СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Римское право"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа дисциплины

Б3.В.ДВ.17.2

РИМСКОЕ ПРАВО

Направление подготовки

44.03.05  «Педагогическое образование»

 

Профиль подготовки

История и право

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Римское право"»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»




УТВЕРЖДАЮ


Проректор по учебной работе – первый

проректор _____________ В.В. Алексеев


«___» ____________________201__ г.







Рабочая программа дисциплины




Б3.В.ДВ.17.2


РИМСКОЕ ПРАВО




Направление подготовки

44.03.05 «Педагогическое образование»


Профиль подготовки

История и право



Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр



Форма обучения

очная








Чебоксары

2015


Рабочая программа дисциплины «Римское право» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 №46 и ООП ВПО «Педагогическое образование».


Рабочая программа дисциплины предназначена для студентов очной формы обучения направления подготовки «Педагогическое образование».






Составитель рабочей программы: Ракетов В.А., старший преподаватель кафедры правовых дисциплин


Программа одобрена на заседании кафедры правовых дисциплин

От 2 февраля 2015 года, протокол № 7










Автор ____________ В. А. Ракетов


Зав. кафедрой ____________ Ю. В. Трофимов


Декан факультета ____________ А. А. Скворцова

Содержание

1. Цели и задачи дисциплины 4

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО 4

3. Требования к результатам освоения дисциплины 4

4. Объем дисциплины и виды учебной работы 5

5. Содержание дисциплины 6

6. Образовательные технологии 12

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 13

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины 14


  1. Цели и задачи дисциплины


Курс «Римское право» входит в число профессиональных дисциплин Б.3 по выбору в системе подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование». Является одной из важнейших учебных дисциплин, закладывающих фундамент юридической и профессиональной подготовки.

Цели данного курса – формирование у будущего бакалавра представлений об эволюции структур, институтов и механизмов государственной власти в Римском обществе, а также о развитии систем римского права, начиная с Древнего (Царского) периода и заканчивая периодом Империи.

- формирование общепрофессиональной компетенции (ОПК).


Основные задачи дисциплины:

- показать общие закономерности и специфические особенности формирования и развития Римского общества на различных этапах истории;

- ознакомить студентов с важнейшими памятниками Римского права;

- раскрыть взаимодействие и взаимообусловленность государственных структур (типы власти, государственного устройства, органов и механизмов управления) и правовых институтов (кодификаций, отраслей права, отдельных норм и т.п.).



  1. Место дисциплины в структуре ООП ВПО


Данная учебная дисциплина входит в вариативную часть «Профессионального цикла» Б3.В.ДВ.17.2 по направлению подготовки – «Педагогическое образование».

2.1. Дисциплина базируется на дисциплине (модулях, практиках) ООП:

Теория государства и права (ОК-13, ОПК-2);Ознакомление с римским частным правом могло бы способствовать усвоению гражданского права, истоки которого коренятся в римском праве.

«Римское право» тесно связано с изучаемыми дисциплинами «Всеобщая история государства и права» (ОК-13, ОПК-2), «Теория государства и права» (ОК-13, ОПК-2). Раннее изучение их, облегчило бы восприятие дисциплины и подготовило студентов к изучению «Гражданского и гражданско-процессуального права» (ОК-13, ОПК-2), освещая развитие отраслей права, в историческом аспекте подводя к характеристике их современного состояния.

    1. Освоение данной дисциплины необходимо обучающемуся для успешного освоения следующих дисциплин (модулей), прохождения практик ООП по данному направлению подготовки:

3. Требования к результатам освоения дисциплины


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОПК-1; ОПК-2

Общепрофессиональных компетенции (ОПК):

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2).


В результате изучения дисциплины студент должен:


Знать:

- основные исторические этапы (ОПК-1, ОПК-2);

- закономерности и особенности становления и развития Римского права (ОПК-1, ОПК-2).

Уметь:

- оперировать юридическими понятиями и категориями (ОПК-1, ОПК-2);

- анализировать юридические факты и возникающие с ними правовые отношения (ОПК-1, ОПК-2);

- анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы (ОПК-1, ОПК-2);

- применять полученные знания в учебном процессе и практической жизни(ОПК-1, ОПК-2);

Владеть:

- юридической терминологией (ОПК-1, ОПК-2);

- владеть навыками самостоятельной оценки интерпретации найденной информации (ОПК-1, ОПК-2).

