Программа курса «Изобразительное искусство» рассчитана на 34 ч (1 часов в неделю, 34 учебные недели). В 2016/17 учебном году продолжительность курса составляет 36 часов ( 35 учебных недель).
Роговцева Н.И., Богданова И.В., Добромыслова Н.В. Технология. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.:
Просвещение, 2013.
Наименование разделов и тем | Часы | Содержание программного материала | Вид работы | Универсальные учебные действия |
Как работать с учебником (1 час) | 1 | Как работать с учебником | Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям | Анализировать и сравнивать учебник и рабочую тетрадь: использовать знаково-символические средства |
Человек и земля (21 час) | 2 | Вагоностроительный завод | Конструирование из бумаги и картона модели вагона | Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы, соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания изделия. Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя |
2 | Полезные ископаемые | Конструирование модели буровой вышки из металлического конструктора. Изготовление малахитовой шкатулки из пластилина |
2 | Автомобильный завод | Конструирование КамАЗа и кузова автомобиля из металлического и пластмассового конструктора |
2 | Монетный двор | Изготовление медали из фольги |
2 | Фаянсовый завод | Изготовление вазы из пластилина |
2 | Швейная фабрика | Работа с тканью |
2 | Обувное производство | Создание модели обуви из бумаги |
2 | Деревообрабатывающее производство | Работа с древесиной |
2 | Кондитерская фабрика | Приготовление пирожного «Картошка» и шоколадного печенья |
2 | Бытовая техника | Сборка простой электрической цепи |
1 | Тепличное хозяйство | Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой |
Человек и вода (3 часа) | 1 | Водоканал | Знакомство со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды | Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
1 | Порт | Изготовление лестницы с использованием способов крепления морскими узлами |
1 | Узелковое плетение | Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла |
Человек и воздух (3 часа) | 1 | Самолётостроение. Ракетостроение | Изготовление модели самолёта из металлического конструктора | Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя изученную художественную технику |
1 | Ракета- носитель | Изготовление модели самолёта из картона, бумаги |
1 | Летательный аппарат. Воздушный змей | Изготовление воздушного змея из картона, бумаги |
Человек и информатика (5 часов) | 1 | Создание титульного листа Работа с таблицами | Создание титульного листа в текстовом редакторе Microsoft Word Создание таблицы в текстовом редакторе Microsoft Word | |
1 | Создание содержания книги | Практическая работа на компьютере |
2 | Переплётные работы | Изготовление переплёта дневника и оформление обложки по собственному эскизу |
1 | Итоговый урок | Презентация своих работ |
Усвоение курса «Технология» в четвёртом классе обеспечивает достижение следующих личностных результатов:
простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям);
решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение необходимой информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы);
знания о различных профессиях и умение ориентироваться в мире профессий.
искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах);
высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
№ п/п | Тема урока | Решаемые проблемы | Планируемый результат и уровень усвоения | Календарные сроки прохождения программы |
план | факт |
I четверть (8 ч.) |
Универсальные учебные действия | Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; анализировать, сравнивать, выстраивать свои суждения, используя материал учебника и собственные наблюдения; Познавательные – объяснять новые понятия, обобщать, делать выводы; ориентироваться в своей системе знаний и умений, делать выводы; работать по плану и технологической карте; Коммуникативные – работать в паре, слушать и слышать друг друга, осуществлять сотрудничество; учиться согласовано работать в группе. Личностные - осуществлять творческий подход к выполнению заданий; позитивно относиться к труду, ценить результат профессиональной деятельности человека |
