СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по развитию речи и подготовке к обучению грамоте детей 4-7 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по развитию речи и подготовке к обучению грамоте детей 4-7 лет соответствует ФГОС ДО

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по развитию речи и подготовке к обучению грамоте детей 4-7 лет»









Рабочая программа

по развитию речи и

подготовке к обучению грамоте

детей 4-7 лет

«Знайка»



Для детей дошкольного возраста 4-7 лет

Срок реализации программы – 3 года





















Учитель-логопед: Слоновская М.Г.









Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………….

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Цели и задачи рабочей программы

1.2 Особенности речевого развития контингента ДОУ……….

1.2.1 Особенности речевого развития детей 4 -5 лет………………….

1.2.2 Особенности речевого развития детей 5 -6 лет…………………..

1.2.3 Особенности речевого развития детей 6 -7 лет………………..

1.3 Принципы и подходы к формированию программы………………

1.4 Планируемые результаты освоения программы…………………..

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………..

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

1. Календарь тематических недель ………………………………….

2. Особенности организации предметно-пространственной среды

3. Оснащение кабинета учителя-логопеда…………………………

Литература





























Пояснительная записка

Настоящая программа составлена в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Нормативно-правовую основу рабочей программы учителя-логопеда составляют:

  1. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  2. Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от предшествующего развития ребенка, от уровня сформированности необходимых для этого предпосылок. Известный психолог Выготский Л.С. считал, что обучение должно идти впереди общего развития ребенка и вести его за собой, опираясь на "зону ближайшего развития".

В отечественной и зарубежной литературе описан факт "языковой одаренности" детей 4-7 лет. Этот возраст - время особой восприимчивости дошкольника к звуковой стороне речи.

Основные направления обучения в работе учителя - логопеда:

- Развитие и коррекция моторной сферы (артикуляционной, мелкой и общей

моторики)

- Формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание

артикуляционных навыков звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия).

- Подготовка к обучению грамоте.

- Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников, т.е. практическое усвоение лексических средств языка.

- Формирование грамматического строя речи, т.е. практическое усвоение

грамматических средств языка.

- Развитие навыков связной речи дошкольников.

- Развитие психических процессов.

- Развитие коммуникативных навыков и успешности в общении.

Развитие речи ребенка - эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Данная дополнительная образовательная программа призвана оказать помощь педагогу в организации занятий с дошкольниками. Это и определило необходимость составления рабочей программы для детей 4-7 лет «Знайка».











































  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Цели и задачи рабочей программы

Цели рабочей программы:

- Программа направлена на повышение качества работы в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

- Создание условий для развития ребенка, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Задачи рабочей программы

Задачи по образовательной области «Речевое развитие»

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.

Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия.

Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных.

Сформировать понимание простых предлогов.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.

Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами.

Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Формировать умение образовывать и использовать в речи глаголы в повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени в изъявительном наклонении.

Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков.

Обучать согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.

Формировать умение согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.

Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА

Развитие просодической стороны речи

Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

Формировать навык мягкого голосоведения.

Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеду).

Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса.

Коррекция произносительной стороны речи

Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.

Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов

Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.

Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза

Научить выделять из ряда звуков гласные звуки.

Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и], из слов, различать слова с начальными ударными гласными.

Научить подбирать слова с заданным звуком.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.

Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации.

Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.

Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.

Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 23 простых предложений, а затем с помощью взрослого составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым плану.

Формировать навыки пересказа. Обучать пересказывать хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой.

1.2 Особенности речевого развития контингента ДОУ

1.2.1 Особенности речевого развития детей 4-5 лет

В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качество предметов, действия с ними, их функциональные признаки.

Они начинают подбирать слова с противоположным значением (антонимы) и близким (синонимы), употребляют обобщающие слова.

Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, которая заключается в том, что ребенок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом – неправильно. Типична и обратная замена звуков: шапка – сапка, жук – зук и т.д.).

У многих детей наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков( «Р»,«Л»), что обусловлено недостаточным развитием речедвигательных механизмов. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи. В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться на окончания слов (красный шар, кранная шапка); начинают активно использовать в речи предлоги (в, над, под, между, около).

Речь становится связной и последовательной. Происходит переход от ситуативной речи к контекстной. Развивается как диалогическая, так и монологическая речь. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам, игрушкам.

Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.

Таким образом, средний возраст представлен следующими характеристиками: Главное направление в развитии речи детей – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки, начинают активнее подбирать слова с противоположным и близким значением (антонимы и синонимы), сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением).

