Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Топановская средняя школа № 16
имени Кокова Н.Н.
согласовано: Утверждаю:
заместитель директора директор
по учебно-воспитательной работе МБОУ Топановская СШ № 16
_______/Чустеева А.Г./ имени Кокова Н.Н.
«____»_____________2016 г ________/Ботандаева Н.А./
Приказ №____от _______2016 г
Рабочая программа
по русскому языку
основного общего образования
на 2016 – 2017 учебный год
(7 класс, 4 часа в неделю)
Разработчик программы: Аешина О.П., учитель русского языка и литературы
программа рассмотрена на заседании
школьного методического объединения
учителей гуманитарных дисциплин
Протокол № ___от ____________2016 г.
аал Топанов
2016
Структура рабочей программы
- Пояснительная записка;
- Содержание рабочей программы;
- Практические занятия по предмету.
- Требования к уровню подготовки обучающихся;
- Календарно-тематическое планирование;
- Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся;
- Источники информации;
- Средства обучения и воспитания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса составлена на основе следующих документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (утверждён Приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004),
- Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005г. № 103-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
- Образовательная программа МБОУ Топановской СШ №16. Приказ № 138 от 30.08. 2016г.
- Положение «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ( приказ № 104 от 26.08. 2015г.)
Место предмета в учебном плане
Содержание программы соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования и учебному плану МБОУ Топановская сш № 16 им. Кокова Н.Н. (приказ № 137 от 30.08.2016г. ).
Русский язык является предметом Федерального компонента учебного плана образовательного учреждения, на реализацию которого отводится 4 часа в неделю часов,140 часов в год.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
Общая характеристика учебного предмета
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Рабочая программа по русскому языку за 2015-2016 учебный год реализована в полном объеме.
Межпредметные связи.
Межпредметные связи играют важную роль в повышении практической и теоретической подготовки обучающихся. Они являются важным условием комплексного подхода в обучении и воспитании школьников. В основном межпредметные связи будут осуществляться с уроками литературы (при анализе текстов). При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых текстов. Близкие понятия содержатся в курсе изобразительного искусства.
Использование регионального компонента содействует формированию у обучающихся способности к межнациональному диалогу, знакомству с культурой других народов.
Характеристика класса.
Класс, на который составлена данная программа, имеет удовлетворительный уровень обученности, поэтому способен усвоить базовый уровень основного общего образования.
В работе используются: - Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Москва «Просвещение» 2010;
- учебник Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др; науч.ред. Н.М.Шанский/ - М.: Просвещение, 2012, соответствующий федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2016-2017 учебный год (приказ № 253 от 31.03. 2014г.
Содержание рабочей программы
№п/п | Название раздела | Содержание (темы) раздела | кол-во часов |
пример.прог | раб.прог |
1 | Введение | Русский язык как развивающееся явление. | | |
2 | Повторение пройденного в 5-6 классах | Синтаксис. Пунктуация. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Словообразование и орфография. Морфология и орфография. Публицистический стиль. Его жанры, языковые особенности. | | |
3 | МорфологияОрфографияКультура речи. | Причастие. 1 Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастия в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастный оборот. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. НЕ с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква Н в кратких причастиях. Описание внешности человека: структура текста, Языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии. Сочинение – подпись к фотографии. Деепричастие. Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми. Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. НЕ с деепричастиями. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом. Рассказ по картине. Наречие. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Словообразование наречий. Правописание НЕ с наречиями на –О и –Е; НЕ- и НИ- в наречиях. Одна и две буквы Н в наречиях на -О и –Е. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Суффиксы –О и –А на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква Ь после шипящих на конце наречий. Описание действий как вид текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий. Категория состояния. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы. | | |
4 | Служебные части речи. Культура речи. | Предлог Предлог как часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под, по-над. Умение правильно употреблять предлоги В и На, С и ИЗ . Умение правильно употреблять существительные с предлогами ПО, БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО,ВОПРЕКИ. Умение пользоваться в речи предлогами – синонимами. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине. Союз. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы – соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Слитное и раздельное написания союзов. Отличие на письме союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ЧТОБЫ от местоимений с предлогом и частицами и союза ТАКЖЕ от наречия ТАК с частицей ЖЕ. Умение пользоваться в речи союзами – синонимами. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности. Частица. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие, отрицательные и модальные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИ. Правописание НЕ и НИ с различными частями речи. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами. Рассказ по данному сюжету. Междометие. Звукоподражательные слова. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях. Умение выразительно читать предложения с междометиями | | |
5 | Повторение и систематизация пройденного | Фонетика и графика. Лексика и фразеология. Морфемика и словообразование. Морфология. Орфография. Сочинение – рассуждение на морально – этическую тему или публичное выступление на эту тему. | | |
Практические занятия по предмету.
