СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа учебного предмета Информатика УМК И. Г.Семакин, М.С. Цветкова. «Информатика» 7-9 класс
Приложение № ______ к ООП ООО
Программа учебного предмета
Информатика
УМК И. Г.Семакин, М.С. Цветкова. «Информатика»
7-9 класс
Разработана
школьным методическим
объединением учителей
математики, информатики
и физики
г. Нижний Новгород
2015 г.
Пояснительная записка
Учебный курс, для обучения которому предназначена завершенная предметная линия учебников, разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС), с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы, основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования, а также возрастных и психологических особенностей детей, обучающихся на ступени основного общего образования.
В соответствии с ФГОС, курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Важнейшей задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят в комплекс универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных результатов, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах. В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Информатика» представлен в предметной области «Математика и информатика». Учебный предмет информатика представлен как базовый курс в 7-9 классах (три года по одному часу). Продолжительность учебного года для учащихся 7-8 классов составляет 34 недели, для 9 классов - 33 недели. В 7 классе – 34 часа, в 8 классе – 34 часа, в 9 классе 33 часа. Итого 101 час.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения предмета
Личностные результаты:
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. В этом смысле большое значение имеет историческая линия в содержании курса. Ученики знакомятся с историей развития средств информационной деятельности, с важнейшими научными открытиями и изобретениями, повлиявшими на прогресс в этой области, с именами крупнейших ученых и изобретателей. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие. Историческая линия отражена в следующих разделах учебников:
7 класс, § 2 «Восприятие и представление информации»: раскрывается тема исторического развития письменности, классификации и развития языков человеческого общения;
9 класс, § 22 «Предыстория информатики» раскрывается история открытий и изобретений средств и методов хранения, передачи и обработки информации до создания ЭВМ, §23 «История ЭВМ», §24 «История программного обеспечения и ИКТ», раздел 2.4 «История языков программирования» посвящены современному этапу развития информатики и ее перспективам.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
В конце каждого параграфа присутствуют вопросы и задания, многие из которых ориентированы на коллективное обсуждение, дискуссии, выработку коллективного мнения.
В задачнике-практикуме, входящим в состав УМК, помимо заданий для индивидуального выполнения в ряде разделов (прежде всего, связанных с освоением информационных технологий) содержатся задания проектного характера (под заголовком «Творческие задачи и проекты»). Работа над проектом требует взаимодействия между учениками – исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершении работы предусматривается процедура зашиты проекта перед коллективом класса, которая также требует наличия коммуникативных навыков у детей.
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Все большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой. Учебник для 7 класса начинается с раздела «Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК». Эту тему поддерживает интерактивный ЦОР «Техника безопасности и санитарные нормы» (файл 8_024.pps). В некоторых обучающих программах, входящих в коллекцию ЦОР, автоматически контролируется время непрерывной работы учеников за компьютером.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
В курсе информатики данная компетенция обеспечивается алгоритмической линией, которая реализована в учебнике 9 класса, в главе 1 «Управление и алгоритмы» и главе 2 «Введение в программирование». Алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя). С самых первых задач на алгоритмизацию подчеркивается возможность построения разных алгоритмов для решения одной и той же задачи (достижения одной цели). Для сопоставления алгоритмов в программировании существуют критерии сложности: сложность по данным и сложность по времени. Этому вопросу в учебнике 9 класса посвящен § 2.2. «Сложность алгоритмов» в дополнительном разделе к главе 2.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
В методику создания любого информационного объекта: текстового документа, базы данных, электронной таблицы, программы на языке программирования, входит обучение правилам верификации, т. е. проверки правильности функционирования созданного объекта. Осваивая создание динамических объектов: баз данных и их приложений, электронных таблиц, программ (8 класс, главы 3, 4; 9 класс, главы 1, 2), ученики обучаются тестированию. Умение оценивать правильность выполненной задачи в этих случаях заключается в умении выстроить систему тестов, доказывающую работоспособность созданного продукта. Специально этому вопросу посвящен в учебнике 9 класса, в § 29 раздел «Что такое отладка и тестирование программы».
Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Формированию данной компетенции в курсе информатики способствует изучение системной линии. В информатике системная линия связана с информационным моделированием (8 класс, глава «Информационное моделирование»). При этом используются основные понятия системологии: система, элемент системы, подсистема, связи (отношения, зависимости), структура, системный эффект. Эти вопросы раскрываются в дополнении к главе 2 учебника 8 класса, параграфы 2.1. «Системы, модели, графы», 2.2. «Объектно-информационные модели». В информатике логические умозаключения формализуются средствами алгебры логики, которая находит применение в разделах, посвященных изучению баз данных (8 класс, глава 3), электронных таблиц (8 класс, глава 4), программирования (9 класс, глава 2)
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Формированию данной компетенции способствует изучение содержательных линии «Представление информации» и «Формализация и моделирование». Информация любого типа (текстовая, числовая, графическая, звуковая) в компьютерной памяти представляется в двоичной форме – знаковой форме компьютерного кодирования. Поэтому во всех темах, относящихся к представлению различной информации, ученики знакомятся с правилами преобразования в двоичную знаковую форму:
7 класс, глава 3 «Текстовая информация и компьютер»; глава 4 «Графическая информация и компьютер»; глава 5 «Мультимедиа и компьютерные презентации», тема: представление звука;
8 класс, глава 4, тема «Системы счисления».
В информатике получение описания исследуемой системы (объекта) в знаково-символьной форме (в том числе – и в схематической) называется формализацией. Путем формализации создается информационная модель, а при ее реализации на компьютере с помощью какого-то инструментального средства получается компьютерная модель. Этим вопросам посвящаются: 8 класс, глава 2 «Информационное моделирование», а также главы 3 и 4, где рассматриваются информационные модели баз данных и динамические информационные модели в электронных таблицах.
Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции).
Данная компетенция формируется содержательными линиями курса «Информационные технологии» (7 класс, главы 3, 4, 5; 8 класс, главы 3, 4) и «Компьютерные телекоммуникации» (8 класс, глава 1).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
Формирование информационной и алгоритмической культуры.
Формированию данной компетенции посвящено все содержание учебников и УМК.
Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации.
Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Компьютер», проходящей через весь курс:
7 класс. Глава 2 «Компьютер: устройство и программное обеспечение», глава 4 «Графическая информация и компьютер» § 19. «Технические средства компьютерной графики», глава 5. «Мультимедиа и компьютерные презентации», § 25. «Технические средства мультимедиа»;
8 класс. Глава 1. «Передача информации в компьютерных сетях», § 3. «Аппаратное и программное обеспечение сети»;
9 класс. § 23. «История ЭВМ»: рассматривается эволюция архитектуры ЭВМ со меной поколений, развитие возможностей ЭВМ по обработке разных видов информации.
Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.
Данная компетенция реализуется в процессе компьютерного практикума. Для ее обеспечения используются следующие элементы УМК:
Задачник-практикум, т. 1, раздел 4 «Алгоритмизация и программирование» Лабораторный практикум по программированию на компьютере.
Задачник-практикум, т.2, раздел 5 «Информационные технологии». Лабораторный практикум по работе на компьютере с различными средствами ИКТ.
Комплект ЦОР.
Практические работы: «Работа с клавиатурным тренажером», «Подключение внешних устройств к персональному компьютеру», «Файловая система», «Работа со сканером».
25 практических работ на компьютере с различными средствами ИКТ.
Формирование представления о понятии информации и ее свойствах.
Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Информация, и информационные процессы»: 7 класс. Глава 1. «Человек и информация», все параграфы. Дополнение к главе 1, 1.1. «Неопределенность знания и количество информации».
Формирование представления о понятии алгоритма и его свойствах.
Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Алгоритмизация и программирование»: 9 класс. Глава 1. «Управление и алгоритмы», § 3. «Определение и свойства алгоритма»
Формирование представления о понятии модели и ее свойствах.
Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Формализация и моделирование»:
8 класс. Глава 2. «Информационное моделирование», все параграфы. Глава 4, § 23 «Электронные таблицы и математическое моделирование», § 24 «Пример имитационной модели». Дополнение к главе 2, 2.1. Системы, модели, графы, 2.2. Объектно-информационные модели
Развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя.
Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Алгоритмизация и программирование»: 9 класс. Глава 1. «Управление и алгоритмы», § 3 «Определение и свойства алгоритма», § 4 «Графический учебный исполнитель». Глава 2, § 9 «Алгоритмы работы с величинами»: для описания алгоритмов используется язык блок-схем и учебный Алгоритмический язык (с русской нотацией). Дополнение к главе 2, 2.2 «Сложность алгоритмов»
Формирование знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической.
Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Алгоритмизация и программирование». 9 класс. Глава 1, § 5 «Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы», § 6 «Циклические алгоритмы», § 7 «Ветвление и последовательная детализация алгоритма». Глава 2, § 10 «Линейные вычислительные алгоритмы», § 12 «Алгоритмы с ветвящейся структурой».
Формирование знаний о логических значениях и операциях.
На формирование данной компетенции направлена логическая линия курса:
8 класс. Глава 3 «Хранение и обработка информации в базах данных», § 10 «Основные понятия»: вводится понятие логической величины, логических значений, логического типа данных. § 13 «Условия поиска и простые логические выражения»: вводится понятие логического выражения; § 14. «Условия поиска и сложные логические выражения»: вводится понятие о логических операциях конъюнкция, дизъюнкция, отрицание; о таблице истинности, о приоритетах логических операций.
Глава 4, § 21 «Деловая графика. Условная функция», § 22 «Логические функции и абсолютные адреса»: об использовании логических величин и функций в электронных таблицах;
9 класс, глава 2, § 13 «Программирование ветвлений на Паскале»: вводится понятие об использовании логических величин, логических операций, логических выражений в языке программирования Паскаль.
Знакомство с одним из языков программирования.
Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Алгоритмизация и программирование». 9 класс. Глава 2 «Введение в программирование», §§ 11–21 (язык программирования Паскаль). Дополнение к главе 2.
Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Формализация и моделирование»:
8 класс, Глава 2, § 7 «Графические информационные модели», § 8 «Табличные модели»; глава 4, § 21 «Деловая графика»; Дополнение к главе 2, 2.1. Системы, модели, графы, 2.2. Объектно-информационные модели;
9 класс, Глава 2. Введение в программирование, § 17 «Таблицы и массивы»
Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Данная компетенция реализуется в исторической и социальной линии курса:
7 класс, Введение, раздел «Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК»;
9 класс, глава 3, § 27 «Информационная безопасность»: понятие об информационных преступлениях, правовая защита информации (законодательство), программно-технические способы защиты, компьютерные вирусы, антивирусные средства, опасности при работе в Интернете и средства защиты.
Содержание учебного предмета
В содержании предмета сбалансировано отражены три составляющие предметной (и образовательной) области информатики:
теоретическая информатика;
прикладная информатика (средства информатизации и информационные технологии);
социальная информатика.
Фундаментальный характер курсу придает опора на базовые научные представления предметной области: информация, информационные процессы, информационные модели.
Поскольку курс информатики для основной школы (7–9 классы) носит общеобразовательных характер, то его содержание обеспечивает знакомство учеников со всеми основными разделами предметной области информатики. Курс включает в себя следующие содержательные линии:
Информация и информационные процессы.
Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т. п.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флеш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорость записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приемник информации. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Представление информации.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.
Возможность дискретного представления аудиовизуальных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудиовизуальной информации.
Размер (длина) сообщения как мера содержащейся в нем информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.
Компьютер: устройство и ПО.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода
и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).
Программный принцип работы компьютера. Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения.
Файл. Каталог (папка). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.
Размер файла. Архивирование файлов.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Формализация и моделирование.
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т. д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования, состоящем в построении математической модели, ее программной реализации, проведении компьютерного эксперимента, анализе его результатов, уточнении модели.
Логическая линия.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
Алгоритмизация и программирование.
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертежник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык (язык программирования) — формальный язык для записи алгоритмов. Программа — запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами — план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Системы программирования.
Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, Школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование — разработка алгоритма — запись программы — компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Информационные технологии.
Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов.
Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал).
Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сносок, оглавлений, предметных указателей.
Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений.
Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и видеоинформация.
Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчетов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочении) данных.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Компьютерные телекоммуникации.
Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт.
Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.
Проблема достоверности, полученной информации. Возможные неформальные подходы к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.). Формальные подходы к доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и др.
Историческая и социальная линия.
Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследования, управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных данных, образование (дистанционное обучение, образовательные источники).
Основные этапы развития ИКТ.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе.
