СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса (по программе Л.В.Занкова)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал является разработкой рабочей программы по русскому языку по программе Л.В.Занкова. Программа содержит контрольно-измерительные материалы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 3 класса (по программе Л.В.Занкова)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №18 города Белгорода


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

3 класс


система развивающего обучения Л.В. Занкова









Разработана

учителем начальных классов высшей категории

Ладыгиной Ниной Петровной












Белгород 2016г.

Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку для 3-го класса на 2016 - 2017 учебный год составлена на основе:

- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №18;

- инструктивно-методического письма ОГАОУ ДПО «БелИРО» «Об организации образовательной деятельности на уровне начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Белгородской области в 2016-2017 учебном году»;

- учебного плана МБОУ СОШ № 18 на 2016-2017 учебный год.

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект:

  1. Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012. – 224с.).

  2. Полякова А. В. Русский язык. Учебник для 3 класса. – М.: Просвещение, 2013.

  3. Контрольные работы по системе Л.В.Занкова. 1-е, 2-е полугодие/ Сост. М.Г.Яковлева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. – 96 с.

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю), из которых выделено 20 резервных уроков. В связи с этим в рабочей программе изменено количество часов, отводимых на изучение отдельных тем за счёт распределения резервных уроков и за счёт перераспределения тем по разделам курса.




п/п

Наименование раздела

Часы по авторской программе

Часы по рабочей программе

1.

Предложение

2

Главные и второстепенные члены предложения

11ч

3

Состав слова Корень

4

Корень и суффикс

5

Приставка

6

Приставка и предлог

7

Окончание

8

Основа

9

Слова с двойными согласными

10

Сложные слова

11

Парные согласные звуки в середине слова

10ч

10ч

12

Слова с непроизносимыми согласными

13

Словоизменение и словообразование

14

Изменение имен существительных
по падежам

15

Три склонения имен существительных

16

Первое склонение

имен существительных

16ч

16ч

17

Множественное число имен существительных 1-го склонения

18

Второе склонение имен существительных

19

Второе склонение имен существительных мужского рода на

20

Правописание о и е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц

21

Второстепенный член предложения -дополнение

22

Склонение имен существительных

мужского рода во множественном числе

23

Второе склонение. Склонение имен

существительных среднего рода

24

Второстепенный член предложения -

определение

25

Однородные члены предложения

26

Соединительные союзы и, да. Запятая при однородных членах предложения

27

Третье склонение имен

существительных

28

Множественное число

имен существительных 3-го склонения

29

Мягкий знак (ь) на конце

существительных 3-го склонения

30

Имя числительное

31

Текст

32

Повторение изученного в 3 классе

-

10ч


Итого

150+ 20ч резерва

170ч







.













Приложение №1

Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Универсальные учебные действия

Дата

план

факт

Раздел 1

Предложение

1

Виды предложений по цели высказывания

с. 3

Наблюдать и устанавливать, что может содержать предложение (сообщение, вопрос, просьбу); как по-разному могут произноситься эти предложения; взаимосвязь содержания предложения, интонации, с которой они произносятся, и знаков препинания.

Составлять и записывать предложения, разные по цели высказывания и интонации, контролировать процесс записи.

Объяснять постановку знаков препинания.

Находить в тексте эпитеты, пословицы, слова, употребленные в переносном значении и объяснять их смысл.

Объяснять значение фразеологизмов, подбирать их по заданному значению.

Составлять план текста и восстанавливать текст по плану.

Осознавать роль учения, труда в жизни каждого человека, возможность приобретения положительных качеств личности(терпеливости, скромности, внимательности, вежливости и др.)

Формирование умения различать и сравнивать различные виды предложений по интонационным особенностям. Освоение способов речевого общения

01.09


2

Виды предложений по интонации

с. 3-5

Освоение умения употреблять в устной и письменной речи различные виды предложений. Развитие умения классифицировать предложения по цели высказывания

02.09


3

Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения

с. 6-9

Формирование умения различать и сравнивать различные виды предложений по интонационным особенностям. Освоение способов речевого общения

05.09


Раздел 2

Главные и второстепенные члены предложения

4

Главные члены предложения

с. 10-11

Наблюдать и устанавливать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме.

Находить главные и второстепенные члены предложения.

Устанавливать, какими частями речи могут являться главные члены предложения.

Выполнять разбор предложения по членам предложения и частям речи.

Осознавать роль второстепенных членов предложения.

Распознавать предложения распространенные и нераспространенные.

Составлять предложения с заданными словами по рисунку.

Находить фразеологизмы в тексте и объяснять их смысл.

Договариваться об очередности высказываний; слушать членов группы; высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить понятные для членов группы высказывания, учитывать позицию других; обсуждать и оценивать результаты совместной деятельности; выбирать совместно общее решение.











Составлять план текста.

Рассказывать близко к тексту с использованием опорных слов.

Писать изложение текста по плану.













Уметь применять на практике полученные ранее знания

Развитие умения выделять в предложении грамматическую основу. Развитие умения работать в парах; выслушивать мнение товарищей. Формирование умения графически выделять главные члены предложения

06.09


5

Главные члены предложения – основа предложения

с. 12-13

07.09


6

Главные члены предложения

с.14-15

08.09


7

Подлежащее, выраженное местоимением

с. 16-17

Формирование понятия о местоимении, как части речи, и о том, что подлежащее может быть выражено местоимениями

9.09


8

Второстепенные члены предложения, их роль в предложении

с. 18-19

Развитие умения различать главные и второстепенные члены предложения. Развитие навыков коллективной работы на уроках

12.09


9

Распространённые и нераспространённые предложения

с. 20-21

Освоение понятий: распространённые и нераспространённые предложения. Развитие умения отличать распространённое предложение от нераспространённого

13.09


10

Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание

с. 22-23

Развитие умения правильно воспринимать текст, передавать его содержание в соответствии с планом

14.09


11

Обучающее изложение



15.09


12

Анализ работ. Редактирование изложений Работа над ошибками.


Формирование умения правильно выполнять работу над ошибками. Развитие умения выделять в предложении словосочетания. Развитие орфографической зоркости. Формирование умения задавать вопросы по теме урока

16.09


13

Вводный диктант №1

Развитие умения оценивать свои достижения при написании диктанта. Формирование навыков самостоятельной работы

19.09


14

Работа над ошибками

Связь слов в предложении. Разбор предложения по членам предложения и по частям речи. Словосочетание

Сравнение в речи

с. 24-30

Уметь работать с памяткой по работе над ошибками, подбирать проверочные лова

Находить в тексте сравнительные обороты, уметь составлять предложения с использованием сравнительных оборотов.

Записать рассказ « Кукольный театр»

Развитие умения выделять в предложении словосочетания. Развитие орфографической зоркости. Формирование умения задавать вопросы по теме урока, работать в парах, прислушиваться к чужому мнению

20.09


Раздел 3

Состав слова. Корень

Наблюдать за признаками однокоренных слов.

Называть признаки однокоренных слов.

Доказывать, что данная группа слов содержит однокоренные слова.

Анализировать группы слов, находить лишнее слово, не являющееся однокоренным.

Наблюдать за ударением в группе однокоренных слов, за чередованием согласных звуков в корне.

Наблюдать за принадлежностью однокоренных слов к словам разных частей речи.

