Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение» Абрамовская средняя школа»
Рассмотрено на заседании ШМО Согласовано. Утверждаю. учителей- предметников. Заместитель директора по УВР: Директор школы : ________________
Руководитель МО:______________ ________________/Землянова Н.И./ -------------/Бурматина Г.А./
Марченя А.П.
Протокол №
Рабочая программа внеурочной деятельности
« Занимательная химия»
Срок реализации учебной программы, учебный год______2016/2017
Количество часов по учебному плану_____всего: 35 часов ; в неделю: 1 час______________
Рабочую программу составила -Землянова Н.И., учитель химии1 квалификационной категории
Пояснительная записка
Химия создала свой предмет. Эта творческая способность, подобная искусству, коренным образом отличает ее от остальных естественных и гуманитарных наук. М. Бертло
Предлагаемый курс ориентирован на знакомство и объяснение химических явлений, часто встречающихся в быту, свойств веществ, которые стоят дома на полках и в аптечке. Химические термины и понятия вводятся по мере необходимости объяснить то или иное явление.
Рабочая программа курса разработана на основе следующих нормативных документов:
Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);
Основной образовательной программы ОУ.
в программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
программы развития и формирования универсальных учебных действий.
Цели изучения курса»:
Формирование естественно-научного мировоззрения школьников.
Ознакомление с объектами материального мира
Реализация деятельностного подхода (способствовать развитию умений и поиска, анализа и использования знаний).
Расширение кругозора школьников: использование методов познания природы – наблюдение физических и химических явлений, простейший химический эксперимент.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие».
Задачи курса
Познакомить с простыми правилами техники безопасности при работе с веществами; обучение тому, как использовать на практике химическую посуду и оборудование (пробирки, штатив, фарфоровые чашки, пипетки, шпатели, химические стаканы, воронки и др.)
Формировать представления о качественной стороне химической реакции. Описывать простейшие физические свойства знакомых веществ (агрегатное состояние, прозрачность, цвет, запах), признаки химической реакции (изменение окраски, выпадение осадка, выделение газа)
Выполнять простейшие химические опыты по словесной и текстовой инструкция
Овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности
Развивать наблюдательность, умение рассуждать, анализировать, доказывать, решать учебную задачу.
Сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс основного образования.
Акцентировать практическую направленность преподавания.
Общая характеристика курса
Основополагающими принципами построения курса «Занимательная химия» являются: научность в сочетании с доступностью; практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность.
В рамках предмета «Химия» не рассматривается ни один из разделов данной программы, что позволяет заинтересовать обучающихся для изучения материала курса.
Описание места учебного курса в учебном плане
Сроки реализации программы: 1год.
В основе внеурочного курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных
учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;
учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;
обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного курса «Чудеса химии», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Методы и приемы, используемые при изучении курса
- химический эксперимент
- прикладные занятия, позволяющие взглянуть на окружающий мир глазами химика;
- раскрытие места химии как интегрирующей науки через усиление межпредметных связей с другими предметами;
-занимательность;
-раскрытие значения химии в обеспечении экологической безопасности;
Формы проведения занятий:
-эксперимент,
-защита проекта,
-беседа,
-соревнование,
-активные и пассивные (настольные) химические игры.
Содержание программы курса «Занимательная химия» предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности и логического мышления.
Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационные технологии обучения.
Основной формой работы являются внеурочные занятия, проводимые в кабинете химии и информатике.
