для чего прибыл профессор Громов?

1) для участия в испытаниях новейших роботов; 2) для участия в научном эксперименте;

3) для участия в космическом путешествии; 4) для участия в конгрессе кибернетиков;

10.Чем являлось воздушное такси?

1) маленьким самолётом; 2) маленькой летающей тарелкой; 3) маленьким вертолётом;

11.Зачем профессор Громов воткнул вилку в розетку?

1) чтобы было больше света; 2) чтобы робот подкрепился электрическим током;

3) чтобы включить несколько привезённых с собой приборов;

12.К какому жанру относятся прочитанные тобой в данном разделе произведения?

1) детективная литература; 2) приключенческая литература;

3) фантастическая литература; 4) сказки;



Контрольная работа по литературному чтению №8

Тема: «Страна Фантазия»

Вариант 2.

__________________________

1. Кто написал «Путешествие Алисы»?

1) Е.С.Велтистов; 2) Г.Х.Андерсен;

3) Кир Булычёв; 4) Г.Мартынов;

2. Определи жанр произведения «Приключения Электроника».

1) сказка; 2) рассказ; 3) сказочная повесть; 4) фантастическая повесть;

3. Найди лишнего героя.

1) профессор; 2) Громов; 3) Алиса; 4) Электроник;

4. В данный отрывок вставь пропущенные слова.

Сбегая по …, профессор заметил удивлённое лицо директора и … помахал ему рукой. Сейчас было не до объяснений.

1) дорожке, дружески; 2) лестнице, доброжелательно;

3) лестнице, успокаивающе; 4) дорожке, успокаивающе;

5.Откуда прибыл профессор Громов?

1) с Луны; 2) с околоземной орбиты; 3) из сибирского научного городка; 4) из Антарктиды;

6. Где остановился профессор Громов?

1) в санатории «Сосны»; 2) в гостинице «Дубки»; 3) в отеле «Под пальмами»

7. Кто находился в чемодане?

1) кибернетический мальчик; 2) робот с несколькими руками и четырьмя глазами;

3) кибернетическая девочка; 4) кибернетический пёс;

8.В поисках чего космокатер в произведении «Путешествие Алисы» облетел пустыню?

1) воды; 2) животных; 3) растений; 4) инопланетян; 5) людей;

9.Какие листья были у кустов?

1) длинные, серебристые с изнанки;

2) широкие, короткие, золотистые с изнанки;

3)почти круглые, большие, серые с изнанки;

10. Как папа Алисы объяснил странное поведение кустов?

1) так они борются за существование в условиях недостатка влаги: 2) так они охотятся;

3) так они развлекаются; 4) так они расселяются по всей планете;

11.Чем Алиса напоила самый маленький кустик?

1) чаем; 2) молоком; 3) компотом; 4) сиропом;



12.К какому жанру относятся прочитанные тобой в данном разделе произведения?

1) детективная литература; 2) приключенческая литература;

3) фантастическая литература; 4) сказки;

















































































Критерии оценивания