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов / ЗЕТ

Семестр 10

Аудиторные занятия (всего)

38/1

38

В том числе:



Лекции (Л)

14/0,5

14

Практические занятия (ПЗ)

24/0,5

24

Лабораторные работы (ЛР)



Самостоятельная работа (всего)

34/1

34

В том числе:



Курсовой проект (работа)



Расчетно-графические работы



Реферат



Другие виды самостоятельной работы (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)

34/1

34




Вид промежуточной аттестации (зачет (З), дифференцированный зачет (ДЗ), экзамен (Э))

З

З

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

72

72

2

2

5. Содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ раздела

Наименование раздела

Всего, (час/ЗЕТ)

Аудиторная работа, (час/ЗЕТ)

Самостоятельная работа, час.

Л

ПЗ

ЛР

час.

ЗЕТ

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Источники римского права

10/0,3

2/0,06

4/0,12

-

4

0,12

2.

Учение об иске

8/0,2

2/0,06

2/0,06

-

4

0,12

3.

Лица

10/0,3

2/0,06

2/0,06

-

6

0,17

4.

Семейные отношения

10/0,3

2/0,06

4/0,12

-

4

0,12

5.

Вещные права

10/0,3

2/0,06

4/0,12

-

6

0,17

6.

Обязательственное право

10/0,3

2/0,06

4/0,12

-

6

0,17

7.

Наследственное право

10/0,3

2/0,06

4/0,12

-

4

0,12


ВСЕГО

72/2

14/0,4

24/0,7

-

34

0,9


5.2. Содержание разделов дисциплины

раздела

Наименование раздела

Содержание раздела

Дисциплины

Форма текущего контроля

1

2

3

4

1.

Источники римского права

Роль и значение римского права в современной правовой культуре.

Система римского права: понятие права. Классификация юридических норм, система римского права.

Основные этапы исторического развития римского права: развитие римского права в эпоху Древнего Рима, древнейший государственный строй (царь, сенат, народное собрание), сакральный строй, реформы Сервия Туллия и падение царской власти. Развитие римского права в период республики. Рецепция римского права.

Источники римского права: обычное право, закон; законы XII таблиц, эдикты магистратов, деятельность юристов, императорские конституции (эдикты, декреты, рескрипты, мандаты).

Кодификация императора Юстиниана (предпосылка всеобщей кодификации права, разработка свода Юстиниана, составные части свода Юстиниана).

Собеседование

2.

Учение об иске

Понятие иска. Классификация исков частного права: по своей направленности (вещные и личные), по своему характеру (определенные и неопределенные), по содержанию (сложные и простые), по обусловленности своего содержания правом (иски доброй совести).

Исковая давность. Полная исковая давность. Частичная исковая давность. Приостановление течения исковой давности.

Понятие легисакционного процесса. Требования, предъявляемые к организации легисакционного процесса. Виды легисакционного процесса: процесс-пари, процесс «наложением руки», процесс посредством жертвы, процесс «назначением судьи», процесс «под условием».

Формулярный процесс: определение, содержание и построение формулы (основные части формулы и добавочные), общий ход формулярного процесса. Роль претора в частном

Собеседование

3.

Лица

Понятие гражданского общества и лица как субъекта гражданских прав. Правосубъектность. Характеристика физических лиц как субъектов гражданских правоотношений. Правовые категории лиц в зависимости от статуса свободы (рабы, вольноотпущенники).

Характеристика правового положения рабов и вольноотпущенников. Правовые категории лиц в зависимости от статуса гражданства. Правовое положение римлян, латинов и перегринов. Правовые категории лиц в зависимости от статуса семьи. Правовой статус лиц, находившихся «под властью» домовладыки. Правовой статус лиц, находившихся «под рукой». Правовое положение лиц, находившихся в состоянии «обладания». Правовые изменения в статусе лиц: изменение правоспособности в сторону улучшения, изменение правоспособности ухудшения. Определение юридического лица. Возникновение и развитие юридических лиц. Виды юридических лиц (государство, общины, учреждения, корпорации). Организация и правоспособность корпорации. Основные черты корпорации. Прекращение деятельности корпорации. .

Собеседование

4.

Семейные отношения

Римская семья. Агпатское и когпатское родство. Понятие «фамилия». Понятие брака по римскому частному праву. Основные признаки брака (взаимность, состояние физической зрелости, согласие партнера, наличие половой зрелости партнеров, стремление партнеров заключить именно брачный союз, постоянная совместная жизнь супругов). Виды брака по римскому праву (правильный и неправильный браки, брачное сожительство). Условия и порядок заключения брака. Основания прекращения брака. Особенности имущественных отношений супругов в зависимости от вида брака. Приданое. Брачные дары.