Тематическое (поурочное) планирование
с определением основных видов учебной деятельности
7 класс
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | |
| Введение в предмет |
|
|
| |
1 |
| Введение. Информация и знания | 1 | Получать представления о современной научной картине мира, об информации как об одном из основных понятий современной науки. | |
| Человек и информация |
|
| | |
2 |
| Информация и знания. Восприятие информации человеком | 1 | Приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники; классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях | |
3 |
| Информационные процессы | 1 | Определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал; приводить примеры информативных и неинформативных сообщений | |
4 |
| Работа с тренажёром клавиатуры | 1 | Пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных; основные приемы редактирования, работать с тренажером | |
5 |
| Измерение информации | 1 | Оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения информации). пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб) | |
| Компьютер: устройство и программное обеспечение |
|
| | |
6 |
| Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память | 1 | Включать, выключать компьютер; рассказывать состав основных частей компьютера; пользоваться клавиатурой; назвать структуру памяти компьютера; слушать объяснение учителя; выполнять работу практикума | |
7 |
| Устройство персонального компьютера | 1 | Различать типы и назначение устройств ввода и вывода компьютера; подключать устройства компьютера; слушать объяснение учителя; выполнять работу практикума | |
8 |
| Программное обеспечение, его типы. Операционная система | 1 | Определять виды программного обеспечения; называть назначение операционной системы, её основные характеристики; работать со справочной системой ОС; анализировать работу антивирусных программ | |
9 |
| Пользовательский интерфейс | 1 | Работать с типовым пользовательским интерфейсом компьютера | |
10 |
| Файлы и файловые структуры | 1 | Работать с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске) | |
11 |
| Работа с файловой структурой операционной системы | 1 | Работать с файловой системой ОС. Работать со справочной системой ОС; использовать антивирусные программы. | |
12 |
| Тестирование | 1 | Выполнять итоговый тест; анализировать результаты | |
| Текстовая информация и компьютер |
|
| | |
13 |
| Представление текстов в памяти компьютера | 1 | Соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации; Определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов | |
14 |
| Текстовые редакторы и текстовые процессоры | 1 | Набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов; выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором | |
15 |
| Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста | 1 | Сохранять текст на диске, загружать его с диска. Определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов | |
16 |
| Форматирование текста. Печать документа | 1 | Форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц); выводить на печать готовый документ; проверять правильность написания текста | |
17 |
| Буфер обмена. Режим поиска и замены | 1 | Работать с выделенными блоками через буфер обмена, осуществлять поиск и замену фрагментов текста | |
18 |
| Работа с таблицами | 1 | Создавать, форматировать и заполнять данными таблицы | |
19 |
| Дополнительные возможности текстового процессора | 1 | Вставлять объекты в текст (изображения, формулы); работать со встроенными шаблонами и стилями, включать в текст гиперссылки; определять условия и возможности применения программного средства для перевода и распознавания текстов | |
20 |
| Зачетная практическая работа | 1 | Работать над проектом. Выполнять коллективное создание текстового документа, создавать гипертекстовые документы | |
21 |
| Тестирование | 1 | Решать количественные и качественные задачи; анализировать результаты | |
| Графическая информация и компьютер |
|
| | |
22 |
| Компьютерная графика. Растровая и векторная графика | 1 | Различать способы представления изображений в памяти компьютера; слушать объяснение учителя; выполнять работу практикума | |
23 |
| Графические редакторы растрового типа | 1 | Анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора | |
24 |
| Кодирование изображения. Работа с растровым графическим редактором | 1 | Кодировать изображения; создавать изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); | |
25 |
| Работа с векторным графическим редактором | 1 | Работать в среде редактора векторного типа; создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. | |
26 |
| Технические средства компьютерной графики | 1 | Строить изображение с помощью одного из графических редакторов; сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать | |
| Мультимедиа и компьютерные презентации |
|
| | |
27 |
| Мультимедиа. Компьютерные презентации | 1 | Анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. | |
28 |
| Создание презентации с использованием текста, графики и звука | 1 | Создавать несложную презентацию с использованием готовых шаблонов | |