№ п/п | Название темы | Вид контрольного занятия |
1 | Повторение изученного в 5-6 классах | Контрольный диктант №1 |
2 | Причастие как часть речи | Контрольный диктант №2 |
3 | Причастие как часть речи | Контрольный диктант №3 |
4 | Деепричастие | Контрольный диктант №4 |
5 | Наречие | Контрольный диктант №5 |
6 | Наречие | Контрольный диктант №6 |
7 | Предлог и союз | Контрольный диктант №7 |
8 | Частица | Контрольный диктант №8 |
9 | Повторение изученного в 7 классе | Контрольный диктант №9 |
1 | С изменением лица | Изложение |
2 | Выборочное | Изложение |
3 | Сжатое | Изложение |
1 | По картине И.И.Бродского «Летний сад осенью» | Сочинение |
2 | Описание внешности человека | Сочинение |
3 | По картине С.Григорьева «Вратарь» | Сочинение |
4 | Описание действий | Сочинение |
5 | По картине Е.Н.Широкова «Друзья» | Сочинение |
6 | По картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа» | Сочинение |
7 | По картине К.Ф.Юона «Полдень. Конец зимы» | Сочинение |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры; уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность ктипу речи;
составлять план текста, полный и сжатый пересказ (устный и письменный);
обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;
чтение:
• дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста, выделятьинформацию иллюстрирующую и аргументирующую;
находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные
слова и фрагменты текста, делить текст на части и т.п.);
составлять тезисный план исходного текста;
владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения, прогнозировать содержание текста по данному началу;
с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста
вслух;
говорение:
сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые речевые средства;
создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности,
выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана
формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового
анализа, после выполнения упражнения и т. п.;
размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные грамматические и лексические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические и интонационные);
уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации;
письмо:
сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства;
создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и
выразительности речи;
писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссионного характера;
соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном
тексте;
использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению при редактировании текста, редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности
речи;
рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;
устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;
определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и
средства связи предложений в тексте;
фонетика и орфоэпия:
проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов разных частей речи;
определять способы образования слов разных частей речи;
•анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
лексикология и фразеология:
толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
пользоваться различными видами лексических словарей;
находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;
использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения
неоправданного повтора;
проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;
морфология:
различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить
морфологический разбор слов всех частей речи;
правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
орфография:
владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;
аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;
синтаксис и пунктуация:
составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными
союзами;
использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме
специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Использовать приобретенные знания и умения в праттической деятельности и повседневной жизни для
-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата по плану | Дата факт. | Тема урока | Вид контроля |
1. | 02.09 | | Русский язык как развивающееся явление. НРК Хакасский язык как развивающееся явление | |
2. | 05.09 | | Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. НРК Природа Хакасии | Объяснительный диктант |
3 | 06.09 | | Лексика и фразеология. | |
4 | 08.09 | | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | |
5 | 09.09 | | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. | |
