СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе ООО являются:
1. Формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях.
2. Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности.
3. Формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда.
4. Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники.
5. Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства.
6. Развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей.
7. Формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.
8. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности.
9. Профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Староромановская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор МБОУ
протокол №1 МБОУ «Староромановская ООШ» «Староромановская ООШ»
от 30.08.2016 г. _________/Соловьёва Л.Н./ ________/Щигарцова Е.И./
Председатель МО «31.08.2016 г. Приказ №41-п от 31.08.2016 г.
______/Щигарцов В.М./
Рабочая программа
по ТЕХНОЛОГИИ
для 5 класса
Разработал: учитель технологии
Щигарцов Владимир Михайлович
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
протокол №1 от 31.08.2016 г.
2016-2017 учебный год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для неделимого 5 класса является комплексной, составлена в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
приказом Департамента науки и образования Брянской области от 13 апреля 2016 г. № 2610 - 04-О «О примерном учебном плане 5-9 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2016-2017 учебный год»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
- на основе Программы основного общего образования «Технология» / П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2013.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
Н.В.Синица, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко, О.В.Яковенко Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. Технология – М.: «Вентана-Граф, 2015.-208 с.
А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. Технология /Индустриальные технологии/ – М.: «Вентана-Граф, 2015.-192 с.
Н.В.Синица, В.Д.Симоненко, Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. Технология /Технология ведения дома/ – М.: «Вентана-Граф, 2015.-192 с.
Технология: программа основного общего образования / [П.С. Самородский, Н.В.Синица и др.]. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Трудовое обучение:С.-х. работы: Проб.учеб.пособие для 5-7 кл.ср.шк. /З.А.Клепинина, В.С.Капралова,Д.И.Трайтак/ - М.: Просвещение, 1991.- 191 с.
Цели изучения предмета «Технология»
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе ООО являются:
1. Формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях.
2. Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности.
3. Формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда.
4. Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники.
5. Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства.
6. Развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей.
7. Формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.
8. Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности.
9. Профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:
формирование политехнических знаний и экологической культуры;
привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
развитие самостоятельности и способности обучающихся решать творческие и изобретательские задачи;
обеспечение обучающимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг.
II. Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Интегрированный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Для обучения технологиям сельского хозяйства наиболее важны связи с предметами биологии и химии, особенно это актуально в малокомплектных школах.
Рабочая программа по учебному курсу «Технология» включает следующие разделы: «Сельскохозяйственный труд» / Растениеводство и Животноводство/;
«Обслуживающий труд» /Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Кулинария./
«Технический труд» /Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов/,
«Технологии ведения дома»,
«Электротехнические работы»,
«Черчение и графика»,
«Технология исследовательской и опытнической деятельности».
Раздел «Современное производство и профессиональное образование» проводится в 8 классе.
По подразделам «Растениеводство» и «Животноводство» есть наличие учебно-материальной базы для организации практической деятельности школьников это пришкольный участок, являются основной базой изучения растениеводства. Для изучения животноводства в качестве учебно-материальной базы используем животноводческие фермы сельскохозяйственных предприятий и личные подсобные хозяйства родителей учащихся. Раздел по направлению «Обслуживающий труд», исходит из условий и оснащенности учебного процесса в школе.
Время изучения тем «Растениеводство» целесообразнее поставить на начало учебного года и на конец учебного года с учетом сезонности сельскохозяйственных работ.
Согласно программе на конец учебного года отводятся часы на проектирование и изготовление изделий. Я считаю целесообразно раздел « Проектная деятельность» изучать сразу после изученных разделов, так как учащиеся могут продолжить работу над изделиями, выполняемым в выше указанных разделах, оформив его как проект.
Оценка знаний, умений и уровня творческого развития учащихся осуществляется с помощью тестирования, перечня теоретических вопросов, практических работ и заданий в течение года, также защиты проекта. Для оценки теоретических понятий используются опрос и проверочные тесты, для оценки умений – практические задания и проекты. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа адресована для учащихся 5 класса сельских общеобразовательных школ, построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта образовательной области “Технология”. Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета:
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
В результате изучения технологии обучающиеся
ознакомятся:
с ролью технологии в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства;
функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;
элементами домашней экономики, бюджетом семьи, предпринимательской деятельностью, рекламой, ценой, доходом, прибылью, налогом;
экологическими требованиями к технологиям, социальными последствиями применения технологий;
производительностью труда, реализацией продукции;
устройством, управлением и обслуживаем доступных и посильных технико-технологических средств производства (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин);
предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения на производстве;
информационными технологиями в производстве и сфере услуг, перспективными технологиями;
овладеют:
основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов социальной и природной среды, навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и поделочных материалов;
умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера;
навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда; выбора, проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
навыками подготовки, организации, планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;
навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;
навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий;
умением соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладению элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
виртуальное и натуральное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
в познавательной сфере:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности и и технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов назначения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
участие в оформлении класса и школы, озеленение пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движения рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
V. Содержание учебного предмета
Вводный урок (1 ч)
Теоретические сведения. Технология как учебная дисциплина и наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе. Организация теоретической и практической частей урока.
Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета « Технология» в 5 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.
Варианты объектов труда. Учебник «Технология» для 5 класса, библиотечка кабинета. Электронные средства обучения
Технология. Сельскохозяйственный труд. (осенние работы) (8 час.)
Теоретические сведения. Основные задачи с/х производства. Отрасли сельского хозяйства: растениеводство и животноводство. Осенняя обработка почвы на учебно-опытном участке. Уборка и учет урожая овощных культур. Уборка посевного и посадочного материала цветочно-декоративных растений. Условия содержания сельскохозяйственных животных. Особенности содержания кроликов и уход за ними. Животноводческая ферма.
Практические работы. Экскурсия на участок. Изучение с/х растений в осенний период. Уборка и учет урожая овощных культур.
Варианты объектов труда. Сельскохозяйственные растения. Пришкольный участок. Животноводческая ферма.
Технология. Обслуживающий труд.
Кулинария (6 часов)
Теоретические сведения
Санитария и гигиена кухни. Правила безопасного выполнения кулинарных работ. Организация рабочего места Понятие «микроорганизмы». Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. Источники и пути проникновения микроорганизмов в организм человека. Первая помощь при пищевых отравлениях. Правила санитарии и гигиены при обработки пищевых продуктов. Профилактика пищевых отравлений. Безопасные приемы работы. Оказание первой помощи при ожогах.
Рациональное питание. Влияние технологий обработки пищевых продуктов на здоровье человека. Виды бутербродов и способы их приготовления. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Украшение бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов. Подача бутербродов к столу Виды и пищевая ценность горячих напитков. Посуда и инвентарь для их приготовления. Технология приготовления чая, кофе, какао. Требования, предъявляемые к качеству горячих напитков.
Пищевая ценность яиц. Признаки и способы определения доброкачественных яиц. Особенности кулинарного использования яиц. Способы варки и жарения яиц. Требования, предъявляемые к качеству готовых блюд из яиц. Способы окрашивания яиц.
Оформления блюд и правила их подачи к столу. Сервировка стола. Правила поведения за столом. Профессии, связанные с получением и обработкой пищевых продуктов.
Практические работы. Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи. Приготовление горячих напитков: заваривание чая, молотого кофе, приготовление какао. Приготовление бутербродов, блюд из яиц , молока и молочных продуктов. Сервировка стола. Подача блюд к столу. Дегустация блюд. Оценка качества.
Подготовка и защита творческого проекта «Завтрак для всей семьи» - 1 ч.
Варианты объектов труда. Чай, кофе, какао. Бутерброды. Блюда из яиц. Блюда из молока и молочных продуктов.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (12 часов)
Теоретические сведения.
Виды растительных волокон. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Виды хлопчатобумажных и льняных тканей. Производство ткани. Понятие о прядении, качестве и отделке тканей. Определение направления долевой нити в ткани. Полотняное переплетение нитей в ткани. Определение лицевой стороны ткани. Выбор тканей для изготовления изделий с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств.
Понятие «снятие мерок», «конструктивные линии», «моделирование». Правила снятия мерок для изготовления выкройки швейного изделия.
Изготовление выкройки швейного изделия копированием готовой выкройки, с помощью уменьшенного чертежа. Изготовление выкройки фартука с помощью чертежа. Способы моделирования фартука. Подготовка выкройки швейного изделия к раскрою. Способы контроля качества выкройки.
Понятия «раскрой», «выкраивание. Правила безопасности труда при выполнении раскройных работ. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления для раскроя. Подготовки ткани к раскрою. Понятие «декарирование». Способы раскладки выкроек на ткани в зависимости от модели, ширины ткани, вида рисунка. Экономические требования. Припуски на швы. Способы контроля качества разметки и раскроя.
Правила безопасности труда при выполнении ручных работ. Организация рабочего места. Правильная посадка. Инструменты и приспособления для ручных работ. Понятия «стежок», «строчка», «шов». Виды ручных стежков и строчек. Приемы выполнения стежков. Способы контроля качества. Классификация ручных стежков.
Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ. Ручные операции: перенос линии выкройки на детали кроя копировальным колесиком, прямыми стежками, с помощью булавок; обметывание детали; заметывание детали; сметывание детали. Условное обозначение операций. Способы контроля качества.
