СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по воспитательному блоку "Нравственно-этическое воспитание" для обучающихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья на 2017-2018 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по воспитательному блоку "Нравственно-этическое воспитание" разработана для учащихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по воспитательному блоку "Нравственно-этическое воспитание" для обучающихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья на 2017-2018 учебный год»

Казённое общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Леушинская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»


Утверждаю

Директор КОУ «Леушинская

школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

_____________ Д.Ш. Шидиева

Приказ №

от «____» _______________ 2017 г.

Согласовано:

Заместитель директора по ВР

КОУ «Леушинская школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

___________________ Н.В. Меркулова

«_____» __________________ 2017 г.























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ БЛОКУ

«НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

для учащихся 7 группы (5б класс)

(основное общее образование)

на 2017 – 2018 учебный год














Составитель: Т.С. Калабина, воспитатель






с. Леуши, 2017г.

Рабочая программа составлена на основе Адаптированной воспитательной программы «Нравственно-этическое воспитание» для учащихся 5б класса (основное общее образование), составитель: воспитатель Т.С. Калабина, с. Леуши, 2017 г.


























Рассмотрена на методическом объединении воспитателей

Протокол № от « » августа 2017 г.


Руководитель методического объединения _______________________/Л.А. Болдырева/



Одобрена методическим советом,

Протокол № от « » августа 2017 г.


Председатель методического совета ____________________________/ Д.Ш. Шидиева/














ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Адаптированной воспитательной программы «Нравственно-этическое воспитание» для учащихся 5б класса (основное общее образование), составитель: воспитатель Т.С. Калабина, с. Леуши, 2017 г.

Главным принципом прогрессивной педагогики является гармоничное развитие личности, ее духовное обогащение, создающее необходимое равновесие в развитии эмоциональной сферы, обусловливающее трудовую и творческую активность детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема развития личности подростка, формирование нравственности, элементарного этикета в семье, возможность налаживать межличностные отношения является одной из важнейших задач для дальнейшей адаптации личности к условиям жизни. Данная проблема затрагивает, прежде всего, категорию аномальных школьников, в частности страдающих таким серьезным нарушением интеллектуальной деятельности, как умственная отсталость. Наличие такого дефекта существенно затрудняет решение задачи обеспечения социально-нормативного поведения, повышает вероятность социальных отклонений в индивидуальном поведении личности.

Цель программы: Формирование и закрепление навыков общественного поведения в школе и общественных местах.


  • Регуляция эмоционально-волевой сферы.


  • Коррекция межличностного общения.


  • Развитие устной речи учащихся.


Задачи программы:


  1. Формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни.

  2. Воспитывать навыки межличностных отношений.

  3. Корректировать поведение умственно отсталых школьников.


Данная адаптированная рабочая программа рассчитана на воспитанников 5б класса в объеме 28 часов в год. Занятия по данной программе проводятся в форме внеклассного занятия (40 минут). На каждую тему предусмотрено определенное количество часов, указанное в тематическом плане.

Распределение часов и последовательность изучения тем по программе осуществляется следующим образом:




5б класс


Четверть

Количество часов

Количество часов диагностики усвоения программного материала

I

4

0

II

8

0

III

8

0

IV

8

0

Год

28

0


ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ


К концу года дети должны:

  • Знать элементарные правила поведения учащихся с помощью воспитателя.

  • Уметь следить за своим внешним видом под руководством воспитателя.

  • Бережно относиться к природе под руководством воспитателя.

  • Бережно относиться к школьному имуществу под контролем воспитателя.

  • Принимать посильное участие в общественной жизни класса с помощью воспитателя.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (28 часов)


п/п

Тема

Кол-во часов

Краткое содержание темы

Обязательный минимум ЗУН

Примечание

I

Мы и другие

2

Введение: законы человеческого существования.

Понятие поведенческой нормы и этикета.



Знать элементарные правила поведения в общественных местах с помощью воспитателя. Уметь анализировать свои поступки с помощью воспитателя. Уметь общаться с младшими и старшими по возрасту с помощью воспитателя.



II

Давай поиграем!

2

Общие правила любой игры. Правила игры на личный выигрыш (каждый сам за себя).


Знать правила поведения учащихся с помощью воспитателя.

Уметь общаться с младшими по возрасту с помощью воспитателя.

Уметь найти выход из простейшей конфликтной ситуации с помощью воспитателя.


III

В школе

7

Правила поведения учащихся. Ученик и Учитель. У себя в классе (общение в ученическом коллективе). Достоинства и недостатки человека (игра «Ты мне - я тебе»). Как избавиться от кличек.

Общение с младшими и старшими по возрасту школьниками. Над чем можно посмеяться («шутки нашей жизни»). Составление свода правил для учащихся.

Знать правила поведения учащихся с помощью воспитателя.

