СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 2 класса "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 2 общеобразовательного класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Камень-на-Оби составлена на основе следующих программ:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009.

2. Примерная программа начального общего образования по русскому языку Федерального государственного образовательного стандарта, 2009.

3. Основная общеобразовательная программа начального общего образования  МБОУ «СОШ №1». 

4. Авторская программа В.П.Канакиной, В. Г. Горецкого, М.Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко, М.В. Бойкиной «Русский язык».1-4 классы», 2011.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 2 класса "Школа России"»





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа по русскому языку для 2 общеобразовательного класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Камень-на-Оби составлена на основе следующих программ:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009.

2. Примерная программа начального общего образования по русскому языкуФедерального государственного образовательного стандарта, 2009.

3. Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №1». 

4. Авторская программа В.П.Канакиной, В. Г. Горецкого, М.Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко, М.В. Бойкиной «Русский язык».1-4 классы», 2011.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года, планируемых результатов начального общего образования, соответствует базисному учебному плану МБОУ «СОШ №1», рассчитанному на шестидневную рабочую неделю и разработанному на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ 2009 года, базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Алтайского края, Устава образовательного учреждения с учетом требований установленных СанПиНами 2.4.2.2821-10. Вид реализуемой программы: начальная общеобразовательная.

На изучение русского языка во 2 классе отводится 170 часов (5 часов в неделю). Срок реализации программы 1 год.

Логика изложения и содержание рабочей программы по русскому языку для 2 общеобразовательного класса полностью соответствуют авторской программе. В рабочую программу не внесено изменений.

Цель:

-ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

-формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи:

-развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

-формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

-формирование навыков культуры речи, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Данная программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для реализации программного содержания используется УМК:

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2014.

В.П.Канакина. Русский язык. Рабочая тетрадь.2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. –М.:Просвещение, 2014.

О.Н.Крылова Контрольные работы по русскому языку к учебнику В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 частях». –М.: Экзамен, 2014

Е.М. Тихомирова Тесты по русскому языку к учебнику В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 частях». – М.: Экзамен, 2014.

Для реализации программного содержания используется:

Агеева И. Д. Весёлые диктанты. Стихотворные примеры и рифмовки к основным правилам – М.: ТЦ Сфера, 2003

Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие школьников – М.: Владос, 2004.

Бетенькова Н. М., Фокин Д. С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка – М.: АСТ: Астрель,2002.

Волина В. Учимся играя – М: Новая школа, 1994.

Волкова Е. В. Русский язык 1-4 классы Словарная работа на уроке. Эффективная методика – Волгоград: Учитель, 2009.

Воробьёва В. И., Тивикова С. К. Сочинения по картинам в начальных классах - М.: АСТ: Астрель, 2001.

Гараева Я.Ш. Поурочные разработки по русскому языку: 4 класс. – М: ВАКО, 2010.

Есенина С. А. Как научить Вашего ребёнка писать изложения – М.: Грамотей, 2005.

Есенина С. А. Как научить Вашего ребёнка писать сочинения– М.: Грамотей, 2005.

Игнатьева Т. В., Тикунова Л. И. Контрольные, проверочные и творческие работы по русскому языку: 4 класс - М.: Экзамен, 2010.

Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества – М.: ВАКО, 2009.

Касаткина Н. А. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русскому языку в начальной школе – Волгоград: Учитель, 2005.

Лободина Н. В. Русский язык 1-4 классы Словарно-орфографическая работа – Волгоград, Учитель, 2008.

Орфографический словарь русского языка. – М.: «Просвещение», 2005.

Перекатьева О. В., Подгорная С. Н. Сборник разноуровневых проверочных работ по русскому языку – Ростов-на-Дону: Феникс,2002.

СитниковаТ.Н.,ЯценкоИ.Ф., ВасильеваН.Ю. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого (М.: Просвещение) 2 класс – М.: ВАКО, 2012.

Соколова Т. Н Школа развития речи – М.: Росткнига, 2007.

Тикунова Л. И., КанакинаВ. П. Сборник диктантов и творческих работ – М.: Просвещение, 1992.

Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Большой сборник диктантов с правилами и объяснениями всех тем курса 1-4 классы – М.: АСТ: Астрель, 2006.

Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Контрольные работы по русскому языку с различными уровнями сложностями в каждой контрольной 1-4 классы - М.: АСТ: Астрель, 2009.

Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Практическое пособие по развитию речи – М.: Аквариум, 1997.

Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Самый полный сборник контрольных тестов по русскому языку 1-4 классы – М.: АСТ: Астрель, 2008.

Ушакова О. Д. Фонетический разбор слова. Словарик школьника – СПб.: Литера, 2005.

Шукейло В. А. Русский язык в нач. кл. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения – Спб.: СМИО Пресс, 2000.

Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004.

ЦОРы

Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 2 класс (1 CD)

Интернет-ресурсы и образовательные Интернет-порталы

http://standart.edu.ru/ - официальный сайт ФГОС

http://fgos.isiorao.ru/index.php - сайт ИСИО РАО

http://school-russia.prosv.ruофициальный сайт

http://www.uroki.net/.htm

http://www.uchportal.ru

http://school-collection.edu.ru/

http://nsportal.ru/

http://metodsovet.su/

http://pedsovet.org/m/my/

http://www.rusedu.ru/

http://www.proshkolu.ru/user/mivemi1976/


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

«РУССКИЙ ЯЗЫК» 2 КЛАСС

Личностные УУД:

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

представления о своей этнической принадлежности;

развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа – русский язык;

представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);

осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;

осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;

представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;

положительного отношения к языковой деятельности;

заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;

развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.

МетапредметныеУУД

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять цель и учебную задачу;

высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках) в планировании и контроле способа решения;

выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);

проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;

понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные УУД:

осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);

ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);

осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД:

слушать собеседника и понимать речь других;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

формулировать собственное мнение и аргументировать его;

работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.

Предметные результаты:

ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;

воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;

первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);

начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;

овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);

применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);

первоначальные умения проверять написанное;

овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;

формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);

строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);

(самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);

пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;

различать устную и письменную речь;

различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;

отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;

читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;

составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.

Обучающийся получит возможность научиться:

анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;

распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;

замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);

находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);

составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;

составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);

письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;

проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;

определять качественную характеристику звука: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);

характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);

анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;

определять функции букв е, ё, ю, я в слове;

определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];

определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;

определять ударный и безударные слоги в слове;

правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;

использовать знание алфавита при работе со словарями;

определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) – показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;

находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);

произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;

применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие – глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);

пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

осознавать слово как единство звучания и значения;

выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);

иметь представление о синонимах и антонимах;

распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;

подбирать к предложенным словам 1 – 2 синонима или антонима;

наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;

наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.

Обучающийся получит возможность научиться:

выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;

пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;

владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;

распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;

определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).

Обучающийся получит возможность научиться:

различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.

Морфология

Обучающийся научится:

различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;

находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;

находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и «что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;

находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;

находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;

находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;

подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;

выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;

различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);

выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;

использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.

Синтаксис

Обучающийся научится:

различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;

определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;

находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;

различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);

устанавливать связи слов между словами в предложении;

соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

восстанавливать деформированные предложения;

составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;

находить предложения с обращениями.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять изученные правила правописания:

раздельное написание слов в предложении;

написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);

отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;

разделительный мягкий знак (ь);

знаки препинания конца предложения (. ? !);

раздельное написание предлогов с именами существительными;

раздельное написание частицы не с глаголами;

б) применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

в) безошибочно списывать текст объёмом 40 – 50 слов с доски и из учебника;

г) писать под диктовку тексты объёмом 30 – 40 слов в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;

определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;

обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;

применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

«РУССКИЙ ЯЗЫК»


Номер раздела

Наименование раздела


Всего часов

на раздел

Их них:

теоретические занятия

контрольные работы

проверочные работы

проекты

Раздел 1.

Наша речь.

3

3




Раздел 2.

Текст.

4

4




Раздел 3.

Предложение.

12

11

1



Раздел 4.

Слова, слова, слова...

18

17

1



Раздел 5.

Звуки и буквы.

59

52

4


3

Раздел 6.

Части речи.

58

50

3

4

1

Раздел 7.

Повторение.

16

14

2




Итого

170

151

11

4

4


Содержание изучаемого курса

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует

усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Наша речь

Знакомство с учебником. Какая бывает речь? Чем отличается диалог от монолога? Чем отличается диалог от монолога?

Текст

Что такое текст? Что такое тема и главная мысль? Что такое тема и главная мысль? Части текста. Диктант. Работа над ошибками

Предложение

Что такое предложение? Что такое предложение? Как из слов составить предложение? Контрольное списывание. Что такое главные члены предложения? Что такое главные члены предложения? Что такое второстепенные члены предложения? Подлежащее и сказуемое-главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое-главные члены предложения. Что такое распространенные предложения? Развитие речи. Обобщающее сочинение по картине. Анализ сочинения. Контрольный диктант. Работа над ошибками

Слова, слова, слова…

Что такое лексическое значение слова? Что такое однозначные и многозначные слова? Что такое однозначные и многозначные слова? Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? Что такое синонимы? Что такое синонимы? Что такое антонимы? Что такое антонимы? Контрольный диктант. Работа над ошибками. Что такое родственные слова? Что такое родственные слова? Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? Как определить ударный слог? Как определить ударный слог? Как переносить слова с одной стороны на другую? Как переносить слова с одной стороны на другую? Обучающее сочинение по серии картинок. Проверочная работа. Контрольный диктант. Работа над ошибками