Правила безопасности при выполнении машинных работ. Организация рабочего места. Правильная посадка. Устройство бытовой швейной машины. Подготовка швейной машины к работе. Правила работы на швейной машине. Закрепление машиной строчки неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток.
Требования, предъявляемые к выполнению машинных работ. Машинные операции: обметывание деталей, застрачивание швов, стачивание деталей. Условные обозначения операции.
Правила безопасности при выполнении влажно-тепловых работ. Организация рабочего места. Оборудование для влажно-тепловой обработки. Требования, предъявляемые к выполнению влажно-тепловых работ. Состав деятельности по выполнению операций влажно-тепловой обработки: приутюжить шов, разутюжить деталь, заутюжить шов. Способы контроля качества.
Типовая последовательность изготовления швейных изделий без проведения примерки на примере базовых изделий. Окончательная обработка изделий. Расчет материальных затрат на изготовление изделия.
Критерии оценки изделий. Способы сопоставления с моделью по критериям. Выявления дефектов. Пути их устранения.
Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Народные промыслы России. Промыслы, распространенные в регионе проживания.
История вышивки. Вышивка в костюме и быте различных народов России. Материалы и инструменты, применяемые для вышивания. Правила безопасного труда. Организация рабочего места. Увеличение и уменьшение рисунка. Подготовка ткани к работе. Перевод рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Заправка ткани в пяльцы. Подготовка ниток мулине к работе. Закрепление рабочей нитки. Технология выполнения ручных прямых, петельных, петлеобразных, косых, крестообразных стежков и швов на их основе. Окончательная обработка вышитых изделий.
Профессии, связанные с технологиями обработки текстильных материалов и изготовление швейных изделий.
Практические работы.
Изучение видов и свойств хлопчатобумажных и льняных тканей. Определение лицевой и изнаночной стороны, направления долевой нити в ткани. Выбор материалов для проектного изделия.
Упражнения на копирование готовых выкроек, изготовление выкройки по уменьшенному чертежу, изготовление выкройки с помощью чертежа.
Снятие мерок для изготовления выкройки проектного изделия. Изготовление выкройки проектного швейного изделия одним из известных способов. Моделирование выкройки. Подготовка выкройки к раскрою. Раскладка выкройки проектного изделия на ткани.
Выкраивание проектного изделия. Выполнение образцов: переноса линий выкройки. Выполнение ручных работ на проектном изделии.
Заправка швейной машинки нитками, закрепок в начале и в конце строчки
Выполнение образцов машинного обметывания, стачивания, застрачивания. Выполнение машинных работ на проектном изделии.
Выполнение влажно-тепловой обработки образцов и проектного изделия.
Составление индивидуального плана изготовления проектного изделия. Изготовление проектного изделия по составленному плану. Расчет материальных затрат на изготовление изделия. Презентация творческого проекта.
Выдвижение идей для выполнения творческого задания. Выполнение эскизов авторского декоративного изделия или выбор модели из банка идей. Освоение приемов вышивки. Изготовления рисунков для вышивки вручную. Выполнения образцов вышивальных швов. Изготовление декоративных изделий.
Варианты объектов труда. Образцы выполнения ручных и машинных операций. Швейные изделия, которые можно обработать с помощью стачного шва и шва вподгибку (шорты).
Технология. Технический труд. (32 часа)
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов
Технология ручной обработки древесины и древесных материалов - 12 часов.
Древесина. Породы древесины. Графическая документация .Заготовка древесины. Работа с заготовкой .Приёмы разметки древесины.. Пиление. Строгание. Соединение гвоздями и шурупами. Обработка древесины. Склеивание. Выжигание. Выпиливание. Лакирование.
Технология ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов - 14 часов
Схемы. Технологический процесс. Тонколистовой металл. Изображение деталей из металла. Правка заготовок. Резание металла. Правка. Пробивание. Сверление. Зачистка. Соединение деталей из металла. Творческий проект «Подставка для рисования» - 2 ч.
Технология художественно-прикладной обработки материалов – 6 часа.
Выпиливание лобзиком. Выжигание по дереву.
Творческий проект «Стульчик для отдыха на природе» -2 ч.
Творческий проект «Подставка для рисования» -2 часа.
Электротехника (1 час)
Теоретические сведения.
Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне.
Практические работы.
Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне. Изучение безопасных приёмом работы с бытовыми электроприборами. Изучение правил эксплуатации микровалновой печи и бытового холодильника.
Черчение и графика (2час)
Теоретические сведения. Способы графического изображения изделий. Понятия «»эскиз», «чертеж»,»технический рисунок». Виды чертежей. Материалы, инструменты, приспособления для построения чертежа. Масштаб. Организация рабочего места и правила безопасного выполнения чертежных работ.