Перед учебными и практическими занятиями проводится инструктаж с учащимися по соблюдению техники безопасности при проведении эксперимента, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Занимательная химия»
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность химии заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы | Обучающийся получит возможность для формирования |
Внутренняя позиция школьника |
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. | внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Умение анализировать объекты с целью выделения признаков |
анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков | |
Умение выбрать основание для сравнения объектов | |
сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака | осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии | | |
Умение выбрать основание для классификации |
проводит классификацию по заданным критериям | | | осуществлять классификацию самостоятельно выбирая критерии |
Умение доказать свою точку зрения | |
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях | | | строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей |
Умение определять последовательность событий | | | | | | | | | |
устанавливать последовательность событий | устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы |
Умение определять последовательность действий |
определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов | определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию | |
Умение понимать информацию, представленную в неявном виде |
понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию). | понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и самостоятельно представлять информацию в неявном |
Регулятивные универсальные действия
| Ученик получит возможность научиться |
Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи | | | |
Принимать и сохранять учебные цели и задачи | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи | |
Умение контролировать свои действия |
осуществлять контроль при наличии эталона | | | | | | Осуществлять контроль на уровне произвольного внимания |
Умения планировать свои действия |
планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале |
Умения оценивать свои действия | | | |
оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки | самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия |
Коммуникативные универсальные действия
Ученик научится | | Ученик получит возможность научиться | | | | | | | | | | | |
Умение объяснить свой выбор |
строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора | строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы |
|
| формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с |
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами освоения программы «Занимательная химия» являются следующие знания и умения:
- умение использовать термины «тело», «вещество», «химические явления», «индикаторы»
- знание химической посуды и простейшего химического оборудования
- знание правил техники безопасности при работе с химическими веществами
- умение определять признаки химических реакций
- умения и навыки при проведении химического эксперимента
- умение проводить наблюдение за химическим явлением
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото_ и видеокамеру, и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
• моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в доме
Содержание курса «Занимательная химия»
1. Введение. (3 часа)
Занимательная химия. Оборудование и вещества для опытов. Правила безопасности при проведении опытов
2Именем Менделеева, или Дом, в котором «живут» химические элементы – 4 часа
Цель: знакомство со структурой периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, химическими элементами.
Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. История открытия ПЗ.
Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. ПСХЭ, периоды, группы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента
3. «Чудеса для разминки» (5 часов)
Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Крахмал. Определение крахмала в продуктах питания. Знакомство с углекислым газом. Проектная работа «Природные индикаторы»
4. Полезные чудеса (8 часов)
Друзья Мойдодыра. Почему мыло моет? Определение жесткости воды. Получение мыла. Домашняя химчистка. Как удалить пятна? Как удалить накипь? Чистим посуду. Кукурузная палочка - адсорбент. Удаляем ржавчину
5. Сладкие чудеса на кухне (6 часов)
Сахара. Получение искусственного меда. Домашние леденцы. Определение глюкозы в овощах и фруктах. Почему неспелые яблоки кислые? Получение крахмала и опыты с ним. Съедобный клей
6. Чудеса Интернета (2 часа)
Сбор материала для проектной работы
7..Исследовательские чудеса (9 часов)
Практикум - исследование «Жевательная резинка». Защита проектов «История жевательной резинки», «Жевательная резинка: беда или тренинг для зубов?». Модуль «Химия напитков». Тайны воды, (презентация). Практикум - исследование «Газированные напитки»
