СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Живой мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предназначена для обучащихся 10-12 классов, имеющих выраженное недоразвитие интеллекта.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Живой мир"»


Пояснительная записка


Учебный предмет «Живой мир» является одним из разделов естествознания.

Как и многие другие программные материалы коррекционно-развивающей среды для учащихся с осложнёнными формами психического недоразвития, материал по предмету «Живой мир» планируется по концентрическому принципу: при неоднократном повторении изученного материала постепенно расширять и углублять новые элементы.

«Живой мир» как образовательный предмет тесно связан с предметами: природоведение, устная речь, чтение и факультативным курсом коммуникация и правила социального поведения.

Основная цель программы – повторение и обобщение элементарных сведений об окружающем мире и человеке.

Задачами программы являются:

* развитие стремления к познанию окружающего мира и себя самого;

* коррекция познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы;

* активизация словаря учащихся, уточнение и расширение пассивного словаря учащихся.

* формирование умения обобщать и характеризовать предметы по их основным свойствам (при повторении разделов касающихся растительного и животного мира);

* формирование умения воспринимать информацию, предоставляемую учителем;

* умение соотносить реальные объекты и явления живой природы с их изображением на картинках и схемах;

* умение устанавливать предметно-следственные связи и зависимости при ответах на вопросы учителя;

* воспитание любви и уважение к живой природе, бережное отношение к растениям, животным, к своему здоровью;

* расширение опыта поведения в природной и социальной среде.


В курс предмета включены ежедневные наблюдения за погодой, ведение календаря погоды, практические работы по темам, экскурсии в школьный двор и парк.

Программа рассчитана на 70 часов в год (2 раза в неделю).

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Всего за год

18 часов

14 часов

22 часа

16 часов

70 часов



Примерное содержание программного материала

п/п

Название раздела

Кол-во часов

1.

Природа, как среда обитания человека.

13

2.

Растительный мир.

17

3.

Животный мир.

20

4.

Человек и его здоровье.

20


В курс предмета включены ежедневные наблюдения за погодой, ведение календаря природы, практические работы по темам, экскурсии в школьный двор и парк.


Требования к уровню подготовки учащихся

Класс условно можно разделить на 2 подгруппы - учащиеся с достаточным и с низким уровнем подготовленности .

1 уровень (достаточный):

На занятиях по предмету Живой мир учащиеся с этим уровнем подготовки должны:

  • отвечать на заданный вопрос в устной форме при незначительной помощи учителя;

  • знать отличительные признаки живой и неживой природы;

  • знать приметы погоды, понимать их разнообразие, особенности;

  • понимать закономерность сменяемости времён года, объяснять их с помощью педагога;

  • уметь самостоятельно вести календарь природы;

  • соотносить изучаемый материал о многообразии растительного и животного мира с собственным опытом под руководством учителя;

  • знать элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, объяснять их;

  • знать и применять на практике основные правила по охране природы.

  • иметь элементарные представления о строении тела человека, его внутренних органах ;

  • знать распространенные заболевания и элементарные правила их предупреждения;

  • знать правила ухода за больным;

  • соблюдать режим дня, знать и применять на практике правила личной гигиены ;

2-й уровень (низкий):

Учащиеся этой подгруппы могут:

  • понять заданный вопрос и с помощью педагога показать ответ на него;

  • понимать и узнавать отличительные признаки времён года, с помощью учителя вести календарь погоды;

  • осознавать основные свойства воды и воздуха, с помощью учителя показывать и участвовать в практических занятиях;

  • соотносить изучаемый материал о многообразии растительного и животного мира с собственным опытом под руководством учителя;

  • узнавать и показывать (по возможности) части тела человека;

  • знать и показывать (по возможности) основные режимные моменты дня;

  • выполнять основные правила личной гигиены под контролем учителя ( в домашних условиях родителей)

  • знать и называть (по возможности) правила профилактики простудных заболеваний;

  • знать и показывать (по возможности) правила ухода за больным;

Учащиеся этой подгруппы все задания выполняют с помощью или при участии педагога.


Формы и средства контроля


Проверка знаний, умений, навыков необходима для выявления уровня и особенностей познавательной деятельности учащихся. Кроме того, проверка знаний выполняет: обучающую, воспитывающую, диагностико-практическую, оценочную функции.

Используются следующие виды контроля: текущий, периодический, итоговый. Это: наблюдения, устный опрос, опрос с заданиями в форме заполнения «Памяток» и «Правил». Без контроля за качеством усвоения материала учитель не может вносить коррективы в процесс обучения и не может решать образовательные задачи.