Практические работы. Изучение графической документации. Выполнение эскиза, чертежа и технического рисунка или изделия.
Варианты объектов труда Эскизы, чертежи и технические рисунки.
Технология ведения дома (3час)
Теоретические сведения.
Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические. Планировка кухни. Разделение кухни на рабочую и обеденную зоны. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Проектирование кухни на компьютере. Ознакомление с устройством и принцип действия электробытовых приборов. Подбор бытовой техники для кухни с учетом потребностей семьи. Генеральная уборка кухни.
Практические работы.
Планировка кухни. Ознакомление с устройством и принцип действия электробытовых приборов. Подбор бытовой техники для кухни с учетом потребностей семьи. Генеральная уборка кухни.
Варианты объектов труда. Кухонная посуда и инвентарь. Бытовая техника. План кухни.
Технология. Сельскохозяйственный труд (весенние работы – 4 часов).
Теоретические сведения.
Виды удобрений, их применение. Понятие «подкормка», сочетание подкормки с междурядной обработки почвы. Правила безопасной работы с удобрениями. Понятия « однолетние зеленные культуры», «предшествующие культуры», «чистый пар». Сроки и способы посева семян зеленных культур. Агротехнические, химические и биологические меры защиты растений от вредителей и болезней. Правила безопасной работы при опрыскивание растений. Профессии, связанные с технологиями выращивания культурных растений.
Практические работы.
Посадка рассады белокочанной капусты в открытый грунт. Прополка и прореживание всходов. Подкормка капусты. Опрыскивание культурных растений для защиты их от вредителей и болезней.
Варианты объектов труда. Рассада белокочанной и цветной капусты. Всходы овощных растений.
«Технология исследовательской и опытнической деятельности» -1 час.
Теоретические сведения.
Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Этапы выполнения проекта. Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытания проектных изделий. Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта
Практические работы
Знакомиться с примерами творческих проектов пятиклассников. Определять цель и задачи проектной деятельности. Изучать этапы выполнения проекта. Выполнять проекты по разделам. Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Подготавливать электронную презентацию проекта. Составлять доклад к защите творческого проекта.
Защищать творческие проекты.
VI. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Дата
| Тема урока | Количество часов | Виды учебной деятельности |
1 |
| Введение. Технология как учебная дисциплина и наука | 1 | Знакомятся с содержанием и последовательностью изучения предмета « Технология» в 5 классе. |
| Сельскохозяйственный труд (Растениеводство и Животноводство) - 8 ч. | |||
2 |
| Основные задачи с/х производства. Отрасли сельского хозяйства: растениеводство и животноводство. | 1 | Изучают отрасли сельского хозяйства: растениеводство и животноводство. |
3 |
| Многообразие с/х растений и продолжительность их жизни. Овощные культуры. Способы учета урожая. | 1 | Изучают с/х растения в осенний период. |
4 |
| Уборка и учет урожая овощных культур. | 1 | Выполняют уборку и учет урожая овощных культур. |
5 |
| Уборка посевного и посадочного материала цветочно-декоративных растений. | 1 | Выполняют уборку посевного и посадочного материала цветочно-декоративных растений. |
6 |
| Осенняя обработка почвы на учебно-опытном участке. | 1 | Выполняют осеннюю обработку почвы на учебно-опытном участке. |
7 |
| Условия содержания сельскохозяйственных животных. | 1 | Обследуют условия содержания сельскохозяйственных животных. |
8 |
| Особенности содержания кроликов и уход за ними. | 1 | Изучают особенности содержания кроликов и уход за ними. |
9 |
| Экскурсия «Животноводческая ферма».
| 1 | Знакомятся с устройством фермы и условиями содержания животных на ней. |
Черчение и графика- 2 ч. | ||||
10-11 |
| Способы графического изображения изделий. Понятия «»эскиз», «чертеж», «технический рисунок». Виды чертежей. Материалы, инструменты, приспособления для построения чертежа. Масштаб. Организация рабочего места и правила безопасного выполнения чертежных работ. | 2 | Изучают графическую документацию. Выполнять эскиз, чертеж и технический рисунок или изделие.
|
Технология исследовательской и опытнической деятельности - 1 ч.
