Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Сычевская средняя общеобразовательная школа им.К.Ф.Лебединской»
«Принято» Руководитель МО ________/_Нечаева Н.И./ Протокол №__ от « ___»___________2015 г. | «Утверждаю» Директор школы _________(Чикунов В.И.) Приказ № __ от « __» сентября 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета
«Русский язык»
для начальной ступени обучения
170часов
2 класс
на 2015-2016 учебный год
составлена на основе
программы С.В. Иванова «Русский язык»
УМК «Начальная школа XXI века» М. «Вентана-Граф», 2013г.
Составитель:
Кудина В.А.
учитель начальных классов,
высшей
квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.)
Программы С.В. Иванова «Русский язык» УМК «Начальная школа XXI века», М., «Вентана-Граф», 2013 г.
Программа обеспечена учебно - методическим комплектом «Начальная школа XXI века»:
С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Русский язык: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
М.И Кузнецова. Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений /М.И. Кузнецова. - 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013.
М.И. Кузнецова. Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И. Кузнецова - 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013.
С.В. Иванов, М.И. Кузнецова Русский язык: Комментарии к урокам: 2 класс. - М.: Вентана – Граф, 2012.
В.Ю., Романова, Л.В. Петленко. Русский язык в начальной школе: контрольные работы, диктанты, изложения /В.Ю. Романова, Л.В. Петленко / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2012. (Оценка знаний).
Цель:
знакомство учащихся с основными положениями лингвистики, формирует у них научное представление о системе и структуре родного языка, развивает логическое и абстрактное мышление, представляет родной (русский) язык как часть окружающего мира.
Задачи:
нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слов, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Общая характеристика учебного предмета
В программе предмета «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
Под блоком понимается объединение уроков, реализующих какую-то одну цель обучения. Например, уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся.
В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяют ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия. Однако на скрытом уровне работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках блоков «Как устроен наш язык» и «Развитие речи». Выполняется она не только в виде орфографических и пунктуационных заданий, но и в виде списывания текстов. Работа с текстами на уроках «Правописание» и «Развитие речи» позволяет подготовить учеников к анализу языковых единиц на уроках блока «Как устроен наш язык». Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей. Для реализации учитывается следующее:
грамотное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (регулярном тренинге);
разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.
Работа по развитию речи учащихся строится с учетом того, что речь — это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации. Поэтому программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными (особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования и корректировки различных текстов).
Блок «Правописание» (формирование навыков грамотного письма):
правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Обозначение мягкости согласных с помощью ь;
перенос слов;
правописание заглавной буквы;
правописание гласных и согласных в корнях;
правописание беглой чередующейся гласной в корне при словообразовании;
правописание суффиксов имён существительных: -онок-, -ёнок-, -ок-, -ёк-, -ик-, -ек-,
- ость-;
правописание суффиксов имён прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-;
правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-;
правописание разделительных ъ и ь знаков. Правописание предлогов и приставок.
Блок «Развитие речи» знакомит детей с основными понятиями:
текст, признаки текста, смысловое единство предложений к данным текстам, определение по заголовкам содержания текста;
выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов;
последовательность предложений в тексте, абзац, последовательность абзацев в тексте;
комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев;
план текста, составление планов к данным текстам, создание собственных текстов по определённым планам;
типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Такое структурирование курса позволяет:
успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
решить практические задачи по формированию навыков грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;
сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;
избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работ.
Технологии, используемые в образовательном процессе
В основе методики преподавания предмета « Русский язык » лежит системно-деятельностный подход, технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала, технологии проблемного обучения с целью развития творческих способностей, личностно ориентированные технологии, индивидуализация обучения, ИКТ.
Место учебного предмета
170 часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели)
Изменения в авторскую программу не внесены.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» во 2 классе являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точкаили многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника
.
Метапредметными результатами изучения предмета «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение
работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивныхУУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: по- дробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли(лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения предмета «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
– делить текст на части, озаглавливать части;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
-правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
– делить слова на части для переноса;
– производить звукобуквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв
в доступных двусложных словах;
- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая
с образцом;
– писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов,
- писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей,
кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемыхударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые
программой;
-писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию
приставки и предлоги;
-графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
– находить корень в слова;
– обращать внимание на особенности употребления слов;
ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
– предполагать по заглавию, иллюстрациии ключевым словам содержание текста;
-отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения;
- выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
– составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную
тему с помощью учителя и записывать его.
Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этогоизучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.