Дети начинают осваивать разные типы высказывания (описание и повествование). Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

Однако в речи детей пятого года жизни встречаются следующие особенности:

– не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность;

- имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа);

- речь детей среднего дошкольного возраста отличается подвижностью и неустойчивостью, они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова для многих затруднительно;

- большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

1.2.2 Особенности речевого развития детей 5-6 лет

Формирование речи происходит на каждом этапе развития по-разному.

Что касается лексической стороны, то в старшем возрасте в речи у ребенка возникают собирательные существительные. К собирательным существительным относятся такие существительные, которые обозначают совокупность однородных предметов или живых существ как неделимое целое (листва, детвора…).

Также ребенок постепенно пополняет свой словарный запас прилагательными которые обозначают состав, состояние предмета (деревянный, ледяной…), также абстрактными понятиями (добрый, душевный, злой…).

Ближе к шести годам ребенок начинает обобщать. К примеру грузовые и легковые машины он может свести к одному понятию – транспорт.

В возрасте 5-6 лет у ребенка формируются понятия о временах года, изменениях в природе по сезонам, о процессе выращивания растений, о животных (диких и домашних), а также о насекомых, птицах.

Дети старшего возраста легко распознают направления движения (право, лево, назад, вперед). Также появляются временные понятия (вчера, сегодня, завтра…).

В этом возрасте дети с легкость могут рассказать о временах года, частей суток, днях недели. Многие дети знают название своего города, страны, столицы. Дети 5-6 лет могут рассказать о правилах дорожного движения, оперируют такими понятиями как река, море, океан, пустыня…

Что касается грамматической стороны, то тут ребенок 5-6 лет начинает правильно употреблять в речи предлоги как простые, так и сложные. Ребенок старшего возраста уже может склонять по падежам и числам разнообразные существительные. Дети 5-6 лет практически без ошибок согласовывают существительные и числительные (две ложки), а также прилагательные с существительными в роде, числе и падеже (море синее).

В старшем возрасте должны уметь образовывать притяжательные прилагательные (кошачьи, собачьи…). Ребенок должен правильно употреблять с грамматической точки зрения все части речи.

Связная речь ребенка 5-6 лет характеризуется умением пересказывать маленькие по содержанию произведения. Минимумом считается объем в 50 предложений. Стоит оговориться, что пересказывать ребёнок должен без дополнительных и наводящих вопросов. То есть в этом возрасте происходит овладение таким видом речи как монолог. Надо отметить, что монолог считается одной из самых сложных форм речи.

Также стоит обратить внимание и диалогической речи. Во время диалога ребенок пытается дать ответы как развернутого, так и сжатого характера. Но только к концу подготовительной группы ребенок овладевает грамотной и развёрнутой фразовой речью, которая оформлена грамматически, лексически, фонетически правильно.

Говоря об особенностях развития речи, также стоит отметить и звукопроизношение. Дети возраста пяти лет наполняют свою речь разнообразными по слоговой структуре и звуконаполняемости словами. Да конечно могут возникнуть и ошибки, но скорей всего это будет касаться трудных, мало произносимых, а также малоизвестных для детей слов.

1.2.3 Особенности речевого развития детей 6-7 лет

Дети в этот период имеют в активном словаре от трёх до пяти тысяч слов. Не стоит считать, что весь этот лексикон старшие дошкольники употребляют в повседневной речи, чаще всего их обыденный словарь несколько скромнее. Не во все слова дети вкладывают правильный смысл, встречаются и ошибочные толкования значений. Нужно стремиться к тому, чтобы шестилетние дети употребляли слова со смыслом, использовали яркие выражения, например, «на скорую руку», «ни свет, ни заря», знали, что некоторые слова имеют образные значения, например, «солнце село», «бегут минутки». Русский язык, несмотря на то что он считается одним из самых трудных из-за множества правил и исключений из них, чрезвычайно богат и красив. Помочь ребёнку овладеть этим богатством – самая важная задача родителей и педагогов.

Хотя речь шестилетнего ребёнка становится все совершеннее, в ней по-прежнему встречаются ошибки. Дети не всегда могут правильно склонять слова по падежам и числам: «нет подругов», «много перчатков», «около домах». Если слово несклоняемое, с ним тоже могут возникнуть трудности, например, «нет пальта», «в кине видели». Детские высказывания, состоящие из простых предложений, сменяются сложными предложениями. Например, «Мы вчера ходили на прогулку и увидели на озере красивые кувшинки» или «Дай мне машинку, но только не синюю, а красную, потому что она быстрее едет».

Для ребят не составляет труда самостоятельно пересказать художественное произведение, содержание фильма, описать предмет, игрушку, придумать сказку, описать то, что он чувствует в разных ситуациях. Очень полезное качество, появляющееся в этом возрасте – чувство предвидения, когда дети могут рассказать о том, что вот-вот произойдёт или могло бы произойти, но ещё не случилось, или придумать продолжение начатой взрослыми истории.

