Рабочая программа
Факультативный курс: Юный эколог
Класс: 3 «а»
Количество часов в неделю: 1 час
Учитель: ____________________/Е.И.Митясова /
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы .Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. –Волгоград: Учитель, 2010. – 331с.
Место программы в образовательном процессе
Программа рассчитана на 22 часа
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных - помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях,грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Содержание программы
3 класс
Введение.
Создание ситуации понимания единства всех живых существ на Земле. Мой родной город, его история, моя улица и дом. Природа города. Экология как наука. Экология – наука об отношениях между растениями, животными, человеком и окружающей их средой. Эрнст Геккель – основатель экологии как науки. Человек – верный сын природы. Экскурсия в библиотеку. Знакомство и чтение книг по экологии. Разъяснение сущности и значении экологии на основе анализа примера: последствия химической борьбы с малярийными комарами на острове Калимантан ( нарушение трофической цепи: комары – крысы – кошки, а когда погибли кошки, расплодились крысы; пришлось завозить кошек)
Неживое в природе
Формирование представлений о неживой природе, её многообразии. Солнце – источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье. Вода, её признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды». Опыты по выявлению свойств воды: вода-растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды. Сообщения учащимся об охране и значении воды. Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические) несовпадения их с реальностью.
Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой.
Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели. Формирование представлений о загрязнении воды и её очистке, воспитании ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Воздух – условие жизни. Загрязнение атмосферы. Закаливание организма воздухом и водой. Проведение опытов, доказывающих влияние света, воздуха, воды и почвы на растения. Культура поведения в природе по отношению к растениям. Формирование потребностей и умений экологически сообразных поступков. Экологические знаки. Их необходимость. Защита своих разработок (экологических знаков). Составление экологической памятки для детей и взрослых «Правила поведения на природе». Дать представление о многообразии растений, обратить внимание на их красоту и показать значение растительного мира для человека. Воспитывать бережное отношение к растениям. Познакомить детей с разнообразием лекарственных растений, правилами сбора и использованием. ,
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
-интерес к познанию мира природы;
-потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере;
-преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
-опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
-опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Календарно-тематическое планирование
| | |
№ | Содержание учебного материала | Сроки проведения |
| | |
| Введение | |
1 | Мы-жители планеты Земля | |
2 | Моя малая Родина | |
3 | Что такое экология? | |
4 | Место человека в мире природы | |
6 | Невидимые нити | |
7 | Неживое в природе | |
8 | Солнце – источник тепла и света | |
9 | Вода, её признаки и свойства | |
10 | Берегите воду! Защита творческих заданий. | |
11 | Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы | |
12 | Предсказывание погоды по народным приметам | |
13 | Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой | |
14 | Экологические связи неживой и живой природы | |
15 | Вода и жизнь | |
16 | Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных | |
17 | Растение – живой организм | |
18 | Будем понимать и любить растения! | |
19 | Разнообразие царства растений. | |
20 | Мы- за экологические поступки. | |
21 | Экологические памятки для детей и взрослых. | |
22 | Экскурсия в ближайший парк. | |