СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Музыка" 6 класс ФГОС.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа соответствует требованиям ФГОС. Рекомендуется использовать в СОШ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Музыка" 6 класс ФГОС.»


 Пояснительная записка

 

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897), примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.) и авторской программы «Музыка. 5-7 классы»./ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.-М.: Просвещение, 2011.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно – методического комплекта «Музыка 5-7 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

-Учебник «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2012г.

-Пособия для учащихся «Музыка. Творческая тетрадь. 6 класс»

-Программа «Музыка 5-7 классы», М., Просвещение, 2011г.

-Методическое пособие для учителя «Уроки музыки. 5-6 классы», М., Просвещение, 2011г.

-«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс», М., Просвещение, 2011г.

-«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 6 класс» (МР3), М., Просвещение, 2011г.

 






Цель программы – формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

Задачи:

— развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

— освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов;  о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

— овладение художественно – практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий;

— воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

 

В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

— вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;

— понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;

— осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог;

— личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства;

— осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;

— понимание жизненного содержания народной, религиозной, классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, разнообразных форм музицирования, участия в исследовательских проектах.


Регулятивные УУД:

— самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;

— планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности;

— совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;

— саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, во внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;

— развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;

— сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках; приобретение навыков работы с сервисами интернета.

 


Познавательные УУД:

— стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;

— формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;

— расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;

-усвоение терминов и понятий музыкального языка и художественного языка различных видов искусства на основе выявления их общности и различий с терминами и понятиями художественного языка других видов искусства;

— применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

Коммуникативные УУД:

— решение учебных задач совместно с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности;

— формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры;

— формирование адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности;

— развитие навыков постановки проблемных вопросов во время поиска и сбора информации о музыке, музыкантах, в процессе восприятия и исполнения музыки;

— совершенствование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки ( с использованием музыкальных терминов и понятий), её оценки и представления в творческих формах работы в исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности;

— знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;

— самооценка и интепретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов.

          Информационные УУД:

-владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-ROM, Интернетом;

— самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, её организация, преобразование, сохранение и передача;

— ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умение осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации;

— применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской деятельности, информационных и телекоммуникационных технологий: аудио- и видеозаписи, электронная почта, Интернет;

— увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ;

— осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.

         Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева «в преодолении времени».

Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Содержание учебного предмета совпадает с содержанием в авторской программе.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

— метод междисциплинарных взаимодействий;

— метод проблемного обучения;

— метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

— метод эмоциональной драматургии;

— метод интонационно-стилевого постижения музыки;

— метод художественного контекста;

— метод создания «композиций»;

— метод перспективы и ретроспективы;

-метод игры.

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки (восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью), II – выполнение проблемно-творческих заданий (инструментальная импровизация и сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности), III – пение (творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение различных музыкальных образов, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков, вокально-творческое развитие), IV — музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, творческой тетради, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

 

Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).

Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.

Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир обра­зов народной, религиозной, классической и современной му­зыки. Музыка в семье искусств.

Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.

 

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.

Контроль осуществляется в следующих видах: вводный, текущий, тематический, итоговый.

Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрс.

 

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

— иметь представление о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;

— знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;

— уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю (музыка классическая, народная, религиозная, современная;

— владеть навыками музицирования: исполнение песен ( народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;

— анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

— раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

— развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

-применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

 

 

 

 

                                                                        





















 Тематическое планирование

 

 

№урока

Название раздела/темы урока

Основное содержание урока

                                        Планируемые результаты освоения темы.


Личностные                  метапредметные                                   предметные



учащиеся научатся

Учащиеся получат возможность научиться


Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч)


1

Удивительный мир музыкальных образов.

Что роднит музыкальную и разговорную речь? (Интонация). Мелодия – душа музыки.Музыкальный образ – это живое обобщённое представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. Классификация музыкальных жанров: вокальная и инструментальная музыка.

 

 

Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни.Развитие познавательного интереса.

Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

Знать/понимать: что музыкальный образ – живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке.Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпре­тацию замысла композитора. Владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых му­зыкальных сочинений.

- Наблюдать жизненные явления.- Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

— Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе

 


2

Образы романсов и песен русских композиторов

Расширение представлений о жанре романса.Взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций в романсах. Триединство «композитор – исполнитель – слушатель»Красный сарафан. А.Варламов, Н.Цыганова;Жаворонок. М.Глинка, Н.Кукольник;

Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В.Гаврилин, В.Шульгина.