Звуки родного языка на этом возрастном этапе практически полностью произносятся без ошибок. Дети освоили и чётко произносят все слова, в большинстве случаев в соответствии с нормами литературного произношения. Они могут говорить медленно и быстро (скороговорки), громко и тихо, освоили шёпотную речь, широко используют интонацию.

Изредка могут встречаться такие фонетические проблемы:

  • Смазанное произношение слов и фраз, нечёткость окончаний. Такой дефект чаще всего встречается у тех, кто недавно освоил произношение всех звуков, и у детей с быстрым темпом речи;

  • Нечёткая дифференциация звуков на слух, когда ребёнок путает местами пары звуков: [с]-[ц], [л]-[р], [з]-[ж], [с]-[ш], [ц]-[ч] и другие при произнесении слоговых цепочек, например, са-за-са, ла-ра-ла, за-за-жа, са-ша-са, ча-ча-ца и другие.

  • Неправильно поставленное ударение: шОфер – шофЁр, звОнит – звонИт.

1.3 Принципы и подходы к формированию программы

При разработке «Программы» исходила из того, что речь является одной из самых сложных форм проявления высших психических процессов. Ни одна форма психической деятельности не протекает без прямого или косвенного участия речи. С помощью речи осуществляется отвлечение и обобщение сигналов действительности. Благодаря речи ребенок получает возможность отражать те связи и отношения реальной действительности, которые выходят за пределы чувственного восприятия, а само восприятие приобретает избирательный характер. Возникновение речи существенным образом перестраивает память, восприятие и особенно мышление. Речь оказывает огромное влияние на мышление, позволяя совершенствовать мыслительные операции (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже и др.). Слово само по себе становится орудием мышления, включаясь в познавательную деятельность ребенка. Вместе с тем речевое развитие во многом определяется формированием познавательных процессов. Уровень развития мыслительных операций отражается в семантике ― основе высказывания. Уровень развития аналитико-синтетической деятельности сказывается на способности ребенка овладеть формально-языковыми средствами.

Поскольку язык и речь формируются в рамках общего психического развития ребенка, последовательность овладения языковыми единицами и правилами их использования тесно взаимосвязана с общим психическим развитием и подчинена тем же законам, что и развитие психики в целом. Психологические данные о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе онтогенеза свидетельствуют о том, что на первоначальных этапах развития сложная психическая деятельность опирается на элементарные функции (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия). Чувственное познание — необходимая часть любого процесса отражения действительности. Оно лежит в основе формирования конкретного, а затем и логического мышления, служит необходимой основой для развития не только мышления, но и речи.

Исходя из ФГОС ДО в «Программе» учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования;

2) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

3) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;

4) возможности освоения ребенком «Программы» на разных этапах ее реализации;

5) специальные условия для получения образования детьми, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых занятий.

«Программа» строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детского развития;

  • принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребёнка;

  • принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание программы соответствует положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образовании, становится субъектом образования;

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  • сотрудничество ДОУ с семьей;

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

1.4 Планируемые результаты освоения программы

Речевое развитие

Ребёнок:

- обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;

− усваивает значения новых слов на основе углублённых знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

− употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные;

− умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;

− умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при

необходимости прибегает к помощи взрослого);

− правильно употребляет грамматические формы слова, продуктивные и

непродуктивные словообразовательные модели;

− умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;

− умеет строить простые распространённые предложения; предложения с

однородными членами; простейшие виды сложносочинённых и

сложноподчинённых предложений; сложноподчинённые предложения с

использованием подчинительных союзов;

− составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание,

повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности

высказывания;

− умеет составлять творческие рассказы;

− осуществляет слуховую и произносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;

− владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенен переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;

− владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»;

− осознаёт слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трёхсложных с открытыми слогами, односложных):

− умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений;

− знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их

воспроизводить;

− правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);

− воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста).

Социально – коммуникативное развитие

Ребёнок:

− владеет основными способами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.;

− выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;

− участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;

− передаёт как можно более точное сообщение другому, проявляя понимание к собеседнику;

− регулирует своё поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения, отношения партнёрства, взаимопомощи и т.п.;

− отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми;

− использует в играх полученные знания;

− стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого.

Познавательное развитие

Ребёнок:

− обладает сформированными представлениями о форме, величине,

пространственных отношениях, умеет отражать их в речи;

− использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесный отчёт, словесное сопровождение и словесное планирование деятельности;

− самостоятельно анализирует объёмные и графические образцы;

− воссоздаёт целостный образ объекта из частей;

− демонстрирует сформированные представления о свойствах и отношениях

объектов;

− определяет пространственное расположение объектов относительно себя;

− определяет времена года, части суток.