Соотносить однокоренные слова с определенными частями речи.

Подбирать однокоренные слова к существительным, прилагательным, глаголам. Анализировать слово на предмет выделения в нем общей части — корня.

Накапливать опыт в выделении корня в словах.

Распределять слова в группы по определенным признакам (однокоренные, не однокоренные — синонимы).

Накапливать опыт в написании поздравлений к праздникам.





Писать сочинение на заданную тему.

Корректировать сочинения, исправлять речевые ошибки.

Планировать совместную деятельность, уметь договариваться.



Формирование умения распознавать и подбирать однокоренные слова по двум признакам, графически выделять корень в родственных словах. Осмысление того, что корни в родственных словах пишутся одинаково. Освоение умения совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы

21.09


15

Состав слова. Корень. Однокоренные слова

с. 31-32

16

Однокоренные слова с. 33-34

22.09


17

Однокоренные слова. Безударные гласные, подбор проверочных слов

с. 35-36

Формирование умения распознавать и подбирать однокоренные слова при проверке безударной гласной в корне.

Развитие умения определять наличие в слове изученные орфограммы

23.09


Раздел 4

Состав слова. Корень и суффикс

Освоение понятия о суффиксе как о части слова, стоящей после корня. Развитие умения графически выделять суффикс в слове

26.09


18



Состав слова. Суффикс

с. 37-38

19

Написание слов с суффиксами – ек – и – ик –

с. 39

Формирование умения написания слов с суффиксами – ек – и – ик. Развитие умения объяснять и доказывать написание слов на изучаемое правило

27.09


20

Сочинение

Развитие речи. Формирование умения выражать свои мысли и чувства о красоте природы на письме

28.09


21

Работа над ошибками.

Суффикс. Образование новых слов при помощи суффиксов

с. 40-41


Формирование умения образовывать новые слова при помощи суффиксов. Развитие умения приводить примеры слов по изучаемой теме

29.09


22

Закрепление. Образование новых слов при помощи суффиксов

с. 42-45

30.09


23

Диалог, монолог

с. 46-49

Развитие умения читать текст с правильной интонацией. Освоение понятий диалог и монолог. Формирование умения называть отличительные признаки монолога и диалога

03.10


Раздел 5

Состав слова. Приставка

Наблюдать за признаками однокоренных слов.

Называть признаки однокоренных слов.

Доказывать, что данная группа слов содержит однокоренные слова.

Анализировать группы слов, находить лишнее слово, не являющееся однокоренным.

Наблюдать за ударением в группе однокоренных слов, за чередованием согласных звуков в корне.

Наблюдать за принадлежностью однокоренных слов к словам разных частей речи.

Соотносить однокоренные слова с определенными частями речи.

Подбирать однокоренные слова к существительным, прилагательным, глаголам.

Анализировать слово на предмет выделения в нем общей части — корня.

Накапливать опыт в выделении корня в словах.

Распределять слова в группы по определенным признакам

Составлять план текста.

Рассказывать близко к тексту с использованием опорных слов.

Писать изложение текста по плану.




Развитие орфографической зоркости, творческого мышления. Освоение понятия приставка. Формирование умения графически выделять приставку, правильно писать слова с приставками. Развитие умения группировать слова по типу орфограммы, приводить примеры на изучаемое правило







04.10


24

Понятие приставки. Работа приставки в слове

с.50-51

25

Правописание приставок о-, об-, от- в словах

С.52

05.10


26

Образование слов с приставками по-, про-, до-, под-.

С.53

06.10





27


Правописание приставок под-, об-, от-, над

С.54

Формирование умения разбирать слова по составу, используя строгий алгоритм. Развитие умения составлять «семью» слов

07.10


28

Словарный диктант№1

Образование слов с приставками за-, на-, над-

С.55-56

Освоение понятия того, что приставка часть слова, а предлог- самостоятельная часть речи. Развитие умения отвечать доказательно, аргументировано

10.10


29

Правописание приставок пре-, при-, пере- в словах

С.56-57

Развитие умения излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам и ключевым словам. Формирование умения редактировать предложения с однокоренными словами

11.10


30

Разбор слов по составу

С.58

Анализировать слово на предмет выделения в нем общей части — корня.

Накапливать опыт в выделении корня в словах.

Распределять слова в группы по определенным признакам



12.10


31

Правописание парных согласных в приставках. Закрепление

С.59



Анализировать слово на предмет выделения в нем общей части — корня.

Накапливать опыт в выделении корня в словах.

Распределять слова в группы по определенным признакам

Развитие умения оценивать свои достижения при написании диктанта. Формирование навыков самостоятельной работы


13.10


32

Упражнение в подборе слов с приставками. Разбор слов по составу

С.60-61

14.10


Раздел 6

Состав слова. Приставка и предлог





33

Правописание приставок и предлогов

с. 62-63

Называть признаки приставки как части слова и предлога как части речи.

Осознавать роль приставки в слове и предлога в речи.

Приобретать опыт в раздельном написании предлогов и слитном написании приставок.

Находить и исправлять ошибки, редактировать предложения и текст.

Формирование умения работать над ошибками, развитие орфографической зоркости. Развитие навыка правописания слов с приставками и предлогами

17.10


34

Упражнения в Правописание приставок и предлогов

с.64-65


18.10


35

Закрепление.

Упражнения в Правописание приставок и предлогов

с.66-68


19.10


36

Контрольная работа№1 по теме "Состав слова. Корень, суффикс, приставка"

Формировать навыков самостоятельной работы, умения применять изученные правила на практике


20.10


37

Работа над ошибками.

Находить и исправлять ошибки, уметь пользоваться памяткой «Работа над ошибками»





Осознавать роль окончания в языке.

Наблюдать за изменением окончаний в речи.

Называть признаки начальной формы слова.

Различать формы слова.

Находи окончание в слове.

Наблюдать за особенностями загадок.

Составлять предложение с заданными словами.


Развитие умения графически выделять окончание в слове. Освоение понятия: окончание- часть слова, которая изменяется и служит для связи слов в предложении

21.10







01.11



Раздел 7

Состав слова. Окончание

38

Понятие об окончании. Работа окончания в языке.

С.69-70

39

Наблюдение за изменениями окончаний. Формы слова

С.70-71

Освоение понятия начальная форма имени существительного. Развитие умения находить в тексте существительные в начальной форме

02.11


40

Начальная форма слова. Нулевое окончание

С.72

Развитие навыка последовательности действий в разборе слова по составу. Формирование умения составлять графические схемы по теме урока

03.11


41

Алгоритм нахождения окончания

С.73-74

Освоение понятия основа слова, формирование умения графически выделять основу слова и находить основу по алгоритму. Развитие навыка самостоятельной работы

04.11


Раздел 8

Состав слова. Основа

Осознавать понятие основы слова.

Выделять основу в слове.

Применять алгоритм выполнения разбора слова по составу.

Осознавать роль корня как главной части основы.

Составлять план текста.

Рассказывать близко к тексту с использованием опорных слов.

Писать изложение текста по плану.

Договариваться об очередности проговаривания алгоритма, слушать товарища, оценивать его работу.