Формы организации образовательного процесса
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Ключевые компетенции:
- умение обучающегося во 2 классе взаимодействовать с социальными институтами, выполнять социальные функции;
- способность к общению и взаимодействию, включающему обмен информацией и взаимное восприятие, понимание обучающихся;
- способность обучающегося видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
- способность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности.
Предметные компетенции:
- осуществление сопоставительного анализа различных источников исторической информации, реконструкция на этой основе исторических ситуаций и явлений; объяснение причин и следствий исторических событий;
- способность конструктивно применять исторические и историко-культурные знания в социальной практике, общественной деятельности, межкультурном общении
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку во 2-ом классе.
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;
изменяемые и неизменяемые слова;
формы слова и однокоренные слова;
однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
предложения по цели высказывания;
предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;
выделять, находить:
в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
лексическое значение слова в толковом словаре;
основную мысль текста;
решать учебные и практические задачи:
делить слова на слоги;
использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
подбирать однокоренные слова;
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45-60 слов;
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
применять правила правописания:
перенос слов;
проверяемые безударные гласные в корнях слов;
парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
разделительные твердый и мягкий знаки;
правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);
Ученик получит возможность научиться:
устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
различать однозначные и многозначные слова;
наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;
подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
определять по предложенным заголовкам содержание текста;
составлять план текста;
определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
Содержание программы
Уч. нагрузка | Содержание | Количество часов | 170 | «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) Фонетика | 10 | | Слово и предложение | 6 | | Состав слова | 19 | | Лексика | 22 | | «Правописание» (формирование навыков грамотного письма | 58 | | «Развитие речи» | 34 | | Повторение | 21 | | Всего | 170 | | |
Тематическое планирование
№ п/п | № в разделе | Содержание | Приме- чание | Дата |
1 чет. - 45ч. |
Фонетика – 7 часов |
1. | 1. | Звуки и буквы | | |
2. | 2. | Гласные и согласные звуки и буквы | | |
3. | 3. | Обозначение звуков на письме | | |
4. | 4. | Ударные и безударные гласные звуки | | |
5. | 5. | Согласные звуки | | |
6. | 6. | Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие | | |
7. | 7. | Звонкие согласные звуки в конце слова | | |
Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. («Правописание») – 3 часа |
8. | 1. | Сочетания жи-ши | | |
9. | 2. | Сочетания ча-ща. | | |
10. | 3. | Сочетания чу-щу Словарный диктант | | |
Фонетика («Как устроен наш язык») – 4 часа |
11. | 1. | Разделительный мягкий знак (ь) | | |
12. | 2. | Слог. Перенос слова | | |
13. | 3. | Перенос слов | | |
14. | 4. | Перенос слов (закрепление) | | |
«Правописание» - 2 часа |
15. | 1. | Ударение | | |
16. | 2. | Диктант по теме «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу» «Роща» | с. 30 | |
Слово и предложение («Как устроен наш язык») – 6 часов |
17 | 1. | Слово. Работа над ошибками. | | |
18. | 2. | Слова, которые называют предметы | | |
19. | 3. | Слова, которые называют признаки и действия предметов | | |
20. | 4. | Слово и предложение. | | |
21. | 5. | Восклицательные и невосклицательные предложения. | | |
22. | 6. | Слова в предложении | | |
Состав слова и словообразование («Как устроен наш язык») – 5 часов |
23. | 1. | Окончание как часть слова | | |
24. | 2. | Изменение формы слова с помощью окончания. | | |
25. | 3. | Изменение формы слова с помощью окончания. | | |
26. | 4. | Неизменяемые слова | | |
27. | 5. | Неизменяемые слова | | |
Заглавная буква в словах («Правописание») – 2 часа |