II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Цель и задачи

Цель – развитие речи, формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации.

Задачи:

1. Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей.

2. Привитие детям навыков коммуникативного общения.

3. Систематическое проведение необходимой профилактической работы с детьми в соответствии с планами подгрупповых занятий.

4. Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей к оказанию помощи в организации полноценной речевой среды.

5. Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).



2.2. Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в образовательных областях

Средняя группа

I период обучения

Октябрь, ноябрь, декабрь

Основное содержание работы

I. Общие речевые навыки

1. Развитие правильного физиологического и речевого дыхания.

2. Развитие силы голоса в упражнениях и играх.

II. Развитие фонематического слуха и подготовка к обучению грамоте

1. Развитие слухового и речеслухового внимания на материале неречевых звуков.

2. Работа с понятием гласные звуки (а, у).

3. Усвоение речеслуховых отличий гласных и согласных звуков.

5. Выделение заданных звуков из ряда других звуков.

6. Развитие умения выделять первый звук в слове.

7. Подбор картинок на заданный звук.

III. Грамматика

1. Развитие навыка образования существительных с уменьшительно-

ласкательными суффиксами.

2. Согласование существительных ед. и мн. ч. с глаголами.

3. Развитие навыка образования качественных прилагательных.

4. Согласование притяжательных местоимений мой, моя с

существительными.

IV. Лексика

1. Овладении детьми словарем по программе средней группы.

2. Ознакомление с признаками осени и зимы. Расширение и уточнение

словаря по изучаемым лексическим темам: «Игрушки», «Овощи», «Осень»,

«Фрукты», «Одежда», «Новый год», «Зима»

V. Развитие связной речи

1. Развитие понимания речи.

2. Работа над простым распространенным предложением.

3. Составление рассказа по картинному плану.

VI. Развитие мелкой моторики

1. Пальчиковая гимнастика.

II период обучения

Январь, февраль, март

I. Общие речевые навыки

1. Работа по воспитанию правильного физиологического

и речевого дыхания, используя чистоговорки и потешки.

2. Работа по воспитанию правильного темпа и ритма речи.

II. Развитие фонематического слуха и подготовка к обучению грамоте

1. Развитие слухового и речеслухового внимания на материале неречевых и речевых звуков.

2. Знакомство с гласными звуками (и, о, э).

3. Выделение заданного звука из ряда фонем.

4. Развитие умения выделять звук в начале слова.

5. Подбор картинок на заданный звук.

III. Грамматика

1. Преобразование существительных в им. падеже ед. ч. в

существительные мн. ч.

2. Практическое усвоение простых предлогов (на, в, с, из).

3. Согласование числительных 1,2,3 с существительными.

4. Согласование прилагательных с существительными среднего рода.

IV. Лексика

1. Ознакомление с признаками зимы и весны.

2. Формирование понятий по лексическим темам: «Зимние забавы», «Обувь»,

«Дикие животные», «Домашние животные», «Мамин праздник», «Домашние птицы», «Посуда», «Мебель».

V. Развитие связной речи

1. Продолжение работы над простым распространенным предложением.

2. Составление рассказа по сюжетной картине.

VI. Развитие мелкой моторики.

1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для

пальцев).

III период обучения

Апрель, май, июнь

I. Общие речевые навыки

1. Продолжение работы по воспитанию правильного физиологического

и речевого дыхания, используя чистоговорки и потешки.

2. Работа над темпом речи.

II. Развитие фонематического слуха и подготовка к обучению грамоте

1. Развитие слухового и речеслухового внимания на материале неречевых и речевых звуков.

2. Знакомство с гласными и согласными звуками (ы, п, м, н)

3. Выделение заданного звука из ряда фонем.

4. Развитие умения выделять звук в начале и в конце слова.

5. Придумывание слов и подбор картинок на заданный звук.

III. Грамматика

1. Согласование числительных 1-5 с существительными.

2. Практическое употребление в речи простых предлогов: к, около, за, под, по, над.

3. Обучение подбору антонимов.

4. Родительный падеж имен существительных.

IV. Лексика

1. Ознакомление с признаками весны и лета.

2. Расширение и уточнения словаря детей по темам: «Транспорт», «Профессии», «Птицы», «Цветы», «Насекомые», «Лето».

V. Развитие связной речи

1. Работа над сложноподчиненным предложением

2. Заучивание стихотворных текстов.

VI. Развитие мелкой моторики

1. Работа по развитию пальчиковой моторики.



