Рассмотрено на заседании МО Протокол №__ от «__»_________2016 | Утверждаю Директор школы ___________/Н.В.Лысенко/ приказ №__ от «__»____________2016 |
МКОУ Криушанская средняя общеобразовательная школа
Панинского муниципального района Воронежской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии в 10 - 11 классах
на 2016 - 2017 учебный год
Учитель первой квалификационной категории
Молчевский Сергей Сергеевич
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного ) общего образования по технологии (базовый уровень) к учебнику Технология.10 – 11класс./ Под ред. Симоненко В.Д. - Вентана –Граф,2015г.
- на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования;
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016 -2017 учебный год, с учетом требований к оснащению общеобразовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;
- методического письма «О преподавании учебного предмета «Технология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».
Специфика предмета.
Программа предполагает двухлетнее обучение в 10 кассе – 68 часов, в 11 классе - 68 часов, из расчета 1 час в неделю.
Место предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение технологии в 10 и 11 классе отводится не менее 68 часов, из расчета 1 ч. в неделю в каждом классе.
Планируемые результаты.
Основными результатами освоения учащимися образовательной области «Технология» являются:
овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда;
овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
наличие умений ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Цели изучения курса
Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Задачи предмета :
- ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новым формам организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
- ознакомить с базовыми экономическими понятиями и категориями, дающими возможность принимать эффективные экономические и организационные решения в условиях конкуренции и меняющейся социально-экономической ситуации;
- сформировать экономическую культуру, экономическое мышление;
- воспитывать уважение к частной собственности, прививать этику предпринимательской деятельности;
ознакомить с рыночным механизмом превращения имеющихся знаний и умений в конечный потребительский продукт посредством организации предпринимательской деятельности;
отрасли современного производства и сферы услуг;
ведущие предприятия региона;
творческие методы решения технологических задач;
назначение и структуру маркетинговой деятельности на предприятиях;
основные функции менеджмента на предприятии;
основные формы оплаты труда;
порядок найма и увольнения с работы;
содержание труда управленческого персонала и специалистов распространенных профессий;
устойчивость конъюнктуры по отдельным видам работ;
источники информации о вакансиях для профессионального образования и трудоустройства;
пути получения профессионального образования и трудоустройства.
повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
воспитать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.
Одна из важных задач – научить учащихся добросовестно производить и реализовывать товары и услуги; осуществлять смелые, важные и трудные проекты; сформировать готовность добровольно брать на себя трудные дела, идти на риск, связанный с реализацией новых, дерзких идей; придумывать новые или улучшать существующие товары и услуги.
Знать:
- понятия о профессиях и профессиональной деятельности, сферы трудовой деятельности;
- понятия об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- цели и задачи экономики, место предпринимательства в экономической структуре общества; принципы и формы предпринимательства, источники его финансирования;
- порядок создания предприятий малого бизнеса, организационно-правовые формы,
- чем отличается предпринимательство от других видов экономической деятельности, что такое предпринимательский риск,
- условия прибыльного производства;
- роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей
- кто может быть участником предпринимательской деятельности,
- какие документы дают право на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.
Уметь:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- осуществлять самоанализ развития своей личности;
- анализировать информацию о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- иллюстрировать на конкретных примерах роль предпринимательства в экономической жизни общества;
- выдвигать деловые идеи;
- характеризовать отдельные виды предпринимательской деятельности;
- изучать конъюнктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции, разрабатывать бизнес-план.
- находить необходимые сведения о товарах и услугах, используя различные источники информации;
- распределять обязанности при коллективном выполнении трудового задания;
- решать технологические задачи с применением методов творческой деятельности;
- планировать и организовывать проектную деятельность и процесс труда;
- уточнять и корректировать профессиональные намерения.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ ДЛЯ:
повышения активности процесса и результатов своего труда;
поиска и применения различных источников информации;
соотнесения планов трудоустройства, получения профессионального образования;
составления резюме при трудоустройстве.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 10 КЛАСС
1. ТЕХНОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ – 17 ЧАСОВ
Теоретические сведения. Понятие «культура», виды культуры. Материальная и духовная составляющие культуры, их взаимосвязь. Понятия «технология» и «технологическая культура». Технология как область знания и практическая деятельность человека. Виды промышленных технологий. Технологии непроизводственной сферы и универсальные технологии. Технологические уклады и их основные технические достижения. Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. Взаимовлияние уровня развития науки, техники, технологий и рынка товаров и услуг. Виды технологий. Характерные особенности технологий различных отраслей производственной и непроизводственной сферы. Природоохранные технологии.
