Ростовская область, Чертковский район, посёлок Чертково.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чертковская средняя общеобразовательная школа.
«Утверждаю»
Директор МБОУ ЧСОШ №1
Приказ от №
Подпись руководителя
Печать
Рабочая программа
по русскому языку
Основное общее образование, 7 А класс.
175 часов
Учитель Прищепа Юлия Фёдоровна.
Программа разработана на основе
Примерной программы среднего( полного) общего образования по курсу «Русский язык»5-9 классы
под редакцией Л.М.Рыбченковой. М., «Просвещение», 2014г.
2016- 2017 учебный год.
Пояснительная записка
Данная программа реализует Федеральный образовательный государственный стандарт основного общего образования (базовый уровень) и Программупо русскому языку для5–9 классов (авторы Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др.; учебник «Русский язык. 7 класс» в 2-х частях под редакцией Л. М. Рыбченковой.—М.: «Просвещение»,2013). Программа составлена для учащихся 7 класса и рассчитана на 175 часов. Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа по русскому языку для 7 класса основной общеобразовательной школы является продолжением реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:
программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Задачи программы:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);
освоение первоначальных знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие навыка опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и повседневной деятельности.
Общая характеристика предмета
Русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию, интеллектуальному и духовному развитию школьников, приоющает их к богатствам русского языка, предполагает развитие речи, овладение культурой, умениями и навыками.
Владение русским языком , умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание программы выделяет три основных линии: формирование коммуникативной компетенции, формирование языковой и лингвистической компетенций, формирование культуроведческой компетенции. Указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в тематическом планировании, где представлено распределение тем, количества часов, содержания, основных видов деятельности, планируемого результата и видов контроля в ходе каждого учебного занятия.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского языка в 7 классе в объеме 175 часов(5 раз в неделю).
Планируемые результаты освоения предмета (курса)
№ | Содержание | Кол-во часов | Планируемый предметный результат |
1 | Введение | 1 | Знать: Отражение в языке культуры и истории народа Русский речевой этикет. Содержание и назначение УМК. Условные обозначения грамматических разборов. Уметь ориентироваться в учебнике |
2 | Повторение изученного в 5-6 классах | 13 | Знать понятия: Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разборы. Морфология и орфография Лексика и фразеология. Диалекты Тверской области. Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение. Грамматическая основа. Пунктуация. Запятые при однородных членах. Запятая перед союзом и в сложносочиненном предложении. Уметь выполнять все виды грамматических разборов в изученном объеме; применять правила орфографии и пунктуации на письме |
3 | Морфология и орфография. Культура речи | 153 | Знать: Место причастия в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Действительные и страдательные причастия Полные и краткие страдательные причастия. Правила: Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени Уметь склонять причастия, правильно писать окончания причастий; находить причастия в предложенном тексте, определять синтаксическую роль причастий. Применять правила орфографии и пунктуации на письме. Знать: Место деепричастия в системе частей речи; понятие деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Деепричастия несовершенного вида Деепричастия совершенного вида Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Синтаксическая роль деепричастий в предложении Уметь: Применять правила орфографии и пунктуации на письме. Знать: понятие наречие; грамматические признаки наречия Смысловые группы наречий. Текстообразующая роль наречий. Степени сравнения наречий и их образование. Словообразование наречий. Знать правила написания наречий Уметь: Применять правила орфографии и пунктуации на письме. Знать морфологические признаки категории состояния Уметь: Применять правила орфографии и пунктуации на письме. Знать морфологические признаки предлогов; разряды: пространственные, временные, причинные, целевые, образа действия, дополнительные; отличие непроизводных и производных предлогов. Знать правила написания предлогов Уметь применять правила на практике. Знать: морфологические особенности союзов; функции союзов; правило написания союзов Уметь распознавать союзы, отличать их от предлогов; пользоваться разными союзными конструкциями в речевой практике, правильно расставлять знаки препинания. Знать морфологические признаки частиц. Уметь составлять предложения с частицами. Преобразовывать текст с частицами Уметь применять правило, составлять предложения с частицами, исправлять ошибки в написании частиц. Знать теоретические сведения о междометии, видеть междометия в тексте. Знать способы пополнения группы междометий словами других частей речи. Уметь отличать междометия от других частей речи; различать производные и непроизводные междометия. |
4 | Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах | 8 | Знать периоды развития русского языка; имена русских филологов, их основные работы и направление научной деятельности; орфографические правила, изученные в течение учебного года Уметь определять принадлежность текста к определенному стилю и типу речи; самостоятельно создавать тексты. Уметь выполнять тестовые задания по орфографии. |
| Итого | 175час. | |
| | | |
Содержание учебного предмета
1
Введение (1)
Осознают роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка
2
Повторение изученного в 5-6 классах (13)
Осваивают содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования
Используют орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем
3
Морфология и орфография. Культура речи (153)
Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки причастия, определяют его синтаксическую функцию
Распознают грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия; действительные и страдательные причастия, полные и краткие формы страдательных причастий; приводят соответствующие примеры
Правильно употребляют причастия с определяемыми словами
Соблюдают видо-временную соотнесенность причастий с формой глагола-сказуемого
Правильный порядок слов в предложениях с причастными оборотами и в причастном обороте
Наблюдают за особенностями употребления причастий в различных функциональных стилях и языке художественной литературы и анализировать их
Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки деепричастия, определяют его синтаксическую функцию
Наблюдают за особенностями употребления причастий в различных функциональных стилях и языке художественной литературы и анализировать их
Наблюдают за особенностями употребления причастий в различных функциональных стилях и языке художественной литературы и анализировать их
Наблюдают за особенностями употребления причастий в различных функциональных стилях и языке художественной литературы и анализировать их
Анализируют и характеризуют общекатегариальное значение, морфологические признаки наречия, определяют его синтаксическую функцию
Распознают наречия разных разрядов; приводят соответствующие примеры
Правильно образовывают и употребляют в речи наречия сравнительной степени
Различают слова категории состояния и наречия
Различают предлог, союз, частицу
Производят морфологический анализ предлога
Распознают предлоги разных разрядов, отличают производные предлоги от слов самостоятельных (знаменательных) частей речи
Наблюдают за употреблением предлогов с одним или несколькими падежами
Правильно употребляют предлоги с нужным падежом, существительные с предлогами благодаря, согласно, вопреки и др.
Производят морфологический анализ союза
Распознают союзы разных разрядов по значению и по строению
Употребляют в речи союзы в соответствии с их значением и стилистическими особенностями
Распознают частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению
Правильно употребляют частицы для выражения отношения к действительности и передачи различных смысловых оттенков
Распознают междометия разных семантических разрядов
4
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (8)
Наблюдают за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивать их
Расширяют свой лексикон
Осознают (понимают) роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, различие словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов, являющихся главными членами предложения, сложной формой будущего времени глагола, свободных словосочетаний и фразеологизмов и др. Соблюдают основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.