29 |
| Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа | 1 | Записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации) | |
30 |
| Зачетная практическая работа | 1 | Создавать презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст | |
31 |
| Тестирование | 1 | Решать количественные и качественные задачи; анализировать результаты | |
32 |
| Итоговое тестирование | 1 | Решать количественные и качественные задачи; анализировать результаты | |
33-34 |
| Резерв | 1 | Повторить основные понятия курса информатики |
8 класс
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности |
| Передача информации в компьютерных сетях |
|
|
|
1 |
| Компьютерные сети. Аппаратное и программное обеспечение сети | 1 | Выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей; различать локальные и глобальные сети, приводить примеры сетей; вычислять скорость передачи данных |
2 |
| Работа в локальной компьютерной сети | 1 | Работать в локальной компьютерной сети; осуществлять обмен файлами |
3 |
| Электронная почта, телеконференции, обмен файлами | 1 | Работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения); осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, |
4 |
| Интернет. Способы поиска информации в Интернете | 1 | Осуществлять просмотр web-страниц с помощью браузера. Приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации; искать информацию в сети Интерне различными способами; анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации |
5 |
| Работа с WWW. Поиск информации в Интернете | 1 | Знакомиться с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете. Искать информацию в сети Интерне с использованием поисковых систем; создавать запросы в поисковой системе; распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемы пути их устранения |
6 |
| Создание простейшей Web-страницы | 1 | Создавать простейшие Web-страницы в текстовом редакторе |
7 |
| Тестирование | 1 | Решать количественные и качественные задачи; анализировать результаты |
| Информационное моделирование |
|
| |
8 |
| Понятие модели. Графические | 1 | Различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни; различать виды информационных моделей; приводить примеры моделей |
9 |
| Табличные модели | 1 | Преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации; создавать табличные информационные модели |
10 |
| Информационное моделирование на компьютере | 1 | Работать с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей |
11 |
| Тестирование | 1 | Решать количественные и качественные задачи; анализировать результаты |
| Хранение и обработка информации в базах данных |
|
| |
12 |
| Базы данных. Информационная система | 1 | Приводить примеры баз данных из различных областей человеческой деятельности |
13 |
| Назначение СУБД. | 1 | Анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. Открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа; редактировать содержимое полей БД; добавлять и удалять записи в БД |
14 |
| Проектирование и создание базы данных. | 1 | Проектировать и создавать однотабличную базу данных в среде СУБД |
15 |
| Условия поиска информации, простые логические выражения | 1 | Создавать запросы на поиск с простыми условиями поиска |
16 |
| Формирование простых запросов | 1 | Создавать запросы на поиск с простыми условиями поиска |
17 |
| Логические операции. Сложные | 1 | Формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам |
18 |
| Формирование сложных запросов к готовой базе данных | 1 | Формировать запросы на поиск с составными условиями поиска |
19 |
| Сортировка записей, простые и | 1 | Осуществлять сортировку таблицы по одному и нескольким ключам |
20 |
| Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение | 1 | Сортировать таблицы по одному и нескольким ключам |
21 |
| Тестирование | 1 | Решать количественные и качественные задачи; анализировать результаты |
22 |
| Системы счисления. Двоичная | 1 | Решать задачи на перевод чисел из одной системы счисления в другую |
23 |
| Представление чисел в памяти | 1 | Решать задачи на перевод чисел из одной системы счисления в другую |
24 |
| Табличные расчеты и электронные таблицы. | 1 | Создавать и заполнять электронные таблицы |
25 |
| Работа с готовой электронной таблицей | 1 | Добавлять и удалять строки и столбцы, изменять формулы и их копировать |
26 |
| Абсолютная и относительная адресация. | 1 | Создавать электронную таблицу для несложных расчетов |
27 |
| Встроенные функции. Сортировка таблиц | 1 | Использовать встроенные функции. Сортировать данные в таблице |
28 |
| Деловая графика. Условная функция. | 1 | Получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора |
29 |
| Логические функции и абсолютные адреса | 1 | Решать задачи на использование логических функций. Применять абсолютную адресацию |
30 |
| Математическое моделирование. Имитационные модели | 1 | Проводить численный эксперимент с данной математической моделью в среде электронной таблицы |
31 |