28. | 1. | Повторение правил написания большой буквы | | |
29. | 2. | Списывание «Шары» | | |
Состав слова («Как устроен наш язык») – 1 час |
30. | 1. | Корень как часть слова. Словарный диктант | | |
Корень слова («Правописание») – 4 часа |
31. | 1. | Учимся писать безударные гласные в корне слова | | |
32. | 2. | Учимся писать безударные гласные в корне слова | | |
33. | 3. | Правописание безударных гласных в корне слова | | |
34. | 4. | Правописание безударных гласных в корне слова | | |
Состав слова («Как устроен наш язык») – 1 час |
35. | 1. | Корень слова как общая часть родственных слов. Словарный диктант | | |
Корень слова («Правописание») – 5 часов |
36. | 1. | Безударные гласные буквы в корне слова. | | |
37 | 2. | Правописание безударных гласных в корне слова. | | |
38. | 3. | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» «Певец» | с.31 | |
39. | 4. | Работа над ошибками. | | |
40. | 5. | Правописание безударных гласных в корне слова. | | |
Состав слова («Как устроен наш язык») – 1 час |
41. | 1. | Однокоренные слова | | |
Корень слова («Правописание») – 3 часа |
42. | 1. | Правописание согласных в корне слова | | |
43. | 2. | Контрольная работа «Правописание согласных в корне слова». | с.28 | |
44. | 3. | Правописание согласных в корне слова | | |
Состав слова(«Как устроен наш язык») – 1 час |
45. | 1. | Корень слова с чередованием согласных | | |
| | 2 чет. – 35ч. | | |
Корень слова («Правописание») – 4 часа |
46. | 1. | Согласные буквы в корне слова. | | |
47. | 2. | Гласные и согласные в корне слова. Словарный диктант | | |
48. | 3. | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | | |
49. | 4. | Гласные и согласные в корне слова. | | |
Состав слова («Как устроен наш язык») – 2 часа |
50. | 1. | Суффикс как часть слова. | | |
51. | 2. | Значения суффиксов | | |
Слова с непроизносимыми согласными звуками («Правописание») – 4 часа |
52. | 1. | Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне | | |
53. | 2. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова. | | |
54. | 3. | Диктант по теме «Гласные и согласные в корне слова» «Прогулка» | с.39 | |
55. | 4. | Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова. | | |
Состав слова («Как устроен наш язык») – 1 час |
56. | 1. | Значения суффиксов. | | |
Суффиксы в словах («Правописание») – 2 часа |
57. | 1. | Правописание слов с суффиксами -ёнок-, -онок- | | |
58. | 2. | Правописание слов с суффиксами -ик-, -ек- | | |
Состав слова («Как устроен наш язык») – 1 час |
59. | 1. | Значения суффиксов | | |
Суффикс. («Правописание») – 1 час |
60. | 1. | Правописание слов с суффиксом - ость-. | | |
| | Состав слов («Как устроен наш язык») – 1 час | | |
61. | 1. | Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов. | | |
Суффикс («Правописание») – 2 часа |
62. | 1. | Правописание суффиксов имен прилагательных. | | |
63. | 2. | Контрольное списывание по теме «Корень слова, суффикс» «Зимой» | с.40 | |
Состав слова («Как устроен наш язык») – 1 час |
64. | 1. | Суффикс. Образование слов при помощи суффикса. | | |
Корень и суффикс («Правописание») -2 часа |
65. | 1. | Контрольная работа по теме «Корень слова, суффикс» | | |
66. | 2. | Работа над ошибками. Правописание корней и суффиксов в словах. | | |
Состав слова («Как устроен наш язык») – 2 часа |
67. | 1. | Приставка как часть слова. | | |
68. | 2. | Значение приставок. | | |
Приставка («Правописание») – 3 часа |
69. | 1. | Учимся писать приставки. Словарный диктант | | |
70. | 2. | Учимся писать приставки. | | |
71. | 3. | Различение приставок с буквами «о», «а». | | |
Состав слова («Как устроен наш язык») – 1 час |
72. | 1. | Образование слов при помощи приставок. | | |
Твердый знак («Правописание») – 2 часа |
73. | 1. | Правописание слов с разделительным твердым знаком. | | |
74. | 2. | Правописание слов с ъ и ь знаками | | |
Состав слова («Как устроен наш язык») – 1 час |
75. | 1. | Как образуются слова | | |
Твердый и мягкий знаки («Правописание») – 3 часа |
76. | 1. | Различение разделительных ь и ъ знаков. | | |
77. | 2. | Образование слов. | | |
78. | 3. | Контрольный диктант по теме «Образование слов» «Скоро осень» | с.41 | |
Состав слова («Как устроен наш язык») – 2 часа |
79. | 1. | Основа слова. | | |
80. | 2. | Итоговая контрольная работа «Фонетика. Слово. Предложение» | | |
3 чет. – 50ч. |
Приставки и предлоги («Правописание») – 1 час |