6-7 | 12.09 13.09 | | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. | |
8-9 | 15.09 16.09 | | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» и его анализ. | |
10 | 19.09 | | Р. Текст. Стили литературного языка. НРК Население Хакасии | Анализ текста |
11 | 20.09 | | Р.Сочинение по картине И.И.Бродского «Летний сад осенью». | Развитие речи |
12 | 22.09 | | Причастие как часть речи. | Словарный диктант |
13 | 23.09 | | Р.Публицистический стиль. НРК Природа Хакасии | |
14 | 26.09 | | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | Объяснительный диктант |
15-16 | 27.09 | | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми | |
17 | 29.09 | | Р. Описание внешности человека. | |
18 | 30.09 | | Действительные и страдательные причастия. | Тестирование. |
19 | 03.10 | | Краткие и полные страдательные причастия. | |
20 | 04.10 | | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | Орфоэпический диктант |
21 | 06.10 | | Действительные причастия прошедшего времени. | |
22 | 07.10 | | Р. Изложение с изменением лица. | изложение |
23 | 10.10 | | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | |
24 | 11.10 | | Страдательные причастия прошедшего времени. | Классификационный диктант |
25 | 13.10 | | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. | |
26-27 | 14.10 17.10 | | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. | Тест |
28 | 18.10 | | Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | Тест |
29 | 20.10 | | Р. Выборочное изложение. | |
30 | 21.10 | | Морфологический разбор причастия. НРК Ширинские озера | |
31-32 | 24.10 25.10 | | Контрольный диктант по теме «Причастие как часть речи» и его анализ. | |
33-34 | 27.10 28.10 | | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | |
35 | 31.10 | | Буквы Е и Ë после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | |
36 | | | Р.Сочинение-описание внешности человека. | сочинение |
37 | | | Повторение изученного по теме «Причастие как часть речи». | Словарный диктант, тест |
38-39 | | | Контрольный диктант по теме "Причастие как часть речи» и его анализ. | |
40 | | | Деепричастие как часть речи. | |
41-42 | | | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | Составление предложений по схемам |
43 | | | Раздельное написание НЕ с деепричастиями. НРК В зоопарке | |
44 | | | Деепричастия несовершенного вида. | |
45 | | | Деепричастия совершенного вида. | Осложненный диктант |
46-47 | | | Р.Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь». | Развитие речи |
48 | | | Морфологический разбор деепричастия. | |
49 | | | Повторение изученного по теме "Деепричастие" | |
50-51 | | | Контрольный диктант по теме "Деепричастие"и его анализ. | |
52 | | | Наречие как часть речи. | Анализ текста. |
53 | | | Смысловые группы наречий. | Анализ текста. |
54 | | | Степени сравнения наречий | Анализ текста |
55 | | | Морфологический разбор наречия. | |
56-57 | | | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е. | Графический диктант |
58 | | | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. | Словарный диктант. Анализ текста. |
59 | | | Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е. | Конструирование предложений. |
60-61 | | | Контрольный диктант по теме «Наречие» и его анализ. | |
62-63 | | | Р. Сочинение-описание действий. | Развитие речи |
64 | | | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | Конструирование предложений. |
65 | | | Буквы О и А на конце наречий. | Орфоэпическая работа |
66 | | | Р.Сочинение по картине Е.Н. Широкова "Друзья". | Развитие речи |
67-68 | | | Дефис между частями слова в наречиях. | Конструирование предложений |
69 | | | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | Словарный диктант. |
70 | | | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | Анализ текста |
71 | | | Повторение изученного по теме "Наречие". | Объяснительный диктант |
72-73 | | | Контрольный диктант по теме «Наречие» и его анализ. | |
74 | | | Категория состояния как часть речи. | |
75 | | | Категории состояния и другие части речи. | |
76 | | | Морфологический разбор категории состояния. | Тест |
77 | | | Сжатое изложение «Обыкновенная земля». | изложение |
78 | | | Самостоятельные и служебные части речи. | |
79 | | | Предлог как часть речи. | |
80 | | | Употребление предлогов. | |
81 | | | Непроизводные и производные предлоги. | |
82 | | | Употребление производных предлогов в речи. | |
83 | | | Простые и составные предлоги. | |
84 | | | Морфологический разбор предлога. НРК Горная гряда «Сундуки» | Осложненное списывание |
85 | | | Р.Сочинение по картине А.В. Сайкиной "Детская спортивная школа". | сочинение |
86-87 | | | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | Словарный диктант |
