СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку 3 класс. УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 3 класс»

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по русскому языку для 3 класса создана на основе


-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

-Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 « Об утверждении и введении в действие  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.Ф.Стефаненко «Русский язык 1-4 классы» УМК «Школа России». - М.: «Просвещение», 2011.


Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования:

-становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения;

-формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;

-духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.


Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.


Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Общая характеристика курса

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуника­тивных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятель­ности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (приме­нительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и рече­вому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного от­ношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.


Ценностные ориентиры содержания учебного курса


Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.


Место учебного курса «Русский язык» в учебном плане

В соответствии с Образовательной программой школы рабочая программа по русскому языку для 3 класса рассчитана на 170 часов в год, 5 часов в неделю ( 34 учебные недели). В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ Н-УООШ №14 на 2016-2017 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2016-2017 учебном году ( 4.11.16г., 23.02.17г., 24.02.17г., 8.03.17г., 1.05.17г., 8.05.17г., 9.05.17г.) , расписанием учебных занятий МБОУ Н-УООШ №14 в условиях пятидневной рабочей недели данная программа по русскому языку в 3-м классе в 2016-2017 учебном году будет реализована в объеме 165 часов.


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Данная программа обеспечивает достижение учениками третьего класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих личностных результатов изучения курса «Русский язык»:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю Рос­сии; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценно­стей многонационального российского общества; становление гуманистических и демокра­тических ценностных ориентации;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обу­чающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и позна­нию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образо­вания на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительно­сти, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;

4) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре дру­гих народов;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образователь­ной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов дея­тельности;

7) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия наро­дов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от­зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.

В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих метапредметных результатов изучения курса «Русский язык»:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельно­сти, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практиче­ских задач;

6) использование различных способов поиска (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), обработки, анализа, организации, передачи и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

7) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соот­ветствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

9) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распре­делении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объек­та системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей — окружающе­го мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;

11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами:

12) умение работать в материальной и информационной среде начального общего об­разования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Русский язык».

В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих предметных результатов изучения курса «Русский язык»:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языково­го и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикет; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

6) умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

7) способность проверять написанное.

В результате изучения русского языка в третьем классе дети научатся:

• понимать, что предложение - это основная единица речи;

понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предло­жения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, раз­личных по цели высказывания;

• различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);

• оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки пре­пинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

• различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);

• называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

• понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

• различать словосочетание и предложение;

• называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, гла­гол, местоимение, предлог);

• понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

• называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);

• понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слов;

• различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;

• использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

• давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

• понимать влияние ударения на смысл слова;

• различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

• понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.

Третьеклассники получат возможность научиться:

• орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать [ диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;

• проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;

• производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;

• производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;

• распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);

- изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числа склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;

• интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложен! по цели высказывания и интонации;

• вычленять в предложении основу и словосочетания;

• производить элементарный синтаксический разбор предложения;

• определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, дели" текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;

• определять тип текста;

• писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.1

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.


Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика2. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные падежные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

запятая при обращении в предложениях;

запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.


Тематическое планирование


п/п

Название раздела

Количество часов

1

Язык и речь.

2

2

Текст. Предложение, Словосочетание.

14

3

Слово в языке и речи.

19

4

Состав слова.

16

5

Правописание частей слова.

29

6

Части речи.

76

7

Повторение.

9


Итого

165






Система оценки достижения планируемых результатов

освоения предмета. Критерии оценивания

В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения третьеклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен».

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предпола­гает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку в треть­ем классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных об­разовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется дости­жение о В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достиже­ний являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизи­рованных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокуп­ность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение бо­лее высоких уровней формируемых учебных действий.

Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной фор­ме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторон­няя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тема­тических проверок выбираются узловые вопросы программы; проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позво­ляют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и ито­говых стандартизированных контрольных работ.

Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объясни­тельные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная прове­рочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является сценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку в третьем классе:

способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.

При оценивании письменных работ учитель принимает во внимание сформирован­ность каллиграфических и графических навыков.