Звуки и буквы

Как мы используем алфавит? Какие слова пишутся с заглавной буквы? Какие слова пишутся с заглавной буквы? Контрольный диктант. Работа над ошибками. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. Развитие речи. Обучающее сочинение. Диктант. Работа над ошибками. Согласный звук [Й] и буква Й. Слова с удвоенными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. Контрольный диктант. Работа над ошибками. Проверочная работа. Наши проекты. Пишем письмо.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. Развитие речи. Обучающее изложение. Повторение темы «Твердые и мягкие согласные». Контрольный диктант. Работа над ошибками. Наши проекты. Рифма. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверка парных согласных в корне слова. Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных в корне слова. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана. Проверка знаний. Диктант. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Контрольное списывание. Обучающее сочинение «Зимние забавы». Проверка знаний.

Части речи

Что такое части речи? Что такое имя существительное? Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. Заглавная буква в написании кличек животных. Заглавная буква в географических названиях. Обучающее изложение Обобщение знаний о написании заглавной буквы Диктант. Работа над ошибками. Единственное и множественное число имен существительных. Проверка знаний. Диктант. Работа над ошибками. Что такое глагол? Единственное и множественное число глаголов . Правописание частицы НЕ с глаголом. Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». Что такое текст-повествование. Проверка знаний. Что такое имя прилагательное? Связь имени прилагательного с именем существительным. Прилагательные близкие и противоположные по значению. Единственное и множественное число прилагательного. Что такое текс-описание. Проверка знаний. Общее понятие о предлоге. Раздельное написание предлогов со словами. Восстановление предложения. Проверка знаний. Контрольный диктант. Работа над ошибками. Что такое местоимение? Что такое текст-рассуждение. Контрольный диктант. Работа над ошибками.

Повторение

Повторение по теме «Предложение». Повторение по теме «Слово и его значение». Повторение по теме «Части речи». Повторение по теме «Части речи». Повторение по теме «Правила правописания». Контрольное списывание.

Форма организации учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Для реализации программы используются:

Типы уроков:

-урок изучения нового материала;

-урок совершенствования знаний, умений и навыков;

-урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

-комбинированный урок;

-урок-практикум;

-урок контроля умений и навыков;

-урок развития речи;

-урок контроля и мониторинга знаний;

-урок исследовательской деятельности;

-урок защиты проектов;

-урок тестирования

Виды уроков:

-урок – беседа;

-урок – экскурсия (заочное путешествие);

-урок – игра;

-выполнение учебного проекта

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

-словесные, наглядные, практические;

-индуктивные, дедуктивные;

-репродуктивные, проблемно-поисковые;

-самостоятельные, несамостоятельные

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

-стимулирование и мотивация интереса к учению;

-стимулирование долга и ответственности в учении

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

-устного контроля и самоконтроля;

-практического контроля и самоконтроля.

Технологии, используемые в обучении:

-традиционная;

-здоровьесберегающие;

-технология личностно-ориентированного развивающего обучения;

-технология саморазвития личности;

-интегрированная технология развивающего обучения;

-информационные технологии;

-технология исследовательской деятельности;

-технология применения средств ИКТ в предметном обучении;

-технология уровневой дифференциации;

-технология формирования вариативной деятельности;

-перспективно-опережающие технологии;

-технологии проблемного обучения;

-проблемно-диалогическая технология;

-технология деятельностного метода;

-игровые технологии







СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ

ПЛАНИРУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ



В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения второклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен».

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предпола­гает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку во втором классе.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достиже­ний являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизи­рованных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокуп­ность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение бо­лее высоких уровней формируемых учебных действий.

Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной фор­ме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторон­няя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тема­тических проверок выбираются узловые вопросы программы; проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позво­ляют проверить, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и ито­говых стандартизированных контрольных работ.

Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объясни­тельные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная прове­рочная работа на межпредметной основе.



Оценка письменных работ по русскому языку

Диктант

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту правила заранее выписываются на доске или проговариваются орфографически. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

Тексты контрольных диктантов должны включать орфограммы, определенные "Минимумом начального общего образования", "Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта": правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных; правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глаголов; правописание не с глаголами; правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн; употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных; Употребление разделительных ь и ъ, ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов.

Характеристика цифровой отметки (оценки):

«5» - ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответ­ствии с требованиями каллиграфии.

«4» - ставится, если допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок или одной орфографической и трёх пунктуационных ошибок; работа выполнена чис­то, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

«3» - ставится, если допущено 3-5 орфографических ошибок или 3-4 орфографиче­ских и 3 пунктуационных ошибки, работа написана небрежно.