07.11




42

Понятие об основе слова. Алгоритм выполнения разбора слова по составу

С.75-76

43

Р/р Обучающее изложение С.76-77


08.11


44

Анализ работ. Редактирование изложений Корень как главная часть основы слова


Развитие речи. Формирование умения выражать свои мысли и чувства о красоте природы на письме

09.11


45

Образование слов разными способами

С.78-79

Развитие умения разбирать слова по составу, используя алгоритм разбора. Формирование умения комментировать учебные действия, доказывать свой выбор

09.11


46

Распределение слов на группы

С.80-81

Развитие умения подбирать проверочные лова к словам с безударной гласной в корне. Формирование умения сравнивать основы разных форм одного и того же слова, устанавливать общее и различное в их составе. Развитие творческих и коммуникативных способностей

10.11


47

Закрепление разбора слов по составу

С.82

11.11


Раздел 9

Слова с двойными согласными




48

Слова с двойными согласными

с.83-84

Наблюдать обозначение долгих согласных звуков двумя буквами.

Накапливать опыт в написании слов с двойными согласными

Переносить слова с двойными согласными

Находить и исправлять ошибки.

Контролировать свои действия при записи слов с двойными согласными.

Образовывать однокоренные слова от данных с двойными согласными.

Подбирать к данным словам слова с двойными согласными.

Составлять предложения со словами с двойными согласными.

Развитие умения видеть различия в произношении слов, где в одних словах двойной согласный звук долгий, а в других слышится одиночный звук, правильно обозначать двойной согласный на письме, формулировать вывод по результатам сравнения. Формирование умения переносить слова с двойными согласными

14.11


49

Обозначение двойных согласных на письме. Перенос слов с двойными согласными

с. 85-86

15.11


50

Разбор слов с двойными согласными по составу

с. 87

Развитие умения разбирать слова с двойными согласными по составу, находить такие слова в тексте

16.11


51

Повторение. Перенос слов с двойными согласными. Разбор слов с двойными согласными по составу

с. 88-89

Развитие умения работать в группе, анализировать задания к упражнениям, распределять обязанности в паре, оценивать результат выполнения по словарю и на основании взаимопроверки

17.11


52

Разбор слов с двойными согласными по составу

с. 90-91


18.11


53

Тест№1 по теме «Правописание слов с двойными согласными»

Развитие умения оценивать свои достижения при написании теста Формирование навыков самостоятельной работы. Развитие внимательности и умения самопроверки работы

21.11


54

Работа над ошибками.

Понятие о сложных словах с.92-93

Наблюдать за сложными словами в речи.

Выделять из речи сложные слова.

Наблюдать за образованием сложных слов.

Образовывать сложные слова разными способами.

Приобретать опыт в написании слов с соединительными буквами о и е, контролировать свои действия при записи слов, корректировать по необходимости.

Осознавать значимость разных профессий в жизни человека.

Осознавать важность приобщения к красоте растительного и животного мира.

Формирование умения работать над ошибками, развитие орфографической зоркости. Развитие навыка аргументировать и доказывать своё мнение

22.11


55

Образование сложных слов. Сложные слова с соединительными гласными и без них

с. 94

Развитие умения излагать письменно содержание текста, делить текст на части, выделять главную мысль каждой части и всего текста в целом, озаглавливать текст и каждую его часть

23.11


56

Правописание сложных слов

с. 95

Формирование умения объяснять и доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами

24.11


57

Правописание сложных слов

с. 96

Развитие умения наблюдать за сложными словами, анализировать их состав. Разбирать сложные слова по составу, самостоятельно образовывать сложные слова по предложенной схеме. Развитие умения формулировать вывод на основе наблюдений. Формирование умения на практике использовать правило написания сложных слов

25.11


58

Упражнения в образовании сложных слов

С.97

25.11


Раздел 11

Парные согласные звуки в середине слова




59

Парные согласные звуки в середине слова

с. 98-99

Находить парные согласные в слове.

Наблюдать за произношением парных согласных в середине слова и обозначением их буквами на письме.

Осознавать необходимость проверки парных согласных в середине слова.

Находить слова с проверяемыми согласными звуками на конце и в середине слова.

Применять правило проверки парных согласных в середине слова на письме.

Накапливать опыт в правильном написании парных согласных в середине слова.

Различать проверяемое и проверочное слово.

Изменять форму слова, чтобы получалось слово с парным согласным в середине.

Записывать глаголы в прошедшем времени, чтобы получалось слово с парным согласным в середине.

Указывать связь слов в словосочетаниях и предложениях.

Писать изложение текста по самостоятельно составленному плану.

Редактировать и исправлять ошибки в изложениях.

Планировать совместную деятельность по выполнению задания.

Работа над проектом «Словарные слова»

Развитие умения проверять написание парных согласных в середине слова. Правильно обозначать их на письме, применять на практике правило проверки парной согласной. Формирование умения анализировать и доказывать правописание парных согласных в середине слова

28.11


60

Правописание парных согласных звуков в середине слова

с. 100-101

29.11


61

Парные согласные звуки в конце слова

с. 102-103

Развитие умения проверять написание парных согласных в конце слова, правильно обозначать их на письме, применять на практике правило проверки парной согласной. Освоение алгоритма проверки правописания парной согласной

30.11


62

Словарный диктант №2

Парные согласные звуки в конце и в середине слова

с. 104-105

01.12


63

Правописание парных согласных звуков в конце и в середине слова

с. 106-107

Развитие умения проверять написание парных согласных в конце и середине слова, правильно обозначать их на письме, применять на практике правило проверки парной согласной

02.12


64

Сочинение по картине И.И.Шишкина «В лесу Графини Мордвиновой»

Развитие умения полностью и последовательно излагать свои мысли на письме, развитие речи. Формирование умения определять последовательность частей текста, составлять план

03.12


65

Работа над ошибками

Правописание парных звонких и глухих согласных

с. 108-109

Развитие умения при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах

06.12


66

Правописание парных звонких и глухих согласных.

с. 110-111

Развитие умения применять различные способы проверки написания парных согласных и обозначать графически орфограмму на письме

07.12


67

Контрольный диктант№2 по теме: «Правописание парных согласных»


Развитие навыка правописания парных согласных в конце и в середине слова

08.12


68

Работа над ошибками. Правописание парных согласных

с. 112-114


Развитие умения оценивать свои достижения при написании диктанта. Формирование навыков самостоятельной работы. Развитие внимательности и умения самопроверки работы

09.12


Раздел 12

Слова с непроизносимыми согласными

69

Работа над ошибками

Слова с непроизносимыми согласными

с. 115-116

Называть признаки непроизносимых согласных звуков в слове.

Наблюдать за обозначением буквами непроизносимых звуков на письме.

Осознавать необходимость проверки непроизносимых согласных звуков.

Находить слова с непроизносимыми согласными.

Находить и исправлять ошибки в данных словах, предложениях, текстах.

Осуществлять контроль своих действий при записи слов с непроизносимыми согласными, вносить необходимую коррекцию.

Называть орфограммы, проверяемые одним и тем же способом.

Писать сочинение на заданную тему.

Корректировать сочинения, исправлять речевые ошибки.

Планировать совместную деятельность, уметь договариваться.

Осознавать важность проявления положительных качеств личности человека.

Осмысливать необходимость книги в жизни человека.