Отношения между родителями и детьми. Правовое положение детей от правильных браков. Правовое положение внебрачных детей. Правовое положение усыновленных. Прекращение отцовской власти над детьми. Понятие опеки. Опека несовершеннолетних. Опека над женщинами. Попечительство и порядок его установления. Требования предъявляемые к личности и действиям опекунов и попечителей.

Собеседование

5.

Вещные права

Понятие вещи как объекта правового регулирования. Классификация вещей телесные – бестелесные, делимые – неделимые, потребляемые – непотребляемые, простые – сложные, вещи в обороте и вне оборота, манципируемые – неманципируемые, движимые – недвижимые. Правовая структура вещи (главная вещь, принадлежность, плоды). Виды прав на вещи.

Право собственности. Правовая конструкция собственности. Способы приобретения права собственности (первоначальные и производные). Правомочия собственника. Утрата и защита права собственности. Юридическое владение. Элементы владения по римскому праву. Виды владения (цивильное, посредственное, преторское). Основания прекращения владения. Защита и давность владения.

Права на чужие вещи. Сервитуты. Классификация сервитутов. Эмфитевзис и суперфиций как особые вещные права.

Собеседование

6.

Обязательственное право

Понятие обязательства. Основные реквизиты (черты) обязательства. Дополнительные реквизиты обязательства. Основания возникновения обязательств. Стороны в обязательстве. Виды обязательств. Условия действительности обязательств. Место исполнения обязательства. Время исполнения обязательства. Просрочка исполнения обязательства. Правовые последствия просрочки исполнения обязательства. Прекращение обязательства. Зачет как способ прекращения обязательства. Условия применения зачета.

Невозможность исполнения обязательства. Замена лиц в обязательстве. Новация и цессия.

Обеспечение обязательств. Способы обеспечения обязательств: задаток, неустойка, поручительство, залог, фидуция, пигиус, ипотека. Ответственность должника за неисполнение обязательства. Вина. Виды вины. Возмещение убытков

Собеседование

7.

Наследственное право

Понятие наследства. Содержание наследственной массы. Порядок принятия наследства. Открытие наследства. Призвание к наследованию. Трансмиссия наследства. Уступка права на принятие наследства. Право выдержаться от принятия наследства.

Наследование по закону. Круг наследников по закону. Основные принципы наследования по закону в римском праве.

Наследование по завещанию. Пассивная и активная завещательная способность. Форма завещания. Хранение и вскрытие завещаний. Требование обязательной даты.

Основания недействительности завещаний.

Сингулярное преемство: отказы по завещанию (легаты, фиденкомиссы, дарение).

Собеседование


5.3. Лабораторный практикум или тематика практических занятий

Лабораторный практикум – не предусмотрен.


Тематика практических занятий

п/п

№ раздела дисциплины

Наименование тем

Трудоемкость

часы

ЗЕТ

1

2

3

4

5

Раздел №1

Система источники, кодификация римского права.

4

0,12

Раздел №2

Судопроизводство по искам частного права.

2

0,06

Раздел №3

Гражданское общество и субъекты прав.

2

0,06

Раздел №4

Семейные правоотношения.

4

0,12

Раздел №5

Вещи как объект правового регулирования. Право собственности и права на чужие вещи.

4

0,12

Раздел №6

Общее понятие об обязательстве. Отдельные виды обязательств.

4

0,12

Раздел №7

Правовое регулирование наследства по римскому праву.

4

0,12







5.4 Самостоятельная работа студентов

п/п

Содержание раздела

Виды СРС

Объем

час/ЗЕТ

Формы контроля*

обязательные

дополнительные

1

2

3

4

5

6

1.

Источники римского права

Выполнение домашних заданий, работа по учебникам и учебным пособиям, конспектами лекций, внеаудиторное чтение.

Использование ресурсов сети Интернет, электронных учебников, аудио- и видеоматериалов.

4/0,12

Опрос, собеседование


2.

Учение об иске

Проработка и повторение материала из учебников, конспектов лекций, внеаудиторное чтение.

Просмотр кинофильмов по изучаемой теме, прослушивание аудиоматериалов.

4/0,12

Опрос, собеседование

3.

