Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Богучарская средняя общеобразовательная школа № 1»
Рассмотрено на МО учителей математики _____ /В.И. Бойко / ФИО Протокол №___________ от «____»_________2015г. | Согласовано Заместитель директора по УВР _______ /И.А.Середина / ФИО «____»____________2015г. | Утверждаю Директор МКОУ «Богучарская СОШ №1» ___________/Е.П.Богданова / ФИО Приказ от«____»___2015г № ________ |
Рабочая программа
проекта по математике
на тему «Математика и оригами»
на 2015 – 2016 учебный год
Класс 6б
Учитель математики ВКК
Н.Н. Новоселова
С
одержание
Пояснительная записка…………………………………………………..3
Общая характеристика проекта……………………………………….4
Место проекта в учебном плане………………………………………..5
Результаты освоения проекта……………………………………………5
Содержание проекта……………………………………………………….7
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности…………………………………………………8
Описание учебно-методического и технического обеспечения образовательного процесса………………………………………9
Пояснительная записка
Таинственный мир превращенья бумаги.
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказки своими руками.
И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.
Одним из видов конструирования является оригами. Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?
Оригами:
развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
знакомит с основными геометрическими понятиями;
улучшает способность следовать устным инструкциям;
расширяет коммуникативные способности;
воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами;
воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.
Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.
Цель программы:
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи программы:
Обучающие
знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
обучение различным приемам работы с бумагой.
применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
развитие мелкой моторики рук и глазомера.
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
воспитание интереса к искусству оригами.
расширение коммуникативных способностей детей.
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Общая характеристика проекта.
Искусство оригами — интригующая загадка, и она манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это – чудо!
Оригами развивает комбинированное и пространственное мышление, чувство формы (в оригами нет возможности досконально изобразить детали и фактуру, и поэтому особую важность приобретает умение несколькими рублеными линиями создать безошибочно узнаваемый силуэт), формирует навыки исполнительского мастерства и вырабатывает сложную координацию движений кисти. Сейчас уже доказана связь способности ребёнка совершать сложно координированные движения пальцами с развитием интеллекта. Но самое главное — оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению.
Изготовление оригами для детей – является очень интересной, увлекательной и познавательной деятельностью. Которая воспитывает у них аккуратность при выполнении работы и развивает пространственное воображение, наблюдательность, эстетическое отношение к действительности.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения. Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. В этом поможет оригами – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру. Большая роль в овладении техники оригами отводится коллективным работам. За короткий промежуток времени на занятии ребёнок может сделать одну или две фигуры, он выразил себя технически, но морально не удовлетворён. Но если ребёнок создаёт коллективно одну большую картину, он получает конечный результат гораздо быстрее и воспринимает готовую работу целостно, как свою собственную. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.
Программа проекта ориентирована на художественно-эстетическую направленность и учитывает основные положения Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования, составной частью которой является концепция духовно-нравственного воспитания.
Актуальность программы кружка обусловлена следующими факторами:
1. Целью современного образования, которая заключается в повышении роли эстетического воспитания для формирования социально ценной личности.
2. Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать их досуг. Как помочь ребенку занять с пользой свое свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить разработанная мною программа. В процессе обучения данной программе ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием различных комбинаций.
3. Возрастными психологическими особенностями шестиклассника. Занятия оказывают психотерапевтическое воздействие, способствуют сокращению перегрузки детей. Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.
Место проекта в учебном плане
Программа проекта «Математика и оригами» адресована учащимся 6 класса и рассчитана на 16 учебных часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение первого полугодия.
Результаты освоения проекта
Личностными результатами изучения проекта «Математика и оригами» является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
совершенствовать коммуникативные способности и умение работать в коллективе.
Метапредметными результатами изучения проекта «Математика и оригами» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности – учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, схемами;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания, нацеленные на умение чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения проекта «Математика и оригами» является формирование следующих знаний и умений.
знать
что такое оригами;
основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
условные обозначения к схемам;
названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
способы разметки: сгибанием;
способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;
уметь
под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
различным приемам работы с бумагой;
следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.