| ||||
12 |
| Понятие о творческих проектах. Этапы выполнения проекта. | 1 | Знакомятся с примерами творческих проектов пятиклассников. Определяют цель и задачи проектной деятельности. Изучают этапы выполнения проекта. Выполняют проекты по разделам. Оформляют портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Подготавливают электронную презентацию проекта. Составляют доклад к защите творческого проекта. Защищают творческий проект |
Технологии домашнего хозяйства 3 ч | ||||
13-15 |
| Интерьер жилого дома. | 3 | Знакомятся с эргономическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими требованиями к интерьеру. Находят и представляют информацию об устройстве современной кухни. Планируют кухню с помощью шаблонов и компьютера |
Электротехника 1 ч | ||||
16 |
| Бытовые электроприборы | 1 | Изучают потребность в бытовых электроприборах на кухне. Находят и представляют информацию об истории электроприборов. Изучают принципы действия и правила эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника |
Раздел «Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов» (32 ч) | ||||
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов- 12 ч. | ||||
17 |
| Древесина как конструкционный материал. Пиломатериалы и древесные материалы. | 1 | Организовывают рабочее место учащегося для столярных работ. Читают и выполняют графическое изображение изделия. Размечают плоское изделие. Определяют породы древесины. |
18 |
| Графическое изображение изделия: технический рисунок, эскиз, чертёж. | 1 | Организовывают рабочее место учащегося для столярных работ. Читают и выполняют графическое изображение изделия. Размечают плоское изделие. Определяют породы древесины. |
19 |
| Рабочее место обучающегося. Столярный или универсальный верстак. Ручные инструменты и приспособления. | 1 | Организовывают рабочее место учащегося для столярных работ. Читают и выполняют графическое изображение изделия. Размечают плоское изделие. Определяют породы древесины. |
20 |
| Планирование создания изделий.Технологический процесс, технологические операции. | 1 | Характеризуют пиломатериалы и древесные материалы. Знать элементы пиломатериалов .Выполняют рациональные и безопасные приёмы работ ручными инструментами при пилении, строгании, сверлении. |
21 |
| Понятия «заготовка», «деталь», «изделие». Технологическая и маршрутная карты. | 1 | Соединяют детали из древесины гвоздями, шурупами, склеиванием. Работают ручными инструментами с соблюдением правил безопасности. Проводят поиск в Интернете аналогов своего проектируемого изделия |
22-24 |
| Основные технологические операции и приёмы ручной обработки древесины и древесных материалов; особенности их выполнения: пиление, строгание, сверление. | 3 | Характеризуют пиломатериалы и древесные материалы. Знать элементы пиломатериалов. Выполняют рациональные и безопасные приёмы работ ручными инструментами при пилении, строгании, сверлении. Соединяют детали из древесины гвоздями, шурупами, склеиванием. Работают ручными инструментами с соблюдением правил безопасности. Проводят поиск в Интернете аналогов своего проектируемого изделия |
25-26 |
| Сборка деталей изделия: гвоздями, шурупами, склеиванием. | 2 | Выполняют рациональные и безопасные приёмы работ ручными инструментами при пилении, строгании, сверлении. Соединяют детали из древесины гвоздями, шурупами, склеиванием. Работают ручными инструментами с соблюдением правил безопасности. Проводят поиск в Интернете аналогов своего проектируемого изделия |
27-28 |
| Зачистка и лакирование деревянных поверхностей. | 2 | Выполняют рациональные и безопасные приёмы работ ручными инструментами при пилении, строгании, сверлении. Соединяют детали из древесины гвоздями, шурупами, склеиванием. Работают ручными инструментами с соблюдением правил безопасности. Проводят поиск в Интернете аналогов своего проектируемого изделия |
Технологии художественно-прикладной обработки материалов -6 ч. | ||||
29-30 |
| Выпиливание лобзиком. | 2 | Выполняют подготовительные работы и работы по выпиливанию фигуры лобзиком. Разрабатывают и наносят рисунок на изделие. Выполняют работы по выжиганию рисунка и зачистке изделия. |
31-32 |
| Выжигание по дереву. | 2 | Выполняют подготовительные работы и работы по выпиливанию фигуры лобзиком. Разрабатывают и наносят рисунок на изделие. Выполняют работы по выжиганию рисунка и зачистке изделия. |
33-34 |
| Творческий проект «Стульчик для отдыха на природе». | 2 | Выполняют подготовительные работы и работы по выпиливанию фигуры лобзиком. Разрабатывают и наносят рисунок на изделие. Выполняют работы по выжиганию рисунка и зачистке изделия. |
Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов – 14 ч. | ||||
35 |
| Понятие о машине и механизме. | 1 | Оборудуют рабочее место для изготовления изделий из металлов и искусственных материалов. |
36 |
| Тонкие металлические листы, проволока и искусственные конструкционные материалы. | 1 | Ознакомятся с тонкими металлическими листами, проволокой и искусственными материалами. |
37 |
| Рабочее место для ручной обработки металлов и искусственных материалов (пластмасс). | 1 | Планируют слесарные работы. Размечают детали из тонких металлических листов, проволоки, искусственных материалов. Выполняют правку, резание, зачистку и гибку металлического листа и проволоки с соблюдением правил безопасного труда.