Лица

Изучение материала из учебника, конспектов лекций, выполнение домашних заданий, подготовка сообщений для занятий, внеаудиторное чтение.

Поиск, отбор и извлечение необходимой информации из Интернета.

6/0,17

Опрос, собеседование, оценка по подготовленным рефератам

4.

Семейные отношения

Проработка и повторение материала из учебника и конспектов лекций, выполнение домашних заданий, внеаудиторное чтение, подготовка к зачету.

Поиск, отбор и извлечение необходимой информации из Интернета.

4/0,12

Опрос, собеседование, оценка по подготовленным рефератам

5.

Вещные права

Выполнение домашних заданий, работа по учебникам и учебным пособиям, конспектами лекций, внеаудиторное чтение.

Использование ресурсов сети Интернет, электронных учебников.

6/0,17

Опрос, собеседование, оценка по подготовленным и документам и

рефератам

6.

Обязательственное право

Проработка и повторение материала из учебников, конспектов лекций, внеаудиторное чтение.

Поиск, отбор и извлечение необходимой информации из Интернета..

6/0,17

Опрос, собеседование, оценка по подготовленным и документам и

рефератам

7.

Наследственное право

Изучение материала из учебника, конспектов лекций, выполнение домашних заданий, подготовка сообщений для занятий, внеаудиторное чтение.

Поиск, отбор и извлечение необходимой информации из Интернета.

4/0,12

Опрос, собеседование, оценка по подготовленным рефератам. Тестирование.



5.5 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

5.5.1 Примерные вопросы к промежуточной аттестации

5.5.1.1 Примерные вопросы к зачету

п/п

Формулировка вопроса

Код

компетенций

Периодизация истории римского права.

ОПК-1 ОПК-2

Право древнейшего периода.

ОПК-1 ОПК-2

Право предклассического перио­да.

ОПК-1 ОПК-2

Право классического периода.

ОПК-1 ОПК-2

Постклассическое право.

ОПК-1 ОПК-2

Основания периодизации истории римского пра­ва.

ОПК-1 ОПК-2

Значение римского права классического периода.

ОПК-1 ОПК-2

Рецепция римского права: сущность, причины.

ОПК-1 ОПК-2

Структура римского права.

ОПК-1 ОПК-2

Частное и публичное право.

ОПК-1 ОПК-2

Характеристика защищаемых интересов по структуре римского права.

ОПК-1 ОПК-2

Сфера действия частного права в Риме.

ОПК-1 ОПК-2

Основные институты римского частного права

ОПК-1 ОПК-2

Право собственности

ОПК-1 ОПК-2

Пра­ва на вещи.

ОПК-1 ОПК-2

Договоры и иные обязательства.

ОПК-1 ОПК-2

Семейные правоотношения.

ОПК-1 ОПК-2

Наследование по римскому праву.

ОПК-1 ОПК-2

Вопросы защиты част­ных прав.

ОПК-1 ОПК-2

Учение об исках.

ОПК-1 ОПК-2

Цивильное право.

ОПК-1 ОПК-2

Право народов.

ОПК-1 ОПК-2

Система преторского права.

ОПК-1 ОПК-2

Преторские эдикты.

ОПК-1 ОПК-2

Значение эдикта императора Каракаллы (212 г. н.э.) для развития системы римского права.

ОПК-1 ОПК-2

Понятие источников римского нрава.

ОПК-1 ОПК-2

Обычное право как древнейшая форма образования римского права.

ОПК-1 ОПК-2

Обычаи предков, жрецов, магистратов, обычная практика.

ОПК-1 ОПК-2

Право писаное и неписаное.

ОПК-1 ОПК-2

Законы по римскому праву.

ОПК-1 ОПК-2

Законы периода республики.

ОПК-1 ОПК-2

Законы периода принципата.

ОПК-1 ОПК-2

Законы императоров.

ОПК-1 ОПК-2

Императорские конституции: эдикты, ре­скрипты, мандаты, декреты.

ОПК-1 ОПК-2

Эдикты магистратов и их значение для выработки новой системы права.

ОПК-1 ОПК-2

Кодификация эдиктов.

ОПК-1 ОПК-2

Значение римской юриспруденции для формиро­вания и развития права.

ОПК-1 ОПК-2

Сабиньянская и прокульянская школы юристов.

ОПК-1 ОПК-2

Виднейшие классические юрис­ты.

ОПК-1 ОПК-2

Право известных юристов давать обязательные для судей консультации.

ОПК-1 ОПК-2

Научно-литературные произведе­ния римских юристов.

