Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» направлена на достижение младшими школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного)при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное; формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
1 класс
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Ученик научится:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД
Ученик научится:
искать и выделять информацию;
анализировать с целью выделения признаков;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
составлять целое из данных элементов;
моделировать знаково-символические действия;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
слышать, слушать и понимать партнера;
планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;
уметь договариваться, вести дискуссию;
правильно выражать свои мысли;
эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 1-м классе являются формирование следующих умений
Ученик научится:
различать, сравнивать:
звуки и буквы;
ударные и безударные гласные звуки;
твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;
звук, слог, слово;
слово и предложение;
кратко характеризовать:
звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);
условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;
решать учебные и практические задачи:
выделять предложение и слово из речевого потока;
проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех — пяти звуков;
выделять в словах слоги;
правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
правильно писать сочетания ча - ща, чу - щу, жи - ши под ударением;
переносить слова;
писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
правильно писать словарные слова, определенные программой;
ставить точку в конце предложения;
грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);
безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15-30 слов;
осознавать цели и ситуации устного общения;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;
использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;
выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
2 класс
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик научится:
аргументировать и координировать свою позицию;
применять установленные правила;
самостоятельно организовывать свое рабочее место;
следовать режиму организации учебной деятельности;
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Познавательные УУД
Ученик научится:
ориентироваться в учебнике;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
самостоятельно разбирать задание и выполнять его.
Коммуникативные УУД
ученик научится:
оформлять свои мысли в устной форме и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения;
владеть способами совместной деятельности в паре, группе;
строить монологичное высказывание.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» во 2-м классе являются формирование следующих умений
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости глухости согласные звуки;
изменяемые и неизменяемые слова;
формы слова и однокоренные слова;
однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
предложения по цели высказывания;
предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;
выделять, находить:
в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
лексическое значение слова в толковом словаре;
основную мысль текста;
решать учебные и практические задачи:
делить слова на слоги;
использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
подбирать однокоренные слова;
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45-60 слов;
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
применять правила правописания:
перенос слов;
проверяемые безударные гласные в корнях слов;
парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
разделительные твердый и мягкий знаки;
правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-;
раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).
Ученик получит возможность научиться:
устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
различать однозначные и многозначные слова;
наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;
подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
определять по предложенным заголовкам содержание текста;
составлять план текста;
определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
3 класс
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
У ученика будут сформированы:
способность ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «Родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг»;
проявлять уважение к своему народу, к своей родине, к русскому языку;
способность к осознанию себя носителем русского языка, языка страны, где он живёт;
формирование эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интереса к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Ученик научится:
Познавательные УУД
Ученик научится:
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности;
определять круг своего незнания;
находить необходимую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схемах, памятках);
наблюдать и делать самостоятельно простые выводы;
анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
устанавливать причинно – следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
участвовать в диалоге;
высказывать свою точку зрения на события, поступки;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
понимать точку зрения другого;
участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;
осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь;
строить понятные высказывания;
различать особенности диалогической и монологической речи.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 3-ем классе являются формирование следующих умений
Ученик научится:
· различать, сравнивать, кратко характеризовать:
– имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
– виды предложений по цели высказывания и интонации;
– главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
· выделять, находить:
– собственные имена существительные;
– личные местоимения 1, 2, 3-го лица;
– грамматическую основу простого двусоставного предложения;
– в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
· решать учебные и практические задачи:
– определять род изменяемых имен существительных;
– устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;
– задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;
– определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-му склонению;
– устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;
– находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
– использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
– подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
– определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
– безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65–80 слов;
– проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
– составлять план собственного и предложенного текста;
– определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
– корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;
– составлять собственные тексты в жанре письма;
· применять правила правописания:
– приставки, оканчивающиеся на з, с;
– непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
– буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
– буквы и, ы после ц в различных частях слов;
– мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
– безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;
– буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;
– безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;
– раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
– знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Ученик получит возможность научиться:
– проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
– устанавливать род неизменяемых имен существительных (наиболее употребительные слова);
– склонять личные местоимения;
– различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;
– находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;
– самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
– разбирать по членам простое двусоставное предложение;
– применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;
– применять правило правописания суффиксов имен существительных ок, -ец, -иц, сочетаний ичк, ечк, инк, енк;
– применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, -ие;
– при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
– писать подробные изложения;
– создавать собственные тексты (писать сочинения) с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;
– соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
4 класс
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
осознание языка как основного средства человеческого общения;
уважение к своему народу, к своей родине, к русскому языку;
осознание себя носителем русского языка;
формирование эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интереса к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Ученик научится:
оценивать предложенные в учебнике ответы;
планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами;
принимать и сохранять учебную задачу;
осуществлять само- и взаимоконтроль;
сравнивать работу с эталоном, анализировать ошибки и исправлять их;
учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.