Оценивая письменные работы по русскому языку и учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь в виду следующее:

- повторные ошибки в одном и том же слове считаются как одна ошибка (например, если ученик дважды написал в слове «песок» вместо «е» букву «и»);

- две негрубые ошибки считаются за одну ошибку;

- если в тексте несколько раз повторяется слово и в нём допущена одна и та же ошиб­ка, она считается как одна;

- ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как разные ошибки (например, написание буквы «т» вместо «д» в слове «лошадка» и буквы «с» вместо «з» в слове «повозка»);

- при трёх поправках оценка снижается на 1 балл.

Негрубыми считаются следующие ошибки:

- повторение одной и той же буквы в слове (например, «каартофель»);

- перенос, при котором часть слова написана на одной строке, а на другой опущена;

- дважды написанное одно и то же слово.

Ошибками в диктанте (изложении) не считаются:

- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предше­ствующих классах не изучались;

- отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

- единичный случай замены слова другим без искажения смысла;

- отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.

Ошибкой считается:

- нарушение орфографических правил при написании слов;

- неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями, круг которых очерчен программой каждого класса;

- отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с про­граммой:

- дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.

Оценка письменных работ по русскому языку

Диктант

«5» - ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответ­ствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).

«4» - ставится, если допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок или одной орфографической и трёх пунктуационных ошибок; работа выполнена чис­то, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

«3» - ставится, если допущено 3-5 орфографических ошибок или 3-4 орфографиче­ских и 3 пунктуационных ошибки, работа написана небрежно.

«2» - ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

«1» - ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.

Грамматическое задание

«5» - ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не меж 3/4 заданий;

«3» - ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;

«2» - ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, справляется с большинством грамматических заданий;

«1» - ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

Контрольное списывание

Словарный диктант

Тест

«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы

«5» - без ошибок.


«5» - верно выполнено бо­лее 5/6 заданий.

«4» - ставится, если в работе 1 ор­фографическая ошибка и 1 исправ­ление

«4» - 1 ошибка и 1 исправление


«4» - верно выполнено 3/4

заданий.


«3» - ставится, если в работе до­пущены 2 орфографические ошибки и 1 исправление.

«3»- 2 ошибки и 1 исправление


«3» - верно выполнено 1/2 заданий


«2» - ставится, если в работе допу­щены 3 орфографические ошибки.

«2» - 3-5 ошибок.


«2» - верно выполнено ме­нее 1/2 заданий.




Изложение

«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 и правления.

«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трёх предложений,беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

Сочинение

«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографическ1 ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует ( связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.



Примечание:

Учитывая, что изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.


Циклограмма тематического контроля



Тема раздела

Контрольные

диктанты

Контрольное списывание

Проверочные

работы

Проекты

Письмо по памяти

Сочинение

Работы по развитию речи (изложение)

КСД


Язык и речь






Р.р. Составление текста по рисунку.









Текст. Предложение. Словосочетание.

Входной контрольный диктант


Проверочная работа по теме «Предложение



Р.р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины. К.Е Маковский «Дети, бегущие от грозы»



1







Р.р. Составление предложений по рисунку.









Р.р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень»




Слово в языке и речи


Контрольное списывание № 1 по теме «Слово и его лексическое значение»


Проект «Рассказ о слове»



Р.р. Составление предложений и текста по репродукции картины И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды»

Р.р. Обучающее изложение текста. Осенняя ёлочка.

1









Р.р. Обучающее изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану и вопросам текста.

1


Состав слова

Контрольный диктант за I четверть.



Проект «Семья слов»




Р.р. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова « В голубом просторе»


1



Контрольный диктант по теме «Состав слова»





Р.р. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов.


1


Правописание частей слова

Комплексная работа за 1 полугодие





Р.р. Сочинение по рисунку.


Р.р. Обучающее изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану

1



Контрольный диктант по теме «Правописание слов с изученными орфограммами» за 2 четверть





Р.р. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка»


1






Проект «Составляем орфографический словарь»


Р.р. Составление объявления

Р.р. Изложение по самостоятельно составленному плану

1


Части речи




Проект «Тайна имени»


Р.р. Работа с текстом. Письмо по памяти.