Практические работы. Подготовка доклада об интересующем открытии в области науки и техники. Попытка реконструкции исторической ситуации (открытие колеса, приручение огня, зарождение металлургии, и.т.д.).
Практические работы.
1. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – 18 ЧАСОВ ( проектная деятельность - 8 часов)
Теоретические сведения. Проектирование как создаю новых объектов действительности. Особенности современного проектирования. Возросшие требования к проектированию. Технико-технологические, социальные, экономически экологические, эргономические факторы проектирования. Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика. Этапы проектирования. Формирование идей и предложений. Методы решения творческих задач. Логические и эвристические приемы решения практических задач. Планирование профессиональной и учебной проектной деятельности. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, пошаговое планирование действий. Алгоритм проектирования методы решения творческих задач . Процесс решения-мозговой штурм и метод обратной мозговой атаки. Меитод контрольных вопросов. Синектика, применение морфологического анализа при решении задач. Непредвиденные обстоятельства в проектировании, действия по коррекции проекта. Алгоритмический метод решения изобретательных задач. \защита интеллектуальной собственности. Исследовательский проект и его защита.
Практические работы.
Творческие работы : «Создание товарного знака продукта»
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 11 КЛАСС
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА 19 ЧАСОВ
Подготовка к профессиональной деятельности
Теоретические сведения. Определение жизненных целей и задач. Составление плана действий по достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств. Обоснование выбора специальности и выбора учебного заведения. Способы изучения рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.
Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг. Пути получения образования, профессионального и служебного роста. Виды и уровни профессионального образования и профессиональная мобильность.
Формы самопрезентации. Содержание резюме.
Практическая работа. Выполнение проекта « Интересная профессия» ( по выбору)
Творческая проектная деятельность (15 часов )
В течение отведённого времени ученики выполняют проект по уточнению своих профессиональных намерений «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».
Обсуждение идей и исследований. Оценка возможностей, необходимых для выполнения проекта. Сбор и обработка необходимой информации. Планирование работы.
Практическая деятельность по выполнению проекта. Консультации по выполнению практической части проекта. Корректировка деятельности. Оформление пакета документации.
Оценка качества выполненной работы. Подготовка к защите и защита проекта.
Проектная деятельность – 8 часов
Творческий проект. «Мои жизненные планы и профессиональная карьера» ( или по выбору)
Учебно-тематический план 10 класс
№ | Раздел темы | 10 класс, часов |
теория | практика |
1 | Технология в современном мире -17 часов. |
2 | Технология и техносфера. Технология как часть общечеловеческой культуры | 1 | |
3 | Виды технологий. Технологии электроэнергетики | 1 | 1 |
4 | Технологии индустриального производства | | 1 |
5 | Технологии производства сельскохозяйственной продукции | 1 | 1 |
6 | Технологии агропромышленного Производства (АПК) | 1 | |
7 | Технологии легкой промышленности и пищевых производств | | 1 |
8 | Природоохранные технологии Проектно исследовательская деятельность | 1 | 1 |
9 | Перспективные направления развития современных технологий | 1 | 1 |
10 | Новые принципы организации современного производства –инновационная деятельность | 1 | |
11 | Информационный проект | | 3 |
12 | Особенности современного проектирования | 1 | |
Технология проектной деятельности -18 часов |
13 | Алгоритм проектирования | 1 | |
14 | Методы решения творческих задач Логические и эвристические методы решения задач. Творческая работа «Создание товарного знака нового продукта или предприятия» | 1 | 1 |
15 | Процесс решения творческих задач. Мозговой штурм-эффективный метод решения творческих задач. | 1 | |
16 | Метод обратной мозговой атаки | 1 | |
17 | Метод контрольных вопросов поиска решений творческих задач | | 1 |
18 | Синектика | | 1 |
19 | Применение морфологического анализа при решении задач. | | 1 |
20 | Метод фокальных объектов | 1 | |
21 | Алгоритмические методы решения изобретательных задач | | 1 |
22 | Защита интеллектуальной собственности | 1 | |
23 | Мысленное построение нового изделия | | 1 |