Старшая группа

I период обучения

Октябрь, ноябрь, декабрь

Основное содержание работы

I. Общие речевые навыки

1. Развитие правильного физиологического и речевого дыхания.

2. Формирование мягкой атаки силы голоса при произнесении гласных

и проговаривании предложений, работа над плавностью речи.

3. Отработка четкости дикции в упражнениях с использованием

шепотной речи.

4. Развитие силы голоса в упражнениях и играх.

II. Развитие фонематического слуха и подготовка к обучению грамоте

1. Развитие слухового и речеслухового внимания на материале речевых

и неречевых звуков.

2. Работа с понятием гласные и согласные звуки (а, у, о, и, ы, э, м-мь, п-

пь, б-бь, ф-фь, в-вь, н-нь).

3. Усвоение речеслуховых отличий гласных и согласных звуков.

4. Развитие умения дифференцировать твердые и мягкие согласные.

5. Выделение заданных звуков из ряда других звуков.

6. Развитие умения выделять первый и последний звук в слове.

7. Придумывание слов и подбор картинок на заданный звук.

8. Усвоение навыков звукового анализа и синтеза на уровне слогов и

слов (из 2-ух звуков).

9. Деление двух и трехсложных слов на слоги.

III. Грамматика

1. Преобразование существительных в им. падеже ед. ч. в

существительные мн. ч.

2. Развитие навыка образования существительных с уменьшительно-

ласкательными суффиксами.

3. Согласование существительных ед. и мн. ч. с глаголами.

4. Развитие навыка употребления категорий прошедшего времени глаголов

ед. ч.

5. Развитие навыка согласования существительных с числительными.

6. Развитие навыка согласования прилагательных с существительными в

роде, числе и падеже.

7. Развитие навыка образования относительных прилагательных.

8. Согласование притяжательных местоимений мой, моя, моё с

существительными.

9. Развитие навыка употребления формы родительного падежа с

предлогом у-.

IV. Лексика

1. Ликвидация пробелов в овладении детьми словарем по программе

средней группы.

2. Ознакомление с признаками осени и зимы. Расширение и уточнение

словаря по изучаемым лексическим темам: «Осень ранняя»,

«Деревья», «Фрукты», «Овощи», «Осень поздняя», «Домашние

животные и птицы», «Дикие животные», «Зима», «Одежда, обувь,

головные уборы», «Игрушки», «Новый год».

V. Развитие связной речи

1. Развитие понимания речи.

2. Отработка составления предложений из 3-4 слов по вопросам, с

опорой на наглядное пособие.

3. Развитие умения задавать вопросы и отвечать на них.

4. Работа над диалогической речью (диалог со сверстниками).

5. Заучивание небольших стихотворных текстов.

VI. Развитие мелкой моторики

1. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Работа с карандашом.

II период обучения

Январь, февраль, март

I. Общие речевые навыки

1. Продолжение работы по воспитанию правильного физиологического

и речевого дыхания, используя чистоговорки и потешки.

2. Совершенствование четкости дикции детей, используя чистоговорки

и потешки.

3. Развитие интонационной выразительности речи.

4. Работа по воспитанию правильного темпа и ритма речи.

II. Развитие фонематического слуха и подготовка к обучению грамоте

1. Развитие слухового и речеслухового внимания на материале речевых

звуков.

2. Знакомство с согласными звуками (т-ть, д-дь, к-кь, г-гь, х-хь, с-сь, з-

зь, ц, ш, ж).

3. Выделение заданного звука из ряда фонем.

4. Развитие умения выделять звук в начале, в конце и середине слова.

5. Придумывание слов и подбор картинок на заданный звук.

6. Усвоение навыков звукового анализа и синтеза на уровне слогов и

слов (из 3-ух звуков)

7. Деление слов на слоги (слова до 3-ех слогов).

III. Грамматика

1. Образование мн. ч. имен существительных с различными падежными

окончаниями.

2. Практическое усвоение связи слов в предложении: согласование

прилагательных с существительными в роде, числе и падеже,

согласование существительных с глаголами разного лица и времени.

3. Сравнение и сопоставление глаголов настоящего, прошедшего и

будущего времени.

4. Практическое усвоение простых предлогов (на, в, под, за, у, над).

5. Практическое усвоение относительных прилагательных на

лексическом материале.

6. Согласование существительных с числительными на изучаемом

материале.

IV. Лексика

1. Продолжение постепенной ликвидации пробелов в активном и

пассивном словаре.

2. Ознакомление с признаками зимы и весны.

3. Формирование понятий по лексическим темам: «Зимние забавы»,

«Зимующие птицы», «Мебель», «Транспорт», «Профессии», «Весна»,

«Одежда, обувь», «Посуда».