Знакомство с учебником (1 час) |
1. | Как работать с учебником? ПТБ на уроке технологии Уч.: с..3-8 | Как познакомить с технологической картой и критериями оценки выполнения работы, с новым учебником и рабочей тетрадью, их условными обозначениями. | Научатся отбирать материалы и инструменты для выполнения изделия, ориентироваться в системе условных обозначений учебника и рабочей тетради. | 06.09 | |
Человек и земля (21 час) |
2. 3. | Вагоностроительный завод «Тележка». Уч: с.10-17 Тест «Вагоны» Тетр. с.7 | Как познакомить с основными понятиями черчения; научить применять масштабирование при изготовлении изделия, выполнять разметку при помощи шаблона. | Научатся анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь; читать чертежи, выполнять разметку при помощи шаблона; | 13.09 20.09 | |
4 | Полезные ископаемые. «Буровая вышка» Уч.: с.20-23 Тест «Как добывают нефть» Тетр. с.16 | Как научить работать с деталями металлического конструктора, способами их соединения, с инструментами для работы. | Научиться работать с деталями металлического конструктора, способами их соединения, с инструментами для работы. Изготовить модель буровой вышки из деталей конструктора | 27.09 | |
5 | Полезные ископаемые. «Малахитовая шкатулка» Уч.: с24-27 | Как научить выполнить из пластилина шкатулку, используя прием имитации малахита. | Научиться выполнять из пластилина шкатулку, используя прием имитации малахита | 04.10 | |
6 7 | Автомобильный завод. «КамАЗ», «Кузов грузовика» Уч.: с.28-34 | Как научить выполнить модель автомобиля КамАЗ из деталей конструктора и кузов грузовика | Научатся выполнять модель автомобиля КамАЗ из деталей конструктора и кузов грузовика | 11.10 18.10 | |
8 9 | Монетный двор. «Медаль» Уч: с.35-39 | Как научить выполнить модель медали из пластилина с облицовкой фольгой. | Научиться выполнять модель медали из пластилина с облицовкой фольгой. | 25.10 01.11 | |
Итого: 9 часов II четверть ( 7 часов ) |
10. 11. | Фаянсовый завод. «Ваза» Уч: с.40-45 Тест «Как создаётся фаянс» Тетр. с.26-27 | Как научить выполнить из пластилина основу вазы и украсить её по собственному замыслу. | Научатся выполнять вазу из пластилина и декорировать её | 15.11 22.11 | |
12. | Швейная фабрика. «Прихватка» Уч.: с.46-54 Тест «Как шьют одежду» Тетр. с.30 | Как научить шить прихватку, Познакомить со множеством профессий швейной фабрики | Научатся изготовлять по образцу прихватку Познакомятся с профессиями работников швейной фабрики | 29.11 | |
13. | Мягкая игрушка. Изделие «Птичка» | Как научить шить мягкую игрушку «Птичку» | Научаться шить мягкую игрушку «Птичку», Работать с технологической картой. | 06.12 | |
14. 15. | Обувная фабрика «Модель детской летней обуви» Уч.: с.55-61 Тест «Как изготавливают обувь» Тетр. с.36-37 | Как научить определить свой размер обуви, выполнить модель детской летней обуви. Познакомить со множеством профессий обувной фабрики. . | Научится снимать мерки и определять свой размер обуви; выполнить модель детской летней обуви. Познакомятся со множеством профессий обувной фабрики. | 13.12 20.12 | |
16 | Деревообрабатывающее производство. «Лесенка- опора для растений» | Как научить выполнять лесенку- опору для растений из древесины | Научатся выполнять лесенку- опору для растений из древесины. | 27.12 | |
Итого: 7 часов III четверть ( 10 часов ) |
17 | Деревообрабатывающее производство. «Лесенка- опора для растений» Тест «Обработка древесины» Тетр. с.40-41 | Как научить выполнять лесенку- опору для растений из древесины | Научатся выполнять лесенку- опору для растений из древесины. | 17.01 | |
18 19 | Кондитерская фабрика. Пирожное «Картошка». Уч.:с.69-77 Тест «Кондитерская фабрика» Тетр. с.46-47 | Как познакомить с технологией изготовления кондитерских изделий; научить приготовлять пирожное «Картошка» | Познакомиться с технологией изготовления кондитерских изделий; научатся приготовлять пирожное «Картошка» | 24.01 31.01 | |
