Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, базисного учебного плана для образовательных учреждений МО РФ и РБ, учебного плана МОБУ СОШ с. Алегазово МР Мечетлинский район РБ, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2011 г.» и учебника: «Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2013».
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение разными видами монолога и диалога;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способствовать участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.
Р.Р. Морфологический разбор слова.
Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль.
Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Описание внешности человека. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Сострадательные причастия прошедшего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Р.Р. Конструирование текста. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.
К.Р. Контрольный диктант по теме «Причастие». Сочинение – описание внешности.
Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия.
Р.Р. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление рассказа по картине.
К.Р. Контрольный диктант по теме «Деепричастие».
Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. Одна и две н в наречиях на –о и –е. Описание действий. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Р.Р. Творческое задание по картине. Сочинение-рассуждение. Сложный план. Устный рассказ по опорным словам.
К.Р. Контрольный диктант по теме «Наречие»
Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад.
Р.Р. Текст учебно-научного стиля. Отзыв о прочитанной книге. Текст учебного доклада.
Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категорий состояния.
Р.Р. Сжатое изложение. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста.
Аргументация собственного мнения.
К.Р. Самостоятельная работа по теме «Категория состояния».
Предлог как часть речи. Употребление предлога. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов.
Р.Р. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.
К.Р. Контрольный диктант по теме «Предлог»
Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор слова. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Повторение сведений о предлогах и союзах.
Р.Р. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.
К.Р. Контрольный диктант по теме «Предлоги и союзы». Сочинение.
Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы не и приставки не-. Частица ни, приставка ни-, союз ни…ни.
К.Р. Контрольный диктант по теме «Частица»
Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.
К.Р. Итоговая контрольная работа
Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология.
Р.Р. Текст. Стили речи.
№ п/п | дата | Название разделов и тем уроков |
план | факт |
Русский язык как развивающееся явление |
1 | 2.09 | | Русский язык как развивающееся явление |
Повторение изученного в 5-6 классах |
2 | 4.09 | | Синтаксис. Синтаксический разбор |
3 | 5.09 | | Пунктуация. Пунктуационный разбор |
4 | 6.09 | | Лексика и фразеология |
5 | 9.09 | | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова |
6 | 11.09 | | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор |
7 | 12.09 | | Входной контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» |
8 | 13.09 | | Работа над ошибками. |
9 | 16.09 | | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова |
10 | 18.09 | | РР Текст |
11 | 19.09 | | РР Диалог как текст. Виды диалога |
12 | 20.09 | | РР Стили литературного языка. Публицистический стиль |
Морфология и орфография. Культура речи. Причастие |
13 14 | 23.09 25.09 | | Причастие как часть речи |
15 | 26.09 | | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий |
16 17 | 27.09 30.09 | | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми |
18 | 2.10 | | Закрепление темы «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми» |
19 | 3.10 | | РР. Описание внешности человека |
20 | 4.10 | | Действительные и страдательные причастия |
21 | 7.10 | | Краткие и полные страдательные причастия |
22 | 9.10 | | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени |
23 | 10.10 | | Образование действительных причастий настоящего времени |
24 | 14.10 | | Действительные причастия прошедшего времени |
25 | 16.10 | | Страдательные причастия настоящего времени |
26 | 17.10 | | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени |
27 | 18.10 | | Страдательные причастия прошедшего времени |
28 | 21.10 | | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях |
29 | 23.10 | | Контрольный диктант по теме «Действительные и страдательные причастия» |
30 | 24.10 | | Работа над ошибками. Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени |
31 | 25.10 | | Одна буква Н в отглагольных прилагательных |
32 | 28.10 | | Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных |
33 | 6.11 | | Работа с текстом по различению кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных |
34 | 7.11 | | Морфологический разбор причастия |
35 | 8.11 | | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями |
36 | 11.11 | | Правописание НЕ с причастиями, прилагательными, существительными |
37 38 | 13.11 | | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени |
39 | 14.11 15.11 | | РР. Выборочное изложение (по упр. 151) |
40 | 18.11 | | Повторение по теме «Причастие» |
41 | 20.11 | | Контрольный диктант по теме «Причастие» |
42 | 21.11 | | Работа над ошибками |
Деепричастие |
43 | 22.11 | | Деепричастие как часть речи |