«2» -ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибкой в диктанте следует считать:

-нарушение правил орфографии при написании слов;

-пропуск и искажение букв в словах;

-замену слов;

-отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;

-неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

За ошибку не считаются:

-ошибки на разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;

-пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

-единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:

-два исправления;

-две пунктуационные ошибки;

-повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.

Негрубыми ошибками считаются:

-повторение одной и той же буквы в слове;

-недописанное слово;

-перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

-дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Ошибки:

-нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;

-неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);

-отсутствие изученных знаков препинания в тексте;

-наличие ошибок на изученные правила орфографии.

Недочеты:

-отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;

-отсутствие красной строки;

-неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.



Грамматическое задание

Грамматическое задание есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - выполнено без ошибок.

"4" ("хорошо") - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

"3" ("удовлетворительно") - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

"2" ("плохо") - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Словарный диктант

Примерное количество слов для словарных диктантов:

2 класс - 8 -10 слов;

Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - без ошибок.

"4" ("хорошо") -1 ошибка, 1 исправление

"3" ("удовлетворительно") -2 ошибки, 1 исправление.

"2" ("плохо") - 3 и более ошибок.

Контрольное списывание

Контрольное списывание - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагаются тексты с пропущенными знаками препинания. Количество слов в текстах списываний и диктантов одинаково.

Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - без ошибок.

"4" ("хорошо") -1 ошибка, 1 исправление

"3" ("удовлетворительно") -2 ошибки, 1 исправление.

"2" ("плохо") - 3 и более ошибок.





Изложение

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

-существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

-отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;

-употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

-отсутствие красной строки;

-незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой - только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.

Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).

"4" ("хорошо") - содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

"3" ("удовлетворительно") - допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

"2" ("плохо") - допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

Сочинение

"5" ("отлично") - логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности), нет фактических ошибок.

"4" ("хорошо") - последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

"3" ("удовлетворительно") - имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

Создание небольшого текста (сочинения) не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, поэтому отрицательные отметка за сочинение не выставляется.

Примечание: Учитывая, что изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.

Формы контроля.

Текущий контроль проводится в ходе изучения темы (проверка обучающих классных и домашних работ, небольшие проверочные работы);

Итоговый контроль проводится после изучения отдельного раздела курса, в конце усвоения наиболее важных тем (тесты, контрольные работы)

Методы опроса

  • Фронтальный опрос (эффективен в качестве умственной зарядки, он помогает мобилизовать внимание учащихся, предупреждает забывание знаний, восстанавливает в памяти раннее изученное).

  • Коллективный опрос (предупредительные, объяснительные, словарные, итоговые диктанты, грамматические контрольные работы, тесты, перфокарты, карточки контроля заданий, задания « Потренируйся!» и другие).

  • Индивидуальный опрос письменный и устный.

  • Монологическое высказывание на лингвистическую тему.

  • Индивидуальная работа по карточкам.

  • Индивидуальная письменная проверка различного рода грамматических заданий и т.д.

  • Уплотнённый, или комбинированный, опрос (2-3 ученика работают у доски, а остальные выполняют различные виды заданий на уроках повторения и обобщения изученного материала.



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Оборудование класса

Компьютерный стол

Стол учительский с тумбой

Ученические двухместные столы с комплектом стульев

Шкафы для хранения учебной литературы, дидактических материалов, книг, пособий, рабочих тетрадей и др.

ТСО

Компьютер с выходом в Интернет

Магнитная доска

Магнитофон

Мультимедийный проектор

Принтер

Цифровой фотоаппарат

Экспозиционный экран

Наглядное оборудование

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы.

Карточки с заданиями

Наборы сюжетных картинок по развитию речи

Словари по русскому языку

Таблицы

  • Части речи.

  • Разделительный Ь.

  • Однокоренные слова и формы слова.

  • Безударные гласные в корне слова.

  • Парные согласные в середине слова.

  • Связь слов в предложении.

  • Правописание предлогов.

  • Гласные звуки буквы.

  • Согласные звуки.

  • Правописание согласных корня.

  • Правописание безударных гласных корня.

  • Члены предложения.

  • Гласные после шипящих.

  • Сочетания букв.

  • Перенос слова.

  • Парные согласные звуки в конце слова.

  • Род и число имен существительных.

  • Число имен прилагательных.

  • Правописание НЕ с глаголами.

  • Второстепенные члены предложения.

  • Набор словарных слов с непроверяемыми гласными.

  • Набор словарных слов с двойными согласными.







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ ЯЗЫК», 2 КЛ., 5 Ч/НЕДЕЛЮ

Но

мер уро

ка

Срок проведения

Тема урока

Виды деятельности обучающихся (практические, лабораторные, контрольные работы, экскурсии и др.)

Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке

Информационные ресур

сы







Раздел1. Наша речь, 3 ч.

1

Сентябрь,1не

деля

Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Родной язык, его значение в жизни людей. Роль русского языка.


Печатно-словесный, практический

Учебник.


Рабочая тетрадь


ЭОР к учебнику.


Словари.


Таблицы.



Лента букв.



Таблица

правильной посадки при письме.



Репродукции картин.

Индивидуальные карточки.

2


Виды речевой деятельности человека. Речь устная, письменная, внутренняя

(речь про себя). Требования к речи.


Устный, практический

3


Диалог и монолог. Речь диалогическая и монологическая.


Словесный, наглядный

Раздел 2. Текст, 4 ч.

4


Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность.


Наглядный, исследовательский

Учебник.


Рабочая тетрадь


ЭОР к учебнику.


Словари


Таблицы.



Лента букв.



Таблица

правильной посадки при письме.



Репродукции картин.

Индивидуальные карточки.

5


Тема и главная мысль текста. Заглавие.


Печатно-словесный, практический

6

2 неделя

Части текста. Построение текста: вступление, основная часть, заключение.


Объяснительно-иллюстративный

7


Воспроизведение прочитанного текста.


Печатно-словесный, самостоятельный

Раздел 3. Предложение, 12 ч.

8


Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении.


Частично-поисковый, практический

Учебник.


Рабочая тетрадь


ЭОР к учебнику.


Словари.


Таблицы.



Лента букв.



Таблица

правильной посадки при письме.



Репродукции картин.

Индивидуальные карточки.

9


Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении.


Печатно-словесный, проблемный, практический

10


Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).


Словесный, наглядный

11

3 неделя

Главные члены предложения (основа).


Практический

12


Второстепенные члены предложения (без деления на виды).


Объяснительно-иллюстративный

13


Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.



Частично-поисковый, практический

14


Распространённые и нераспространённые предложения.


Презентация

15


Связь слов в предложении.



Печатно-словесный, практический

16

4 неделя

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника.


Словесный, практический, наглядный

17


Работа над ошибками.


Устный, практический

18


Контрольный диктант по теме: «Предложение».

Контрольный диктант

Контрольно-оценочный

19


Работа над ошибками.

Связь слов в предложении.


Устный, практический

Раздел 4. Слова, слова, слова…, 18 ч.

20


Слово и его значение. Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения.


Исследовательский

Учебник.


Рабочая тетрадь


ЭОР к учебнику.


Словари.


Таблицы.



Лента букв.



Таблица

правильной посадки при письме.



Репродукции картин.

Индивидуальные карточки.

21

Октябрь,5 неделя

Слово как общее название многих однородных предметов.


Объяснительно-иллюстративный

22


Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов.


Частично-поисковый

23


Развитие речи. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов. Работа с толковым и орфографическим словарями.


Презентация

24


Синонимы и антонимы. Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов.


Печатно-словесный, практический

25


Работа со словарями синонимов и антонимов.


Наглядный, практический

26

6 неделя

Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам



Презентация

27


Работа над ошибками.

Работа со словарями синонимов и антонимов.


Устный, практический

28


Однокоренные слова. Родственные (однокоренные слова).


Частично-поисковый, практический

29


Корень слова (первое представление).


Наглядный, исследовательский

30


Различение родственных (однокоренных) слов и синонимов, родственных (однокоренных) слов и слов с омонимичными корнями.


Печатно-словесный, практический

31

7 неделя

Выделение корня в однокоренных словах. Единообразное написание корня в однокоренных словах.


Практический, самостоятельный

32


Слог. Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков.


Презентация

33


Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Словообразующая функция ударения.


Устный, наглядный

34


Перенос слов по слогам.


Практический

35


Правила переноса части слова с одной строки на другую.


Практический

36

8 неделя

Контрольный диктант по теме«Слова, слова, слова...»

Контрольный диктант

Контрольно-оценочный

37


Анализ контрольного диктанта. Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.


Наглядный, практический

Раздел 5. Звуки и буквы, 59 ч.

38


Звуки и буквы (повторение и углубление представлений).


Устный, практический

Учебник.


Рабочая тетрадь


ЭОР к учебнику.


Словари.


Таблицы.



Лента букв.



Таблица

правильной посадки при письме.



Репродукции картин.

Индивидуальные карточки.

39


Русский алфавит,или Азбука.


Презентация

40


Употребление прописной (заглавной) буквы.


Исследовательский

41

Ноябрь,9 неделя

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины.


Наглядный, практический

42


Гласные звуки (повторение и обобщение представлений). Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.


Печатно-словесный, практический

43


Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту.


Печатно-словесный, практический

44


Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.


