СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа общеобразовательной учебного предмета «Естествознание» предназначена для изучения естествознания в ОБПОУ Курский Электромеханический техникум, реализующего образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.
Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Курский электромеханический техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Директор техникума
___________ В.А. Некрасов
«_____» ____________ 2015г.
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОВПб.03 Естествознание
для профессий:
09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
09.01.01 «Наладчик аппаратного и программного обеспечения»
2015г.
Организация-разработчик: областное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Курский электромеханический техникум»
Разработчик: Л.Н. Заикина, преподаватель
первой квалификационной
категории
(подпись)
Рабочая программа учебного предмета ОВПб.03 Естествознание
Рассмотрена и одобрена на заседании предметной (цикловой) комиссии преподавателей профессионального цикла по направлению подготовки «Химические технологии»
Протокол № 11 от «9» июня 2015 г.
Председатель ПЦК_____ А.Н. Белкина
Рассмотрена и одобрена на заседании методического совета
Протокол № 11 от 10 июня 2015 г.
Председатель методического совета ___________________ Г.Н. Галахова
Заместитель директора ___________________ А.В. Ляхов
Заведующий отделением ___________________ И.В. Моршнева
Методист ___________________ Г.В. Буровникова
|
|
Пояснительная записка ………………………………… | 4 |
Общая характеристика учебного предмета «естествознание»………………………………………….. |
5 |
Место учебного предмета в учебном плане………….. | 6 |
Результаты освоения учебного предмета……………. | 7 |
Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов |
9 |
Структура и содержание учебного предмета………… |
10 |
Тематическое планирование……………………………. |
11 |
Тематический план и содержание учебного предмета ОВПб.03 Естествознание………………………………… |
12 |
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов………………………………………………….. |
26 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебного предмета «Естествознание»………………………………………… |
31 |
Рекомендуемая литература………………………………… |
32 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебного предмета «Естествознание» предназначена для изучения естествознания в ОБПОУ Курский Электромеханический техникум, реализующего образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета «Естествознание», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Естествознание» направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и профессионально значимого содержания; развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации;
воспитание убежденности в возможности познания законной природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
применение естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
Естествознание — наука о явлениях и законах природы. Современное естествознание включает множество естественнонаучных отраслей, из которых наиболее важными являются физика, химия и биология. Оно охватывает широкий спектр вопросов о разнообразных свойствах объектов природы, которые можно рассматривать как единое целое.
Естественнонаучные знания, основанные на них, технологии формируют новый образ жизни. Высокообразованный человек не может дистанцироваться от фундаментальных знаний об окружающем мире, не рискуя оказаться беспомощным в профессиональной деятельности. Любое перспективное направление деятельности человека прямо или косвенно связано с новой материальной базой и новыми технологиями, и знание их естественнонаучной сущности — закон успеха.
Естествознание — неотъемлемая составляющая культуры: определяя мировоззрение человека, оно проникает и в гуманитарную сферу, и в общественную жизнь. Рациональный естественнонаучный метод, сформировавшийся в рамках естественных наук, образует естественнонаучную картину мира, некое образно-философское обобщение научных знаний.
Естествознание как наука о явлениях и законах природы включает одну из важнейших отраслей — химию.
Химия — наука о веществах, их составе, строении, свойствах, процессах превращения, использовании законов химии в практической деятельности людей, в создании новых материалов.
Биология — составная часть естествознания. Это наука о живой природе. Она изучает растительный, животный мир и человека, используя как собственные методы, так и методы других наук, в частности физики, химии и математики: наблюдения, эксперименты, исследования с помощью светового и электронного микроскопа, обработку статистических данных методами математической статистики и др. Биология выявляет закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях, в том числе обмен веществ, рост, размножение, наследственность, изменчивость, эволюцию и др.
Экология — изучает все аспекты взаимоотношений живых организмов и среды, в которой они обитают, а также последствия взаимодействия систем «общество» и «природа», условия недопущения либо нейтрализации этих последствий.
Экология на основе изучения законов взаимодействия человеческого общества и природы предлагает пути восстановления нарушенного природного баланса. Владение экологическими знаниями является одним из необходимых условий реализации специалиста в любой будущей профессиональной деятельности.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучается интегрированная учебная дисциплина «Естествознание», включающая два раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью — «Химия», «Биология», «Экология» — что не нарушает привычную логику естественнонаучного образования студентов.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического профиля профессионального образования естествознание изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом специфики осваиваемой профессии или специальности.
Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
При изучении учебного материала по химии и биологии целесообразно акцентировать внимание обучающихся на жизненно важных объектах природы и организме человека. Это гидросфера, атмосфера и биосфера, которые рассматриваются с точки зрения химических составов и свойств, их значения для жизнедеятельности людей, содержание, освещающее роль важнейших химических элементов в организме человека, вопросы охраны здоровья, профилактики заболеваний и вредных привычек, последствий изменения среды обитания человека для человеческой цивилизации.
Заметное место в содержании учебного предмета занимает учебный материал, не только формирующий естественнонаучную картину мира у студентов, но и раскрывающий практическое значение естественнонаучных знаний во всех сферах жизни современного общества, в том числе в гуманитарной сфере.
В целом учебная дисциплина «Естествознание», в содержании которой ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, позволяет сформировать у обучающихся целостную естественнонаучную картину мира, пробудить у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и поступки.
Интегрированное содержание учебного предмета позволяет преподавателям химии и биологии совместно организовать изучение естествознания, используя имеющиеся частные методики преподавания предмета.
Изучение общеобразовательной учебного предмета «Естествознание» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения основной ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Дисциплина изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебного предмета «Естествознание» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение содержания учебного предмета «Естествознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;
готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области
естественных наук;
объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения
в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
готовность самостоятельно добывать новые для себя естественнонаучные знания с использованием для этого доступных источников информации;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;
• метапредметных:
овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;
применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;
умение использовать различные источники для получения естественнонаучной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
• предметных:
сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной;
владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;
сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;
сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественнонаучных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;
владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;
сформированность умений понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (ДОКЛАДОВ), ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Материя, формы ее движения и существования.
Первый русский академик М.В. Ломоносов.
Искусство и процесс познания.
Цветомузыка.
Научно-технический прогресс и проблемы экологии.
Биотехнология и генная инженерия — технологии XXI века.
Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации.
Охрана окружающей среды от химического загрязнения.
Растворы вокруг нас.
Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.
История возникновения и развития органической химии.
Углеводы и их роль в живой природе.
Жиры как продукт питания и химическое сырье.
Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения.
Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений.
Синтетические моющие средства: достоинства и недостатки.
Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной продовольственной программы.
В. И. Вернадский и его учение о биосфере.
История и развитие знаний о клетке.
Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну проблему.
Популяция как единица биологической эволюции.
Популяция как экологическая единица.
Современные взгляды на биологическую эволюцию.
Современные взгляды на происхождение человека: столкновение мнений.
Современные методы исследования клетки.
Среды обитания организмов: причины разнообразия.
Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции • устойчивого развития.
Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости.
Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.
История и развитие концепции устойчивого развития.
Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну проблему.
Основные экологические приоритеты современного мира.
Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: возможные способы решения проблем.
Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы.
• Популяция как экологическая единица.
• Причины возникновения экологических проблем в городе.
• Причины возникновения экологических проблем в сельской местности.
• Проблемы водных ресурсов и способы их решения (на примере России).
• Проблемы почвенной эрозии и способы ее решения в России.
• Проблемы устойчивости лесных экосистем в России.
• Система контроля за экологической безопасностью в России.
• Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.
• Среда обитания и среды жизни: сходство и различия.
• Структура экологической системы.
• Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.
• Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации.
• Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости.
СТРУКТУРА и содержание учебного предмета
Объем учебного предмета и виды учебной работы
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
2.2. Тематический план и содержание учебного предмета ОВПб.03 Естествознание
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
| | ||