V. Развитие связной речи

1. Продолжение работы над предложением, распространение

предложений за счет однородных членов.

2. Развитие навыка пересказывать маленькие тексты с опорой на

наглядность (3-4 предложения).

3. Развитие диалогической и монологической форм речи, умение

задавать вопросы и отвечать на них.

4. Заучивание стихотворных текстов.

VI. Развитие мелкой моторики.

1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для

пальцев).

2. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур.

3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

III период обучения

Апрель, май, июнь

I. Общие речевые навыки

1. Продолжение работы по воспитанию правильного физиологического

и речевого дыхания, используя чистоговорки и потешки.

2. Развитие интонационной выразительности речи.

3. Совершенствование четкости дикции.

4. Работа над темпом речи.

5. Развитие способности изменять голос по силе, высоте и тембру.

II. Развитие фонематического слуха и подготовка к обучению грамоте

1. Развитие слухового и речеслухового внимания на материале речевых

звуков.

2. Знакомство с согласными звуками (ч, щ, р-рь, л-ль)

3. Выделение заданного звука из ряда фонем.

4. Определение наличия звука в слоге.

5. Развитие умения выделять звук в начале, в конце и середине слова.

6. Придумывание слов и подбор картинок на заданный звук.

7. Усвоение навыков звукового анализа и синтеза на уровне слогов и

слов (из 4-ёх звуков).

8. Деление слов на слоги.

III. Грамматика

1. Практическое усвоение связи слов в предложении: согласование

прилагательных с существительными в роде, числе и падеже,

согласование существительных с глаголами разного лица и времени.

2. Практическое усвоение согласования сущ. с числительными.

3. Развитие навыка образовывать притяжательные прилагательные.

4. Практическое употребление в речи простых предлогов: от, к, с, по.

5. Привлечение внимания к образованию глаголов способом

присоединения приставок.

6. Обучение подбору синонимов и антонимов.

IV. Лексика

1. Ознакомление с признаками весны и лета.

2. Расширение и уточнения словаря детей по темам: «Перелетные

птицы», «Космос», «Деревья», «Насекомые», «Город», «Школа»,

«Цветы».

V. Развитие связной речи

1. Продолжение работы над предложением, распространение

предложений за счет однородных членов. Составление сложных

предложений с союзом «а».

2. Обучение навыку пересказывать маленькие тексты с опорой на

наглядность (4-5 предложения).

3. Развитие диалогической и монологической форм речи, умение

задавать вопросы и отвечать на них.

4. Заучивание стихотворных текстов.

VI. Развитие мелкой моторики

1. Усложнение работы с карандашом.

2. Работа по развитию пальчиковой моторики.



Подготовительная группа

Период обучения

Октябрь, ноябрь, декабрь

I. Развитие общих речевых навыков

1. Выработка четкого координированного движения органов речевого

аппарата.

2. Развитие правильного физиологического и речевого дыхания.

II. Развитие фонематического анализа

1. Развитие слухового речеслухового внимания на материале речевых

и неречевых звуков.

2. Закрепление знаний детей о гласных и согласных звуках (а, у, о, и,

ы, э, м-мь, п-пь, б-бь, ф-фь, в-вь, н-нь).

3. Усвоение навыка дифференцирования гласных и согласных звуков.

4. Развитие умения дифференцировать твердые, мягкие, звонкие, и

глухие согласные.

5. Выделение заданных звуков из ряда других звуков и слогоряда.

6. Развитие умения выделять звук в начале, в середине и в конце

слова.

7. Придумывание слов и подбор картинок на заданный звук.

8. Обучение навыку соотнесения звука и буквы.

9. Усвоение навыков звукобуквенного анализа и синтеза на уровне

слогов и одно-двухсложных слов.

10. Деление слов на слоги (слова до 3-ех слогов).

11. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения (3-4

слова).

III. Грамматика

1. Закрепление окончаний имен существительных единственного и

множественного числа.

2. Развитие навыка образовывать существительные и прилагательные

с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

3. Развитие навыка употребления сущ. формы родительного падежа,

единственного и множественного числа с предлогом у-.

4. Согласование существительных ед. и мн. ч. с глаголами.

5. Развитие навыка употребления категорий прошед. времени

глаголов ед. ч.

6. Согласование притяжательных местоимений мой, моя, моё с

существительными.

7. Развитие навыка согласования прилагательных с

существительными в роде, числе и падеже.

8. Развитие навыка образования относительных прилагательных.

9. Развитие навыка согласования существительных с числительными.

IV. Лексика.

1. Ликвидация пробелов в овладении детьми словарем по программе

средней группы.