Развитие речевого слуха. Формирование умения сравнивать произношение и написание слов с непроизносимыми согласными. Освоение алгоритма обнаружения непроизносимых согласных в корне слова. Развитие умения подбирать проверочные слова на изучаемое правило

12.12


70

Правописание слов с непроизносимыми согласными

с. 117-118

Называть признаки непроизносимых согласных звуков в слове.

Наблюдать за обозначением буквами непроизносимых звуков на письме.

Осознавать необходимость проверки непроизносимых согласных звуков.

Находить слова с непроизносимыми согласными.

Находить и исправлять ошибки в данных словах, предложениях, текстах.

Осуществлять контроль своих действий при записи слов с непроизносимыми согласными, вносить необходимую коррекцию.

Называть орфограммы, проверяемые одним и тем же способом.

Писать сочинение на заданную тему.

Корректировать сочинения, исправлять речевые ошибки.

Планировать совместную деятельность, уметь договариваться.

Осознавать важность проявления положительных качеств личности человека.

Осмысливать необходимость книги в жизни человека.

Называть признаки непроизносимых согласных звуков в слове.

Наблюдать за обозначением буквами непроизносимых звуков на письме.

Осознавать необходимость проверки непроизносимых согласных звуков.

Находить слова с непроизносимыми согласными.

Находить и исправлять ошибки в данных словах, предложениях, текстах.

Осуществлять контроль своих действий при записи слов с непроизносимыми согласными, вносить необходимую коррекцию.

Называть орфограммы, проверяемые одним и тем же способом.


13.12


71

Слова с непроизносимыми согласными, которые нужно запомнить

с. 119-120

Называть признаки непроизносимых согласных звуков в слове.

Наблюдать за обозначением буквами непроизносимых звуков на письме.

Осознавать необходимость проверки непроизносимых согласных звуков.

Находить слова с непроизносимыми согласными.

Находить и исправлять ошибки в данных словах, предложениях, текстах.

Осуществлять контроль своих действий при записи слов с непроизносимыми согласными, вносить необходимую коррекцию.

Называть орфограммы, проверяемые одним и тем же способом.

Писать сочинение на заданную тему.

Корректировать сочинения, исправлять речевые ошибки.

Планировать совместную деятельность, уметь договариваться.

Осознавать важность проявления положительных качеств личности человека.

Осмысливать необходимость книги в жизни человека.

Развитие умения различать на слух и в текстах слова с непроизносимыми согласными, которые нужно запомнить. Формирование умения работать в парах

14.12


72

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

с. 121-122

Освоение алгоритма обнаружения непроизносимых согласных в корне слова. Развитие умения подбирать проверочные слова на изучаемое правило.

Развитие умения комментировать правописание слов с непроизносимыми согласными, применять правило проверки в различных видах работы

15.12


73

Правописание слов с непроизносимыми согласными. Закрепление

с. 123-124

16.12


74

Контрольная работа№2 по теме «Непроизносимые согласные»


Развитие умения оценивать свои достижения при написании контрольной работы. Формирование навыков самостоятельной работы

19.12


75

Работа над ошибками. Закрепление

Правописание непроизносимых согласных

с. 125


Формирование умения работать над ошибками, развитие орфографической зоркости.

20.12


Раздел 13

Словоизменение и словообразование

76

Понятие о словоизменении и словообразовании

с.126-127

Различать словоизменение и словообразование.

Изменять слова по вопросам.

Образовывать слова при помощи данных суффиксов, приставок.

Объяснять знакомые орфограммы.

Наблюдать за особенностями сказки как литературного жанра.

Делить текст на смысловые части, озаглавливать части текста, составлять план.

Контролировать свои действия при записи слов на изученные орфограммы и вносить необходимые коррективы.

Договариваться, кто говорит первым, слушать товарища и оценивать его ответ

Освоение умения составлять план изучения темы, выстраивать работу в соответствии плана. Развитие умения обобщать и сравнивать изученный материал. Формирование бережного отношения к родному языку, любви и уважения к Отечеству, интереса к письму, интереса к изучению языка.

21.12


77

Сопоставление словоизменения и словообразования

с.128-129

22.12


78

Сочинение «Школьная ёлка»


23.12


79

Работа над ошибками.

Упражнение в словоизменении и словообразовании

с.130-131

Развитие речи. Формирование орфографической зоркости. Освоение умения передавать свои мысли письменно

26.12


80

Упражнение в словоизменении и словообразовании

с.132

Формирование умения работать над ошибками, развитие орфографической зоркости. Развитие навыка правописания непроизносимых согласных




27.12












Раздел 14

5ч.

Изменение имён существительных по падежам

111 - четверть

81

Изменение имён существительных по падежам с. 3-4

Понимать, что такое изменение существительных по падежам.

Ставить падежные вопросы к именам существительным.

Называть падежи и вопросы к ним.

Различать начальную и косвенную формы слова.

Ставить падежные вопросы к именам существительным с предлогом.

Называть падежи, в которых существительное употребляется с предлогами, знать предлоги падежей.

Выделять окончание существительного при изменении по падежам., наблюдать за его изменением. Договариваться, кто говорит первым, слушать товарища и оценивать его ответ

Освоение понятия о склонении имён существительных, как о изменении их по падежам. Развитие логических способностей

12.01


82

Начальная форма имён существительных

с. 5-7

Освоение понятий: «начальная форма имени существительного» и «косвенные падежи имени существительного». Формирование умения склонять существительные по падежам

13.01


83

Постановка вопросов к существительным

с. 8-10

Развитие умения задавать вопросы к существительным в косвенных падежах, определять по вопросу падеж

16.01


84

Сочинение по материалам экскурсии «Мороз и солнце, день чудесный…»

Развитие умения полностью и последовательно излагать свои мысли на письме, развитие речи. Формирование умения чувствовать красоту и выразительность речи

17.01


85

Работа над ошибками


Развитие умения при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить ошибки позже

18.01


Раздел 15

7ч.

Три склонения имен существительных





86

Три склонения имён существительных

с. 11-13

Наблюдать и осознавать зависимость склонения существительных от их родов.

Называть признаки склонений.

Определять склонение существительных в начальной форме.

Приобретать навык определения склонения существительного, стоящего в косвенной форме.

Сравнивать падежные окончания существительных разного склонения, делать соответствующие выводы.



Склонять существительные по падежам.







Образовывать однокоренные имена существительные данного склонения при помощи суффиксов.

Подбирать и записывать имена существительные разных склонений, контролировать процесс из записи.

Развитие умения определять типы склонения имён существительных в зависимости от рода и окончания в начальной форме, находить в текстах существительные определённого склонения. Формирование умения перерабатывать информацию в схему, устанавливать причинно – следственные связи. Освоение умения высказывать и обосновывать свою точку зрения.

19.01


87

Первое склонение имён существительных

с. 14-15

20.01


88

Второе склонение имён существительных

с. 16

23.01


89

Третье склонение имён существительных

с. 17-18




24.01


90

Определение склонения существительных в косвенном падеже с. 19

Развитие умения группировать имена существительные в зависимости от типа склонения и падежа

25.01



91

Упражнения в определении типа склонений

С.20-21

Находить в тексте образные сравнения.

Высказывать свою точку зрения, строить понятные для одноклассников высказывания, выбирать общее решение.

Договариваться, кто говорит первым, слушать товарища и оценивать его ответ

Приобщаться к красоте растительного и животного мира родного края.

