Пояснительная записка к проекту «Смута»
Нормативной базой для составления данной рабочей программы являются:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»,
Рекомендациями Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 №МД-1552/03 по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС;
Рабочая программа проекта составлена учителем истории первой категории Е.Н. Тюриным.
На изучение исторического периода и создание данного проекта в 7 классе отводится 17 часов. Проект предусматривает изучение проблематики указанной темы в объёме 1 час в две недели в течение 1 учебного года.
Цели и задачи данного проекта.
1. Раскрыть суть Смутного времени и установить его причины;
2. Установить основные события Смуты;
3. Раскрыть роль русского народа в изгнании из страны иноземных захватчиков и ликвидации Смуты;
4. Проанализировать последствия Смуты;
5. Воспитывать через изучение этого периода у учащихся чувства гордости, патриотизма за своё Отечество;
6. Подобрать и изучить литературу по данной теме.
Метапредметные и предметные результаты.
Результатом проектной деятельности в школе является развитие у обучающихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам относятся следующие (в т.ч. убеждения и качества):
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции;
правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы;
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей общества;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты проектной деятельности в школе выражаются в следующих качествах:
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты проектной деятельности учащихся включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути различных народов и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира.
Требования к уровню подготовки учащихся:
знать:
- причины и суть Смутного времени;
- основные события того периода и соотносить их с деятельностью конкретных исторических лиц;
- основные события и последствия Смуты.
уметь:
- соотносить исторические события, процессы с периодом, эпохой;
- анализировать, сравнивать и обобщать исторические факты;
- давать оценку значения событий и деятельности людей в истории;
- работать с различными источниками исторических знаний, историческими документами, общественно-политической литературой, периодической печатью;
- сопоставлять и критически анализировать информацию разных источников, обосновывать своё отношение к изложенным в них оценкам;
- составлять план и конспект, готовить доклад и реферат; собирать историческую информацию;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
Обучающийся сможет решать следующие жизненно - практические задачи:
В ходе проектной деятельности у учащихся должны сформироваться следующие умения и навыки:
умение в связной монологической речи, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации, давать развернутые ответы на вопросы;
умение сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходства и различия;
умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
умение спорить и отстаивать свои взгляды;
умение под руководством учителя и с его помощью анализировать исторический источник;
умение оперировать историческими датами;
умение оперировать историческими терминами и понятиями;
умение читать историческую карту, определять местоположение историко-культурных объектов.
Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы работы:
- анализ исторической литературы и исторических источников;
- эвристическая беседа;
- лекция;
- дискуссия (дебаты);
- сюжетно – ролевая игра («Суд»);
- подготовка и обсуждение сообщений учащихся;
- «мозговой штурм» и др.
Система оценки достижений учащихся
Чтобы оценить проектную деятельность учащихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, но и формировать собственное отношение к оценке персонажей и фактов. Проект позволяет использовать новые, но уже достаточно популярные формы проверки знаний - тесты, решение исторических задач, а также деформированные тексты, тексты с ошибками и т. д.
По окончании проекта учащиеся должны:
отличать произведения искусства различных видов и жанров;
самостоятельно давать оценку произведениям искусства;
показать на конкретных примерах место и роль древнерусской культуры в мировой культуре;
составлять краткий конспект урока и лекций;
пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать её;
определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку.