|
38 |
| Графические изображения деталей из металла и искусственных материалов (пластмасс). | 1 | Планируют слесарные работы. Размечают детали из тонких металлических листов, проволоки, искусственных материалов. Выполняют правку, резание, зачистку и гибку металлического листа и проволоки с соблюдением правил безопасного труда.
|
39 |
| Технология изготовления изделий из металла и искусственных материалов (пластмасс). | 1 | Соединяют тонкие металлические листы фальцевым швом и заклёпками Изучают устройство и работу сверлильного станка. Ознакомятся с машинными тисками и способами крепления заготовок. Отрабатывают приёмы сверления на сверлильном станке |
40-42 |
| Основные технологические операции и приёмы ручной обработки металлов (правка, резание, зачистка, гибка) и искусственных материалов. | 3 | Соединяют тонкие металлические листы фальцевым швом и заклёпками Изучают устройство и работу сверлильного станка. Ознакомятся с машинными тисками и способами крепления заготовок. Отрабатывают приёмы сверления на сверлильном станке |
43 |
| Соединение тонких металлических листов фальцевым швом и заклёпками. | 1 | Соединяют тонкие металлические листы фальцевым швом и заклёпками Изучают устройство и работу сверлильного станка. Ознакомятся с машинными тисками и способами крепления заготовок. Отрабатывают приёмы сверления на сверлильном станке |
44-45 |
| Сверлильный станок: назначение, устройство. Инструменты и оснастка. Приёмы работы на сверлильном станке. Крепление заготовок. | 2 | Соединяют тонкие металлические листы фальцевым швом и заклёпками Изучают устройство и работу сверлильного станка. Ознакомятся с машинными тисками и способами крепления заготовок. Отрабатывают приёмы сверления на сверлильном станке |
46 |
| Отделка изделий из металла и искусственных материалов (пластмасс). | 1 | Отработать приёмы сверления на сверлильном станке |
47-48 |
| Творческий проект «Подставка для рисования» | 2 | Отработать приёмы сверления на сверлильном станке |
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов 12 ч | ||||
49-50 |
| Свойства текстильных материалов. | 2 | Исследуют свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Изучают характеристики различных видов волокон и материалов: тканей, ниток, тесьмы, лент по коллекциям. Определяют направление долевой нити в ткани. Исследуют свойства нитей основы и утка. Определяют лицевую и изнаночную стороны ткани. Определяют виды переплетения нитей в ткани. Проводят анализ прочности окраски тканей. Находят и предъявляют информацию о производстве нитей и тканей в домашних условиях, инструментах и приспособлениях, которыми пользовались для этих целей в старину. |
51-53 |
| Конструирование швейных изделий. | 3 | Снимают мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений. Рассчитывают по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий. Строят чертёж швейного изделия в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам. Копируют готовую выкройку. Находят и предъявляют информацию об истории швейных изделий |
54-55 |
| Швейная машина. | 2 | Изучают устройство современной бытовой швейной машины с электрическим приводом. Подготавливают швейную машину к работе: наматывают нижнюю нитку на шпульку, заправляют верхнюю и нижнюю нитки, выводят нижнюю нитку наверх. Выполняют прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной стежка по намеченным линиям по прямой и с поворотом под углом с использованием переключателя вида строчек и регулятора длины стежка. Выполняют закрепки в начале и конце строчки с использованием клавиши шитья назад. Находят и предъявляют информацию об истории швейной машины. Овладевают безопасными приёмами труда |
56-58 |
| Технология изготовления швейных изделий. | 2 | Изготовляют образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя: прямыми стежками, с помощью булавок; обмётывание косыми (или петельными) стежками; замётывание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); смётывание. Изготовляют образцы машинных работ: обмётывание зигзагообразными стежками; застрачивание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); стачивание. Проводят влажно-тепловую обработку на образцах машинных швов: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Обрабатывают проектное изделие по индивидуальному плану. Осуществляют самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки. Находят и предъявляют информацию об истории швейных изделий, одежды. Овладевают безопасными приёмами труда. Знакомится с профессиями закройщик и портной |
59-60 |
| Художественные ремёсла | 2 | Подбирают материалы и оборудование для вышивки крестом. Выполняют образцы вышивки крестом горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали. Создают схемы для вышивки в технике крест с помощью компьютера. Знакомится с профессией вышивальщица |
