Авторская образовательная программа декоративно-прикладного творчества "Цветик-семицветик"
Пояснительная записка Актуальность
Рабочая программа «Цветик-семицветик» разработана для учащихся 1 – 4 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования второго поколения на основании «Примерной программы внеурочной деятельности» под редакцией В.А.Горского. (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное общее образование [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Симирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 111 с.)).
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, тестом, тканью имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.
Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.
(Сл.3) Данная программа декоративно-прикладного творчества «Цветик-семицветик» рассчитана на четыре года обучения детей в возрасте 6-11 лет. Каждый год дети знакомятся с семью видами деятельности. С каждым годом работа усложняется, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.
Краткая характеристика процесса обучения
В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного творчества, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, пошив и оформление поделок.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном¸ нитками, тканью, тестом, бросовым материалом. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Программа кружка декоративно-прикладного творчества «Цветик-семицветик»:
представляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями (швея, лекальщик, раскройщик, конструктор-модельер и др.) и традиционными народными промыслами.
удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.
позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.
Цель программы: Формирование декоративно-прикладного творчества и художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Общие задачи:
Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.
Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.
Задачи:
1 год обучения
Ознакомление с видами и свойствами материалов, природных даров.
Развитие культуры труда, пространственного мышления, творческих способностей, наблюдательности. Учить практическим навыкам работы с природным материалом; с материалом из ткани, ниток, яичной скорлупы, бумаги, теста.
Воспитание бережного отношения к окружающему миру, к родному краю.
2 год обучения
Углублять знания о видах и свойствах материала.
Углубление представлений об окружающем крае.
Развитие аккуратности, усидчивости, фантазии, восприимчивости к окружающему миру, умение понимать красоту. Учить практическим навыкам работы с природным материалом; с материалом из ткани, ниток, бумаги, теста.
Воспитание бережного отношения к окружающему, формирование интереса и любви к культуре родного края.
3 год обучения
Расширение знаний о видах и свойствах материалов. Углубление представлений об окружающем мире.
Развитие аккуратности, усидчивости, фантазии, восприимчивости к окружающему миру, умение понимать красоту. Учить практическим навыкам работы с природным материалом; с материалом из ткани, ниток, бумаги, теста.
Развитие фантазии, аккуратности, восприимчивости к окружающему миру, умение понимать красоту.
4 год обучения
Умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи.
Развитие стремления к творческой самореализации средствами декоративно-прикладной деятельности
Развитие фантазии, аккуратности, восприимчивости к окружающему миру, умение понимать красоту.
Учить практическим навыкам работы с природным материалом; с материалом из ткани, ниток, бумаги, теста, бросовым материалом.
Планируемые результаты
Освоение детьми программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению декоративно – прикладное искусство «Цветик-семицветик» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные рузультаты
Регулятивные
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
Коммуникативные
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки :
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогом изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Должны знать и уметь:
Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет.
Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов.
Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить изделие.
Правила общения.
Правила безопасности труда.
Правила личной гигиены.
Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам, должен владеть необходимыми, знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.
Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям и оборудованным необходимым количеством мест. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.
В наличие должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы. В процессе обучения обучающиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета. В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
Учебно-тематический план (1 год обучения)
№ | Название темы | Количество часов | дата |
теор. | практ. | всего | план | факт |
1. | Вводное занятие | 1 | | 1 | | |
2. | Игрушки и картины из природного материала | 2 | 4 | 6 | | |
| Животные и птицы | | | | | |
| Черепашка | 1 | 2 | 3 | | |
| Змейка | 1 | 2 | 3 | | |
3. | Поделки из яичной скорлупы | 2 | 3 | 5 | | |
| Грибок | 1 | 1 | 2 | | |
| На лесной полянке | 1 | 2 | 3 | | |
4. | Поделки из теста (плоские работы) | 2 | 4 | 6 | | |
| Осенний листок | 1 | 2 | 3 | | |
| Панно «Гроздья калины» | 1 | 2 | 3 | | |
5. | Поделки из ниток и ткани | 2 | 3 | 5 | | |
| Разноцветные косички | 1 | 1 | 2 | | |
| Домовёнок | 1 | 2 | 3 | | |
6. | Игрушки из бумаги и картона | 3 | 4 | 7 | | |
| Куклы (цилиндр) | 1 | 1 | 2 | | |
| Бумажная «мозаика» | 1 | 2 | 3 | | |
| Необычная корзинка | 1 | 1 | 2 | | |
7. | Игрушки из сена | 1 | 1 | 2 | | |
| Симпатичные птички | 1 | 1 | 2 | | |
8. | Итоговое занятие | 1 | | 1 | | |
| Итого | 14 | 19 | 33 | | |
Содержание занятий 1 курса обучения: Введение в учебный курс (1 часа)
Цель и задачи на год. История возникновения игрушки. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.