| |
| | ||
|
|
| |||
|
| ||||
|
|
| |||
|
| | |||
| |||||
|
|
| |||
|
| ||||
|
|
| |||
|
| | |||
| |||||
|
|
| | ||
|
| ||||
|
|
| |||
|
| | |||
| |||||
|
|
| | ||
| |||||
|
|
| |||
|
| | |||
| |||||
|
| |
| ||
|
| ||||
|
|
| |||
| |||||
|
| | |||
| |||||
|
|
|
| ||
| |||||
|
|
| |||
| |||||
|
| | |||
| |||||
|
|
| |||
|
| ||||
|
|
| |||
|
| | |||
| |||||
| |
| | ||
|
|
| |||
|
| ||||
|
|
| |||
|
| | |||
| |||||
|
|
| |||
|
| ||||
|
|
| |||
|
| | |||
| |||||
|
|
| |||
|
| ||||
|
|
| |||
|
| | |||
| |||||
|
|
| |||
|
| ||||
|
|
| |||
| |||||
|
| | |||
| |||||
|
|
| |||
|
| ||||
|
| | |||
| |||||
| |||||
|
| | |||
|
|
| |||
|
| ||||
| |||||
|
| | |||
| |||||
|
|
| | ||
|
|
|
| ||
| |||||
| |||||
| |
| | ||
|
|
|
| ||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|
|
| |||
|
| | |||
| |||||
|
|
|
| ||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|
|
| |||
| |||||
|
|
|
| ||
| |||||
| |||||
| |||||
|
|
|
| ||
| |||||
| |||||
|
|
| |||
|
| | |||
| |||||
| |
| | ||
|
|
|
| ||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|
|
| |||
|
| | |||
| |||||
|
|
|
| ||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|
|
| |||
| |||||
| |||||
|
| | |||
| |||||
|
|
|
| ||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|
|
| |||
|
| | |||
| |||||
|
|
|
| ||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|
| | |||
| |||||
|
|
|
| ||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|
|
| |||
|
| | |||
| |||||
| |
| |||
|
|
|
| ||
| |||||
| |||||
| |||||
|
|
| |||
| |||||
|
| | |||
| |||||
|
|
|
| ||
| |||||
| |||||
| |||||
|
|
|
| ||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|
|
| |||
| |||||
|
| | |||
| |||||
|
|
|
| ||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|
|
| |||
|
| | |||
| |||||
|
|
|
| ||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|
|
| |||
| |||||
|
| | |||
| |||||
|
|
|
| ||
| |||||
| |||||
|
| ||||
|
| | |||
| |||||
| |
| | ||
|
|
|
| ||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|
| | |||
| |||||
|
|
|
| ||
| |||||
| |||||
| |||||
|
|
| |||
|
| | |||
| |||||
|
|
| | ||
|
|
|
| ||
| |
| | ||
|
|
|
| ||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|
|
| |||
|
| | |||
| |||||
|
|
|
| ||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|
|
| |||
|
| | |||
| |||||
|
|
|
| ||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|
|
| |||
|
| | |||
| |||||
| |
| | ||
|
|
|
| ||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|
|
| |||
|
| | |||
| |||||
|
|
|
| ||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|
|
| |||
|
| | |||
| |||||
| |
| | ||
|
|
|
| ||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|
|
| |||
|
| | |||
| |||||
| |
| |||
|
|
|
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
Для реализации учебного предмета имеется кабинет «Химические дисциплины. Биология».
Оборудование учебного кабинета:
Посадочные места по количеству обучающихся
Рабочее место преподавателя
Методические рекомендации по выполнению практических работ
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы
Микроскопы
Таблицы по химии и биологии
Вытяжной шкаф
Технические средства обучения:
Персональный компьютерAcer с лицензионным программным обеспечением MSOffice (OpenOffice), включающий MSWord, MSExcel, MSPowerPoint и мультимедиапроектор NEC.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.
Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Бородин П.М. и др. Биология (базовый уровень). 11 класс. — М., 2014.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О.С. Химия. Практикум: учеб. пособие. — М., 2014.
Габриелян О.С. и др. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие. — М., 2014.
Габриелян О.С. Химия. Пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие. — М., 2014.
Ю.М. Ерохин. Химия. (учебник). – М.: Академия, 2012.
Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. В.М. Константинова. — М., 2014.
О.Е. Саенко. Химия для колледжей: учебник-Изд.2-е – ростов н/Д: Феникс,2012. – 282с. – (СПО).
С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. «Общая биология»: - учебник для студентов средних специальных учебных заведений, М., «Высшая школа», 2011.
Н.Д. Андреева «Биология» 10-11 класс (ФГОС), М., Мнемозина, 2013г.
12. Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Экология (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. — М., 2014.
Биология: в 2 т. / под ред. Н.В. Ярыгина. — М., 2007, 2010.
Биология. Руководство к практическим занятиям / под ред. В.В. Маркиной. — М., 2010.
Интернет ресурсы:
Сайт о химии http://www.xumuk.ru/
«Мир химии» - информационный сайт о химии http://chemistry.narod.ru/
Сайт «Алхимик» http://www.alhimik.ru/
Электронный журнал «Химия и химики» http://chemistry-chemists.com/
Сайт «Вся биология» http://sbio.info/
Сайт учителя биологии http://tana.ucoz.ru/
Интернет-ресурсы на уроках биологии http://festival.1september.ru/
Биология http://biology.ru/
Биологический портал http://www.bioports.ru/
www.interneturok.ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»).
www.chemistry-chemists.com/index.html (электронный журнал «Химики и химия»).
www.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www.hemi.wallst.ru («Химия. Образовательный сайт для школьников»)
www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).
www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»). www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).
www.biology.asvu.ru (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).
www.window.edu.ru/window (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).
www. ecologysite. ru (Каталог экологических сайтов).
www. ecoculture. ru (Сайт экологического просвещения).
www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).
5