СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Счёт"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназанчена для учащихся 10-12 классов коррекционной школы, имеющих выраженное нарушение интеллекта.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Счёт"»


Пояснительная записка

Программа по счёту подчинена основной задаче—выработке социально значимых умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжёлой степенью нарушений интеллекта.

В связи с выраженным недоразвитием познавательной деятельности у данной категории учащихся формирование элементарных математических представлений вызывает большие трудности. Обучение счёту организуется на практической наглядной основе и деятельностном подходе и тесно связано с другими учебными дисциплинами: чтением, письмом, домоводством, основами трудовой деятельности (хозяйственно-бытовом и ручным трудом). Изучаемый материал постоянно повторяется в различных предметно-практических и игровых ситуациях.

Цель программы:

формирование элементарных математических представлений.

Задачи программы:

* Повторение пройденного в 10 классе материала, что позволит постепенно и целенаправленно углублять умения и навыки и на их основе расширять осознанные способы математической деятельности.

* Повторение устной и письменной нумерации в пределах 1000.

* Развитие навыков устного счёта десятками и сотнями в пределах 1000.

* Развитие навыков счёта от заданного числа до заданного.

* Развитие навыков счёта группами по 2, по 5, по 10 в пределах 100.

* Знакомство с обыкновенной дробью и её числовым выражением.

* Закрепление навыка решения примеров с использованием калькулятора.

*Формирование навыка составления задач по практическим действиям и решения задач на нахождение суммы и разности в одно действие; записи действия задачи с именованными числами и кратким ответом.

*Формирование навыка практических действий с мерами стоимости – рубль. Металлические деньги – монеты достоинством 1рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей, бумажные деньги – купюры достоинством 50 рублей, 100 рублей, 500 рублей, 1000 рублей. Узнавание и распознавание монет и купюр. Замена и размен монет и купюр.

*Закрепление временных представлений: меры времени - год: 12 месяцев, названия месяцев, неделя, сутки: утро, день, вечер, ночь; час, минута.

* Формирование следующих представлений с помощью сравнения:

-пространственных;

-количественных;

-временных;

*Формирование и закрепление у учащихся социально-бытовых навыков, связанных с использованием элементарных математических представлений.

*Развитие навыков работы с измерительным инструментом - линейкой *Знакомство с мерами объёма в быту, единицами измерения объёма литром.

Производить практические упражнения в измерении объёма жидкости с помощью разных бытовых ёмкостей.

* Формирование умения набирать сумму в пределах 1000 рублей монетами 10, 5 рублей, купюрами по 100, 500 рублей.

*Формирование умения пользоваться денежными средствами при оплате покупок до 1000 рублей.

Программа рассчитана на 100 часа в год, 3 часа в неделю

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Всего за год

27 часов

21 час

28 часов

24 часа

100 часов






Примерное содержание программного материала

№ п/п

Наименование разделов, тем программы

1.

Нумерация в пределах 1000

2.

Меры стоимости.

3.

Меры времени.

4.

Меры ёмкости.

5.

Обыкновенные дроби

6.

Меры длины.

7.

Меры массы.

8.

Элементарный геометрический материал.

9.

Повторение.



Требования к уровню подготовки учащихся

11 «а» класс условно можно разделить на 2 подгруппы: учащиеся со средним уровнем подготовленности и с низким уровнем.

1 уровень (средний):

Учащиеся под контролем учителя должны:

- знать и выполнять устную и письменную нумерацию в пределах 1000;

- уметь считать десятками, сотнями в пределах 1000;

- выполнять письменные вычисления без перехода через разряд в пределах 1000;

- уметь пользоваться калькулятором при решении примеров и задач;

- записывать примеры в тетради;

- записывать условие и решение задачи в тетради по образцу и под контролем учителя;

- узнавать и распознавать монеты 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей, купюры 50, 100, 500, 1000 рублей, разменивать и заменять монеты и купюры (с помощью учителя);

- уметь определять время по часам с точностью до одного часа, до получаса,

- знать и называть времена года и 12 месяцев времён года, названия дней недели, время суток – утро, день, вечер, ночь;

- знать и называть прямые и ломаные линии, уметь построить их с помощью линейки (под контролем учителя);

- знать и называть геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, осуществлять их построение с помощью учителя.

- знать и называть меры объёма – литр, уметь производить практические измерения объёма жидкости с помощью разных бытовых емкостей.

2 уровень (низкий)

Учащиеся второй группы пытаются:

- осуществлять действия на элементарном числовом уровне в пределах первого десятка совместно с педагогом;

- узнавать цифры первого десятка и соотносить их с количеством предметов совместно с учителем;

- писать цифры по трафаретам, с помощью учителя (с фиксацией направления движения руки);

- узнавать и распознавать монеты 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей совместно с учителем;

- узнавать и различать геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, прямоугольник совместно с учителем;

- узнавать приборы для измерения времени, показывать (по возможности) заданные цифры на циферблате;

- узнавать бытовые ёмкости для измерения объёма жидкости, показывать (по возможности).

Все задания выполняются с помощью или совместно с педагогом.


Календарно-тематическое планирование

1 четверть

3 ч в нед. ( 27 часов )

№ урока

Наименование разделов и тем


Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Примечание

1.

Повторение. Нумерация в пределах 1000.

