Казённое общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Леушинская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
_____________ Д.Ш. Шидиева
от «____» _______________ 2017 г.
___________________ Н.В. Меркулова
«_____» __________________ 2017 г.
Составитель: Т.С. Калабина, воспитатель
с. Леуши, 2017г.
Рабочая программа составлена на основе Адаптированной воспитательной программы «Нравственно-этическое воспитание» для учащихся 5б класса (основное общее образование), составитель: воспитатель Т.С. Калабина, с. Леуши, 2017 г.
Протокол № от « » августа 2017 г.
Руководитель методического объединения _______________________/Л.А. Болдырева/
Протокол № от « » августа 2017 г.
Председатель методического совета ____________________________/ Д.Ш. Шидиева/
Рабочая программа составлена на основе Адаптированной воспитательной программы «Нравственно-этическое воспитание» для учащихся 5б класса (основное общее образование), составитель: воспитатель Т.С. Калабина, с. Леуши, 2017 г.
Главным принципом прогрессивной педагогики является гармоничное развитие личности, ее духовное обогащение, создающее необходимое равновесие в развитии эмоциональной сферы, обусловливающее трудовую и творческую активность детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема развития личности подростка, формирование нравственности, элементарного этикета в семье, возможность налаживать межличностные отношения является одной из важнейших задач для дальнейшей адаптации личности к условиям жизни. Данная проблема затрагивает, прежде всего, категорию аномальных школьников, в частности страдающих таким серьезным нарушением интеллектуальной деятельности, как умственная отсталость. Наличие такого дефекта существенно затрудняет решение задачи обеспечения социально-нормативного поведения, повышает вероятность социальных отклонений в индивидуальном поведении личности.
Распределение часов и последовательность изучения тем по программе осуществляется следующим образом:
№ п\п |
Тема занятия |
Содержание деятельности | Количество часов |
Дата |
Цель |
Обязательный минимум ЗУН | Форма проведения | Методы работы |
1 | Введение: законы человеческого существования. | 1 .Беседа. 2.Просмотр презентации. 3. Обсуждение презентации.
| 1 | | Формирование у учащихся навыков правильного поведения в обществе. | Знать элементарные правила поведения в общественных местах с помощью воспитателя. | Практическое занятие на основе игровых упражнений. | Словесные, наглядные, практические. |
2 | Понятие поведенческой нормы и этикета. | 1. Загадки об этикете. 2. Беседа. 3. Игра «Займи своё место». | 1 | | Формирование у учащихся навыков поведения в общественных местах. | Знать элементарные правила поведения в общественных местах с помощью воспитателя. | Практическое занятие + беседа. | Словесные, наглядные, практические. |
3 | Общие правила любой игры | 1. Беседа. 2. Обсуждение правил. 3. Игра «Пустой стул».
| 1 | | Дать понятие учащимся о существовании общих правил для каждой игры. | Знать элементарные правила поведения учащихся с помощью воспитателя. Уметь найти выход из простейшей конфликтной ситуации с помощью воспитателя. | Практическое занятие на основе игровых упражнений. | Словесные, наглядные, практические. |
4 | Правила игры на личный выигрыш (каждый сам за себя) | 1. Беседа 2.Обыгрывание ситуаций. 3. Игра «Что пропало?»
| 1 | | Коррекция межличностного общения. | Знать элементарные правила поведения учащихся с помощью воспитателя. Уметь общаться с младшими по возрасту под руководством воспитателя. | Практическое занятие на основе игровых упражнений. | Словесные, наглядные, практические. |
5 | Правила поведения учащихся. Ученик и Учитель | 1.Просмотр презентации. 2.Отгадывание загадок. 3.Обыгрывание ситуаций
| 1 | | Формировать у учащихся соблюдение субординации ученик-учитель. | Знать элементарные правила поведения учащихся с помощью воспитателя. Быть вежливыми в общении с взрослыми под руководством воспитателя. | Практическое занятие на основе игровых упражнений. | Словесные, наглядные, практические. |
6 | У себя в классе (общение в ученическом коллективе). | 1.Беседа 2.Обыгрывание ситуаций 3.Игра «Запрещается – разрешается».
| 1 | | Коррекция межличностного общения | Уметь отмечать элементарные положительные черты в окружающих людях с помощью воспитателя. | Практическое занятие на основе игровых упражнений. | Словесные, наглядные, практические. |
7 | Достоинства и недостатки человека (игра «Ты мне - я тебе») | 1.Беседа 2.Игра «Ты мне - я тебе». 3. Обсуждение игры.