Практическая работа: Знакомство с бумагой (цвет, плотность), самоклеющейся пленкой, бросовым и природным материалом, тканью, нитями, семенами (зерном) и т.д.
Вводное занятие (1 часа)
Правила внутреннего распорядка. Обязанности кружковцев. Организация занятий. Содержание рабочего места. Общие сведения о бумаге.
Практическая работа: Организация рабочего места, экономное использование материала, выбор инструментов. Определение бумаги (цветная, белая, чертежная, картон), подбор природного материала.
Игрушки и картины из природного материала (6 часов)
Демонстрация образцов, иллюстраций, дидактического материала.
Ознакомление с природным материалом: палочками, ракушками, ягодами шиповника, калины, семенами яблок, тыквы, кабачков, крылатками клена, листьями.
Практическая работа: Использование естественной формы фактуры природного материала. Изготовление поделок, соединение отдельных частей при помощи проволоки, клея ПВА, ниток. Освоение приемов резания ножницами, склеивания, нанизывания ягод, семян на иголку с ниткой.
Поделки из яичной скорлупы (5 часов)
Свойства скорлупы, её обработка, приемы работы со скорлупой, техника безопасности при работе со скорлупой. Работы по эскизу. Использование всей цветовой гаммы. Обработка, хранение. Подготовка материала.
Практическая работа: Выполнение по заданному образцу, рациональное использование материала. Изготовление изделия. Оформление работ.
Поделки из теста (плоские работы) (6 часов)
Ознакомление с техникой изготовления поделок из теста. Рассматривание образцов изделий. Объяснение преимуществ этих работ. Формирование устойчивого интереса к лепке из теста.
Практическая работа: выбор рисунка, копирование рисунка на ДВП при помощи копировальной бумаги. Приготовление теста, покраска, свойства. фон, подготовка основы. Лепка деталей для композиции. Сушка изделий. Оформление поделок.
Поделки из ниток и ткани (5 часов)
Краткие сведения об изготовлении нитей и ткани в промышленности. Знакомство с техникой выполнения контурных поделок, цветом, толщиной. Ознакомление с техникой изготовления поделок из ниток и ткани. Выбор цветовой гаммы для изделия.
Практическая работа: Подбор цветовой гаммы фона, приготовление шаблона из бумаги, перенос на ткань. Оформление поделки. Вспомогательные инструменты и отделочные работы.
Игрушки из бумаги и картона (7 часов)
Плоскостные и объёмные – сходство и различие. Знакомство с видами бумаги: чертежно–рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картоном цветным, тонким, упаковочным; открытками, салфетками, фантиками. Выбор картона и бумаги.
Практическая работа: разметка и измерение бумаги разной по фактуре, плотности и цвету. Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки. Работа по выкройке и чертежу. Применение операций склеивания и сшивания деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление игрушки.
Игрушки из сена (2 часа)
Краткие сведения о заготовке и хранении сена. Заготовка картонных форм для фигурок из сена. Технология изготовления игрушек.
Практическая работа: изготовление картонной формы. Наматывание сена. Оформление мелких деталей и самого изделия. Подбор фурнитуры.
Итоговое занятие (1 часа)
Подготовка выставки, оформление выставки. Проведение выставки работ учащихся за год. Подведение итогов работы. Анализ работ учащихся. Участие работ учащихся в конкурсах.