2. Ознакомление с признаками осени и зимы. Расширение и

уточнение словаря по изучаемым лексическим темам: «Осень

ранняя», «Деревья», «Фрукты», «Овощи», «Осень поздняя»,

«Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Зима»,

«Одежда, обувь, головные уборы», «Игрушки», «Новый год».

V. Развитие связной речи

1. Овладение навыком составления простых распространенных

предложений по вопросам и с опорой на наглядное пособие.

2. Научить составлять небольшой описательный рассказ по

изучаемым лексическим темам.

3. Работа над пересказом текста.

4. Развитие умения задавать вопросы и отвечать на них.

5. Работа над диалогической речью (диалог со сверстниками).

6. Заучивание небольших стихотворных текстов.

VI. Развитие мелкой моторики

1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафарету (по лексическим

темам).

2. Составление фигур, узоров из элементов по образцу.

3. Работа со шнуровками и мелкой мозаикой.

4. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для

пальцев).

II период обучения

Январь, февраль, март

I. Развитие общих речевых навыков

1. Продолжение работы по воспитанию правильного физиологического и речевого дыхания, используя чистоговорки и потешки.

2. Знакомство с различными видами интонации: повествовательной,

восклицательной, вопросительной.

3. Работа по воспитанию правильного темпа и ритма речи.

II. Развитие фонематического анализа и синтеза

1. Знакомство с согласными звуками (т-ть, д-дь, к-кь, г-гь, х-хь, с-сь,

з-зь, ц, ш, ж).

2. Выделение заданных звуков из ряда других звуков и слогоряда.

3. Усвоение навыка выделения ударного гласного в слове.

4. Определение места звука в слове.

5. Придумывание слов и подбор картинок на заданный звук.

6. Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза

на уровне слогов и слов.

7. Деление слов на слоги (обозначение слогообразующей роли

гласного звука).

8. Усвоение навыка преобразования слова путем замены или

дополнения звуков.

9. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения.

III. Грамматика

1. Закрепление употребления падежных окончаний существительных

в единственном и множественном числе.

1. Практическое усвоение связи слов в предложении: согласование

прилагательных с существительными в роде, числе и падеже,

согласование существительных с глаголами разного лица и

времени.

2. Согласование существительных с числительными на изучаемом

материале.

3. Образование относительных прилагательных от существительных и

согласование их с существительными по изучаемым лексическим

темам.

4. Уточнение значений и употребление простых предлогов (в, на, под,

над, у, за, перед, из, к, от, по, через).

5. Сравнение и сопоставление глаголов настоящего, прошедшего и

будущего времени.

IV. Лексика

1. Продолжение постепенной ликвидации пробелов в активном и

пассивном словаре.

2. Ознакомление с признаками зимы и весны.

3. Формирование понятий по лексическим темам: «Зимние забавы»,

«Зимующие птицы», «Мебель», «Транспорт», «Профессии»,

«Весна», «Одежда, обувь», «Посуда».

V. Развитие связной речи

1. Обучение самостоятельному составлению описательных рассказов

и пересказу.

2. Продолжить развитие диалогической и монологической форм речи,

умение задавать вопросы и отвечать на них.

3. Заучивание стихотворных текстов.

VI. Развитие мелкой моторики

1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для

пальцев).

2. Работа по развитию конструктивного праксиса.

3. Продолжение работы по обводке и штриховке фигур. По

лексическим темам второго периода.

4. Усложнение работы с карандашом: обведение по контуру,

штриховка, работа с карандашом по клетке в тетради.

III период обучения

Апрель, май, июнь

I. Общие речевые навыки

2. Продолжение работы над развитием речевого дыхания.

3. Развитие интонационной выразительности речи.

4. Продолжение работы над темпом, ритмом, выразительностью речи.

II. Развитие фонематического анализа и синтеза

1. Знакомство с согласными звуками (ч, щ, р-рь, л-ль).

2. Выделение заданных звуков из ряда звуков, слогов и слов.

3. Выделение ударного гласного в слове.

4. Определение места звука в слове.

5. Придумывание слов и подбор картинок на заданный звук.

6. Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза

на уровне слогов и слов.

7. Деление слов на слоги.

8. Преобразование слов путем замены или дополнения звуков.

9. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения.

III. Грамматика

1. Практическое усвоение связи слов в предложении: согласование

прилагательных с существительными в роде, числе и падеже,

согласование существительных с глаголами разного лица и

времени.

2. Уточнение значения сложных предлогов (из-за, из-под).

3. Развитие умения образовывать наречия от прилагательных.

4. Обучение подбору родственных слов, многозначных слов,

синонимов, антонимов.

5. Закрепление способов образования новых слов с помощью

приставок и суффиксов.

