Филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат»
«Новониколаевская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ:
директор МБОУ Бейской ОШИ
_________ Т.А. Грудинина
Приказ № ___
от «__» августа 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Русский язык
8 класс
Разработчик: учитель русского языка
первой квалификационной категории
Падалко Татьяна Викторовна
Обсуждена и согласована на методическом объединении учителей
Протокол № от __ августа 2017 г.
Принята на Методическом совете школы
Протокол № от __ августа 2017 г.
д. Новониколаевка, 2017
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных. творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного Образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание (102 ч)
Функции русского языка в современном мире (1 ч)
Повторение пройденного в 5—7 классах (4ч + 2ч+1ч=7 ч)
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи Словосочетание (3ч+4 ч)=7 ч
I. Повторение пройденного материала о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение (2 ч + 2 ч= 4 ч)
I. Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Простые двусоставные предложения
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 5 ч
I. Повторение пройденного материала о подлежащем.
Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (6ч + 1ч+ 1ч = 8 ч)
I. Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
III. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Простые односоставные предложения (9ч + 2ч=11 ч)
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым [определенно-личные, неопределенно-личные, без-(личные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
П. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.
Простое осложненное предложение (1 ч)
Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения (10ч + 2ч+1ч= 13)
I. Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Обращения (2ч+1ч=3ч), вводные слова и междометия (5ч+1ч+1ч=7 ч)
I. Повторение изученного материала об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
Ш. Публичное выступление на общественно значимую тему.
Обособленные члены предложения (14ч + 2ч+1=17 ч)
I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного на предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими - членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
II. Характеристика человека как вид текста; данного текста, его языковые особенности.
Прямая и косвенная речь (5 ч + 3 ч=8 ч)
I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (9ч + 1 ч=10ч)
Синтаксис, пунктуация, культура речи, орфография
Календарно-тематическое планирование 8 кл
№ п/п | Дата | Тема урока | примечание |
план | факт |
1 | | | Русский язык в современном мире | |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО 7 ч (4+2+1) |
2 | | | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: завершения, разделения, выделения | |
3 | | | Знаки препинания в сложном предложении. РКработа с текстом | |
4-5 | | | РР Изложение с грамматическим заданием по рассказу А. Аверченко «Проза жизни» | |
6 | | | Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий | |
7 | | | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи РК работа с текстом | |
8 | | | Контрольный диктант на тему повторение изученного за курс 7 класса «Музыка Моцарта» | |
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ 3 ч |
9 | | | Основные единицы синтаксиса. | |
10 | | | РР Текст как единица синтаксиса | |
11 | | | Предложение как единица синтаксиса | |
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – 4 ч |
12 | | | Словосочетание как единица синтаксиса. | |
13 | | | Виды словосочетаний | |
14 | | | Синтаксические связи слов в словосочетаниях | |
15 | | | Разбор словосочетаний. | |
| ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 4 ч (2+2) |
16-17 | | | РР. РК Описание памятника культуры. Подготовка к написанию сочинения. РР Сочинение по картине С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» | |
18 | | | Грамматическая основа предложения | |
19 | | | Порядок слов в предложении. Интонация. | |
| | | ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ- 5 ч | |
20 | | | Подлежащее | |
21 | | | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое | |
22 | | | Составное глагольное сказуемое | |
23 | | | Составное именное сказуемое | |
24 | | | Тире между подлежащим и сказуемым. ТЕСТ № 1 | |
| | | ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ- 8 ч (6+1+1) | |
25 | | | роль второстепенных членов в предложении | |
26 | | | Дополнение | |
27 | | | Определение | |
28 | | | приложение. Знаки препинания при приложении | |
29 | | | Обстоятельство | |
30 | | | РР характеристика человека как вид текста (устное описание) | |
31 | | | Синтаксический разбор двусоставного предложения | |
32 | | | Контрольный диктант по теме «Двусоставное предложение» «Крокодилы» | |
| | | ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ- 11 ч (9+2) | |
33 | | | Главный член односоставного предложения | |
34 | | | Назывные предложения | |
35 | | | Определенно-личные предложения | |
36 | | | Неопределенно-личные предложения. Инструкция | |
37 | | | Безличные предложения | |
38 | | | Безличные предложения | |
39-40 | | | РР. РК. Изложение -рассуждение. Мещорский край и мой родной край | |
41 | | | Неполные предложения | |
42 | | | Синтаксический разбор односоставного предложения РК работа с текстом | |
43 | | | Систематизация и обобщение по теме Односоставные предложения ТЕСТ № 2 | |
| | | ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ- 1 ч | |
44 | | | Понятие об осложненном предложении | |
| | | ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ- 13 ч (10+2+1) | |
45 | | | Понятие об однородных членах РК работа с текстом | |
46
47 | | | Однородные члены, связанные только перечислительной интонаций и пунктуация при них Однородные члены, связанные только перечислительной интонаций и пунктуация при них | |
48 | | | РР Изложение. Сравнительная характеристика двух лиц | |
49 | | | Однородные и неоднородные определения | |
50
51 | | | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | |
52 | | | РР. Сжатое изложение аудиотекст «Игрушки»» | |
53
54 | | | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них РК работа с текстом | |
55 | | | Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложений с однородными членами | |
56 | | | Повторение.Предложения с однородными членами предложения. | |
57 | | | Контрольная работа по теме Однородные члены предложения Комплексный анализ текста. | |
| | | ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ- 17(14+2+1) | |
58 | | | Понятие об обособлении | |
59 | | | Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них. | |
60-61 | | | РР Рассуждение на дискуссионную тему. сочинение –рассуждение Как я понимаю…. Объясните фразу в рассказе | |
62 | | | Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них. | |
63
64 | | | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. | |
65
66
67 | | | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. | |
68
69
70 | | | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. | |
71 | | | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. | |
72 73 | | | Повторение. Предложение с обособленными членами Повторение. Предложение с обособленными членами | |
74 | | | Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения» Московский дворик» | |
| | | СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ООБРАЩЕНИЕ- 3 ч (2+1) | |
75
76 | | | Обращение. Назначение обращений. Распространенные обращения. Выделительные знаки при обращении. Употребление обращений. | |
77 | | | РР Эпистолярный жанр. Составление делового письма | |
| | | ВВОДНЫЕ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ- 7 ч (5+1+1) | |
78
79 | | | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах , вводных сочетаниях и вводных предложений. | |
80 | | | Вставные слова, словосочетания и предложения. | |
81 | | | РР Публичное выступление | |
82 | | | Междометия в предложении | |
83 | | | синтаксический и пунктуационный разбор со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. | |
84 | | | Контрольный диктант по теме «Вводные и вставные конструкции» «Глазами художника» | |
| | | ЧУЖАЯ РЕЧЬ 8 ч (5+3) | |
85-86 | | | РР аудиоизложение «Великая Отечественная война». | |
87 | | | Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. | |
88 | | | Прямая речь РК работа с текстом | |
89 | | | Диалог РК работа с текстом | |
90 | | | РР аудиоСжатое изложение « Язык» | |
91 | | | Цитата | |
92 | | | Повторение.Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. РК | |
| | | ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ -10ч (1 +9) | |
93 94 | | | Синтаксис и морфология Синтаксис и морфология | |
95 96 | | | Синтаксис и пунктуация Синтаксис и пунктуация | |
97 98 | | | Синтаксис и культура речи. Синтаксис и культура речи. | |
99 100 | | | Синтаксис и орфография Синтаксис и орфография РК работа с текстом | |
101 | | | Годовой контрольный диктант «Незнакомая усадьба» | |
102 | | | Анализ диктанта | |
3