Р.р. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.


1



Контрольный диктант по теме «Имя существительное»




Р.р. Работа с текстом. Письмо по памяти


Р.р. Подробное изложение повествовательного текста.

1



Контрольный диктант по теме «Имя существительное. Изменение по падежам»



Проект «Зимняя страничка»


Р.р. Составление рассказа по репродукции картины Билибина «Иван царевич и серый волк» с

Р.р. Контрольное изложение повествовательного текста по собственному плану.

1








Р.р. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы»

Р.р. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»

1



Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»





Р.р. Составление текста – описания о животном по личным наблюдениям.


1






Проект «Имена прилагательные в загадках»



Р.р. Составление сочинения отзыва по репродукции картины В.А. Серова «Девочка с персиками».






Контрольное списывание по теме «Местоимение»




Р.р. Составление письма.



1








Р.р. Составление текста по сюжетным рисункам

Р.р. Составление текста из деформированных слов и предложений.

1



Контрольный диктант по теме «Глагол»






Р.р. Подробное изложение повествовательного текста.

1


Повторение

Итоговый контрольный диктант за 3 класс.






Р.р. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

1


ИТОГО

9

2

1

6

2

16

11

17





























4. Календарно-тематическое планирование «Русский язык»

3 класс 2016-2017 уч.год


п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата проведения

план

факт

Язык и речь. 2ч.

1

Виды речи. Её назначение.

Стр.6-7

1

1.09.


2

Речь – отражение культуры человека.

Р.р. Составление текста по рисунку. Проверь себя!

Стр. 8-10

1

2.09.


Текст. Предложение. Словосочетание. 14 ч.

3

Что такое текст? стр. 12-13

1

5.09.


4

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. стр. 13-14

1

6.09.


5

Предложение. (повторение и углубление представлений)

Стр.15-16

1

7.09.


6

Виды предложений по цели высказывания.

Р.р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины. К.Е Маковский «Дети, бегущие от грозы»

Стр. 17-20

1

8.09.


7

Виды предложений по интонации.

Стр.20-23

1

9.09.


8

Предложение с обращением.

Р.р. Составление предложений по рисунку.

Стр.24-26

1

12.09.


9

Главные и второстепенные члены предложения.

Стр.26-28

1

13.09.


10

Распространённые и нераспространённые члены предложения.

Стр.28-29

1

14.09.


11

Разбор предложения по членам.

Стр.30

1

15.09.


12

Входной контрольный диктант

1

16.09.


13

Работа над ошибками.

Простое и сложное предложение. Общее представление.

Стр.31-32

1

19.09.


14

Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении.

Стр.33-34

1

20.09.


15

Словосочетание. Связь слов в словосочетании.

Р.р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень»

Стр. 35-37

1

21.09.


16

Проверочная работа по теме «Предложение»

Стр.38

1

22.09.


Слово в языке и речи. 19ч.

17

Работа над ошибками. Лексическое значение слов.

Стр.40-42

1

23.09.


18

Антонимы и синонимы.

Стр.42-44

1

26.09.


19

Омонимы. Общее представление. Работа со словарём омонимов.

Стр.45-46

1

27.09.


20

Слово и словосочетание.

Стр.47-48

1

28.09.


21

Значение и использование фразеологизмов.

Стр.49-51

1

29.09.


22

Роль фразеологизмов в речи. Работа со словарём фразеологизмов.

Р.р. Обучающее изложение текста. Осенняя ёлочка. Стр. 52.

1

30.09.


23

Части речи и их значение. стр. 53-54.

1

3.10.


24

Части речи.

Р.р. Составление предложений и текста по репродукции картины И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды»

стр.54-55

1

4.10.


25

Части речи.

Стр.56-58

1

5.10.


26

Имя числительное. Общее представление.

Стр.59-60

1

6.10.


27

Контрольное списывание № 1 по теме «Слово и его лексическое значение»

1

7.10.


28

Работа над ошибками. Обобщение и уточнение знаний об однокоренных словах. стр.61-62

1

10.10.


29

Гласные звуки и буквы для их обозначения.

Стр.63-64

1

11.10.


30

Гласные звуки и буквы для их обозначения.