| Тестирование | 1 | Решать количественные и качественные задачи; анализировать результаты |
32 |
| Итоговый тест | 1 | Решать количественные и качественные задачи; анализировать результаты |
33 |
| Резерв | 1 | |
34 |
| Резерв | 1 |
|
9 класс
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Краткая характеристика деятельности учащихся |
| Управление и алгоритмы |
|
|
|
1 |
| Техника безопасности. Кибернетическая модель управления | 1 | Анализировать простые ситуации управления. Определять механизм прямой и обратной связи |
2 |
| Алгоритм и его свойства. Исполнитель алгоритмов | 1 | Определять свойства алгоритма. Выполнять трассировку алгоритма для известного исполнителя |
3 |
| Графический учебный исполнитель
| 1 | Работать с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов |
4 |
| Вспомогательные алгоритмы | 1 | Выделять подзадачи. Определять и использовать вспомогательные алгоритмы |
5 |
| Работа с учебным исполнителем алгоритмов | 1 | Использовать вспомогательные алгоритмы при решении задач |
6 |
| Язык блок-схем. Циклы с предусловием | 1 | Составлять алгоритмы на языке блок-схем. Составлять циклические алгоритмы с предусловием |
7 |
| Разработка циклических алгоритмов | 1 | Решать задачи с использованием циклических алгоритмов |
8 |
| Ветвления. Двухшаговая детализация | 1 | Составлять ветвящиеся алгоритмы, используя двухшаговую детализацию |
9 |
| Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений | 1 | Использовать метод последовательной детализации для построения алгоритма. Использовать ветвления |
10 |
| Зачётное задание по алгоритмизации | 1 | Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы |
11 |
| Тестирование | 1 | Решать тестовые задачи по теме |
| Введение в программирование |
| | |
12 |
| Понятие о программировании. Алгоритмы работы с величинами | 1 | Определять основные виды и типы величин |
13 |
| Линейные вычислительные алгоритмы | 1 | Составлять несложные линейные вычислительные алгоритмы. |
14 |
| Построение блок-схем линейных вычислительных алгоритмов | 1 | Составлять блок-схемы линейных вычислительных алгоритмов |
15 |
| Язык программирования Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. | 1 | Применять при составлении программ операторы ввода, вывода, присваивания |
16 |
| Работа с готовыми программами. Программирование линейных алгоритмов. | 1 | Работать с готовыми программами на Паскале. Программировать линейные алгоритмы |
17 |
| Оператор ветвления. Логические операции на Паскале | 1 | Программировать ветвящиеся алгоритмы. Использовать логические операции при составлении программ |
18 |
| Разработка программы на языке Паскаль | 1 | Составлять, отлаживать, исполнять программы в системе программирования Паскаль |
19 |
| Циклы на языке Паскаль | 1 | Разрабатывать циклические алгоритмы в системе программирования Паскаль |
20 |
| Разработка программ c использованием цикла с предусловием | 1 | Разрабатывать и отлаживать программы с использованием цикла с предусловием |
21 |
| Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида | 1 | Разрабатывать и отлаживать программы с использованием циклов и ветвлений |
22 |
| Одномерные массивы в Паскале | 1 | Работать с одномерными массивами в системе программирования Паскаль |
23 |
| Разработка программ обработки одномерных массивов | 1 | Составлять алгоритмы обработки одномерного массива |
24 |
| Понятие случайного числа. Поиск чисел в массиве | 1 | Разрабатывать программы поиска числа в массиве |
25 |
| Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве. | 1 | Разрабатывать программы поиска числа в случайно сформированном массиве |
26 |
| Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива | 1 | Составлять программы на Паскале поиска минимального и максимального элементов |
27 |
| Сортировка массива | 1 | Составлять программы на Паскале сортировки массива |
28 |
| Тестирование | 1 | Решать тестовые задачи по теме |
29 |
| Предыстория информатики. История ЭВМ, программного обеспечения и ИКТ | 1 | Выявлять основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества |
30 |
| Социальная информатика: информационные ресурсы, информационное общество | 1 | Регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества |
31 |
| Социальная информатика: информационная безопасность | 1 | Анализировать проблему безопасности информации |
32 |
| Итоговое тестирование по курсу 9 класса | 1 | Решать тестовые задачи по курсу 9 класса |
33 |
| Резерв | 1 | |
Учебно-методический комплекс
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект.
Для учителя:
Учебник «Информатика и ИКТ» для 7 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Учебник «Информатика и ИКТ» для 8 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Учебник «Информатика и ИКТ» для 9 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Задачник – практикум (в 2 томах). Под редакцией И. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Методическое пособие для учителя. Авторы: Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Комплект цифровых образовательных ресурсов размещённый в Единой коллекции ЦОР.
Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под ред. И. Г. Семакина (доступ через авторскую мастерскую И. Г. Семакина на сайте методической службы издательства: http://www.metodist.lbz.ru).
Для обучающегося:
Учебник «Информатика и ИКТ» для 7 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Учебник «Информатика и ИКТ» для 8 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Учебник «Информатика и ИКТ» для 9 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Задачник – практикум (в 2 томах). Под редакцией И. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Электронное приложение к УМК:
Электронная форма учебников — электронный УМК в составе ЭУМК «Школа БИНОМ», представленный на портале электронных учебников http://e-umk.lbz.ru/ на основе электронного интерактивного аналога полиграфических учебников и учебных пособий из состава УМК с интегрированными в них:
мультимедийными объектами;
набором ЦОР автора из Единой коллекции в открытом доступе, работающими ссылками на различные открытые образовательные ресурсы;
электронными текстами контрольных материалов для подготовки к итоговой аттестации;
средствами коммуникации учеников с учителем и друг с другом;
интеграции электронного учебника в информационную среду школы.
Ресурс размещен по ссылке http://e-umk.lbz.ru/.
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС общего образования по предмету «Информатика и ИКТ».
Материально - техническое обеспечение
Аппаратные средства:
Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
Проектор.
Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
Принтер.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.
Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией.
Программные средства:
Операционная система.
Антивирусная программа.
Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
Программа разработки презентаций.
Браузер.
Планируемые результаты изучения предмета.
7 класс
Раздел 1. Введение в предмет
Учащиеся должны знать:
что такое «информация», «информационный объект»;
что изучает информатика;
какую роль играет информация в жизни людей.
Раздел 2. Человек и информация
Учащиеся должны знать:
связь между информацией и знаниями человека;
что такое информационные процессы;
какие существуют носители информации;
функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
пересчитывать количество информации в различных единицах;
пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
Раздел 3. Компьютер: устройство и программное обеспечение
Учащиеся должны знать:
правила техники безопасности и при работе на компьютере;
состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
типы и свойства устройств внешней памяти;
типы и назначение устройств ввода/вывода;
сущность программного управления работой компьютера;
принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
назначение программного обеспечения и его состав.
Учащиеся должны уметь:
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой;
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
просматривать на экране директорию диска;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
использовать антивирусные программы.
Раздел 4. Текстовая информация и компьютер
Учащиеся должны знать:
способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
Учащиеся должны уметь:
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
Раздел 5. Графическая информация и компьютер
Учащиеся должны знать:
способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
какие существуют области применения компьютерной графики;
назначение графических редакторов;
назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ластика и пр.
Учащиеся должны уметь:
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
Раздел 6. Мультимедиа и компьютерные презентации
Учащиеся должны знать:
что такое мультимедиа;
принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Учащиеся должны уметь:
Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
8 класс
Раздел 1. Передача информации в компьютерных сетях
Учащиеся должны знать:
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;
работать с одной из программ-архиваторов.
Раздел 2. Информационное моделирование
Учащиеся должны знать:
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
Раздел 3. Хранение и обработка информации в базах данных
Учащиеся должны знать:
что такое база данных, СУБД, информационная система;
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД;
редактировать содержимое полей БД;
сортировать записи в БД по ключу;
добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Раздел 4. Табличные вычисления на компьютере
Учащиеся должны знать:
что такое электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
9 класс
Раздел 1. Управление и алгоритмы
Учащиеся должны знать:
что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
в чем состоят основные свойства алгоритма;
способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
определять механизм прямой и обратной связи;
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
Раздел 2. Введение в программирование
Учащиеся должны знать:
основные виды и типы величин;
назначение языков программирования;
что такое трансляция;
назначение систем программирования;
правила оформления программы на Паскале;
правила представления данных и операторов на Паскале;
последовательность выполнения программы в системе программирования.
Учащиеся должны уметь:
работать с готовой программой на Паскале;
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
отлаживать, и исполнять программы в системе программирования.
Раздел 3. Информационные технологии и общество
Учащиеся должны знать:
основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
в чем состоит проблема безопасности информации;
какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.
Учащийся должен уметь:
регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и правовыми нормами общества.
11