Познавательные УУД
Ученик научится:
обнаруживать и анализировать смысловые, логические и грамматические ошибки, указывать пути их устранения;
ориентироваться в разнообразии способов решения учебных задач;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
представлять информацию в виде схемы;
ориентироваться в целях и задачах урока с учётом названия блока и темы урока.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
принимать участие в коллективном обсуждении;
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, договариваться о последовательности действий и порядке работы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 4-ом классе являются формирование следующих умений
Ученик научится:
· различать, сравнивать, кратко характеризовать:
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
- слово, словосочетание и предложение;
· выделять, находить:
- начальную форму глагола;
- глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;
- глаголы в формах 1, 2 и 3-го лица;
· решать учебные и практические задачи:
- определять спряжение глагола;
- устанавливать с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- разбирать по членам простое двусоставное предложение;
- использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
- подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
- определять (уточнять) написание слов по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80-100 слов;
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
· применять правила правописания:
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
- не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
- мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
- безударные личные окончания глаголов.
Ученик получит возможность научиться:
· проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;
· проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
· определять вид глагола;
· находить наречие и имя числительное в тексте;
· применять правило правописания суффиксов глаголов -ыва-/ -ива-, -ова- /-ева-;
· применять правила правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;
· применять правило правописания букв а, о на конце наречий;
· применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;
· применять правило слитного и раздельного написания числительных;
· применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;
· при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
· применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);
· письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;
· соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
2.Содержание учебного предмета, курса
1 класс (5 ч в неделю; 165 часов)
В 1 классе минимальное количество часов на изучение предмета «Русский язык» - 54, максимальное – 68. Расчет часов распределяется в зависимости от того, когда в конкретном классе закончилось изучение «Букваря». Так, например, при завершении букварного периода в конце первого полугодия курс русского языка начинается с первых уроков второго полугодия. В этом случае на изучение русского языка предусмотрено 68 часов. Если изучение «Букваря» завершается к концу триместра, то на изучение русского языка отводится 44 часа.
Таким образом, на изучение русского языка в 1 классе отводится 132 часа в год (33 учебные недели по 4 часа в неделю), из них 64 часов – на первое полугодие (16 учебных недель, по 4 часов в неделю), 68 часов на второе полугодие ( 17 учебных недель по 4 часа в неделю).
Добукварный период. Букварный период. Слово и предложение
Выделение предложений из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.
Фонетика
Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак — рак). Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Построение моделей звукового состава, отражающих качественные характеристики звуков (гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.
Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой.
Графика
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости — мягкости предшествующих согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.
Русский алфавит как последовательность букв. Функции небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).
Чтение
Соотношение между звуковой и буквенной формой слова. Позиционный способ обозначения звуков буквами и обусловленный им способ чтения: чтение слога с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Чтение слов, словосочетаний, коротких предложений и текстов. Понимание предложений, небольших рассказов и стихотворений при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании.
Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами как результат совершенствования механизма чтения. Обучение орфоэпическому чтению при переходе к чтению целыми словами. Скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом ребенка. Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Выборочное чтение с целью поиска ответа на поставленный вопрос по данному тексту. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Чтение по ролям.
Использование орфографического чтения как средства самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Восприятие художественного произведения
Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником.
Понимание текста: тема, главная мысль, герой, основная сюжетная линия. Работа с воображаемыми ситуациями («что бы ты сделал на месте героя, как бы ты себя вёл»).
Первоначальное знакомство с литературными жанрами — стихи, рассказы, сказки (народные и авторские), загадки, пословицы и др.
Письмо
Практическое освоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться в пространстве. Поэлементный анализ букв. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Различение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.