Стр.63-64

1

12.10.


31

Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными сочетаниями жи- ши, ча – ща, чу – щу и безударными гласными в корне.

Стр.65-66

1

13.10.


32

Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными.

Стр.67-68

1

14.10.


33

Разделительный ь знак.

Стр.68-69

1

17.10.


34

Правописание слов с разделительным ь знаком. Р.р. Обучающее изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану и вопросам текста.

Стр. 70

1

18.10.


35

Проверь себя. стр. 71

Проект «Рассказ о слове»

Стр.72

1

19.10.


Состав слова. 16ч.

36

Работа над ошибками. Корень слова. стр.74-75

1

20.10.


37

Как найти в слове корень? Чередование согласных. стр.75-76

1

21.10.


38

Сложные слова. стр.77-78

1

24.10.


39

Контрольный диктант за I четверть.

1

25.10.


40

Работа над ошибками.

Что такое окончание?

стр. 79-80

1

26.10.


41

Как найти в слове окончание. стр.81-83

1

27.10.


42

Что такое приставка? стр. 84-85

1

28.10.


43

Как найти в слове приставку. стр. 85-86

1

9.11.


44

Значение приставок. стр. 86-88

1

10.11.


45

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

стр. 89-90


1

11.11.


46

Значения суффиксов. стр. 91-92

1

14.11.


47

Образование слов с помощью суффиксов и приставок.

Р.р. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова « В голубом просторе»

Стр. 93-94

1

15.11.


48

Основа слова. стр. 95-96

1

16.11.


49

Разбор слова по составу. стр.97-98

Проверь себя.

Проект «Семья слов»

Стр. 100-101

1

17.11.


50

Р.р. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов.

Стр. 99

1

18.11.


51

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

1

21.11.


Правописание частей слова. 29ч.

52

Работа над ошибками. Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. стр. 102-103

1

22.11.


53

Правописание безударных гласных в корне слова.

Стр. 104-105

1

23.11.


54

Правописание безударных гласных в корне слова.

Стр. 106-107

1

24.11.


55

Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне. Страничка для любознательных. Следы старославянского языка в речи. стр.108-109

1

25.11.


56

Правописание безударных гласных в корне слова.

Р.р. Обучающее изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.

Стр. 110

1

28.11.


57

Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными.

Стр. 111-112

1

29.11.


58

Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными.

Стр. 113

1

30.11.


59

Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными.

Стр. 114

1

1.12.


60

Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными.

Стр. 115

1

2.12.


61

Р.р. Сочинение по рисунку.

Стр. 116

1

5.12.


62

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. стр.117-118

1

6.12.


63

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Стр. 118-119

1

7.12.


64

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Стр. 120-121

1

8.12.


65

Правописание слов с удвоенными согласными.

Стр.121-122

1

9.12.


66

Правописание слов с удвоенными согласными.

Стр.122-123

1

12.12.


67

Р.р. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка» стр.123

1

13.12.


68

Правописание приставок и суффиксов.

стр. 124-125

1

14.12.


69

Правописание суффиксов ик – ек, -ок

стр. 125-128

1

15.12.


70

Комплексная работа за 1 полугодие

1

16.12.


71

Правопи­сание гласных и согласных в приставках

Стр.129-131

1

19.12.


72

Контрольный диктант по теме «Правописание слов с изученными орфограммами» за 2 четверть

1

20.12.


73

Работа над ошибками.

Правописание приставок и предлогов. стр.131-132

1

21.12.


74

Упражнения в правописании приставок и предлогов. стр. 133-134

1

22.12.


75

Правописание слов с разделительным ъ знаком. стр. 134-135

1

23.12.


76

Упражнения в правописании слов с разделительным ъ знаком.

Стр. 136-137

1

26.12.


77

Упражнения в правописании слов с разделительным ъ знаком.

Стр. 138

1

27.12.


78

Правописание слов с разделительным ъ знаком Р.р. Составление объявления.

стр. 139

1

28.12.


79

Р.р. Изложение по самостоятельно составленному плану.

стр. 140

1

10.01.


80

Проект «Составляем орфографический словарь» стр.142

1

11.01.


Части речи. 76ч.