Учебно-тематический план (2 год обучения)
№ | Название темы | Количество часов | Дата |
теор. | практ. | всего | По плану | По факт. |
1. | Вводное занятие | 1 | | 1 | | |
2. | Поделки из природного материала | 2 | 2 | 4 | | |
| Насекомые | | | | | |
| Кузнечик и бабочка | 1 | 1 | 2 | | |
| Стрекоза | 1 | 1 | 2 | | |
3. | Работа с опилками | 3 | 3 | 6 | | |
| Окрашивание опилок | 1 | 1 | 2 | | |
| Бабочки | 1 | 1 | 2 | | |
| Весёлые утята | 1 | 1 | 2 | | |
4. | Работа с тестом (плоские работы) | 2 | 4 | 6 | | |
| Аквариум | 1 | 2 | 3 | | |
| Панно «Подсолнухи» | 1 | 2 | 3 | | |
5. | Поделки из ниток и ткани | 2 | 4 | 6 | | |
| Домовёнок | 1 | 1 | 2 | | |
| Капитошка - попрыгунчик | | 1 | 1 | | |
| Цыплятки | | 1 | 1 | | |
| Куколки-талисманчики | 1 | 1 | 2 | | |
6. | Игрушки из бумаги и картона | 2 | 4 | 6 | | |
| Сказочный Чиполлино | 1 | 1 | 2 | | |
| Букеты на «потолке» | 1 | 3 | 4 | | |
7. | Игрушки из сена | 1 | 3 | 4 | | |
| Мышки-сестрички | 1 | 3 | 4 | | |
8. | Итоговое занятие | 1 | | 1 | | |
| Итого | 14 | 20 | 34 | | |
Содержание занятий 2 курса обучения: Введение в учебный курс (1 часа)
Цель и задачи на год. История возникновения игрушки. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.
Практическая работа: Знакомство с готовыми изделиями, выполненными в предыдущие годы. Знакомство с бумагой (цвет, плотность), самоклеющейся пленкой, бросовым и природным материалом, тканью, нитями, семенами (зерном) и т.д.
Вводное занятие
Правила внутреннего распорядка. Обязанности кружковца. Организация занятий. Содержание рабочего места. Общие сведения о бумаге.
Практическая работа: Организация рабочего места, экономное использование материала, выбор инструментов. Определение бумаги (цветная, белая, чертежная, картон), подбор природного материала.
Игрушки и картины из природного материала (4 часов)
Демонстрация образцов, иллюстраций, дидактического материала. Ознакомление с природным материалом: палочками, ракушками, ягодами шиповника, калины, мхом, семенами тыквы, кабачков, крылатками клена, различными видами листьев и т.д.
Практическая работа: Знакомство с готовыми изделиями, выполненными в предыдущие годы. Использование естественной формы фактуры природного материала. Изготовление поделок, соединение отдельных частей при помощи проволоки, клея ПВА, ниток. Освоение приемов резания ножницами, склеивания, нанизывания ягод, семян на иголку с ниткой. Оформление готового изделия.
Работа с опилками (6 часов) Свойства опилок, окрашивание опилок, приемы работы с опилками, техника безопасности при работе с опилками. Работы по эскизу. Использование всей цветовой гаммы. Обработка, хранение. Подготовка материала.
Практическая работа: Выполнение по заданному образцу, рациональное использование материала. Изготовление изделия. Оформление работ.
Работа с тестом (плоские работы) (6 часов)
Ознакомление с техникой изготовления поделок из теста. Знакомство с готовыми изделиями, выполненными в предыдущие годы. Рассматривание образцов изделий. Объяснение преимуществ этих работ. Формирование устойчивого интереса к лепке из теста.
Практическая работа: выбор рисунка, копирование рисунка на ДВП при помощи копировальной бумаги. Приготовление теста, покраска, свойства, фон, подготовка основы. Лепка деталей для композиции. Сушка изделий. Оформление поделок.
Поделки из ниток и ткани (6 часов)
Закрепление технологических знаний о нитях. Нитки, их назначение. Знакомство с техникой выполнения объёмных поделок из помпонов. Ознакомление с техникой изготовления поделок из ниток и ткани. Инструменты и приспособления для работы с нитями и тканью, их назначение. Выбор цветовой гаммы для изделия.
Практическая работа: Подбор цветовой гаммы фона, приготовление шаблона из бумаги. Изготовление помпонов, соединение деталей. Оформление поделки. Вспомогательные инструменты и отделочные работы.
Игрушки из бумаги и картона (6 часов)
Плоскостные и объёмные – сходство и различие. Знакомство с видами бумаги: чертежно–рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картоном цветным, тонким, упаковочным. Выбор бумаги.
Практическая работа: сминание и скручивание бумаги, резание ножницами, соединение элементов и деталей с помощью клея. Работа по выкройке и чертежу. Применение операций склеивания деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление изделий.
Игрушки из сена (4 часов)
Краткие сведения о заготовке и хранении сена. Заготовка картонных форм для фигурок из сена. Технология изготовления игрушек.