Развитие умения оценивать свои достижения при написании проверочной работы, умения работать самостоятельно

26.01


92

Проверочная работа по теме « 3 склонения имен существительных»

Формирование умения работать над ошибками, развитие орфографической зоркости.

27.01










Раздел 16

16ч.

Первое склонения имен существительных





93

Первое склонение существительных. Именительный и винительный падежи. с. 22-23

Различать именительный и винительный падежи.

Развитие умения по окончаниям и предлогам определять именительный и винительный падежи. Формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы по изучаемому материалу

30.01


94

Первое склонение существительных. Отличие именительного падежа от винительного

с. 24-25

Наблюдать окончания имен существительных в именительном и винительном падежах.

Развитие умения находить отличительные особенности имён существительных в именительном и винительном падежах. Формирование умения доказывать свою точку зрения, обосновывать свой ответ, используя теоретические знания

31.01


95

Определение падежа существительных первого склонения

с. 26-27

Определять падежи существительных 1-го склонения.

Развитие умения находить основание для классификации слов по склонениям, соотносить слово и набор его грамматических характеристик, выбирать из ряда имён существительных слово с заданными характеристиками.

01.02


96

Словарный диктант №3

Окончания существительных первого склонения в родительном падеже с. 28

Различать дательный и предложный падежи, наблюдать окончания.

Развитие умения при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах. Формирование умения вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы

02.02


97

Родительный падеж имён существительных первого склонения с. 29

Наблюдать окончания существительных в творительном падеже.

Развитие орфографической зоркости, творческого мышления. Формирование умения правильно писать окончания существительных первого склонения в родительном падеже.

03.02


98

Написание имён существительных первого склонения в именительном, винительном и родительном падежах с. 30

Анализировать употребление предлогов в различных падежах.

Развитие умения сравнивать и анализировать орфограммы. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Формирование умения владеть монологической и диалогической формами речи

06.02


99

Окончания имён существительных первого склонения в дательном и предложном падежах с. 31-32

Подбирать имена существительные 1-го склонения в различных падежах.

Развитие умения правильно писать окончания существительных первого склонения в дательном и предложном падежах, моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения окончаний существительных

07.02


100

Изложение с элементами сочинения

«Птенчик»

Записывать фразеологизмы по заданному значению, контролировать свои действия.

Формирование умения передавать содержание текста. Развитие речи, творческих способностей, орфографической зоркости

08.02


101

Работа над ошибками. Окончания существительных первого склонения в дательном и предложном падежах с. 33-34

Составлять словосочетания и предложения с данными существительными в указанных падежах.

Развитие умения при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах. Формирование умения правильно писать окончания существительных первого склонения

09.02


102

Определение падежа имён существительных первого склонения с. 35-37

Составлять текст-описание внешнего вида животного, используя план.

Развитие умения определять падеж существительных первого склонения. Формирование умения задавать вопросы по теме и отвечать на них


10.02


103

Правописание окончаний имён существительных первого склонения в родительном, дательном и предложном падежах с. 38-39

Договариваться, кто говорит первым; слушать товарища, высказывать и обосновывать свое мнение, оценивать ответ товарища. Выбирать общее решение, представлять решение классу.

Развитие навыка правильного написания окончаний имён существительных первого склонения в нужном падеже, определять падеж существительных, доказывать свою точку зрения опираясь на схему и таблицу

13.02


104

Творительный падеж имён существительных первого склонения с. 40-41

Приобщаться к красоте растительного и животного мира России.

Развитие умения определять вопросы и окончания имён существительных первого склонения в творительном падеже. Формирование умения работать в группе. Освоение умения работать с русскими пословицами, применять полученные знания в новой ситуации, определять наличие изученных орфограмм в словах, объяснять написания слов

14.02


105

Правописание окончаний имён существительных первого склонения в творительном падеже. с. 42


Работа над проектом «Орфография вокруг»

15.02


106

Правописание окончаний имён существительных первого склонения. Разбор предложений по членам предложения

с. 43

Различать именительный и винительный падежи.

Развитие умения правильно писать окончания имён существительных первого склонения, разбирать предложения по членам и частям речи. Формирование умения прогнозировать наличие определённых орфограмм в слове, находить в тексте слова на заданную орфограмму

16.02


107

Диктант №3

По теме «Правописание окончаний имён существительных первого склонения»

Наблюдать окончания имен существительных в именительном и винительном падежах.

Развитие умения оценивать свои достижения при написании контрольной работы. Формирование навыков самостоятельной работы и самопроверки, умения контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки

17.02


108

Работа над ошибками. Правописание окончаний имён существительных первого склонения

с. 44-45

Определять падежи существительных 1-го склонения.

Развитие умения при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах. Формирование умения вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы

20.02


Раздел 17

2ч.

Множественное число имен существительных 1-го склонения





109

Работа над ошибками. Множественное число имён существительных первого склонения

с. 46-47

Наблюдать окончания имен существительных 1-го склонения во множественном числе.

Определять падеж одушевленного существительного 1-го склонения во множественном числе с нулевым окончанием.

Склонять письменно имена существительные во множественном числе, осуществляя при этом контроль своих действий

Развитие умения определять окончания имён существительных первого склонения во множественном числе. Формирование умения обосновывать написание слов с изученными орфограммами

21.02


110

Склонение имён существительных первого склонения во множественном числе

с. 48-50

Развитие умения склонять существительные во множественном числе, определять окончания имён существительных первого склонения во множественном числе. Формирование умения обосновывать написание слов с изученными орфограммами

22.02


Раздел 18


Второе склонение имён существительных.





111

Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием

с. 51-52

Наблюдать окончания существительных мужского рода с нулевым окончанием.

Склонять письменно существительные мужского рода с нулевым окончанием.

Обозначать окончания существительных мягкого и твердого типов склонения.






Отличать именительный от винительного у существительных 2-го склонения.

Определять падежи существительных 2-го склонения, ставя падежные вопросы.

Различать родительный и винительный падежи одушевленных существительных 2-го склонения.

Составлять предложения с существительными 2-го склонения в родительном и винительном падежах.



Развитие умения склонять имёна существительные мужского рода с нулевым окончанием. Освоение знаний о твёрдом и мягком вариантах склонения существительных мужского рода второго склонения. Формирование умения работы в парах

23.02


112

Именительный, родительный и винительный падежи имён существительных второго склонения

с. 52-53








Развитие умения склонять существительные второго склонения, определять окончания, определять падеж, находить в тексте слова с определённой орфограммой.

Формирование умения обосновывать написание слов с изученными орфограммами.




24.02


113

Именительный, родительный и винительный падежи имён существительных второго склонения

С.54

27.02


114

Творительный и предложный падежи имён существительных второго склонения

с. 55-56




Сравнивать ударные и безударные окончания в различных падежах, формулировать выводы.

Составлять и записывать предложения с существительными 2-го склонения в творительном и предложном падежах











Определять падежи существительных 2-го склонения, ставя падежные вопросы.




Развитие умения составлять схему или таблицу по изучаемой теме, используя информацию, полученную на уроке.

28.02


115

Правописание безударных окончаний в творительном и предложном падежах имён существительных 2 склонения.