44 | 25.11 | | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте |
45 | 27.11 | | Запятые при деепричастном обороте. |
46 | 28.11 | | Нахождение деепричастных оборотов в тексте |
47 | 29.11 | | Раздельное написание НЕ с деепричастиями |
48 | 2.12 | | Деепричастия несовершенного вида |
49 | 4.12 | | Деепричастия совершенного вида |
50 | 5.12 | | Замена глаголов и причастий деепричастиями совершенного и несовершенного вида |
51 | 6.12 | | Развитие речи. Сочинение-рассказ по картине С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц |
52 | 9.12 | | Развитие речи. Анализ сочинений. Морфологический разбор деепричастия |
53 | 11.12. | | Повторение по теме «Деепричастие» |
54 | 12.12 | | Контрольный диктант по теме «Деепричастие» |
55 | 13.12 | | Работа над ошибками |
Наречие |
56 | 16.12 | | Наречие как часть речи |
57 | 18.12 | | Разряды наречий |
58 | 19.12 | | Определение лексико-семантических значений наречий |
59 | 20.12 | | Степени сравнения наречий |
60 | 23.12 | | Морфологический разбор наречия |
61 | 25.12 | | Контрольный диктант за 2 четверть |
62 | 26.12 | | Работа над ошибками. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и -е |
63 | 27.12 | | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий |
64 | 30.12 | | Одна и две буквы Н в наречиях на –о и -е |
65 | 15.01 | | Развитие речи. Описание действий |
66 | 16.01 | | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий |
67 | 17.01 | | Буквы О и А на конце наречий |
68 | 20.01 | | Условия выбора букв О и А на конце наречий |
69 | 22.01 | | Развитие речи. Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья» |
70 | 23.01 | | Развитие речи. Анализ сочинений |
71 | 24.01 | | Дефис между частями слова в наречиях |
72 | 27.01 | | Различение наречий с приставками и омонимичных сочетаний |
73 | 29.01 | | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных |
74 | 30.01 | | Роль ударения в написании наречий |
75 | 31.01 | | Мягкий знак после шипящих на конце наречий |
76 | 3.02 | | Повторение по теме «Наречие» |
77 | 5.02 | | Контрольный диктант по теме «Наречие» |
78 | 6.02 | | Работа над ошибками |
79 | 7.02 | | РР. Учебно-научная речь. Отзыв |
80 | 10.02 | | РР Учебный доклад |
Категория состояния |
81 | 12.02 | | Категория состояния как часть речи |
82 | 13.02 | | Синтаксическая роль слов категории состояния в предложении |
83 | 14.02 | | Морфологический разбор категории состояния |
84 | 17.02 | | РР Сжатое изложение (по упр .322) |
85 | 19.02 | | Повторение по теме «Категория состояния» |
86 | 20.02 | | Самостоятельная работа по теме «Категория состояния» |
Служебные части речи |
87 | 21.02 | | Самостоятельные и служебные части речи |
Предлог |
88 | 24.02 | | Предлог как часть речи |
89 | 26.02 | | Употребление предлогов |
90 | 27.02 | | Непроизводные и производные предлоги |
91 | 28.02 | | Простые и составные предлоги |
92 | 3.03 | | Морфологический разбор предлога |
93 | 5.03 | | Слитное и раздельное написание производных предлогов |
94 | 6.03 | | Различение на письме омонимичных производных предлогов и наречий, предлогов с существительными |
95 | 7.03 | | Повторение по теме «Предлог» |
96 | 10.03 | | Контрольный диктант по теме «Предлог» |
97 | 12.03 | | Работа над ошибками |
Союз |
98 | 13.03 | | Союз как часть речи |
99 | 14.03 | | Простые и составные союзы |
100 | 17.03 | | Союзы сочинительные |
101 | 19.03 | | Союзы подчинительные |
102 | 20.03 | | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении |
103 | 21.03 | | Сочинительные союзы |
104 | 24.03 | | Подчинительные союзы |
105 | 2.04 | | Морфологический разбор союза |
106 | 3.04 | | Развитие речи. Сочинение-рассуждение на тему «Книга – наш друг и советчик» |
107 | 4.04 | | Развитие речи. Анализ сочинений |
108 | 7.04 | | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы |
109 | 9.04 | | Различение на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и омонимичных форм наречия и местоимений с частицами |
110 | 10.04 | | Повторение по теме «Предлоги и союзы» |
111 | 11.04 | | Контрольный диктант по теме «Предлоги и союзы» |
112 | 14.04 | | Работа над ошибками |
Частица |
113 | 16.04 | | Частица как часть речи |
114 | 17.04 | | Разряды частиц. Формообразующие частицы |
115 | 18.04 | | Смыслоразличительные частицы |
116 | 21.04 | | Раздельное и дефисное написание частиц |
117 | 23.04 | | Развитие речи. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. |
118 | 24.04 | | Развитие речи. Анализ сочинений. Морфологический разбор частицы |
119 | 25.04 | | Отрицательные частицы не и ни |
120 | 28.04 | | Функции выражения отрицания, утверждения и усиления отрицания частицы ни |
121 | 30.04 | | Различение частицы не и приставки не- |
122 | 2.05 | | Частица ни, приставка ни-, союз ни…ни |
123 | 5.05 | | Повторение по теме «Частица» |
124 | 7.05 | | Контрольный диктант по теме «Частица» |
125 | 8.05 | | Работа над ошибками |
Междометие |
126 | 12.05 | | Междометие как часть речи |
127 | 14.05 | | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях |
128 | 15.05 | | Итоговая контрольная работа |
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах |
129 | 16.05 | | Работа над ошибками. Разделы науки о русском языке |
130 | 19.05 | | Развитие речи. Текст и стили речи. Учебно-научная речь |
131 | 21.05 | | Фонетика. Графика |
132 | 22.05 | | Лексика и фразеология |
133 | 23.05 | | Морфемика. Словообразование |
134 | 26.05 | | Морфология. Орфография |
135 | 28.05 | | Синтаксис. Пунктуация |
136 137 | 29.05 30.05 | | Итоговые уроки |