Устные опросы по своему содержанию могут быть либо однородными: только опросы, либо опросы с заданием; либо комбинированными – это зависит от цели работы, состава класса и объёма проверяемого материала.


Оценка «5» ставится, если на вопросы учителя учащийся ответил самостоятельно или с незначительной помощью учителя.

Оценка «4» ставится, если при опросе учитель 2-3 раза исправлял ученика или помогал ему выполнить задание.

Нельзя забывать о стимулирующем факторе оценок, особенно, при работе со слабой подгруппой учащихся.

Оценка «3» ставится, выполнение задания проводится совместно с учителем.

Календарно-тематическое планирование

1 четверть

2 ч в нед. (18 часов)


№ урока

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Примечание

Природа как среда обитания человека.

1.

Природа. Живая и неживая природа.

1



2.

Связь живой и неживой природы.

1



3.

Воздух и его значение для живых существ.

1



4.

Почва.

1



5.

Вода и её значение для всего живого.

1



6.

Свойства воды.

1



7.

Растения. Многообразие мира растений.

1



8.

Значение растений для человека и их охрана.

1



9.

Животные. Разнообразие животного мира.

1



10.

Животные дикой природы.

1



11.

Животные рядом с человеком.

1



12.

Животные в жизни человека. Охрана животных.

1



13.

Как и для чего сохранять природу?

1



Растительный мир

14, 15.

Органы растения. Их назначение.

2



16.

Питание растений.

1



17.

Дыхание растений.

1



18.

Размножение растений.

1




2 четверть

2 ч в нед. (14 часов)


№ урока

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Примечание

19.

Растение – целостный организм.

1



20.

Сельскохозяйственные растения.

1



21.

Пшеница, рожь, ячмень, кукуруза и овёс - зерновые культуры.

1



22.

Использование зерновых культур в сельском хозяйстве.

1



23.

Растения огорода (овощи).

1



24.

Лук и чеснок.

1



25.

Картофель. Внешний вид и особенности выращивания.

1



26.

Томат. Баклажан и перец.

1



27, 28.

Растения сада. Плодовые деревья и кустарники.

2



29.

Декоративные растения.

1



30, 31.

Растения леса.

2



32.

Грибы. Особенности строения. Съедобные и несъедобные.

1




3 четверть

2 ч в нед. (22 часа)


№ урока

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Примечание

Животный мир.

33.

Животные. Какие они?

1



34.

Насекомые.

1



35.

Насекомые-паразиты и "полезные" насекомые.

1



36.

Рыбы. Особенности строения.

1



37,38.

Морские и речные рыбы. Значение рыболовства для человека.

2



39.

Птицы. Внешний вид и среда обитания.

1



40.

Дикие птицы.

1



41.

Птицы, обитающие рядом с человеком.

1



42.

Домашние птицы. Птицеводство и его значение.

1



43.

Звери (млекопитающие).

1



44.

Размножение и питание млекопитающих.

1



45.

Хищники и травоядные.

1



46.

Домашние животные.

1



47.

Сельскохозяйственные животные.

1



48.

Сельскохозяйственные животные.

1



49.

Охрана животных.

1



50.

Животные нашего края.

1



Человек и его здоровье.

51.

Место человека в живой природе.

1



52.

Тело человека. Внешний обзор.

1



53.

Клетка. Ткани.

1



54.

Органы и системы органов.

1



4 четверть

2 ч в нед.( 16 часа)

№ урока

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Примечание

55.

Опора и движение.

1



56.

Скелет человека. Общий обзор.

1



57.

Мышцы. Их значение.

1



58.

Польза физической нагрузки для здоровья человека.

1



59.

Сердце, сосуды и кровь.

1



60.

Кровотечения и ранения. Первая помощь.

1



61.

Дыхание человека. Органы дыхания.

1



62.

Пищеварение. Органы пищеварения.

1



63.

Правильное питание - залог здоровья! Профилактика заболеваний органов пищеварения.

1



64.

Выделение.

1



65.

Кожа человека.

1



66.

Первая помощь при порезах, ожогах и ссадинах.

1



67.

Нервная система человека. Её значение.

1



68.

Зачем нужен режим дня.

1



69.

Органы чувств.

1



70.

Здоровье человека. Обобщение по разделу "Человек"

1





Литература

  1. Бгажнокова И. М. Воспитание и обучение детей и подростков ( с тяжёлыми и множественными нарушениями развития). – М., 2005.

  2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта (программно-методические материалы). Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. -2013.

  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (5-9 классы) под ред. И.М. Бгажноковой. М.: Просвещение. – 2010.