с. 57-58

Развитие умения сопоставлять и сравнивать окончания в творительном и предложном падежах имён существительных второго склонения, правильно писать окончания. Формирование умения применять теоретические знания на практике

01.03


116

Правописание безударных окончаний существительных второго склонения

с. 59-60

02.03


Раздел 19

Второе склонение им.сущ.мужского рода на –й








Сравнивать окончания существительных мужского рода на –й с окончаниями существительных 2-го склонения мужского рода с нулевым окончанием.

Формулировать выводы по результатам наблюдений.

Склонять существительные мужского рода с окончанием на –й.

Составлять предложения с данными существительными, контролировать свои действия, вносить коррективы.




117

Склонение имён существительных мужского рода на –й

С.61-62

Формирование умения обосновывать написание слов с изученными орфограммами.

Развитие умения склонять имена существительные мужского рода на -й

03.03


118

Склонение имён существительных мужского рода на –й


06.03


Раздел 20

Правописание О и Е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]





119

Правописание о, и, е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц с. 64-65

Наблюдать за окончанием существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц] , в ударной и безударной позиции.

Формулировать выводы по результатам наблюдений.

Объяснять орфограммы на месте пропусков букв, находить и исправлять ошибки в данных слова, предложения, текстах.

Контролировать свои действия при записи существительных с буквами о и е в окончаниях после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц], вносить необходимые коррективы. Объяснять значение фразеологизмов. Договариваться, кто говорит первым, слушать товарища и оценивать его ответ






Освоение правила правописания о, и, е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц. Развитие умения составлять схемы к орфограмме.

07.03


120

Правописание о, и, е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц с.66-67








08.03


Раздел 21

Второстепенный член предложения - дополнение





121

Второстепенный член предложения – дополнение

с. 68-69

Наблюдать за признаки дополнения как члена предложения в речи.

Формулировать выводы по результатам наблюдений.

Составлять предложения с дополнениями.

Выполнять разбор предложения по членам предложения. Работа над проектом «Имена собственные

Освоение понятия о дополнении, как второстепенном члене предложения. Развитие умения задавать вопросы от главных членов предложения к второстепенным

Развитие умения находить в предложении дополнение и графически его обозначать, задавать вопросы от главных членов предложения к второстепенным. Формирование умения работать в группах и парах.

09.03


122

Второстепенный член предложения – дополнение. Закрепление

с. 70

10.03


Раздел 22

4ч.

Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе





123

Склонение имён существительных мужского рода во множественном числе с. 71-72

Наблюдать за окончаниями существительных мужского рода во множественном числе.

Сравнивать с окончаниями существительных 1-го склонения.

Формулировать выводы по результатам наблюдений.

Выделять окончания существительных мужского рода во множественном числе.

Выполнять разбор предложений по членам предложения и частям речи.

Определять склонения имен существительных

Договариваться, кто говорит первым, слушать товарища и оценивать его ответ


Развитие умения определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение. Формирование умения определять безударные падежные окончания имён существительных мужского рода во множественном числе по алгоритму. Развитие умения составлять схемы по изучаемой теме

13.03


124

Склонение имён существительных мужского рода во множественном числе. Закрепление с. 73-74

14.03


125

Сочинение по картинке И.И.Левитана «Март»

Формирование умения создавать свой текст на заданную тему. Развитие речи, творческих способностей, умения видеть прекрасное

15.03


126

Работа над ошибками. Склонение имён существительных мужского рода во множественном числе. Закрепление С.75

Выполнять разбор предложений по членам предложения и частям речи.

Определять склонения имен существительных


Формирование умения определять безударные падежные окончания имён существительных мужского рода во множественном числе по алгоритму.

16.03


127

Контрольная работа№3 по теме: «Правописание окончаний имён существительных второго склонения»

Формулировать выводы по результатам наблюдений.

Склонять существительные мужского рода с окончанием на –й.

Составлять предложения с данными существительными, контролировать свои действия, вносить коррективы.

Развитие умения оценивать свои достижения при написании контрольной работы. Формирование навыков самостоятельной работы и самопроверки, умения контролировать правильность записи текста, находить и исправлять ошибки

17.03


128

Работа над ошибками.

Развитие умения при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах. Формирование умения правильно писать окончания существительных второго склонения

20.03


Раздел 23


Склонение имен существительных среднего рода





129

Склонение имён существительных среднего рода в единственном числе с. 76-77

Наблюдать за окончаниями существительных мужского и среднего рода в единственном и множественном числах.

Формулировать выводы по результатам наблюдений.

Накапливать опыт написания окончаний существительных 2-го склонения в творительном и предложном падежах.

Составлять и записывать предложения с существительными 2-го склонения в указанном падеже, осуществлять контроль своих действий при записи.

Объяснять смысл пословиц.

Договариваться, кто говорит первым; слушать товарища, высказывать и обосновывать свое мнение, оценивать ответ товарища. Выбирать общее решение, представлять решение классу.

Осознавать важность труда в жизни человека.

Приобщаться к красоте растительного и животного мира России

Развитие умения воспринимать смысл познавательных текстов, проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям. Формирование умения объяснять правописание безударных падежных окончаний имен существительных среднего рода во множественном числе

21.03


130

Склонение имён существительных среднего рода во множественном числе с. 78-79

22.03


131

Правописание окончаний имён существительных второго склонения с. 80-81

Развитие умения правильно писать окончания имён существительных второго склонения. Формирование умения обосновывать написание слов с изученными орфограммами

23.03


132

Правописание окончаний существительных второго склонения с. 82-83

Развитие умения правильно писать окончания имён существительных второго склонения. Формирование умения обосновывать написание слов с изученными орфограммами

24.03


133

Изложение с элементами сочинения «Путешественники»

формировать навык передачи содержания текста с помощью речевой деятельности; развивать орфографическую зоркость, творческие способности.


03.04


Раздел 24

5ч.

Второстепенный член предложения - определение





134

Работа над ошибками

Второстепенный член предложения – определение с. 84-85

Наблюдать признаки второстепенного члена предложения – определения.

Формулировать по результатам наблюдений вывод.

Находить определение в предложении.

Дополнять предложения определениями.

Определять части речи, которыми выражено определение.

Выполнять разбор предложений по членам и частям речи.

Планировать совместную деятельность по выполнению задания. Договариваться, кто говорит первым; слушать товарища, высказывать и обосновывать свое мнение, оценивать ответ товарища. Выбирать общее решение, представлять решение классу.






Находить определение в предложении.

Дополнять предложения определениями.

Определять части речи, которыми выражено определение.

Выполнять разбор предложений по членам и частям речи.


Освоение понятия об определении, как второстепенном члене предложения. Развитие умения задавать вопросы от главных членов предложения к второстепенным

04.04


135

Второстепенный член предложения – определение. Схема предложений с второстепенными членами с. 86-87

Формирование умения составлять схемы предложений с второстепенными членами, обозначая графически главные и второстепенные члены. Освоение умения определять какой частью речи выражено определение

05.04


136

Второстепенный член предложения – определение. Его роль в предложении

Закрепление с. 88-89

Развитие умения находить определение в предложении, разбирать предложение по членам и частям речи, выявлять роль определения в предложении, отвечать доказательно.


06.04


137

Второстепенный член предложения – определение. Закрепление Проверочное списывание

Формирование умения безошибочно списывать текст развитие навыков орфографической зоркости


07.04


138

Работа над ошибками. Закрепление пройденного

10.04


Раздел 25

Однородные члены предложения





139

Однородные члены предложения с. 90-91

Наблюдать за однородными членами предложения.