| 1 | | Дать понятия о достоинстве и недостатках через игровую деятельность | Уметь отмечать положительные черты в окружающих людях с помощью воспитателя. | Практическое занятие на основе игровых упражнений. | Словесные, наглядные, практические. |
8 | Как избавиться от кличек | 1.Беседа. 2.Обыгрывание ситуаций. 3.Обсуждение ситуаций.
| 1 | | Коррекция межличностных отношений через проигрывание проблемных ситуаций | Уметь отмечать элементарные положительные черты в окружающих людях с помощью воспитателя. | Беседа | Словесные, наглядные, практические. |
9 | Общение с младшими и старшими по возрасту школьниками | 1. Беседа. 2.Просмотр презентации. 3.Игра «Хорошо – плохо»
| 1 | | Коррекция межличностных отношений | Владеть элементарными навыками общения с младшими и старшими по возрасту под руководством воспитателя. | Практическое занятие на основе игровых упражнений. | Словесные, наглядные, практические. |
10 | Над чем можно посмеяться (шутки нашей жизни). | 1. Беседа. 2.Проигрывание проблемных ситуаций 3. Игра «Запрещается – разрешается». | 1 | | Формирование уважительного отношения друг к другу | Владеть элементарными навыками общения с младшими и старшими по возрасту под руководством воспитателя. | Практическое занятие на основе игровых упражнений. | Словесные, наглядные, практические. |
11 | Составление свода правил для учащихся. | 1. Беседа. 2.Составление свода правил для учащихся. | 1 | | Формирование навыков общественного поведения в школе и общественных местах. | Знать элементарные правила поведения учащихся с помощью воспитателя. | Практическое занятие на основе игровых упражнений. | Словесные, наглядные, практические. |
12 | Правила поведения в общественных местах. Я – пассажир. | 1. Отгадывание загадок. 2.Просмотр презентации. 3.Обсуждение презентации 4.Проигрывание проблемных ситуаций 5.Подведение итога занятия. | 1 | | Воспитывать нормы поведения в общественных местах. | Знать элементарные правила поведения в общественных местах с помощью воспитателя. | Практическое занятие на основе игровых упражнений. | Словесные, наглядные, практические. |
13 | «Расскажите про покупку» (роль покупателя). | 1.Отгадывание загадок. 2.Просмотр презентации. 3.Обсуждение презентации 4.Проигрывание проблемных ситуаций. 5.Подведение итога занятия. | 1 | | Воспитывать нормы поведения в общественных местах. | Знать элементарные правила поведения в общественных местах с помощью воспитателя. | Практическое занятие на основе игровых упражнений. | Словесные, наглядные, практические. |
14 | Правила поведения в общественных местах. «Театр уж полон…» (роль зрителя). | 1.Отгадывание загадок. 2.Просмотр презентации. 3.Обсуждение презентации 4.Проигрывание проблемных ситуаций. 5.Подведение итога занятия. | 1 | | Повторить правила поведения в общественных местах. | Знать элементарные правила поведения в общественных местах с помощью воспитателя. | Практическое занятие на основе игровых упражнений. | Словесные, наглядные, практические. |
15 | В музее и на экскурсии | 1. Беседа 2. Проигрывание проблемных ситуаций 3. Игра «Запрещается – разрешается». 4.Подведение итога занятия. | 1 | | Закрепление навыков поведения в общественных местах | Знать элементарные правила поведения в общественных местах с помощью воспитателя. | Практическое занятие на основе игровых упражнений. | Словесные, наглядные, практические. |
16 | Беречь и охранять природу (поведение в лесу, в поле, у водоема) | 1.Отгадывание загадок. 2.Просмотр презентации. 3.Обсуждение презентации 4. Проигрывание проблемных ситуаций 5. Подведение итога занятия. | 1 | | Закрепление навыков поведения в общественных местах | Знать элементарные правила поведения в общественных местах с помощью воспитателя. | Практическое занятие на основе игровых упражнений. | Словесные, наглядные, практические. |
17 | Виды эмоций: радость, грусть, обида | 1. Беседа 2.Просмотр презентации. 3.Обсуждение презентации 4. Упражнение « Нарисуй эмоцию». 5. Обсуждение рисунков. | 1 | | Формировать у учащихся понятие о видах эмоций (положительных и отрицательных). | Определять своё эмоциональное состояние с помощью воспитателя. | Практическое занятие на основе игровых упражнений. | Словесные, наглядные, практические. |