20 21 | Бытовая техника. «Настольная лампа» Уч.:с.78-87 | Как помочь учащимся освоить новые понятия (источник электрической энергии, электрическая цепь; научить изготавливать настольную лампу. | Освоить новые понятия (источник электрической энергии, электрическая цепь; научатся изготавливать настольную лампу. | 07.02 14.02 | |
22 | Тепличное хозяйство. «Уход за рассадой» Уч.:с.90-94 Тест «Теплицы» Тетр. с.55 | Как научить ухаживать за рассадой | Научатся ухаживать за рассадой | 21.02 | |
Человек и вода ( 3 часа ) |
Регулятивные - делать выводы на основе анализа объектов; добывать новые знания из различных источников и разными способами; учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные – устанавливать причинно-следственные связи; выбирать наиболее эффективные способы решения задач Коммуникативные – формулировать собственное мнение; составлять план и последовательность действий; сотрудничать друг с другом. Личностные - мотивация учебной деятельности |
23 | Водоканал. «Фильтр для очистки воды» Уч: с. 96-101 | Как научить выполнять фильтр для очистки воды и пользоваться им. | Научится выполнять фильтр для очистки воды и пользоваться им.. | 28.02 | |
24 | Порт. «Канатная лестница» Уч:с.101-107 Тест «работа в порту» Тетр. с.62-63 | Как познакомить с технологией изготовления канатной лестницы | Научатся изготовлению канатной лестницы. | 07.03 | |
25 | Макраме. «Браслет» Уч:с.110-112 | Как научить плести браслет | Научатся плести браслет | 14.03 | |
Человек и воздух (3 часа) |
Регулятивные – планировать контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные – самостоятельно формулировать познавательные цели Коммуникативные - проводить рассуждения, осуществлять сотрудничество Личностные - осуществлять творческий подход к выполнению заданий. |
26 | Самолетостроение и ракетостроение. «Самолет» Уч:с.114-118 Тест «Самолеты» Тетр. с.55-67 | Как научить технологии изготовления модели самолета | Научатся собирать из конструктора модель самолета | 21.03 | |
Итого: 10 часов IV четверть ( 9 часов ) |
27 28 | Самолетостроение и ракетостроение. «Ракета- носитель», «Воздушный змей» | Как научить выполнить из картона ракету-носитель и воздушного змея из бумаги | Научатся изготовлению из картона ракеты-носителя и воздушного змея из бумаги | 04.04 11.04 | |
Человек и информация ( 5 часов ) |
Регулятивные – проговаривать последовательность действий на уроке; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; находить и отбирать нужную информацию; Познавательные – находить нужную информацию в разных источниках; делать выводы в результате совместной работы класса Коммуникативные - работать в паре, оценивать качество выполненной работы; слушать и понимать других, работать по плану Личностные - самооценка на основе критерия успешности; проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности |
29 30 | Издательское дело. «Работа с таблицами Титульный лист. Уч: с.130-133 | Как научить работе на компьютере | Научатся работе на компьютере, освоят набор текста, закрепят знания работы в текстовом редакторе Microsoft Word; научатся набирать шрифт титульного листа. | 18.04 25.04 | |
31 | Создание содержания книги. Уч: с.134-135 | Как объяснить значение и возможности использования ИКТ для передачи информации | Научатся работе на компьютере, освоят набор текста, закрепят знания работы в текстовом редакторе Microsoft Word | 02.05 | |
32 33 | Переплетные работы. Книга «Дневник путешественника» Уч: с.136-139 | Как научить создать эскиз обложки в соответствии с выбранной тематикой. | Научатся создать эскиз обложки в соответствии с выбранной тематикой. | 09.05 16.05 | |
34 | Подведение итогов года. Презентация работ. | Как научить организовать и оформлять выставку изделий | Научатся организовывать и оформлять выставку изделий | 23.05 | |
35 | РЕЗЕРВ. Презентация работ | Как научить организовать и оформлять выставку изделий | Научатся организовывать и оформлять выставку изделий | 30.05 | |
Итого: 9 часов |