Презентация

45


Правописание слов с безударным гласнымзвуком в корне.


Презентация

46

10 неделя

Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.


Устный

47


Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.


Печатно-словесный, практический

48


Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.


Устный

49


Особенности проверяемых и проверочных слов.


Исследовательский

50


Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне.


Частично-поисковый

51

11 неделя

Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.


Печатно-словесныйустный

52


Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования.


Печатно-словесный, практический

53


Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука.


Практический

54


Использование фразеологизмов каквыразительных средств языка.


Презентация

55


Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство».


Наглядный, практический

56

Декабрь,12 неделя

Работа над ошибками. Закрепление. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.


Печатно-словесный, практический

57


Контрольный диктант по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне».

Контрольный диктант

Контрольно-оценочный

58


Работа над ошибками. Закрепление. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.


Печатно-словесный, наглядный

59


Согласные звуки (повторение и углубление представлений).

Развитие речи. Восстановление деформированного текста по рисунку.


Наглядный, устный

60


Согласный звук [ й ] и буква «и краткое».


Исследовательский

61

13 неделя

Слова с удвоенными согласными.



Словесный, наглядный

62


Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси» и опорным словам. Проект «И в шутку и всерьёз».

Проект

Оценочный

63


Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.


Печатно-словесный,

64


Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, ё, ю, ь, я.


Практический

65


Мягкий знак. Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными.


Объяснительно-иллюстративный

66

14 неделя

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным.


Печатно-словесный, практический

67


Развитие речи. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту. Проект «Пишем письмо».

Проект

Оценочный

68


Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Буквосочетания чк, чн,чт, щн, нч.


Объяснительно-иллюстративный

69


Правописание сочетаний чк, чн,чт, щн, нч.


Печатно-словесный,

70


Развитие речи. Работа с текстом.


Практический

71

15 неделя

Проект «Рифма».

Проект

Оценочный

72


Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.


Презентация

73


Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.


Наглядный

74


Контрольный диктант по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».

Контрольный диктант

Контрольно-оценочный

75


Работа над ошибками.

Правописание буквосочетаний.


Устный, практический

76

Январь, 16 неделя

Звонкие и глухие согласные звуки.


Объяснительно-иллюстративный

77


Правописание слов с парнымпо глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным.


Практический, наглядный

78


Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме.


Печатно-словесный

79


Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парногопо глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным.


Презентация

80


Особенности проверяемых и проверочных слов.


Исследовательский

81

17 неделя

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова.


Презентация

82


Особенности проверяемых и проверочных слов. Правописание парных звонких и глухих согласных.


Печатно-словесный

83


Правописание парных звонких и глухих согласных.


Презентация

84


Упражнение в написаниислов с парными согласными.


Презентация

85


Правописание парных звонких и глухих согласных в середине словаи на конце слова.


Презентация

86

18 неделя

Упражнение в написаниислов с парными согласными.Поиск орфограммы на правило.


Презентация

87


Обобщение знаний об изученных правилах письма.


Словесный

88


Правописания гласных и согласных в корне слова.


Практический

89


Сопоставление правил обозначения буквами гласного звука в безударном слоге корня и парныхпо глухости-звонкости согласных на конце слова и в корне перед согласным.


Частично-поисковый

90


Контрольный диктант по теме «Звонкие и глухие согласные звуки».

Контрольный диктант

Контрольно-оценочный

91

Февраль,19 неделя

Анализ диктанта. Правописания гласных и согласных в корне слова.


Практический

92


Развитие речи. Составление поздравительной открытки; письменное изложение текста по вопросам.


Словесный, практический

93


Разделительный мягкий знак. Использование на письме разделительного мягкого знака.


Исследовательский

94


Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком.


Практический

95


Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков. Правило написания разделительного мягкого знака в словах.


Устный, практический

96

20 неделя

Проверочная работа. Контрольное списывание.

Контрольное списывание

Контрольно-оценочный

Раздел 6. Части речи, 58 ч.

97


Части речи.


Печатно-словесный.

Учебник.


Рабочая тетрадь


ЭОР к учебнику.


Словари.


Таблицы.



Лента букв.



Таблица

правильной посадки при письме.



Репродукции картин.

Индивидуальные карточки.

98


Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.


Объяснительно-иллюстративный

99


Имя существительное.


Печатно-словесный

100


Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.


Практический, словесный

101

21 неделя

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления.


Презентация

102


Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.


Объяснительно-иллюстративный

103


Одушевлённые имена существительные.


Печатно-словесный

104


Неодушевлённые имена существительные.


Устный

105


Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.


Печатно- словесный

106

22 неделя

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственныхимён существительных.


Печатно-словесный, практический

107


Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.


Словесный, практический

108


Развитие речи. Составление устного рассказа по репродукции картины.


Устный, наглядный

109


Заглавная буква в написании кличек животных.