Календарно- тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Колич.часов | Дата |
план | Фактич. |
1 | Русский язык в современном мире. §1 | 1 | | |
2 3 | Речь. Речевое общение. §2 | 2 | | |
4 | Речевой этикет. §3 | 1 | | |
5 6 | РР Сочинение-рассуждение по упр.24 | 2 | | |
7 8 | Анализ сочинения. Функциональные разновидности языка. § 4 | 2 | | |
9 10 11 | Текст, его основная и дополнительная информация. Тезисы. § 5 | 3 | | |
12 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. (Срезовая работа на начало года) | 1 | | |
|
13 14 | Анализ контрольного диктанта. Система частей речи в русском языке. § 6 | 2 | | |
|
15 16 | Понятие о причастии. § 7 | 2 | | |
17 18 19 | Признаки глагола и прилагательного у причастия. §8 | 3 | | |
20 21 22 | Причастный оборот. § 9 | 3 | | |
23 24 25 | Действительные и страдательные причастия. § 10 | 3 | | |
26 27 | РР Сжатое изложение по упр. 72 | 2 | | |
28 29 | Анализ изложения.Полные и краткие формы причастий. § 11 | 2 | | |
30 31 | Причастия настоящего и прошедшего времени. §12 | 2 | | |
32 33 34 | Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени. § 13 | 3 | | |
35 36 37 | Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. § 14 | 3 | | |
38 39 | РР Комплексная работа с текстом. | 2 | | |
40 41 42 | Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях. §15 | 3 | | |
43 44 45 | Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных. § 16 | 3 | | |
46 47 48 | Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных. § 17 | 3 | | |
49 50 | Морфологический разбор причастий. § 18 | 2 | | |
51 52 53 | Правописание НЕ с причастиями. § 19 | 3 | | |
54 55 | РР Изложение по упр.139 | 2 | | |
56 57 | Анализ изложения.Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. §20 | 2 | | |
58 59 | Повторение по теме «Причастие». § 21 | 2 | | |
60 | •Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
61 | Работа над ошибками. | 1 | | |
|
62 63 | Понятие о деепричастии. § 22 | 2 | | |
64 65 66 | Деепричастный оборот. § 23 | 3 | | |
67 | РР Тезисный план текста. (Упр.165) | 1 | | |
68 69 | Правописание Не с деепричастиями. § 24 | 2 | | |
70 71 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида. § 25 | 2 | | |
72 73 | РР Сочинение-описание картины Б. Кустодиева «Сирень» ( упр. 181, 182) | 2 | | |
74 75 | РР Рассуждение и его виды. § 26 | 2 | | |
76 77 | РР Сочинение-рассуждение (упр.193) | 2 | | |
78 | Морфологический разбор деепричастия. § 27 | 1 | | |
79 80 | Повторение темы «Деепричастие». § 28 | 1 | | |
81 | •Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
82 | Работа над ошибками. | 1 | | |
|
83 84 | Наречие как часть речи. § 29 | 2 | | |
85 86 | Разряды наречий по значению. § 30 | 2 | | |
87 88 | Комплексная работа над текстом. | 2 | | |
89 90 91 | Степени сравнения наречий. § 31 | 2 | | |
92 93 94 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о (е). § 32 | 3 | | |
95 | Морфологический разбор наречия. § 33 | 1 | | |
96 | • Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | | |
97 98 | Анализ контрольного диктанта.Одна и две буквы Н в наречиях на –о(е) . | 2 | | |
99 100 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий. § 35 | 2 | | |
101 102 | Буквы о и а на конце наречий. § 36 | 2 | | |
103 104 105 | Дефис между частями слова в наречиях. § 37 | 3 | | |
106 107 | РР Подробное изложение по упр. 241 | 2 | | |
108 109 | Анализ изложения.Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. § 38 | 2 | | |
110 111 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. §39 | 2 | | |
112 113 | РР Речевая характеристика героя (на материале упр. 252) | 2 | | |
114 115 | Повторение темы «Наречие».§ 40 | 2 | | |
116 | •Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие». | 1 | | |
117 | Работа над ошибками. | 1 | |
|
118 | Предлог как часть речи. § 41 | 1 | | |
119 120 121 | Предлоги производные и непроизводные. § 42 | 3 | | |
122 123 | РР Сочинение. | 2 | | |
124 | Предлоги простые и составные. § 43 | 1 | | |