 

Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.Развивать интерес к художественной деятельности.

Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения. Вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

Знать/понимать: жизненно – образное содержание музыкальных произведений разных жанров. Уметь:различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной  музыке. Уметь по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская.

- Осмысление учебного материала, выделение главного,
анализ и синтез.- Умение задавать вопросы.
— Умение отвечать на вопросы.- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Два музыкальных посвящения

Знакомство с шедеврами вокальной музыки – романсом М.Глинки «Я помню чудное мгновенье», инструментальной музыки – «Вальс-фантазия» М.Глинки.

Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни; личностное освоение содержания образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства;

Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

Знать/понимать: способы создания различных образов: музыкальныйпортрет. Понимать, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств. Уметь соотносить музыкальные сочинения  с произ-ведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка композитора М.И.Глинки. 

 Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпре­тацию замысла композитора; определять приёмы развития, форму музыкальных произведений.


4

Портрет в музыке и живописи

 Романс «Я помню чудное мгновенье» и «Вальс-фантазия» М.И.Глинки. Влияние формы и приёмов развития на отражение содержания этих сочинений. Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

Воспитание уважения к истории культуры своего народа, выраженной в музыкальном и изобразительном искусстве.

Использование разных источников информации, ИКТ;Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; 

Объяснять, как форма и приёмы развития музыки могут раскрывать образы сочинений.

Выявлять своеобразие почерка М.И.Глинки.


5

«Уноси моё сердце в звенящую даль»

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов.Лирические образы романсов С.В.Рахманинова, мелодические особенности музыкального языка, выразительность и изобразительность в музыке.

С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой. «Сирень».

С.В.Рахманинов «Островок».

Ю.Визбор «Милая моя».

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

  Знать имена выдающихся русских композиторов: А.Варламов, А.Гурилев, М.Глинка, С.Рахманинов Знать определения  музыкальных жанров и терминов: романс, баркарола, серенада.Уметь проводить интонационно-образный  анализ музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников, передавать свои музыкальные впечатления  в рисунке.

Находить сходные и различные чкрты, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе.Формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, подтверждая её конкретными примерами.


6

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

Жизнь и творчество Ф.И.Шаляпина. Мастерство исполнителя и мир музыкальных образов. Сопоставление образов музыки и изобразительного искусства.М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и людмила», «Ария Сусанин Сусанин».  

Совершенствование художественного вкуса.Осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества. 

Размышление о взаимодействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;Развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных

Знать имена известных исполнителей (Ф. Шаляпин), понятие бельканто.Уметь размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения, проявлять навыки вокально-хоровой работы.

Определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности.Осваивать навыки вокально-хоровой работы.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композитов

Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов. 

Понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;

Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений0 в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ.

Знать особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда;Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая или народная на примере опер русских композитов.

Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений различных жанров;Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.


 

 

 

 

 

Образ песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

Знакомство с вокальным стилем бельканто.Освоение  вокального и инструментального жанров – баркаролы (песни на воде). Музыкальные образы песен Ф.Шуберта, М.И. Глинки.М.И.Глинка «Венецианская ночь»,Ф.Шуберт «Форель», «Серенада (№4 из вок. цикла лебединая песня).

Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности.

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы;Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ. 

 

 

 

 

 

 

Знать определения музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола, серенада, баллада, знакомство со стилем пения – бельканто.Уметь наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.

 Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности музыкальных произведений;Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Старинной песни мир

Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады.Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке.

 

 

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;Самостоятельная работа в рабочих тетрадях;

Знать основные моменты из жизни и творчества Ф.Шуберта;-понятиебаллада.Уметь: различать эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке;

— определять приёмы развития музыкального произведения;

— выявлять средства выразительности и изобразительности музыкальных произведений;

— сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений.

 

Определять жизненно-образное содежание музыкальных произведений разных жанров;Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы.Наблюдать за развитием музыкальных образов.

Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций.


10 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Народное искусство Древней Руси 

 

 

 

 

 

Особенности развития народной музыки Древней Руси. Связи русского музыкального фольклора с жизнью человека. Роль музыки в народных праздниках. Жанры и формы народной музыки.«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова,«Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши».

 

Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества.

Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификаций; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;  расширение умений поиска информации, необходимой для изучения темы, в электронных образовательных ресурсах и Интернете.