24 | Исследовательский проект | 1 | 3 |
| Итого | 15 | 19 |
Учебно-тематический план 11 класс
№ | Раздел темы | 11 класс, часов |
I.Технология в современном мире -19 часов. | теория | практика |
1 | Понятие профессиональной деятельности. Структура и организация производства в профессиональной деятельности | 1 | |
2 | Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности | 1 | |
3 | Нормирование труда | | 1 |
4 | Оплата труда | 1 | 1 |
5 | Культура труда | 1 | |
6 | Научная организация труда Практическая работа | | 1 |
7 | Профессиональное становление личности. Этапы становления. Профессиональная карьера | 1 | 1 |
8 | Сферы профессиональной Деятельности. Рынок труда и профессий | 1 | 3 |
9 | Виды профессиональнного образования | 1 | 1 |
10 | Профессиональный рост | 1 | |
11 | Трудоустройство | 1 | 1 |
12 | Самопрезентация | | 1 |
Технология проектной деятельности -15 часов |
13 | Проектная деятельность Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера» (проект по выбору) | 1 | |
14 | Исследовательский этап выполнения проекта | | 1 |
15 | Технологический этап выполнения проекта | | 3 |
16 | Оформление проекта | | 3 |
17 | Анализ проектной деятельности | | 2 |
18 | Презентация результатов проектной деятельности | | 2 |
19 | Защита проектов | | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
№ | Дата проведения | Разделы Тема урока | Кол-во часов | Ключевые понятия и термины | Планируемые результаты освоения обучающимися учебной программы | Тип урока | Д/З | Примечание |
план | факт |
I.Технология в современном мире -17 часов. | |
1 | 1.09-10.09 | | Технология и техносфера. Технология как часть общечеловеческой культуры | 1 | Технология как часть общечеловеческой куль- туры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения | Знать: • определение понятия «культура»; • основные виды культуры; • определение понятия «технология». Уметь: • приводить примеры взаимосвязи материальной и духовной культуры; • приводить примеры влияния технологий на общественное развитие | Комбинирован. | §8 Стр. 51-62 | |
2-3 | 12.09-17.09 19.09-24.09 | | Виды технологий. Технологии электроэнергетики Практическая работа | 2 | Взаимовлияние уровня развития науки, техники, технологий и рынка товаров и услуг. Виды технологий. Характерные особенности технологий различных отраслей производственной и непроизводственной сферы. Технологии электроэнергетики и их альтернатива | Знать; виды технологий; характерные особенности технологий различных отраслей производственной и непроизводственной сферы. Уметь; объяснять сущность взаимовлияния уровня развития науки, техники и технологий и рынка товаров и услуг; приводить примеры технологий производственной и непроизводственной сферы | Комбинирован | §9 Стр. 62-70 | |
4 | 26.09-01.10 | | Технологии индустриального производства Практическая работа | 1 | Современные технологии машиностроения, обработки конструкционных материалов, пластмасс. Современные технологии электротехнического и радиоэлектронного производства. Современные технологии строительства. Современные технологии легкой промышленности и пищевых производств. Автоматизация и роботизация производственных процессов | Знать: основные виды современных технологий индустриального производства; характерные особенности современных технологий индустриального производства. Уметь: • приводить примеры наиболее распространенных современных технологий в различных отраслях индустриального производства | Комбинирован | §10 Стр. 70-73 | |
5-6 | 03.10-08.10 10.10-15.10 | | Технологии производства сельскохозяйственной продукции Практическая работа | 2 | Современные технологии производства сельскохозяйственной продукции | Знать: • основные виды современных технологий производства сельскохозяйственной продукции; • характерные особенности современных технологий производства сельскохоз. продукции Уметь: приводить примеры эффективного применения технологий производства сельскохозяйственной продукции | Комбинирован | §11 Стр. 73-78, 78-82 Доклад | |
7 | 17.10-22.10 | | Технологии агропромышленного Производства (АПК) | 1 | Современные технологии АПК Научные открытия, оказавшие значительное влияние на развитие технологий | Знать: • основные сферы АПК; • характерные особенности современных технологий АПК . Уметь: приводить примеры эффективного применения технологий производства сельскохозяйственной продукции | Комбинирован | §11 Стр. 83-85 Доклад | |