ОПК-1 ОПК-2

Римская юриспруден­ция в период упадка.

ОПК-1 ОПК-2

Закон о цитировании.

ОПК-1 ОПК-2

Законы ХП таблиц - источ­ник всего римского публичного и частного права.

ОПК-1 ОПК-2

Систематизация римского права; причины, значе­ние.

ОПК-1 ОПК-2

Императорский период систематизации.

ОПК-1 ОПК-2

Институции, дигесты, сборники император­ских конституций.

ОПК-1 ОПК-2

Частные сборники.

ОПК-1 ОПК-2

Кодификация Юстиниана.

ОПК-1 ОПК-2

Значение дигестов Юстиниана.

ОПК-1 ОПК-2


Критерии оценки степени сформированности компетенций результатов зачета при использовании традиционной системы оценивания.


Оценка

Критерии оценки степени сформированности компетенций

Зачтено

Выполненное задание посещаемость более 50%

Не зачтено

Не выполнено задание посещаемость менее 50%


6. Образовательные технологии


6.1. При проведении занятий по римскому праву комплексно используются следующие образовательные технологии:

  • Технология коммуникативного обучения – направлена на формирование коммуникативной компетентности студентов которая является базовой необходимой для адаптации к современным условиям межкультурной коммуникации.

  • Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения – предполагает осуществления познавательной и творческой деятельности студентов с учетом их индивидуальных особенностей способностей возможностей и интересов.

  • Технология модульного обучения – предусматривает деление содержания дисциплины на модули интегрированные в общий курс.

  • Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) – расширяют рамки образовательного процесса повышая его практическую направленность способствуют интенсификации самостоятельной работы учащихся и повышению их познавательной активности. В рамках ИКТ выделяются 2 вида технологий:

  • Технология использования компьютерных программ – позволяет эффективно дополнить процесс обучения на всех уровнях. Мультимедийные программы предназначены как для аудиторной так и внеаудиторной самостоятельной работы студента.

  • Интернет – технология – предоставляет широкие возможности для поиска информации ведения научных исследований.

  • Технология индивидуализации обучения – помогает реализовывать личностно – ориентированный дифференцированный подход учитывая индивидуальные особенности и потребности учащихся.

  • Технология тестирования – используется для контроля уровня усвоения изученного материала на определенном этапе обучения.

  • Проектная технология – ориентирована на моделирование социального взаимодействия студентов с целью решения задачи которая определяется в рамках их профессиональной подготовки выделяя ту или иную предметную область. Использование проектной технологии способствует реализации междисциплинарного характера компетенций формирующихся в процессе обучения.

  • Технология обучения в сотрудничестве – реализует идею взаимного обучения осуществляя как индивидуальную так и коллективную ответственность за решение учебных задач.

  • Игровая технология – позволяет развивать навыки рассмотрения ряда возможных способов решения проблем активизируя мышление студентов и раскрывая потенциал каждого.

  • Технология развития критического мышления – способствует формированию разносторонней личности способной критически относиться к информации умению отбирать необходимую информацию для решения поставленной задачи.


6.3. Удельный вес занятий проводимых в интерактивных формах должен составлять не менее 20% аудиторных занятий.


6.4. Интерактивные образовательные технологии используемые на аудиторных занятиях:

№ семестра

Вид занятий (Л ПЗ)

Используемые интерактивные образовательные технологии

Всего часов

10


Л

Обсуждение и разбор конкретных жизненных ситуаций в ходе групповых бесед с использованием дискуссий и диалогов по изучаемым темам.

2


ПЗ

Мультимедийные презентации обсуждение профессионально значимых проблем в интерактивном диалоговом режиме.

4

Всего

6

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1 Учебная литература и другие информационные источники


а) основная литература:

  1. Кудинов, О. А. Римское право: практикум / О. А. Кудинов. – М. : Дашков и К, 2009. – 212 с.

  2. Новицкий, И. Б. Основы римского гражданского права : учеб. пособие / И. Б. Новицкий. - М.: ЗЕРЦАЛО, 2007. – 406 с.

  3. Новицкий, И. Б. Римское частное право: учебник / И. Б. Новицкий, И. Перетерский. - М. : Зерцало, 2008. – 560 с.

  4. Пухан, И. Римское право : учебник / И. Пухан. – М.: Зерцало, 2000. - 348 с.