Знать особенности развития народной музыки, её жанры и формы; роль народной музыки в жизни человека; ето такие скоморохи;Уметь называть народные музыкальные инструменты. 

Разыгрывать народные песни.Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений.


11

Русская духовная музыка «Фрески Софии Киевской»

   Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт..Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.Знакомство с жизнью и творчеством М.С.Березовского.Фрагменты из концертонй симфонии В.Кикта «Фрески Софии Киевской»

Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;Понимание жизненного содержания религиозной, народной музыки. Формирование целостности мировоззрения, учитывающего культурное, духовное многообразие современного мира

Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;Приобретение навыков работы с сервисами Интернета.

Знать: основные этапы развития духовной музыки;- понятия: знаменный распев, партесное пение и а капелла, унисон, духовный концерт,фреска, орнамент.

 

Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения;Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

 


12 

 

 

 

 

 

 

«Перезвоны».Молитва.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанрмолитвы в музыке отечественных композиторов.В.Гаврилин. Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны».

 

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Знать/понимать:  значение выявления глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление интонационно-жанрового богатства народной музыки, значение молитвы в музыке отечественных композиторов.Уметь: соотносить музыкальные сочинения  с произведениями других видов искусств, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,  о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы.

Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).


13

«Небесное и земное» в музыке Баха.


Бережное отношение к родной земле и своему народу.Уважение к защитникам Родины.

Участие в музыкальной жизни класса, школыОсуществлять поиск музыкально – образовательной информации в сети Интернета;

Знать/понимать богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки – кантата.

Уметь сопоставлять героико-эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений; проявлять творческую инициативу.


14 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образы скорби и печали

 Углубление понимания особенностей языка западноевропейской музыки на примере вокально-инструментальных жанров –кантаты, реквиема.Образы скорби и печали в религиозной музыке (кантата «Стабат Матер» Дж.Перголези и «Реквием» В.Моцарта.) 

 

Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы.

Знать понятия:кантата, реквием, полифония;Основные факты из жизни и творчества В.Моцарта и Дж.Перголези, связанные с написанием кантаты и реквиема.Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

Выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;Приводить примеры преобразующего влияния музыки;Наблюдать за развитием музыкальных образов.


15

«Фортуна правит миром»

Знакомство со сценической кантатой К.Орфа «Кармина Бурана»

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера.

Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач ( включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;Приобретение навыков работы с сервисами Интернета.

Знать:- особенности творчества К.Орфа;-понятие фортуна;

-кто такие ваганты.

Совершенствовать умения и навыки самообразования, проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, выявлять средства музыкальной выразительности и приемы развития музыки;Применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов.


16

Авторская песня: прошлое и настоящее

Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства, бардовская песня.История развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни. 

Формирование ориентиров для социальной, культурной самоидентификации, осознания своего места в окружающем мире;Знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества.

Формирование навыков сотрудничества, совместной работы в парах или группы;Совершенствование видов речевой деятельности; умений выражать ценностные суждения и/или свою позицию по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и личностных ценностях, нравственно-эстетических нормах, эстетических ценностях, навыка рефлексии, анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий. 

Знать:- историю развития авторской песни;-особенности и жанры авторской песни;

— имена авторов бардовской пени.

Совершенствовать умения и навыки самообразования, высказывать собственную точку зрения, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия;Исполнять музыку, передавая ее художественный смысл;Приводить примеры преобразующего влияния музыки.


17

Джаз – искусство 20 века

История развития джазовой музыки, её истоки (спиричуэл, блюз).Джазовые импровизации и обработки. Взаимодействие легкой и серьезной музыки (рок-музыка и симфоджаз)

Понимание социальных функций джазовой музыки в жизни людей разных стран.

Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения джазовой музыки;Сравнение изложения одних и тех же сведений об искусстве джаза в различных источниках, включая Интернет.

Знать истоки джаза,  определения  музыкальных жанров и терминов: джаз, спиричуэл, блюз.Знать имена выдающихся джазовых композиторов и исполнителей:  Дж.Гершвин, Л.Армстронг, Д.Эллингтон.  Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпре­тацию замысла композитора. Творческое самовыражение учащихся в хоровом исполнении песен.

Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально-хоровой работы.


Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18ч)


18

Вечные темы искусства и жизни

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки — прелюдия, этюд.Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна. Программная и не программная музыка. 

Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности.

Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности.

Знать понятия:вокальная и инструментальная музыка; камерная и симфоническая музыка; программная и непрограммная музыка;- основные принципы развития музыкального произведения.

Выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.


19

Могучее царство Ф.Шопена. Вдали от Родины.

Творческий облик Ф.Шопена, широта его взглядов на мир. Истоки творчества композитора. Контраст музыкальных образов, воплощенных в различных жанрах фортепианной миниатюры (прелюдиях, вальсах, мазурках, полонезах, этюдах). Инструментальная баллада – жанр романтического искусства.

Развитие чувства стиля композитора, позволяющего распознавать национальную принадлежность произведений, выявлять единство родного, национального и общечеловеческого.

Формирование уважительного отношения к музыкальной культуре и ценностям другого народа;Построение логического рассуждения, умозаключения в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа произведений ф.Шопена;Ориентация в информационных потоках с целью отбора музыкальной и другой художественной информации, распространяемой по каналам СМИ.

 

Знать основные моменты творчества Ф.Шопена, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений;- различные жанры фортепианной миниатюры.

Проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений.


20

Ночной пейзаж.Ноктюрн.

Жанр камерной музыки –ноктюрн. Образы «Ночной музыки».Музыка- выражение личных чувст композитора. Картинная галерея.Ф.Шопен «Ноктюрн» фа минор.

П.И.Чайковский «Ноктюрн» до-диез минор.

А.П.Бородин «Ноктюрн» из квартета №2.

 

Актуализация имеющихся знаний и слуховых представлений о жанре ноктюрна в творчестве различных композиторов.

Установление аналогий, классификация, самостоятельный выбор критериев для классификации, установления причинно-следственных связей, построения логических рассуждений, умозаключений, выводов об особенностях жанра ноктюрна. 

 

 

 

 

Знать понятиеноктюрн.Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки;-выявлять средства художественной выразительности.

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы.


2122

Инструментальный концерт

Зарождение и развитие жанра камерной музыки –инструментального концерта. Различные виды концерта, программная музыка. А. Вивальди «Весна» (из цикла 2времена года»). И.Бах «Итальянский концерт». Особенности стиля барокко.

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им.

Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной);

Знать понятиеинструментальный концерт, особенности стиля барокко;Уметь называть полные имена композиторов: А.Вивальди и И.Бах;- проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;

-определять форму, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.

 

Определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке;Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке.


23

Космический пейзаж.Быть может вся природа – мозаика цветов.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке.  Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента. Выразительность и изобразительность в музыке.Ч.Айвз «Космический пейзаж».

Э. Артемьев «Мозаика».

 

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия других стран;Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие духовного мира.

Расширение с помощью Интернета представлений о концертно- музыкальных традициях разных стран мира;Развитие умений речевого высказывания, диалога, дискуссии при усвоении особенностей стиля, музыкального языка современных произведений.

Осознать взаимопроникновение  и смысловое единство слова, музыки,  изобразительного искусства, а также легкой и серьезной музыки. Знать понятие: синтезатор. Уметь:   определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.

Осмысление новых средств музыкальной выразительности в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа;Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная.


24 

 

 

25

 

 

 

26

Образы симфонической музыки.«Метель».Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина  «Тройка» Г.Свиридова«Метель»:

«Тройка»; «Вальс»; «Весна и осень»; «Романс»; «Пастораль»; «Военный марш»; «Венчание».

 

Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки;Формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции учащихся; воспитание нравственно-духовных ценностей: семья, долг, нравственный выбор;развитие патриотических чувств учащихся.

 

Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;Осмысление учебного материала, выделение главного, анализ и синтез;Оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Уметь: — проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения;- определять форму, приемы развития музыки, тембры;- выявлять средства выразительности музыкальных инструментов;

— применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов.

Осознание русской природы музыки Г.Свиридова;Расширение представлений о связях музыки и литературы, освоение возможностей симфонического оркестра в раскрытие образов литературного сочинения;Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.


27 

 

 

 

28

 

 

Симфоническое развитие музыкальных образов.«В печали весел, а в веселье печален». «Связь времен».

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского.  Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.В. А. Моцарт «Симфония № 40».

П И.Чайковский «Моцартиана»,   оркестровая сюита №4.

 

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;Признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Формирование умения устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения в устной и письменной форме; взаимодействие с учителем, сверстниками в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; поиск необходимой для выполнения учебных действий информации в Интернете.

Знать понятия:симфония, сюита, интерпретация, трактовка.Уметь:- называть полные имена композиторов: В.Моцарт, П.И.Чайковский;

— проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;

— определять тембры музыкальных инструментов.