8 | 24.10-29.10 | | Технологии легкой промышленности и пищевых производств Практическая работа | 1 | Современные технологии производства легкой промышленности и пищевой промышленности | Знать: • основные отрасли легкой промышленности • основные отрасли пищевой промышленности • характерные особенности. Уметь: приводить примеры | Комбинирован | §12 Стр. 85-94 | |
9-10 | 07.11-12.11 14.11-19.11 | | Природоохранные технологии Проектно исследовательская деятельность | 2 | Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы современного общества Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды Методы и средства оценки Экологического состояния окружающей среды. Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов Рациональное размещение производства для снижения экологических последствий хозяйственной деятельности | Знать: • основные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека. • определения понятий «экологический мониторинг», «экологическая экспертиза»; • методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды; • предельно допустимые нормативы содержания вредных веществ в атмосфере, почве, воде; • способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду. Уметь: • указывать причины неблагополучного экологического состояния местной окружающей среды; • приводить примеры влияния хозяйственной деятельности человека на местную окружающую среду • приводить примеры экологически чистых и безотходных технологий | Комбинирован | §13 Стр. 95-104 Доклад | |
11-12 | 21.11-26.11 28.11-03.12 | | Перспективные направления развития современных технологий Практическая работа | 2 | Возрастание роли информационных технологий. Нанотехнологии | Знать: • основные виды современных перспективных технологий; • определения понятий «информационные технологии»; «нанотехнологии»; • основные сферы применения современных перспективных технологий. Уметь: • приводить примеры применения современных перспективных технологий во всех сферах жизни общества | Комбинирован | §14 Стр. 105-116 §14 Стр.116-127 Доклад Нанотехнологии | |
13 | 5.12-10.12 | | Новые принципы организации современного производства -инновационная деятельность | 1 | Значение инновационной Деятельности предприятия в условиях конкуренции. Инновационные продукты и технологии | Знать: • определение понятия «инновационная деятельность»;• сущность инновационной деятельности предприятия. Уметь: приводить примеры инновационных продуктов и технологий; определять возможные направления инновационной деятельности в рамках образовательного учреждения или для удовлетворения собственных потребностей | Комбинирован | §15 Стр. 127-134 Доклад. Подготовка информационного проекта | |
14-16 | 12.12-17.12 19.12-24.12 26.12-30.12 | | Информационный проект | 3 | Понятие информационного проекта, его особенности. Этапы выполнения: 1.Цель проекта 2.Предмет поиска 3. Поиск источников информации 4. обработка информации 5. оформление результата Презентация проекта | Знать: понятие информационного проекта, алгоритм выполнения, правила оформления. Уметь: • указывать причины неблагополучного экологического состояния местной окружающей среды; • приводить примеры влияния хозяйственной деятельности человека на местную окружающую среду • приводить примеры экологически чистых и безотходных технологий | Комбинирован | Подготовка информаионного проекта | |
17 | 16.01-21.01 | | Особенности современного проектирования Защита проекта | 1 | Требования к проектированию, законы художественного конструирования и экспертиза изделия. Оценка изделия | Знать: • сущность проектирования; • особенности экспертной оценки. Уметь: • использовать изученные методы при решении творческих задач | Комбинирован | §1 Стр. 6-12 | |
Технология проектной деятельности -18 часов | |
18 | 23.01-28.01 | | Алгоритм проектирования | 1 | Этапы проектирования. Формирование идей и предложений | Знать: • сущность алгоритма проектирования; • Принципы банка идей и предложений Уметь: • использовать изученные методы при решении творческих задач | Комбинирован | §2 Стр.13-17 | |
19 - 20 | 30.01-04.02 06.02-11.02 | | Методы решения творческих задач Логические и эвристические методы решения задач. Творческая работа Создание товарного знака предприятия | 2 | Методы решения творческих задач. Логические и эвристические приемы решения практических задач. | Знать: • сущность эвристических приемов решения практических задач; • особенности применения эвристических приемов решения творческих задач. Уметь: • использовать изученные методы при решении творческих задач | Комбинирован | §3 Стр. 17-21 | |