б) дополнительная литература:

  1. Новицкий, И. Б. Римское частное право: учебник / И. Б. Новицкий, И. Перетерский. - М.: Юристъ, 1999. – 560 с.

  2. Кофанов, Л.Л., Томсинов, В. А. Юстиниан. Институции: пер. с лат. Д.Расснера / Л. Л. Кофанова, В. А. Томсинова. – М. : Феникс, 1998. - 578 с.

  3. Кофанов, Л. Л. Павел Юлий. Пять книг сентенций к сыну. Фрагменты Домиция Ульпиана : пер. Е.И.Штаерман / Л. Л. Кофанов. – М.: Зерцало, 1998. - 765 с.

  4. Черниловский, З. М. Римское частное право: курс лекций / З. М. Черниловский.- М. : Юристъ, 1997. - 457 с.

  5. Сопоставление законов римских и Моисеевых/Пер. с лат. М.Соломатина. – М.: Древнее право, 1997. №2. - С.47-58.

  6. Кодекс Феодосия о рабах /Пер. с лат. Ф. Коптева. - М.: Древнее право, 1996. №1.- С.26-37.

  7. Савельев, В. А., Кофанов, Л. Л. Гай. Институции: пер. с лат. Ф.Дыдынского / В. А. Савельева, Л. Л. Кофанова. – М.: Юристъ, 1996. - 297 с.

  8. Крашенинникова, Н. А. История государства и права зарубежных стран: учеб. пособие / Н. А. Крашенинникова. - М.: Норма, 1995. - 245 с.

  9. Черниловский, З. М. Всеобщая история государства и права: учебник / З. М. Черниловский. - М.: Юристъ, 1995. - 386 с.

  10. Перетерский, И. С. Дигесты Юстиниана/Избранные фрагменты в переводе и с примечаниями. - М.: Политкнига, 1984. - 233 с.


7.2 Демонстрационные и раздаточные материалы

Схемы.


7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. http://www.rg.ru/oficial/ - официальный сайт российской газеты.

  2. http://legislature.ru - содержит все последние изменения и дополнения к действующим законам а также перечень законопроектов рассмотрение которых назначено на ближайшее время а также уже рассмотренных на последних заседаниях Государственной Думы.

  3. Справочная правовая система «Консультант Плюс» – www.cons-plus.ru http://edu.consultant.ru/

  4. Справочная правовая система «ГАРАНТ» – www.garant-plus.ru

  5. Сайт «Федеральные органы исполнительной власти» – www.gov.ru/main/ministru/isp-vlast44.html

  6. http://www.government.ru/ - сайт Правительства Российской Федерации.

  7. http://www.council.gov.ru - сайт Совета Федерации Российской Федерации.

  8. Сайт «Государственная Дума Российской Федерации» – www.duma.gov.ru

  9. Сайт Верховного Суда Российской Федерации – www.supcourt.ru/

  10. Сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации – www.arbitr.ru


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для обеспечения дисциплины имеются:

- интерактивный кабинет № 403 в 5 корпусе ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева»;

- учебно-методические пособия фондовые лекции фонды тестовых материалов на бумажных и электронных носителях;

- кабинет кафедры правовых дисциплин № 207 в 5 корпусе ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» оснащенный оргтехникой теле- и аудиоаппаратурой доступом к сети Интернет учебно-наглядными пособиями.


ЛИСТ

согласования рабочей программы

Направление подготовки: 44.03.05 – Педагогическое образование

Профиль: История и право

Дисциплина: Римское право

Форма обучения: очная

Учебный год 2015/16

РЕКОМЕНДОВАНА заседанием кафедры правовых дисциплин протокол №_____от _________2015 г.

Ответственный исполнитель:

Заведующий кафедрой правовых дисциплин


________________ Трофимов Ю. В. __________________

подпись дата


Исполнитель:

старший преподаватель ____________ Ракетов В.А. ___________

подпись дата

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой правовых дисциплин

________________ Трофимов Ю. В. __________________

подпись дата


Декан историко-филологического факультета

________________ Скворцова А. А. __________________

подпись дата


Директор библиотеки

________________ Кузьмина Н. И. ___________________

подпись дата


Специалист по УМР I категории ООСиП УМУ

________________ Самарина О. Н. ___________________

подпись дата

Лист регистрации изменений


Номера страниц

Номер и дата

документа об изменении

Должностное лицо вводившее изменения

Дата ввода изменений

Срок

введения изменения

измененных

замененных

новых

аннулированных

Ф.И.О. должность

подпись




















































17