Передавать в собственном исполнении (пении, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы;Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов;Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.


29

Программная увертюра.Людвиг Ван Бетховен «Эгмонт» 

Знакомство с жанромпрограммной увертюры на примере увертюры Л. Ван Бетховена «Эгмонт». Сонатная форма. Мир героических образов увертюры «Эгмонт».

Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности.

Усвоение терминов и понятий музыкального языка и художественного языка различных видов искусства на основе выявления их общности и различий с терминами и понятиями художественного языка других видов искусства;Использование интернета для поиска дополнительной информации об истории создания музыкальных сочинений, их исполнителях.

Знать:- понятия: увертюра, программная музыка;- строение сонатной формы;

— имена зарубежных композиторов: Л.ван Бетховен и его произведения.

Умение соотносить эмоционально- образные сферы музыки, особенности их сопоставления и развития.

Выявлять характерные особенности музыкальной формы программной увертюры, развитие ассоциативно- образного мышления на основе сопоставления музыки с литературными текстами, произведениями живописи, скульптуры;Определять тембры музыкальных инструментов и приемы музыкального развития.


30 

31

Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта»

Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта».

Формирование отношения школьников к вечной теме жизни – любви – как духовно-нравственной категории;Личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.

Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности.

Знать:-понятия: увертюра, программная музыка;- строение сонатной формы;

— имена руских композиторов: П.И.Чайковский, и их произведения.

Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора.

Выявлять связь музыки с другими видами искусства, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности;Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность;Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.


3233

Мир музыкального театра.

Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства:  мюзикл, рок-опера. Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».

Фрагменты из оперы К Глюка «Орфей и Эвридика»: «Хор пастухов и пастушек»; ария Орфея «Потерял я Эвридику».

Фрагменты из рок-оперы А.Журбина «Орфей и Эвридика».

Понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы.

Знать:-понятия: опер, балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль, солисты;- имена русских и современных композиторов: С.С.Прокофьев, П.И.Чайковский,  А.Журбин и их произведения;

Уметь определять форму, приемы развития и средства выразительности музыки.

Проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;Размышлять омузыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, произведения современных композиторов;

Выразительно исполнять песни.


34

Образы киномузыки.

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства.Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле.  Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.  Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.Н. Рота. Тема любви из к/ф «Ромео и Джульетта»

К.Армстронг  Музыка из к/ф «Ромео и Джульетта»: «Песня Джульетты»; хор; дуэт Ромео и Джульетты; сцена на балконе.

 

Осознание социальных функций  киноискусства в распространении шедевров музыкальной классики в жизни отдельного человека и общества в целом;Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Развитие критического мышления в процессе написания эссе, сочинений после просмотра киноверсий музыкальных сочинений;Формирование позитивного отношения к мнению других людей, умение вести диалог;Поиск в Интернете других версий музыкально-сценических произведений на сюжет трагедии «Ромео и Джульетта».

Знать:-понятия: вокальная и инструментальная музыка;- имена композиторов: Н.Рота, Л.Бернстайна, С.Прокофьева, И.Дунаевского и их произведения;

Проводить интонационно-образный анализ;

Определять форму музыкального произведения.

Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная;Выразительно исполнять песни;Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность.


35

Обобщающий урок.

Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Слушание  музыкальных фрагментов. Игра  «Угадай мелодию».Тестирование по темам года.

Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности;Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера. 

Умение определять цели, распределять функции и роли участников в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования.

Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.)

Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;Защищать творческий исследовательские проекты.


 

 

 

 

Перечень материально-технического  обеспечения.

 

Учебно-методический комплект «Музыка 6 класс» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

— Программа «Музыка 5- 7классы».- М., Просвещение, 2011г;

— Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы».- М., Просвещение, 2011г;

— «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка.  6 класс».- М., Просвещение, 2011г;

— Фонохрестоматия для 6 класса (МР3).-М., Просвещение, 2011г;

— Учебник «Музыка. 6 класс».- М.,  Просвещение, 2011г;

— «Творческая тетрадь «Музыка. 6 класс» М.- Просвещение, 2011 г

— Портреты композиторов, исполнителей;

— Дидактический раздаточный материал;

— Коллекция цифровых образовательных ресурсов;

— Видеофильмы с записью фрагментов из фортепианаккордеон;оперных и балетных спектаклей, мюзиклов;

— Музыкальные инструменты:

— Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов, оркестровых коллективов;

— Персональный компьютер;

— Медиапроектор.