18 | Виды эмоций: радость, грусть, обида | 1. Беседа 2.Просмотр презентации. 3.Обсуждение презентации 4.Упражнение « Покажи эмоцию». 5. Упражнение «Цвет эмоций». 6. Обсуждение. | 1 | | Формировать у учащихся понятие о видах эмоций (положительных и отрицательных). | Определять своё эмоциональное состояние с помощью воспитателя. | Практическое занятие на основе игровых упражнений. | Словесные, наглядные, практические. |
19 | Да здравствует мыло душистое (о личной гигиене) | 1. Беседа 2.Просмотр презентации. 3.Обсуждение презентации 4. Игра «В гостях у Мойдодыра» 5. Обсуждение игры. | 1 | | Формировать представление о личной гигиене | Уметь следить за своим внешним видом под контролем воспитателя. | Практическое занятие на основе игровых упражнений. | Словесные, наглядные, практические. |
20 | Из чего складывается красота (внешний вид: осанка, причёска, одежда). | 1. Беседа 2. Просмотр презентации. 3.Обсуждение презентации 4.Игра «Запрещается – разрешается». 5.Обсуждение игры. | 1 | | Формировать представления учащихся о внешнем виде. | Уметь следить за своим внешним видом под контролем воспитателя. | Практическое занятие на основе игровых упражнений. | Словесные, наглядные, практические. |
21 | Легко ли быть вежливым? | 1. Беседа 2.Просмотр презентации. 3.Обсуждение презентации 4.Игра «Хорошо – плохо». 5.Обсуждение игры. | 1 | | Стимулирование поведенческих изменений, обучение приемов эффективного общения | Уметь анализировать свои поступки с помощью воспитателя. | Практическое занятие на основе игровых упражнений. | Словесные, наглядные, практические. |
22 | Навыки самонаблюдения. | 1. Беседа 2. Дидактическая игра «Найди различия». 3.Обсуждение игры. 4.Подведение итога занятия.
| 1 | | Развитие навыков самопознания и самонаблюдения. | Уметь следить за своим внешним видом под контролем воспитателя. | Практическое занятие на основе игровых упражнений. | Словесные, наглядные, практические. |
23 | Основной закон бесконфликтного существования. | 1. Беседа на тему «Что такое конфликт». 2.Проигрывание проблемных ситуаций. 3. Обсуждение. | 1 | | Воспитание общечеловеческих ценностей, толерантного поведения. | Уметь найти выход из простейшей конфликтной ситуации с помощью воспитателя. | Практическое занятие на основе игровых упражнений. | Словесные, наглядные, практические. |
24 | Основной закон бесконфликтного существования. | 1. Беседа на тему «Как избежать конфликтной ситуации». 2.Проигрывание проблемных ситуаций. 3. Обсуждение. | 1 | | Воспитание общечеловеческих ценностей, толерантного поведения. | Уметь найти выход из простейшей конфликтной ситуации с помощью воспитателя. | Практическое занятие на основе игровых упражнений. | Словесные, наглядные, практические. |
25 | Коллекция хороших манер (Практическое повторение пройденного за год). | 1. Беседа. 2. Просмотр презентации. 3. Обсуждение презентации. 4. Проигрывание проблемных ситуаций.
-
| 1 | | Воспитание общечеловеческих ценностей. | Знать элементарные правила поведения учащихся, элементарные правила поведения в общественных местах с помощью воспитателя. | Практическое занятие на основе игровых упражнений. | Словесные, наглядные, практические. |
26 | Коллекция хороших манер (Практическое повторение пройденного за год). | 1. Беседа. 2. Проигрывание проблемных ситуаций. 3. Игра «Хорошо – плохо». | 1 | | Воспитание общечеловеческих ценностей. | Знать элементарные правила поведения учащихся, элементарные правила поведения в общественных местах с помощью воспитателя. | Практическое занятие на основе игровых упражнений. | Словесные, наглядные, практические. |
27 | Коллекция хороших манер (Практическое повторение пройденного за год). | 1. Отгадывание загадок. 2. Игра «Здравствуйте – до свидания». 3. Обсуждение игры. | 1 | | Воспитание общечеловеческих ценностей. | Знать элементарные правила поведения в общественных местах с помощью воспитателя. | Практическое занятие на основе игровых упражнений. | Словесные, наглядные, практические. |
28 | Коллекция хороших манер (Практическое повторение пройденного за год). | 1. Беседа. 2. Проигрывание проблемных ситуаций. 3.Игра «У нас сегодня гости». | 1 | | Воспитание общечеловеческих ценностей. | Знать элементарные правила поведения в общественных местах с помощью воспитателя. | Практическое занятие на основе игровых упражнений. | Словесные, наглядные, практические. |