81. | 1. | Различение предлогов и приставок | | |
Состав слова («Как устроен наш язык») – 1 час |
82. | 1. | Повторение: состав слова. | | |
Повторение («Правописание») - 1 час |
83. | 1. | Повторение: правописание частей слова. | | |
Лексика («Как устроен наш язык») – 2 часа |
84. | 1. | Слово и его значение. Словарный диктант | | |
85. | 2. | Значение слова | | |
Повторение пройденного («Правописание») – 3 часа |
86. | 1. | Повторение по разделу «Части слова» | | |
87. | 2. | Диктант по теме «Состав слова. Приставки» «Кораблик» | с.55 | |
88. | 3. | Работа над ошибками. Повторение: правописание частей слова. | | |
Текст («Развитие речи») – 2 часа |
89. | 1. | Текст | | |
90. | 2. | Заголовок текста | | |
Лексика («Как устроен наш язык») – 2 часа |
91. | 1. | Как сочетаются слова | | |
92. | 2. | Слово в словаре и тексте | | |
Повторение пройденного («Правописание») – 1 час |
93. | 1. | Повторение правописания частей слова. Словарный диктант | | |
Текст («Развитие речи») – 2 часа |
94. | 1. | Один текст – разные заголовки. | | |
95. | 2. | Учимся озаглавливать текст. | | |
Лексика («Как устроен наш язык») – 2 часа |
96. | 1. | Слово в словаре и в тексте | | |
97. | 2. | Слова однозначные и многозначные | | |
Повторение пройденного («Правописание») – 1 час |
98. | 1. | Списывание по теме « Приставки, предлоги» | | |
Текст («Развитие речи») – 2 часа |
99. | 1. | Учимся озаглавливать текст. | | |
100. | 2. | Как строится текст. Окончание текста. | | |
Лексика («Как устроен наш язык») – 1 час |
101. | 1. | Многозначные слова. | | |
Повторение пройденного («Правописание») – 3 часа |
102. | 1. | Контрольная работа по теме «Состав слова. Образование слов» | | |
103. | 2. | Работа над ошибками. | | |
104. | 3. | Учимся находить и проверять орфограммы в слове. | | |
Текст («Развитие речи») – 1 час |
105. | 1. | Учимся заканчивать текст. | | |
| | Лексика («Как устроен наш язык) | | |
106. | 1. | Слова - синонимы. | | |
107. | 2. | Использование слов-синонимов. | | |
Повторение пройденного («Правописание») – 1 час |
108. | 1. | Правописание слов с изученными орфограммами. | | |
Текст («Развитие речи») – 2 часа |
109 | 1. | Как строится текст. Начало текста. | | |
110. | 2. | Сочиняем начало текста. | | |
Лексика («Как устроен наш язык») – 2 часа |
111. | 1. | Использование слов-синонимов | | |
112. | 2. | Синонимы в тексте. | | |
Повторение пройденного («Правописание») – 1 час |
113. | 1. | Учимся применять орфографические правила. | | |
Текст («Развитие речи») – 2 часа |
114. | 1. | Учимся составлять текст. | | |
115. | 2. | Последовательность предложений в тексте. | | |
Лексика («Как устроен наш язык») – 1 час |
116. | 1. | Антонимы. | | |
Повторение пройденного («Правописание») – 2 часа |
117. | 1. | Диктант по теме «Правописание слов с изученными орфограммами» «В горах» | с.57 | |
118. | 2. | Работа над ошибками. Учимся применять орфографические правила. | | |
Текст («Развитие речи») – 1 час |
119. | 1. | Связь предложений в тексте. | | |
Лексика («Как устроен наш язык») – 2 часа |
120. | 1. | Омонимы. | | |
121. | 2. | Слова исконные и заимствованные | | |
Повторение пройденного («Правописание») – 1 час |
122. | 1. | Повторение правописания | | |
Абзац («Развитие речи») – 2 часа |
123. | 1. | Абзац | | |
124. | 2. | Учимся выделять абзацы. | | |
Повторение пройденного («Правописание») – 6 часов |
125. | 1. | Повторение правописания. | | |
126. | 2. | Контрольный диктант по теме «Состав слова, слово и его значение» | | |
127. | 3. | Работа над ошибками. Повторение правописания. | | |
128. | 4. | Повторение правописания. | | |
129. | 5. | Повторение правописания. Словарная работа. | | |
130. | 6. | Контрольная работа по теме «Состав слова, слово и его значение» | | |
4 чет.- 40ч. |
Лексика «Как устроен наш язык» - 1 час |
131. | 1. | Значение заимствованных слов. | | |
Абзац («Развитие речи») – 2 часа |
132. | 1. | Последовательность абзацев | | |
133. | 2. | Учимся составлять текст из абзацев. | | |
Лексика («Как устроен наш язык») – 2 часа |
134.. | 1. | Устаревшие слова | | |
135. | 2. | Устаревшие слова, слова – синонимы, новые слова. | | |
Повторение пройденного («Правописание») – 1 час |
136. | 1. | Учимся применять правила | | |
Учимся составлять текст («Развитие речи») – 2 часа |
137. | 1. | Учимся составлять текст. | | |
138. | 2. | Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам | | |
Лексика и состав. Повторение («Как устроен наш язык») – 1 час |
139. | 1. | Лексическое значение слов. | | |
Повторение пройденного («Правописание») – 1 час |
140. | 1. | Учимся применять правила | | |
Текст («Развитие речи») – 2 часа |
141. | 1. | План текста | | |
142 | 2. | Учимся составлять план текста. | | |
Лексика («Как устроен наш язык») – 1 час |
143. | 1. | Фразеологизм. Фразеологизм и слово | | |
Повторение пройденного («Правописание») – 1 час |
144. | 1. | Учимся применять правила | | |
Текст («Развитие речи») – 1 час |
145. | 1. | Составление текста по плану. | | |
Лексика («Как устроен наш язык») – 1 час |
146. | 1. | Значения фразеологизмов. | | |
Повторение пройденного («Правописание») – 1 час |
147 | | Учимся применять правила | | |
Текст («Развитие речи») – 1 час |
148. | 1. | Составление текста по плану | | |
Повторение пройденного («Правописание») – 2 часа |
149.. | 1. | Контрольная работа по теме « Правописание». Тест | с 61 | |
150. | 2. | Работа над ошибками. Учимся применять правила | | |
Текст («Развитие речи») – 8 часов |
151. | 1. | Текст-описание | | |
152. | 2. | Особенности текста – описания | | |
153. | 3. | Учимся сочинять яркий текст - описания | | |
154. | 4. | Текст-повествование | | |
155 | 5. | Особенности теста - повествование | | |
156. | 6. | Учимся сочинять яркий текст - повествование | | |
157. | 7. | Описание и повествование в тексте | | |
158. | 8. | Текст-рассуждение | | |
Повторение пройденного («Правописание») – 1 час |
159. | 1. | Контрольная работа к блоку « Правописание». ТЕСТ | с. 65 | |
Текст («Развитие речи») – 2 часа |
160. | 1. | Текст-повествование | | |
161. | 2. | Описание. Повествование. Рассуждение | | |
Повторение пройденного («Правописание») – 9 часов |
162. | 1. | Повторение. Правописание. | | |
163. | 2. | Повторение. Правописание. | | |
164. | 3. | Итоговый контрольный диктант по теме «Правописание изученных орфограмм» «Встреча весны» | с.70 | |
165. | 4. | Работа над ошибками. Повторение. Развитие речи | | |
166. | 5. | Повторение. Состав слова. Словарный диктант | | |
167 | 6. | Повторение. Правописание слов. | | |
168. | 7. | Повторение. Развитие речи | | |
169. | 8. | Повторение. Правописание слов. | | |
170. | 9. | Повторение. Правописание слов. | | |
ВСЕГО | 170 | |
Информационно-образовательный ресурс
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.)
Программы С.В. Иванова «Русский язык» УМК «Начальная школа XXI века», М., «Вентана-Граф», 2013 г.
Материально-техническое обеспечение
Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия, презентации, карточки, таблицы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Критерии оценивания контрольных работ по русскому языку
Контрольная работа к блоку «Как устроен наш язык»
«5» -за безошибочное выполнение всех заданий
«4» - выполнено правильно не менее ¾ всех заданий
«3» - выполнено не менее ½ заданий
«2» - не выполнено большинство заданий
Исправления не влияют на отметку.
Отметки за выполнение теста
«5 »- набрано 13-14 баллов
«4»- набрано 10-12 баллов
«3» - набрано 7-9 баллов
«2» - менее 7 баллов
Контрольная работа к блоку « Правописание» Диктанты.
«5» - нет ошибок
«4» - не более двух ошибок
«3»- не более четырех
«2»- пять и более
Учитель не исправляет ошибки, а лишь подчеркивает слова.
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну.
Отметки за орфографическое задание
«5» - нет ошибок
«4» - полностью выполнено, но не более одной ошибки
«3»- не полностью выполнено, или полностью выполнено ,но 2 ошибки
«2»- не выполнено
Списывание
«5» - нет ошибок
«4» - 1-2 исправления или 1 ошибка
«3»- 2-3 ошибки
«2»- 4 ошибки и более
Словарный диктант
2 класс = 10 слов
3 класс- 12 слов
4 класс- 15 слов
«5» - нет ошибок
«4» - 1 ошибка
«3»- 2 ошибки
«2»- 3- 5 ошибок
Контрольная работа к блоку « Развитие речи»
Изложение оценивается только одной оценкой за содержание.
Грамотность проверяется, но не оценивается
«5» - правильно и последовательно воспроизведено содержание, нет ошибок, правильно построены предложения.
«4» - правильно и последовательно воспроизведено содержание , имеются фактические и речевые неточности.
«3»- существенное отклонение от авторского текста, нарушение в последовательности , есть недочеты в построении предложений.
«2»- существенное искажение авторского текста, нарушение в последовательности , есть нарушение в построении предложений.