Письмо слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Овладение разборчивым аккуратным письмом.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Списывание слов, предложений, небольших текстов. Приемы и последовательность действий при списывании.
Орфография и пунктуация
Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложений.
Развитие речи
Слово. Предложение. Речь. Восприятие речи учителя и одноклассников.
Практическое овладение учебным диалогом: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации.
Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка в условиях бытового и учебного общения.
Составление небольших рассказов описательного и повествовательного характера (на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений). Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
Послебукварный период.
Фонетика и орфоэпия
Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение.
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика и орфография
Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Функции ь:
1) показатель мягкости предшествующего согласного;
2) разделительный.
Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов.
Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм.
Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
сочетания чк,чн;
перенос слов;
непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
знаки препинания в конце предложения.
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Слово и предложение. Пунктуация
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Словообразовательные связи между словами. Родственные слова. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии).
Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированных предложения. Знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи
Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования, поэтому в рабочую программу не внесено изменений
2 класс (4 ч в неделю; 136 часов)
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (42)
Фонетика и графика
Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков.
Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Деление слов на слоги.
Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.
Орфоэпия (изучается во всех разделах курса)
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Слово и предложение
Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением – имена существительные. Слова, называющие признаки – имена прилагательные. Слова, обозначающие действия – глаголы.
Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.
Состав слова (морфемика)
Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Лексика
Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Различение однозначных и многозначных слов.
Представление о прямом и переносном значении слова.
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов.
Слова исконные и заимствованные.
Устаревшие слова.
Фразеологизмы.
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (54)
Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе.
Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
перенос слов;
проверяемые безударные гласные в корнях слов;
парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
разделительные твердый и мягкий знаки;
правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-;
правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, лив;
раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).
Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
«Развитие речи» (20)
(Реализация целей развития устной речи осуществляется во всех разделах учебного предмета «Русский язык»)
Устная речь
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Письменная речь
Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.
Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам.
Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.
Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.
План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Повторение (5)
Резервные уроки (15)
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования.
В авторскую программу внесены изменения в связи с тем, что в учебном плане основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ с. Карамалы-Губеево на русский язык во 2 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю).
Сокращение произошло за счет уплотнения материала в следующих разделах:
Содержание программного материала | Предусмотрено программой | Предусмотрено учебным планом ОУ |
Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний) | 57 ч | 42 ч |
Правописание (формирование навыков грамотного письма) | 58 ч | 54 ч |
Развитие речи | 34 ч | 20 ч |
Повторение | 5 ч | 5 ч |
Резервные уроки | 16 ч | 15 ч |
Итого | 170 ч | 136ч |
3 класс (4 ч в неделю; 136 часов)
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)
Фонетика и графика
Повторение изученного в 1 и 2 классах на основе фонетического разбора слова.
Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Состав слова (морфемика)
Повторение изученного во 2 классе на основе разбора слова по составу.
Синтаксис
Предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство).
Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.
Морфология
Части речи: деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род неизменяемых имен существительных (на примере наиболее употребительных слов). Изменение имен существительных по числам. Изменение имен существительных по падежам. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Различение собственных и нарицательных имен существительных. Наблюдение за одушевленными и неодушевленными именами существительными. Словообразование имен существительных.
Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Словообразование прилагательных.
Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма)
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2 классах.
Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- приставки, оканчивающиеся на з, с;
- соединительные гласные о, е в сложных словах;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
- буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
- буквы и, ы после ц в различных частях слов;
- суффиксы имен существительных -ок-, -ец-, -иц-, сочетания ичк, ечк, инк, енк;
- мягкий знак после шипящих на конце имен существительных;
- безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;
- безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, -ие;
- буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;
- безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
«Развитие речи»
Устная речь
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия партнера при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (смс-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Письменная речь
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текста (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанром письма.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
Повторение
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования, поэтому в рабочую программу не внесено изменений.
В авторскую программу внесены изменения в связи с тем, что в учебном плане основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ с. Карамалы-Губеево на русский язык в 3 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю).