81

Части речи. (повторение и углубление представлений)

Стр. 3-5

1

12.01.


82

Р.р. Работа с текстом. Письмо по памяти. стр.6

1

13.01.


83

Значение и употребление имён существительных в речи. стр. 8-11

1

16.01.


84

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

стр. 12-13

1

17.01.


85

Представление об устаревших словах.

стр. 13-14

1

18.01.


86

Р.р. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.

Стр. 14-15

1

19.01.


87

Собственные и нарицательные имена существительные.

Стр. 15-17

1

20.01.


88

Проект «Тайна имени»

Стр. 18-19

1

23.01.


89

Изменение имён существительных по числам. стр. 20-21

1

24.01.


90

Имена существительные, имеющие форму одного числа. стр. 22-23

1

25.01.


91

Р.р. Работа с текстом. Письмо по памяти. стр. 24

1

26.01.


92

Род имён существительных.

стр. 25-27

1

27.01.


93

Упражнение в определении, рода имен существительных в косвенных падежах.

Стр. 28-29

1

30.01.


94

Имена существительные, которые могут быть употреблены и как сущ. женского и мужского рода.

Стр. 30

1

31.01.


95

Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных женского рода. стр.31-32

1

1.02.


96

Упражнения в написание ь знака после шипящих.

Р.р. Подробное изложение повествовательного текста. стр. 35

1

2.02.


97

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

3.02.


98

Работа над ошибками. Изменение имён существительных по падежам. стр. 36-37

1

6.02.


99

Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей.

Стр. 38-39

1

7.02.


100

Упражнение в склонении имён существительных.

Стр. 40-41

1

8.02.


101

Несклоняемые имена существительные.

Р.р. Составление рассказа по репродукции картины Билибина «Иван царевич и серый волк» стр. 41

1

9.02.


102

Именительный падеж имён существительных.

стр. 42-43

1

10.02.


103

Родительный падеж имён существительных.

Стр. 43-45

1

13.02.


104

Дательный падеж имён существительных.

стр. 46-47

1

14.02.


105

Винительный падеж имён существительных.

Стр. 48-49

1

15.02.


106

Упражнение в различении изученных падежей имён существительных.( родительный и винительный)

Стр. 50-52

1

16.02.


107

Творительный падеж имён существительных.

Стр. 52-53

1

17.02.


108

Предложный падеж имён существительных.

Стр. 54-55

1

20.02.


109

Р.р. Контрольное изложение повествовательного текста по собственному плану.

Стр. 56

1

21.02.


110

Работа над ошибками.

Обобщение знаний о падежах имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.

Стр. 57-59

1

22.02.


111

Контрольный диктант по теме «Имя существительное. Изменение по падежам»

1

27.02.


112

Проект «Зимняя страничка» стр. 60-61

Р.р. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы»

Стр. 62

1

28.02.


113

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном.

стр. 64-65

1

1.03.


114

Связь имён прилагательных с именем существительным.

Стр. 66-67

1

2.03.


115

Роль имён прилагательных в тексте. Художественное и научное описание. Общее представление.

Стр.68

1

3.03.


116

Р.р. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»

Стр. 70

1

6.03.


117

Изменение имён прилагательных по родам.

Стр. 72-73

1

7.03.


118

Изменение имён прилагательным по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

Стр. 74-75

1

9.03.


119

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

Стр. 76-77

1

10.03.


120

Изменение имён прилагательных по числам.

Стр. 78-79

1

13.03.


121

Изменение имён прилагательных по числам.

Стр. 80-81

1

14.03.


122

Р.р. Составление текста – описания о животном по личным наблюдениям.

Стр. 81

1

15.03.


123

Изменение имён прилагательных по падежам. Общее представление. стр. 82-83

1

16.03.


124

Упражнение в определении падежей имён прилагательных.

Стр. 84

1

17.03.


125

Обобщение знаний об имени прилагательном

Стр. 85

1

27.03.


126

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

28.03.


127

Работа над ошибками.

Обобщение знаний об имени прилагательном. стр. 86

1

29.03.


128

Обобщение знаний об имени прилагательном. стр. 87

1

30.03.


