СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса по учебнику Львовых.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 9 класса»

Пояснительная записка

к программе по русскому языку для 9 класса


Данная рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена в соответствии с программой по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) С.И.Львовой (Москва, «Мнемозина», 2011 г.), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, и на основе Федерального Государственного стандарта среднего общего образования.

Программа отражает современные подходы к обучению, заложенные в новых образовательных стандартах и реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Изучение русского языка в 9 классе способствует решению следующих задач:

1) углубление представления о новом разделе – синтаксисе и пунктуации;

2) углубление представления об основных синтаксических единицах русского языка – сложном предложении и тексте, об изобразительно-выразительных средствах языка;

3) систематизация знаний об основных единицах русского языка;

4) формирование и совершенствование умения применять полученные лингвистические (языковые) знания на практике;

5) совершенствование навыков правописания основных типов пунктограмм простого предложения и формирование навыков правописания основных типов пунктограмм сложного предложения, развитие умения находить их в различных текстах;

6) систематизация орфографических и ранее изученных пунктуационных норм, совершенствование правописных навыков;

7) формирование и совершенствование языковой компетенции (владение основными языковыми нормами – фонетическими, лексическими и грамматическими);

8) совершенствование навыка стилистически правильно выражать свои мысли;

9) совершенствование навыка свободного владения письменной и устной формами литературного языка;

10) совершенствование навыков подробного и сжатого изложения текстов публицистического, научно-популярного и художественного стилей; редактирования собственного текста изложения;

11) совершенствование навыков написания сочинения-описания художественного и научного стилей, сочинения-рассуждения публицистического и научного стилей.


Общая характеристика учебного курса

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящён. Происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей, аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развёрнуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т. п.

В основу курса положен утвердившийся в современной лингвистике триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции, что помогает по-новому решать проблему внутрипредметных связей. В программе предусмотрены не только описательно-классификационная характеристика системы языка, но и указание на особенности употребления в письменной и устной речи названных ею языковых единиц.

Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Эту же цель преследует обращение к вопросам истории русского языка, целенаправленное обращение к этимологии.

Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению, культуроведческий аспект в обучении родному языку.

В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.

Доминирующей идеей учебного предмета является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Ключевые компетенции учебного предмета.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Преемственность в обучении прослеживается в продолжении изучения тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной и лингвистической (языковедческой), языковой компетенций.

Программа базируется на межпредметных связях с курсами литературы, истории, экологии и МХК, что позволяет воспитывать в учащихся чувства гордости и патриотизма по отношению к русской культуре, истории и языку.

Программа предполагает внеучебную деятельность: внеклассные мероприятия, предметные конкурсы, олимпиады, индивидуальные и групповые консультации.

Роль программы в образовательном маршруте учащихся видится в направленности курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, что создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

Особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Центральной единицей обучения является текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. Происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей, аудирования письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст.

В основу курса положен утвердившийся в современной лингвистике триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции, что помогает по-новому решить проблему внутрипредметных связей. В программе предусмотрены не только описательно-классификационная характеристика системы языка, но и указание на особенности употребления в письменной и устной речи названных ею единиц.

Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Эту же цель преследует обращение к вопросам истории русского языка, целенаправленное обращение к этимологии.

Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению, культуроведческий аспект в обучении родному языку.

В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие язык

Место учебного предмета в учебном плане

Данная рабочая программа рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю) с учётом праздничных дней.

Содержание учебного предмета

  1. Русский литературный язык

Анализ и оценка своей и чужой речи с точки зрения соблюдения норм литературного языка (орфоэпических, лексических, морфологических, синтаксических, стилистических и правописных)

2.Текстоведение.

Конспектирование и составление плана учебной статьи учебника, учебных пособий, лингвистических книг для учащихся

Использование слов, сочетаний, указывающих на логическую связь смысловых частей текста. Использование этих языковых средств при пересказе научного текста с опорой на план или конспект.