Практическая работа: изготовление картонной формы. Наматывание сена. Оформление мелких деталей и самого изделия. Соединение деталей между собой. Подбор и крепление фурнитуры.
Итоговое занятие (1 часа)
Подготовка выставки, оформление выставки. Проведение выставки работ учащихся за год. Подведение итогов работы. Анализ работ учащихся. Участие работ учащихся в конкурсах.
Учебно-тематический план (3 год обучения)
№ | Название темы | Количество часов | Дата |
теор. | практ. | всего | План. | Факт. |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 | | |
2. | Картины из природного материала | 2 | 3 | 5 | | |
| Среди цветов | | | | | |
| Кувшинки | 1 | 1 | 2 | | |
| Старый колодец | 1 | 2 | 3 | | |
3. | Работа с песком | 2 | 4 | 6 | | |
| Клоуны | 1 | 2 | 3 | | |
| В стране сказок | 1 | 2 | 3 | | |
4. | Работа с тестом | 2 | 4 | 6 | | |
| Гусеница | 1 | 2 | 3 | | |
| Панно «Розы» | 1 | 2 | 3 | | |
5. | Поделки из ниток и ткани | 2 | 3 | 5 | | |
| Разноцветные рамки | 1 | 1 | 2 | | |
| Кукла … на банке | 1 | 2 | 3 | | |
6. | Картины из зёрен | 2 | 4 | 6 | | |
| Птица счастья | 1 | 2 | 3 | | |
| Белая кошка, чёрный кот | 1 | 2 | 3 | | |
7. | Игрушки из сена | 1 | 2 | 3 | | |
| Семейство ёжиков | 1 | 2 | 3 | | |
8. | Итоговое занятие | 1 | | 1 | | |
| Итого | 13 | 21 | 34 | | |
Содержание занятий 3 курса обучения: Введение в учебный курс (1 часа)
Цель и задачи на год. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.
Практическая работа: Знакомство с готовыми изделиями, выполненными в предыдущие годы. Знакомство с песком, бросовым и природным материалом, тканью, нитями, семенами (зерном) и т.д.
Вводное занятие (1 часа)
Правила внутреннего распорядка. Обязанности кружковца. Организация занятий. Содержание рабочего места. Общие сведения о материалах, необходимых для работы.
Практическая работа: Организация рабочего места, экономное использование материалов, выбор инструментов. Определение бумаги, подбор природного материала, фурнитуры.
Картины из природного материала (5 часов)
Демонстрация образцов, иллюстраций, дидактического материала. Ознакомление с природным материалом: палочками, мхом, различными семенами культурных и диких растений, крылатками клена, различными видами листьев и т.д.
Практическая работа: Знакомство с готовыми изделиями, выполненными в предыдущие годы. Использование естественной формы фактуры природного материала. Изготовление поделок, соединение отдельных частей при помощи проволоки, клея ПВА, ниток. Освоение приемов наклеивания природного материала без применения резания ножницами. Оформление готового изделия.
Работа с песком (7 часов) Песок и способы получения различной структуры песка. Приемы работы с песком, окрашивание песка. Техника безопасности при работе с пескогравием. Работы по эскизу. Использование всей цветовой гаммы. Подготовка материала. Обработка, хранение.
Практическая работа: Выполнение по заданному образцу, рациональное использование материала. Изготовление изделия. Оформление работ.
Работа с тестом (полуобъёмные работы) (11 часов)
Ознакомление с техникой изготовления поделок из теста. Знакомство с готовыми изделиями, выполненными в предыдущие годы. Рассматривание образцов изделий. Объяснение преимуществ этих работ. Формирование устойчивого интереса к лепке из теста.
Практическая работа: выбор рисунка, копирование рисунка на ДВП при помощи копировальной бумаги. Приготовление теста, покраска, свойства, фон, подготовка основы. Лепка деталей для композиции. Сушка изделий. Оформление поделок.
Поделки из ниток и ткани (8 часов)
Закрепление технологических знаний о нитях, тканях. Ткани, их назначение. Знакомство с техникой выполнения объёмных поделок. Виды оформления работ. Инструменты и приспособления для работы с нитями и тканью, их назначение. Выбор цветовой гаммы для изделия.
Практическая работа: Подбор цветовой гаммы, подготовка баночки для куклы. Заготовка деталей одежды для куклы. Соединение деталей между собой. Оформление поделки. Вспомогательные инструменты и отделочные работы.