129

Р.р. Составление сочинения отзыва по репродукции картины В.А. Серова «Девочка с персиками». стр. 88

1

31.03.


130

Проект «Имена прилагательные в загадках»

Стр. 90 КСД

1

3.04.


131

Личные местоимения. Общее представление.

Стр. 92-93

1

4.04.


132

Личные местоимения. Общее представление.

Стр. 93-94

1

5.04.


133

Личные местоимения 3-го лица. Изменение по родам.

Стр. 95-96

1

6.04.


134

Обобщение знаний о местоимении. Морфологический разбор.

Р.р. Составление письма.

Стр. 97

1

7.04.


135

Контрольное списывание по теме «Местоимение»

1

10.04.


136

Повторение и углубление представлений о глаголе. стр. 100-101

1

11.04.


137

Упражнение в определении лексического значения глаголов. стр. 102

1

12.04.


138

Упражнение в распознавании глаголов среди других слов.

Стр. 103-104

1

13.04.


139

Р.р. Составление текста по сюжетным рисункам

Стр. 105

1

14.04.


140

Глагол в начальной (неопределенной) форме.

Стр. 106-107

1

17.04.


141

Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме.

Стр. 107-108

1

18.04.


142

Число глаголов. Изменение глаголов по числам.

Стр. 109

1

19.04.


143

Упражнение в различии глаголов ед. и мн. числа. Р.р. Составление текста из деформированных слов и предложений.

Стр. 110-111

1

20.04.


144

Времена глагола.

Стр. 111-112

1

21.04.


145

Упражнение в определении времени глагола.

Стр. 113-114

1

24.04.


146

Упражнение в определении времени глагола.

Стр. 115-116

1

25.04.


147

Изменение глаголов по временам.

Стр. 117-119

1

26.04.


148

Р.р. Подробное изложение повествовательного текста. стр. 120

1

27.04.


149

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. стр. 121-122

1

28.04.


150

Упражнение в определении рода глаголов в прошедшем времени.

Стр. 123-124

1

2.05.


151

НЕ с глаголами.

Стр. 124-125

1

3.05.


152

НЕ с глаголами. Морфологический разбор глаголов.

Стр. 126-127

1

4.05.


153

Обобщение знаний о глаголе.

Стр. 127-129

1

5.05.


154

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

10.05.


155

Работа над ошибками.

Обобщение знаний о глаголе. Стр.129.

1

11.05.


156

Обобщение знаний о глаголе. Проверь себя. Стр.130.

1

12.05.


Повторение. 9ч.

157

Части речи.

Стр. 131-132

1

15.05.


158

Имя существительное.


1

16.05.


159

Итоговый контрольный диктант за 3 класс.

1

17.05.


160

Работа над ошибками.

1

18.05.



161

Текст.

Р.р. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Стр.133

1

19.05.


162-163

Имя прилагательное.

Стр. 134

2

22.05.

23.05.


164-165

Глагол. Морфологический разбор. стр. 136-137


2

24.05.

25.05.






































Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


Учебно-методические комплекты по русскому языку для 3 класса

(программы, учебники, рабочие тетради, тесты).

1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий., Русский язык, учебник, 3 класс. М.: Просвещение,2012.

2. Рабочие тетради к учебнику В.П. Канакина, В.Г. Горецкий., Русский язык 3 класс. М.: Просвещение,2012.

3. Т.Н.Ситникова Поурочные разработки по русскому языку, Книга для учителя. – М.:ВАКО, 2012.

4. Примерная программа начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.Ф.Стефаненко «Руссктй язык 1-4 классы» УМК «Школа России». - М.: «Просвещение», 2011.


Печатные пособия


Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, образцы письменных букв).

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку.

Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари).

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку.

Технические средства обучения


Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.


Мультимедийный проектор

Компьютер.






СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ Н-УООШ №14

от «_____»__________2016г. №______

________________ _______________

подпись Ф.И.О.рук.МС


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ Н-УООШ №14

___________ ________________

подпись ф.и.о.

«____»_______________2016г.









1 Курсивом обозначен материал для ознакомления. Он не является обязательным для усвоения и не выносится в требования, предъявляемые к учащимся.

2 Изучается во всех разделах курса.

30