Составление плана, конспекта прослушанных или прочитанных отрывков из научно-популярных книг.

Использование языковых средств научного стиля

Рецензирование как вид речевого высказывания.

Рациональные приемы со словарями

Выделение цитат разными знаками препинания.

3.Комплексный анализ текста с разными видами разбора

Использование разных видов чтения

Устное и письменное изложение

Работа над сочинением по плану, редактирование сочинения.

4. Сложное предложение

Различение видов сложных предложений

Интонационное и пунктуационное оформление БСП и союзных предложений

5. Сложносочиненное предложение.

Интонационное оформление ССП с разными типами смысловых отношений между частями. Постановка знаков препинания в ССП.

Синтаксический разбор и моделирование ССП

Использование предложений с ССП в художественном тексте.

Синонимическая замена ССП и СПП.

6. Сложноподчиненное предложение.

Интонационное оформление СПП. Постановка знаков препинания в СПП.

Синонимическая замена подчинительных союзов.

Различение подчинительных союзов и союзных слов..

Синтаксический разбор и моделирование СПП разных видов

Постановка знаков препинания перед союзом КАК.

Использование СПП в текстах разных стилей и типов речи.

7. Бессоюзное сложное предложение

Синтаксический разбор и моделирование БСП разных видов.

Выразительное чтение БСП, передача голосом смысловых отношений между частями сложного предложения.

Употребление БСП в разных стилях и типах речи

8. Сложное предложение с разными видами связи.

Синтаксический разбор, постановка знаков препинания

Выразительное чтение предложений с разными видами связи

Использование в художественном тексте сложных предложений с разными видами связи.

9. Синтаксические конструкции с чужой речью.

Синтаксический разбор и моделирование предложений с прямой речью.

Постановка знаков препинания

Пунктуация в предложениях с прямой и косвенной речью.

Пунктуационное оформление цитат.












Тематическое планирование


№ п/п

Раздел программы


Кол-во часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

1.

Введение. Русский литературный язык.

4 ч.

- проводить смысловой анализ текста-высказывания на лингвистическую тему,

- использовать формулы речевого этикета при речевом общении,

- составить простой план текста и использовать его при пересказе

2.

Повторение изученного в 5-8 классах.

8 ч.

- проводить фонетический, орфоэпический, морфемно- словообразовательный, лексический и орфографический анализ слов;

- применять полученные знания на практике, объяснять выбор той или иной орфограммы, пунктограммы.

3.

Текстоведение.

5 ч.

- составить связный рассказ на лингвистическую тему;

- выявлять особенности и средства выразительности предложенного для анализа текста, определять его тип и стиль, создавать тексты в форме рецензии, эссе, писать отзыв.

4.

Сложное предложение. Сложносочинённое предложение.

7 ч.

- различать простые и сложные предложения, виды сложных предложений

- производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, составлять их схемы, моделировать предложения по заданной схеме

5.

Сложноподчинённое предложение.

18 ч.

- производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП,

- составлять их схемы, моделировать СПП по заданной схеме;

- распознавать разные виды придаточных СПП,

- различать союзы и союзные слова, верно расставлять знаки препинания

6.

Бессоюзное сложное предложение.

7 ч.

- производить синтаксический, интонационно-смысловой и пунктуационный разбор БСП;

- моделировать предложения разных видов;

- уместно использовать интонацию для выражения смысловых отношений между частями БСП;

- правильно расставлять знаки препинания и объяснять их

7.

Сложное предложение с разными видами связи.

5 ч.

- определять виды связи в сложном предложении

- правильно расставлять знаки препинания и объяснять их

8.

Синтаксические конструкции с чужой речью.

4 ч.

- производить синтаксический разбор и моделирование предложений с прямой речью;

- правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью;

- пунктуационно верно оформлять цитаты, используя изобразительные средства синтаксиса

9.

Повторение в конце года.

8 ч.

- применять полученные знания на практике



Календарно-тематическое планирование



№№

Тема

Кол-во час.