125 | Правописание предлогов. § 44 | 3 | | |
126 127 | Употребление предлогов в речи. § 45 | 2 | | |
128 | Морфологический разбор предлога. § 46 | 1 | | |
129 130 | Повторение темы «Предлог» § 47 | 2 | | |
131 | •Контрольная работа по теме «Предлог». | 1 | | |
|
132 | Анализ контрольного диктанта.Союз как часть речи. § 48 | 1 | | |
133 134 | Разряды союзов. § 49 | 2 | | |
135 136 | Сочинительные союзы. § 50 | 2 | | |
137 138 | Подчинительные союзы. § 51 | 2 | | |
139 140 141 | Правописание союзов. § 52 | 3 | | |
142 143 | РР Сочинение-рассуждение.(упр.316) | 2 | | |
144 145 | Союзы и союзные слова. § 53 | 2 | | |
146 147 | Союзы в простых и сложных предложениях. § 54 | 2 | | |
148 | Морфологический разбор союза. § 55 | 1 | | |
149 150 | Повторение темы «Союз». § 56 | 2 | | |
151 | •Контрольный диктант (или контрольная работа) по теме «Союз». | 1 | | |
152 | Работа над ошибками. | 1 | | |
|
153 | Частица как часть речи. § 57 | 1 | | |
154 155 | Разряды частиц. § 58 | 2 | | |
156 157 | Правописание частиц. § 59 | 2 | | | | |
158 159 | Правописание частицы не. § 60 | 2 | | |
160 161 | Разграничение частиц не и ни. § 61 | 2 | | |
162 163 | РР Сочинение-рассуждение по упр. 368 | 2 | | |
164 | Анализ сочинения.Повторение темы «Частицы». § 62 | 1 | | |
165 | Контрольная работа по теме «Служебные части речи». | 1 | | |
|
166 167 | Междометие. § 63 | 2 | | |
168 169 170 171 172 173 174 175 | Причастие.Повторение. Деепричастие.Повторение. Наречие.Повторение. Служебные части речи. Повторение. Итоговый контрольный диктант. Анализ иогового контрольного диктанта. Подведение итогов года. Подведение итогов года. | 1 1 1 1 1 1 1 1 | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Для обучающихся:
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе:
Примерная программа по русскому языку для основной школы.
Учебник «Русский язык. 7 класс» в 2-х частях . Авторы: Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова, О. В. Загоровская,А. Г. Нарушевич. М.: Издательство «Просвещение», 20143.
Рыбченкова Л.М.Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват.учреждений.- Изд-во «Просвещение», 2013
Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2012. - 4-е изд.
6. Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 5 класс. - М.:Просвещение, 2012
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
Электронное приложение к учебнику.
Программа «Домашний репетитор»
Репетитор «Русский язык» (система тестов)
Репетитор по русскому языку (библиотека Кирилла и Мефодия)
Морфемика, словообразование, орфография. - Режим доступа - http://www.testent.ru/index/0-537
Лексикология. Культура речи. - Режим доступа - http://www.gramma.ru/RUS/?id=6.0 , http://www.testent.ru/index/0-535 , http://www.testent.ru/index/0-540
Орфография (система проверки правописания - http://www.orfo.ru/online/) - Режим доступа - http://www.rusyaz.ru/pr/
Морфология. - Режим доступа - http://www.testent.ru/index/0-538 , http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm , http://lit.lib.ru/m/martinowich_g_a/1morfolog.shtml
Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. - Режим доступа. -http://www.gramma.ru/RUS/?id=5.0 , http://www.licey.net/russian/map
Для учителя:
Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". - М.: Просвещение, 2013. - 66 с. - (Академический школьный учебник).
Рыбченкова Л.М. Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. - М.:Просвещение, 2011. - 108 с.
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. - 3-е изд., дораб. - М.:Просвещение, 2011. - 112 с.- (Стандарты второго поколения).
Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2009. - 4-е изд.
Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. Тексты – Режим доступа. - http://rus.1september.ru/article.php?ID=200103309
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Зам.директора по УВР
Методического совета Буценко Г.Э.
МБОУ ЧСОШ№1
от 2016г. №
Председатель МС Н.П.Литвинова