Уметь общаться с младшими по возрасту с помощью воспитателя.

Уметь общаться со старшими по возрасту с помощью воспитателя.



IV.

Первое впечатление.

Какое оно?

5

Правила поведения в общественных местах. Я – пассажир. «Расскажите про покупку» (роль покупателя).

«Театр уж полон…» (роль зрителя). В музее и на экскурсии. Беречь и охранять природу (поведение в лесу, в поле, у водоема).

Знать элементарные правила поведения в общественных местах с помощью воспитателя.

Бережно относиться к природе под контролем воспитателя.



V.

Словарь эмоций.

2

Виды Эмоций: радость, грусть, обида.


Определять своё эмоциональное состояние с помощью воспитателя.


VI.

Посмотри в зеркало.

6

Да здравствует мыло душистое (о личной гигиене). Из чего складывается красота (внешний вид: осанка, причёска, одежда). Легко ли быть вежливым? Навыки самонаблюдения («Следи за собой»). Основной закон бесконфликтного существования (2ч.).

Уметь следить за своим внешним видом под руководством воспитателя. Уметь анализировать свои поступки с помощью воспитателя.

Уметь найти выход из простейшей конфликтной ситуации с помощью воспитателя.



VII

Коллекция хороших манер.

4

Практическое повторение пройденного материала за год.

Знать правила поведения учащихся с помощью воспитателя.

Знать элементарные правила поведения в общественных местах с помощью воспитателя.



Календарно-тематическое планирование по нравственно–этическому воспитанию в 5б классе (28 часов в год)







п\п





Тема занятия





Содержание деятельности

Количество часов





Дата





Цель





Обязательный минимум ЗУН

Форма проведения

Методы работы

1

Введение: законы человеческого существования.


1 .Беседа.

2.Просмотр презентации.

3. Обсуждение презентации.




1


Формирование у учащихся навыков правильного поведения в обществе.

Знать элементарные правила поведения в общественных местах с помощью воспитателя.


Практическое

занятие на основе

игровых упражнений.

Словесные, наглядные, практические.

2

Понятие поведенческой нормы и этикета.


1. Загадки об этикете.

2. Беседа.

3. Игра «Займи своё место».

1


Формирование у учащихся навыков поведения в общественных местах.

Знать элементарные правила поведения в общественных местах с помощью воспитателя.


Практическое занятие + беседа.

Словесные, наглядные, практические.

3

Общие правила любой игры


1. Беседа.

2. Обсуждение правил.

3. Игра «Пустой стул».




1


Дать понятие учащимся о существовании общих правил для каждой игры.

Знать элементарные правила поведения учащихся с помощью воспитателя.

Уметь найти выход из простейшей конфликтной ситуации с помощью воспитателя.

Практическое

занятие на основе игровых упражнений.

Словесные, наглядные, практические.

4

Правила игры на личный выигрыш (каждый сам за себя)





1. Беседа

2.Обыгрывание ситуаций.

3. Игра «Что пропало?»




1


Коррекция межличностного общения.

Знать элементарные правила поведения учащихся с помощью воспитателя.

Уметь общаться с младшими по возрасту под руководством воспитателя.

Практическое занятие

на основе

игровых упражнений.


Словесные, наглядные, практические.

5

Правила поведения учащихся. Ученик и Учитель



1.Просмотр презентации.

2.Отгадывание загадок.

3.Обыгрывание ситуаций




1


Формировать у учащихся соблюдение субординации ученик-учитель.

Знать элементарные правила поведения учащихся с помощью воспитателя. Быть вежливыми в общении с взрослыми под руководством воспитателя.


Практическое занятие

на основе

игровых упражнений.


Словесные, наглядные, практические.

6

У себя в классе (общение в ученическом коллективе).


1.Беседа

2.Обыгрывание ситуаций

3.Игра «Запрещается – разрешается».




1


Коррекция межличностного общения

Уметь отмечать элементарные положительные черты в окружающих людях с помощью воспитателя.


Практическое занятие

на основе игровых упражнений.


Словесные, наглядные, практические.

7

Достоинства и недостатки человека (игра «Ты мне - я тебе»)


1.Беседа

2.Игра «Ты мне - я тебе».

3. Обсуждение игры.







1


Дать понятия о достоинстве и недостатках через игровую деятельность


Уметь отмечать положительные черты в окружающих людях с помощью воспитателя.



Практическое

занятие на основе

игровых упражнений.


Словесные, наглядные, практические.

8

Как избавиться от кличек

1.Беседа.

2.Обыгрывание ситуаций.

3.Обсуждение ситуаций.












1


Коррекция межличностных отношений через проигрывание проблемных ситуаций

Уметь отмечать элементарные положительные черты в окружающих людях с помощью воспитателя.



Беседа


Словесные, наглядные, практические.

