Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса для 8 класса разработана на основе авторской программы элективного курса по русскому языку «Учимся рассуждать», составитель Е.Н. Заречнева Барнаул, АКИПКРО, 2009г.
Место предмета в базисном учебном плане
Для организации учебного курса по русскому языку в 8 классе выделен 1 час из школьного компонента Федерального базисного учебного плана.
Программа курса «Особенности написания сочинения - рассуждения» ориентирована на подготовку учащихся к написанию сочинения - рассуждения и рассчитана на 35 часов.
Ценностные ориентиры программы.
Учебный курс способствует формированию языковой личности школьника, что является требованием времени. Современный мир может быть определён как мир текстов, именно в тексте наиболее полно реализуется коммуникативная и когнитивная функции языка, поэтому умение думать, грамотно и красиво рассуждать необходимо для успешной социализации.
ЦЕЛИ курса: создать условия для совершенствования коммуникативной компетенции учащихся через освоение технологии написания сочинения- рассуждения, развития умения выделять проблему текста, анализировать его, высказывать собственную точку зрения, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку как духовной ценности.
Задачи курса:
является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации;
учить анализировать высказывание, тезис;
учить писать сочинение- рассуждение: моделировать вступительную часть, основную часть и заключительную, используя различные приёмы.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
учащиеся усваивают основные понятия: тезис, аргументы, доказательства, вывод.
Создавать модель сочинения- рассуждения: приёмы создания вступления, основной части и заключительной
владеть формами обработки информации исходного текста;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение задания
овладеть умением писать сочинение- рассуждение на лингвистическую и морально- этическую темы.
Основные формы работы:
Лекция, беседа, практикум.
Формы текущего контроля знаний
Устный и письменный опрос, практикум, написание сочинений - рассуждений.
Календарно – тематическое планирование учебного курса по русскому языку в 8 классе
«Особенности написания сочинения - рассуждения»
(1 час в неделю, 35 ч в год)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Формы контроля | Учебно-практическое, лабораторное оборудование и ТСО | Дата |
1 | Введение в учебный курс. Концептуальные основы сочинения - рассуждения на ОГЭ. | 1 | Рефлексия | Набор раздаточного материала, кимы, ЦОР, ЭОР, демонстрационные таблицы, ноутбук, мультимедиапроектор | |
2, 3 | Текст, его типы. Речеведческий и смысловой анализы исходного текста. | 2 | Определение типа текста, проблемы текста | |
4, 5 | Нормы и критерии оценивания сочинения - рассуждения. | 2 | Оценка текстов по критериям | |
6 | Алгоритм написания сочинения - рассуждения. | 1 | Построение алгоритма | |
7, 8, 9 | Способы моделирования вступления сочинения- рассуждения на лингвистическую тему, на понимание финальной фразы, на понимание значения слова. | 3 | Проекты вступлений | |
10,11, 12 | Способы моделирования основной части сочинения- рассуждения на лингвистическую тему, на понимание финальной фразы, на понимание значения слова. | 3 | Проекты основной части | |
13, 14, 15 | Способы моделирования заключительной части сочинения - рассуждения на лингвистическую тему, на понимание финальной фразы, на понимание значения слова. | 3 | Проекты заключительной части | |
16, 17 | Модель сочинения - рассуждения, речевые клише. | 2 | Модель, клише | |
18, 19, 20, 21 | Написание сочинения на лингвистическую тему. Редактирование творческой работы. | 4 | С\Р | |
22, 23, 24, 25 | Написание сочинения-рассуждения на понимание финальной фразы. Редактирование творческой работы. | 4 | С\Р | |
26, 27, 28, 29 | Написание сочинения-рассуждения на понимание значения слова. Редактирование творческой работы. | 4 | С\Р | |
30, 31 | Классификация грамматических и речевых ошибок. | 2 | С\Р | |
32, 33 | Написание итогового сочинения- рассуждения. | 2 | С\Р | |
34,35 | Итоговое повторение. | 2 | Беседа, провер. работа | |
Перечень учебно-методического обеспечения:
Программа элективного курса по русскому языку «Учимся рассуждать» Е.Н. Заречнева Барнаул, АКИПКРО, 2009г.
Е.С. Симакова «Русский язык» 40 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ГИА. Москва «Астрель»- 2014г
Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка «Русский язык» ОГЭ. Практикум. Москва «Экзамен» 2014г.
Розенталь Д.Э. «Русский язык» М. «Оникс 21 век» 2005г
А. Штоль «Русский язык. Готовимся к ЕГЭ самостоятельно» Сибирское университетское издательство, 2008г
3