Защита проекта «Влияние газированных напитков на здоровье человека». Практикум исследование «Чай». Защита проекта «Полезные свойства чая». Практикум исследование «Молоко». Модуль «Моющие средства для посуды». Практикум исследование «Моющие средства для посуды».Занятие - игра «Мыльные пузыри»
8. Интеллектуальные чудеса (4 часа)
Химические ребусы, шарады. Занимательные опыты и их объяснение. Игра –квест «Путешествие Умелки в мир веществ»
Во время выполнения практических работ на занятиях в системе будет использоваться национальный компонент (например, проектная работа «Природные индикаторы» (получение индикаторов из растений, произрастающих на территории города); определение жесткости воды в г. Северске; приготовление красителей из отваров местных трав: опыт по получению ингибитора из стеблей и листьев картофеля (помидоров, тысячелистника, алтея лекарственного, чистотела); опыт по приготовлению красного красителя (стеблей зверобоя, корней конского щавеля);
- опыт по приготовлению желтого красителя (стеблей и листьев чистотела);
- опыт по приготовлению зеленого красителя из листьев трилистника, листьев и стеблей манжетки);
- опыт по приготовлению синего красителя из цветов жимолости (корней птичейгречишки);
- опыт по приготовлению коричневого красителя (шелухи репчатого лука);
в разделе «Исследовательские чудеса» объектом исследования является продукция предприятий Хакасии: чипсы, газированные напитки, молоко, мороженое, моющие средства, определение нитратов в овощах, произрастающих в городе)
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
В предметах естественнонаучного цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия. Основные виды учебной деятельности ученика на уровне учебных действий включают умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания и т. д
В приведенном ниже тематическом плане представлено содержание тем внеурочного курса «Чудеса химии» и характеристика деятельности учащегося в рамках данной темы. Вся деятельность условно делится на познавательную и практическую. Тематическое планирование ориентировано на расширение общеобразовательного курса химии. Материал курса позволяет сформировать основные представления о практической направленности химии, раскрыть межпредметные и метапредметные возможности химии. Внеурочный курс призван раскрыть межпредметные связи химии с физикой, биологией, экологией, кулинарией, информатикой.
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Характеристика основных видов |
1 | Занимательная химия Оборудование и вещества для опытов Правила безопасности при проведении опытов | 3 1 1 1 | Познавательная деятельность: познакомиться с новой наукой наблюдать за постановкой и проведением химических опытов определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов Практическая деятельность: ориентироваться в многообразии химического оборудования освоить простейшие приемы работы с химическим оборудованием. | |
2. | Именем Менделеева, или Дом, в котором «живут» химические элементы – Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. ПСХЭ, периоды, группы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента | 2 | Познавательная деятельность: Регулятивная деятельность: принимать и сохранять учебные цели и задачи; осуществлять контроль над ходом эксперимента планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации согласно инструкции (опыты по растворению перманганата калия | | | | | |
3 | Чудеса для разминки Признаки химических реакций Природные индикаторы Крахмал. Определение крахмала в продуктах питания Знакомство с углекислым газом Проектная работа «Природные индикаторы» | 5 1 1 1 1 | |
4 | Полезные чудеса Друзья Мойдодыра. Почему мыло моет? Определение жесткости воды Домашняя химчистка. Как удалить пятна? Как удалить накипь? Чистим посуду Кукурузная палочка - адсорбент Удаляем ржавчину Домашняя химчистка. Как удалить пятна? | 8 1 1 1 1 1 1 1 | Познавательная деятельность: анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях Практическая деятельность: проводить эксперимент согласно инструкции (получение природных индикаторов); соблюдать правила техники безопасности; использовать экспериментальный материал для создания проекта (природные индикаторы и их применение; содержание крахмала в продуктах питания) Регулятивная деятельность: принимать и сохранять учебные цели и задачи; планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации осуществлять контроль над ходом эксперимента оценивать правильность выполнения действия | |