Кулинария- 6 ч. | ||||
61 |
| Санитария и гигиена на кухне. | 1 | Овладевают навыками личной гигиены при приготовлении и хранении пищи. Организовывают рабочее место. Определяют набор безопасных для здоровья моющих и чистящих средств для мытья посуды и кабинета. Осваивают безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячей посудой и жидкостью. Подготавливают посуду и инвентарь к приготовлению пищи |
62 |
| Здоровое питание. | 1 | Находят и предъявляют информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов. Осваивают исследовательские навыки при проведении лабораторно-практических работ по определению качества пищевых продуктов и питьевой воды. Составляют индивидуальный режим питания и дневного рациона |
63 |
| Бутерброды и горячие напитки. | 1 | Готовят и оформляют бутерброды. Определяют вкусовые сочетания продуктов в бутербродах. Подсушивают хлеб для канапе в жарочном шкафу или тостере. Готовят горячие напитки (чай, кофе, какао). Проводят сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе. Находят и предъявляют информацию о растениях, из которых можно приготовить горячие напитки. Дегустируют бутерброды и горячие напитки |
64 |
| Блюда из овощей и фруктов. | 1 | Определяют доброкачественность овощей и фруктов по внешнему виду и с помощью индикаторов. Выполняют кулинарную механическую обработку овощей и фруктов. Выполняют нарезку овощей. Выполняют художественное украшение салатов. Осваивают безопасные приёмы работы ножом и приспособлениями для нарезки овощей. Отрабатывают точность и координацию движений при выполнении приёмов нарезки. Читают технологическую документацию. Соблюдают последовательность приготовления блюд по технологической карте. Готовят салат из сырых овощей или фруктов. Осваивают безопасные приёмы тепловой обработки овощей. Готовят гарниры и блюда из варёных овощей. Овладевают навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады. Находят и предъявляют информацию об овощах, применяемых в кулинарии, блюдах из них, влиянии на сохранение здоровья человека; о методах тепловой обработки, способствующих сохранению питательных веществ и витаминов |
65 |
| Блюда из яиц. | 1 | Определяют свежесть яиц с помощью подсоленной воды. Готовят блюда из яиц. Находят и предъявляют информацию о способах хранения яиц без холодильника, блюдах из яиц, способах оформления яиц к народным праздникам |
66 |
| Творческий проект «Приготовление завтрака». Сервировка стола к завтраку. | 1 | Подбирают столовое бельё для сервировки стола к завтраку. Подбирают столовые приборы и посуду для завтрака. Составляют меню завтрака. Рассчитывают количество и стоимость продуктов для стола. Выполняют сервировку стола к завтраку, овладевая навыками эстетического оформления стола. Складывают салфетки. Участвуют в ролевой игре «Хозяйка и гости за столом» |
Сельскохозяйственный труд (Растениеводство – весенние работы) - 4 ч. | ||||
67-69 |
| Весенне-летние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений. | 3 | Проводят весеннюю обработку почвы. Ведут подготовку семян и посадочного материала к посеву. Выполняют весенние посевы и посадки. |
70 |
| Агротехнические, химические и биологические меры защиты растений от вредителей. | 1 | Проводят работы по уходу за растениями. |
VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Литература
Для учителя:
1. Программа основного общего образования «Технология» / П.С. Самородский, Н.В. Синица/– М.: Вентана-Граф, 2013.
2. Н.В.Синица, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко, О.В.Яковенко Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. Технология – М.: «Вентана-Граф, 2015.-208 с.
3. А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. Технология /Индустриальные технологии/ – М.: «Вентана-Граф, 2015.-192 с.
4. Н.В.Синица, В.Д.Симоненко, Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. Технология /Технология ведения дома/ – М.: «Вентана-Граф, 2015.-192 с.
5. Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы С. Э. Маркутская. – 2-е изд., перераб. и испр. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 126 с. (Серия «Учебно-методический комплект)
6. Трудовое обучение:С.-х. работы: Проб.учеб.пособие для 5-7 кл.ср.шк. /З.А.Клепинина, В.С.Капралова,Д.И.Трайтак/ - М.: Просвещение, 1991.- 191 с.
Для ученика:
1. Н.В.Синица, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко, О.В.Яковенко Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. Технология – М.: «Вентана-Граф, 2015.-208 с.
2. А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. Технология /Индустриальные технологии/ – М.: «Вентана-Граф, 2015.-192 с.
3. Н.В.Синица, В.Д.Симоненко, Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. Технология /Технология ведения дома/ – М.: «Вентана-Граф, 2015.-192 с.