Дата

Знать

Уметь

Тип урока

Формы контроля

1

Русский литературный язык. Основные формы существования национального русского языка

1

01.09

Основные формы существования национального русского языка

Определить форму существования национального русского языка: русский литературный, диалект, жаргон, просторечие

Практикум


2.

Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка. Виды лингвистических словарей

1

05.09

Виды норм русского литературного языка, виды лингвистических словарей, приемы работы со словарями в поисках информации

Определять вид ошибок в устной и письменной речи, анализировать и оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения в ней основных норм русского литературного языка

Практикум

Сообщения, презентации

3.

Культура речи как раздел лингвистики

1

08.09

Основные виды ошибок в устной и письменной речи; определение понятия «экология» языка

Практикум

Устный опрос

4.

Контрольная работа № 1 (диагностический диктант)

1

12.09




ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ ( 8 ч.)

5.

Основные единицы языка. Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики.

1

15.09

Основные единицы языка: звук (фонема), морфема, слово, словосочетание, предложение

Производить различные виды анализа слов, синтаксический и пунктуационный разбор предложений изученных конструкций

Исследование


6.

Словообразование как раздел лингвистики

1

19.09

Основные способы образования слов в русском языке

Выполнить словообразовательный анализ слова

Практикум

Тесты

7.

Лексика и сфера ее изучения

1

22.09

Основные лексические группы, на которые делятся все слова русского языка

Выполнить лексический разбор слова

Практикум

Работа в группах

8-9.

Грамматика: морфология и синтаксис

2

26.09

29.09

Критерии распределения слов по частям речи, специфичные (постоянные) признаки частей речи, особенности изменения самостоятельных частей речи (изменяемых)

Уметь выполнять морфологический разбор разных частей речи, выделять в тексте словосочетания, выполнять синтаксический разбор простого предложения.

Практикум

Тестирование

10-11.

Правописание: орфография и пунктуация

2

03.10

06.10

Основные орфографические и пунктуационные правила, изученные в 5-8 классах

Применять свои знания на практике

Практикум

Работа с учебником

12.

Контрольная работа № 2 по теме «Орфография и пунктуация»

1

10.10


Написать диктант

Контрольная работа

Проверочная работа


ТЕКСТОВЕДЕНИЕ (5ч.)


13.

Текст и его признаки

1

13.10


Основные требования к содержанию текста, средства связи предложений в тексте

Определять тему текста, основную мысль, тип речи, строение текста, стиль, средства связи предложений

Исследование

Работа с текстом

14.

Рассуждение как тип речи и его виды

1

17.10

Типичные языковые особенности рассуждения

Анализировать текст

Практикум

Анализ текстов

15.

Р.Р. № 1 Сжатое изложение

1

20.10

Способы сжатия текста

Писать сжатое изложение

Творческая работа

изложения

16.

Рецензия, отзыв, эссе как речевые жанры

1

24.10

Основные речевые стандарты (клише) рецензии

Создавать рецензии на прочитанные тексты

Практикум

Устный опрос

17.

Публичная речь

1

27.10

Основные требования к публичному выступлению

Создавать сообщения на лингвистическую тему, использовать в устном сообщении специальные языковые средства

Практикум

Презентации


СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ( 7 час.)

2 четверть

18.

Сложное предложение как единица синтаксиса

1

10.11

Виды сложных предложений

Различать простые и сложные предложения, виды сложных предложений

Исследование

Тесты, презентация

19-20.

Сложносочиненное предложение, его грамматические признаки

2

14.11

17.11

Грамматические признаки ССП

Производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, составлять их схемы, моделировать по заданной схеме

Практикум

Моделирование ССП, анализ текста, работа с лингвистическим текстом

21-22.

Виды сложносочиненных предложений

2

21.11

24.11

Смысловые отношения между частями ССП и способы выражения этих отношений

Производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП,


составлять схемы, моделировать по заданной схеме

Практикум

Устные высказывания по схеме, синтаксический и пунктуационный разбор, текстоведческий анализ

23.