9

Общение с младшими и старшими по возрасту школьниками


1. Беседа.

2.Просмотр презентации.

3.Игра «Хорошо – плохо»




1


Коррекция

межличностных

отношений

Владеть элементарными навыками общения с младшими и старшими по возрасту под руководством воспитателя.


Практическое

занятие на основе

игровых упражнений.

Словесные, наглядные, практические.

10

Над чем можно посмеяться (шутки нашей жизни).


1. Беседа.

2.Проигрывание проблемных ситуаций

3. Игра «Запрещается – разрешается».


1


Формирование уважительного отношения друг к другу



Владеть элементарными навыками общения с младшими и старшими по возрасту под руководством воспитателя.


Практическое

занятие на основе

игровых упражнений.

Словесные, наглядные, практические.

11

Составление свода правил для учащихся.

1. Беседа.

2.Составление свода правил для учащихся.


1


Формирование навыков общественного поведения в школе и общественных местах.



Знать элементарные правила поведения учащихся с помощью воспитателя.

Практическое

занятие на основе

игровых упражнений.

Словесные, наглядные, практические.

12

Правила поведения в общественных местах. Я – пассажир.


1. Отгадывание загадок.

2.Просмотр презентации.

3.Обсуждение презентации

4.Проигрывание проблемных ситуаций

5.Подведение итога занятия.


1


Воспитывать нормы поведения в общественных местах.

Знать элементарные правила поведения в общественных местах с помощью воспитателя.

Практическое

занятие на основе игровых упражнений.

Словесные, наглядные, практические.

13

«Расскажите про покупку» (роль покупателя).


1.Отгадывание загадок.

2.Просмотр презентации.

3.Обсуждение презентации

4.Проигрывание проблемных ситуаций.

5.Подведение итога занятия.


1


Воспитывать нормы поведения в общественных местах.

Знать элементарные правила поведения в общественных местах с помощью воспитателя.

Практическое

занятие на основе игровых упражнений.

Словесные, наглядные, практические.

14

Правила поведения в общественных местах. «Театр уж полон…» (роль зрителя).


1.Отгадывание загадок.

2.Просмотр презентации.

3.Обсуждение презентации

4.Проигрывание проблемных ситуаций.

5.Подведение итога занятия.


1


Повторить правила поведения в общественных местах.


Знать элементарные правила поведения в общественных местах с помощью воспитателя.

Практическое

занятие на основе игровых упражнений.

Словесные, наглядные, практические.

15

В музее и на экскурсии


1. Беседа

2. Проигрывание проблемных ситуаций

3. Игра «Запрещается – разрешается».

4.Подведение итога занятия.

1


Закрепление навыков поведения в общественных местах

Знать элементарные правила поведения в общественных местах с помощью воспитателя.

Практическое

занятие на основе игровых упражнений.

Словесные, наглядные, практические.

16

Беречь и охранять природу (поведение в лесу, в поле, у водоема)


1.Отгадывание загадок.

2.Просмотр презентации.

3.Обсуждение презентации

4. Проигрывание проблемных ситуаций

5. Подведение итога занятия.


1


Закрепление навыков поведения в общественных местах

Знать элементарные правила поведения в общественных местах с помощью воспитателя.

Практическое

занятие на основе игровых упражнений.

Словесные, наглядные, практические.

17

Виды эмоций: радость, грусть, обида


1. Беседа

2.Просмотр презентации.

3.Обсуждение презентации

4. Упражнение « Нарисуй эмоцию».

5. Обсуждение рисунков.

1


Формировать у учащихся понятие о видах эмоций (положительных и отрицательных).

Определять своё эмоциональное состояние с помощью воспитателя.


Практическое

занятие на основе

игровых упражнений.

Словесные, наглядные, практические.

18

Виды эмоций: радость, грусть, обида


1. Беседа

2.Просмотр презентации.

3.Обсуждение презентации

4.Упражнение « Покажи эмоцию».

5. Упражнение «Цвет эмоций».

6. Обсуждение.

1


Формировать у учащихся понятие о видах эмоций (положительных и отрицательных).

Определять своё эмоциональное состояние с помощью воспитателя.


Практическое

занятие на основе

игровых упражнений.

Словесные, наглядные, практические.

19

Да здравствует мыло душистое (о личной гигиене)

1. Беседа

2.Просмотр презентации.

3.Обсуждение презентации

4. Игра «В гостях у Мойдодыра»

5. Обсуждение игры.


1


Формировать представление о личной гигиене

Уметь следить за своим внешним видом под контролем воспитателя.


Практическое

занятие на основе игровых упражнений.

Словесные, наглядные, практические.

20

Из чего складывается красота (внешний вид: осанка, причёска, одежда).

1. Беседа

2. Просмотр презентации.

3.Обсуждение презентации

4.Игра «Запрещается – разрешается».