21 | 13.02-18.02 | | Процесс решения творческих задач. Мозговой штурм-эффективный метод решения творческих задач. Практическая работа | 1 | Цели и правила проведения мозгового штурма (атаки) | Знать: • определение понятия «мозговой штурм»; • условия применения метода мозгового штурма; • правила проведения мозгового штурма. Уметь; • формулировать цели мозгового штурма; • применять метод мозгового штурма с учетом решаемой задачи | Комбинирован | §4 Стр. 22-24, | |
22 | 20.02-25.02 | | Метод обратной мозговой атаки Практическая работа | 1 | Метод недостатков- ключ к совершенству Диверсионный метод | Знать: суть метода обратной М.А. Уметь: Использовать обратную М.А. для обнаружения скрытых задач | Комбинирован | §4 Стр. 25-26 | |
23 | 27.02-04.03 | | Метод контрольных вопросов поиска решений творческих задач Практическая работа | 1 | Цели и правила проведения морфологического анализа | Знать: сущность метода «контрольных вопросов»; порядок проведения метода контрольных вопросов Уметь: применять метод контрольных вопросов | Комбинирован | §4 Стр.26-28 | |
24 | 06.03-11.03 | | Синектика Практическая работа | 1 | Способы различных эффектов , используемые при решении задач | Знать: • рабочие механизмы Уметь: • использовать банк эффектов при решении простейших практических задач | Комбинирован | §4 Стр. 28-30 | |
25 | 13.03-18.03 | | Применение морфологического анализа при решении задач. Функционально-стоимостной анализ | 1 | Решение творческих задач с помощью морфологического анализа | Уметь: применять метод морфологического анализа при решении творческих | Комбинирован | §4 Стр. 31-33 | |
26 | 20.03-23.03 | | Метод фокальных объектов | 1 | Нестандартные методы поиска решений | Уметь пользоваться данным методом при решении творческих Задач | Комбинирован | §4 Стр. 34-36 | |
27 | 03.04-08.04 | | Алгоритмические методы решения изобретательных задач | 1 | Алгоритмические методы поиска решений. АРИЗ. Основные рабочие механизмы АРИЗ | Знать: • сущность алгоритмических методов поиска решений творческих задач; • особенности АРИЗ; • рабочие механизмы АРИЗ. Уметь: • приводить примеры задач, требующих при решении применения АРИЗ | Комбинирован | Работа над прикладным проктом | |
28 | 10.04-15.04 | | Защита интеллектуальной собственности | 1 | Понятие интеллектуальной собственности. Способы защиты авторских прав. Публикации | Знать: • определение понятия «интеллектуальная собственность»; • виды интеллектуальной собственности; • сущность понятия «авторское право»; • способы защиты авторских прав; • основы законодательства по защите авторских прав | Комбинирован | §4 Стр. 39-42 | |
29 | 17.04-22.04 | | Мысленное построение нового изделия | 1 | Постановка целей и изыскание средств проектирования.. Материализация проекта. | Знать: • сущность алгоритма проектирования; • Принципы банка идей и предложений Уметь: • использовать изученные методы при решении творческих задач | Комбинирован | §7 Стр. 42-50 | |
30-33 | 24.04-28.04 01.05-06.05 08.05-13.05 15.05-20.05 | | Исследовательский проект. | 4 | Проектная деятельность, основные этапы, особенности проекта, исследовательский этап; технологический этап анализ проектной деятельности; презентация результатов проектной деятельности | Знать основные понятия, алгоритм выполнения Уметь: определять цель и задачи исследования, решения творческих задач в технологической деятельности. | Комбинирован | Подготовка исследовательского проекта | |
34 | 22.05-31.05 | | Защита проектов | 1 | Защита проектов разработанных учащимися | | | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС
№ | Дата проведения | Разделы Тема урока | Кол-во часов | Ключевые понятия и термины | Планируемые результаты освоения обучающимися учебной программы | Тип урока | Домашнее задание | Примечание |
план | факт |
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА-19 часов | |
1 | 1.09-10.09 | | Понятие профессиональной деятельности. Структура и организация производства в профессиональной деятельности | 1 | Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. | Знать: • определения понятий рофессиональной деятельности • сущность понятий специализация и формы разделения труда Уметь: • приводить примеры предприятий региона, относящихся к различным отраслям | Комбинирован | §16 Стр. 135-139 | |
2-3 | 12.09-17.09 19.09-24.09 | | Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности | 2 | Понятия сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности. Отрасли производства, занимающие ведущее мерто в регионе. Перспективы экономического развития региона | Знать: • определения понятий «сфера профессиональной деятельности», «отрасль»; • сущность понятий «сфера материального производства», «непроизводственная сфера»; «структура производства»; •перспективы экономического развития региона; •отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе. Уметь: • приводить примеры предприятий региона, относящихся к различным отраслям | Комбинирован | §16 Стр 139-145. доклад | |