Виды и структура сложносочиненных предложений. Подготовка к контрольной работе

1

28.11

Виды сочинительных союзов

Практикум

24.

Контрольная работа № 3

Диктант с грамматическим заданием по теме

«Сложносочиненное предложение»

1

01.12

Написать диктант, выполнить грамматическое задание


Контрольная работа

Проверочная работа

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ( 18 час)

25.

Понятие о сложноподчиненном предложении. Грамматические признаки, строение СПП.

1

05.12


Признаки СПП, его строение; смысловое, интонационное, грамматическое единство главной и придаточной части, средства связи частей СПП

Производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП, составлять их схемы, моделировать по заданной схеме; распознавать разные виды придаточных СПП, различать союзы и союзные слова, расставлять знаки препинания

Исследование

Устное высказывание на основе лингвистического текста, составление таблицы; моделирование предложений по схемам, составление схем

26.

Виды сложноподчиненных предложений

1

08.12


Практикум

27.

Сложноподчиненные предложения с придаточным определительным

1

12.12

Особенность СПП с придаточным определительным

Отличать придаточные определительные от других придаточных


Сочинение-миниатюра

28.

Сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным

1

15.12

Особенность СПП с придаточным изъяснительным

Отличать придаточные изъяснительные от других придаточных

Практикум

Упражнения, тестирование

29.

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

СПП с придаточным места и времени

1

19.12

Особенности СПП с придаточным места и времени

Отличать придаточные места и времени от других придаточных

Практикум

Работа над упражнением, текстоведческий анализ

30.

Контрольная работа № 4

Диктант с грамматическим заданием по теме

«Виды сложноподчиненных предложений»

1

22.12

Написать диктант, выполнить грамматическое задание


Контрольная работа

Проверочная работа

31.

Сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения

1

26.12


Способы выражения сравнения в русском языке

Отличать придаточные сравнения от других придаточных

Практикум

Работа по учебнику

32.




Сложноподчиненные предложения с придаточным образа действия и степени


1

29.12




Особенности СПП с придаточным образа действия и степени

Отличать различные виды придаточных предложений друг от друга


Практикум


Устные высказывания, упражнения

33.

3 четверть

Сложноподчиненные предложения с придаточным цели

1

12.01

Особенности СПП с придаточным цели

Отличать различные виды придаточных предложений друг от друга

Практикум

Устное высказывание, упражнения, моделирование предложений

34.

Р.Р. № 3. Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста

1

16.01

Требования к сочинению-рассуждению

Составлять сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста

Творческая работа

Сочинения

35.

Сложноподчиненные предложения с придаточным условия

1

19.01

Особенности СПП с придаточным условия

Отличать различные виды придаточных предложений друг от друга

Практикум

Сочинение-миниатюра

36.

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия

1

23.01


Особенности СПП с придаточным причины и следствия

Практикум

Устные высказывания по таблице, текстоведческий анализ

37.

Сложноподчиненные предложения с придаточным уступительным

1

26.01

Особенности СПП с придаточным уступительным

Отличать различные виды придаточных предложений друг от друга

Практикум

Устные высказывания, упражнения

38.

Сложноподчиненные предложения с придаточными разных видов (повторение)

1

30.01

Все виды придаточных предложений

Определять виды придаточных предложений

Практикум

Упражнения, тестирование

39.

Р.Р.4 Сочинение на морально-этическую тему

1

02.02

Структуру и стилистические особенности сочинения-рассуждения

Написать сочинение на морально-этическую тему

Творческая работа

Сочинения

40-41.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

2

06.02

09.02

Виды подчинительной связи в сложных предложениях с несколькими придаточными

Производить синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений, составлять схемы, моделировать сложные предложения, правильно расставлять знаки препинания

Исследование, практикум

Устные высказывания на лингвистическую тему, упражнения, тестирование

42.