5.Обсуждение игры.


1


Формировать представления учащихся о внешнем виде.

Уметь следить за своим внешним видом под контролем воспитателя.


Практическое

занятие на основе игровых упражнений.

Словесные, наглядные, практические.

21

Легко ли быть вежливым?


1. Беседа

2.Просмотр презентации.

3.Обсуждение презентации

4.Игра «Хорошо – плохо».

5.Обсуждение игры.


1


Стимулирование поведенческих изменений, обучение приемов эффективного общения

Уметь анализировать свои поступки с помощью воспитателя.



Практическое

занятие на основе игровых упражнений.

Словесные, наглядные, практические.

22

Навыки самонаблюдения.

1. Беседа

2. Дидактическая игра «Найди различия».

3.Обсуждение игры.

4.Подведение итога занятия.




1


Развитие навыков самопознания и самонаблюдения.

Уметь следить за своим внешним видом под контролем воспитателя.


Практическое занятие на основе игровых упражнений.

Словесные, наглядные, практические.

23

Основной закон бесконфликтного существования.


1. Беседа на тему «Что такое конфликт».

2.Проигрывание проблемных ситуаций.

3. Обсуждение.

1


Воспитание общечеловеческих ценностей, толерантного поведения.

Уметь найти выход из простейшей конфликтной ситуации с помощью воспитателя.


Практическое занятие на основе игровых упражнений.

Словесные, наглядные, практические.

24

Основной закон бесконфликтного существования.


1. Беседа на тему «Как избежать конфликтной ситуации».

2.Проигрывание проблемных ситуаций.

3. Обсуждение.

1



Воспитание общечеловеческих ценностей, толерантного поведения.

Уметь найти выход из простейшей конфликтной ситуации с помощью воспитателя.


Практическое занятие на основе игровых упражнений.

Словесные, наглядные, практические.

25

Коллекция хороших манер (Практическое повторение пройденного за год).


1. Беседа.

2. Просмотр презентации.

3. Обсуждение презентации.

4. Проигрывание проблемных ситуаций.



1


Воспитание общечеловеческих ценностей.

Знать элементарные правила поведения учащихся, элементарные правила поведения в общественных местах с помощью воспитателя.

Практическое

занятие на основе игровых упражнений.

Словесные, наглядные, практические.

26

Коллекция хороших манер (Практическое повторение пройденного за год).


1. Беседа.

2. Проигрывание проблемных ситуаций.

3. Игра «Хорошо – плохо».


1


Воспитание общечеловеческих ценностей.

Знать элементарные правила поведения учащихся, элементарные правила поведения в общественных местах с помощью воспитателя.

Практическое

занятие на основе игровых упражнений.

Словесные, наглядные, практические.

27

Коллекция хороших манер (Практическое повторение пройденного за год).


1. Отгадывание загадок.

2. Игра «Здравствуйте – до свидания».

3. Обсуждение игры.



1


Воспитание общечеловеческих ценностей.

Знать элементарные правила поведения в общественных местах с помощью воспитателя.

Практическое

занятие на основе игровых упражнений.

Словесные, наглядные, практические.

28

Коллекция хороших манер (Практическое повторение пройденного за год).


1. Беседа.

2. Проигрывание проблемных ситуаций.

3.Игра «У нас сегодня гости».


1


Воспитание общечеловеческих ценностей.

Знать элементарные правила поведения в общественных местах с помощью воспитателя.

Практическое

занятие на основе игровых упражнений.

Словесные, наглядные, практические.


Учебно-методический комплекс



Воспитательная

программа


Методический материал


Дидактический материал


Дополнительная литература

Адаптированная воспитательная программа «Нравственно-этическое воспитание» для учащихся 5б класса (основное общее образование), составитель: воспитатель Т.С. Калабина,

с. Леуши, 2017г.


  1. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. – Петрозаводск, 1991.

  2. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. – М., 1999.

  3. Дефектология №2 2003 год Л.Н. Точилина. Обучение и воспитание в начальных школах.

  4. Они И.С. Спасибо, здравствуйте, пожалуйста. – Лениздат, 1986.

  5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.

  6. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. – М., 1990.

  7. Усанова О.Н. Специальная психология// Система психологического изучения аномальных детей. – М., 1990.

  8. Энциклопедия этикета. – СПб,1996.


- Дидактические игры:

- Загадки

- Упражнения на коррекцию и развитие ВПФ

- Физкультминутки

-Игровые упражнения

- Психологические тренинги

- Наглядные пособия, рисунки, игрушки, плакаты.

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.

2. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. М.: Масс-Медиа, 1995.

3. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПб., 1994. Клюева Н.В. Учим детей общению. Ярославль, 1996.

4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.

5. Насонкина С.А. Уроки этикета. СПб.,1996.

6. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М. 1995