Сокращение произошло за счет уплотнения материала в следующих разделах:
Содержание программного материала | Предусмотрено программой (ч) | Предусмотрено учебным планом ОУ(ч) |
Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний) Фонетика и графика Состав слова (морфемика) Синтаксис Морфология | 62 ч 3 ч 4 ч 18 ч 37 ч | 57 ч 3 ч 4 ч 18 ч 32 ч |
Правописание (формирование навыков грамотного письма) | 53 ч | 57 ч |
Развитие речи | 30 ч | 19 ч |
Резервные уроки | 25 ч | 3 ч |
Итого | 170 ч | 136 |
4 класс (4 ч в неделю; 136 часов)
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)
Фонетика и графика
Повторение изученного на основе фонетического разбора
Орфоэпия (Изучается во всех разделах курса)
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Состав слова (морфемика)
Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.
Морфология
Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора.
Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения 1-го и 2-го спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении.
Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий.
Имя числительное: общее значение.
Синтаксис
Синтаксический анализ простого предложения.
Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании.
Различение простых и сложных предложений.
«Правописание» (формирование навыка грамотного письма)
Повторение правил правописания, изученных в 1- 3 классах.
Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применением:
· непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определённые программой: акварель, аккуратно, аллея, альбом, аппетит, аппликация, аромат, бассейн, биография, богатство, бутерброд, викторина, волшебник, восемь, горизонт, готов, двенадцать, диалог, директор, ещё, желать, железо, забавный, изложение, изображение, иногда, искусство, истина, кабинет, камыш, капитан, килограмм, километр, командир, комета, конверт, корабль, коридор, кроссворд, лиловый, матч, металл, минута, надежда, обида, оборона, огонь, одиннадцать, отечество, охотник, памятник, пассажир, пейзаж, перрон, печаль, портрет, похожий, правительство, председатель, представление, приглашение, приятно, происшествие, путешествие, район, революция, решать, сверху, свитер, свобода, секрет, ситуация, снизу, совсем, сочинение, ссора, сумма, тайга, телеграмма, фантазия, федерация, финиш, фиолетовый, хозяин, шоссе, экипаж, экскурсия, экспресс, электричество, электростанция, эскалатор, якорь);
· не с глаголами;
· мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
· мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
· безударные личные окончания глаголов;
· суффиксы глаголов -ива-/ -ыва, -ова-/ -ева-;
· гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;
· буквы а, о на конце наречий;
· мягкий знак на конце наречий;
· слитное и раздельное написание числительных;
· мягкий знак в именах числительных;
· запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
«Развитие речи»
Устная речь
Адекватное использование языковых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Письменная речь
Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения–повествования, сочинения-рассуждения, сочинения–описания (без заучиваниями учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текста (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи. Создание собственных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи.
«Повторение»
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования, поэтому в рабочую программу не внесено изменений.
В авторскую программу внесены изменения в связи с тем, что в учебном плане основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ с. Карамалы-Губеево на русский язык в 4 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю).
Сокращение произошло за счет уплотнения материала в следующих разделах:
Раздел программы | Количество часов |
Авторская программа | Рабочая программа |
Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний) Фонетика и графика Состав слова (морфемика) Морфология: Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора Глагол Наречие Имя числительное Синтаксический анализ простого предложения Словосочетание Различение простых и сложных предложений | 54 ч 1 ч 1 ч 36 ч 6 22 5 3 16 ч 4 7 5 | 52ч 1 1 34 6 20 5 3 16 4 7 3 |
Правописание | 52 ч | 51 |
Развитие речи | 29 ч | 28 |
Повторение | | 5 |
ИТОГО | 170 | 136 |
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Авторская программа | Рабочая программа | Рабочая программа по классам |
1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл |
| 1 класс | | | | | | |
1. | Добукварный период | 16 | 16 | 16 | | | |
2. | Букварный период | 64 | 49 | 49 | | | |
3. | Послебукварный период | 85 | 67 | 67 | | | |
| Итого: | 165 | 132 | 132 | | | |
| 2-4 класс | | | | | | |
1. | Раздел I. Как устроен наш язык | 173 | 162 | | 42 | 57 | 52 |
2. | Раздел II. Правописание | 163 | 171 | | 54 | 57 | 51 |
3. | Раздел III. Развитие речи | 93 | 83 | | 20 | 19 | 28 |
| Повторение | 5 | 5 | | 5 | | 5 |
| Резервные уроки | 76 | 55 | | 152 | 3 | |
Общее количество часов: | 675 | 641 | 165 | 136 | 136 | 136 |