Контрольная работа № 5

Диктант с грамматическим заданием по теме «Сложноподчиненные предложения»


1

13.02


Уметь написать контрольную работу

Диктант с грамматическим заданием

Проверочная работа

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (7 ч.)

43.

Понятие о бессоюзном сложном предложении.

Виды бессоюзных сложных предложений

1

16.02

Грамматические особенности БСП, смысловые отношения между его частями. Виды БСП в зависимости от смысловых отношений между его частями

Производить синтаксический, интонационно-смысловой и пунктуационный разбор. Моделировать предложения разных видов; уместно использовать интонацию для выражения смысловых отношений между частями БСП; правильно расставлять знаки препинания

Исследование Практикум

Пересказ лингвистического текста, упражнения. Конспект лингвистического текста, устное высказывание по схеме, упражнения. Работа с таблицей

44.

Знаки препинания в БСП

Запятая и точка с запятой в БСП

1


20.02

Условия постановки запятой и точки с запятой в БСП

Правильно расставлять знаки препинания в БСП

Практикум


45-46.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

2

27.02

02.03

Условие постановки двоеточия в БСП

Правильно расставлять знаки препинания в БСП

Практикум

Упражнения, тестирование

47.

Тире в бессоюзном сложном предложении

1

06.03

Условия постановки тире в БСП

Правильно расставлять знаки препинания в БСП


Практикум

Устное высказывание по таблице, моделирование предложений

48.

Обобщение изученного по теме

1

09.03

Материал, изученный по теме

Применять изученные знания на практике


Практикум

Тестирование

49.

Контрольная работа № 6

Диктант с грамматическим заданием по теме «Бессоюзное сложное предложение»

1

13.03

Материал, изученный по теме

Написать диктант, выполнить задания

Контрольная работа с грамматическим заданием



Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи (5 ч.)

50.

Понятие о сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи.

1

16.03

Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи

Определять виды связи в сложном предложении

Исследование, практикум

Пересказ лингвистического текста

51.

Р.Р. № 5 . Сжатое изложение

1

20.03

Способы сжатия текста

Писать сжатое изложение

Творческая работа

Проверочная работа

52.

Структурные особенности и основные разновидности предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи

1

23.03

Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи

Определять виды связи в сложном предложении

Исследование, практикум

Анализ предложений

53.

4 четверть

Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях

1

03.04

Правила постановки знаков препинания в сложных синтаксических конструкциях

Правильно расставлять знаки препинания

Исследование, практикум

Устные высказывания по таблице, упражнения

54.

Период как особая форма сложных предложений. Культура речи. Правильное употребление в речи сложных предложений

1

06.04

Отличительные признаки периода. Особенности и условия употребления в речи сложных предложений

Определять период и его роль в тексте. Правильно употреблять в речи сложные предложения

Практикум

Анализ текста


Синтаксические конструкции с чужой речью ( 4 ч.)

55.

Способы передачи чужой речи

1

10.04

Основные способы передачи чужой речи, различие прямой и косвенной речи, виды диалога, цитирование как способ передачи чужой речи и различные способы цитирования, основные способы цитирования

Производить синтаксический разбор и моделирование предложений с прямой речью

Исследование

Упражнения, устные высказывания по схемам

56.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

1

13.04

Правила постановки знак5ов препинания в предложениях с прямой речью

Правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью

Практикум

Моделирование предложений по схемам

57.

Цитаты и способы цитирования

1

17.04


Правила постановки знаков препинания при цитировании

Пунктуационно верно оформлять цитаты, используя изобразительные средства синтаксиса

Практикум

Упражнения, сочинение-миниатюра

58.

Р.Р. № 6. Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста

1

20.04

Особенности сочинения-рассуждения на основе прочитанного


Написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста

Творческая работа

Сочинение

Повторение изученного в 9 классе ( 8 час.)

59.

Синтаксис сложного предложения. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.