Картины из зёрен (15 часов)
Знакомство с видами зёрен: пшено, пшеница, чечевица, рис, и т.д. Выбор материала для работы. Крепление и окрашивание зёрен. Выбор фона.
Практическая работа: соединение зёрен с основой при помощи клея ПВА. Работа по эскизу. Оформление изделий.
Игрушки из сена (10 часов)
Краткие сведения о заготовке и хранении сена. Заготовка картонных форм для фигурок из сена. Технология изготовления игрушек.
Практическая работа: изготовление картонной формы. Наматывание сена. Оформление мелких деталей и самого изделия. Соединение деталей между собой. Подбор и крепление фурнитуры.
Итоговое занятие (2 часа)
Подготовка выставки, оформление выставки. Проведение выставки работ учащихся за год. Подведение итогов работы. Анализ работ учащихся. Участие работ учащихся в конкурсах.
Учебно-тематический план (4 год обучения)
№ | Название темы | Количество часов | Дата |
теор. | практ. | всего | план. | факт. |
1. | Вводное занятие | 0,5 | 0,5 | 1 | | |
2. | Картины из природного материала | 3 | 3 | 6 | | |
| Деревья. Пейзажи. | | | | | |
| Кокосовая пальма | 1 | 1 | 2 | | |
| Осенняя дорога | 1 | 1 | 2 | | |
| Деревенский пейзаж | 1 | 1 | 2 | | |
3. | Работа с зерном | 2 | 2 | 4 | | |
| Собака | 1 | 1 | 2 | | |
| Кошка | 1 | 1 | 2 | | |
4. | Работа с тестом | 4 | 4 | 8 | | |
| Весёлые зверушки | 1 | 1 | 2 | | |
| Павлин | 1 | 1 | 2 | | |
| Панно «На озере» | 1 | 1 | 2 | | |
| Клубничное лукошко | 1 | 1 | 2 | | |
5. | Нитяная графика - изонить | 2 | 4 | 6 | | |
| Заполнение угла, круга | 1 | 1 | 2 | | |
| Рамка для фотографии | | 1 | 1 | | |
| Лебединое озеро | 1 | 2 | 3 | | |
6. | Картины из бросового материала | 3 | 5 | 8 | | |
| Панно «Весна пришла» | 1 | 2 | 3 | | |
| Панно «У кормушки» | 1 | 2 | 3 | | |
| Карандашница | 1 | 1 | 2 | | |
8. | Итоговое занятие | 1 | | 1 | | |
| Итого | | | 34 | | |
Содержание занятий 4 курса обучения: Введение в учебный курс (0,5 часа)
Цель и задачи на год. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.
Практическая работа: Знакомство с готовыми изделиями, выполненными в предыдущие годы. Знакомство с песком, бросовым и природным материалом, тканью, нитями, семенами (зерном) и т.д.
Вводное занятие (0,5 часа)
Правила внутреннего распорядка. Обязанности кружковца. Организация занятий. Содержание рабочего места. Общие сведения о материалах, необходимых для работы.
Практическая работа: Организация рабочего места, экономное использование материалов, выбор инструментов. Определение бумаги, подбор и хранение природного материала, фурнитуры.
Картины из природного материала (6 часов)
Демонстрация образцов, иллюстраций, дидактического материала. Ознакомление с природным материалом: палочками, мхом, различными семенами культурных и диких растений, крылатками клена, различными видами листьев и т.д.
Практическая работа: Знакомство с готовыми изделиями, выполненными в предыдущие годы. Использование естественной формы фактуры природного материала. Изготовление сюжетных картин, панно. Соединение отдельных частей при помощи проволоки, клея ПВА, ниток. Освоение приемов наклеивания природного материала без применения резания ножницами. Оформление готового изделия при помощи природного материала.
Работа с зерном (4 часов) Разновидности зёрен. Приемы работы с зерном, окрашивание зерна. Подбор зёрен по цветовым оттенкам. Техника безопасности при работе с клеем. Работы по эскизу. Использование всей цветовой гаммы. Подготовка материала, его хранение.
Практическая работа: Выполнение по заданному образцу, рациональное использование материала. Изготовление изделия. Оформление работ.
Работа с тестом (8 часов)
Ознакомление с техникой изготовления поделок из теста. Знакомство с готовыми изделиями, выполненными в предыдущие годы. Объёмные фигуры. Рассматривание образцов изделий. Объяснение преимуществ этих работ. Формирование устойчивого интереса к лепке из теста.