Формулировать признаки однородных членов.

Находить однородные члены предложения.

Составлять предложения с однородными членами.





Составлять предложения с однородными членами.

Развитие умения работать над ошибками. Освоение понятия «однородные члены предложения». Формирование умения подбирать синонимы, омонимы, фразеологизмы

11.04


140

Однородные члены предложения с. 92-93

Формирование умения находить и графически выделять главные и второстепенные члены предложения, составлять схему предложения и предложение по схеме. Развитие умения работать коллективно, прислушиваться к чужому мнению

12.04


141

Однородные члены предложения. Закрепление

С.94

13.04


Раздел 26

2ч.

Соединительные союзы И, ДА. Запятая при однородных членах предложения





142

Соединительные союзы и, да. Запятая при однородных членах предложения.

с. 95




Наблюдать за способами соединения однородных членов.

Формулировать правило расстановки знаков препинания при однородных членах.

Применять правило расставки знаков препинания при однородных членах при записи предложений.

Составлять и записывать предложения с однородными членами.

Находить и исправлять ошибки в данных предложениях на изученную орфограмму.

Наблюдать особенность загадок.

Освоение понятия о соединительных союзах в предложениях с однородными членами. Формирование умения правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, составлять предложения с соединительными союзами, составлять схемы предложений с соединительными союзами. Развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю

14.04


143

Соединительные союзы и, да. Запятая при однородных членах предложения. Закрепление

с. 96

17.04


144

Контрольная работа№4 по теме: «Однородные члены предложения»

Контролировать свои действия при написании однородных членов предложения, вносить необходимые коррективы в ходе выполнения задания и после.


Развитие умения оценивать свои достижения при написании контрольной работы. Формирование навыков самостоятельной работы и самопроверки, умения контролировать правильность записи текста, находить и исправлять ошибки

18.04


Раздел 27

Третье склонение имен существительных





145

Работа над ошибками. Третье склонение имён существительных

с. 97-98

Находить и исправлять ошибки в данных предложениях на изученную орфограмму.

Наблюдать за падежными окончаниями имен существенных 3-го склонения.

Формулировать вывод по результатам наблюдений.

Сравнивать окончания существительных 3-го склонения в каждом падеже.

Формулировать правило написания окончаний существенных 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах.

Склонять и выделять окончания существительных 3-го склонения.

Контролировать свои действия при записи окончаний существительных 3-го склонения

Развитие умения при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах. Формирование умения различать существительные 3 склонения


19.04


146

Падежные окончания имён существительных третьего склонения

с. 100

Развитие умения правильно писать окончания имён существительных третьего склонения. Формирование умения обосновывать написание слов с изученными орфограммами, комментировать и аргументировать написание орфограмм


20.04


Раздел 28

2ч.

Множественное число имен существительных 3-го склонения





147

Множественное число имён существительных третьего склонения с. 101-102


Наблюдать за окончаниями существительных 3-го склонения во множественном числе.

Определять склонения существительных в предложении.

Контролировать свои действия при написании падежных окончаний существительных разного склонения, вносить необходимые коррективы в ходе выполнения задания и после.

Осознавать значимость заботы человека о природе.

Формирование умения правильно и доказательно писать окончания имён существительных третьего склонения во множественном числе, составлять и пользоваться схемами по теме урока

21.04


148

Изложение «Куропатка»

Формирование умения передавать содержание текста. Развитие речи, творческих способностей, орфографической зоркости

24.04


149

Работа над ошибками. Падежные окончания существительных во множественном числе. Закрепление

С.103


Развитие умения работать над ошибками. Развитие умения правильно и доказательно писать окончания имён существительных третьего склонения во множественном числе, пользоваться схемами по теме урока, склонять имена существительные третьего склонения во множественном числе, в том числе и те, которые употребляются только во множественном числе. Развитие умения работать в парах

25.04


150

Тест№2 по теме Падежные окончания имён существительных третьего склонения


26.04


Раздел 29

Мягкий знак в конце существительных 3-го склонения в единственном числе





151

Мягкий знак на конце существительных третьего склонения с. 104-105

Наблюдать за особенностью написания существительных 3-го склонения, оканчивающихся на шипящий звук.

Формулировать вывод, использовать правило при написании данных слов.

Сравнивать написание существительных 3-го склонения с основой на шипящий с написанием существительных мужского рода.

Контролировать свои действия и вносить коррекцию.

Формирование умения правильно писать и объяснять слова с мягким знаком на конце существительных третьего склонения. Развитие умения составлять схему к новой орфограмме и пользоваться ею, комментировать написание, объединять слова в группы

27.04


152

Мягкий знак на конце существительных третьего склонения с. 106


28.04


Раздел 30

4ч.

Имя числительное





153

Имя числительное с. 107-108

Наблюдать за признаками имен числительных.

Формулировать выводы по результатам наблюдений.

Различать количественные и порядковые числительные.

Наблюдать изменения порядковых числительных по числам, родам и падежам.

Накапливать опыт в написании числительных.

Освоение понятия о числительном как части речи, порядковых и количественных числительных. Развитие умения находить числительные в тексте, группировать числительные на порядковые и количественные. Формирование познавательной активности и умения находить информацию, используя ИКТ

01.05


154

Количественные и порядковые числительные с. 109-110

02.05


155

Словарный диктант №4

Числительные. Закрепление.

с. 111

03.05


156

Изложение «Будь лесу другом»

формировать навык передачи содержания текста с помощью речевой деятельности; развивать орфографическую зоркость, творческие способности.


04.05


157

Работа над ошибками.

Планировать совместную деятельность по выполнению задания. Договариваться, кто говорит первым; слушать товарища, высказывать и обосновывать свое мнение, оценивать ответ товарища. Выбирать общее решение, представлять решение классу.


05.05


Раздел 31

3ч.

Текст





158

Текст. Главная мысль текста

с. 112-113

Выделять главную мысль текста.

Озаглавливать текст.

Находить в тексте слова с переносным значением.

Располагать части текста в нужной последовательности.

Наблюдать за репликами в речи.

Определять жанры речи.

Наблюдать за стилями речи.

Различать диалог и монолог.

Контролировать свои действия при выполнении заданий, вносить необходимые коррективы в ходе выполнения задания и после.

Составлять и записывать небольшой текст-описание на заданную тему.

Развитие умения определять отличительные особенности текста, главную мысль текста, делить текст на части.

08.05


159

Текст. Реплика с.114-115


09.05


160

Стили речи

с. 116-118






Освоение понятий о научном, разговорном, художественном стилях речи. Развитие умения доказывать свою точку зрения

10.05



161

Повторение изученного в 3 классе

Развитие познавательной активности, орфографической зоркости, творческих способностей

11.05



162

12.05


163

Итоговый контрольный диктант по изученным в 3 классе темам

Контролировать свои действия при выполнении заданий, вносить необходимые коррективы в ходе выполнения задания и после.



Уметь работать над ошибками, пользоваться памяткой

Развитие умения оценивать свои достижения при написании диктанта. Формирование навыков самостоятельной работы

15.05


164

Работа над

ошибками


Формирование умения работать

над ошибками, пользоваться памяткой

16.05


165

Сочинение «Здравствуй, лето!»