1

24.04

Определение, структурные и грамматические особенности ССП, правила


Определять смысловые связи между частями ССП, правильно расставлять знаки препинания

Практикум

Тренировочные упражнения

60.

Виды сложноподчинённых предложений.

1

27.04

Определение, структурные и грамматические особенности СПП; правила постановки знаков препинания в предложениях данного вида

Производить синтаксический и пунктуационный разбор

Практикум

Тестирование

61.

Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них.

1

04.05

Определение, структурные и грамматические особенности БСП; правила постановки знаков препинания в предложениях данного вида

Синтаксический и пунктуационный разбор

Практикум

Тестирование

62.

Итоговое повторение по темам «Морфология и синтаксис».

1

11.05

Части речи и их признаки. Строение словосочетаний и предложений.

Выполнять морфологический, синтаксический и пунктуационный разбор


Повторение изученного

Устный опрос, тестирование

63.

Итоговое повторение по темам «Орфография и пунктуация».

1

15.05

Орфограммы и пунктограммы, изученные в 5-9 классах

Находить изученные орфограммы и пунктограммы в тексте, объяснять выбор той или иной орфограммы или пунктограммы

Повторение изученного

Устный опрос, тестирование

64.

Итоговая контрольная работа № 7 по теме «Синтаксис сложного предложения».

1

18.05

Орфограммы и пунктограммы, изученные в 9 классе, порядок синтаксического разбора сложного предложения.

Применять полученные знания на практике

Контроль знаний

Диктант

65.

Итоговое повторение по теме «Текстоведение».

1

22.05

Признаки текста, средства связи предложений, типы и стили речи, изобразительно-выразительные средства языка


Анализировать предложенный текст

Повторение изученного

Устный опрос, тестирование

66.

Итоговое повторение по темам «Словообразование и лексика».

1

25.05

Лексические группы слов и их особенности, строение слов

Находить в тексте омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, фразеологизмы, неологизмы, устаревшие, иноязычные, диалектные слова, выполнять морфемный разбор слов.

Повторение изученного

Устный опрос, тестирование



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-11 классы : основной курс, элективные курсы (автор-составитель С.И Львова) – 2-е изд., переработ., - М. : Мнемозина,200 г.

Русский язык. 9 класс.В 2-х частях. Учебник для общеобразовательных учрежденнй С.И. Львова, В.В. Львов. 2-е изд., испр.- М..: Мнемозина, 2009 г.

Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Книа для учителя.- 2 изд. – М, : просвещение,1999 г.

Семенюк А.А. Уроки углубленного изучения русского языка:9 кл. : Книга для учителя: Из опыта работы. –М.:Просвещение,1994 г.

Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко СА., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА – 2011: учебно-методическое пособие ( под ред. Н.А. Сениной.- Ростов-на-Дону: Легион,2010 г

Баранова М.М. Русский язык : Полный справочник для подготовки к ГИА (М.М. Баранова – М. : АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ,2011 г.

Русский язык. Методическая газета для учителей-словесников. Издательский дом «Первое сентября».

Журнал «Эксперимент и инновация в школе».2009-2011 гг.

Журнал «Практические советы учителю» РИЦ ИПК и ПРО.2011 г.

Журнал «Педсовет». 2011 г.

«Учительская газета». ЗАО «Издательский дом «Учительская газета».

Уроки русского языка с применением информационных технологий .9 класс. Методическое пособие с электронным приложением М, «Планета», 2015г.



Результаты освоения учебного курса

Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык» учащимися 9 класса

Личностными результатами освоения основной программы по русскому языку учащимися 9 класса являются:

-понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа;

-осознание эстетической ценности русского языка;

-достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств.