1



2.

Арифметические действия в пределах 1000.

1



3.

Проверочная работа по материалам предыдущего учебного года.

1



4.

Меры стоимости.

1



5.

Меры стоимости. Соотношение мер стоимости.

1



6.

Сложение и вычитание мер стоимости. Работа с купюрами, монетами.

1



7.

Сложение и вычитание мер стоимости. Работа с купюрами, монетами.

1



8.

Решение задач. Работа с чеками.

1



9.

Меры времени.

1



10.

Соотношение мер времени.

1



11.

Преобразование мер времени.

1



12.

Меры времени. Работа с календарем.

1



13.

Меры времени. Работа с календарем.

1



14.

Сложение и вычитание мер времени.

1



15.

Меры времени. Работа с часами.

1



16.

Меры времени. Работа с часами.

1



17.

Меры времени. Работа с часами.

1



18.

Меры длины. Соотношение мер длины.

1



19.

Преобразование мер длины.

1



20.

Сложение и вычитание мер длины.

1



21.

Сложение и вычитание мер длины.

1



22.

Работа с линейкой.

1



23.

Четвертная проверочная работа.

1



24.

Повторение. Работа над ошибками.

1



25.

Обобщающий урок.

1



26.

Окружность и круг. Построение.

1



27.

Многоугольники. Построение и измерение.

1





2 четверть

3 ч в нед.( 21 час)

№ урока

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Примечание






28, 29.

Повторение. Меры времени.

2



30, 31.

Обыкновенные дроби. Получение долей.

2



32, 33.

Сравнение долей.

2



34, 35.

Образование дроби. Её запись.

2



36.

Чтение обыкновенных дробей.

1



37, 38.

Сравнение дробей.

2



39, 40,

Сложение и вычитание обыкновенных дробей, несложные случаи.

2



41.

Проверочная работа.

1



42, 43.

Меры ёмкости. Литр.

2



44, 45.

Меры ёмкости. ½ литра.

2



46, 47.

Работа с мерной посудой

2



48.

Элементарный геометрический материал. Треугольник. Построение.

1





3четверть

3 ч в нед. (28 часов)

№ п/п

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Примечание






49, 50.

Меры длины. Сантиметр. Работа с линейкой.

2



51, 52.

Меры длины. Метр. Работа с метровой линейкой.

2



53.

Соотношение мер длины.

1



54.

Преобразование мер длины.

1



55, 56.

Сложение и вычитание мер длины.

2



57.

Элементарный геометрический материал. Квадрат и прямоугольник, построение и измерение.

1



58, 59, 60.

Меры массы. Грамм. Килограмм.

3



61.

Меры массы. ½ килограмма

1



62, 63.

Соотношение мер массы.

2



64, 65.

Преобразование мер массы.

2



66, 67.

Сложение и вычитание мер массы.

2



68, 69.

Соотношение масса – стоимость.

2



70, 71.

Соотношение масса – ёмкость.

2



72, 73.

Решение простых задач на нахождение остатка и суммы.

2



74.

Четвертная проверочная работа.

1



75.

Работа над ошибками.

1



76.

Обобщающий урок

1




4 четверть

3 ч в нед. (24 часа)

№ урока

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Примечание

77, 78, 79.

Повторение. Арифметические действия в пределах 1000. Работа с калькулятором.

3



80, 81.

Меры стоимости. Купюры и монеты. Размен.

2



82, 83, 84.

Решение простых задач на нахождение остатка и суммы.

3



85.

Работа с чеками.

1



86, 87.

Меры времени. Работа с календарём.

2



88, 89.

Меры времени. Работа с часами.

2



90, 91, 92.

Меры длины. Работа с линейкой.

3



93.

Элементарный геометрический материал. Прямая. Ломаная. Кривая.

1



94, 95.

Меры ёмкости. Работа с мерной посудой.

2



96, 97.

Меры массы.

2



98.

Годовая контрольная работа.

1



99.

Работа над ошибками.

1



100.

Обобщающий урок.

1




Формы и средства контроля

Проверка знаний, умений, навыков необходима для выявления уровня и особенностей познавательной деятельности учащихся.

Нами используются следующие виды контроля: текущий, периодический, итоговый. Это: наблюдения, устный опрос, выполнение практических заданий.

Знания оцениваются по пятибалльной системе в соответствии с двумя уровнями подготовки учащихся.

  • оценка «5» ставится, если все устные и практические задания выполнены практически самостоятельно и без ошибок.

  • Оценка «4» ставится, если при выполнении задания допускаются 3-4 ошибки и требуется небольшая помощь учителя.

  • Оценка «3» ставится, учащимся с системным недоразвитием речи при умеренной и тяжёлой умственной отсталости.


Литература

  • Бгажнокова И. М. Воспитание и обучение детей и подростков ( с тяжёлыми и множественными нарушениями развития). – М., 2005.

  • Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Под ред. Л. Б. Баряевой, И. М. Бгажноковой, Д. И. Бойковой, А. П. Зарин. – Псков, 1999.

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (5-9 классы) под ред. И.М. Бгажноковой. М.: Просвещение. – 2010.

  • Социальная реабилитация инвалидов с умственной отсталостью: обучение основным социальным навыкам/ под ред. Кравченко Р.И. – К., 2007