СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа соответствует требованиям ФГОС. Рекомендуется использовать в СОШ.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897), примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.) и авторской программы «Музыка. 5-7 классы»./ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.-М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно – методического комплекта «Музыка 5-7 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
-Учебник «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2012г.
-Пособия для учащихся «Музыка. Творческая тетрадь. 6 класс»
-Программа «Музыка 5-7 классы», М., Просвещение, 2011г.
-Методическое пособие для учителя «Уроки музыки. 5-6 классы», М., Просвещение, 2011г.
-«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс», М., Просвещение, 2011г.
-«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 6 класс» (МР3), М., Просвещение, 2011г.
Цель программы – формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
Задачи:
— развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
— освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
— овладение художественно – практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий;
— воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
— вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
— понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
— осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог;
— личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства;
— осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
— понимание жизненного содержания народной, религиозной, классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, разнообразных форм музицирования, участия в исследовательских проектах.
Регулятивные УУД:
— самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;
— планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности;
— совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;
— саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, во внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;
— развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
— сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках; приобретение навыков работы с сервисами интернета.
Познавательные УУД:
— стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
— формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;
— расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
-усвоение терминов и понятий музыкального языка и художественного языка различных видов искусства на основе выявления их общности и различий с терминами и понятиями художественного языка других видов искусства;
— применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Коммуникативные УУД:
— решение учебных задач совместно с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности;
— формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры;
— формирование адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности;
— развитие навыков постановки проблемных вопросов во время поиска и сбора информации о музыке, музыкантах, в процессе восприятия и исполнения музыки;
— совершенствование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки ( с использованием музыкальных терминов и понятий), её оценки и представления в творческих формах работы в исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности;
— знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;
— самооценка и интепретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов.
Информационные УУД:
-владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-ROM, Интернетом;
— самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, её организация, преобразование, сохранение и передача;
— ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умение осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации;
— применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской деятельности, информационных и телекоммуникационных технологий: аудио- и видеозаписи, электронная почта, Интернет;
— увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ;
— осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Содержание учебного предмета совпадает с содержанием в авторской программе.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
— метод междисциплинарных взаимодействий;
— метод проблемного обучения;
— метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
— метод эмоциональной драматургии;
— метод интонационно-стилевого постижения музыки;
— метод художественного контекста;
— метод создания «композиций»;
— метод перспективы и ретроспективы;
-метод игры.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки (восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью), II – выполнение проблемно-творческих заданий (инструментальная импровизация и сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности), III – пение (творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение различных музыкальных образов, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков, вокально-творческое развитие), IV — музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, творческой тетради, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.
Контроль осуществляется в следующих видах: вводный, текущий, тематический, итоговый.
Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрс.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
- понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
— иметь представление о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
— знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
— уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю (музыка классическая, народная, религиозная, современная;
— владеть навыками музицирования: исполнение песен ( народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
— анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
— раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
— развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
-применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
Тематическое планирование
№урока | Название раздела/темы урока | Основное содержание урока | Планируемые результаты освоения темы. |
| |||||
Личностные метапредметные предметные | |||||||||
|
| учащиеся научатся | Учащиеся получат возможность научиться |
| |||||
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч) |
| ||||||||
1 | Удивительный мир музыкальных образов. | Что роднит музыкальную и разговорную речь? (Интонация). Мелодия – душа музыки.Музыкальный образ – это живое обобщённое представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. Классификация музыкальных жанров: вокальная и инструментальная музыка.
| Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни.Развитие познавательного интереса. | Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; | Знать/понимать: что музыкальный образ – живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке.Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. | - Наблюдать жизненные явления.- Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. — Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе
|
| ||
2 | Образы романсов и песен русских композиторов | Расширение представлений о жанре романса.Взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций в романсах. Триединство «композитор – исполнитель – слушатель»Красный сарафан. А.Варламов, Н.Цыганова;Жаворонок. М.Глинка, Н.Кукольник; Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В.Гаврилин, В.Шульгина.
| Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.Развивать интерес к художественной деятельности. | Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения. Вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; | Знать/понимать: жизненно – образное содержание музыкальных произведений разных жанров. Уметь:различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская. | - Осмысление учебного материала, выделение главного,
|
| ||
3
| Два музыкальных посвящения | Знакомство с шедеврами вокальной музыки – романсом М.Глинки «Я помню чудное мгновенье», инструментальной музыки – «Вальс-фантазия» М.Глинки. | Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни; личностное освоение содержания образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства; | Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; смысловое чтение текстов различных стилей и жанров; | Знать/понимать: способы создания различных образов: музыкальныйпортрет. Понимать, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произ-ведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка композитора М.И.Глинки. | Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора; определять приёмы развития, форму музыкальных произведений. |
| ||
4 | Портрет в музыке и живописи | Романс «Я помню чудное мгновенье» и «Вальс-фантазия» М.И.Глинки. Влияние формы и приёмов развития на отражение содержания этих сочинений. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. | Воспитание уважения к истории культуры своего народа, выраженной в музыкальном и изобразительном искусстве. | Использование разных источников информации, ИКТ;Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; | Объяснять, как форма и приёмы развития музыки могут раскрывать образы сочинений. | Выявлять своеобразие почерка М.И.Глинки. |
| ||
5 | «Уноси моё сердце в звенящую даль» | Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов.Лирические образы романсов С.В.Рахманинова, мелодические особенности музыкального языка, выразительность и изобразительность в музыке. С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой. «Сирень». С.В.Рахманинов «Островок». Ю.Визбор «Милая моя». | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; | Знать имена выдающихся русских композиторов: А.Варламов, А.Гурилев, М.Глинка, С.Рахманинов Знать определения музыкальных жанров и терминов: романс, баркарола, серенада.Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников, передавать свои музыкальные впечатления в рисунке. | Находить сходные и различные чкрты, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе.Формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, подтверждая её конкретными примерами. |
| ||
6 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя | Жизнь и творчество Ф.И.Шаляпина. Мастерство исполнителя и мир музыкальных образов. Сопоставление образов музыки и изобразительного искусства.М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и людмила», «Ария Сусанин Сусанин». | Совершенствование художественного вкуса.Осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества. | Размышление о взаимодействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;Развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных | Знать имена известных исполнителей (Ф. Шаляпин), понятие бельканто.Уметь размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения, проявлять навыки вокально-хоровой работы. | Определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности.Осваивать навыки вокально-хоровой работы. |
| ||
7
| Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композитов | Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов. | Понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни; | Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений0 в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ. | Знать особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда;Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая или народная на примере опер русских композитов. | Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений различных жанров;Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. |
| ||
8
| Образ песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. | Знакомство с вокальным стилем бельканто.Освоение вокального и инструментального жанров – баркаролы (песни на воде). Музыкальные образы песен Ф.Шуберта, М.И. Глинки.М.И.Глинка «Венецианская ночь»,Ф.Шуберт «Форель», «Серенада (№4 из вок. цикла лебединая песня). | Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности. | Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы;Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ.
| Знать определения музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола, серенада, баллада, знакомство со стилем пения – бельканто.Уметь наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа. | Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности музыкальных произведений;Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей. |
| ||
9
| Старинной песни мир | Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады.Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке.
| Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;Самостоятельная работа в рабочих тетрадях; | Знать основные моменты из жизни и творчества Ф.Шуберта;-понятиебаллада.Уметь: различать эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке; — определять приёмы развития музыкального произведения; — выявлять средства выразительности и изобразительности музыкальных произведений; — сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений.
| Определять жизненно-образное содежание музыкальных произведений разных жанров;Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы.Наблюдать за развитием музыкальных образов. Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций. |
| ||
10
| Народное искусство Древней Руси
| Особенности развития народной музыки Древней Руси. Связи русского музыкального фольклора с жизнью человека. Роль музыки в народных праздниках. Жанры и формы народной музыки.«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова,«Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши».
| Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества. | Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификаций; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; расширение умений поиска информации, необходимой для изучения темы, в электронных образовательных ресурсах и Интернете. | Знать особенности развития народной музыки, её жанры и формы; роль народной музыки в жизни человека; ето такие скоморохи;Уметь называть народные музыкальные инструменты. | Разыгрывать народные песни.Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений. |
| ||
11 | Русская духовная музыка «Фрески Софии Киевской» | Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт..Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.Знакомство с жизнью и творчеством М.С.Березовского.Фрагменты из концертонй симфонии В.Кикта «Фрески Софии Киевской» | Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;Понимание жизненного содержания религиозной, народной музыки. Формирование целостности мировоззрения, учитывающего культурное, духовное многообразие современного мира | Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;Приобретение навыков работы с сервисами Интернета. | Знать: основные этапы развития духовной музыки;- понятия: знаменный распев, партесное пение и а капелла, унисон, духовный концерт,фреска, орнамент.
| Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения;Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.
|
| ||
12
| «Перезвоны».Молитва. | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанрмолитвы в музыке отечественных композиторов.В.Гаврилин. Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны».
| Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. | Знать/понимать: значение выявления глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление интонационно-жанрового богатства народной музыки, значение молитвы в музыке отечественных композиторов.Уметь: соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы. | Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере). |
| ||
13 | «Небесное и земное» в музыке Баха. |
| Бережное отношение к родной земле и своему народу.Уважение к защитникам Родины. | Участие в музыкальной жизни класса, школыОсуществлять поиск музыкально – образовательной информации в сети Интернета; | Знать/понимать богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки – кантата. | Уметь сопоставлять героико-эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений; проявлять творческую инициативу. |
| ||
14
| Образы скорби и печали | Углубление понимания особенностей языка западноевропейской музыки на примере вокально-инструментальных жанров –кантаты, реквиема.Образы скорби и печали в религиозной музыке (кантата «Стабат Матер» Дж.Перголези и «Реквием» В.Моцарта.)
| Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы. | Знать понятия:кантата, реквием, полифония;Основные факты из жизни и творчества В.Моцарта и Дж.Перголези, связанные с написанием кантаты и реквиема.Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки. | Выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;Приводить примеры преобразующего влияния музыки;Наблюдать за развитием музыкальных образов. |
| ||
15 | «Фортуна правит миром» | Знакомство со сценической кантатой К.Орфа «Кармина Бурана» | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера. | Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач ( включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;Приобретение навыков работы с сервисами Интернета. | Знать:- особенности творчества К.Орфа;-понятие фортуна; -кто такие ваганты. | Совершенствовать умения и навыки самообразования, проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, выявлять средства музыкальной выразительности и приемы развития музыки;Применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов. |
| ||
16 | Авторская песня: прошлое и настоящее | Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства, бардовская песня.История развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни. | Формирование ориентиров для социальной, культурной самоидентификации, осознания своего места в окружающем мире;Знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества. | Формирование навыков сотрудничества, совместной работы в парах или группы;Совершенствование видов речевой деятельности; умений выражать ценностные суждения и/или свою позицию по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и личностных ценностях, нравственно-эстетических нормах, эстетических ценностях, навыка рефлексии, анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий. | Знать:- историю развития авторской песни;-особенности и жанры авторской песни; — имена авторов бардовской пени. | Совершенствовать умения и навыки самообразования, высказывать собственную точку зрения, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия;Исполнять музыку, передавая ее художественный смысл;Приводить примеры преобразующего влияния музыки. |
| ||
17 | Джаз – искусство 20 века | История развития джазовой музыки, её истоки (спиричуэл, блюз).Джазовые импровизации и обработки. Взаимодействие легкой и серьезной музыки (рок-музыка и симфоджаз) | Понимание социальных функций джазовой музыки в жизни людей разных стран. | Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения джазовой музыки;Сравнение изложения одних и тех же сведений об искусстве джаза в различных источниках, включая Интернет. | Знать истоки джаза, определения музыкальных жанров и терминов: джаз, спиричуэл, блюз.Знать имена выдающихся джазовых композиторов и исполнителей: Дж.Гершвин, Л.Армстронг, Д.Эллингтон. Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Творческое самовыражение учащихся в хоровом исполнении песен. | Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально-хоровой работы. |
| ||
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18ч) |
| ||||||||
18 | Вечные темы искусства и жизни | Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки — прелюдия, этюд.Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна. Программная и не программная музыка. | Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности. | Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности. | Знать понятия:вокальная и инструментальная музыка; камерная и симфоническая музыка; программная и непрограммная музыка;- основные принципы развития музыкального произведения. | Выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. |
| ||
19 | Могучее царство Ф.Шопена. Вдали от Родины. | Творческий облик Ф.Шопена, широта его взглядов на мир. Истоки творчества композитора. Контраст музыкальных образов, воплощенных в различных жанрах фортепианной миниатюры (прелюдиях, вальсах, мазурках, полонезах, этюдах). Инструментальная баллада – жанр романтического искусства. | Развитие чувства стиля композитора, позволяющего распознавать национальную принадлежность произведений, выявлять единство родного, национального и общечеловеческого. | Формирование уважительного отношения к музыкальной культуре и ценностям другого народа;Построение логического рассуждения, умозаключения в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа произведений ф.Шопена;Ориентация в информационных потоках с целью отбора музыкальной и другой художественной информации, распространяемой по каналам СМИ.