Учебно-тематическое планирование
№ | Название темы | Кол-во часов |
1. | Введение в проектную деятельность. | 1 |
2. | Причины и суть Смутного времени. | 1 |
3. | Царствование Лжедмитрия I. | 1 |
4. | Боярский заговор и воцарение Василия Шуйского. | 2 |
5. | Выступление Ивана Болотникова. | 1 |
6. | Авантюра Лжедмитрия II. | 2 |
7. | Вторжение войск Польши и Швеции. | 2 |
8. | «Семибоярщина» и Первое народное ополчение. | 2 |
9. | Второе народное ополчение и освобождение Москвы. | 2 |
10. | Земский собор 1613 года и последствия Смуты. | 2 |
11. | Итоговые занятия. | 1 |
| Всего часов: | 17 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Дата проведения | Тема урока. | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки. | Домашнее задание. |
1 | | Введение в проектную деятельность. | Беседа с учителем. | Осознание поставленных задач и списка литературы. | конспектирование. |
2. | | Причины и суть Смутного времени. | Смута. | Раскрыть причины Смутного времени и объяснить его суть. | Самостоятельная работа. |
3. | | Царствование Лжедмитрия I. | Лжедмитрий I – Гришка Отрепьев, Марина Мнишек. | Охарактеризовать политику Лжедмитрия I и раскрыть причины свержения его с престола. | Самостоятельная работа. |
4. | | Боярский заговор и воцарение Василия Шуйского. | Василий Шуйский, митрополит Гермоген. | Раскрыть причины боярского заговора и особенности появления на престоле В. Шуйского. | Самостоятельная работа. |
5. | | Выступление Ивана Болотникова. | Иван Болотников, князь Телятевский. | Раскрыть причины, ход выступления И. Болотникова. | Самостоятельная работа. |
6. | | Авантюра Лжедмитрия II. | Лжедмитрий II – «тушинский вор», Иван Заруцкий. «Тушинские перелёты». М. Скопин – Шуйский. | Описать историю появления Лжедмитрия II; объяснить, причины перелома в настроении народа к тушинцам. | Самостоятельная работа. |
7. | | Вторжение войск Польши и Швеции. | Польский король Сигизмунд III, польский гетман Жолкевский, смоленский воевода М. Шеин, Д. Шуйский. | Раскрыть причины и роль участия Польши и Швеции во внутренних делах России. | Самостоятельная работа. |
8. | | «Семибоярщина» и Первое народное ополчение. | Польский королевич Владислав, Ф.И. Мстиславский, «Семибоярщина». П. Ляпунов, Д. Трубецкой. | Раскрыть, причины свержения В. Шуйского. Охарактеризовать политику Боярской думы и состояние государственности. | Самостоятельная работа. |
9. | | Второе народное ополчение и освобождение Москвы. | Нижегородский староста – Кузьма Минин, князь Д. Пожарский. Тушинский патриарх – Филарет. | Описать создание Второго народного ополчения и освобождение Москвы. Показать заслуги русского народа в изгнании из страны иноземных захватчиков и ликвидации Смуты. | Самостоятельная работа. |
10. | | Земский собор 1613 года и последствия Смуты. | Костромской крестьянин И. Сусанин, М. Романов. | Раскрыть роль Земского собора 1613г. в восстановлении государственности и началом окончания Смутного времени. | Самостоятельная работа. |
11. | | Итоговые занятия. | Основные события, имена, понятия изученного исторического периода. | Презентация работ (рефератов) учащихся. | Самостоятельная работа. |
Содержание проекта.
Введение в проектную деятельность (1 час)
Тема 1. Причины и суть Смутного времени. (1 час).
Тема 2. Царствование Лжедмитрия I. (1 час).
Тема 3. Боярский заговор и воцарение Василия Шуйского. (2 часа)
Тема 4. Выступление Ивана Болотникова. (1 час).
Тема 5. Авантюра Лжедмитрия II. (2 часа).
Тема 6. Вторжение войск Польши и Швеции. (2 часа).
Тема 7. «Семибоярщина» и Первое народное ополчение. (2 часа).
Тема 8. Второе народное ополчение и освобождение Москвы. (2 часа).
Тема 9. Земский собор 1613 года и последствия Смуты. (2 часа).
Перечень учебно-методического обеспечения
Методическая литература для учителя:
1. Методическое пособие для учителя по истории России. А. А. Данилов и др. - М.: Просвещение, 2012.
2. Атлас Россия и мир. «Дрофа» 2012.
3. УМК «CorDis» 2004
Литература для учащихся:
Бушуев С., Миронов Г. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. IX-XVI вв. — М., 1991.
Горский А. А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. — М., 2004.
Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). — М., 2001.
Древняя русская летопись в переложении С. М. Соловьева для детей. — М., 1996.
Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е. А. Мельниковой. — М., 1999.
Интернет ресурсы:
Сайт Российской государственной библиотеки http://www.rgdb.ru
Сообщество взаимопомощи учителей «Мы вместе» www.pedsovet.su
Методическая копилка, информационные технологии в школе. www.uroki.ru
Учебно-методический портал http://www.uchmet.ru