ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Удивительный мир слов» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
- Авторской программы ««Удивительный мир слов». Л.В. Петленко, В.Ю. Романова.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Программа связанна с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:
— осознание языка как явления национальной культуры и основного
средства человеческого общения; формирование позитивного отношения
к правильной речи как показателю общей культуры человека;
— знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
— овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
Важными ориентирами содержания данного предмета являются:
— развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
— формирование представлений о языке как универсальной ценности;
— изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
— развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
— включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
«Удивительный мир слов» — курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, уточнение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа по предмету «Удивительный мир слов» для учащихся 2-х классов рассчитана на 34 часа
Рабочая программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области Филология за счёт углубления знаний лингвистического, краеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ДАННОМУ КУРСУ
(Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.)
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ п/п | | | Универсальные учебные действия | |
1. | | 6 | участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; анализировать информацию, представленную на рисунке; наблюдать за функцией и ударением в слове; сравнивать произношение гласных и согласных звуков; контролировать правильность постановки ударения в словах; работать в паре и в малых группах; находить необходимую информацию и строить на ее основе связное монологическое высказывание. | |
2. | Азбука, прошедшая сквозь века. | | 5 | сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов; интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать информацию в практической деятельности. | |
3. | | 5 | формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; воспринимать на слух и понимать информационный текст; самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта; оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания. | |
4. | | 7 | моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова; самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях; анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями; анализировать значение приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова; находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание. | |
5. | | 10 | наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах; наблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника; самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю. | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Темы | Общее количество часов |
1 2 3 4 5 6 | Мир полон звуков Азбука, прошедшая сквозь века Всему название дано Как делаются слова Секреты правильной речи Итоговое занятие | 6 5 5 7 10 1 Итого: 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Содержание темы занятия | Дата | Характеристика деятельности уч-ся | Универсальные учебные действия |
Мир полон звуков (6 ч) |
1 | Звуки вокруг нас | | Разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов; игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»; проект «Как я говорил, когда был маленьким»;мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?». | участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; анализировать информацию, представленную на рисунке; сравнивать произношение гласных и согласных звуков; наблюдать за функцией и ударением в слове; контролировать правильность постановки ударения в словах; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах); находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание. |
2 | Фабрика речи | |
3 | Бессмыслица+бессмыслица=смысл | | участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; анализировать информацию, представленную на рисунке; сравнивать произношение гласных и согласных звуков; наблюдать за функцией и ударением в слове; контролировать правильность постановки ударения в словах; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах); находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание. |
4 | Полоса препятствий | |
5 | Рисуем звуками | | участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; анализировать информацию, представленную на рисунке; сравнивать произношение гласных и согласных звуков; наблюдать за функцией и ударением в слове; контролировать правильность постановки ударения в словах; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах); находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание. |
6 | Трудности словесного ударения. | |
Азбука, прошедшая сквозь века (5 ч) |
7 | Буквы старые и новые | | Чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы; экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности); конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки); рисование: «Весёлая буква Ё». | сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов; интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности; наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов. |
8 | Так считали наши предки Страницы древних книг | |
9 | Живая и веселая буква алфавита | |
10 | Загадки русской графики | |
11 | Буквы старые и новые | |
Всему название дано (5 ч) |
12 | Рождение языка. Какие слова появились первыми. | | Игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»; мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен…»; проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название» конкурс «Придумываем название для новых конфет». | формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; воспринимать на слух и понимать информационный текст; сравнивать толкование слова в различных словарях; самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта; оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания. |
13 | Сколько слов в языке? | |
14 | Имена, имена, имена… Увлекательные истории о самых простых вещах. | |
15 | Словари – сокровищница языка. Рождение языка. Какие слова появились первыми. | |
16 | Сколько слов в языке? | |
Как делаются слова (7 ч) |
17 | «Дальние родственники» | | Игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»; лингвистический эксперимент «Свойства корня»;конструирование слов по словообразовательным моделям; проект «Как конфеты получают свои названия». | моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова; самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях; наблюдать образование слов в русском языке; анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов; анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными; наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова; группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования); взаимодействовать и договариваться в процессе игры; находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание. |
18 | Слова «готовые» и «сделанные». | |
19 | Есть «родители» у слов? | |
20 | Внимание, корень! | |
21 | Такие разные суффиксы. | |
22 | Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»? | |
23 | Что нам стоит слово построить? | |
Секреты правильной речи (10 ч) |
24 | Словарное богатство русского языка | | Игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»;решение кроссвордов; составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»; составление шуточных рассказов и стихов. | наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи; различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; оценивать уместность использования слов в тексте; наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах; соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника; самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю. |
25 | Вместе и врозь | |
26 | Выбираем точное слово | |
27 | Одно или много? | |
28 | Когда у слов много общего? | |
29 | Когда значения спорят? | |
30 | Слова одинаковые, но разные | |
31 | «Местные жители и иностранцы» | |
32 | Как рождаются фразеологизмы? | |
33 | Выбор фразеологизма в речи | |
34 | Обобщение. Чему научились за год | | Оценивает правильность выполнения действий, осуществляет итоговый контроль по результатам выполнения задания; осуществляет учебное сотрудничество и взаимодействие, умеет договариваться. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материалы для учителя:
Буйко В. И., Таращенко Л. В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. – Екатеринбург: Литур, 2006
Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2005
Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990
Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007
Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика, 2005
Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1988
Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2007
Материалы для учащихся:
Михайлова С. Ю. Дружим с русским языком: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф
Михайлова С. Ю. Запоминаем слова с непроверяемым написанием: комплект рабочих тетрадей для 2-4 классов. – М.: Вентана-Граф
Демонстрационные таблицы к основным разделам грамматического материала.
Демонстрационный плакат с алфавитом, написанный курсивным шрифтом.