Содержание проекта
Тема | Обязательный минимум содержания |
1. Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся | Знакомство с образовательной программой. Правила поведения в объединении. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем, азбука дорожного движения |
2. Оригами в Интернете | Оригами как древнее изобразительное искусство. Оригами как новая технология. Эстетический и научно-технический аспекты оригами. Термины и условные знаки, принятые в оригами. Базовые формы оригами. |
3. Базовая форма «Птица», «Бабочка» | Понятие сложных базовых форм. Освоение базовых форм «Птица», «Бабочка». Правила подбора бумаги. Многослойность сложных моделей и трудности при работе с ней. Методы неклеевого соединения складок. |
4. Базовая форма «Сердце», «Рыба» | Точное соединение слоев бумаги с учетом еѐ многослойности. Взаимосвязь базовых форм «Сердце» и «Рыба». Формирование навыков правильного закрепления складок. |
5. Базовая форма «Воздушный змей» | Освоение базовой формы «Воздушный змей» |
6. Цветы и вазы оригами | Поэтапное выполнение поделки, используя схему. |
7. Творческие работы | Закреплять умение складывать заготовки, используя разные, знакомые детям, базовые формы. |
8. Итоговое занятие | Изготовление собственных моделей. |
9. Оформление выставочных работ | Продумывание плана оформления работ, распределение ролей в группе, использование наглядности. |
Тематическое планирование проекта
№ п/п | Тема | Количество часов | Основные виды учебной деятельности |
1 | Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся | 2 ч. | Цели обучения. Правила техники безопасности. Заполнение диагностической карты «Оценка результатов освоения программы». |
2 | Оригами в и Интернете | 2ч | http://sch139.5ballov.ru/origami/ – сайт Омского центра оригами. http://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами. «Travel to Oriland» – сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами». Компьютерные презентации. |
3 | Базовая форма «Птица», «Бабочка» | 1 | Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик. Ваза «Два журавля». |
4 | Базовая форма «Сердце», «Рыба» | 2 ч. | Изучение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Изучение базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.
|
5 | Базовая форма: «Воздушный змей» | 2 ч. | Лебеди (2 способа). Утка с утёнком.
|
6 | Цветы и вазы оригами | 2 ч | Игольчатая астра. Космея. Крокус с листом. Фуксия. Объемный нарцисс. Высокая ваза для цветов. |
7 | Творческие работы | 2 ч | Композиция «Букет цветов». Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами». |
8 | Итоговое занятие | 1 ч. | Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни». Анализ работ. |
3 | Оформление выставочных работ | 2 ч. | Оформление тематических выставок. Моделирование оригами из нескольких деталей. |
Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
Список литературы для учителя
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игры и фокусы с бумагой [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1994
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1999
Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.
Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007
Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Химия, 2001
Список литературы для обучающихся
1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Уроки оригами в школе и дома [Текст]: экспериментальный учебник для начальной школы/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – М.: Аким, 1995.
2. Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей. 200 простейших моделей [Текст]: учебное пособие/ Е.Ф.Черенкова. – СПб.: Дом XXI век. Рипол Классик, 2007.
К
18
18
алендарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тематическое планирование | Планируемые результаты |
План | Факт | Предметные результаты | Формирование универсальных учебных действий | Личностные результаты |
1
2 | 7.09
14.09 | | Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся | Цели обучения. Правила техники безопасности. Заполнение диагностической карты «Оценка результатов освоения программы». | Познавательные - формулирование познавательной цели; Коммуникативные - постановка вопросов; - контроль, оценка; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - волевая саморегуляция | - мотивация учения; - смыслообразование |
3
4 | 21.09
28.09 | | Оригами в Интернете | http://sch139.5ballov.ru/origami/ – сайт Омского центра оригами. http://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами. «Travel to Oriland» – сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами». Компьютерные презентации. | Познавательные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование; Регулятивные - прогнозирование; - волевая саморегуляция | - нравственно- этическое оценивание |
5 | 5.10 | | Базовая форма «Птица», «Бабочка» | Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик. Ваза «Два журавля». | Познавательные - формулирование познавательной цели; - анализ, синтез, классификация; Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; | - мотивация учения |
6
7 | 12.10
19.10 | | Базовая форма «Сердце», «Рыба» | Изучение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Изучение базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.
| Познавательные - формулирование познавательной цели; - анализ, синтез, классификация; Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; | - мотивация учения |
8
9 | 26.10 9.11 | | Базовая форма: «Воздушный змей» | Лебеди (2 способа). Утка с утёнком.
| П 12 ознавательные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - знаково-символические; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - планирование; - постановка вопросов; - контроль, оценка; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - контроль, оценка - волевая саморегуляция; | - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание |
10
11 | 16.11 23.11 | | Цветы и вазы оригами | Игольчатая астра. Космея. Крокус с листом. Фуксия. Объемный нарцисс. Высокая ваза для цветов. | Познавательные - формулирование познавательной цели; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные -построение речевых высказываний, вопросов; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; | - мотивация учения |
12
13 | 30.11 7.12 | | Творческие работы | Композиция «Букет цветов». Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами». |
14
|
14.12 | | Итоговое занятие | Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни». Анализ работ. | Познавательные - доказательство; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные - оценка и коррекция; | - самоопределение; - смыслообразование. |
15
16 | 21.12
28.12 | | Оформление выставочных работ | Оформление тематических выставок. Моделирование оригами из нескольких деталей. |
9