88-89 | | | Союз как часть речи. Простые и составные союзы. | Объяснительный диктант |
90 | | | Союзы сочинительные и подчинительные. | Составление схем. |
91 | | | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | Анализ текста |
92-93 | | | Сочинительные союзы. НРК Растительный мир Хакасии | Объяснительный диктант |
94 | | | Подчинительные союзы. | |
95 | | | Морфологический разбор союза. | Анализ текста |
96-97 | | | Р.Сочинение-рассуждение о книге. "Книга - наш друг и советчик". | сочинение |
98-99 | | | Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ. | Подготовленный диктант |
100-101 | | | Повторение изученного по темам "Предлог и союз". | Анализ текста |
102-103 | | | Контрольный диктант по темам"Предлог и союз"и его анализ. | |
104 | | | Частица как часть речи. | |
105 | | | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | |
106-107 | | | Смысловые частицы. НРК Животный мир Хакасии | |
108 | | | Раздельное и дефисное написание частиц. | |
109 | | | Р.Устное сочинение по картине К.Ф.Юона «Полдень. Конец зимы». | сочинение |
110 | | | Морфологический разбор частицы. | Анализ текста |
111-112 | | | Отрицательные частицы НЕ и НИ. | Игра-конкурс |
113-114 | | | Различение частицы НЕ и приставки НЕ. | Словарная, орфоэпическая работа |
115-116 | | | Р. Сочинение-рассказ по данному сюжету. | сочинение |
117 | | | Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ. | Объяснительный диктант |
118 | | | Повторение изученного по теме "Частица". | Тест |
119-120 | | | Контрольный диктант по теме «Частица" и его анализ. | |
121 | | | Междометие как часть речи. | Составление рассказа |
122 | | | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. | Анализ текста |
123 | | | Междометие и другие части речи. | Анализ текста |
124-125 | | | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 7 классе» и его анализ. | |
126 | | | Повторение изученного. Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. НРК Салбыкский курган | |
127-128 | | | Р.Сочинение «Удивительное рядом». | сочинение |
129 | | | Повторение изученного. Фонетика. Графика. | |
130 | | | Повторение изученного. Лексика и фразеология. НРК Город Абакан | |
131 | | | Повторение изученного. Морфемика и словообразование. | |
132-133 | | | Повторение изученного. Морфология. | |
134 | | | Повторение изученного. Орфография. | тест |
135- 136 | | | Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация. НРК Реки Хакасии | тест |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
I. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала. Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
II. Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 класса – 110-120, для 8 класса – 120-150, для 9 класса – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25, для 7 класса – 25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе – 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 6 классе – 16 различных, орфограмм и 3-4 пунктограмм, в 7 классе – 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе – 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
В диктантах должно быть: в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущено 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок(исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 исправлений и более.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 4 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
III. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5-1,0 страница, в 6 классе – 1,0-1,5, в 7 классе – 1,5-2,0, в 8 классе – 2,0-3,0, в 9 классе – 3,0-4,0.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка | Основные критерии оценки |
Содержание и речь | Грамотность |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 6 классе 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки |
«2» | 1.Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок |
Примечания: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
IV. Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Источники информации, средства обучения и воспитания.
для учителя:
Русский язык. 7 класс: учеб.для общеобразоват.организаций/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский/. – М.: Просвещение, 2012.
Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений\Г.А.Богданова.-7 изд..-М.: Просвещение, 2012
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский/. – М.: Просвещение, 2009
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: кн.для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
для обучающихся:
Средства обучения и воспитания.
1.Компьютер
2. Мультимедиа
3. Экран