Частично- поисковый

110


Заглавная буква в географических названиях.


Частично-поисковый

111

Март,23 неделя

Число имён существительных. Изменение существительных по числам.


Печатно-словесный

112


Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе.


Исследовательский

113


Обобщение знаний об имени существительном.


Словесный

114


Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного как части речи.



Практический

115


Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного как части речи.


Практический

116

24 неделя

Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам.


Практический

117


Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

Контрольный диктант

Контрольно-оценочный

118


Анализ диктанта. Работа над ошибками. Глагол как часть речи и употребление его в речи (общее представление).


Объяснительно-иллюстративный

119


Синтаксическая функция глагола в предложении ( чаще всего является сказуемым).


Исследовательский

120


Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника.


Наглядный

121

25 неделя

Работа над ошибками. Упражнение в распознавании глаголов.


Практический

122


Число глагола.


Устный

123


Изменение глагола по числам.


Частично-поисковый

124


Правописание частицы «не» с глаголом.


Печатно-словесный, практический

125


Обобщение знаний о глаголе.


Устный

126

26 неделя

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.


Печатно-словесный

127


Текст-повествование и роль в нём глаголов.


Словесный

128


Развитие речи. Составление текста- повествования.


Презентация

129


Проверочная работа.

Проверочная работа

Оценочный

130


Имя прилагательное.


Объяснительно-иллюстративный

131

Апрель,27 неделя

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи.


Презентация

132


Связь имени прилагательного прилагательными с именем существительным.


Исследовательский

133


Употребление в речи имён прилагательных,противоположных по значению.


Словесный, практический

134


Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.


Практический

135


Единственное и множественное число имён прилагательных.


Печатно-словесный

136

28 неделя

Изменение имён прилагательных по числам.


Практический

137


Текст-описание и роль в нём имён прилагательных


Словесный

138


Развитие речи. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения).


Практический

139


Составление текста-описаниянатюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».


Наглядный

140


Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

Контрольный диктант

Контрольно-оценочный

141

29 неделя

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном


Устный, практический

142


Проверочная работа. «Проверь себя».

Проверочная работа

Оценочный

143


Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление).


Исследовательский

144


Развитие речи. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Составление по рисунку текста-диалога.


Наглядный

145


Текст-рассуждение. Развитие речи. Работа с текстом


Печатно-словесный, практический

146

30 неделя

Проверочная работа. «Проверь себя».

Проверочная работа

Оценочный

147


Предлоги. Роль предлогов в речи.


Исследовательский

148


Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов.


Презентация

149


Правописание предлогов с именами существительными.


Презентация

150


Развитие речи. Редактирование текста; восстановление деформированного повествовательного текста.


Печатно-Словесный

151

Май, 31 неделя

Проверочная работа

Проверочная работа

Оценочный

152


Проект «В словари – за частями речи!».

Проект

Оценочный

153


Контрольный диктант по теме « Предлоги».

Контрольный диктант

Контрольно-оценочный

154


Работа над ошибками.

Правописание предлогов с именами существительными.


Практический

Раздел 7. Повторение, 16 ч.

155


Повторение. Повторение по теме «Текст».


Устный, наглядный

Учебник.


Рабочая тетрадь


ЭОР к учебнику.


Словари.


Таблицы.



Лента букв.



Таблица

правильной посадки при письме.



Репродукции картин.

Индивидуальные карточки.

156

32 неделя

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору».


Презентация

157


Повторение по теме «Предложение».


Печатно-словесный, практический

158


Повторение по теме «Главные члены предложения».


Наглядный, практический

159


Повторение по теме «Слово и его значение».


Словесный

160


Повторение по теме «Однокоренные слова».


Практический

161

33 неделя

Повторение по теме «Части речи». Имя существительное.


Печатно-словесный

162


Повторение по теме «Части речи». Имя прилагательное.


Презентация

163


Повторение по теме «Части речи». Глагол.


Практический

164


Итоговый контрольный диктант.

Контрольный диктант

Контрольно-оценочный

165


Работа над ошибками.

Повторение по теме «Части речи».


Устный, практический

166

34 неделя

Повторение по теме «Звуки и буквы».


Печатно-словесный

167


Повторение по теме «Алфавит».


Практический

168


Повторение по теме «Правила правописания».


Словесный, практический

169


Контрольное списывание.

Контрольное списывание

Контрольно-оценочный

170


Обобщение знаний об изученных правилах правописания.


Печатно-словесный



Всего уроков:

170





Из них:






контрольные работы

11





проверочные работы

4





проекты

4




Контрольно-измерительный материал по русскому языку


Диктант №1 по теме «Предложение»

Дождик стучал по трубе. Он бил по стёклам. Алёша и Яша скучали. Они стали строить из кубиков башню. Хороша башня! Там будут жить волшебные игрушки.