Метапредметными результатами освоения основной программы по русскому языку учащимися 9 класса являются:

-владение всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение):

-понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информацией);

-владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

-восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

-способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт – диски учебного назначения, ресурсы Интернета);

-свободно пользоваться словарями различных видов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

-овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способствовать к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

-умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения  их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их  в устной и письменной форме;

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог – расспрос, диалог – побуждение, диалог – обмен мнениями; сочетание разных видов диалога);

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом, участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

-применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способствовать использованию родного языка как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, бурятского, литературы и др.);

-коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого – либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально – культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения основной программы по русскому языку учащимися 9 класса являются:

-основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил;

уметь:

-обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

-производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

-составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

-определять стиль и тип текста;

-соблюдать все основные нормы литературного языка;

-находить  в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания;

-обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными пунктуационными правилами;

-находить пунктуационные ошибки;

-производить пунктуационный разбор предложения;

-находить в словах изученные орфограммы;

-уметь обосновывать их выбор;

-правильно писать слова и изученными орфограммами;

-находить и исправлять орфографические ошибки;

-производить орфографический разбор слова;

-правильно писать слова с изученными орфограммами;

-определять стиль и тип текста;

-создавать тексты разных стилей и типов речи;

-подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику;

-составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи)

-писать сочинения публицистического характера;

-писать заявление, автобиографию;

-совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте;

-свободно и грамотно говорить на заданные темы;

-соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

Инструментарий для оценивания достижений учащихся

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следящими критериями:

-полнота и правильность ответа;

-степень осознанности, понимания изученного;

- речевое оформление ответа.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила к конкретным случаям.


Аудирование. Фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа; формировать вопросы по содержанию текста; сопоставлять два или более прослушанных текстов, сравнивая их содержание, основную мысль и авторскую позицию; замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного яыка.

Чтение. Понимать коммуникативную цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения; составлять тезисный план, конспект прочитанного текста; отвечать на вопросы по содержанию текста, используя при этом информацию, содержащуюся в тексте в явном или неявном виде; сопоставлять прочитанный и прослушанный тексты, сравнивая их содержание, основную мысль и авторскую позицию; оценивать степень понимания содержания прочитанного текста; прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста.

Говорение.Создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы; владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения развертывание содержания по плану; наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики); строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка ( Причастие- это особая форма глагола или самостоятельная часть речи?).

Письмо. Владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения ( развертывание содержания по плану), правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания; писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст изложения элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования); писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста; комментировать позицию авторов по затронутой в исходном тексте проблеме и формировать собственное отношение к ней; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма, раскрывая тему, основную мысль и добиваясь последовательности и связности изложения; формулировать основную мысль сочинения-рассуждения, убедительно аргументировать свою точку зрения, приводя не менее двух доказательств; уместно употреблять цитирование и разные средства связи предложений; осуществлять речевой самоконтроль, оценивая собственное изложение и сочинение с точки зрения содержания и языкового оформления; составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи); совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки; использовать лингвистические словари при написании сочинения, изложения и редактировании текста.

Текстоведение. Проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений, строение текста, языковые и речевые средства, характерные для данного текста); оценивать изобразительно-выразительные средства языка, использованные в тексте.

Фонетика и орфография. Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм .

Морфемика и словообразование.Владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова, исходя из его морфемного состава ( в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон), пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей; опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.

Лексикология и фразеология.Разъяснять лексическое значение слов общественно-политической и морально-этической тематик и правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей; верно использовать термины в текстах научного стиля; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразит ельного словоупотребления; проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможгностях русского языка.

Морфология. Распознавать части речи и их формы в трудных случаях; правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей; определять синтаксическую роль слов разных частей речи; опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа.

Орфография. Применять орфографические правила, объяснять правописание слов с труднопроверяемыми орфограммами. Пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов. Проводить орфографический анализ текста.

Синтаксис и пунктуация. Различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно читать предложения изученных видов; составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам; уместно пользоваться синтаксическими синонимами; правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения; устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи. Применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения. Строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила; проводить пунктуационный анализ текста; аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.