5 | Сладкие чудеса на кухне Сахара. Получение искусственного меда | Домашние леденцы | Определение глюкозы в овощах и фруктах | Почему неспелые яблоки кислые? | Получение крахмала и опыты с ним | Съедобный клей | | 6 | Познавательная деятельность: анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака проводит классификацию по заданным критериям строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте Практическая деятельность: соблюдать правила техники безопасности при работе; проводить эксперименты согласно инструкции проводить опыт по получению жженого сахара или карамели; проводить опыт по получению крахмала из картофеля; осуществлять качественную реакцию на крахмал с йодом; проводить опыт по разложению крахмала слюной (периодическая проверка йодом); проводить исследование по определению содержания глюкозы в соках различных овощей и фруктов. Регулятивная деятельность: принимать и сохранять учебные цели и задачи; планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации осуществлять контроль над ходом эксперимента оценивать правильность выполнения действия |
6 | Чудеса Интернета Сбор материала для проектной работы | 2 2 | Познавательная деятельность: понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризовать явление и объект по его описанию). Практическая деятельность: отбирать материал в соответствии с выбранной темой проектной работы Регулятивная деятельность: принимать и сохранять учебные цели и задачи; планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации оценивать правильность выполнения действия |
7 | Исследовательские чудеса Защита проектов «История жевательной резинки», «Жевательная резинка: беда или тренинг для зубов?» Тайны воды (презентация) Практикум- исследование «Газированные напитки» Защита проекта «Влияние газированных напитков на здоровье человека» Практикум исследование «Чай» Защита проекта «Полезные свойства чая» Практикум исследование «Молоко» Модуль «Моющие средства для посуды» Практикум исследование «Моющие средства для посуды». Занятие - игра «Мыльные пузыри» | 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | Познавательная деятельность: определять объект и предмет исследования. анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака проводит классификацию по заданным критериям строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте Практическая деятельность: выполнять основные операции для проведения исследования; изучать состав продукта по этикеткам проводить исследования по изучению и описанию физических свойств продуктов соблюдать правила техники безопасности при работе; проводить эксперименты согласно инструкции проводить качественные реакции на белки, жиры, углеводы проведение исследования на определение кислотности, наличие красителей, Регулятивная деятельность: принимать и сохранять учебные цели и задачи; планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации осуществлять контроль при наличии эталона оценивать правильность выполнения действия |
12 | Интеллектуальные чудеса Химические ребусы, шарады Занимательные опыты и их объяснение Игра –квест «Путешествие Умелки в мир веществ» | 4 1 1 2 | Познавательная деятельность: определять объект и предмет исследования. анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков сравнивает по заданным критериям два-три объекта, выделяя два-три существенных признака проводит классификацию по заданным критериям строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте Регулятивная деятельность: принимать и сохранять учебные цели и задачи; планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации осуществлять контроль при наличии эталона оценивать правильность выполнения действия |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Технические средства обучения.
Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога (СПАК):
персональный компьютер;
мультимедийный проектор;
Наглядные пособия по курсу.
видеоуроки по темам курса;
инструкционные карты для выполнения всех практических заданий курса;
раздаточный материал для освоения разделов курса.
диски с занимательными опытами и обучающие мультфильмы по химии
химическое оборудование для проведения опытов
химические реактивы
Список литературы
для учителя:
1. Груздева Н.В, Лаврова В.Н.,. Муравьев А.Г. Юный химик, или занимательные опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию.- СПб: Крисмас+, 2006.- 105 с.
2. Ольгин О.М. Опыты без взрывов - 2-е изд.-М.: Химия,1986.- 147с
3. Ольгин О. Давайте похимичим! Занимательные опыты по химии. – М.: «Детская литература», 2001.- 175с
4. Смирнова Ю.И. Мир химии. Занимательные рассказы о химии. Санкт-Петербург, "МиМ-экспресс",1995 год.- 201с
5. Чернобельская Г.М. Введение в химию. Мир глазами химика: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. 7 класс Г.М.Чернобельская, А.И. Дементьев. – М.: ВЛАДОС, 2003-256с.
6. http://www.sev-chem.narod.ru/opyt.htm
7. http://kvaziplazmoid.narod.ru/praktika/
8. http://www.edu.yar.ru/russian/cources/chem/op/op1.html
9. http://znamus.ru/page/etertainingchemistry
10. http://www.alhimikov.net/op/Page-1.html
для учащихся:
1. Ола Ф, Дюпре Ж.-П., Жибер А.-М, Леба П., Лебьом. Дж. Внимание: дети! Занимательные опыты и эксперименты.- М.: Айрис Пресс, 2007.- 125с
2. Рюмин В. Азбука науки для юных гениев. Занимательная химия- 8-е изд.- М.: Центрполиграф, 2011.- 221с.