4 | 26.09-01.10 | | Нормирование труда Практическая работа | 1 | Основные направления нормирования труда в соответствии с технологией и трудоемкостью процессов производства: норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания, норма численности, норма управляемости. Методика установления и пересмотра норм. | Знать: • определения понятий «норма труда», «норма времени», «норма выработки», «норма времени обслуживания», «норма численности», «норма управляемости»; • методы установления норм. Уметь: • выбирать методы установления норм в зависимости от вида работ | Комбинирован | §17 Стр. 146-150 | |
5-6 | 03.10-08.10 10.10-15.10 | | Оплата труда. Культура труда. Практическая работа | 2 | Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства производства. Повременная оплата труда в государственных предприятиях в соответствии с квалификацией и тарифной сеткой. Сдельная, сдельно-премиальная, аккордно-премиальная формы оплаты труда. Контрактные формы найма и оплаты труда | Знать: • определение понятия «оплата труда»; • сущность основных форм оплаты труда. Уметь: • сопоставлять достоинства и недостатки различных форм оплаты труда; • определять преимущественные области применения различных форм оплаты труда; • выбирать предпочтительную форму оплаты труда в зависимости от вида предприятия, формы собственности | Комбинирован | §17 Стр. 150-154 | |
7 | 17.10-22.10 | | Культура. | 1 | Факторы, влияющие на эффективность деятельности организации. Менеджмент в деятельности организации. Обеспечение качества производимых товаров и услуг. Организационные и технические возможности повышения качества товаров и услуг. | Знать: • сущность понятий «эффективность деятельности организации», «технологическая дисциплина», «безопасность труда», «эстетика труда»; • определения понятий «рентабельность», «эффект», «культура труда», «научная организация труда»; • основные компоненты культуры труда; • роль менеджмента в деятельности организаций; •возможные варианты повышения качества то варов и услуг | Комбинирован | §18 Стр. 154 | |
8 | 24.10-29.10 | | Научная организация труда Практическая работа | 1 | Научная организация как основа культуры труда. Основные направления НОТ: разделение и кооперация труда, норми- рование труда, совершенствование методов и приемов труда, обеспечение условий труда, рациональная организация рабочего места. Эстетика труда. Разработка проекта рабочего места в соответствии с требованиями НОТ | Знать: • определения понятий «технологическая дисциплина», «рабочее место», «организация рабочего места», «техника безопасности», «производственный дизайн»; • основные направления научной организации труда; « условия рациональной организации рабочего места. Уметы • использовать основные направления НОТ при организации собственной учебной деятельности; • анализировать состояние своего рабочего места; • разрабатывать проект своего рабочего места в соответствии с требованиями НОТ | Комбинирован | Конспект | |
9-10 | 07.11-12.11 14.11-19.11 | | Профессиональное становление личности. Этапы становления. Профессиональная карьера Практическая работа | 2 | Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Отрасли производства, занимающие ведущее мерто в регионе. Перспективы экономического развития региона | Знать: • определения понятий «сфера профессиональной деятельности», «отрасль»; • сущность понятий «сфера материального производства», «непроизводственная сфера»; «структура производства»; •перспективы экономического развития региона; •отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе. Уметь: • приводить примеры предприятий региона, относящихся к различным отраслям | Комбинирован | §19 стр 161-167. | |
11-13 | 21.11-26.11 28.11-03.12 5.12-10.12 | | Сферы профессиональной Деятельности. Рынок труда и профессий Творческий проект « Интересная профессия» | 3 | Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Характеристика массовых профессий сферы производства и сервиса | Знать: • определения понятий «сфера профессиональной деятельности», «отрасль»; • сущность понятий «сфера материального производства», «непроизводственная сфера»; «структура производства»; •перспективы экономического развития региона; •отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе. Уметь: • приводить примеры предприятий региона, относящихся к различным отраслям | Комбинирован | §20 стр 167-170 Подготовка творческого проекта «Интересная профессия» | |