Практическая работа: объёмные игрушки, соединение деталей между собой при помощи ниток. Самостоятельный выбор рисунка для композиции, копирование рисунка на ДВП при помощи копировальной бумаги. Приготовление теста, покраска, свойства, фон, подготовка основы. Лепка деталей для композиции. Сушка изделий. Оформление поделок.
Нитяная графика – изонить (6 часов)
Из истории изонити. Основные элементы: угол, линия в виде S и круг. Комбинации элементов. Подбор ниток. Техника безопасности при работе с иглой, шилом. Работы по эскизу.
Практическая работа: Заполнение угла, круга, линия в виде S. Рациональное использование материала. Изготовление изделий. Оформление работ.
Картины из бросового материала (8 часов)
Расширение знаний о бросовых материалах. Их назначение в декоративно-прикладном творчестве. Знакомство с техникой выполнения объёмных поделок. Виды оформления работ. Инструменты и приспособления.
Практическая работа: Подбор сюжетной композиции. Соединение деталей при помощи клея, проволоки, ниток. Оформление изделий. Вспомогательные инструменты и отделочные работы.
Итоговое занятие (1 часа)
Подготовка выставки, оформление выставки. Проведение выставки работ учащихся за год. Подведение итогов работы. Анализ работ учащихся. Участие работ учащихся в конкурсах.
Материалы, инструменты, приспособления Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:
Природный материал: палочки, крылатки клена, желуди, семена тыквы, огурца, пшеницы, рис, гречка, чечевица, ягоды рябины, шиповника.
Бумага чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картон цветной, тонкий; открытки, салфетки, фантики.
Ткань, иголка.
Различные оригинальные материалы: пуговицы, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий.
Клеенка: самоклеющаяся пленка разных цветов.
Нитки для вязания ярких цветов; нитки капроновые; швейные.
Вата, синтепон, капрон для набивки игрушек.
Бросовый материал: коробка картонная, пластиковый стаканчик, пластмассовая бутылка, баночка из-под кофе, компьютерные диски; кусочки фетра, драпа, поролона, ткани, проволоки, спички, одноразовая посуда.
Клей: ПВА, клей «Момент», клей «Титан»
Ножницы, кисточки, карандаши, линейки, гуашь, тушь и пр.
Карандаши простые и цветные, восковые, краски, кисти необходимы для росписи игрушек.
При работе бывают нужны пассатижи (или плоскогубцы и кусачки) для расщепления и откусывания металлической проволоки.
Для разглаживания ткани необходим электрический утюг.
Литература
1. Анне Пипер Серия «Легко и просто» Игрушки из сена (творческие идеи в стиле кантри). Издательство «АРТ-РОДНИК», М.: 2007.
2. Анне Пипер, Андреа Фишер Серия «Легко и просто» Поделки из бумажной бечёвки (Предметы интерьера, украшения и аксесуары). Издательство «АРТ-РОДНИК», М.: 2007.
3. Бобина М. "Рукоделие", Харьков, 1998.
4. Вернер Шультце Серия «Легко и просто» Птичьи мотивы. Издательство «АРТ-РОДНИК», М.: 2007.
5. Е.А.Гайдаенко «Нечто из ничего». Издательство «Феникс» г Ростов- на – Дону, 2008.
6. Журнал «Начальная школа», № 5, 2009., статья Ю.В.Никитиной «Изонить – нитяная графика», стр. 69
7. Журнал «Толока». Серия «Делаем сами»:
2007.: № 10, 14
2008.: № 1, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23.
2009.: № 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 23.
2010.: № 1, 2, 3, 6, 7, 8, 20.
2011.: № 4
8. Л. Маврина «Забавные игрушки». Издательство «Стрекоза - Пресс» г. Москва, 2007 .
9. Малышева А.Н. Работа с тканью/Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 96 с., ил.
10. Мария-Луиза Мангей Серия «Легко и просто» Картины из искусственных цветов. Издательство «АРТ-РОДНИК», М.: 2007.
11. Н.С. Чернякова. «Уроки детского творчества». Издательство «Родничок» г. Тула, 2002.
12. Патрик Захарюк Картины из цветов и листьев. Издательская группа «Контеэнт», 2010.
13. Сост.: В.А.Кейлина, А.А.Пацык и др. Оригинальные картины из зёрен. Издательская группа «Контеэнт», 2010.