6. Развитие навыка образовывать и употреблять в речи

притяжательные прилагательные

7. Практическое усвоение согласования сущ. с числительными.

IV. Лексика

1. Ознакомление с признаками весны и лета.

2. Расширение и уточнения словаря детей по темам: «Перелетные

птицы», «Космос», «Деревья», «Насекомые», «Город», «Школа»,

«Цветы».

V. Развитие связной речи

1. Продолжение работы над предложением, распространение

предложений за счет однородных членов. Составление различных

типов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с

союзами.

2. Продолжение работы над пересказом.

3. Составление рассказов по картинке, по серии картин, из личного

опыта.

4. Заучивание стихотворных текстов.

VI. Развитие мелкой моторики.

1. Работа по развитию пальчиковой моторики.

2. Усложнение работы с карандашом.



III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Материально-техническое обеспечение программы

1. Зеркала по количеству детей.

2. Столы детские и стулья для подгрупповых занятий с детьми.

3. Наглядный материал по развитию речи (предметные, сюжетные, серийные картинки)

4. Опорные схемы, тексты

5. Наглядно-иллюстративный материал по развитию речи

6. Материал по развитию мелкой моторики пальцев рук

7. Настольные развивающие игры

8. Наборы цветных карандашей

9. Наборы для составления схем различных видов языкового анализа и синтеза

10. Игрушки

11. Методические пособия, методическая литература


3.2 Обеспечение методическими материалами и

средствами образования

3.2.1. Педагогические технологии

- здоровье сберегающие технологии (динамические паузы, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная и артикуляционная гимнастика)

- личностно-ориентированное взаимодействие логопеда с детьми

- технология развивающего обучения (мнемотехника)

- игровые технологии

3.2.2 Игры и игровые упражнения

На формирование слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, зрительно-пространственных представлений: «Времена года», «Что звучит?», «Цвет и форма», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Что бывает такого цвета?», «Что за чем звучало?»;

На формирование общей, ручной и артикуляционной моторики: специальные игровые комплексы артикуляционной гимнастики для различных фонетических групп звуков, работа с счетными палочками, пальчиковая гимнастика с карандашом и др.

На формирование мыслительных операций: «Исключи неподходящую картинку (слово)», «Отгадай загадку, найди отгадку», «Последовательные картинки», «Путаница» и др.

Для коррекции фонетического, лексико-грамматического строя речи, развития связного высказывания: «Вставь пропущенное слово», «Дополни предложение», «Живое-неживое», «Закончи предложение», «Исправь ошибку», «Ласково-неласково», «Летит-плавает-ползает», «Назови лишнее слово», «Назови похожее слово», «Найди слова-неприятели», «Опиши предмет», «Продолжи словесный ряд», «Скажи наоборот», «Чудесный мешочек» и др.

Для формирования фонематических представлений, языкового анализа и синтеза: «Определи первый звук в слове», «Найди место звука в слове», «Подбери слово к схеме», «Кто в домике живет?», «Слоги и ударения», «Собери предложение» и др.

3.3 Структура реализации образовательной деятельности

3.3.1 Максимально допустимая нагрузка воспитанников

В сентябре формируются подгруппы детей в количестве 10-20 в каждой. Подгрупповые занятия проводятся с октября по июнь.

Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться оценивать качество речевых высказываний сверстников.

Важной в методическом аспекте особенностью подгрупповых занятий является то, что они готовят детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала.

Распределение занятий по развитию речи, проводимых в течение недели, соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке на ребенка в ДОУ, определенными СанПиНом: подгрупповые занятия проводятся 2 раза в неделю.



Форма занятий

Продолжительность занятий

Количество занятий

в неделю

Подгрупповые

Средняя гр.: 20 мин

Старшая гр.: 25 мин

Подготовительная гр.: 30 мин

2

2

2



График работы учителя-логопеда Слоновской М.Г.

Группа

Время

Средняя (4-5 лет)

1 подгруппа 7:40 - 8:00

2 подгруппа 12:00 – 12:20

Старшая (5-6 лет)

1 подгруппа 7:35 – 8:00

2 подгруппа 12:00 – 12:25

Подготовительная (6-7 лет)

1 подгруппа 7:30 – 8:00

2 подгруппа 12:00 – 12:30

Литература

1. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта дошкольного образования).

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

5. Дошкольное образование как ступень общего образования: Научная концепция/под ред. В.И. Слободчикова /В.И.Слободчиков, Н.А.Короткова, П.Г. Нежнов, И.Л.Кириллов.- М.: Институт развития дошкольного образования РАО,2005.-28с.

6.Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова, С.А. Миронова, А.В.Лагутина. – М.: Просвещение, 2010.

7.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.