14 | 12.12-17.12 | | Виды профессиональнного образования | 1 | Формы современной кооперации труда. Основные виды работ и профессий. Профессиональная специализация и профессиональная мобильность. Функции работников вспомогательных подразделений. Роль образования в расширении профессиональной мобильности | Знать: •сущность понятий «кооперация труда», «профессиональная специализация», «профессиональная мобильность»; •формы современной кооперации труда. Уметь: * анализировать требования к образовательному уровню и квалификации работников конкретной профессии | Комбинирован | §20 стр 171-174 | |
15- 16 | 19.12-24.12 26.12-30.12 | | Профессиональный рост | 2 | Пути получения образования, профессионального и служебного роста. Виды и уровни профессионального образования и профессиональная мобильность. Виды карьерного роста: по горизонтали, по вертикали | Знать: • определение понятия «профессиональный рост»; • возможные пути получения профессионального образования; • виды карьерного роста. Уметь: • приводить примеры различных путей получения профессионального образования; • сопоставлять свои профессиональные планы с личностными склонностями и возможностями; • обосновывать свой выбор вида карьеры | Комбинирован | Доклад Конспект | |
17-18 | 16.01-21.01 23.01-28.01 | | Трудоустройство | 2 | Понятие резюме, принципы составления резюме | Знать принципы построения резюме. | Комбинирован | §21 стр 175-177 | |
19 | 30.01-04.02 | | Самопрезентация | 1 | Формы самопрезентации. Содержание резюме | Знать: • определения понятий «самопрезентация», «резюме»; • формы самопрезентации; • структуру и содержание резюме; •виды резюме. Уметь: • составлять резюме, используя различные его виды | Комбинирован | §21 стр 178-180 | |
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ- 15 часов | |
1 | 06.02-11.02 | | Проектная деятельность. Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера» (проект по выбору) | 1 | Проект как средство решения возникших проблем. Основные типы проектов. Этапы выполнения проекта. Осознание проблемы. Формулировка темы проекта. Обоснование типа проекта. Ознакомление с инновациями в данной области | Знать: • сущность проектной деятельности; • типы проектов; • основные этапы выполнения проектов; • содержание этапов выполнения проекта. Уметь: • формулировать проблему проекта; • обосновывать актуальность проблемы; • формулировать тему проекта; • обосновывать тип проекта | Комбинирован. | Работа над проектом | |
2-3 | 13.02-18.02 20.02-25.02 | | Исследовательский этап выполнения проекта | 2 | Формулировка задач. Планирование работы по организации выполнения проекта. Сбор материала. Выявление и исследование основных параметров и ограничений. Разработка и оформление альтернативных идей проекта. Обоснование выбора базового варианта проекта | Уметь: • формулировать задачи проекта; • планировать проектную деятельность; • определять источники информации, необходимые для решения проблемы проекта; • выявлять и исследовать основные параметры и ограничения; • разрабатывать и оформлять альтернативные идеи проекта; • обосновывать выбор базового варианта проекта | Комбинирован | Работа над проектом | |
4-6 | 27.02-04.03 06.03-11.03 13.03-18.03 | | Технологический этап выполнения проекта | 3 | Особенности выполнения технологического этапа для разных типов проектов | Знать: • особенности выполнения технологического этапа для разных типов проектов. Уметь: • осуществлять самоконтроль своей деятельности при выполнении технологического этапа проекта; • корректировать последовательность операций в соответствии с промежуточными результатами своей деятельности на технологическом этапе проекта | Комбинирован | Работа над проектом | |
7-9 | 20.03-23.03 03.04-08.04 10.04-15.04 | | Оформление проекта | 3 | Требования к оформлению пояснительной записки проектной работы | Знать: • требования к оформлению пояснительной записки проектной работы. Уметь: • оформлять пояснительную записку своего проекта | Комбинирован | Работа над проектом | |
10-11 | 17.04-22.04 24.04-28.04 | | Анализ проектной деятельности | 2 | Рефлексивно-оценочный этап выполнения проекта. Методы Оценки качества материального объекта или услуги. Критерии оценивания соблюдения технологического процесса при выполнении проекта. Анализ проделанной работы и выводы по результатам проекта. Критерии оценивания результатов проектной деятельности. Экспертная оценка. Анализ практической востребованности проекта | Знать: • сущность понятий «оценка качества», «экспертная оценка»; • критерии оценки качества материального объекта или услуги; • критерии оценивания соблюдения технологического процесса; • критерии оценки результатов проектной деятельности. Уметь: • осуществлять анализ проделанной работы; • оценивать качество результатов собственной проектной деятельности; • делать выводы по результатам проекта; • анализировать практическую востребованность проекта | Комбинирован | Индивидуальный устный опрос | |