Слово для справки: волшебные.

Грамматические задания:

1.Подчеркнуть гласные, поставить ударение.

Вариант I: в первом предложении.

Вариант II: во втором предложении.

2.Разделить на слоги.

Вариант I: боец, уборка, пылинка.

Вариант II: птица, радио, ленточка.


Диктант №2 по теме « Слова, слова, слова»

Лес осенью.

Как красив лес осенью! Кругом деревья в золотом уборе. Хороши высокие берёзы и осины. Под кустом прячется зайка. У дупла сидит белка. На макушку ели села птица.

Грамматические задания:

1.Разделить слова для переноса

Вариант I: дорожка, ёжик, чайник.

Вариант II: чайка, язык, песенка.

2.Вариант I: в 4 предложении подчеркнуть главные члены предложения, поставить знак ударения

Вариант II: в 5 предложении подчеркнуть главные члены предложения, поставить знак ударения


Диктант № 3по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

Осень. Лесная дорога. Дует холодный ветер. Жёлтый лист шуршит под ногами. Весело свистят дрозды. Они клюют ягоды рябины. Летит стайка птиц. Это клесты ищут сосновые шишки.

Грамматические задания на выбор:

1.Подчеркнуть главные члены предложения, определить количество слогов в словах

Вариант I: в 3 предложении

Вариант II:в 4 предложении

2.Выписать 2 слова с проверяемой безударной гласной в корне слова.


Диктант №4 по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»

Зима. В лесу лежит пушистый снег. На снегу точки и строчки. Следы ведут в чащу. По ночам хищные зверьки ищут пищу. Вот лесная речка. На льду сидят рыбаки. Мой товарищ Коля поймал большую щуку.

Грамматические задания:

1.Обозначить в словах ударение.

Вариант I: в 5 предложении

Вариант II:в 8 предложении

2.Подчеркнуть в любом предложении орфограммы на изученные правила.


Диктант № 5 по теме «Звонкие и глухие согласные звуки»

Зима в лесу.

Зима. Мороз. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал ручей. Снежные шубы надели сосны. Пушистый шарф на ветках кедра. Вот сугроб. Там спит медведь.

Грамматические задания:

1.Подчеркнуть главные члены предложения, поставить в словах ударение, разделить слова для переноса.

Вариант I: в 5 предложении

Вариант II:в 4 предложении



Диктант №6 по теме «Имя существительное»

Друзья

Алёша принёс домой щенка. Щенку дали кличку Бим. Бим ел молоко, суп и хлеб. Скоро он стал большой собакой. Часто друзья играли в парке. Вот Алёша бросил палку за куст. Бим несёт мальчику палку.

Грамматические задания:

1. Подчеркни

Вариант I: 4 слова - одушевлённые имена существительные

Вариант II: 4 слова - неодушевлённые имена существительные

2.Укажи число у существительных:

Вариант I: Карандаш, санки, друзья.

Вариант II: сахар, ручьи, брюки.


Диктант №7 по теме «Имя прилагательное»

Весной

Весна. Тепло. Тают рыхлые снега. По небу плывут лёгкие облака. На деревьях кричат грачи. Скоро прилетят весёлые скворцы. По улице бежит широкий ручей.

Саша и Илья пускают по воде кораблики. Слышны звонкие крики воробьёв и лай Жучки.

Грамматические задания:

1.Подчеркнуть главные члены предложения, выделить имя прилагательное.

Вариант I: в четвёртом предложении.

Вариант II: в шестом предложении.

2.Подобрать подходящее по смыслу имя прилагательное:

Вариант I- Лес, зелень, лёд.

Вариант II- Мороз, ветер, вода.


Диктант №8 по теме «Предлоги»

Учусь наблюдать

Я тихо иду по тропе. Я наблюдаю за жизнью в лесу. Вот с дерева на дерево прыгнула белка. Над елью кружили клесты. Дятел стучал по коре сосны. В дупле дуба гнездо у совы. Под землёй у берёзы нора крота.

Грамматические задания:

1.Подчеркнуть главные члены предложения и над словами указать известные части речи

Вариант I: в 4 предложении.

Вариант II: в 5 предложении.


Диктант №9 за год

Май

Май. Настали тёплые деньки. Зелёная листва укрыла деревья. Весело поют дрозды и чижи. На земле сочная травка. В лесу цветут душистые ландыши. Зреют лесные ягоды. Гудят шмели. Пчела летит от цветка к цветку. В цветах сладкий сок. У ручья урчат лягушки. К воде ползёт уж.

Грамматические задания:

1.Подчеркнуть главные члены предложения и определить части речи.

Вариант I: в 3 предложении.

Вариант II: в 6 предложении.

2.Выписать два слова с проверяемой безударной гласной в корне, подобрать проверочные слова.













25