Формирование умения создавать свой текст на заданную тему. Развитие речи, творческих способностей, умения видеть прекрасное

17.05


166

Работа над ошибками.

Формирование умения работать над ошибками, пользоваться памяткой. Развитие орфографической зоркости

18.05


167

Олимпиада

Развитие творческих способностей, интереса к русскому языку

19.05


168

Брейн – ринг

Развитие логических способностей и орфографической зоркости

22.05


169

Повторение

с. 116

Развитие познавательной активности, орфографической зоркости, творческих способностей

23.05


170

Обобщение изученного за год



24.05


  1. Контрольно-измерительные материалы



Вводный диктант №1

Осень

Вот и пришла холодная осень. Часто идут дожди. Кругом грязь и лужи. Тишина в лесу. Только осенний ветер качает ветки деревьев. На земле лежат мокрые листья.

Птицы летят в теплые края. Улетели грачи и скворцы. Перед отлетом они долго кружились над полями. Так птицы прощались с родными местами.

III. Грамматическое задание.

1. Поставьте ударение в словах последних двух предложений.

2. К предложенным словам подберите из текста диктанта противоположные по смыслу слова:

Теплая – …

Редко – …

Сухие – …

Контрольная работа№1 по теме "Состав слова. Корень, суффикс, приставка" Осень

Пришла хмурая осень. Серые тучи закрыли небо. Весь день лил дождь. Дул сильный осенний ветер. Он качал деревья. Земля в саду усыпана листьями. На улицах грязь и лужи. Улетели грачи. Они долго кружились над полями. Это грачи прощались с родными местами. (42 слова.)

С а м о п р о в е р к а.

III. Грамматические задания.

1. Указать главные члены предложения, определить, какими частями речи они выражены.

В а р и а н т I – Пришла хмурая осень.

В а р и а н т II – Серые тучи закрыли небо.

2. Разобрать слова по составу:

Сильный, осенний, улетели.

3. Подберите однокоренные слова к данным:

В а р и а н т I – дождь, грязь.

В а р и а н т II – ветер, земля.







Тест№1 по теме «Правописание слов с двойными согласными»

Дрозд-рябинник

Дрозд-рябинник – большой любитель рябины. Осенней порой, когда тяжелые гроздья покрывают деревья и гнут их ветки, дрозды большими стаями налетают на рябину. В такие годы рябинники не улетают на зиму с другими дроздами, а остаются на своей северной родине. Кроме рябины, дрозды поедают можжевельник, чернику, а в весеннее и летнее время года – насекомых. Живут дрозды-рябинники в березовых рощах и в лесу.

(По Г. Скребицкому.)

С а м о п р о в е р к а.

III. Грамматические задания.

1. Выпишите из текста однокоренные слова, разберите их по составу.

2. Выпишите три слова с безударной гласной в корне слова, подберите к ним проверочные слова.

3. Подберите антонимы к следующим словам: большой, тяжелый, северный.



Контрольный диктант№2 по теме: «Правописание парных согласных»

Белый зайка

Реки и озера покрыл гладкий лед, а снег еще не выпал. Деревца давно скинули свои листочки. Перелетные птицы улетели на юг. Только холодный ветер насвистывает среди сучьев.

Возвратились мы из леса. Вышли на полянку. Вдруг видим, над большим кустом вороны кружат. Мы подошли к кусту. Я раздвинул частые ветки и увидел зайца. Он оделся в белую шубку и попал воронам на глаза.

С а м о п р о в е р к а.

III. Грамматические задания.

1. Выпишите из текста три слова с парными согласными, подберите к ним проверочные слова.

2. Разберите по составу слова: листочки, перелетные, холодный.

3. Подберите антонимы к словам: гладкий, улетели, частые

Контрольная работа№2 по теме «Непроизносимые согласные»

Зима

Прошла ненастная осень. Солнце греет все меньше. Наступила зима. Ударил сильный мороз. В воздухе чувствуется свежесть. Снег покрыл окрестности деревни. Счастливые мальчишки и девчонки бегут на каток. Лопатами чистят они снег, метлой подметают лед. Каток готов. Хорошо будет кататься по скользкому льду на коньках!

С а м о п р о в е р к а.

III. Грамматическое задание.

1. Выпишите из текста 2 слова с непроизносимыми согласными, подберите к ним проверочные слова.

2. Подчеркните основу предложения: Снег покрыл окрестности деревни.

Диктант №3

По теме «Правописание окончаний имён существительных первого склонения»

упр. 344

Контрольная работа№3 по теме: «Правописание окончаний имён существительных второго склонения»

Рассказ мальчика

Мой дед был лесником. Однажды поздним вечером он возвращался домой. Вдруг дед услышал вой волков. Он побежал по дороге. Волки все ближе. Дед влез на сук елки. Волки стали ждать под деревом. Наступила темная ночь. Ветром качало ветки. У деда слетела шапка. Голодные волки схватили шапку и разорвали ее в клочья. Утром волки скрылись. Дед спустился с дерева и пошел в сторожку.

С а м о п р о в е р к а.

III. Грамматическое задание.

1. Разобрать по членам предложения предложение: У деда слетела шапка.

2. Определить склонение и падеж существительных из последнего предложения.

3. Подобрать однокоренные слова к слову сторожка.



Контрольная работа№4 по теме: «Однородные члены предложения»

Поздняя весна

Наступила поздняя весна. Погода стоит чудесная. Яркие лучи солнца светят над полями, ласкают землю. Тепло. Из земли показалась молодая травка, первые цветочки. На березах и тополях набухли почки. В лесу запахло березовым соком. Скоро на деревьях зазеленеют листья. Вот уже видны их первые зеленые язычки. Хорошо весной!

Птицы поют свои веселые песни. Радостно чирикают воробьи. Прыгают пушистые синички. Все рады весне!

С а м о п р о в е р к а.

III. Грамматическое задание.

1. Разобрать по членам предложения первое предложение.

2. Найти и подчеркнуть однородные дополнения.

3. Определить склонение и падеж существительных в третьем предложении.

Тест№2 по теме Падежные окончания имён существительных третьего склонения

Итоговый контрольный диктант по изученным в 3 классе темам

Июнь

Наступает чудная летняя пора. Горячее солнце заливает землю яркими лучами. Зацветает иван-чай. Лесная опушка утопает в розовой пене. Жужжит в цветах пчелиный рой. Гудят мохнатые шмели. Воздух наполняет сладкий запах варенья.

В полдень оживает лесная полянка. Прибегают на опушку разные зверьки. Прилетают шумные стайки птиц. Звенят над поляной их радостные голоса. Хорошо в жаркий денек посидеть на пенечке! Птичье пение ласкает ваш слух.

С а м о п р о в е р к а.

III. Грамматическое задание.

1. Разберите по составу слова летнее, шмели, запах, прибегают.

2. Разберите по членам предложения: В полдень оживает лесная полянка.

3. В тексте найдите два слова с безударной гласной в корне, подберите к ним проверочные слова.

4. В каком выражении слово бежать употребляется в переносном значении?

Бежит по лесу.

Время бежит.

Бежит к финишу.

Бежит на занятия.

5. Найдите синонимы.

Прошептать – крикнуть.

Метель – вьюга.

Коса – коза.





5