12-13 | 01.05-06.05 08.05-13.05 | | Презентация результатов проектной деятельности | 2 | Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Организация взаимодействия участников презентации. Подготовка презентации проекта | Знать: • возможные формы презентации; • особенности восприятия вербальной и визуальной информации; • методы подачи информации при презентации. Уметь: • определять цели презентации; • выбирать форму презентации; • использовать технические средства в процессе презентации; • лаконично и аргументированно отвечать на вопросы оппонентов на защите проекта | Комбинирован | Работа над проектом | |
14-15 | 15.05-20.05 22.05-31.05 | | Защита проектов | 2 | Защита проектов разработанных учащимися | | | | |
№ п/п | Приблизительные Темы практических работ для 10-11 класса |
| Проверьте себя в сфере экологии. Отношение людей с природой. Три направления отношений человека с природой: человек познаёт природу; человек преобразует природу; человек изучает и формирует отношения в обществе, связанные с использованием и охраной природных объектов. |
| .Человек, среда, машины и автоматы. Инженерная психология. Виды операторской деятельности (оператор-технолог, оператор-манипулятор, оператор-наблюдатель, оператор-исследователь). Эргономика. Антропометрия. Ориентация техники и человека. Проектирование технических объектов. |
| Где и как искать работу. Книги, газеты, Интернет. Этапы получения работы. Восемь правил выбора работы и поиска рабочего места. Пути достижения успеха на рынке труда. Объявления, кадровые агентства, биржа труда. Поиск работы с помощью родственников, друзей и знакомых. |
| Как подготовиться к собеседованию с потенциальным работодателем? «Сбор информации». Правила поведения при прохождении собеседования. «Учебно-тренировочное» собеседование. Анализ «учебно-тренировочного» собеседования и выводы из него. |
| Как провести эффективное собеседование? Пять этапов эффективного собеседования: 1)Установление контакта. (Визуальная психодиагностика). 2)Выслушивание. 3)Аргументация-демонстрация. 4)Ответы на вопросы. Вопросы, часто встречающиеся на собеседовании и рекомендации по ответу. 5)«Осуществление продажи». |
| Как пройти психологическое тестирование? Различные виды психологических тестов: личностные опросники; интеллектуальные тесты. Рекомендации по прохождению психологического тестирования. |
| Как закрепиться на рабочем месте? Период «острой адаптации». Период «оптимистических ожиданий». Период «вторичной адаптации». Главные рабочие качества человека позволяющие закрепиться на рабочем месте: ответственность; заинтересованное отношение к делу; преданность; конструктивное отношение к критике. Несколько полезных советов. |
| Проектные работы: Составление собственного резюме , |
| Товарный знак нового продукта |
| Мои жизненные планы и профессиональная карьера |
Учебно - методический комплекс
Учебники
Учебник «Технология» базовый уровень 10-11 класс для учащихся общеобразовательной школы под редакцией В.Д. Симоненко М. «Вентана-Граф» 2015г.
Учебник «Технология Профессиональный успех» 10-11 Под редакцией С.Н. Чистяковой М. – Просвещение 2014 г.
3. Леонтьев А.В. Капустин В.С. Сасова И.А. Технология: Учебник для 10-11 класс / Под. Ред. И.А.Сасовой. – М. Просвещение, 2010
Методическая литература
Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ: www.mon.gov.ru.
Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 1-4 кл., 5-11 кл. – М.: Просвещение, 2010.-240 с.
Сборник нормативных документов. Технология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.-198 с.
Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Книга для учителя. М.: Вентана-Графф, 2003.-268 с.
Технология. Базовый уровень: 10 - 11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: «Вентана-Граф», 2009.-112 с.
Технология.10-11 классы. Рабочие программы, элективные курсы. Методическое пособие / Сос.: Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, Т.В.Озерова.-2–е изд., стереотип.-М.:Издательство «Глобус», 2009.-224 с.
Технология.Творческие проекты: организация работы / авт.-сост. А.В. Жадаева, А.В. Пяткова.- Волгоград: Учитель, 2011.-88 с.
Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся / авт.- сост. Н.А. Пономарева.- Волгоград: Учитель, 2010.-107 с.