| Знать основные моменты творчества Ф.Шопена, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений;- различные жанры фортепианной миниатюры. | Проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений. |
| ||
20 | Ночной пейзаж.Ноктюрн. | Жанр камерной музыки –ноктюрн. Образы «Ночной музыки».Музыка- выражение личных чувст композитора. Картинная галерея.Ф.Шопен «Ноктюрн» фа минор. П.И.Чайковский «Ноктюрн» до-диез минор. А.П.Бородин «Ноктюрн» из квартета №2.
| Актуализация имеющихся знаний и слуховых представлений о жанре ноктюрна в творчестве различных композиторов. | Установление аналогий, классификация, самостоятельный выбор критериев для классификации, установления причинно-следственных связей, построения логических рассуждений, умозаключений, выводов об особенностях жанра ноктюрна.
| Знать понятиеноктюрн.Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки;-выявлять средства художественной выразительности. | Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы. |
| ||
2122 | Инструментальный концерт | Зарождение и развитие жанра камерной музыки –инструментального концерта. Различные виды концерта, программная музыка. А. Вивальди «Весна» (из цикла 2времена года»). И.Бах «Итальянский концерт». Особенности стиля барокко. | Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им. | Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной); | Знать понятиеинструментальный концерт, особенности стиля барокко;Уметь называть полные имена композиторов: А.Вивальди и И.Бах;- проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; -определять форму, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.
| Определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке;Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке. |
| ||
23 | Космический пейзаж.Быть может вся природа – мозаика цветов. | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента. Выразительность и изобразительность в музыке.Ч.Айвз «Космический пейзаж». Э. Артемьев «Мозаика».
| Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия других стран;Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие духовного мира. | Расширение с помощью Интернета представлений о концертно- музыкальных традициях разных стран мира;Развитие умений речевого высказывания, диалога, дискуссии при усвоении особенностей стиля, музыкального языка современных произведений. | Осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, изобразительного искусства, а также легкой и серьезной музыки. Знать понятие: синтезатор. Уметь: определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения. | Осмысление новых средств музыкальной выразительности в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа;Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная. |
| ||
24
25
26 | Образы симфонической музыки.«Метель».Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка» Г.Свиридова«Метель»: «Тройка»; «Вальс»; «Весна и осень»; «Романс»; «Пастораль»; «Военный марш»; «Венчание».
| Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки;Формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции учащихся; воспитание нравственно-духовных ценностей: семья, долг, нравственный выбор;развитие патриотических чувств учащихся.
| Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;Осмысление учебного материала, выделение главного, анализ и синтез;Оценивать свои возможности в решении творческих задач. | Уметь: — проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения;- определять форму, приемы развития музыки, тембры;- выявлять средства выразительности музыкальных инструментов; — применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов. | Осознание русской природы музыки Г.Свиридова;Расширение представлений о связях музыки и литературы, освоение возможностей симфонического оркестра в раскрытие образов литературного сочинения;Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов. |
| ||
27
28
| Симфоническое развитие музыкальных образов.«В печали весел, а в веселье печален». «Связь времен». | Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.В. А. Моцарт «Симфония № 40». П И.Чайковский «Моцартиана», оркестровая сюита №4.
| Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;Признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. | Формирование умения устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения в устной и письменной форме; взаимодействие с учителем, сверстниками в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; поиск необходимой для выполнения учебных действий информации в Интернете. | Знать понятия:симфония, сюита, интерпретация, трактовка.Уметь:- называть полные имена композиторов: В.Моцарт, П.И.Чайковский; — проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; — определять тембры музыкальных инструментов. | Передавать в собственном исполнении (пении, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы;Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов;Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения. |
| ||
29 | Программная увертюра.Людвиг Ван Бетховен «Эгмонт» | Знакомство с жанромпрограммной увертюры на примере увертюры Л. Ван Бетховена «Эгмонт». Сонатная форма. Мир героических образов увертюры «Эгмонт». | Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности. | Усвоение терминов и понятий музыкального языка и художественного языка различных видов искусства на основе выявления их общности и различий с терминами и понятиями художественного языка других видов искусства;Использование интернета для поиска дополнительной информации об истории создания музыкальных сочинений, их исполнителях. | Знать:- понятия: увертюра, программная музыка;- строение сонатной формы; — имена зарубежных композиторов: Л.ван Бетховен и его произведения. Умение соотносить эмоционально- образные сферы музыки, особенности их сопоставления и развития. | Выявлять характерные особенности музыкальной формы программной увертюры, развитие ассоциативно- образного мышления на основе сопоставления музыки с литературными текстами, произведениями живописи, скульптуры;Определять тембры музыкальных инструментов и приемы музыкального развития. |
| ||
30 31 | Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта» | Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта». | Формирование отношения школьников к вечной теме жизни – любви – как духовно-нравственной категории;Личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства. | Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности. | Знать:-понятия: увертюра, программная музыка;- строение сонатной формы; — имена руских композиторов: П.И.Чайковский, и их произведения. Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора. | Выявлять связь музыки с другими видами искусства, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности;Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность;Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. |
| ||
3233 | Мир музыкального театра. | Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера. Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Фрагменты из оперы К Глюка «Орфей и Эвридика»: «Хор пастухов и пастушек»; ария Орфея «Потерял я Эвридику». Фрагменты из рок-оперы А.Журбина «Орфей и Эвридика». | Понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы. | Знать:-понятия: опер, балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль, солисты;- имена русских и современных композиторов: С.С.Прокофьев, П.И.Чайковский, А.Журбин и их произведения; Уметь определять форму, приемы развития и средства выразительности музыки. | Проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;Размышлять омузыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, произведения современных композиторов; Выразительно исполнять песни. |
| ||
34 | Образы киномузыки. | Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства.Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.Н. Рота. Тема любви из к/ф «Ромео и Джульетта» К.Армстронг Музыка из к/ф «Ромео и Джульетта»: «Песня Джульетты»; хор; дуэт Ромео и Джульетты; сцена на балконе.
| Осознание социальных функций киноискусства в распространении шедевров музыкальной классики в жизни отдельного человека и общества в целом;Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. | Развитие критического мышления в процессе написания эссе, сочинений после просмотра киноверсий музыкальных сочинений;Формирование позитивного отношения к мнению других людей, умение вести диалог;Поиск в Интернете других версий музыкально-сценических произведений на сюжет трагедии «Ромео и Джульетта». | Знать:-понятия: вокальная и инструментальная музыка;- имена композиторов: Н.Рота, Л.Бернстайна, С.Прокофьева, И.Дунаевского и их произведения; Проводить интонационно-образный анализ; Определять форму музыкального произведения. | Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная;Выразительно исполнять песни;Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность. |
| ||
35 | Обобщающий урок. | Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию».Тестирование по темам года. | Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности;Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера. | Умение определять цели, распределять функции и роли участников в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования. | Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.) | Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;Защищать творческий исследовательские проекты. |
|
Перечень материально-технического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка 6 класс» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
— Программа «Музыка 5- 7классы».- М., Просвещение, 2011г;
— Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы».- М., Просвещение, 2011г;
— «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс».- М., Просвещение, 2011г;
— Фонохрестоматия для 6 класса (МР3).-М., Просвещение, 2011г;
— Учебник «Музыка. 6 класс».- М., Просвещение, 2011г;
— «Творческая тетрадь «Музыка. 6 класс» М.- Просвещение, 2011 г
— Портреты композиторов, исполнителей;
— Дидактический раздаточный материал;
— Коллекция цифровых образовательных ресурсов;
— Видеофильмы с записью фрагментов из фортепианаккордеон;оперных и балетных спектаклей, мюзиклов;
— Музыкальные инструменты:
— Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов, оркестровых коллективов;
— Персональный компьютер;
— Медиапроектор.