Материально-технического обеспечение:
Лопаты- 4
Тяпки - 4
Грабли - 4
Лейки - 1
Ведра -2
Классная доска - 1
Ученические столы с комплектом стульев
Швейная машинка - 1
Станок сверлильный -1
Станок токарный по дереву – 1
Верстак слесарный – 2
Мультимедийный проектор и экран -1
Ноутбук -1
Таблицы - 5
Плакаты - 5
Электронные пособия - 4
Инструменты: рубанок – 5, молоток -5, электрорубанок 1, электролобзик 1, лобзик – 5, электровыжигатель – 2, ножовка -5, лучковая пила – 5, рейсмус – 3, стамески – 3, отвёртка – 5, ножовка по металлу -2, заклёпочник – 1, зубило – 5 и т.д,
VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Ученик научится:
различать негативные последствия влияния общественного производства на окружающую среду и здоровье человека;
понимать полный технологический цикл получения двух-трех видов лука репчатого, моркови, свеклы столовой; агротехнические особенности и сорта культур своего региона;
понятиям об общем представлении об отраслях с/х, о видах удобрений, о правилах сбора семян;
условиям содержания сельскохозяйственных животных, особенностям содержания кроликов и уход за ними;
понимать влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов;
правилам санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасным приемам работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями;
способам определения свежести яиц, использованию яиц в кулинарии, способам крашения яиц;
видам бутербродов и горячих напитков, выполнять технологию их приготовления, правилам сервировки стола к завтраку;
понимать назначение различных швейных изделий; виды традиционных народных промыслов
правилам безопасной работы с ручными инструментами и универсальной швейной машине; техническим характеристикам, назначению основных узлов универсальной швейной машины, видам приводов швейной машины, правилам подготовки универсальной швейной машины к работе; видам декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, творчеству народных умельцев своего края, области, села; правила заправки изделия в пяльцы, виды простейших ручных швов, правила посадки и постановки рук во время работы;
эксплуатационным, гигиеническим и эстетическим требованиям, предъявляемым к рабочей одежде, общим сведениям о системах конструирования одежды, правилам построения и оформления чертежей швейных изделий, особенностям строения женской и детской фигуры, правила снятия мерок для построения чертежа фартука, их условные обозначения;
понятиям о композиции в одежде, видам отделки швейных изделий, способам моделирования фартука, правилам подготовки выкройки к раскрою;
назначению конструкции, условным графическим обозначениям и технологиям выполнения следующих швов: стачного шва, шва вподгибку с открытым и закрытым срезом; способам раскладки выкройки на ткани;
безопасным приёмам работы с бытовыми электроприборами, правилам эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника;
способам графического изображения изделий, понятию «»эскиз», «чертеж»,»технический рисунок»;
различать породы древесины, графической документации;
подбирать заготовки древесины .и работать с заготовкой;
выполнению технологического процесса из тонколистового металла.
Ученик получит возможность:
правильно выполнять трудовые приемы при работе на пришкольном участке;
разрабатывать и представлять в виде эскиза план размещения культур на пришкольном участке, проводить фенологические наблюдения и осуществлять их анализ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: расчет необходимого количества семян и доз удобрений с помощью литературы;
в практической деятельности и в повседневной жизни ухаживать за сельскохозяйственными животными;
осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии и обработки ткани;
работать с кухонным оборудованием, инструментами, определять свежесть яиц и блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить бутерброды различных видов и горячие на плитке, сервировать стол к завтраку;
определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную сторону ткани;
рассчитывать передаточное число передач вращательного движения;
запускать швейную машину и регулировать ее скорость выполнять машинные строчки, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лапки), регулировать длину стежка;
переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять изделия в пяльцы, закреплять рабочую нитку на ткани без узла, подготавливать пасму мулине к работе, выполнять простейшие ручные швы;
подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку, фактуре, пользоваться инструментами, приспособлениями, шаблонами, соединять детали лоскутной пластики между собой и с подкладкой, использовать прокладочные материалы;
читать и строить чертеж фартука, снимать мерки и записывать результаты измерений, выполнять моделирование фартука, подготавливать выкройку к раскрою;
выполнять на универсальной швейной машине слёдующие швы, вподгибку с открытым и закрытым срезом, распускать швы, обрабатывать накладные карманы и бретели, подготавливать ткань к раскрою, выполнять обмеловку и раскрой ткани, переносить контурные и контрольные линии выкройки на ткань, обрабатывать детали кроя, накалывать, намётывать и настрачивать карманы, обрабатывать срезы швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой, выполнять влажно-тепловую обработку и определять качество готового изделия;
выполнять эскизы, чертежи и технические рисунки;
выпиливать лобзиком, выжигать по дереву, выполнять пиление, строгание, соединенять детали изделия гвоздями и шурупами, обрабатывать и склеивать древесину;
выполнять резание металла, правку, пробивание, сверление, зачистку, соединение деталей из металла.